УКАЗАНИЕ МПС РФ от 29.12.2001 n И-2036у (ред. от 31.12.2002) <ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА, КРОМЕ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, НА 2002 ГОД>


МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗАНИЕ
от 29 декабря 2001 г. N И-2036у
(в ред. указаний МПС РФ от 31.12.2002 N И-1302у,
от 31.12.2002 N И-1304у)
В соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" учетная политика организации является элементом системы регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.
Организации федерального железнодорожного транспорта, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, формируют учетную политику исходя из своей структуры и отраслевой принадлежности.
В целях снижения совокупных народнохозяйственных затрат на перевозки грузов федеральным железнодорожным транспортом и реализации структурной реформы на железнодорожном транспорте, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 г. N 384 "О Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте":
1. Утвердить прилагаемую Учетную политику предприятий и учреждений федерального железнодорожного транспорта, кроме бюджетных учреждений, на 2002 год.
2. Начальникам железных дорог, руководителям других организаций:
2.1. Продолжить последовательное применение учетной политики.
2.2. Обеспечить выполнение допущений и требований, предусмотренных пунктами 6 и 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации", ПБУ 1/98, утвержденного Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н.
2.3. Включить в учетную политику организаций основные положения и существенные способы ведения бухгалтерского и налогового учета, предусмотренные учетной политикой организаций на 2002 год, утвержденной пунктом 1 настоящего указания.
2.4. При отсутствии в нормативных документах способа ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу разработать соответствующий способ, который должен быть всесторонне обоснован исходя из основополагающих принципов формирования достоверной информации и положений по бухгалтерскому учету.
2.5. Утвердить в соответствии с пунктами 5 и 9 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98):
учетную политику организации;
рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета, в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
правила документооборота и технологию обработки учетной информации;
порядок контроля за хозяйственными операциями и другие решения, необходимые для организации бухгалтерского и налогового учета;
сроки составления и представления промежуточной бухгалтерской отчетности.
2.6. Применять способы ведения бухгалтерского и налогового учета, избранные при формировании учетной политики, с первого января 2002 года.
2.7. При отражении фактов хозяйственной деятельности руководствоваться законодательством Российской Федерации и нормативными актами по бухгалтерскому и налоговому учету.
Первый заместитель Министра
М.В.ИВАНКОВ


Утверждена
указанием МПС России
от 29 декабря 2001 г. N И-2036у
УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА
ПРЕДПРИЯТИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА,
КРОМЕ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ,
НА 2002 ГОД
(в ред. указаний МПС РФ от 31.12.2002 N И-1302у,
от 31.12.2002 N И-1304у)
Раздел I. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
1. Основные положения
1.1. Учет выручки, доходных поступлений и доходов
1.1.1. Доходные поступления от перевозок грузов, пассажиров, почты и багажа (далее - перевозки), включая суммы налога на добавленную стоимость и налога с продаж, определяются по моменту предъявления расчетных документов грузоотправителям и грузополучателям и оформления проездных (перевозочных) документов пассажиров.
Полученная выручка от перевозок, включая суммы налога на добавленную стоимость и налога с продаж, учитывается по моменту поступления денежных средств на доходные и валютные счета МПС России, в товарные и билетные кассы железнодорожных станций и вокзалов, учета в счет расчетов по перевозкам стоимости полученных товарно-материальных ценностей и ценных бумаг, проведения зачетов взаимной задолженности.
Доходы железных дорог от перевозок формируются МПС России посредством распределения между железными дорогами, участвующими в перевозках, сумм доходных поступлений (без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж), учтенных в отчетном периоде.
Доходные поступления от перевозок в прямом сообщении (без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж) включаются в доходы железных дорог, участвующих в перевозках, пропорционально объемам перевозочной работы каждой из железных дорог и дополнительно перераспределяются по расчетным ценам, установленным МПС России в расчете на единицу перевозочной работы.
Доходные поступления от перевозок в прямом сообщении (без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж) включаются в доходы железных дорог, участвующих в перевозках, пропорционально объемам перевозочной работы каждой из железных дорог, за исключением сумм плацкарты, включаемых в доходы железных дорог формирования пассажирских поездов.
Доходные поступления от перевозок в местном сообщении (без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж) включаются в доход железной дороги, осуществляющей перевозки.
Порядок формирования доходных поступлений и доходов от перевозок грузов установлен указанием МПС России от 14.12.2001 N И-1926у.
Доходные поступления и полученная выручка от перевозок передаются из баланса доходных поступлений железной дороги в баланс Департамента финансов МПС России по субсчету 77.02 "Внутриведомственные расчеты по доходам от перевозок и прочим операциям железной дороги".
Полученная на доходные счета МПС России выручка от перевозок направляется железными дорогами:
на централизованный доходно-распределительный счет МПС России;
на расчетный счет железной дороги (в счет доходов от перевозок);
на счета других железных дорог.
Доходы от перевозок и финансирование в счет доходов передаются из баланса Департамента финансов МПС России в баланс финансовой службы железной дороги по субсчету 77.02 "Внутриведомственные расчеты по доходам от перевозок и прочим операциям".
Расчеты между балансом доходных поступлений и балансом основной деятельности ведутся через Департамент финансов МПС России.
В бухгалтерском учете Департамента финансов МПС России формируются данные, необходимые для контроля за перевозочной деятельностью железных дорог.
1.1.2. Валютная выручка, поступающая на валютные счета МПС России от иностранных железных дорог и организаций за перевозки, пользование вагонами и контейнерами, оказание других видов услуг, связанных с перевозками в международном сообщении, распределяются уполномоченным органом МПС России - центром "Желдоррасчет МПС России" в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Форма расчетного письма по выручке от перевозок и связанных с ними услуг в международном сообщении центра "Желдоррасчет МПС России" приведен в Приложении к настоящей учетной политике.
1.1.3. Учитывая взыскание провозных платежей преимущественно железными дорогами отправления и вызванную этим необходимость перераспределения выручки железным дорогам транзита и назначения грузов, пассажиров, почты и багажа, формирования пассажирских поездов, безналичные расчеты и инкассация наличных денежных средств, поступающих в оплату перевозок, осуществляются в соответствии с Положением о порядке проведения операций по доходным счетам МПС России, утвержденным Центральным банком Российской Федерации 25.03.1994 N 82 и МПС России N ЦФ-244.
1.1.4. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг предприятий и организаций федерального железнодорожного транспорта, кроме бюджетных учреждений (далее - организации), прочих видов деятельности определяется по мере отгрузки продукции, товаров, выполнения работ и оказания услуг и предъявления покупателям (заказчикам) расчетных документов.
Указанием МПС России от 01.07.2002 N И-583у "Об учете доходов и расходов по прочим видам хозяйственной деятельности железных дорог" определен Примерный перечень работ (услуг), оказываемых сторонним организациям и населению, учитываемых в составе прочих видов деятельности железных дорог.
(абзац введен указанием МПС РФ от 31.12.2002 N И-1304у)
Отдельные виды затрат от оказания услуг пассажирам, грузоотправителям и грузополучателям в соответствии с телеграммой МПС России от 30.09.2002 N И-10346 переведены из состава эксплуатационной деятельности в состав прочих видов деятельности.
(абзац введен указанием МПС РФ от 31.12.2002 N И-1304у)
Доходы от дополнительных услуг пассажирам, грузоотправителям и грузополучателям согласно телеграмме Департамента финансов МПС России от 05.08.2002 N ЦФД-17/205 подлежат учету в составе прочих видов деятельности.
(абзац введен указанием МПС РФ от 31.12.2002 N И-1304у)
В соответствии с телеграммой МПС России от 17.09.2002 N И-9933 денежные средства, полученные от оказания услуг грузоотправителям и пассажирам, зачисляются на доходные счета МПС России с последующим перечислением их на расчетные счета.
(абзац введен указанием МПС РФ от 31.12.2002 N И-1304у)
1.1.5. В соответствии с разделом IV "Признание доходов" Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации", ПБУ 9/99 (далее - Положение ПБУ 9/99), утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н (письмо Департамента финансов МПС России от 15.07.1999 N ЦФС-9/80), выручка признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:
организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
сумма выручки может быть определена;
имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;
право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);
расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.
Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из указанных в настоящем подпункте условий, то в бухгалтерском учете организации признается кредиторская задолженность.
Прочие поступления признаются в бухгалтерском учете в следующем порядке:
поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, и доходы от участия в уставных капиталах других организаций (когда это не является предметом деятельности организации) - аналогично выручке. При этом проценты начисляются за каждый истекший отчетный период в соответствии с условиями договора;
штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, а также возмещения причиненных организации убытков в отчетном периоде, в котором судом принято решение об их взыскании или они признаны должником;
суммы кредиторской или депонентской задолженности, по которой срок исковой давности истек в отчетном периоде, в котором истек срок исковой давности;
суммы дооценки активов в отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую произведена переоценка;
иные поступления по мере их образования (выявления).
1.1.6. В целях укрепления финансовой дисциплины, повышения доходов железных дорог, увеличения денежной выручки указанием МПС России от 06.10.1999 N 277у "О введении в действие "Положения об особом порядке финансирования железных дорог" с 1 октября 1999 года введено Положение об особом порядке финансирования железных дорог.
Основанием для перевода железной дороги на особый порядок финансирования является наличие признаков снижения платежеспособности железной дороги, выраженное в росте дебиторской и кредиторской задолженности, невыполнения заданий МПС России, а также других нарушений финансовой дисциплины.
В целях максимального взыскания выручки от перевозок денежными средствами необходимо обеспечивать неукоснительное соблюдение требований Транспортного устава железных дорог Российской Федерации в части проведения расчетов за перевозки, осуществляемые на федеральном железнодорожном транспорте, в денежной форме.
Проведение зачетных операций допускается в исключительных случаях в соответствии с Положением о проведении взаимозачетных операций через казначейство МПС России, утвержденным указанием МПС России от 19.06.2000 N 159у "Об улучшении проведения расчетных операций".
1.1.7. Расходные операции по централизованному доходно-распределительному, расчетным, текущим, валютным счетам МПС России осуществляются на основании платежного баланса, утвержденного Министром путей сообщения Российской Федерации в соответствии с Временным положением о порядке приема Департаментом финансов МПС России платежей к исполнению, утвержденным указанием МПС России от 06.03.2000 N 40у "Об утверждении Временного положения о порядке приема Департаментом финансов МПС России платежей к исполнению".
1.1.8. Указанием МПС России от 10.12.2000 N 309у "О завершении реорганизации предприятий основной деятельности железных дорог" предусмотрена реорганизация организаций основной деятельности железных дорог в структурные подразделения или филиалы железных дорог.
Порядок взаимодействия на основе хозяйственных договоров железных дорог и их подразделений, имеющих статус юридического лица, определен Методическими рекомендациями по нормированию доходов и расходов, планированию уровня рентабельности предприятий основной деятельности железных дорог на период до завершения их реорганизации в подразделения (филиалы), по порядку их взаимодействия на основе хозяйственных договоров, утвержденными МПС России 16 января 2001 года.
Финансовые взаимоотношения между железной дорогой и юридическими лицами в ее составе должны производиться как реализация работ

УКАЗАНИЕ МПС РФ от 29.12.2001 n И-2036у (ред. от 31.12.2002) <ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА, КРОМЕ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, НА 2002 ГОД>  »
Постановления и Указы »
Читайте также