ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ТРЕБОВАНИЙ К СПЕЦИАЛИСТАМ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ МЕНЕДЖЕР В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (утв. Минобразованием РФ 30.12.2002)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Ю.В.ШЛЕНОВ
30 декабря 2002 года
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ТРЕБОВАНИЙ
К СПЕЦИАЛИСТАМ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
"МЕНЕДЖЕР В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ
И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ"
1. Общая характеристика дополнительной
профессиональной образовательной программы для получения
дополнительной квалификации "Менеджер в области управления
природопользованием и охраны окружающей среды"
1.1. Обоснование потребности в реализации программы.
Актуальность и важность постановки экологического образования управленческих кадров отражены в документах Конференций ООН по окружающей среде и развитию, в материалах ряда других международных конференций. В соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" (ст. 73) руководители организаций и специалисты, принимающие экологически значимые решения, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
1.2. Цель, структура и приоритеты образовательной программы.
Цель - обеспечение высокого профессионального уровня знаний, умений и навыков управленческих кадров в сфере управления природопользованием и природоохранной деятельностью.
Достижение поставленной цели осуществляется по трем взаимосвязанным направлениям: общеуправленческая подготовка, включающая элементы теории управления и теории организации, правовые, экономические и социальные аспекты; подготовка в области социоприродного знания, содержащего основы геоэкологии, общей и социальной экологии, теории устойчивого развития; подготовка в специализированной области, содержащей конкретные методы и средства решений актуальных проблем управления природопользованием и охраны окружающей среды. Соответственно структурно-образовательная программа состоит из блоков общепрофессиональных и специальных дисциплин, внутри которых имеются относительно самостоятельные составляющие образовательной программы (модули), позволяющие их отдельное изучение. В целом в образовательной программе акцент делается на изучение актуальных вопросов государственного и муниципального управления, а также менеджмента в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
1.3. Контингент обучаемых лиц и сфера профессиональной деятельности.
Образовательная программа ориентирована прежде всего на обучение высшего звена управленческих кадров. К этой категории относятся государственные служащие специально уполномоченных государственных органов власти Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, а также руководящий состав других организаций, принимающих экологически значимые решения.
Сферами профессиональной деятельности менеджера в области управления природопользованием и охраны окружающей среды являются: органы государственного и муниципального управления природопользованием и природоохранной деятельности (министерства и ведомства, их федеральные и региональные учреждения, органы местного самоуправления); организации, которые оказывают или могут оказать негативное воздействие на окружающую среду (промышленные предприятия, фирмы, корпорации); учреждения системы высшего, послевузовского, дополнительного и среднего профессионального образования.
2. Требования к уровню подготовки, необходимому
для освоения дополнительной профессиональной
образовательной программы
2.1. Лица, желающие освоить дополнительную профессиональную образовательную программу для получения дополнительной квалификации "Менеджер в области управления природопользованием и охраны окружающей среды", должны иметь высшее профессиональное образование (бакалавр, магистр или дипломированный специалист) по направлениям и/или специальностям из числа ниже перечисленных:
520000 "Гуманитарные и социально-экономические науки", 540000 "Педагогические науки", 020000 "Гуманитарно-социальные специальности", 060000 "Специальности экономики и управления", а также избирательно по другим направлениям и специальностям, в том числе военные специальности.
2.2. Допускается конкурсный отбор абитуриентов, условия которого устанавливаются образовательным учреждением.
2.3. Нормативная трудоемкость программы обучения составляет 1108 часов, из них 888 - аудиторных.
3. Требования к дополнительной профессиональной
образовательной программе
3.1. Образовательная программа разрабатывается на основе настоящих Государственных требований.
3.2. Образовательная программа включает: примерный учебный план, примерные учебные программы по дисциплинам, примерную программу практики и стажировки.
3.3. Структура образовательной программы строится на основе блочно-модульного принципа. Относительно самостоятельные части программы могут быть освоены автономно в форме повышения квалификации (72 или 100 час.) и профессиональной переподготовки (не менее 500 час.)
3.4. В образовательной программе предусмотрены следующие компоненты:
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
ПП - предквалификационная практика или стажировка;
ИА - итоговая государственная аттестация.
4. Обязательный минимум содержания
образовательной программы
-------T--------------------------------------------------T------¬
¦Индекс¦ Наименование дисциплин ¦Кол-во¦
¦ ¦ ¦ауди- ¦
¦ ¦ ¦торных¦
¦ ¦ ¦часов ¦
+------+--------------------------------------------------+------+
¦ОПД.00¦Общеобразовательные дисциплины ¦ 454 ¦
+------+--------------------------------------------------+------+
¦ОПД.01¦Теория управления. Цели и функции теории ¦ 30 ¦
¦ ¦управления; функциональное разделение ¦ ¦
¦ ¦управленческого труда. Ключевые понятия: ¦ ¦
¦ ¦информация, состояние системы, обратная связь, ¦ ¦
¦ ¦алгоритм, принятие решений, оптимизация, ¦ ¦
¦ ¦адаптация. Внутренняя и внешняя среда в ¦ ¦
¦ ¦управлении, организационные формы и структуры ¦ ¦
¦ ¦управления. Теоретические основы менеджмента и его¦ ¦
¦ ¦современное состояние. Общенаучные методы теории ¦ ¦
¦ ¦управления; методы управленческого воздействия, ¦ ¦
¦ ¦методы решения управленческих проблем и реализации¦ ¦
¦ ¦функций менеджмента. Методология и организация ¦ ¦
¦ ¦процесса разработки управленческого решения; ¦ ¦
¦ ¦целевая ориентация управленческих решений, анализ ¦ ¦
¦ ¦альтернатив. Коммуникация в процессе управления. ¦ ¦
¦ ¦Управление как процесс; основной цикл управления; ¦ ¦
¦ ¦системно-синергетический подход; формирование ¦ ¦
¦ ¦новой управленческой парадигмы. Эффективность ¦ ¦
¦ ¦управления ¦ ¦
+------+--------------------------------------------------+------+
¦ОПД.02¦Теория организации. Природа и сущность ¦ 30 ¦
¦ ¦организации; организация и управление, законы ¦ ¦
¦ ¦организации, принципы организации; организационное¦ ¦
¦ ¦поведение; взаимодействие и адаптация к изменениям¦ ¦
¦ ¦внешней среды; жизненный цикл организаций; ¦ ¦
¦ ¦институциональные нормы в организационной системе:¦ ¦
¦ ¦формальные и неформальные; современные ¦ ¦
¦ ¦информационные технологии организационной ¦ ¦
¦ ¦культуры, оценка эффективности организационных ¦ ¦
¦ ¦систем; тенденции развития организаций ¦ ¦
+------+--------------------------------------------------+------+
¦ОПД.03¦Правовая система Российского государства. Сущность¦ 72 ¦
¦ ¦государства и права; нормы права, законность и ¦ ¦
¦ ¦правопорядок. ¦ ¦
¦ ¦Конституционное право России. Конституционно- ¦ ¦
¦ ¦правовой статус личности: институт гражданства в ¦ ¦
¦ ¦РФ, права и свободы. Конституционные основы ¦ ¦
¦ ¦федеративного устройства России. Конституционная ¦ ¦
¦ ¦система власти в РФ. ¦ ¦
¦ ¦Гражданское право. Система гражданского права. ¦ ¦
¦ ¦Соотношение федерального законодательства и ¦ ¦
¦ ¦законодательства субъектов в РФ. Гражданский ¦ ¦
¦ ¦кодекс. Виды гражданских правоотношений. ¦ ¦
¦ ¦Ответственность по обязательствам РФ, субъекта РФ,¦ ¦
¦ ¦муниципального образования. Право собственности. ¦ ¦
¦ ¦Государственная и муниципальная собственность. ¦ ¦
¦ ¦Защита права собственности. Гражданско-правовой ¦ ¦
¦ ¦договор: содержание, заключение, расторжение. ¦ ¦
¦ ¦Административное право. Система административного ¦ ¦
¦ ¦права. Административно-правовые нормы и отношения,¦ ¦
¦ ¦субъекты, источники административного права. ¦ ¦
¦ ¦Гражданин как субъект административного права. ¦ ¦
¦ ¦Административно-правовая защита прав и законных ¦ ¦
¦ ¦интересов личности. Формы и методы осуществления ¦ ¦
¦ ¦исполнительной власти. Административно-правовые ¦ ¦
¦ ¦акты; административный договор. Ответственность по¦ ¦
¦ ¦административному праву. Административное правовое¦ ¦
¦ ¦обеспечение законности и дисциплины. Контроль и ¦ ¦
¦ ¦надзор в сфере исполнительной власти. ¦ ¦
¦ ¦Трудовое право. Трудовое правоотношение. Правовое ¦ ¦
¦ ¦регулирование отношений в сфере занятости и ¦ ¦
¦ ¦трудоустройства. Трудовой коллектив, права и роль ¦ ¦
¦ ¦профсоюзов, коллективный договор. Трудовой договор¦ ¦
¦ ¦и его виды. Ответственность работников и субъектов¦ ¦
¦ ¦управления трудовой деятельности. Трудовые ¦ ¦
¦ ¦конфликты и порядок их разрешения. Надзор и ¦ ¦
¦ ¦контроль за соблюдением законодательства о труде ¦ ¦
+------+--------------------------------------------------+------+
¦ОПД.04¦Система государственного и муниципального ¦ 100 ¦
¦ ¦управления. Предмет государственного и ¦ ¦
¦ ¦муниципального управления. Общественные процессы ¦ ¦
¦ ¦как объект управления. Цели, функции, ¦ ¦
¦ ¦организационная структура государственного ¦ ¦
¦ ¦управления. Формирование государственной политики ¦ ¦
¦ ¦и ее реализация. Органы государственной власти в ¦ ¦
¦ ¦РФ. ¦ ¦
¦ ¦Государственная служба и кадровая политика. ¦ ¦
¦ ¦Должности и прохождение государственной службы. ¦ ¦
¦ ¦Управление государственной службой. Принципы и ¦ ¦
¦ ¦механизмы реализации государственной кадровой ¦ ¦
¦ ¦политики. Реформирование государственной службы ¦ ¦
¦ ¦России. ¦ ¦
¦ ¦Государственное регулирование экономики. Стратегия¦ ¦
¦ ¦развития российской экономики. Научно-техническая,¦ ¦
¦ ¦промышленная, аграрная и инвестиционная политика ¦ ¦
¦ ¦государства на современном этапе. Прогнозирование ¦ ¦
¦ ¦и индикативное планирование социально- ¦ ¦
¦ ¦экономического развития. ¦ ¦
¦ ¦Местное самоуправление: понятие и сущность; ¦ ¦
¦ ¦территориальные основы, организационные формы. ¦ ¦
¦ ¦Состав органов местного самоуправления, их функции¦ ¦
¦ ¦и полномочия; контроль и ответственность ¦ ¦
¦ ¦должностных лиц. Взаимоотношения государственной и¦ ¦
¦ ¦муниципальной власти. ¦ ¦
¦ ¦Управленческая деятельность органов ¦ ¦
¦ ¦государственного и муниципального управления. ¦ ¦
¦ ¦Технология подготовки и реализации управленческих ¦ ¦
¦ ¦решений. Психология профессиональной деятельности ¦ ¦
¦ ¦управленческих кадров. Регулирование межличностных¦ ¦
¦ ¦отношений в управленческом коллективе. Современное¦ ¦
¦ ¦информационное обеспечение государственного и ¦ ¦
¦ ¦муниципального управления ¦ ¦
+------+--------------------------------------------------+------+
¦ОПД.05¦Геоэкология. Структура и динамика геосферы Земли. ¦ 30 ¦
¦ ¦Энергетика геосферы. Влияние геологических ¦ ¦
¦ ¦процессов на функционирование экосистем. ¦ ¦
¦ ¦Биогеохимические циклы и их изменение ¦ ¦
¦ ¦хозяйственной деятельностью. Природные и ¦ ¦
¦ ¦техногенные территориальные комплексы. ¦ ¦
¦ ¦Моделирование ландшафтов. Устойчивость ландшафтов ¦ ¦
¦ ¦к техногенному воздействию. Антропогенное ¦ ¦
¦ ¦воздействие на атмосферу, гидросферу и литосферу ¦ ¦
+------+--------------------------------------------------+------+
¦ОПД.06¦Общая экология. Взаимодействие организмов и среды ¦ 40 ¦
¦ ¦их обитания; динамика популяций и лимитирующие ¦ ¦
¦ ¦факторы. Биотическое сообщество, взаимоотношения ¦ ¦
¦ ¦биологических видов. Экологическая система: ¦ ¦
¦ ¦структурно-функциональная организация. Биотический¦ ¦
¦ ¦круговорот веществ, взаимодействие между ¦ ¦
¦ ¦биотическими и абиотическими компонентами. ¦

ПРИКАЗ Госкомрыболовства РФ от 30.12.2002 n 494 О МЕРАХ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РЕШЕНИЙ ТРИДЦАТЬ ПЕРВОЙ СЕССИИ СМЕШАННОЙ РОССИЙСКО-НОРВЕЖСКОЙ КОМИССИИ ПО РЫБОЛОВСТВУ (вместе с ПРОТОКОЛОМ от 08.11.2002)  »
Постановления и Указы »
Читайте также