ПРИКАЗ ГУГПС МЧС РФ от 27.12.2002 n 51 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (вместе с НПБ 311-2002 ТЕХНИКА ПОЖАРНАЯ. ПОЖАРНЫЙ ШТАБНОЙ АВТОМОБИЛЬ. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ)


МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ
ПРИКАЗ
от 27 декабря 2002 г. N 51
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Утвердить и ввести в действие с 1 января 2003 года прилагаемые нормы пожарной безопасности НПБ 311-2002 "Техника пожарная. Пожарный штабной автомобиль. Общие технические требования. Методы испытаний".
Начальник,
генерал-майор
внутренней службы
В.Т.КИШКУРНО



Утверждены
Приказом ГУГПС МЧС России
от 27 декабря 2002 г. N 51
Дата введения -
1 января 2003 года
НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ТЕХНИКА ПОЖАРНАЯ. ПОЖАРНЫЙ ШТАБНОЙ АВТОМОБИЛЬ.
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
FIRE ENGINEERING. COMMAND VEHICLE.
GENERAL TECHNICAL REQUIREMENTS. TEST METHODS
НПБ 311-2002
Разработаны Федеральным государственным учреждением "Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны" (ФГУ ВНИИПО) МЧС России.
Утверждены Приказом ГУГПС МЧС России от 27 декабря 2002 г. N 51.
Дата введения в действие - 1 января 2003 г.
Вводятся впервые.
1. Область применения
1.1. Настоящие нормы пожарной безопасности (далее - нормы) распространяются на вновь разрабатываемые или модернизируемые пожарные штабные автомобили (АШ), создаваемые на различных автомобильных шасси, а также на базе автобусов.
1.2. Настоящие нормы применяются на всех стадиях разработки, изготовления и испытания АШ, а также при сертификационных испытаниях.
2. Термины и определения
В настоящих нормах применены следующие термины с соответствующими определениями.
Пожарный штабной автомобиль (АШ) - пожарный автомобиль, предназначенный для доставки к месту пожара (аварии, катастрофы) личного состава, пожарно-технического вооружения (ПТВ) и оборудования, средств проводной и радиосвязи, обеспечения на месте пожара работы штаба пожаротушения.
АШ создает на месте пожара (аварии, катастрофы) условия для работы оперативного штаба и обеспечения его каналами оперативной связи.
Оперативный штаб (на пожаре) - временно сформированный нештатный орган управления на пожаре, создаваемый руководителем тушения пожара (РТП) при привлечении на тушение пожара сил и средств пожарной охраны по повышенному номеру (рангу) пожара, и (или) организации на месте пожара трех и более боевых участков, и (или) необходимости детального согласования действий по тушению пожара с инженерно-техническим персоналом объекта и местной администрацией.
Главный параметр - один из основных (базовых) параметров, отличающийся стабильностью при всех технических усовершенствованиях автомобиля и различной технологии его изготовления, служащий для определения числовых значений других основных параметров.
Основные параметры - параметры, характеризующие автомобиль по основным функциональным назначениям.
Базовое шасси - автомобильное шасси, полно- или неполноприводное, серийно выпускаемое, с доработкой кузова (салона) в целях приспособления его для выполнения специальных работ.
Салон - замкнутое пространство, предназначенное для размещения боевого расчета, ограниченное крышей, полом, боковыми стенками (бортами), дверями, окнами.
Аварийный выход - аварийная дверь, аварийное окно или аварийный люк, предназначенные для использования в качестве выхода при невозможности использовать штатные места выхода.
Электросиловая установка (ЭСУ) - совокупность агрегатов, линий и вспомогательного оборудования, предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии.
Основной источник питания - электроагрегат для питания всего электрооборудования АШ, производящий электрическую энергию с помощью двигателя внутреннего сгорания.
Внешний источник питания - электроагрегат или промышленная сеть с регулировочными характеристиками, по частоте и напряжению аналогичными основному источнику питания.
Снаряженная масса автомобиля - масса полностью заправленного (топливом, маслами, охлаждающей жидкостью и пр.) пожарного штабного автомобиля, укомплектованного (запасным колесом, инструментом), но без водителя, боевого расчета, средств индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД), пожарно-технического вооружения (ПТВ), средств связи и освещения.
Полная масса автомобиля - сумма снаряженной массы АШ и массы доставляемого боевого расчета, включая водителя, средств связи и освещения, оборудования и ПТВ.
Перечень стандартов и других нормативных документов, использованных в НПБ, приведен в Приложении А.
3. Обозначение
3.1. Обозначение пожарного штабного автомобиля должно иметь следующую структуру:
АШ - XX (XXXX) мод XXA XX - X
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----+----+-----+-------+---+-- Тип пожарного автомобиля
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----+-----+-------+---+-- Главный параметр АШ
¦ ¦ ¦ ¦
L-----+-------+---+-- Индекс модели базового шасси
¦ ¦ ¦ по классификации автомобильной
¦ ¦ ¦ промышленности
¦ ¦ ¦
L-------+---+-- Обозначение модели АШ в системе
¦ ¦ разработчика с указанием
¦ ¦ модернизации (А - первая,
¦ ¦ Б - вторая и т.д.)
¦ ¦
L---+-- Две прописные буквы, указывающие
¦ название населенного пункта, где
¦ находится предприятие-изготовитель
¦
L-- Обозначение нормативного документа
(ГОСТ, ТУ)
3.2. Пример условных обозначений:
АШ-5 (2705) мод. 90Б ЖС ТУ - автомобиль пожарный штабной, имеющий 5 мест боевого расчета, на шасси ГАЗ-2705, модели 90Б, изготовленный на ОАО "Жуковский машиностроительный завод" по ТУ.
4. Главный и основные параметры
4.1. В качестве главного параметра АШ принимают число мест боевого расчета оперативного штаба пожаротушения (включая место водителя), выбираемое из ряда: 3, 5, 7. Другие значения главного параметра АШ (при необходимости) устанавливаются нормативно-технической документацией на конкретные модели.
4.2. Основные параметры АШ в соответствии с номенклатурой показателей назначения устанавливаются "Типажом пожарных автомобилей".
5. Общие технические требования
5.1. Общие требования
5.1.1. Полная масса АШ и осевые нагрузки не должны превышать значений, установленных заводом - изготовителем шасси, а нагрузки на левый и правый борт не должны отличаться друг от друга более чем на 1% от полной массы.
5.1.2. Габаритные размеры АШ - в соответствии с нормативно-технической документацией на конкретную модель.
5.1.3. АШ должен соответствовать климатическому исполнению по ГОСТ 15150, с учетом возможной эксплуатации автомобиля в атмосфере типа 2. Требования к размещению автомобиля в период оперативного ожидания - по ГОСТ 12.4.009 (в помещениях с температурой воздуха не ниже 10 °C).
5.1.4. АШ должен быть оборудован противотуманными фарами и двумя фарами-искателями, одна из которых расположена на кабине водителя, другая - в задней части кузова. Управление передней фарой-искателем - из кабины, с рабочего места водителя. Требования к размещению и подключению противотуманных фар - по ГОСТ 25478.
5.1.5. Размещение и крепление оборудования, электросиловой установки (ЭСУ), СИЗОД и ПТВ на АШ должны обеспечивать безопасность и оперативность выполнения функциональных задач при боевом развертывании, а также во время движения, при техническом обслуживании и ремонте. Масса отдельных укладок имущества, предназначенного для переноски вручную при эксплуатации, не должна превышать 40 кг.
5.1.6. Уровень вибрации на рабочих местах и на полу салона для боевого расчета АШ - в соответствии с ГОСТ 12.1.012.
5.1.7. Система вентиляции должна обеспечивать в кабине и салоне АШ при закрытых окнах, люках и дверях избыточное давление и обмен воздуха в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50993. При отсутствии общих технических требований по избыточному давлению воздуха АШ их можно заменить расчетными данными.
5.1.8. Углы свеса АШ должны быть:
а) неполноприводное шасси, не менее - передний 20°, задний 15°;
б) полноприводное шасси, не менее - передний 25°, задний 25°;
в) автобуса - в зависимости от класса по ГОСТ 20774.
5.1.9. Угол поперечной устойчивости АШ с полной массой должен быть не менее 30°.
5.1.10. Отношение номинальной мощности двигателя к полной массе ПА (удельная мощность) должно быть не менее 11 кВт/т (15 л.с./т).
5.2. Составные части АШ
5.2.1. Пожарный штабной автомобиль должен состоять из следующих основных частей:
а) базового шасси;
б) кабины (отсека) водителя;
в) штабного салона;
г) грузового отсека.
5.2.2. Комплектация штабного автомобиля должна включать в себя следующие виды оборудования:
а) средства радиосвязи и проводной телефонной связи;
б) аппаратуру звукозаписи и звукоусиления;
в) средства вычислительной техники;
г) внешний источник питания;
д) выносной штабной стол.
5.3. Требования к базовым шасси
5.3.1. Шасси, используемые для изготовления АШ, должны быть сертифицированы в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, а также иметь необходимую сопроводительную документацию.
5.3.2. Число и цвет проблесковых маяков, специальный звуковой сигнал АШ, цветографическая схема - в соответствии с ГОСТ Р 50574.
5.3.3. Количество, место расположения устройств освещения и световой сигнализации для всех типов базовых шасси, подвергшихся доработке при изготовлении АШ, должны соответствовать требованиям ГОСТ 6964, ГОСТ 8769, ГОСТ 20961.
5.3.4. Уровень радиопомех - по ГОСТ 17822.
5.3.5. Остекление кабины и салона - травмобезопасное по ГОСТ 5727.
5.3.6. Экологические характеристики шасси должны соответствовать требованиям:
а) уровень внешнего и внутреннего шума - по ГОСТ 27435, ГОСТ 27436;
б) содержание окиси углерода в отработавших газах шасси с бензиновыми двигателями - по ГОСТ 17.2.2.03;
в) дымность отработавших газов шасси с дизельными двигателями - по ГОСТ 21393.
5.3.7. Конструкцией шасси должна быть предусмотрена возможность транспортирования АШ средствами наземного транспорта в соответствии с ГОСТ 15150, ГОСТ 2349.
5.3.8. Источник питания (аккумуляторная батарея, генератор) АШ должны иметь запас мощности, достаточный для подключения дополнительных потребителей электроэнергии (маяков, прожекторов, фар-искателей, радиостанций и др.).
5.3.9. Эксплуатационная технологичность, трудоемкость технического обслуживания и ремонта техники - по ГОСТ 21624.
5.4. Требования к кабине водителя
5.4.1. Кабина и рабочее место водителя должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.032.
5.4.2. Рабочее место водителя АШ на автобусном шасси должно быть изолировано от салона перегородкой или иметь ограждение.
5.4.3. Кабина АШ должна быть оборудована подножками и поручнями, если нижняя кромка дверного проема находится выше 650 мм от уровня дорожного полотна.
5.4.4. Внутренние замки дверей должны иметь устройство, исключающее их самопроизвольное открытие во время движения АШ. Ручки запорных механизмов должны иметь травмобезопасную форму.
5.4.5. Двери должны иметь устройства, фиксирующие их в закрытом и открытом (не менее 75°) положениях.
5.4.6. Ширина рабочего пространства для водителя должна составлять не менее 800 мм.
5.5. Требования к салону
5.5.1. Салон АШ должен обеспечивать возможность оперативной посадки и высадки личного состава, удобство и безопасность его размещения, а также установку необходимого вывозимого оборудования, инструмента и ПТВ.
5.5.2. Салон АШ должен состоять из двух отсеков, разделенных перегородкой и предназначенных для размещения:
а) личного состава;
б) боевой одежды начальствующего состава, СИЗОД и другого пожарно-технического вооружения.
5.5.3. Конструкция и размеры отсеков салона должны обеспечивать установку необходимого оборудования и аппаратуры, их обслуживание и демонтаж, а также предусматривать необходимое количество рабочих мест, исходя из нормативно-технической документации на конкретную модель АШ.
5.5.4. Эргономические показатели организации рабочих мест должны соответствовать ГОСТ 12.2.032. Конструкция салона АШ должна обеспечивать сохранение жизненного пространства для личного состава при опрокидывании, лобовом столкновении, наездах сбоку и сзади.
5.5.5. Уровень шума в салоне АШ во время работы ЭСУ - по ГОСТ 27435, на рабочих местах (снаружи АШ) - по ГОСТ 27436 и ГОСТ 12.1.003.
5.5.6. Уровень освещенности (в соответствии со СНиП 23-05) прохода салона - не менее 20 лк, подножек и ступеней на уровне их поверхностей - не менее 10 лк, рабочего штабного стола - не менее 100 лк на уровне 1 м от пола.
5.5.7. Оборудование и ПТВ в салоне необходимо размещать с учетом обеспечения пассивной безопасности для личного состава. Крепление сборочных единиц и деталей должно исключать их самопроизвольное перемещение во время движения АШ.
5.5.8. Схема размещения в АШ оборудования, аппаратуры, снаряжения и инструмента должна обеспечивать оперативность боевого развертывания.
5.5.9. Управление дверьми салона боевого расчета АШ на базе автобуса должно осуществляться с места водителя с помощью дистанционного привода. Дистанционный привод каждой двери должен дублироваться устройством, размещенным внутри салона на видном и доступном месте, вблизи от двери, которой оно управляет.
Двери салона боевого расчета, не имеющие дистанционного привода, должны быть снабжены запорным устройством, исключающим возможность их случайного открывания. АШ должны быть оснащены устройством, сигнализирующим водителю о положении дверей.
5.5.10. АШ на автобусном шасси должен иметь не менее двух аварийных выходов с каждой боковой стороны и, кроме того, не менее одного аварийного люка в крыше - при габаритной длине автобуса до 7,5 м включительно и двух люков в крыше - при большей габаритной длине.
5.5.11. Аварийная (запасная) дверь должна соответствовать базовому шасси и удовлетворять следующим требованиям:
а) ширина в свету не менее 550 мм;
б) высота не менее 1250 мм;
в) дверь должна иметь ручки

НОРМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВЕТЕРИНАРНЫХ ОБЪЕКТОВ ДЛЯ ГОРОДОВ И ИНЫХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ. НТП-АПК 1.10.07.002-02 (утв. Минсельхозом РФ 27.12.2002)  »
Постановления и Указы »
Читайте также