РАСПОРЯЖЕНИЕ Минтранса РФ от 25.12.2002 n ИС-1147-р О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ОДН 218.5.016.2002 ПОКАЗАТЕЛИ И НОРМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ


МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 25 декабря 2002 г. N ИС-1147-р
О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ОДН 218.5.016.2002
"ПОКАЗАТЕЛИ И НОРМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ"
В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и в целях исполнения требований по обеспечению экологической безопасности вновь строящихся и эксплуатируемых автомобильных дорог общего пользования Российской Федерации:
1. Ввести в действие и рекомендовать к применению с 1 января 2003 г. ОДН 218.5.016.2002 "Показатели и нормы экологической безопасности автомобильной дороги" (далее - ОДН).
2. Федеральным управлениям автомобильных дорог, управлениям автомобильных магистралей, дирекциям по строительству (реконструкции) федеральных автомобильных дорог организовать применение ОДН и осуществление комплекса необходимых мероприятий, направленных на его внедрение при выполнении работ по обеспечению экологической безопасности вновь строящихся и эксплуатируемых автомобильных дорогах общего пользования Российской Федерации.
3. Территориальным органам управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации рекомендовать использование ОДН и осуществление комплекса необходимых мероприятий, направленных на его внедрение при выполнении работ по обеспечению экологической безопасности вновь строящихся и эксплуатируемых автомобильных дорог общего пользования Российской Федерации.
4. Управлению инноваций и технического нормирования в дорожном хозяйстве Росавтодора (Чванов В.В.) с участием Информавтодора (Мепуришвили Д.Г.) в установленном порядке организовать распространение ОДН 218.5.016.2002 "Показатели и нормы экологической безопасности автомобильной дороги" в организациях, упомянутых в п. 2 настоящего распоряжения.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
Первый заместитель Министра
И.СЛЮНЯЕВ



ОТРАСЛЕВЫЕ ДОРОЖНЫЕ НОРМЫ
ПОКАЗАТЕЛИ И НОРМЫ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ
ОДН 218.5.016-2002
1. Согласованы Министерством природных ресурсов Российской Федерации (письмо от 22.10.2002 N 33-39/3096).
2. Утверждены Первым заместителем Министра транспорта Российской Федерации И.Н. Слюняевым.
3. Введены в действие распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 25.12.02 N ИС-1147-р.
4. Разработаны МАДИ (ТУ) на основе и в соответствии с действующими нормативными документами с учетом задач, стоящих перед дорожной службой по организации и проведению работ при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог.
Введение
Настоящие показатели и нормы экологической безопасности автомобильной дороги разработаны впервые.
Документ разработан на основе анализа материалов исследований о влиянии автомобильных дорог и автомобильного транспорта на природную среду прилегающих к дорогам территорий, выполненных в России и за рубежом, утвержденных в Российской Федерации методов и норм проектирования, строительства, содержания и ремонта автомобильных дорог, оценки состояния окружающей среды, условий жизни населения, а также используемых при этом показателей и оценочных измерителей.
Настоящие "Показатели и нормы..." предназначены для применения федеральными и территориальными дорожными органами, дорожными проектными, строительными и эксплуатационными организациями при оценке экологического состояния автомобильных дорог в процессах их проектирования, строительства, реконструкции, эксплуатации, содержания и ремонта. Они могут быть использованы также природоохранными органами, другими организациями, занимающимися вопросами оценки и снижения негативного воздействия автомобильной дороги на окружающую природную среду.
1. Основные положения
1.1. Настоящий документ определяет требования по обеспечению экологической безопасности вновь строящихся и эксплуатируемых автомобильных дорог общего пользования Российской Федерации и направлен на минимизацию и ликвидацию вредных воздействий на окружающую природную среду инженерных сооружений автомобильных дорог и автомобильного транспорта в части, обусловленной влиянием характеристик дорог на движение автомобилей.
1.2. Реализация требований позволяет целенаправленно совершенствовать транспортно-эксплуатационные характеристики дорог с целью уменьшения, в некоторых случаях - ликвидации вредных воздействий инженерных сооружений дорог и автомобильного транспорта на окружающую природную среду, повышения безопасности, удобства и комфортабельности движения автомобилей.
1.3. "Показатели..." разработаны на основе требований закона об охране окружающей природной среды в Российской Федерации с учетом требований обеспечения безопасности, удобства и комфортабельности движения автомобилей, сокращения потребления природных ресурсов при строительстве и эксплуатации дорог.
1.4. Показатели экологической безопасности автомобильных дорог и их нормативные значения установлены с учетом возможностей их реализации дорожными организациями при проектировании, строительстве, эксплуатации, содержании и ремонте дорог.
1.5. Настоящие показатели и нормы распространяются на участки автомобильных дорог общего пользования, придорожные территории, а также объекты дорожного сервиса, расположенные на придорожных территориях.
2. Понятия и определения
2.1. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:
- земля, недра, почвы;
- поверхностные и подземные воды;
- леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;
- атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
2.2. В соответствии с Законом РФ "Об охране окружающей среды" (N 7-ФЗ, 10 января 2002 года) в настоящих нормах под экологической безопасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
2.3. Автомобильные дороги отнесены к объектам экологической опасности. В зависимости от уровня экологической опасности они разделены на три класса:
Первый класс - крупные объекты, оказывающие значительное воздействие на окружающую среду, - федеральные и областные магистральные и скоростные дороги I и II категорий с числом полос движения не менее четырех и искусственные сооружения на них, отдельные мосты и путепроводы длиной более 500 м. Международными нормами и федеральными документами строительство дорожных объектов первого класса отнесено к экологически опасным видам деятельности.
Второй класс - объекты, оказывающие существенное воздействие на окружающую среду. Дороги II и III категорий с расчетной (перспективной) интенсивностью движения более 2000 ед. в сутки и сооружения на них. Отдельные участки прочих дорог в населенных пунктах и на особо охраняемых территориях, а также в сложных условиях индивидуального проектирования.
Третий класс - объекты, оказывающие незначительное, локальное воздействие на окружающую среду. Автомобильные дороги с расчетной интенсивностью движения менее 2000 ед. в сутки и транспортные сооружения на них. Технически несложные дорожные объекты по проектам массового или повторного применения. Ремонтные работы.
2.4. Под экологической безопасностью автомобильной дороги (экологически безопасным ее состоянием) понимается ее способность обеспечивать минимум вредных воздействий и загрязнений природной среды прилегающих к дорогам территорий, формируемых инженерными сооружениями и конструкциями автомобильной дороги, и их воздействием на работу автомобильного транспорта.
2.5. Экологически безопасное состояние автомобильной дороги характеризуется:
- техническим состоянием дороги и дорожных сооружений;
- уровнем загрязнения природной среды придорожной полосы;
- влиянием технического состояния автомобильной дороги на выбросы вредных веществ автомобильным транспортом.
2.6. Показатели экологически безопасного состояния автомобильной дороги делятся на две группы: экологические и экологически значимые.
2.7. Экологические показатели - показатели, характеризующие уровень загрязнения воздуха, воды, почвы, воздействия на биосферу (человека, растительность, животный мир) и отражающие совместное влияние на природу автомобильного транспорта и инженерных сооружений автомобильной дороги.
2.8. Экологически значимые показатели - показатели, характеризующие техническое состояние элементов (конструкций) автомобильной дороги или работ по ее содержанию или ремонту, отражающие влияние и воздействие на природную среду собственно автомобильной дороги и воздействие последней на экологические показатели автомобильного транспорта.
2.9. Экологически безопасным считается такое состояние автомобильной дороги, при котором:
- нарушение и загрязнение природной среды придорожной территории, формируемые и обусловленные инженерными сооружениями и конструкциями дороги, отсутствуют или являются минимально возможными при существующих технологиях и современных требованиях народного хозяйства;
- созданы условия, обеспечивающие минимально возможное (при существующих технологиях и требованиях народного хозяйства) воздействие на природу со стороны автомобильного транспорта, находящегося на автомобильной дороге.
2.10. Под придорожной территорией понимается: для федеральных автомобильных дорог - прилегающие с обеих сторон к полосе отвода дороги участки земли шириной: на загородных участках дорог от 50 до 100 - 150 м, считая от границы полосы отвода, в границах поселений - до границы существующей застройки, но не более 50 м (Постановление Правительства РФ от 1 декабря 1998 г. N 1420); для территориальных дорог - придорожные полосы, ширина которых считается от границы полосы отвода и определена постановлением местных органов власти.
2.11. Уровень экологической безопасности автомобильной дороги оценивается путем сопоставления фактических и нормативных значений экологических и экологически значимых показателей, выражаемых в количественной или качественной форме.
Воздействие технологического процесса строительства, содержания и ремонта автомобильной дороги на природную среду может быть оценено по Методике ВСН 8-89 (Приложение 10).
3. Основные направления и формы воздействия
автомобильной дороги на окружающую природную среду
Источниками воздействия автомобильной дороги на окружающую природную среду являются:
1. Автомобильный транспорт, находящийся на дороге.
2. Инженерные сооружения дорог: земляное полотно, мостовые переходы и путепроводы, водоотводные и малые водопропускные сооружения.
3. Отдельные конструкции дорожных сооружений: дорожная одежда, обочины земляного полотна.
4. Объекты дорожной инфраструктуры: площадки отдыха, автозаправочные станции, пункты питания, остановки общественного транспорта.
Основные направления, формы и характеристики воздействия автомобильной дороги на окружающую природу представлены в таблице.
------------T--------------T-------------------------------------¬
¦ Элемент ¦Воздействующий¦Характеристика воздействия на природу¦
¦ природы, ¦ фактор и его ¦ ¦
¦на который ¦ элемент ¦ ¦
¦оказывается¦ ¦ ¦
¦воздействие¦ ¦ ¦
+-----------+--------------+-------------------------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+-----------+--------------+-------------------------------------+
¦ Автомобильная дорога ¦
+-----------T--------------T-------------------------------------+
¦ВОЗДУХ ¦Автомобили, ¦Загрязнение воздуха в результате выб-¦
¦ ¦находящиеся на¦роса отработавших газов (ОГ) двигате-¦
¦ ¦дороге ¦лей, поступающих в воздух продуктов ¦
¦ ¦ ¦износа деталей автомобилей и автомо- ¦
¦ ¦ ¦бильных шин. ¦
¦ ¦ ¦Акустическое загрязнение транспортным¦
¦ ¦ ¦шумом ¦
+-----------+--------------+-------------------------------------+
¦ ¦Земляное по- ¦Изменение температурного, влажностно-¦
¦ ¦лотно ¦го, ветрового режима около высоких ¦
¦ ¦ ¦насыпей ¦
+-----------+--------------+-------------------------------------+
¦ ¦Дорожная одеж-¦Влияние на количество и состав отра- ¦
¦ ¦да ¦ботавших газов автомобилей, количе- ¦
¦ ¦ ¦ство продуктов износа деталей автомо-¦
¦ ¦ ¦билей и автомобильных шин. ¦
¦ ¦ ¦Загрязнение воздуха продуктами износа¦
¦ ¦ ¦дорожного покрытия, пылью и мусором с¦
¦ ¦ ¦его поверхности. ¦
¦ ¦ ¦Дополнительное акустическое загрязне-¦
¦ ¦ ¦ние вследствие влияния на уровень ¦
¦ ¦ ¦транспортного шума ¦
+-----------+--------------+-------------------------------------+
¦ ¦Дорожная ин- ¦Загрязнение воздуха выбросами на АЗС,¦
¦ ¦фраструктура ¦выбросами отработавших газов в местах¦
¦ ¦ ¦остановок и стоянок автомобилей ¦
¦ ¦ ¦(станциях технической помощи, пунктах¦
¦ ¦ ¦питания) ¦
+-----------+--------------+-------------------------------------+
¦ ¦Пересечения ¦Загрязнение воздуха дополнительными ¦
¦ ¦дорог ¦выбросами ОГ, обусловленными органи- ¦
¦ ¦ ¦зацией движения транспорта (из-за ¦
¦ ¦ ¦снижения скорости, остановок) ¦
+-----------+--------------+-------------------------------------+
¦ЗЕМЛЯ ¦ ¦
+-----------+--------------T-------------------------------------+
¦Ландшафт ¦Все инженерные¦Изъятие территории под инженерные со-¦
¦местности ¦сооружения ¦оружения, карьеры, кавальеры,

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстандарта РФ от 25.12.2002 n 516-ст О ПРИНЯТИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА  »
Постановления и Указы »
Читайте также