УЧЕТ, ОЦЕНКА И АНАЛИЗ КЛИНИКО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ n 2002/140 (утв. Минздравом РФ 20.12.2002 n 2510/224-03-34)


Утверждаю
Первый заместитель
Министра здравоохранения РФ
А.И.ВЯЛКОВ
20 декабря 2002 г. N 2510/224-03-34
УЧЕТ, ОЦЕНКА И АНАЛИЗ КЛИНИКО-ЭКСПЕРТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
N 2002/140
Аннотация
Методические рекомендации разработаны в соответствии с Приказом Минздрава России от 21.05.02 N 154 "О введении формы учета клинико-экспертной работы в лечебно-профилактических учреждениях" и предназначены для:
- руководителей органов управления здравоохранением субъектов РФ и их заместителей; главных специалистов по общественному здоровью и здравоохранению, главных внештатных специалистов по клинико-экспертной работе;
- главных врачей лечебно-профилактических учреждений и их заместителей;
- заведующих клиническими отделениями;
- экспертов страховых компаний и фондов ОМС, социального страхования и органов социальной защиты.
Рекомендации содержат новую технологию учета, оценки и анализа клинико-экспертной деятельности лечебно-профилактических учреждений в соответствии с новой учетной формой N 035/у-02. Разработанные формы обобщающих сводных таблиц и показатели экспертной оценки качества медицинской помощи, объемов и результатов клинико-экспертной деятельности по социальной поддержке и защите населения должны стать информационной основой мониторинга деятельности, в том числе дефектов лечебно-диагностического процесса при оказании медицинской помощи.
Организация-разработчик:
Министерство здравоохранения Российской Федерации. Департамент организации и развития медицинской помощи населению (Р.А. Хальфин).
Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова. Кафедра общественного здоровья и здравоохранения с курсом экономики (В.З. Кучеренко).
Авторы:
- доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсом экономики ММА им. И.М. Сеченова, канд. мед. наук А.П. Голубева;
- заместитель руководителя отдела медицинской статистики и информатики Минздрава России Л.А. Михайлова;
- главный специалист отдела организации медицинской помощи населению Департамента организации и развития медицинской помощи населению Минздрава России Т.В. Старикова.
Методические рекомендации составлены при участии ЗАО "Тонлайн" (генеральный директор О.Б. Юшина).
Авторы выражают благодарность:
- доценту кафедры медицинской экспертизы РМАПО И.М. Старовойтовой;
- главным внештатным специалистам по клинико-экспертной работе Департамента здравоохранения Ярославской области И.И. Груздевой и Министерства здравоохранения Московской области И.М. Лапшиной;
- заместителю начальника главного бюро медико-социальной экспертизы г. Москвы И.М. Кимельфельду;
- заместителю главного врача по клинико-экспертной работе поликлиники N 136 САО г. Москвы Е.Г. Мурашко.
Рецензенты:
- зам. директора НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А. Семашко РАМН, профессор, док. мед. наук А.Л. Линденбратен;
- доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения Российского медицинского университета, канд. мед. наук Е.Н. Савельева.
Условные краткие сокращения:
ЛПУ - лечебно-профилактическое учреждение;
КЭР - клинико-экспертная работа;
КЭК - клинико-экспертная комиссия;
МСЭ - медико-социальная экспертиза;
ОМС - обязательное медицинское страхование;
ДМС - добровольное медицинское страхование;
КМП - качество медицинской помощи;
ДЧБ - длительно и часто болеющие лица.
Введение
Для выполнения плана действий Минздрава России по реализации Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 гг.), в частности подготовки Отраслевой программы "Управление качеством медицинской помощи на 2003 - 2007 гг.", необходимо научно-практическое обоснование всех положений этих документов, а также механизмов реализации на различных уровнях управления федерального субъекта и муниципального учреждения. При создании непрерывной системы комплексной оценки результатов лечебно-диагностического процесса и медицинской деятельности ЛПУ, в том числе мониторинга дефектов, предполагается: внести изменения в учетные медицинские документы, разработать новые показатели деятельности ЛПУ с последующим введением в государственную статистическую отчетность. Среди методов оценки качества медицинской помощи особое место занимают экспертные методы, используемые преимущественно при внутреннем контроле заместителями главных врачей по КЭР и лечебной работе, заведующими отделениями. В задачи и функции руководителей отделений и ЛПУ входят не только контроль, но и большая часть функций управления: организация лечебно-диагностического процесса, взаимосвязь и координация, планирование и выполнение мероприятий по улучшению качества медицинского обслуживания.
Кроме задач и функций по управлению КМП, большой объем работы заместителей главных врачей и заведующих отделениями занимает деятельность по решению медико-социальных проблем населения, направленных на медико-социальную защиту и поддержку населения. Это проведение экспертизы временной нетрудоспособности, освидетельствование и направление в бюро МСЭ, экспертиза льготного лекарственного обеспечения и др.
Отдельные совместные приказы Минздрава России и Федерального фонда ОМС [1], Минздрава России и Федерального фонда социального страхования [2] направлены на организацию контроля за экспертизой временной нетрудоспособности и качества медицинской помощи.
Вопрос о необходимости пересмотра инструктивно-нормативных документов по экспертизе временной нетрудоспособности и медико-социальной экспертизе очевиден. Несмотря на то что управление этими двумя видами экспертиз осуществляется разными структурами, сущность их едина: оценка степени ограничения жизнедеятельности, в числе которых способность к труду и осуществлению определенных профессиональных функций и определение форм социальной поддержки и защиты.
Настоящие Методические рекомендации определяют порядок в организации и проведении учета, оценки и анализа клинико-экспертной деятельности ЛПУ в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.05.02 N 154 "О введении формы учета клинико-экспертной работы в лечебно-профилактических учреждениях" [3].
Цель и задачи Методических рекомендаций:
- совершенствовать систему учета, оценки и анализа КЭР путем унификации документооборота, введения автоматизированных технологий и упорядочения отдельных функций;
- сократить дублирование информации, обеспечить быстрый поиск необходимой информации, подготовку отчетов, а также эффективное использование информации в управлении качеством медицинской помощи;
- подготовить информационную основу (включая мониторинг результатов экспертных оценок), необходимую для обоснования изменений в нормировании труда руководящего состава ЛПУ, изменений в организации работы КЭК, что позволит совершенствовать систему управления качеством медицинской помощи и обеспечит медико-социальную поддержку населения.
Новизна и описание новой технологии учета,
оценки и анализа КЭР
Предпосылками для введения нового учета клинико-экспертной работы по форме N 035/у-02 "Журнал учета клинико-экспертной работы ЛПУ" и отличиями от ранее используемой учетной формы N 035/у "Журнал для записи заключений врачебно-консультативной комиссии", утвержденной Приказом Минздрава СССР от 04.10.80 N 1030, являются:
- введение системы ОМС и ДМС, ориентация на рыночные отношения в медицинском обслуживании, усиление внимания к вопросам качества оказания медицинской помощи;
- переход на международные критерии оценки здоровья населения и его жизнедеятельности, изменения в структурах медико-социальной защиты населения и их функций;
- политическая ориентация на проблемы взаимосвязи и координации в деятельности ЛПУ и фондов страхования (медицинского и социального), а также структур социальной защиты населения. Необходимость совершенствования форм взаимодействия структур на межведомственном уровне;
- резкое увеличение объемов клинико-экспертной работы в ЛПУ в связи с введением новых законов и подзаконных правовых актов. Необходимость сокращения времени на ведение различных учетных форм, оценки и анализа КЭР путем автоматизации с применением компьютерных программ;
- увеличение эффективности КЭР на всех уровнях управления качеством медицинской помощи, а не только на уровне клинико-экспертной комиссии;
- унификация и стандартизация технологий экспертной работы для взаимопонимания процессов и результатов;
- усиление роли экспертного метода в комплексе подходов к оценке КМП, создание мониторинга результатов экспертных оценок (дефекты).
Возможность использования экспертных оценок для материального и морального стимулирования, в том числе для оплаты труда.
1. Общие положения организации учета, проведения оценки и анализа клинико-экспертной работы
1.1. Основы проведения статистического учета, оценки и анализа КЭР в ЛПУ должны быть представлены в виде положения об организации учета, проведения оценки и анализа КЭР. Положение согласовывается с главным внештатным специалистом по КЭР (главным специалистом по общественному здоровью и здравоохранению, уполномоченным по управлению КМП, советом по управлению КМП), а также с учреждением статистической службы (бюро медицинской статистики, информационно-аналитический центр) и утверждается главным врачом ЛПУ.
В положении рекомендуется отразить следующие вопросы:
- ответственность должностных лиц, осуществляющих КЭР;
- сроки представления информации;
- взаимообмен информацией между ведомственными учреждениями и структурами вневедомственного контроля (фонд ОМС, фонд социального страхования, бюро МСЭ и др.);
- технологии и способы клинико-экспертной деятельности (ручная или автоматизированная обработка, использование стандартов, карт экспертной оценки).
При составлении положения должны быть учтены проблемы организации КЭР в ЛПУ (наличие и особенности работы клинико-экспертной комиссии и подкомиссий, объемы их работы).
1.2. Ведение формы учета клинико-экспертной работы в ЛПУ может иметь особенности в зависимости:
- от типа ЛПУ, целей, задач и содержания деятельности ЛПУ, особенностей организации обслуживания населения и других факторов;
- от способа обработки информации (степени автоматизации).
Для тиражирования учетной формы N 035/у-02 "Журнал учета клинико-экспертной работы ЛПУ" рекомендуется использовать альбомную ориентацию размера бумаги с определенным масштабом граф.
Форма N 035/у-02 является типовой формой для всех видов экспертиз. Если в учреждении проводятся не все виды экспертиз, то заполнение граф журнала, оценка и анализ деятельности будут иметь особенности. Если ЛПУ не осуществляет деятельность, связанную с направлением пациентов в бюро МСЭ, то графы 16, 17 и 18 журнала не заполняются. При учете экспертиз, связанных с решением других медико-социальных проблем, не заполняются графы 12, 13, 14.
Главный врач ЛПУ назначает ответственных лиц за ведение текущего учета КЭР (председателя КЭК и подкомиссий) и за проведение итоговой оценки и анализа. Ответственный за КЭР в ЛПУ, а также внештатный специалист по КЭР территории совместно со специалистами органов управления здравоохранением проводят контроль за ведением журнала и достоверностью информации в нем.
В соответствии с концепцией управления КМП предполагается усилить эффективность внутреннего контроля на всех его ступенях путем системного подхода к результатам оценок деятельности отделений ЛПУ. Такую информацию представляют, прежде всего, руководители отделений и заместители главных врачей ЛПУ. Учитывая возросший объем информации, требования по использованию единых технологий проведения экспертиз, наличие других проблем в ЛПУ, ведение журнала учета КЭР по форме N 035/у-02 заведующими отделениями является проблематичным без автоматизации (компьютеризации) их рабочих мест. На начальном этапе внедрения автоматизации деятельности КЭР ЛПУ первоочередной задачей администрации является автоматизация (компьютеризация) рабочих мест заместителей главных врачей и заведующих клиническими отделениями.
Ответственным лицам необходимо определить предполагаемый объем информации в журнале и способ его заполнения, разработки данных. Если в предыдущие годы среднее число экспертиз в ЛПУ превышало 2400 - 2500 случаев (в среднем около 200 в месяц), то при рукописном заполнении журнала целесообразнее вести отдельные журналы по видам экспертиз. Например, в ЛПУ допускается ведение отдельных журналов для учета экспертных случаев с временной нетрудоспособностью, для освидетельствования и направления в бюро МСЭ, для экспертизы льготного лекарственного обеспечения, для освидетельствования водителей и др. В практике ЛПУ уже сложилась своя система необходимого количества отдельных журналов, удобная и рациональная для данного учреждения. При автоматизированной обработке информации КЭР возможно ведение как единого журнала по форме N 035/у-02, так и отдельных журналов по каждому виду экспертиз.
Рекомендуется начинать заполнение журнала с начала календарного года. Журнал хранится в течение 3 лет у ответственного за КЭР должностного лица ЛПУ, позднее сдается в архив и хранится в соответствии со сроками хранения первичной медицинской документации.
Определив ответственных лиц за ведение журнала и подготовку сводок, необходимо уточнить сроки представления информации о КЭР. Сроки предоставления информации будут зависеть от их потребителей. Например, главному врачу ЛПУ рекомендуется текущую сводную информацию предоставлять 1 раз в месяц, квартал, полугодие, а итоговую информацию о КЭР (отчеты) - в январе последующего года.
Сводная информация о КЭР может предоставляться только с разрешения главного врача ЛПУ или органов управления здравоохранением. Руководитель ЛПУ определяет необходимость предоставления информации внешним организациям и структурам.
Рекомендуется данные вопросы отражать в договорах с внешними структурами (фонды ОМС, социального страхования, страховые компании, учреждения социальной защиты и др.) или утверждать планами совместной деятельности.
Типовые итоговые формы сведений и показатели работы предложены в соответствующих разделах Методических рекомендаций. Дополнительные формы сводок согласовываются с руководителем ЛПУ или органом управления здравоохранением.
При рукописном оформлении учетной формы N 035/у-02 и ручной обработке информации, ведении "карт экспертной оценки" ссылка на стандарт или другой алгоритм (документ) необходима. При автоматизированном ведении учета и автоматизированной обработке данных с помощью компьютерных программ необходимая технология (стандарт, алгоритм,

ПРИКАЗ Минсельхоза РФ от 20.12.2002 n 864 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ УДОСТОВЕРЕНИЯ О КАЧЕСТВЕ ГОТОВОЙ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также