ПИСЬМО Минобразования РФ от 05.12.2002 n 39-52-85ин/39-20 <О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2002 - 2005 ГГ. И ПЕРЕЧНЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ>


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 декабря 2002 г. N 39-52-85ин/39-20
Приказом Минобразования России от 26.06.2002 N 2423 "О Программе развития дополнительного профессионального образования в Российской Федерации на 2002 - 2005 годы" одобрены Программа развития дополнительного профессионального образования в Российской Федерации на 2002 - 2005 годы (далее - Программа) и Перечень мероприятий по реализации Программы развития дополнительного профессионального образования в Российской Федерации на 2002 - 2005 годы (далее - Перечень мероприятий).
Программа и Перечень мероприятий включают основные системообразующие подходы и направления развития системы дополнительного профессионального образования, реализация которых позволит обеспечить формирование кадрового потенциала в условиях динамического развития экономики. В указанных документах выделены приоритеты в решении задач совершенствования структуры и управления системой дополнительного профессионального образования, нормативно-правовой базы, научного и учебно-методического обеспечения, разработки механизма взаимодействия образовательных учреждений повышения квалификации и профессиональной переподготовки с реальным сектором экономики для решения конкретных производственных задач.
Минобразование России направляет Программу и Перечень мероприятий для использования в выработке стратегии и разработке мероприятий по развитию системы дополнительного профессионального образования с учетом анализа состояния функционирования системы дополнительного профессионального образования и специфики социально-экономической базы регионов, отраслей и учреждений.
Заместитель Министра
Ю.В.ШЛЕНОВ



ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2002 - 2005 ГГ.
1. Введение
Заинтересованность широких слоев общества в эффективной системе дополнительного профессионального образования (ДПО) предопределяет ее роль и место в государственной политике в области развития человеческих ресурсов с учетом реально складывающейся ситуации на рынке труда, возрастающей потребности реального сектора экономики, производства, непроизводственной сферы в квалифицированных кадрах руководителей, специалистов, рабочих и в обучении безработных граждан.
По состоянию на 1 января 2002 года в стране насчитывалось около 3 тысяч образовательных учреждений и структурных подразделений дополнительного профессионального образования (включая внутрифирменное обучение на производстве).
Сформулированная Президентом Российской Федерации задача перехода к непрерывному, в течение всей жизни, образованию, продиктованная темпами развития современной экономики, науки, информационных технологий, выдвигает проблему реорганизации и развития системы ДПО в число первоочередных задач.
При этом в качестве важнейших мер являются превращение ДПО в один из мощных факторов, позволяющих гражданину быть непрерывно адаптированным к изменениям в технологической и социально-экономической сферах, влияющих на ускорение структурной перестройки производства, формирование мотивации работников к высокопроизводительному и творческому труду, создание эффективного механизма взаимовыгодных отношений производителя и потребителя.
В целях обеспечения решения указанных проблем разработана Программа развития дополнительного профессионального образования Российской Федерации на период 2002 - 2005 годов (Программа), которая является концептуальной и организационной основой для проведения единой государственной политики Министерством образования Российской Федерации в области дополнительного профессионального образования.
Программа разработана с учетом положений Национальной доктрины образования Российской Федерации, Федеральной программы развития образования, Закона Российской Федерации "Об образовании", Федерального закона Российской Федерации "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации в 2002 году и материалов Государственного совета Российской Федерации "Образовательная политика России на современном этапе", Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной Правительством Российской Федерации 29 декабря 2001 года.
Дополнительное профессиональное образование рассматривается в Программе как система непрерывного образования, включающая в себя совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающихся по отдельным дополнительным профессиональным образовательным программам и направлениям, сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Сфера ДПО ориентирована на тесную связь с изменениями в реальном секторе экономики, производством, непроизводственной сферой и удовлетворение потребностей личности, общества, государства в непрерывном образовании.
Государственным заказчиком Программы является Министерство образования Российской Федерации.
Исполнителями и соисполнителями Программы выступают федеральные органы исполнительной власти, органы управления образованием субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, образовательные учреждения и структурные подразделения ДПО.
Целями Программы являются:
- увеличение совокупного интеллектуального и духовного потенциала общества, развитие творческих способностей трудового населения;
- создание условий для удовлетворения потребностей общества в повышении уровня профессионализма работников всех категорий;
- содействие обеспечению социальной защищенности, профессиональной мобильности и адаптации, социальной реабилитации и занятости населения;
- создание правовой основы для формирования конкурентной среды по реализации программ ДПО.
Реализация указанных целей достигается решением следующих основных задач:
- создание необходимых законодательных, правовых, экономических и организационных условий, совершенствование механизма управления системой ДПО, превращение ее в один из мощных факторов ускорения структурной перестройки экономики;
- содействие совершенствованию профессиональной ориентации населения, профессионализма работников и безработных граждан через их обучение в системе ДПО в соответствии с требованиями экономического и технологического прогресса;
- организация образовательной деятельности в соответствии с потребностями рынка труда;
- формирование механизмов мониторинга качества обучения.
Механизм реализации Программы предусматривает:
- конкурсный отбор исполнителей и соисполнителей мероприятий Программы для работ, финансируемых из средств федерального бюджета;
- определение порядка финансирования мероприятий Программы;
- контроль выполнения и оценку полученных результатов.
Ход реализации Программы рассматривается на Координационном совете по повышению квалификации и переподготовке руководителей и специалистов Минобразования России (Координационный совет).
Изменения и дополнения в Программу вносятся Министерством образования Российской Федерации по рекомендации Координационного совета.
2. Совершенствование структуры и управления
системой дополнительного профессионального образования
Многообразие типов и видов образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и имеющих соответствующую отраслевую специфику, требуют проведения мероприятий, направленных на выработку единых подходов к управлению системой ДПО.
Первоочередными задачами совершенствования управления в сфере ДПО являются:
- оценка состояния и прогнозирование развития системы ДПО;
- совершенствование структуры управления;
- обеспечение эффективного взаимодействия между образовательными учреждениями ДПО и учреждениями различных уровней образования, субъектами реального сектора экономики и непроизводственной сферы;
- разработка правовых и экономических механизмов соучредительства и софинансирования учреждений дополнительного профессионального образования;
- развитие государственно-общественной системы оценки качества ДПО, формирование критериев оценки по основным направлениям деятельности учреждений ДПО с учетом их видовой специфики, требований законодательства и потребностей народнохозяйственного комплекса;
- усиление роли научно-педагогической общественности системы образования в процессе управления ДПО;
- совершенствование показателей оценки деятельности учреждений и структурных подразделений ДПО в процедурах лицензирования, аттестации и государственной аккредитации; формирование на их основе комплексной оценки деятельности учреждений ДПО;
- обеспечение широкого доступа органов управления и общественности к результатам комплексной оценки деятельности учреждений;
- консолидация усилий всех уровней власти в управлении системой ДПО.
В целях проведения единой государственной образовательной политики необходимо обеспечить на всех уровнях управления баланс структуры и объемов программ ДПО и потребностей развивающегося рынка труда, а также:
На федеральном уровне:
- выработку стратегии развития системы дополнительного профессионального образования, определение приоритетов, реализацию стратегии через программы и инновационные проекты различных уровней;
- формирование и осуществление федеральной политики в области дополнительного профессионального образования, ее законодательное, нормативно-правовое и организационно-методическое обеспечение;
- усиление координирующей роли федеральных органов исполнительной власти в области ДПО в целях сохранения и развития единого образовательного пространства Российской Федерации;
- введение и разработка государственных образовательных стандартов или государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающихся по отдельным дополнительным профессиональным программам и направлениям, создание государственно-общественной системы оценки и контроля качества ДПО;
- создание единой информационной среды системы ДПО.
На уровне федеральных округов:
- проведение государственной политики в сфере ДПО;
- финансово-экономическая поддержка инновационной образовательной деятельности, научных исследований, программ и проектов в области ДПО;
- содействие активному распространению в округе отечественного и зарубежного опыта профориентационной работы, профессиональной переподготовки и повышения квалификаций различных групп населения;
- формирование и обеспечение профессиональной переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров сферы ДПО;
- содействие интеграционным процессам системы ДПО и реального сектора экономики;
- создание оперативной системы информационного обеспечения ДПО.
На уровне субъектов Российской Федерации:
- анализ состояния системы ДПО с учетом социально-экономической специфики развития субъектов Российской Федерации и национально-региональных компонентов;
- формирование региональной образовательной политики и региональных программ развития ДПО и их финансово-экономическое обеспечение;
- содействие совместно с федеральным органом управления образованием повышению уровня учебно-научной автономии образовательных учреждений и организаций ДПО в реализации комплексного подхода в развитии образовательной сферы в субъектах Российской Федерации;
- обеспечение соответствия структуры и объемов образовательных услуг системы ДПО потребностям регионального рынка труда;
- обеспечение через систему ДПО государственной поддержки групп населения, нуждающихся в социальной защите;
- поддержка и развитие профориентационной и инновационной деятельности ДПО;
- создание мотивационной среды для привлечения научной и педагогической общественности, работодателей, органов управления образованием к решению вопросов оценки и контроля качества обучения в системе ДПО;
- формирование мотивационной среды для привлечения предприятий промышленности, банков, холдингов, финансово-промышленных групп и общественных объединений к решению проблем развития ДПО;
- определение потребности рынка труда при планировании профессиональной переподготовки и повышения квалификации безработных граждан, занятого и незанятого населения.
На местном (муниципальном) уровне:
- реализация государственной политики в области регулирования и контроля деятельности системы ДПО;
- определение потребностей местного рынка труда в профессиональной переподготовке и повышении квалификации занятого и незанятого населения;
- формирование и развитие муниципальной системы ДПО.
3. Укрепление связей системы дополнительного
профессионального образования с реальным сектором экономики
Развитие системы ДПО находится в прямой зависимости от востребованности услуг, предлагаемых образовательными учреждениями реальному сектору экономики.
Основой для укрепления связи системы ДПО с реальным сектором экономики должно стать участие образовательных учреждений системы в решении проблем, связанных с развитием предприятий и организаций, повышение их эффективности через реализацию совместных консультационно-образовательных проектов.
Смена парадигмы в работе с кадрами в реальном секторе экономики непосредственно связана с задачей подготовки резерва и профессиональной переподготовки менеджеров по персоналу.
Формирование единых подходов к проблеме управления персоналом должно обеспечить взаимодействие между управленческим персоналом предприятий и преподавателями-консультантами по формированию управленческих кадров, для чего необходимо сформировать условия эффективного взаимодействия учреждений системы ДПО с предприятиями и организациями реального сектора экономики, содействие предприятиям (организациям) в развитии внутрифирменного обучения (ВФО), а также обеспечить мониторинг спроса хозяйствующих субъектов на услуги системы ДПО, сопровождение процессов их реализации.
Основными задачами мониторинга являются:
- изучение тенденций развития реального сектора экономики России и влияние на него международного рынка труда;
- отслеживание ситуации в сфере кадрового обеспечения российских предприятий и организаций, тенденций в изменении требований к квалификации персонала;
- анализ спроса хозяйствующих субъектов на образовательные услуги, прогноз возможных несоответствий ресурсов системы ДПО развивающемуся спросу;

ПРИКАЗ Госстроя РФ от 05.12.2002 n 292 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ ГОССТРОЯ РОССИИ ОТ 27.11.02 n 282 О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СТРАХОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ  »
Постановления и Указы »
Читайте также