МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ, УЧЕТА И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ (утв. Постановлением Госстроя РФ от 04.12.2002 n 161)


Утверждена
Постановлением Госстроя России
от 4 декабря 2002 г. N 161
МЕТОДИКА
ПЛАНИРОВАНИЯ, УЧЕТА И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
Настоящая "Методика" разработана Институтом экономики ЖКХ (к.э.н. И.В. Бычковский, к.э.н. И.Г. Минц), при консультативном участии зам. начальника Управления экономики ЖКХ А.И. Фатахетдиновой и директора ЗАО "АКЦ Жилкомаудит" И.П. Маликовой.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Методика планирования, учета и калькулирования себестоимости жилищно-коммунальных услуг (далее - Методика) разработана в целях обеспечения рационального уровня затрат на производство и реализацию услуг, идентичности их состава, методов расчета и использования.
Необходимость унификации процедур планирования, учета и калькулирования себестоимости указанных услуг обусловлена тем, что при монопольном положении большинства жилищно-коммунальных организаций для защиты интересов потребителей ценообразование используется как элемент антимонопольного регулирования. Это характерно для монополизированных сфер деятельности в большинстве стран с рыночной экономикой, хотя реализуется различными методами и процедурами.
При отсутствии прямой конкуренции организаций - исполнителей услуг, обеспечивающей снижение затрат до минимально достаточного для производителя уровня, тарифы на жилищно-коммунальные услуги формируются путем поиска муниципальным заказчиком и исполнителем компромисса между потребностями жилищно-коммунального хозяйства (далее по тексту - ЖКХ) в финансовых ресурсах с применением процедуры контроля допустимых затрат и совокупными возможностями потребителей и города по их оплате. При этом сохраняется полная самостоятельность хозяйствующих субъектов - исполнителей услуг в расчете и организации своих затрат с целью получения максимального экономического эффекта (при условии учета социальных ограничений).
В условиях временно сохраняющегося дотирования жилищно-коммунальных организаций для упорядочения их финансовых взаимоотношений с потребителями и органами местного самоуправления используются экономически обоснованные тарифы. В основе их формирования лежит не регламентация себестоимости услуг, а четко установленная и прозрачная процедура обоснования, не позволяющая завышать тарифы или, наоборот, исключать объективно необходимые затраты, обеспечивающие качество и надежность обслуживания.
Оценка обоснованности фактических затрат является начальным этапом формирования экономически обоснованного тарифа. Настоящая "Методика" предполагает использование системы нормативов-индикаторов, определяющих основные пропорции и соотношения. В результате проведения необходимых корректировок фактических затрат формируется плановая себестоимость услуг, соответствующая необходимому регламенту и технологии работ. Затем определяется плановый размер прибыли: оценивается объем средств, необходимых для модернизации и развития основных фондов, и в том числе - доля, финансируемая за счет прибыли предприятия. Планируются другие платежи из прибыли.
Рассчитанное таким образом значение планового тарифа должно обеспечивать соответствие стандартам качества обслуживания, учитывающим местные особенности.
1.2. Планирование себестоимости, так же как и тарифов, осуществляется по каждому технологическому звену производства услуг, по организации - исполнителю услуг в целом и по населенному пункту (при наличии нескольких исполнителей одной услуги). То есть речь идет о переходе от цены производства к цене потребления.
Например, при наличии в теплоэнергетической организации нескольких котельных определяется себестоимость выработки теплоэнергии в каждой из них, затем определяется средневзвешенная по организации в целом, которая является основой для формирования экономически обоснованного тарифа - цены производства услуги. Расчет проекта тарифа на основе плановой себестоимости представляется организацией - исполнителем услуги в регулирующий орган, как при безальтернативном заключении договора на обслуживание, так и при конкурсном размещении муниципального заказа.
Регулирующий орган при одновременной деятельности в городе нескольких теплоэнергетических организаций анализирует обоснование себестоимости и экономически обоснованные тарифы для каждой из них, а затем определяет (с учетом либо средневзвешенного значения себестоимости по городу в целом, либо "отсекая" предложения с завышенными затратами для стимулирования модернизации или закрытия таких организаций), устанавливает цену потребления - единый по городу тариф для всех потребителей.
1.3. Настоящая Методика разработана взамен "Методики планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства", утвержденной Постановлением Госстроя России от 23.02.1999 N 9.
1.4. Методика разработана в соответствии с действующими положениями по бухгалтерскому учету и налоговым законодательством, в частности учтены основные положения учета затрат, определенные частью второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, часть II, ст. 3413) (далее по тексту - ч. II НК РФ).
1.5. При разработке Методики учтена структура платежей населения за жилье и коммунальные услуги, определенная Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 33, ст. 4116) (далее по тексту - Постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887).
Кроме того, учтены особенности состава затрат, методов их планирования и учета, обусловленные спецификой производственно-эксплуатационной деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства, которая заключается в следующем:
- неразрывность или строгая последовательность процессов производства, передачи и потребления материальных носителей услуги, что требует четкой взаимосвязи всех стадий производственного процесса; использование в ходе технологического процесса сложной инженерной инфраструктуры, привязанной к конкретной территории (сооружений, сетей водопровода, канализации, теплоснабжения, электроснабжения и т.д.);
- зависимость организации производственного процесса, технологии, потребности в мощностях от местных условий;
- технологическая взаимосвязь между организациями различных видов деятельности ЖКХ, в условиях которой всякое серьезное нарушение в работе одной из них вызывает сбой в работе другой; в результате может возникнуть цепь отказов с серьезными последствиями для всех потребителей;
- являясь крупным потребителем природных ресурсов (воды, топливно-энергетических ресурсов), жилищно-коммунальное хозяйство одновременно выполняет природоохранные функции;
- выраженная социальная направленность, заключающаяся в том, что минимальный объем потребления жилищно-коммунальных услуг, который оказывается населению в пределах жилищного фонда, должен быть гарантированно обеспечен всем гражданам за счет личных средств и соответствующих целевых социальных гарантий малоимущим в виде субсидий для оплаты жилья и коммунальных услуг.
Некоторые особенности планирования и учета затрат связаны с существующей системой договорных отношений и распределением имущественных прав между организацией - исполнителем услуг, потребителем услуг и муниципальным заказчиком.
Отдельные статьи затрат и по структуре, и по размеру затрат определяются тем, на каких условиях организациям - исполнителям услуг переданы основные средства объектов инженерной инфраструктуры (сети, сооружения, источники теплоснабжения и др.):
- в хозяйственное ведение (в этом случае исполнитель в наиболее полном объеме формирует у себя инвестиционную составляющую, что дает возможность обеспечивать не только обслуживание объектов, но и их развитие);
- на условиях аренды или лизинга (особенно перспективна аренда с правом внесения улучшений в арендуемые основные фонды);
- на обслуживание (доверительное управление).
Особенности распределения функций между органами управления и субъектами хозяйствования также оказывают влияние на состав затрат.
Например:
- начисление и сбор платежей за услуги ЖКХ осуществляет расчетно-кассовый центр, созданный как самостоятельное предприятие либо в составе службы заказчика (на специально созданный для этих целей транзитный счет), который в соответствии с договорными обязательствами осуществляет распределение ("расщепление") платежей между поставщиками услуг и перечисление им собранных средств, - наиболее рациональный вариант;
- начисление и сбор платежей за все услуги осуществляет жилищная организация, что, как правило, ведет к нарушениям в распределении собранных средств;
- за каждый вид услуг платежи собирает сам исполнитель услуги, что увеличивает численность работников абонентских отделов и бухгалтерии, но главное - создает проблемы населению при получении субсидий, так как нарушает принцип "одного окна".
1.6. Методика предназначена для исполнителей различных видов жилищно-коммунальных услуг, независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, осуществляющих содержание и ремонт жилищного фонда; водоснабжение и водоотведение (с очисткой стоков); теплоснабжение, электроснабжение, санитарную очистку городов, гостиничное, банное, прачечное обслуживание и прочие виды коммунальных услуг.
2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И УЧЕТУ
СЕБЕСТОИМОСТИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
2.1. Себестоимость услуг организаций жилищно-коммунального хозяйства представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства и реализации услуг сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, трудовых ресурсов, а также иных затрат.
В целях налогообложения расходами организации признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Затраты на основные виды деятельности и внереализационные расходы для этих целей должны будут учитываться отдельно. Каждая организация самостоятельно организует свою систему налогового учета затрат на основе данных первичных документов отражаемых в хронологическом порядке объектов учета. В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.
В настоящей Методике приведен перечень затрат, учитываемый как при формировании себестоимости жилищно-коммунальных услуг, так и при определении налогооблагаемой прибыли.
Информация, выделенная курсивом в официальном тексте документа, в электронной версии документа взята в квадратные скобки. Расходы, которые учитываются при формировании себестоимости и налогооблагаемой базы в одинаковых размерах, в тексте Методики обозначены "*", а расходы, отражаемые при формировании налогооблагаемой прибыли в других размерах, чем при формировании себестоимости, выделены курсивом.
Те расходы, которые для целей налогообложения принимаются не в фактически произведенных размерах, а по утвержденным в установленном порядке нормам, могут включаться в себестоимость услуг по нормам либо по фактическим затратам (по решению органа местного самоуправления или органа, регулирующего вопросы ценообразования).
2.2. Себестоимость, исходя из ее назначения, подразделяется на плановую и фактическую.
Плановая себестоимость услуг формируется на основании анализа фактических затрат, их корректировки по результатам экспертизы тарифов, которая должна проводиться перед принятием решения по их пересмотру, а также проверки по нормативам-индикаторам.
Фактическая себестоимость услуг определяется в конце каждого отчетного периода на основании данных бухгалтерского учета о фактических затратах.
Для обеспечения сравнимости показателей, прозрачности процедуры их анализа и контроля плановая и фактическая себестоимости должны формироваться по одной методике и по одним и тем же калькуляционным статьям.
Иначе говоря, при планировании затрат и их учете должно быть обеспечено единство:
- состава затрат;
- принципов калькулирования себестоимости единицы услуги;
- объекта калькулирования и калькуляционной единицы;
- содержания расходов на обслуживание и управление производством;
- принципов группировки и распределения комплексных статей затрат и др.
2.3. Планирование себестоимости представляет собой систему технико-экономических расчетов для определения экономически обоснованных тарифов на жилищно-коммунальные услуги при обеспечении государственных минимальных социальных стандартов их предоставления, а также качества, надежности и экологической безопасности обслуживания.
Планирование себестоимости осуществляется на основе данных, характеризующих эффективное использование основных средств, материальных, энергетических и трудовых затрат.
2.4. В состав себестоимости конкретной услуги, оказываемой организацией - исполнителем услуг, включаются затраты на комплекс работ, за который в соответствии с договором несет ответственность исполнитель. При отсутствии договора с заказчиком по решению органов, регулирующих тарифы на жилищно-коммунальные услуги, для исполнителя может устанавливаться стоимость услуги исходя из затрат на весь технологический цикл от производства услуги до ее реализации непосредственно потребителям. В себестоимость включаются и те виды затрат, которые оплачиваются по договорам субподряда со сторонними организациями.
2.5. Целью учета затрат и калькулирования себестоимости услуг является своевременное, полное и достоверное отражение фактических затрат на производство и реализацию услуг в документах о финансово-хозяйственной деятельности, а также осуществление контроля за эффективностью использования материальных, энергетических, трудовых и финансовых ресурсов.
2.6. Калькулирование себестоимости единицы услуги необходимо для обоснования уровня тарифов, определения прибыли, а также оценки эффективности технологических, организационных и экономических мероприятий по развитию и совершенствованию производственно-экономической деятельности организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги.
2.7. Планирование и учет затрат по статьям себестоимости услуг коммунальных организаций для целей анализа, сравнения с нормативами-индикаторами целесообразно проводить по технологическим этапам (переделам).
Так, в калькуляции себестоимости водоснабжения отдельно могут отражаться затраты на:
- подъем воды;
- очистку воды;
- транспортировку воды

ПРИКАЗ МПР РФ от 04.12.2002 n 789 О СОЗДАНИИ КОМПЛЕКСНОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА В СОСТАВЕ КАВКАЗСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИРОДНОГО БИОСФЕРНОГО ЗАПОВЕДНИКА  »
Постановления и Указы »
Читайте также