СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 052800 МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО И ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ. КВАЛИФИКАЦИЯ - МУЗЕЕВЕД (утв. Минобразованием РФ 26.11.2002)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Л.С.ГРЕБНЕВ
26 ноября 2002 года
Номер государственной
регистрации
537иск/сп
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 052800 МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО
И ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ
КВАЛИФИКАЦИЯ - МУЗЕЕВЕД
1. Общая характеристика специальности
052800 Музейное дело и охрана памятников
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 24.01.2002 N 181.
1.2. Квалификация выпускника - музеевед.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки музееведа по специальности 052800 Музейное дело и охрана памятников при очной форме обучения - 5 лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Областью будущей профессиональной деятельности специалиста музееведа являются:
- музеи различного профиля, а также галереи, выставочные залы, историко-этнографические и туристические комплексы;
- научно-исследовательские и проектные организации, осуществляющие изучение, сохранение, освоение и пропаганду культурно-исторического наследия;
- органы управления и охраны памятников истории и культуры;
- государственные, общественные и коммерческие организации, создающие и развивающие сеть музеев, арт-галерей, туристических фирм, а также органы охраны памятников истории и культуры;
- средние общеобразовательные, средние специальные учебные заведения, ведущие подготовку специалистов в области музейного дела и охраны памятников <*>.
------------------------------------
<*> При условии выполнения требований государственного стандарта к содержанию и уровню профессиональной подготовки для получения дополнительной квалификации "Преподаватель" (см. Приказ Минобразования РФ от 03.08.2000 N 2400) выпускник имеет право преподавания.
Деятельность специалиста направлена на:
- конкретную работу с музейным предметом; комплектование музейных фондов, атрибуцию, научное описание, хранение и консервацию;
- выявление и сохранение внемузейных памятников истории и культуры, их консервацию, гарантирующую максимальную сохранность культурно-исторического наследия;
- разработку и создание на современной научной основе музейных экспозиций;
- организацию и проведение в музее научно-исследовательской работы с памятниками истории и культуры;
- пропаганду и популяризацию исторических и культурологических знаний и памятников истории и культуры;
- организацию управления музеями и органами охраны памятников истории и культуры на всех уровнях их деятельности;
- преподавание в средних учебных заведениях дисциплин музееведческого, краеведческого, исторического и культурологического циклов.
Виды профессиональной деятельности специалиста: научно-исследовательская, образовательно-воспитательная и организационно-управленческая.
Специалист должен быть подготовлен к осуществлению научных исследований в области охраны, использования, изучения и консервации историко-культурных объектов. Специалист может в установленном порядке работать в образовательных учреждениях.
1.4. Выпускник, успешно выполнивший программу по специальности 052800 Музейное дело и охрана памятников, может продолжить образование в аспирантуре по специальности 130002 "Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов" и смежным специальностям.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки выпускника по специальности 052800 Музейное
дело и охрана памятников
3.1. Основная образовательная программа подготовки музееведа разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки музееведа, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки музееведа состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле содержательно должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки музееведа должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
ФТД - факультативные дисциплины;
итоговая государственная аттестация и защита аттестационной (дипломной) работы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки музееведа должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки музееведа
по специальности 052800 Музейное дело и охрана памятников
---------T----------------------------------------------T--------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦ Всего ¦
¦ ¦ ¦ часов ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в ¦ ¦
¦ ¦изучаемом языке; основные особенности полного ¦ ¦
¦ ¦стиля произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического¦ ¦
¦ ¦характера. ¦ ¦
¦ ¦Понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая). ¦ ¦
¦ ¦Понятие о свободных и устойчивых слово- ¦ ¦
¦ ¦сочетаниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об основных способах словообразования.¦ ¦
¦ ¦Грамматические навыки, обеспечивающие коммуни-¦ ¦
¦ ¦кацию без искажения смысла при письменном и ¦ ¦
¦ ¦устном общении общего характера; основные ¦ ¦
¦ ¦грамматические явления, характерные для ¦ ¦
¦ ¦профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного ¦ ¦
¦ ¦стиля. ¦ ¦
¦ ¦Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦Говорение, диалогическая и монологическая речь¦ ¦
¦ ¦с использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦Чтение. Виды текстов: несложные прагматические¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому кругу ¦ ¦
¦ ¦специальности. ¦ ¦
¦ ¦Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены об- ¦ ¦
¦ ¦щества. Законодательство Российской Федерации ¦ ¦
¦ ¦о физической культуре и спорте. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура личности. ¦ ¦
¦ ¦Основы здорового образа жизни студента. ¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦Профессионально-прикладная физическая ¦ ¦
¦ ¦подготовка студентов. ¦ ¦
¦ ¦Основы методики самостоятельных занятий и ¦ ¦
¦ ¦самоконтроль за состоянием своего организма ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦Методология и теория исторической науки. ¦ ¦
¦ ¦История России - неотъемлемая часть всемирной ¦ ¦
¦ ¦истории. Античное наследие в эпоху Великого ¦ ¦
¦ ¦переселения народов. Проблема этногенеза ¦ ¦
¦ ¦восточных славян. Основные этапы становления ¦ ¦
¦ ¦государственности. Древняя Русь и кочевники. ¦ ¦
¦ ¦Византийско-русские связи. Особенности ¦ ¦
¦ ¦социального строя Древней Руси. Этнокультурные¦ ¦
¦ ¦и социально-политические процессы становления ¦ ¦
¦ ¦русской государственности. Принятие хрис- ¦ ¦
¦ ¦тианства. Распространение ислама. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в XI - ¦ ¦
¦ ¦XII вв. ¦ ¦
¦ ¦Социально-политические изменения в русских ¦ ¦
¦ ¦землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: проблемы ¦ ¦
¦ ¦взаимовлияния. Россия и средневековые государ-¦ ¦
¦ ¦ства Европы и Азии. Специфика формирования ¦ ¦
¦ ¦единого российского государства. Возвышение ¦ ¦
¦ ¦Москвы. Формирование сословной системы ¦ ¦
¦ ¦организации общества. Реформы Петра I. ¦ ¦
¦ ¦Век Екатерины. Предпосылки и особенности ¦ ¦
¦ ¦складывания российского абсолютизма. Дискуссии¦ ¦
¦ ¦о генезисе самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности ¦ ¦
¦ ¦на землю. Структура феодального землевладения.¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Реформы 60 - ¦ ¦
¦ ¦70-х гг. XIX в.: их сущность и последствия. ¦ ¦
¦ ¦Общественная мысль и особенности общественного¦ ¦
¦ ¦движения России XIX в. Реформы и реформаторы ¦ ¦
¦ ¦в России. Русская культура XIX в. и ее вклад ¦ ¦
¦ ¦в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦Россия в начале XX в. Индустриальная ¦ ¦
¦ ¦модернизация. Политические партии России: ¦ ¦
¦ ¦генезис, классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦Россия в условиях мировой войны и общенациона-¦ ¦
¦ ¦льного кризиса. Революция 1917 г. Гражданская ¦ ¦
¦ ¦война и интервенция. Российская эмиграция. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономическое развитие страны в ¦ ¦
¦ ¦20-е гг. НЭП. Образование СССР. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономические преобразования в 30-е гг. ¦ ¦
¦ ¦Формирование тоталитарного режима. Великая ¦ ¦
¦ ¦Отечественная война. Социально-экономическое ¦ ¦
¦ ¦развитие, общественно-политическая жизнь, ¦ ¦
¦ ¦культура, внешняя политика СССР. ¦ ¦
¦ ¦СССР в 60 - 80-х гг. Перестройка. Распад СССР.¦ ¦
¦ ¦Становление новой российской государствен- ¦ ¦
¦ ¦ности. Россия на пути радикальной социально- ¦ ¦
¦ ¦экономической модернизации ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.04¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦Структура и состав современного культуроло- ¦ ¦
¦ ¦гического знания. Культурология и философия ¦ ¦
¦ ¦культуры, социология культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦антропология. Культурология и история. ¦ ¦
¦ ¦Теоретическая и прикладная культурология. ¦ ¦
¦ ¦Методы культурологических исследований. ¦ ¦
¦ ¦Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные ¦ ¦
¦ ¦традиции, культурная картина мира, социальные ¦ ¦
¦ ¦институты культуры, самоидентичность, ¦ ¦
¦ ¦культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Типология культур. Этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и за-¦ ¦
¦ ¦падные типы культур. Специфические и "середин-¦ ¦
¦ ¦ные" культуры. Локальные культуры. Место и ¦ ¦
¦ ¦роль России в мировой культуре. Тенденции ¦ ¦
¦ ¦культурной универсализации в мировом ¦ ¦
¦ ¦современном процессе. ¦ ¦
¦ ¦Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы современности ¦ ¦
¦ ¦Культура и личность. Инкультурация и ¦ ¦
¦ ¦социализация ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.05¦Политология ¦ ¦
¦ ¦Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. ¦ ¦
¦ ¦Политическая жизнь, властные отношения. Роль ¦ ¦
¦ ¦и место политики в жизни современных обществ. ¦ ¦
¦ ¦Социальные функции политики. ¦ ¦
¦ ¦История политических учений. Российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика, современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦Гражданское общество, его происхождение ¦ ¦
¦ ¦и особенности. Особенности становления ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦Институциональные аспекты политики. Политичес-¦ ¦
¦ ¦кая власть. Политическая система. Политические¦ ¦
¦ ¦режимы, политические партии, электоральные ¦ ¦
¦ ¦системы. ¦ ¦
¦ ¦Политические отношения и процессы. Политичес- ¦ ¦
¦ ¦кие конфликты и способы их разрешения. Поли- ¦ ¦
¦ ¦тические технологии. Политический менеджмент. ¦ ¦
¦ ¦Политическая модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Политические организации и движения. Полити- ¦ ¦
¦ ¦ческие элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Мировая политика и международные отношения, ¦ ¦
¦ ¦особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России ¦ ¦
¦ ¦в новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦Методология познания политической реальности. ¦ ¦
¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика ¦ ¦
¦ ¦и прогностика ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.06¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦Государство и право. Их роль в жизни общества.¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. ¦ ¦
¦ ¦Основные правовые системы современности. ¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦Источники российского права. Закон и подзакон-¦ ¦
¦ ¦ные акты. ¦ ¦
¦ ¦Система российского права. Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦Правонарушение и юридическая ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Значение законности и правопорядка в современ-¦ ¦
¦ ¦ном обществе. Правовое государство. ¦ ¦
¦ ¦Конституция Российской Федерации - основной ¦ ¦
¦ ¦закон государства. ¦ ¦
¦ ¦Особенности федеративного устройства России. ¦ ¦
¦ ¦Система органов государственной власти в ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации. ¦ ¦
¦ ¦Понятие гражданского правоотношения. Физичес- ¦ ¦
¦ ¦кие и юридические лица. Право собственности. ¦ ¦
¦ ¦Обязательства в гражданском праве и ответст- ¦ ¦
¦ ¦венность за их нарушение. Наследственное ¦ ¦
¦ ¦право. ¦ ¦
¦ ¦Брачно-семейные отношения. Взаимные права и ¦ ¦
¦ ¦обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦Ответственность по семейному праву. ¦ ¦
¦ ¦Трудовой договор (контракт). Трудовая дисцип- ¦ ¦
¦ ¦лина и ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Административные правонарушения и администра- ¦ ¦
¦ ¦тивная ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Понятие преступления. Уголовная ответствен- ¦ ¦
¦ ¦ность за совершение преступлений. ¦ ¦
¦ ¦Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦Особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Правовые основы защиты государственной тайны. ¦ ¦
¦ ¦Законодательные нормативно-правовые акты в ¦ ¦
¦ ¦области защиты информации и государственной ¦ ¦
¦ ¦тайны ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.07¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦Психология: предмет, объект и методы психоло- ¦ ¦
¦ ¦гии. Место психологии в системе наук. История ¦ ¦
¦ ¦развития психологического знания и основные ¦ ¦
¦ ¦направления в психологии. Индивид, личность, ¦ ¦
¦ ¦субъект, индивидуальность. ¦ ¦
¦ ¦Психика и организм. Психика, поведение, ¦ ¦
¦ ¦деятельность. Основные функции. ¦ ¦
¦ ¦Развитие психики в процессе онтогенеза и ¦ ¦
¦ ¦филогенеза. ¦ ¦
¦ ¦Мозг и психика. ¦ ¦
¦ ¦Структура психики. Соотношение сознания и ¦ ¦
¦ ¦бессознательного. Основные психические ¦ ¦
¦ ¦процессы. Структура сознания. ¦ ¦
¦ ¦Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие.¦ ¦
¦ ¦Представление. Воображение. Мышление и ¦ ¦
¦ ¦интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические ¦ ¦
¦ ¦процессы. Эмоции и чувства. ¦ ¦
¦ ¦Психическая регуляция поведения и ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Общение и речь. Психология личности. ¦ ¦
¦ ¦Межличностные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Психология малых групп. Межгрупповые отношения¦ ¦
¦ ¦и взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории ¦ ¦
¦ ¦педагогики: образование, воспитание, обучение,¦ ¦
¦ ¦педагогическая деятельность, педагогическое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие, педагогическая технология, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая задача. ¦ ¦
¦ ¦Образование как общечеловеческая ценность. ¦ ¦
¦ ¦Образование как социокультурный феномен и ¦ ¦
¦ ¦педагогический процесс. Образовательная ¦ ¦
¦ ¦система России. Цели, содержание, структура ¦ ¦
¦ ¦непрерывного образования, единство образования¦ ¦
¦ ¦и самообразования. ¦ ¦
¦ ¦Педагогический процесс. Образовательная, ¦ ¦
¦ ¦воспитательная и развивающая функции обучения.¦ ¦
¦ ¦Воспитание в педагогическом процессе. ¦ ¦
¦ ¦Общие формы организации учебной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Урок, лекция, семинарские, практические и ¦ ¦
¦ ¦лабораторные занятия, диспут, конференция, ¦ ¦
¦ ¦зачет, экзамен, факультативные занятия, ¦ ¦
¦ ¦консультация. ¦ ¦
¦ ¦Методы, приемы, средства организации и ¦ ¦
¦ ¦управления педагогическим процессом. ¦ ¦
¦ ¦Семья как субъект педагогического взаимодей- ¦ ¦
¦ ¦ствия и социокультурная среда воспитания и ¦ ¦
¦ ¦развития личности. ¦ ¦
¦ ¦Управление образовательными системами ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.08¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦Происхождение русского языка. Русский язык и ¦ ¦
¦ ¦старославянский язык. Характерные черты и ¦ ¦
¦ ¦главные тенденции развития русского языка. ¦ ¦
¦ ¦Русский язык среди других языков мира, связь ¦ ¦
¦ ¦языка с историей и культурой народа. ¦ ¦
¦ ¦Литературный язык - высшая форма существования¦ ¦
¦ ¦национального языка. ¦ ¦
¦ ¦Понятие о языке как знаковой системе. Формы ¦ ¦
¦ ¦существования языка. Функции языка. Язык и ¦ ¦
¦ ¦речь. Литературный язык - основа культуры ¦ ¦
¦ ¦речи. Понятие языковой нормы. Русский литера- ¦ ¦
¦ ¦турный язык, основные этапы его становления ¦ ¦
¦ ¦и развития. Современное состояние русского ¦ ¦
¦ ¦литературного языка и актуальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦языковой культуры общества. ¦ ¦
¦ ¦Стили современного русского языка. Языковая ¦ ¦
¦ ¦норма, ее роль в становлении и функционирова- ¦ ¦
¦ ¦нии литературного языка. Речевое взаимодей- ¦ ¦
¦ ¦ствие. Основные единицы общения. Устная и ¦ ¦
¦ ¦письменная разновидности литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Нормативные, коммуникативные, этические ¦ ¦
¦ ¦аспекты устной и письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦Научный стиль, специфика использования ¦ ¦
¦ ¦элементов различных языковых уровней в научной¦ ¦
¦ ¦речи. Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Официально-деловой стиль, сфера его функциони-¦ ¦
¦ ¦рования, жанровое разнообразие. Языковые фор- ¦ ¦
¦ ¦мулы официальных документов. Приемы унификации¦ ¦
¦ ¦языка служебных документов. Интернациональные ¦ ¦
¦ ¦свойства русской официально-деловой письменной¦ ¦
¦ ¦речи. Язык и стиль распорядительных докумен- ¦ ¦
¦ ¦тов. Язык и стиль коммерческой корреспонден- ¦ ¦
¦ ¦ции. Язык и стиль инструктивно-методических ¦ ¦
¦ ¦документов. Реклама в деловой речи. Правила ¦ ¦
¦ ¦оформления документов. Речевой этикет в ¦ ¦
¦ ¦документе. ¦ ¦
¦ ¦Жанровая дифференциация и отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле. Особенности ¦ ¦
¦ ¦устной публичной речи. Оратор и его аудитория.¦ ¦
¦ ¦Основные виды аргументов. Подготовка речи: вы-¦ ¦
¦ ¦бор темы, цель речи, поиск материала, начало, ¦ ¦
¦ ¦развертывание и завершение речи. Основные ¦ ¦
¦ ¦приемы поиска материала и виды вспомогательных¦ ¦
¦ ¦материалов. Словесное оформление публичного ¦ ¦
¦ ¦выступления. Понятность, информативность и ¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, ¦ ¦
¦ ¦роль внеязыковых факторов. Культура речи. ¦ ¦
¦ ¦Основные направления совершенствования навыков¦ ¦
¦ ¦грамотного письма и говорения ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.09¦Социология ¦ ¦
¦ ¦Предыстория и социально-философские предпо- ¦ ¦
¦ ¦сылки социологии как науки. Социологический ¦ ¦
¦ ¦проект О. Конта. Классические социологические ¦ ¦
¦ ¦теории. Современные социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Русская социологическая мысль. ¦ ¦
¦ ¦Общество и социальные институты. Мировая ¦ ¦
¦ ¦система и процессы глобализации. ¦ ¦
¦ ¦Социальные группы и общности. Виды общностей. ¦ ¦
¦ ¦Общность и личность. Малые группы и ¦ ¦
¦ ¦коллективы. Социальная организация. ¦ ¦
¦ ¦Социальные движения. ¦ ¦
¦ ¦Социальное неравенство, стратификация и ¦ ¦
¦ ¦социальная мобильность. Понятие социального ¦ ¦
¦ ¦статуса. ¦ ¦
¦ ¦Социальное взаимодействие и социальные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества. ¦ ¦
¦ ¦Культура как фактор социальных изменений. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие экономик, социальных отношений ¦ ¦
¦ ¦и культуры. Личность как социальный тип. ¦ ¦
¦ ¦Социальный контроль и девиация. ¦ ¦
¦ ¦Личность как деятельный субъект. ¦ ¦
¦ ¦Социальные изменения. Социальные революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. Место России в ¦ ¦
¦ ¦мировом сообществе. ¦ ¦
¦ ¦Методы социологического исследования ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.10¦Философия ¦ ¦
¦ ¦История философии. Философия в системе ¦ ¦
¦ ¦культуры. Плюрализм в определении предмета ¦ ¦
¦ ¦философии. Проблема возникновения философии. ¦ ¦
¦ ¦Античная философия. Философия средних веков. ¦ ¦
¦ ¦Философия Возрождения. Философия Нового вре- ¦ ¦
¦ ¦мени, своеобразие и фундаментальные основания ¦ ¦
¦ ¦классической новоевропейской философии. Клас- ¦ ¦
¦ ¦сическая немецкая философия. Постклассическая ¦ ¦
¦ ¦философия XIX - начала XX вв. Философия в ¦ ¦
¦ ¦XX в.: главные проблемы и тенденции развития. ¦ ¦
¦ ¦История русской философии в XI - XX вв. ¦ ¦
¦ ¦Онтология: учение о бытии. Бытие как философ- ¦ ¦
¦ ¦ская проблема. Материя и ее атрибуты. Сознание¦ ¦
¦ ¦как философская проблема. Социально-культурные¦ ¦
¦ ¦характеристики сознания, сознание и само- ¦ ¦
¦ ¦сознание. Коммуникативная функция сознания. ¦ ¦
¦ ¦Сознание и язык. Язык, символы и социальная ¦ ¦
¦ ¦практика. Рациональное, иррациональное, ¦ ¦
¦ ¦бессознательное, их роль в развитии общества ¦ ¦
¦ ¦и культуры. ¦ ¦
¦ ¦Многообразие способов постижения действитель- ¦ ¦
¦ ¦ности. Проблемы теории познания. Научное ¦ ¦
¦ ¦знание как предмет философии. Научная ¦ ¦
¦ ¦рациональность: сущность и исторические формы.¦ ¦
¦ ¦Философия как методология: диалектика, систем-¦ ¦
¦ ¦ный подход, синергетика как методы познания ¦ ¦
¦ ¦действительности. Философия как аксиология: ¦ ¦
¦ ¦понятие ценности, проблема соотношения ¦ ¦
¦ ¦ценности и истины. ¦ ¦
¦ ¦Учение о бытии общества. Методы изучения ¦ ¦
¦ ¦общества в социальной философии. Структура ¦ ¦
¦ ¦современного социально-философского знания. ¦ ¦
¦ ¦Духовная сфера жизни общества. Религиозное ¦ ¦
¦ ¦и светское понятие духа, духовности. Понятие ¦ ¦
¦ ¦духовного производства. ¦ ¦
¦ ¦Философия истории и историческая наука: суть ¦ ¦
¦ ¦различий в изучении исторического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Философская идея истории как историческое ¦ ¦
¦ ¦самосознание эпохи. Направленность и смысл ис-¦ ¦
¦ ¦тории. Формационный и цивилизационный подходы ¦ ¦
¦ ¦к анализу исторического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Социально-философская антропология: учение ¦ ¦
¦ ¦о бытии человека. Человек как сложная много- ¦ ¦
¦ ¦уровневая система. Единство природного, ¦ ¦
¦ ¦социального и духовного в человеке. Смысл ¦ ¦
¦ ¦жизни и ценности жизни. Гуманизм как мера ¦ ¦
¦ ¦общественного прогресса. Проблема бытия ¦ ¦
¦ ¦человека в современном мире. Философия ¦ ¦
¦ ¦и человек в эпоху глобальных перемен ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические ¦ ¦
¦ ¦системы. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы развития экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Методы экономической теории. Микроэкономика. ¦ ¦
¦ ¦Рынок. Спрос и предложение. Потребительские ¦ ¦
¦ ¦предпочтения и предельная полезность. Факторы ¦ ¦
¦ ¦спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эф- ¦ ¦
¦ ¦фект дохода и эффект замещения. Эластичность. ¦ ¦
¦ ¦Предложение и его факторы. ¦ ¦
¦ ¦Закон убывающей предельной производительности.¦ ¦
¦ ¦Эффект масштаба. Виды издержек. ¦ ¦
¦ ¦Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимали- ¦ ¦
¦ ¦зации прибыли. Эффективность конкурентных ¦ ¦
¦ ¦рынков. Рыночная власть. ¦ ¦
¦ ¦Монополия. Монополистическая конкуренция. ¦ ¦
¦ ¦Олигополия. Антимонопольное регулирование. ¦ ¦
¦ ¦Спрос на факторы производства. Рынок труда. ¦ ¦
¦ ¦Спрос и предложение труда. Заработная плата и ¦ ¦
¦ ¦занятость. Рынок капитала. Процентная ставка ¦ ¦
¦ ¦и инвестиции. Рынок земли. Рента. ¦ ¦
¦ ¦Общее равновесие и благосостояние. Распреде- ¦ ¦
¦ ¦ление доходов. Неравенство. Внешние эффекты ¦ ¦
¦ ¦и общественные блага. Роль государства. Макро-¦ ¦
¦ ¦экономика. Национальная экономика как целое. ¦ ¦
¦ ¦Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы¦ ¦
¦ ¦его измерения. Национальный доход. Располагае-¦ ¦
¦ ¦мый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление ¦ ¦
¦ ¦и сбережения. Инвестиции. Государственные ¦ ¦
¦ ¦расходы и налоги. Эффект мультипликатора. ¦ ¦
¦ ¦Бюджетно-налоговая политика. ¦ ¦
¦ ¦Деньги и их функции. Равновесие на денежном ¦ ¦
¦ ¦рынке. Денежный мультипликатор. Банковская ¦ ¦
¦ ¦система. Денежно-кредитная политика. ¦ ¦
¦ ¦Экономический рост и развитие. Международные ¦ ¦
¦ ¦экономические отношения. Внешняя торговля и ¦ ¦
¦ ¦торговая политика. Платежный баланс. Валютный ¦ ¦
¦ ¦курс. ¦ ¦
¦ ¦Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. Предпри- ¦ ¦
¦ ¦нимательство. Теневая экономика. Рынок труда. ¦ ¦
¦ ¦Распределение и доходы. Преобразования в ¦ ¦
¦ ¦социальной сфере. Структурные сдвиги в ¦ ¦
¦ ¦экономике. Формирование открытой экономики ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент¦до 15% ¦
¦ ¦ ¦общего ¦
¦ ¦ ¦объема ¦
¦ ¦ ¦цикла ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦до 15% ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦общего ¦
¦ ¦ ¦объема ¦
¦ ¦ ¦цикла ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦500 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦350 ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика и информатика ¦200 ¦
¦ ¦Аксиоматический метод, основные структуры, ¦ ¦
¦ ¦составные структуры, вероятности, языки и ¦ ¦
¦ ¦программирование, алгоритмы, компьютерный ¦ ¦
¦ ¦практикум ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ЕН.Ф.02 ¦Концепции современного естествознания ¦150 ¦
¦ ¦Естественнонаучная и гуманитарная культуры; ¦ ¦
¦ ¦научный метод. История естествознания, ¦ ¦
¦ ¦структура научных революций в развитии ¦ ¦
¦ ¦естествознания. Панорама современного ¦ ¦
¦ ¦естествознания; тенденции развития. ¦ ¦
¦ ¦Корпускулярная и континуальная концепции ¦ ¦
¦ ¦описания природы; порядок и беспорядок в ¦ ¦
¦ ¦природе; хаос; структурные уровни организации ¦ ¦
¦ ¦материи; микро-, макро- и мегамиры; прост- ¦ ¦
¦ ¦ранство, время; принципы относительности; ¦ ¦
¦ ¦принципы симметрии. Законы сохранения; взаимо-¦ ¦
¦ ¦действие; близкодействие, дальнодействие; ¦ ¦
¦ ¦состояние; принципы суперпозиции, неопределен-¦ ¦
¦ ¦ности, дополнительности; динамические и ста- ¦ ¦
¦ ¦тистические закономерности в природе; законы ¦ ¦
¦ ¦сохранения энергии в макроскопических процес- ¦ ¦
¦ ¦сах; принцип возрастания энтропии. Химические ¦ ¦
¦ ¦процессы, реакционная способность веществ. ¦ ¦
¦ ¦Внутреннее строение и история геологического ¦ ¦
¦ ¦развития Земли; современные концепции развития¦ ¦
¦ ¦геосферных оболочек; литосфера как абиотичес- ¦ ¦
¦ ¦кая основа жизни; экологические функции лито- ¦ ¦
¦ ¦сферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико- ¦ ¦
¦ ¦геохимическая; географическая оболочка Земли. ¦ ¦
¦ ¦Особенности биологического уровня организации ¦ ¦
¦ ¦материи; принципы эволюции, воспроизводства ¦ ¦
¦ ¦и развития живых систем; многообразие живых ¦ ¦
¦ ¦организмов - основа организации и устойчивости¦ ¦
¦ ¦биосферы; генетика и эволюция. Человек: ¦ ¦
¦ ¦физиология, здоровье, эмоции, творчество, ¦ ¦
¦ ¦работоспособность. Биоэтика, человек, биосфера¦ ¦
¦ ¦и космические циклы; ноосфера, необратимость ¦ ¦
¦ ¦времени. Самоорганизация в живой и неживой ¦ ¦
¦ ¦природе; принципы универсального эволюцио- ¦ ¦
¦ ¦низма; путь к единой культуре ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент¦до 15% ¦
¦ ¦ ¦общего ¦
¦ ¦ ¦объема ¦
¦ ¦ ¦цикла ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦до 15% ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦общего ¦
¦ ¦ ¦объема ¦
¦ ¦ ¦цикла ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦3830 ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦3064 ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД.Ф.01¦Музееведение ¦280 ¦
¦ ¦Введение в специальность. Объект и предмет ¦ ¦
¦ ¦музееведения, соотношение с дисциплинами ¦ ¦
¦ ¦историко-культурного цикла; понятийно- ¦ ¦
¦ ¦терминологический аппарат. Музееведческие ¦ ¦
¦ ¦теории: общее и особенное. ¦ ¦
¦ ¦История музейного дела. Основные этапы станов-¦ ¦
¦ ¦ления и развития музея как социокультурного ¦ ¦
¦ ¦института; коллекционирование и формирование ¦ ¦
¦ ¦музеев в эпоху Возрождения; первые учреждения ¦ ¦
¦ ¦музейного типа в России (Оружейная палата, ¦ ¦
¦ ¦Кунсткамера и пр.); крупнейшие частные ¦ ¦
¦ ¦собрания России и Западной Европы; проекты ¦ ¦
¦ ¦организации национального музея России; первые¦ ¦
¦ ¦частные музеи в XIX в.; профильные музеи; ¦ ¦
¦ ¦новые виды музеев; частное коллекционирование;¦ ¦
¦ ¦музейная тема на археологических съездах; ¦ ¦
¦ ¦предварительный музейный съезд. Новая музейная¦ ¦
¦ ¦политика в 20 - 30 гг. XX в.; музейное законо-¦ ¦
¦ ¦дательство; формирование новой сети музеев; ¦ ¦
¦ ¦музейное дело в советскую эпоху; музейная ¦ ¦
¦ ¦политика во второй половине 80 - 90-х гг.; ¦ ¦
¦ ¦международные связи музеев; ИКОМ; поиск ¦ ¦
¦ ¦перспективных моделей музея XXI в. ¦ ¦
¦ ¦Теоретические проблемы музееведения. Музей как¦ ¦
¦ ¦социокультурный институт: функции, типология, ¦ ¦
¦ ¦современные концепции. Музейная коммуникация, ¦ ¦
¦ ¦ее основные модели. Музейная сеть: анализ и ¦ ¦
¦ ¦прогнозирование. Ведущие музееведческие центры¦ ¦
¦ ¦в России и за рубежом; состояние и тенденции ¦ ¦
¦ ¦музееведческих исследований. Музейный предмет;¦ ¦
¦ ¦классификация музейных предметов. Музейное ¦ ¦
¦ ¦источниковедение; методы раскрытия информа- ¦ ¦
¦ ¦ционного потенциала музейного источника. Ком- ¦ ¦
¦ ¦муникативные свойства музейного предмета; ме- ¦ ¦
¦ ¦мориальность, аттрактивность, экспрессивность ¦ ¦
¦ ¦и репрезентативность. ¦ ¦
¦ ¦Государственный музейный фонд. Музейное ¦ ¦
¦ ¦собрание как источниковая база научных ¦ ¦
¦ ¦исследований. Фонд музея, его структура ¦ ¦
¦ ¦и состав. Виды музейных коллекций ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД.Ф.02¦Охрана памятников истории и культуры ¦210 ¦
¦ ¦Понятие и сущность памятника. Музейный ¦ ¦
¦ ¦предмет; антиквариат; природные заповедники; ¦ ¦
¦ ¦ландшафты; парки. Принципы классификации ¦ ¦
¦ ¦памятников; движимые и недвижимые памятники. ¦ ¦
¦ ¦Памятники истории; памятники индивидуального ¦ ¦
¦ ¦и народного творчества; природные памятники. ¦ ¦
¦ ¦Правовые основы охраны и использования памят- ¦ ¦
¦ ¦ников. Выявление и учет памятников; перечень ¦ ¦
¦ ¦объектов историко-культурного наследия ¦ ¦
¦ ¦федерального (общероссийского) значения. Ввоз ¦ ¦
¦ ¦и вывоз памятников с территории Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации. Цели использования памятников. ¦ ¦
¦ ¦Формы использования памятников и контроль ¦ ¦
¦ ¦использования. Лицензирование некоторых видов ¦ ¦
¦ ¦деятельности по использованию памятников. ¦ ¦
¦ ¦Конвенции и рекомендации ЮНЕСКО по охране ¦ ¦
¦ ¦и развитию культурного наследия ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД.Ф.03¦Археология ¦120 ¦
¦ ¦Предмет и задачи археологии. Развитие архео- ¦ ¦
¦ ¦логии как науки. Периодизация и хронология ¦ ¦
¦ ¦в археологической науке. ¦ ¦
¦ ¦Эпоха камня. Палеолит: верхний, средний, ¦ ¦
¦ ¦нижний; археологические культуры, искусство. ¦ ¦
¦ ¦Мезолит: изменение в растительном и животном ¦ ¦
¦ ¦мире; культурные провинции. Неолит: изобре- ¦ ¦
¦ ¦тения эпохи неолита; основные культуры, ¦ ¦
¦ ¦искусство. ¦ ¦
¦ ¦Эпоха металла. Энеолит: зарождение скотовод- ¦ ¦
¦ ¦ства и земледелия; открытие меди и бронзы. ¦ ¦
¦ ¦Бронзовый век: ранний, средний, поздний; ¦ ¦
¦ ¦культуры, бытовые и погребальные памятники; ¦ ¦
¦ ¦металлургические провинции. ¦ ¦
¦ ¦Ранний железный век. Скифская культура, савро-¦ ¦
¦ ¦маты и сарматы; археологические культуры Южной¦ ¦
¦ ¦Сибири, Горного Алтая. Культуры племен лесной ¦ ¦
¦ ¦и лесостепной полосы: памятники дьяковской, ¦ ¦
¦ ¦городецкой, ананьинской культур. Археология ¦ ¦
¦ ¦Урарту; ранний железный век Кавказа. ¦ ¦
¦ ¦Античные государства Северного Причерноморья. ¦ ¦
¦ ¦Экономика греческих колоний; поселения, ¦ ¦
¦ ¦могильники; искусство, духовная культура. ¦ ¦
¦ ¦Кочевники Восточной Европы. Волжская Болгария.¦ ¦
¦ ¦Археология славян. Этногенез восточных славян;¦ ¦
¦ ¦поселения, могильники, хозяйство, духовная ¦ ¦
¦ ¦культура. Балтские и финские племена лесной ¦ ¦
¦ ¦зоны. Древняя Русь: бытовые и погребальные па-¦ ¦
¦ ¦мятники, промыслы, ремесло, торговля, денежное¦ ¦
¦ ¦обращение. Происхождение городов, образование ¦ ¦
¦ ¦государства. ¦ ¦
¦ ¦Полевая археология. Методика проведения ¦ ¦
¦ ¦археологической разведки. Раскопки древних ¦ ¦
¦ ¦поселений и погребений. Правила фиксации, ¦ ¦
¦ ¦учета и регистрации находок, сооружений, ¦ ¦
¦ ¦комплексов. Полевой дневник, отчет об ¦ ¦
¦ ¦археологических исследованиях. Государственная¦ ¦
¦ ¦система охраны памятников археологии ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД.Ф.04¦Этнология ¦120 ¦
¦ ¦Место этнологии в системе современного знания.¦ ¦
¦ ¦Понятийный аппарат этнологии. История зарубеж-¦ ¦
¦ ¦ной этнологической мысли. Вклад отечественных ¦ ¦
¦ ¦ученых в развитие мировой этнологии. Современ-¦ ¦
¦ ¦ное состояние и перспективы этнологического ¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦Этническое многообразие человечества и его ¦ ¦
¦ ¦проблемы. Закономерность "мозаичного" ¦ ¦
¦ ¦характера этносферы (этнической карты мира). ¦ ¦
¦ ¦Основные принципы классификации народов. ¦ ¦
¦ ¦Социоестественная история и полиэтнический ¦ ¦
¦ ¦состав планеты. Сферы проявления этнического ¦ ¦
¦ ¦многообразия. ¦ ¦
¦ ¦Этнос как динамическая целостность и субъект ¦ ¦
¦ ¦историко-культурных процессов. Основные кон- ¦ ¦
¦ ¦цепции этноса в отечественной науке. Понятие ¦ ¦
¦ ¦и признаки этноса. Сущностные признаки ¦ ¦
¦ ¦этносферы. Социальный состав этноса. Факторы ¦ ¦
¦ ¦и стадии этногенеза. Феномен этничности. ¦ ¦
¦ ¦Этническая культура как объект изучения. ¦ ¦
¦ ¦Этническая культура в "зеркале" системно- ¦ ¦
¦ ¦функционального подхода. Структура и ¦ ¦
¦ ¦назначение материальной культуры народа. Роль ¦ ¦
¦ ¦мифологии, фольклора, ритуально-обрядового ¦ ¦
¦ ¦комплекса в формировании и проявлении "космо- ¦ ¦
¦ ¦психо-логоса" этноса. Поэтика и эстетика ¦ ¦
¦ ¦народной художественной культуры. Место этно- ¦ ¦
¦ ¦конфессиональных явлений в жизнедеятельности, ¦ ¦
¦ ¦поведении и межэтническом общении народов. ¦ ¦
¦ ¦Этнологические аспекты соотнесенности мировой,¦ ¦
¦ ¦национальной, региональной и локальной культур¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД.Ф.05¦История культуры ¦280 ¦
¦ ¦Культура как выражение миросозерцания эпохи. ¦ ¦
¦ ¦Сущность и назначение культуры. Факторы ¦ ¦
¦ ¦динамики культуры; классификация культурных ¦ ¦
¦ ¦эпох и их сопоставительный анализ (картины ¦ ¦
¦ ¦мира, концепция человека и способы их ¦ ¦
¦ ¦символизации, проблема сакрального и пр.). ¦ ¦
¦ ¦Культурная память. Понятие ментальности. ¦ ¦
¦ ¦Культура народная и элитарная. ¦ ¦
¦ ¦Историческая типология культур. Мифологическое¦ ¦
¦ ¦сознание и культура архаики. Культура Древней ¦ ¦
¦ ¦Греции, Древнего Рима. Культура языческой Руси¦ ¦
¦ ¦и Европы. Религиозное средневековое сознание ¦ ¦
¦ ¦и культура развитого средневековья Западной ¦ ¦
¦ ¦Европы и Руси. ¦ ¦
¦ ¦Проблемы взаимодействия и трансляции культур. ¦ ¦
¦ ¦Рационалистическое и идеалистическое миросо- ¦ ¦
¦ ¦зерцание XVII - XVIII вв. и культуры Западной ¦ ¦
¦ ¦Европы и России. Индивидуализм и романтическая¦ ¦
¦ ¦культура. Позитивизм и культура. Традицио- ¦ ¦
¦ ¦нализм, ретроспективизм и модернизм. Перелом ¦ ¦
¦ ¦XIX - XX вв.; драма культур эпохи мировых войн¦ ¦
¦ ¦и революций XX в. Научное сознание и культура.¦ ¦
¦ ¦Поиски нового и обращение к традициям. Пост- ¦ ¦
¦ ¦модернизм. Концепции культуры XVIII - XX вв. ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД.Ф.06¦Всеобщая история ¦280 ¦
¦ ¦Представление об истории человечества и ее ¦ ¦
¦ ¦основных этапах как важный фактор формирования¦ ¦
¦ ¦ценностных ориентаций и определения граждан- ¦ ¦
¦ ¦ской позиции современного человека. Проблемы ¦ ¦
¦ ¦методологии истории; роль религии и религиоз- ¦ ¦
¦ ¦ных представлений. Критерии познания истории; ¦ ¦
¦ ¦типы и формы цивилизаций. ¦ ¦
¦ ¦Новые подходы к проблеме "человек в истории"; ¦ ¦
¦ ¦история повседневной жизни, образ жизни и ¦ ¦
¦ ¦нравы; политические лидеры, полководцы и ¦ ¦
¦ ¦реформаторы в истории. Социальная история, ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие революций и реформ. ¦ ¦
¦ ¦Характерные черты европейской и восточной ¦ ¦
¦ ¦цивилизаций. Основные этапы мировой истории. ¦ ¦
¦ ¦Древний мир: роль античного наследия для ¦ ¦
¦ ¦европейской культуры; вклад восточных ¦ ¦
¦ ¦цивилизаций (Китая, Индии, арабского Востока ¦ ¦
¦ ¦и др.). ¦ ¦
¦ ¦Средние века: формирование национальных ¦ ¦
¦ ¦государств; авторитарная власть и появление ¦ ¦
¦ ¦сословного представительства; гуманизм и ¦ ¦
¦ ¦реформация; роль христианства в европейской ¦ ¦
¦ ¦цивилизации. ¦ ¦
¦ ¦Новая история: история географических откры- ¦ ¦
¦ ¦тий, расширивших границы мира; промышленная ¦ ¦
¦ ¦революция и ее последствия; XVIII век - век ¦ ¦
¦ ¦просвещения и гуманизма. ¦ ¦
¦ ¦Новейшая история XX - начала XXI вв.: роль ¦ ¦
¦ ¦XX столетия в мировой истории; глобализация ¦ ¦
¦ ¦общественных процессов; проблема экономичес- ¦ ¦
¦ ¦кого роста и модернизация; социальная формация¦ ¦
¦ ¦общества; столкновение интернационализма ¦ ¦
¦ ¦и национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦
¦ ¦демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦Мировые и локальные войны; Вторая мировая ¦ ¦
¦ ¦война и победа над фашизмом; история холодной ¦ ¦
¦ ¦войны. Научно-техническая революция и ее ¦ ¦
¦ ¦влияние на ход общественного развития; инте- ¦ ¦
¦ ¦грация науки и образования. Геополитические ¦ ¦
¦ ¦изменения в мире на рубеже XX - XXI веков ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД.Ф.07¦Источниковедение ¦400 ¦
¦ ¦Теоретические проблемы источниковедения; типо-¦ ¦
¦ ¦логия источников; методологические принципы ¦ ¦
¦ ¦изучения источников; методы исторического ¦ ¦
¦ ¦исследования; задачи источниковедческих ¦ ¦
¦ ¦исследований; выявление, установление текста ¦ ¦
¦ ¦и происхождения источников, источниковедческий¦ ¦
¦ ¦анализ и источниковедческий синтез, определе- ¦ ¦
¦ ¦ние научной ценности источников и отбор их ¦ ¦
¦ ¦на хранение; современные центры хранения ¦ ¦
¦ ¦исторических источников и принципы их ¦ ¦
¦ ¦организации. ¦ ¦
¦ ¦Особенности возникновения и состава источников¦ ¦
¦ ¦в разные исторические эпохи. Источники по ис- ¦ ¦
¦ ¦тории Древнего Востока, Древней Греции и Древ-¦ ¦
¦ ¦него Рима. Источники по истории средневековья.¦ ¦
¦ ¦Источники по Новой истории. Источники Новей- ¦ ¦
¦ ¦шего времени. Особенности возникновения ¦ ¦
¦ ¦источников на современном этапе. ¦ ¦
¦ ¦Источники по истории России X - XVII вв. ¦ ¦
¦ ¦Источники по истории России XVIII - начала ¦ ¦
¦ ¦XX вв. Источники по истории России XX - начала¦ ¦
¦ ¦XXI вв. Летописание. Законодательные акты. ¦ ¦
¦ ¦Актовые материалы. Делопроизводственные ¦ ¦
¦ ¦материалы. Литературные и публицистические ¦ ¦
¦ ¦памятники. Экономико-статические материалы. ¦ ¦
¦ ¦Периодическая печать. Источники личного ¦ ¦
¦ ¦происхождения. Вещественные источники. ¦ ¦
¦ ¦Изобразительные источники. Знаковые источники.¦ ¦
¦ ¦Звуковые источники. Поведенческие источники ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД.Ф.08¦Историография ¦140 ¦
¦ ¦Историография в системе культуры; историо- ¦ ¦
¦ ¦графия в системе общественной мысли; внешние ¦ ¦
¦ ¦и внутренние факторы развития исторической ¦ ¦
¦ ¦науки. ¦ ¦
¦ ¦Накопление исторических знаний в древнем мире ¦ ¦
¦ ¦и в средние века. Превращение исторических ¦ ¦
¦ ¦знаний в науку. Западноевропейская историо- ¦ ¦
¦ ¦графия Нового времени. Западноевропейская ¦ ¦
¦ ¦историография Новейшего времени. Современные ¦ ¦
¦ ¦исторические концепции. Методология и филосо- ¦ ¦
¦ ¦фия истории на рубеже XX - XXI вв. ¦ ¦
¦ ¦Накопление исторических знаний у народов ¦ ¦
¦ ¦России; превращение исторических знаний в ¦ ¦
¦ ¦науку. Русская историческая мысль XVIII в.; ¦ ¦
¦ ¦появление русских исторических школ в первой ¦ ¦
¦ ¦трети XIX в.; русские исторические школы ¦ ¦
¦ ¦середины и второй половины XIX в.; кризис ¦ ¦
¦ ¦историографии конца XIX - начала XX вв.; ¦ ¦
¦ ¦появление марксисткой историографии. Развитие ¦ ¦
¦ ¦исторической науки в постреволюционный период;¦ ¦
¦ ¦условия развития исторической науки в период ¦ ¦
¦

ИЗМЕНЕНИЕ n 2 ГОСТ Р 51087-97. ТАБАЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ. ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ (утв. Госстандартом РФ)  »
Постановления и Указы »
Читайте также