ОТРАСЛЕВЫЕ ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ПАССАЖИРСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА. ПОТ РО-13153-ЦЛ-923-02 (утв. МПС РФ 20.11.2002)


Утверждаю
Заместитель Министра
путей сообщения
Российской Федерации
Ю.М.ДЬЯКОНОВ
20 ноября 2002 года
Согласовано
письмом Министерства
труда и социального развития
Российской Федерации
от 2 сентября 2002 г. N 5957-ВЯ
ОТРАСЛЕВЫЕ ПРАВИЛА
ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ПАССАЖИРСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ПОТ РО-13153-ЦЛ-923-02
I. Общие требования
1.1. Настоящие Правила распространяются на работников федерального железнодорожного транспорта, занятых обслуживанием пассажиров на железнодорожных вокзалах, пассажирских железнодорожных станциях (далее - станции), остановочных пунктах, в пассажирских и почтово-багажных поездах (далее - поезда), а также экипировкой, подготовкой в рейс, техническим обслуживанием и ремонтом пассажирских вагонов (далее - вагоны) на пунктах технического обслуживания вагонов (далее - ПТО), в пассажирских вагонных депо (далее - депо) и на других структурных подразделениях пассажирского хозяйства (далее - предприятия) федерального железнодорожного транспорта.
Настоящие Правила не распространяются на работников федерального железнодорожного транспорта, занятых эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом моторвагонного подвижного состава федерального железнодорожного транспорта.
1.2. Настоящие Правила устанавливают основные требования безопасности труда при эксплуатации персональных электронно-вычислительных машин, видеодисплейных терминалов автоматизированной системы продажи билетов, билетопечатающих машин, переработке багажа и грузобагажа, уборке платформ, помещений и территорий станций, снабжении вагонов водой, топливом и другим инвентарем, дезинфекционной обработке вагонов, в пути следования поезда, а также при осмотре, техническом обслуживании и ремонте вагонов. При выполнении данных работ должны соблюдаться требования государственных стандартов системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ) и иных нормативных документов.
1.3. При обслуживании пассажиров на станциях и в поездах, а также при техническом обслуживании и ремонте вагонов в зависимости от рода выполняемых работ на работников могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы, указанные в ГОСТ 12.0.003 <*>:
--------------------------------
<*> Перечень нормативных правовых и нормативных технических актов приведен в Приложении к настоящим Правилам.
движущийся подвижной состав и транспортные средства;
движущиеся машины, механизмы, элементы подъемно-транспортного и другого оборудования;
перемещаемые изделия, заготовки и материалы;
падающие с высоты предметы и инструмент;
повышенное значение напряжения электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
повышенные уровни шума и вибраций на рабочем месте;
недостаточная освещенность рабочей зоны;
повышенная или пониженная температура, влажность и подвижность воздуха рабочей зоны;
повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования;
физические перегрузки при перемещении тяжестей вручную;
нервно-психические перегрузки при выполнении работ на высоте и работ на путях.
1.4. Уровни шума и вибраций на рабочих местах не должны превышать значений ГОСТ 12.1.003, ГОСТ 12.1.012, СН 2.2.4/2.1.8.562, СН 2.2.4/2.1.8.566 и Санитарных правил, регламентирующих физические и химические факторы среды на подвижном составе железнодорожного транспорта на уровнях, обеспечивающих безопасность работающих и пассажиров.
1.5. Освещенность рабочих мест в помещениях и на открытых площадках должна соответствовать требованиям СНиП 23-05, нормам искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта РД 32.15, ОСТ 32.120 и отраслевым нормам естественного и совмещенного освещения производственных предприятий железнодорожного транспорта.
1.6. Производственные, вспомогательные и складские помещения должны быть оборудованы отоплением и вентиляцией в соответствии с ГОСТ 12.1.005 и СНиП 2.04.05.
1.7. Температура, относительная влажность и скорость движения воздуха в рабочей зоне в помещениях, а также содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны в помещениях и на открытых площадках должно соответствовать ГОСТ 12.1.005 и ГН 2.2.5.686.
Микроклиматические условия внутри производственных помещений должны соответствовать требованиям СанПиН 2.2.4.548 и СНиП 2.04.05.
1.8. Для обеспечения пожарной безопасности и взрывобезопасности производственных процессов необходимо соблюдать требования ГОСТ 12.1.004 и ГОСТ 12.1.010.
1.9. Общие требования к устройству железнодорожных вокзалов (далее - вокзалы), станций, депо, а также организация и ведение технологических процессов во всех подразделениях пассажирского хозяйства должно соответствовать Правилам пожарной безопасности на железнодорожном транспорте и Правилам пожарной безопасности в Российской Федерации.
1.10. Для всех производственных помещений предприятия в соответствии со СНиП 31-03 и ведомственными нормами технологического проектирования должны быть определены категории по взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности.
1.11. Средства пожарной сигнализации и средства пожаротушения для различных помещений предприятия должны соответствовать определенной категории и требованиям норм оснащения объектов и подвижного состава федерального железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения.
Использование пожарного оборудования и инвентаря для хозяйственных нужд не допускается.
1.12. При выборе и установке электрооборудования в помещениях и на территориях предприятия должны быть определены классы взрывоопасных и пожароопасных зон в соответствии с требованиями Правил устройства электроустановок.
1.13. В целях охраны окружающей среды на предприятиях необходимо постоянно обеспечивать исправное состояние вентиляционных и очистных сооружений. Исправность и эффективность вентиляционных и очистных сооружений определяются на основании результатов анализов, проводимых центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте (далее - ЦГСЭН).
Выбросы воздуха, удаляемого общеобменной и местной вентиляцией, не должны превышать предельно допустимые концентрации для атмосферного воздуха прилегающих жилых районов.
1.14. На территориях депо, ПТО должны быть отдельные емкости для сбора и хранения остатков нефтепродуктов, загрязненных и пропитанных нефтепродуктами обтирочных материалов и других отходов.
Разлитые на территории и в помещениях нефтепродукты должны быть собраны и вывезены на утилизацию.
1.15. Промывочные воды при мойке вагонов, тележек, колесных пар, подшипников и других узлов и деталей должны собираться и обезвреживаться.
1.16. Промывочные воды, загрязненные нефтепродуктами, должны сбрасываться с территории депо, ПТО и других производственных подразделений в очистные сооружения.
1.17. Комплекс очистных сооружений должен обеспечивать очистку промывочных вод до установленных норм. Использование промывочной воды должно быть замкнутое (бессточное). Нефтеловушки должны регулярно очищаться от шлама, грязи и нефтепродуктов.
Эксплуатация водопроводных, канализационных сетей и очистных сооружений должна производиться согласно ГОСТ 12.3.006.
1.18. Места сброса промывочных вод, прошедших нейтрализацию, должны быть согласованы с дорожным ЦГСЭН на железной дороге.
1.19. На территориях, в производственных помещениях, сооружениях и технологическом оборудовании, которое может служить источником опасности для работников, должны быть установлены, нанесены знаки безопасности труда по ГОСТ 12.4.026, Положению о знаках безопасности на объектах железнодорожного транспорта и Рекомендациям по предупреждающей окраске сооружений и устройств, расположенных в зоне железнодорожных путей.
1.20. Погрузочно-разгрузочные работы на предприятиях должны осуществляться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.009, ГОСТ 12.3.020, Межотраслевых правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов и Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт). В местах производства погрузочно-разгрузочных работ грузоподъемными кранами должны быть вывешены графические схемы способов обвязки и зацепки узлов, деталей и других грузов.
Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны иметь освещенность не менее 10 лк.
1.21. Предельная норма перемещения грузов вручную по горизонтальной поверхности на одного человека не должна превышать норм, установленных Гигиеническими критериями оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса и нормами предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную.
При переноске тяжестей допустимая масса поднимаемого и перемещаемого груза в течение рабочей смены не должна превышать для мужчин 15 кг, для женщин 7 кг, а при чередовании с другой работой (до 2-х раз в час) - для мужчин 30 кг, для женщин 10 кг.
При переноске тяжестей грузчиками на расстояние до 25 м для мужчин допускается максимальная нагрузка 50 кг.
Если масса груза превышает 50 кг, но не более 80 кг, то переноска груза грузчиком допускается при условии, что подъем (снятие) груза производится с помощью других грузчиков.
1.22. При разработке технологических процессов по обслуживанию пассажиров, техническому обслуживанию и ремонту вагонов необходимо руководствоваться настоящими Правилами, государственными стандартами системы ССБТ, СНиП, межотраслевыми, отраслевыми правилами и нормами.
1.23. На предприятиях для работников основных профессий и на отдельные виды работ должны быть разработаны инструкции по охране труда на основе настоящих Правил, типовых инструкций по охране труда в соответствии с Правилами разработки и утверждения на федеральном железнодорожном транспорте нормативных актов, содержащих требования охраны труда.
1.24. Руководители предприятий должны проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда и разрабатывать планы мероприятий по приведению рабочих мест в соответствие с требованиями нормативных актов по охране труда.
1.25. Контроль за состоянием охраны труда и соблюдением настоящих Правил на предприятиях пассажирского хозяйства должен осуществляться согласно Положению о контроле и надзоре за состоянием охраны труда на федеральном железнодорожном транспорте.
1.26. К самостоятельной работе, связанной с обслуживанием пассажиров на станциях и в поездах, техническим обслуживанием и ремонтом вагонов на ПТО, депо, станциях допускаются лица, прошедшие обучение и проверку знаний по специальности и охране труда в объеме, соответствующем занимаемой должности (профессии).
1.27. К работам, непосредственно связанным с движением поездов, производством маневров, допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие проверку знаний Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 9, ст. 608; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 18, ст. 2152; 1999, N 7, ст. 916) и других нормативных документов.
1.28. На тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда запрещается применение труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет в соответствии с Перечнем тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 10, ст. 1131; 2001, N 26, ст. 2658), и Перечнем тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 10, ст. 1130).
1.29. Обучение, проверка знаний, стажировка и все виды инструктажей (вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой) должны проводиться в соответствии с ГОСТ 12.0.004 и Положением об организации обучения и проверки знаний по охране труда на железнодорожном транспорте.
Сведения о прохождении обучения, проверке знаний, стажировке и проведении инструктажей должны регистрироваться с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего в соответствующих журналах, личной карточке, наряде-допуске или другой документации, разрешающей производство работ.
1.30. Работники профессий, связанных с движением поездов и вредными и опасными производственными факторами, должны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры в порядке, установленном соответствующими нормативными документами Минздрава России и МПС России.
Сведения о медицинских осмотрах должны храниться в личных делах работников предприятия. При наличии жалоб на состояние здоровья работники должны быть подвергнуты досрочному медицинскому осмотру.
1.31. К обслуживанию электроустановок допускается специально обученный персонал, прошедший проверку знаний по Межотраслевым правилам по охране труда (правил безопасности) при эксплуатации электроустановок и Правилам эксплуатации электроустановок потребителей.
Работники, связанные с эксплуатацией электроустановок в зависимости от должности (профессии) и характера работ, должны иметь соответствующую группу по электробезопасности.
1.32. К работе на транспортных и подъемно-транспортных средствах допускаются лица, имеющие удостоверения на право управления этими средствами. Водители машин, выезжающие за пределы предприятия, должны иметь удостоверения, выданные государственной инспекцией безопасности дорожного движения.
Водители транспортных средств, работа которых связана с пересечением железнодорожных путей на территории депо, станций, могут быть допущены к работе только после проверки знания Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации и Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.
Режимы труда и отдыха водителей транспортных средств должны устанавливаться в соответствии с Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей.
1.33. Режимы труда и отдыха работников устанавливаются в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 3) и особенностями регулирования рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников железнодорожного транспорта

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстандарта РФ от 20.11.2002 n 420-ст О ПРИНЯТИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА  »
Постановления и Указы »
Читайте также