ОТРАСЛЕВЫЕ ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ПАССАЖИРСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА. ПОТ РО-13153-ЦЛ-923-02 (утв. МПС РФ 20.11.2002)


Утверждаю
Заместитель Министра
путей сообщения
Российской Федерации
Ю.М.ДЬЯКОНОВ
20 ноября 2002 года
Согласовано
письмом Министерства
труда и социального развития
Российской Федерации
от 2 сентября 2002 г. N 5957-ВЯ
ОТРАСЛЕВЫЕ ПРАВИЛА
ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ПАССАЖИРСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ПОТ РО-13153-ЦЛ-923-02
I. Общие требования
1.1. Настоящие Правила распространяются на работников федерального железнодорожного транспорта, занятых обслуживанием пассажиров на железнодорожных вокзалах, пассажирских железнодорожных станциях (далее - станции), остановочных пунктах, в пассажирских и почтово-багажных поездах (далее - поезда), а также экипировкой, подготовкой в рейс, техническим обслуживанием и ремонтом пассажирских вагонов (далее - вагоны) на пунктах технического обслуживания вагонов (далее - ПТО), в пассажирских вагонных депо (далее - депо) и на других структурных подразделениях пассажирского хозяйства (далее - предприятия) федерального железнодорожного транспорта.
Настоящие Правила не распространяются на работников федерального железнодорожного транспорта, занятых эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом моторвагонного подвижного состава федерального железнодорожного транспорта.
1.2. Настоящие Правила устанавливают основные требования безопасности труда при эксплуатации персональных электронно-вычислительных машин, видеодисплейных терминалов автоматизированной системы продажи билетов, билетопечатающих машин, переработке багажа и грузобагажа, уборке платформ, помещений и территорий станций, снабжении вагонов водой, топливом и другим инвентарем, дезинфекционной обработке вагонов, в пути следования поезда, а также при осмотре, техническом обслуживании и ремонте вагонов. При выполнении данных работ должны соблюдаться требования государственных стандартов системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ) и иных нормативных документов.
1.3. При обслуживании пассажиров на станциях и в поездах, а также при техническом обслуживании и ремонте вагонов в зависимости от рода выполняемых работ на работников могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы, указанные в ГОСТ 12.0.003 <*>:
--------------------------------
<*> Перечень нормативных правовых и нормативных технических актов приведен в Приложении к настоящим Правилам.
движущийся подвижной состав и транспортные средства;
движущиеся машины, механизмы, элементы подъемно-транспортного и другого оборудования;
перемещаемые изделия, заготовки и материалы;
падающие с высоты предметы и инструмент;
повышенное значение напряжения электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
повышенные уровни шума и вибраций на рабочем месте;
недостаточная освещенность рабочей зоны;
повышенная или пониженная температура, влажность и подвижность воздуха рабочей зоны;
повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования;
физические перегрузки при перемещении тяжестей вручную;
нервно-психические перегрузки при выполнении работ на высоте и работ на путях.
1.4. Уровни шума и вибраций на рабочих местах не должны превышать значений ГОСТ 12.1.003, ГОСТ 12.1.012, СН 2.2.4/2.1.8.562, СН 2.2.4/2.1.8.566 и Санитарных правил, регламентирующих физические и химические факторы среды на подвижном составе железнодорожного транспорта на уровнях, обеспечивающих безопасность работающих и пассажиров.
1.5. Освещенность рабочих мест в помещениях и на открытых площадках должна соответствовать требованиям СНиП 23-05, нормам искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта РД 32.15, ОСТ 32.120 и отраслевым нормам естественного и совмещенного освещения производственных предприятий железнодорожного транспорта.
1.6. Производственные, вспомогательные и складские помещения должны быть оборудованы отоплением и вентиляцией в соответствии с ГОСТ 12.1.005 и СНиП 2.04.05.
1.7. Температура, относительная влажность и скорость движения воздуха в рабочей зоне в помещениях, а также содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны в помещениях и на открытых площадках должно соответствовать ГОСТ 12.1.005 и ГН 2.2.5.686.
Микроклиматические условия внутри производственных помещений должны соответствовать требованиям СанПиН 2.2.4.548 и СНиП 2.04.05.
1.8. Для обеспечения пожарной безопасности и взрывобезопасности производственных процессов необходимо соблюдать требования ГОСТ 12.1.004 и ГОСТ 12.1.010.
1.9. Общие требования к устройству железнодорожных вокзалов (далее - вокзалы), станций, депо, а также организация и ведение технологических процессов во всех подразделениях пассажирского хозяйства должно соответствовать Правилам пожарной безопасности на железнодорожном транспорте и Правилам пожарной безопасности в Российской Федерации.
1.10. Для всех производственных помещений предприятия в соответствии со СНиП 31-03 и ведомственными нормами технологического проектирования должны быть определены категории по взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности.
1.11. Средства пожарной сигнализации и средства пожаротушения для различных помещений предприятия должны соответствовать определенной категории и требованиям норм оснащения объектов и подвижного состава федерального железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения.
Использование пожарного оборудования и инвентаря для хозяйственных нужд не допускается.
1.12. При выборе и установке электрооборудования в помещениях и на территориях предприятия должны быть определены классы взрывоопасных и пожароопасных зон в соответствии с требованиями Правил устройства электроустановок.
1.13. В целях охраны окружающей среды на предприятиях необходимо постоянно обеспечивать исправное состояние вентиляционных и очистных сооружений. Исправность и эффективность вентиляционных и очистных сооружений определяются на основании результатов анализов, проводимых центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте (далее - ЦГСЭН).
Выбросы воздуха, удаляемого общеобменной и местной вентиляцией, не должны превышать предельно допустимые концентрации для атмосферного воздуха прилегающих жилых районов.
1.14. На территориях депо, ПТО должны быть отдельные емкости для сбора и хранения остатков нефтепродуктов, загрязненных и пропитанных нефтепродуктами обтирочных материалов и других отходов.
Разлитые на территории и в помещениях нефтепродукты должны быть собраны и вывезены на утилизацию.
1.15. Промывочные воды при мойке вагонов, тележек, колесных пар, подшипников и других узлов и деталей должны собираться и обезвреживаться.
1.16. Промывочные воды, загрязненные нефтепродуктами, должны сбрасываться с территории депо, ПТО и других производственных подразделений в очистные сооружения.
1.17. Комплекс очистных сооружений должен обеспечивать очистку промывочных вод до установленных норм. Использование промывочной воды должно быть замкнутое (бессточное). Нефтеловушки должны регулярно очищаться от шлама, грязи и нефтепродуктов.
Эксплуатация водопроводных, канализационных сетей и очистных сооружений должна производиться согласно ГОСТ 12.3.006.
1.18. Места сброса промывочных вод, прошедших нейтрализацию, должны быть согласованы с дорожным ЦГСЭН на железной дороге.
1.19. На территориях, в производственных помещениях, сооружениях и технологическом оборудовании, которое может служить источником опасности для работников, должны быть установлены, нанесены знаки безопасности труда по ГОСТ 12.4.026, Положению о знаках безопасности на объектах железнодорожного транспорта и Рекомендациям по предупреждающей окраске сооружений и устройств, расположенных в зоне железнодорожных путей.
1.20. Погрузочно-разгрузочные работы на предприятиях должны осуществляться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.009, ГОСТ 12.3.020, Межотраслевых правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов и Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт). В местах производства погрузочно-разгрузочных работ грузоподъемными кранами должны быть вывешены графические схемы способов обвязки и зацепки узлов, деталей и других грузов.
Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны иметь освещенность не менее 10 лк.
1.21. Предельная норма перемещения грузов вручную по горизонтальной поверхности на одного человека не должна превышать норм, установленных Гигиеническими критериями оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса и нормами предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную.
При переноске тяжестей допустимая масса поднимаемого и перемещаемого груза в течение рабочей смены не должна превышать для мужчин 15 кг, для женщин 7 кг, а при чередовании с другой работой (до 2-х раз в час) - для мужчин 30 кг, для женщин 10 кг.
При переноске тяжестей грузчиками на расстояние до 25 м для мужчин допускается максимальная нагрузка 50 кг.
Если масса груза превышает 50 кг, но не более 80 кг, то переноска груза грузчиком допускается при условии, что подъем (снятие) груза производится с помощью других грузчиков.
1.22. При разработке технологических процессов по обслуживанию пассажиров, техническому обслуживанию и ремонту вагонов необходимо руководствоваться настоящими Правилами, государственными стандартами системы ССБТ, СНиП, межотраслевыми, отраслевыми правилами и нормами.
1.23. На предприятиях для работников основных профессий и на отдельные виды работ должны быть разработаны инструкции по охране труда на основе настоящих Правил, типовых инструкций по охране труда в соответствии с Правилами разработки и утверждения на федеральном железнодорожном транспорте нормативных актов, содержащих требования охраны труда.
1.24. Руководители предприятий должны проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда и разрабатывать планы мероприятий по приведению рабочих мест в соответствие с требованиями нормативных актов по охране труда.
1.25. Контроль за состоянием охраны труда и соблюдением настоящих Правил на предприятиях пассажирского хозяйства должен осуществляться согласно Положению о контроле и надзоре за состоянием охраны труда на федеральном железнодорожном транспорте.
1.26. К самостоятельной работе, связанной с обслуживанием пассажиров на станциях и в поездах, техническим обслуживанием и ремонтом вагонов на ПТО, депо, станциях допускаются лица, прошедшие обучение и проверку знаний по специальности и охране труда в объеме, соответствующем занимаемой должности (профессии).
1.27. К работам, непосредственно связанным с движением поездов, производством маневров, допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие проверку знаний Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 9, ст. 608; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 18, ст. 2152; 1999, N 7, ст. 916) и других нормативных документов.
1.28. На тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда запрещается применение труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет в соответствии с Перечнем тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 10, ст. 1131; 2001, N 26, ст. 2658), и Перечнем тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 10, ст. 1130).
1.29. Обучение, проверка знаний, стажировка и все виды инструктажей (вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой) должны проводиться в соответствии с ГОСТ 12.0.004 и Положением об организации обучения и проверки знаний по охране труда на железнодорожном транспорте.
Сведения о прохождении обучения, проверке знаний, стажировке и проведении инструктажей должны регистрироваться с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего в соответствующих журналах, личной карточке, наряде-допуске или другой документации, разрешающей производство работ.
1.30. Работники профессий, связанных с движением поездов и вредными и опасными производственными факторами, должны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры в порядке, установленном соответствующими нормативными документами Минздрава России и МПС России.
Сведения о медицинских осмотрах должны храниться в личных делах работников предприятия. При наличии жалоб на состояние здоровья работники должны быть подвергнуты досрочному медицинскому осмотру.
1.31. К обслуживанию электроустановок допускается специально обученный персонал, прошедший проверку знаний по Межотраслевым правилам по охране труда (правил безопасности) при эксплуатации электроустановок и Правилам эксплуатации электроустановок потребителей.
Работники, связанные с эксплуатацией электроустановок в зависимости от должности (профессии) и характера работ, должны иметь соответствующую группу по электробезопасности.
1.32. К работе на транспортных и подъемно-транспортных средствах допускаются лица, имеющие удостоверения на право управления этими средствами. Водители машин, выезжающие за пределы предприятия, должны иметь удостоверения, выданные государственной инспекцией безопасности дорожного движения.
Водители транспортных средств, работа которых связана с пересечением железнодорожных путей на территории депо, станций, могут быть допущены к работе только после проверки знания Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации и Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.
Режимы труда и отдыха водителей транспортных средств должны устанавливаться в соответствии с Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей.
1.33. Режимы труда и отдыха работников устанавливаются в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 3) и особенностями регулирования рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников железнодорожного транспорта и метрополитенов, непосредственно связанных с обеспечением безопасности движения поездов и обслуживанием пассажиров.
1.34. Работникам, профессии которых входят в Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, администрация предприятия должна предоставлять одновременно с ежегодным отпуском дополнительный отпуск и устанавливать сокращенный рабочий день в соответствии с Инструкцией о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день.
1.35. Для работников, работающих на открытом воздухе в зимнее время, для предотвращения охлаждения и обморожения администрация предприятий должна предоставлять перерывы для обогрева.
Длительность перерывов определяется в соответствии с рекомендациями, представленными в таблице 1.
Таблица 1
------------------------T---------------------T------------------¬
¦Температура воздуха, °C¦ Скорость ветра, м/с ¦Продолжительность ¦
¦ ¦ ¦ перерыва, мин. ¦
+-----------------------+---------------------+------------------+
¦от -15 до -25 ¦до 5 ¦10 на каждый час ¦
¦ ¦ ¦работы ¦
+-----------------------+---------------------+------------------+
¦от -25 до -30 ¦до 3 ¦10 - " - ¦
+-----------------------+---------------------+------------------+
¦от -30 до -35 ¦до 2 ¦10 - " - ¦
+-----------------------+---------------------+------------------+
¦от -35 до -40 ¦независимо от ¦15 - " - ¦
¦ ¦скорости ветра ¦ ¦
+-----------------------+---------------------+------------------+
¦от -15 до -25 ¦более 5 ¦15 - " - ¦
+-----------------------+---------------------+------------------+
¦от -25 до -30 ¦более 3 ¦15 - " - ¦
+-----------------------+---------------------+------------------+
¦от -30 до -35 ¦более 2 ¦15 - " - ¦
L-----------------------+---------------------+-------------------
При температуре воздуха -40 °C и ниже (независимо от скорости ветра) или при скорости ветра 15 м/с и более работы на открытом воздухе запрещаются.
1.36. На каждом предприятии должны быть оборудованы кабинеты или уголки по охране труда в соответствии с Положением о кабинете охраны труда на предприятиях федерального железнодорожного транспорта.
II. Требования безопасности
при обслуживании пассажиров на вокзалах,
станциях и остановочных пунктах
2.1. Требования безопасности при эксплуатации персональных электронно-вычислительных машин, видеодисплейных терминалов, билетопечатающих машин и автоматов для продажи билетов
2.1.1. Эксплуатировать персональные электронно-вычислительные машины (далее - ПЭВМ), видеодисплейные терминалы автоматизированной системы продажи билетов (далее - ВДТ), билетопечатающие машины (далее - БПМ), автоматы для продажи билетов, электрокомпостеры следует в соответствии с требованиями инструкций по эксплуатации данного оборудования.
2.1.2. ПЭВМ, ВДТ и БПМ должно располагаться удобно для его эксплуатации и технического обслуживания работниками.
Предметы частого использования должны располагаться в зоне легкой доступности (частой обращаемости), менее частого пользования - в зонах основных движений, редкого пользования - в зонах вспомогательных движений.
2.1.3. Экраны ПЭВМ и ВДТ необходимо располагать по отношению к световым проемам так, чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно слева. На экраны ПЭВМ и ВДТ не должны попадать отражения окон и осветительных приборов.
2.1.4. Экран ПЭВМ и ВДТ должен находиться на оптимальном расстоянии 600 - 700 мм, но не ближе 500 мм от глаз с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов. Предпочтительным является расположение экрана слева от работника и ниже уровня глаз прямо или с наклоном на работника. Блок с экраном должен иметь возможность наклоняться, поворачиваться вокруг своей оси, менять угол консолей.
Клавиатура должна быть расположена относительно экрана в удобном для работы месте.
Нумерация пунктов соответствует оригиналу. 2.1.6. Включать ПЭВМ, БПМ и ВДТ следует в электросеть через специальные розетки с защитным заземлением.
2.1.7. Смену картриджа на билетопечатающем устройстве необходимо производить при отключенном источнике электропитания.
2.1.8. Во время работы следует постоянно следить за равномерной подачей ленты, листов бумаги в печатающее устройство, регулярно убирать копии обработанных документов.
2.1.9. Удаление пыли с поверхности оборудования следует производить сухой тряпкой или филеночной кистью при отключенном источнике электропитания сети. Запрещается применять для удаления пыли растворители.
2.1.10. При эксплуатации ПЭВМ, БПМ и ВДТ запрещается:
эксплуатировать неисправное оборудование;
работать при режиме непрерывного включения ленты;
загромождать рабочее место, верхние панели устройств бумагами и посторонними предметами в целях недопущения накапливания органической пыли;
включать ПЭВМ, БПМ и ВДТ совместно с другим электрооборудованием или аппаратурой от одного источника электропитания;
допускать к работе на ПЭВМ, ВДТ и БПМ посторонних лиц;
размещать нагревательные приборы вблизи от ПЭВМ, ВДТ и БПМ.
При включенном в электросеть оборудовании запрещается:
открывать крышки, снимать защитные кожухи;
касаться движущихся, вращающихся и неизолированных токоведущих частей и деталей оборудования;
прикасаться к задней панели системного блока;
переключать разъемы кабелей оборудования;
допускать попадание влаги на поверхность ПЭВМ, ВДТ и БПМ.
Замену компостерных знаков допускается производить без отключения компостера от электросети.
2.1.11. Регулировать визуальные параметры (яркость изображения и контрастность) от минимальных до максимальных значений необходимо с помощью специальных ручек на корпусе ПЭВМ и ВДТ.
2.1.12. В случае показания неисправности на индикаторах оборудования, постороннем шуме, зажатии ленты, бланков, бумаги внутри печатающего устройства, а также при любых других сбоях в работе оборудования или программного обеспечения необходимо принять меры по их устранению, предварительно выключив оборудование и вынув электрическую вилку из розетки. При невозможности устранения неисправности самостоятельно следует вызвать специалиста по обслуживанию данного оборудования.
2.1.13. Для поддержания устойчивой работоспособности в течение рабочего дня для работников при работе с ПЭВМ, ВДТ и БПМ должны быть установлены регламентированные перерывы, предназначенные для отдыха и выполнения профилактических комплексов упражнений.
Время регламентированных перерывов, в зависимости от продолжительности рабочей смены, вида и категории трудовой деятельности с ПЭВМ и ВДТ, должно быть установлено в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2
----------T------------------------------T-----------------------¬
¦Категория¦ Уровень нагрузки за рабочую ¦ Суммарное время ¦
¦работы с ¦ смену при видах работ с ВДТ ¦ регламентированных ¦
¦ПЭВМ или +----------T---------T---------+ перерывов, мин. ¦
¦ ВДТ ¦группа А, ¦группа Б,¦группа В,+-----------T-----------+
¦ ¦количество¦количест-¦ час ¦при 8-часо-¦при 12-ча- ¦
¦ ¦ знаков ¦во знаков¦ ¦вой смене ¦совой смене¦
+---------+----------+---------+---------+-----------+-----------+
¦I ¦до 20000 ¦до 15000 ¦до 2,0 ¦30 ¦70 ¦
+---------+----------+---------+---------+-----------+-----------+
¦II ¦до 40000 ¦до 30000 ¦до 4,0 ¦50 ¦90 ¦
+---------+----------+---------+---------+-----------+-----------+
¦III ¦до 60000 ¦до 40000 ¦до 6,0 ¦70 ¦120 ¦
L---------+----------+---------+---------+-----------+------------
Время регламентированных перерывов установлено при соблюдении требований СанПин 2.2.2.542 и настоящих Правил. При несоответствии фактических условий труда требованиям санитарных правил и норм, а также настоящих Правил время регламентированных перерывов следует увеличить на 30%.
Виды трудовой деятельности:
группа А - работа по считыванию информации с экрана монитора с предварительным запросом;
группа Б - работа по вводу информации;
группа В - творческая работа в режиме диалога с ПК.
При 8-часовой рабочей смене регламентированные перерывы следует устанавливать:
для I категории работ с ПЭВМ или ВДТ - через 2 часа от начала рабочей смены и через 2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 минут каждый;
для II категории работ с ПЭВМ или ВДТ - через 2 часа от начала рабочей смены и через 1,5 - 2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 минут каждый или продолжительностью 10 минут через каждый час работы;
для III категории работ с ПЭВМ или ВДТ - через 1,5 - 2 часа от начала рабочей смены и через 1,5 - 2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 20 минут каждый или продолжительностью 15 минут через каждый час работы.
При 12-часовой рабочей смене регламентированные перерывы должны устанавливаться в первые 8 часов работы аналогично перерывам при 8-часовой рабочей смене, а в течение последующих 4 часов работы - через каждый час продолжительностью 15 минут.
Для билетных кассиров, работающих в билетных кассах пригородных платформ, регламентированные перерывы должны быть адаптированы к расписанию движения пригородных поездов.
2.1.14. В помещениях для эксплуатации ПЭВМ, ВДТ и БПМ ежедневно должна проводиться влажная уборка.
2.1.15. Техническое обслуживание и ремонт ПЭВМ и ВДТ, БПМ, автоматов для продажи билетов, электрокомпостеров и другого оборудования должны производиться соответствующими специалистами.
2.2. Требования безопасности при погрузочно-разгрузочных работах и складировании багажа и грузобагажа в багажном отделении вокзала
2.2.1. К погрузке и выгрузке багажных вагонов разрешается приступать только после их ограждения и закрепления в соответствии с требованиями Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации и технико-распорядительного акта железнодорожной станции (далее - ТРА станции).
Порядок работы с проходящим поездом, принимаемым на главные железнодорожные пути станции, должен быть определен ТРА станции.
2.2.2. Ответственным за обеспечение соблюдения требований безопасности при производстве погрузочно-разгрузочных работ и складировании багажа и грузобагажа является заместитель начальника вокзала, отвечающий за работу багажного отделения вокзала.
Работники багажного отделения вокзала, выполняющие свои обязанности непосредственно в зоне железнодорожных путей, должны быть обеспечены сигнальными жилетами.
2.2.3. Маневровые работы на железнодорожных путях багажного отделения вокзала должны производиться по согласованию заместителя начальника вокзала с дежурным по станции или дежурным по парку станции.
2.2.4. Дежурный по станции дает задание составителю поездов на подачу вагонов к багажному отделению вокзала. Старший приемосдатчик багажного отделения вокзала, получив извещение от заместителя начальника вокзала о предстоящих маневрах, должен отдать распоряжение о прекращении погрузочно-разгрузочных работ, подготовить рампу к приему или отправлению вагонов и известить составителя поездов о месте постановки вагонов. Ни один предмет не должен выходить за пределы габарита и мешать движению вагонов. Двери вагонов должны быть закрыты на дверные рычаги. Трапы, инструменты, тележки, багаж, грузобагаж и другие предметы должны быть убраны от края платформы на расстояние не ближе 1 м. По всему маршруту движения вагонов запрещается перемещение багажа, грузобагажа и движение погрузочно-разгрузочных машин и механизмов.
2.2.5. При производстве погрузочно-разгрузочных работ старший приемосдатчик должен следить за соблюдением требований безопасности труда приемосдатчиками, грузчиками, водителями погрузочно-разгрузочных машин и механизмов, а также другими работниками, связанными с обработкой багажа и грузобагажа.
2.2.6. Старший приемосдатчик должен следить за правильной сортировкой и укладкой багажа и грузобагажа, состоянием упаковки, наличием проходов между штабелями, а также погрузкой и размещением багажа и грузобагажа в багажные вагоны.
Запрещается принимать к перевозке багаж и грузобагаж, если на ящиках и других упаковках имеются незагнутые гвозди, концы проволоки, обвязочной ленты.
2.2.7. Принятый к перевозке багаж и грузобагаж не допускается укладывать на неисправные стеллажи, козлы, подмости, на неподготовленные места хранения грузов.
Не допускается укладка багажа и грузобагажа навалом вплотную к стенам склада. Зазор между стеной склада и уложенным багажом и грузобагажом должен быть не менее 25 см.
2.2.8. Укладка багажа и грузобагажа в штабеля должна производиться так, чтобы штабеля были устойчивы. Между штабелями должны оставляться проходы шириной не менее 1 м и проезды, ширина которых определяется габаритами применяемых транспортных средств.
Для обеспечения устойчивости штабеля нижние ряды необходимо укладывать с зазорами, которые с каждым рядом надо сокращать, а верхние ряды укладывать вплотную.
Не допускается укладывать в штабель грузы в слабой упаковке, имеющие неправильную форму и не обеспечивающие устойчивость штабеля.
Багаж и грузобагаж, не поддающиеся штабелированию, следует укладывать на стеллажи.
Багаж и грузобагаж, уложенные в штабель, во избежание обрушения штабеля необходимо брать только сверху с выполнением мер по обеспечению устойчивости штабеля.
2.2.9. Выгруженные или подготовленные к погрузке на платформе или вдоль железнодорожного пути багаж и грузобагаж необходимо укладывать и закреплять так, чтобы не нарушался габарит приближения строений.
2.2.10. Перевозить багаж и грузобагаж на транспортных средствах необходимо в пределах транспортных коридоров на рампе, платформе, не нарушая ограничительных линий.
2.2.11. Осуществлять погрузку, размещение и крепление багажа и грузобагажа в багажном вагоне следует таким образом, чтобы обеспечивалась возможность их последующей безопасной выгрузки. Более тяжелые грузы необходимо размещать равномерно по полу багажного вагона, а легкие и хрупкие - на полках.
Запрещается загружать багажный вагон сверх грузоподъемности.
2.2.12. Если при погрузке и выгрузке багажа и грузобагажа из автомобиля перепад высот пола багажного вагона и кузова автомобиля превышает 0,2 м, необходимо устанавливать трапы или переходные мостики (настилы) шириной не менее 1 м.
Трапы и переходные мостики (настилы) необходимо устанавливать, если расстояние между багажным вагоном и кузовом автомобиля превышает 0,1 м.
2.2.13. Запрещается находиться под поднятым и перемещаемым грузом, а также находиться в пространстве между движущимся транспортным средством и багажным вагоном.
2.2.14. При открывании дверей багажных вагонов не допускается нахождение работников в зоне возможного падения груза.
Пломбирование багажных вагонов должно производиться только во время стоянки подвижного состава с приставных лестниц или высоких платформ.
2.2.15. В складских помещениях багажного отделения вокзала, а также на прилегающей к ним территории запрещается производить работы, связанные с применением открытого огня, электро- и газосварки, паяльных ламп, факелов.
Не допускается хранить совместно багаж и грузобагаж, если такое хранение может привести к их порче или способствовать возникновению пожара.
2.2.16. Конвейеры, применяемые для перемещения багажа и грузобагажа, должны устанавливаться так, чтобы исключалась возможность падения груза и по обе стороны конвейера были обеспечены проходы шириной не менее 1 м.
2.2.17. При перемещении багажа и грузобагажа должны использоваться конвейеры с огражденной лентой.
2.3. Требования безопасности при уборке пассажирских платформ, помещений и территории вокзала
2.3.1. Пассажирские платформы (далее - платформы) и территория вокзала преимущественно должны убираться с помощью универсально-уборочных машин, снегопогрузчиков, авто- и электропогрузчиков и других транспортно-уборочных машин.
2.3.2. Убираемая территория вокзала должна быть хорошо освещена и освобождена от посторонних предметов.
Работники, занятые на уборке платформ и территории вокзала, должны своевременно извещаться об ухудшении погодных условий (гололеде, тумане, плохой видимости).
Работники, занятые на уборке платформ и территории вокзала, должны быть снабжены сигнальными жилетами.
2.3.3. Платформы должны убираться только в перерыве между движением поездов. Не допускается производить уборку платформ с помощью транспортно-уборочных машин во время посадки и высадки пассажиров. Запрещается поливать платформу, у которой находится электроподвижной состав с поднятыми токоприемниками.
2.3.4. Движение транспортных средств по платформам должно осуществляться не ближе 1 м от края платформы.
При выполнении разворота транспортно-уборочных машин и при уборке платформ допускается приближать машину к краю платформ не ближе чем на 0,5 м.
2.3.5. При движении по платформам и территориям вокзала водители транспортно-уборочных машин должны внимательно следить за передвижением людей и принимать меры по предотвращению наездов на них. Во всех случаях, когда есть опасность неожиданной встречи с людьми, водитель должен подать звуковой сигнал не ближе чем за 5 метров. Не допускается резко и круто поворачивать транспортно-уборочную машину.
В течение всего времени работы транспортно-уборочной машины на ней должен быть включен проблесковый маячок.
2.3.6. Во время движения транспортно-уборочной машины к месту работ навесные агрегаты, механизмы и приспособления должны быть подняты или переведены в транспортное положение, а верхний предохранительный кожух двигателя плотно закрыт.
2.3.7. При переезде через железнодорожные пути водитель транспортно-уборочной машины должен убедиться в отсутствии приближающегося подвижного состава. В случае передвижения подвижного состава необходимо остановить транспортно-уборочную машину и ждать освобождения железнодорожного пути.
2.3.8. Железнодорожные пути водитель транспортно-уборочной машины должен переезжать по переездам без переключения скоростей.
2.3.9. Проезд работников на прицепных и навесных агрегатах, механизмах и приспособлениях, подножках транспортно-уборочных машин запрещается.
2.3.10. Запрещается извлекать какие-либо предметы из-под прицепных и навесных приспособлений транспортно-уборочной машины при работающем двигателе.
2.3.11. Во избежание опрокидывания снегопогрузчика его путь следования не должен иметь поперечный уклон более 15 градусов, при езде на крутых поворотах скорость движения необходимо снизить до 5 км/час.
2.3.12. Перед началом погрузки снега водитель снегопогрузчика должен убедиться, что в зоне предстоящей работы и между снегопогрузчиком и транспортным средством для погрузки снега нет людей.
2.3.13. При работе снегопогрузчика работникам, занятым уборкой снега, запрещается находиться на транспортере снегопогрузчика, а также на расстоянии менее 5 м от его лап.
2.3.14. Высота вала сгребаемого снега не должна превышать 0,5 м во избежание буксования снегопогрузчика и опасности его соскальзывания в сторону.
2.3.15. Уборка помещений вокзала должна проводиться в часы снижения интенсивности пассажиропотока и движения пассажирских поездов с применением поломоечных машин, пылесосов и другого уборочного инвентаря, а также с использованием телескопических вышек и передвижных средств подмащивания.
2.3.16. Уборку помещений, наружных стен и окон вокзала с использованием передвижных средств подмащивания должны выполнять два работника, один из которых должен находиться на верхней площадке передвижного средства подмащивания, а другой - снизу наблюдать за его работой. При работе на телескопических вышках на голову работника должна быть надета защитная каска. В зоне работы передвижных средств подмащивания не допускается нахождение посторонних лиц.
Производить работы вне помещений на передвижных средствах подмащивания при скорости ветра более 5 м/с запрещается.
2.3.17. Подъем корзины телескопической вышки, подъем работника на верхнюю площадку передвижных средств подмащивания разрешается только после установки и закрепления передвижных средств подмащивания выносными опорами или закрепления колес с помощью досок, прокладок из плотной резины толщиной не менее 30 мм.
2.3.18. Масса работника, находящегося в корзине телескопической вышки или на верхней площадке передвижного средства подмащивания, вместе с инструментом и приспособлениями (пылесос, щетки) не должна превышать грузоподъемности, установленной для данных средств подмащивания.
2.3.19. При нахождении работников в корзине телескопической вышки или верхней площадке средств подмащивания запрещаются горизонтальные перемещения телескопической вышки и передвижных средств подмащивания.
Работник, находящийся на высоте в корзине телескопической вышки или на верхней площадке передвижного средства подмащивания, должен быть снабжен предохранительным поясом по ГОСТ 12.4.089.
2.3.20. Уборку помещений вокзала с помощью пылесоса разрешается производить при наличии в нем пылеулавливающего фильтра. Очистка пылесборника и фильтра должна производиться в специальной камере или укрытии. При этом работник должен находиться за пределами камеры или укрытия. Выемку и установку пылесборника и фильтра следует выполнять после отключения пылесоса от электросети.
2.3.21. Заземление корпусов электрополомоечных машин, телескопических вышек, промышленных пылесосов должно осуществляться путем подключения их к общей заземляющей магистрали специальными трехконтактными штепсельными разъемами.
III. Требования безопасности при экипировке
и подготовке вагонов в рейс
3.1. Общие требования безопасности при экипировке вагонов
3.1.1. Экипировочные работы в пунктах формирования и оборота поездов и на промежуточных станциях должны выполняться в соответствии с Типовым технологическим процессом работы пассажирской технической станции, Санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте, Санитарными правилами для работников пассажирских технических станций, Санитарными правилами при работе экипировщиков, мойщиков-уборщиков пассажирских вагонов.
Все трудоемкие процессы при выполнении экипировочных работ должны быть механизированы.
3.1.2. Экипировочные работы должны производиться после остановки, закрепления и ограждения поезда.
Производить экипировочные работы при движении поезда запрещается.
3.1.3. Мастера и бригадиры экипировочных бригад должны контролировать выполнение работниками требований безопасности при производстве работ.
3.1.4. Пути, на которых проводится экипировка вагонов, должны иметь водосточные лотки, закрытые решетками, канализацию и колонки (водоразборные, электроотопительные, воздухоразборные), которые должны содержаться в исправном состоянии.
3.1.5. Водоразборные колонки горячего и холодного водоснабжения должны располагаться друг от друга на расстоянии 25 м.
3.1.6. Водоразборные колонки должны иметь отмостку из асфальта или бетона с уклоном для стока воды в канализацию. Смотровые колодцы канализации должны быть с исправными дренажами.
В зимнее время водоразборные колонки необходимо очищать от снега и наледи.
3.1.7. Канализация экипировочных железнодорожных путей, предусмотренная для обеспечения приема поверхностных ливневых стоков, воды, сливаемой на междупутья из баков вагонов перед заправкой свежей водой, грязной воды после уборки вагона и промывки мусоросборников, установленных на междупутьях, должна соответствовать требованиям СНиП 2.04.03 и СНиП 2.04.01.
3.1.8. Переговорные колонки, бункера для приема перевозочных документов, стеллажи для запасных частей вагонов, ящики для сбора металлолома и мусора, тумбочки для тормозных башмаков и другие временные и постоянные устройства должны устанавливаться на междупутье прямого участка шириной не менее 5300 мм в местах.
3.1.9. Контейнеры для сбора мусора должны размещаться на специальных междупутьях на расстоянии 50 м друг от друга и иметь плотно закрывающиеся крышки. Подъезд к контейнерам мусоровозов, автопогрузчиков и автокар должен быть беспрепятственным. Запрещается размещать контейнеры на междупутьях, оборудованных электроподзарядными обустройствами и гидроколонками.
3.1.10. При наличии мусоросжигающих печей их тип и место расположения должны быть согласованы с органами санитарного надзора. Мусоросжигающие печи должны быть оборудованы механизмами для загрузки мусора в топку и оснащены подсобным помещением для хранения мусора перед сжиганием. Сжигание мусора в контейнерах запрещается.
3.2. Требования безопасности при снабжении вагонов водой
3.2.1. В пунктах формирования, оборота поезда и на промежуточных станциях вагоны должны снабжаться водой.
3.2.2. В пунктах экипировки поездов источник хозяйственно-питьевого водоснабжения должен отвечать требованиям ГОСТ 2761 и СНиП 3.05.04.
Качество воды должно соответствовать СанПиН 2.1.4.1074.
3.2.3. Экипировочные железнодорожные пути должны иметь водоразводящую сеть холодной и горячей воды и необходимое количество водоразборных колонок.
3.2.4. Длина водоналивных рукавов, определяемая расположением водоразборных колонок и возможностью снабжения каждого вагона поезда, должна быть не более 25 м, а диаметр рукавов и соединительных головок - 1,25 дюйма.
Наращивать водоналивной рукав более двух соединений запрещается.
3.2.5. Расположение водоразборных колонок по длине поезда, а также напор воды в сети водопровода должны обеспечивать возможность снабжения водой всех вагонов поезда на промежуточных станциях только через нижние водоприемные патрубки за время стоянки поезда, но не более чем за 10 - 15 минут.
3.2.6. Оголовок водоналивного рукава должен быть снабжен наконечником для предохранения от загрязнения. Рукава необходимо закреплять в подвешенном состоянии на гидроколонке.
3.2.7. При перемещении водоналивного рукава по междупутью необходимо следить за тем, чтобы он не скручивался и не зацеплял водоразборные колонки, другие предметы и устройства, находящиеся на междупутье.
Протягивать водоналивные рукава через железнодорожный путь под вагоном или через тамбур вагона запрещается.
3.2.8. Присоединять и отсоединять водоналивные рукава разрешается только при закрытом кране на водоразборной колонке.
Заполнение систем водоснабжения и водяного отопления водой необходимо осуществлять снизу, из-под вагона, через наливные головки. Присоединять водоналивной рукав необходимо сначала к наливной головке, а затем к водоразборной колонке.
3.2.9. В случае обмерзания наливных головок вагона в зимнее время заполнение системы водоснабжения вагона следует производить через резервную наливную головку, расположенную в котельном отделении вагона и не подверженную обмерзанию.
3.2.10. При снабжении водой транзитных поездов водоналивные рукава следует складывать на междупутья или платформы за габариты подвижного состава.
3.2.11. Во время заправки баков вагонов не допускается разлив воды на железнодорожный путь и междупутье. Запрещается направлять струю воды на контактный провод.
3.3. Требования безопасности при снабжении вагонов топливом, постельными принадлежностями и инвентарем
3.3.1. Вагоны, отправляемые в рейс в зимнее и переходное время, должны быть снабжены топливом в соответствии с утвержденными нормами.
3.3.2. Снабжение вагонов топливом должно осуществляться в пунктах формирования, оборота поездов и на промежуточных станциях в соответствии с технологическим процессом и графиком движения поездов.
3.3.3. Склады топлива должны располагаться вблизи путей ремонта и экипировки, а также вблизи эстакад экипировки вагонов топливом.
3.3.4. Погрузка каменного угля на транспортные средства на угольных складах должна производиться с помощью подъемных кранов с механическим захватом или других средств механизации.
3.3.5. Работники, занятые погрузкой и разгрузкой топливом на угольных складах, должны обеспечиваться индивидуальными средствами защиты органов дыхания в соответствии с ГОСТ 12.4.028.
3.3.6. При погрузке мешков с комплектами белья в вагоны, выгрузке их из вагонов, а также в бельевом цехе необходимо использовать наклонные плоскости.
3.3.7. Снабжение вагонов постельными принадлежностями, инвентарем должно быть организовано таким образом, чтобы максимальный вес одной упаковки, перемещаемой одним экипировщиком, не превышал 7 кг.
3.3.8. Снабжение вагонов топливом, постельными принадлежностями и инвентарем должно производиться с автомобилей, тракторных прицепов, электрокар и других транспортных средств.
Работники экипировочных бригад, находящиеся в кузове транспортного средства, обязаны выполнять требования безопасности при проезде на автотранспорте.
3.3.9. Расстояние между транспортным средством и вагоном при экипировке должно быть не более 0,5 м.
3.3.10. Во время снабжения вагонов топливом, постельными принадлежностями и инвентарем тамбурные двери вагона (противоположная боковая и торцевая) должны быть закрыты на ключ.
3.4. Требования безопасности при наружной очистке и обмывке вагонов, уборке вагонов
3.4.1. Для наружной обмывки кузовов, оконных стекол и ходовых частей вагонов, а также сушки вагонов пункты экипировки должны быть оснащены вагономоечными машинами, сушильными камерами. При большом количестве обмываемых составов целесообразно применять стационарные вагономоечные машины, которые в зависимости от климатических условий могут устанавливаться как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках.
Скорость передвижения вагона по позиции обмывки должна быть не более 3 км/ч.
На пунктах экипировки с малым объемом работ наружную обмывку стен вагонов следует производить на механизированных установках с применением щеточно-душевых устройств.
3.4.2. Мойка санузлов, включающая мойку унитазов, должна производиться при прохождении вагона через вагономоечную машину или на специально отведенных путях.
3.4.3. Для наружной очистки и обмывки вагонов, уборки вагонов следует применять моющие средства, разрешенные к применению ЦГСЭН. Мойщики-уборщики подвижного состава должны быть обеспечены заранее приготовленными моющими растворами по утвержденной рецептуре.
3.4.4. Приготовление моющего раствора должно производиться специально выделенным работником экипировочной бригады под руководством бригадира. Замер жидких синтетических моющих средств следует производить с помощью специальной мерительной кружки.
3.4.5. Наружную очистку и обмывку вагонов необходимо производить в спецодежде, защитных рукавицах, респираторе, защитных очках.
Мойщики-уборщики подвижного состава должны обеспечиваться защитными влагостойкими средствами типа селиконового крема.
3.4.6. Уборка вагонов должна производиться после окончания всех работ по ремонту внутреннего оборудования и не ранее чем через 1 час после применения аэрозольного метода дезинфекции или через 2 часа после влажного метода дезинфекции и производства дезинсекции.
3.4.7. Работники, производящие уборку вагонов, должны быть снабжены необходимым уборочным инвентарем, материалами, горячей водой. Уборочный инвентарь и емкости для хранения дезинфицирующих средств должны быть промаркированы.
3.4.8. При уборке вагонов должны применяться пылесосы, переносные лестницы, специальные щетки, механическое устройство для влажной уборки полов и другие механизмы и приспособления. Для очистки от пыли мягкой мебели и ковровых покрытий должны применяться пылесосы.
3.4.9. Уборка вагонов должна производиться в халате, косынке и резиновых перчатках.
3.4.10. Перед началом влажной уборки и мытья полов в вагонах с электрическим отоплением необходимо отключить питание электропечей.
3.4.11. В вагонах с комбинированным отоплением разрешается мыть полы без отключения нагревательных элементов котлов отопления, кроме полов котельного отделения.
3.4.12. При подъеме спальной полки и откидного столика необходимо проверить их фиксацию в поднятом положении, потянув полку (столик) на себя.
3.4.13. Во время уборки тамбура боковые и торцевые двери должны быть закрыты на замок.
3.4.14. Обмывку нижней стороны откидной площадки тамбура вагона следует производить на стоянке со ступенек, держась за поручень и убедившись в надежном закреплении поднятой площадки на фиксатор. При протирке пазов наружного дверного проема следует присесть и держаться за специальную ручку, закрепив дверь на фиксатор. Держаться за дверную решетку запрещается.
3.4.15. Уборочный инвентарь и ветошь после уборки должны обеззараживаться соответствующим дезинфицирующим средством с последующим ополаскиванием и просушиванием.
3.4.16. Разбитое оконное или дверное стекло, зеркало следует удалить, надев рукавицы и сложив остатки разбитого стекла в ведро.
3.4.17. Дверцы ящиков, шкафов в служебном помещении вагона после уборки должны закрываться на замок.
3.4.18. Мусор из вагона должен удаляться в мусоросборники, устанавливаемые на междупутьях парка экипировки и отстоя поездов. Выбрасывать мусор на пути, междупутья и другие места, не предназначенные для этих целей, запрещается.
3.5. Требования безопасности при проведении дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ, производимых в вагонах
3.5.1. Дезинфекцию вагонов в пунктах формирования поездов необходимо проводить в соответствии с Правилами по охране труда для работников дезинфекционного дела и по содержанию дезинфекционных станций, дезинфекционных отделений, отделений профилактической дезинфекции санитарно-эпидемиологических станций, отдельных дезинфекционных установок.
3.5.2. Профилактическая санитарная обработка вагонов, их инвентаря и оборудования должна производиться в соответствии с Методическими указаниями "Профилактическая дезинфекция, дезинсекция и дератизация пассажирских вагонов локомотивной тяги".
3.5.3. Для проведения мероприятий по профилактической дезинфекции, дезинсекции и дератизации вагонов должны применяться препараты, имеющие санитарно-эпидемиологическое заключение Департамента здравоохранения МПС России.
3.5.4. Ответственным за проведение мероприятий по профилактической дезинфекции, дезинсекции и дератизации вагонов в пунктах формирования поездов является начальник вагонного депо или участка, а контроль за ее выполнением осуществляется ЦГСЭН.
Ответственным за проведение дезинфекционных мероприятий в пунктах оборота и в пути следования является начальник поезда, а контроль за их выполнением осуществляют работники санитарно-контрольного пункта.
3.5.5. Для проведения мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в пунктах экипировки должно быть предусмотрено дезинфекционное отделение (пункт, ангар).
3.5.6. Работники, осуществляющие мероприятия по профилактической дезинфекции вагонов, должны обеспечиваться индивидуальными средствами защиты, дезинфекционными средствами и промаркированным уборочным инвентарем. В индивидуальные средства защиты должны входить: халат, косынка, резиновые технические перчатки. Комплект уборочного инвентаря должен включать в себя: пылесос, веник, совок, промаркированное ведро для уборки полов в купе и коридоре и отдельное промаркированное ведро для уборки полов в купе и коридоре с дезинфицирующим раствором для мытья унитазов, обтирочный инвентарь.
Индивидуальные средства защиты должны храниться в специально отведенном месте. Дезинфицирующие средства должны храниться в недоступном для посторонних лиц месте.
Нумерация пунктов соответствует оригиналу. 3.5.8. После проведения дезинфекционных мероприятий индивидуальные средства защиты необходимо снимать в определенной последовательности: перчатки, не снимая с рук, вымыть в обеззараживающем 5% растворе соды и промыть водой, после этого снять халат и косынку. После этого снять перчатки. Снятые индивидуальные средства защиты сложить в шкаф и вымыть руки с мылом.
Во время проведения дезинфекционных мероприятий запрещается курить, принимать пищу и воду.
3.5.9. При проведении дезинфекционных и дезинсекционных мероприятий при необходимости пользоваться респиратором и защитными очками.
3.5.10. Для дератизации вагонов применяют механический или химический метод отравленных приманок. Дератизацию проводят при условии выделения для вагона не менее 12 часов отстоя в пунктах формирования и оборота поездов.
3.5.11. По окончании дератизации в вагоне необходимо провести профилактическую дезинфекцию и дезинсекцию, а после них - влажную уборку вагона.
3.6. Требования безопасности при подключении и отключении состава вагонов с централизованным электроснабжением к стационарному пункту электроснабжения
3.6.1. В депо, участках, дирекциях по обслуживанию пассажиров должно быть необходимое количество ключей централизованного электроснабжения поезда (далее - ключ отопления), предназначенных для подключения и отключения устройств электроотопления (централизованного электроснабжения) состава вагонов, а также для выполнения ремонта, технического обслуживания и проверки исправности устройств централизованного электроснабжения.
3.6.2. В составе вагонов, сформированном из вагонов с высоковольтным электрическим или комбинированным отоплением, централизованным электроснабжением, должен быть только один ключ отопления, который должен находиться у поездного электромеханика (далее - электромеханик) или начальника (механика - бригадира) пассажирского поезда (далее - начальник поезда). Проводникам вагонов запрещается иметь и использовать ключи отопления.
3.6.3. Приказом начальника депо, участка, дирекции по обслуживанию пассажиров должны быть назначены лица, ответственные за учет, хранение, выдачу и приемку ключей отопления.
3.6.4. Работникам депо, участков, дирекций по обслуживанию пассажиров запрещается использовать при эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте устройств высоковольтного электроотопления вагонов какие-либо другие ключи или приспособления, за исключением ключей отопления, указанных в подпункте 3.6.1 настоящих Правил, для открытия и закрытия ящиков вагонов с высоковольтным электрооборудованием, самовольного соединения и рассоединения высоковольтных соединителей централизованного электроснабжения поездов, открытия и закрытия высоковольтных розеток, выемки штепселей из холостых приемников, а также для подачи высокого напряжения в высоковольтную магистраль.
3.6.5. Подключение и отключение высоковольтной магистрали состава вагонов к колонке стационарного пункта электроснабжения должно осуществляться в соответствии с Инструкцией по эксплуатации электрического и комбинированного отопления вагонов пассажирских и почтово-багажных поездов.
3.6.6. Подключение высоковольтной магистрали состава вагонов к колонке стационарного пункта электроснабжения осуществляет дежурный слесарь-электрик в диэлектрических перчатках под наблюдением электромеханика или начальника поезда.
3.6.7. Перед подсоединением высоковольтной магистрали состава вагонов к стационарному пункту электроснабжения состав вагонов должен быть огражден сигналами с обеих сторон и заторможен.
3.6.8. Перед подсоединением высоковольтной магистрали состава вагонов к стационарному пункту электроснабжения электромеханик или начальник поезда должны проверить исправность высоковольтного электрооборудования вагонов.
3.6.9. Перед подачей высокого напряжения в высоковольтную магистраль состава вагонов об этом должна быть проинформирована поездная бригада. На торцевых дверях головного и хвостового вагонов должны быть вывешены таблички с надписью красного цвета: "Осторожно! Состав под высоким напряжением".
IV. Требования безопасности при эксплуатации
вагонов в пути следования
4.1. Ответственным за обеспечение соблюдения требований безопасности членами поездной бригадой при эксплуатации вагонов в пути следования является начальник поезда, а в период его отсутствия - электромеханик.
4.2. При отправлении поезда от станции необходимо закрыть откидную площадку тамбура вагона, закрепить ее на фиксатор, закрыть боковые двери на замок. Проводники хвостового и штабного вагонов, в обязанности которых входит провожать станцию до конца железнодорожной посадочной платформы и находиться с ручными сигналами в проеме открытой двери, должны держаться другой рукой за поручень вагона или специальный кронштейн. Запрещается держаться за пазы, косяки, края, ручки дверей, опираться о стекло в дверях.
4.3. В пути следования боковые двери рабочего тамбура должны быть закрыты и заперты на трехгранный ключ, а нерабочего тамбура - на трехгранный и специальный ключ. При переходе из одного вагона в другой работнику необходимо убедиться в том, что переходные площадки (фартуки) обоих вагонов находятся в опущенном положении. В зимнее время переходные площадки могут быть покрыты льдом и снегом, поэтому по ним следует передвигаться осторожно, становиться на поверхность верхнего фартука площадки всей ступней, а рукой опираться на специальную скобу межвагонного суфле. Двери закрывать и открывать следует плавно, без стука, держась только за ручки дверей.
4.4. Во время движения поезда запрещается:
производить посадку в вагон;
высовываться из окна;
пользоваться подвагонным рундуком;
открывать боковые тамбурные двери.
4.5. Посадка и высадка пассажиров, погрузка и выгрузка багажа и грузобагажа должны производиться только после полной остановки поезда. Тамбурная дверь должна быть закреплена фиксатором.
При остановке поезда у низкой платформы необходимо поднять откидную площадку и надежно закрепить ее фиксатором.
В момент подъема откидной площадки тамбура вагона необходимо находиться от нее на безопасном расстоянии.
4.6. Перед входом в тоннель поезда у вагонов должны быть закрыты все окна, форточки, выключены приборы принудительной вентиляции и включено электрическое освещение.
4.7. Котельное отделение вагона должно содержаться в чистоте и порядке, не загромождаться посторонними предметами. Двери котельного отделения в пути следования должны быть заперты на ключ и открываться только при необходимости.
Хранить в котельном отделении тряпки, ветошь, легковоспламеняющиеся жидкости и материалы (керосин, бензин, масло) и разжигать ими котел запрещается.
Растопку котла необходимо производить бумагой или мелконаколотыми дровами. При добавлении угля в топку необходимо принимать меры предосторожности от возможного выброса пламени и топочных газов через открытую дверку топки.
При очистке топки котла запрещается сразу удалять горячий уголь из топки. Его следует опустить в зольник и, дождавшись его остывания, переложить в ведро, а затем удалить из вагона в предусмотренные для этого мусоросборники на станциях,
Техническое обслуживание котла необходимо производить при закрытых боковых дверях тамбура вагона в рукавицах и халате.
4.8. При уборке багажных и спальных полок, очистке вентиляционных решеток, застилке белья необходимо пользоваться исправными лестницами-стремянками. Запрещается вставать на откидные столики, дверные ручки, ребра багажных рундуков, упираться ногами в стенки и перегородки вагона.
Влажная уборка вагона, удаление скопившейся на полу воды в вагоне с электрическим (конвекционным) отоплением должны производиться после отключения высокого напряжения. В вагонах с комбинированным отоплением разрешается мыть полы без отключения нагревательных элементов котлов отопления, кроме полов котельного отделения.
В случае течи воды из систем водоснабжения или отопления необходимо отключить цепи электрических печей.
Уборочный инвентарь должен храниться в специально отведенном в вагоне месте.
Уборку вагона следует производить в косынке, халате и резиновых перчатках.
4.9. Сбор мусора должен производиться в специальную емкость "для мусора" или специальные полиэтиленовые мешки. Накапливаемые в пути мусор, шлак должны удаляться из вагона в предусмотренные для этого мусоросборники на станциях. Выбрасывать мусор и шлак, выливать воду на пути, пол тамбура и переходные площадки запрещается.
4.10. Отцепка или прицепка вагонов в поезде с электрическим отоплением или централизованным электроснабжением, ремонт высоковольтного электрооборудования вагонов, соединение и разъединение высоковольтных электрических соединителей между вагонами в поезде, в том числе между электровозом и головным вагоном, осмотр с пролазкой ходовых частей вагонов поезда должны производиться после отключения машинистом питания высоковольтной магистрали, силовых и вспомогательных цепей, быстродействующего или главного выключателя и после того, как будут опущены токоприемники. После выполнения указанных действий машинист должен передать ключ отопления электромеханику или начальнику поезда.
4.11. Соединять и разъединять высоковольтные электрические соединители между головным вагоном и электровозом должен электромеханик, а в случае его отсутствия - начальник поезда в диэлектрических перчатках в обязательном присутствии машиниста электровоза, у которого должны находиться блокирующие ключи выключателей пульта управления электровозом и реверсивная рукоятка контроллера машиниста. Указанные лица должны визуально убедиться в том, что на электровозе полностью опущены все токоприемники.
При необходимости разъединения высоковольтных соединений между вагонами в первую очередь необходимо произвести их разъединение между электровозом и головным вагоном поезда.
4.12. Соединение и разъединение высоковольтных электрических соединителей следует производить в соответствии с Инструкцией по эксплуатации электрического и комбинированного отопления вагонов пассажирских и почтово-багажных поездов.
4.13. Электромеханик перед отключением или подключением высоковольтной магистрали головного вагона к электровозу или к колонке стационарного пункта электроснабжения должен проверить, что переключатели режимов электроотопления всех вагонов установлены в нулевое положение.
4.14. После отсоединения высоковольтной магистрали поезда от электровоза штепсели высоковольтных электрических соединителей должны быть плотно вставлены в соответствующие холостые приемники головного вагона и электровоза и заперты ключом отопления. Высоковольтные розетки должны быть закрыты крышками и заперты ключом отопления.
4.15. После соединения высоковольтной магистрали состава с электровозом электромеханик должен передать ключ отопления поезда машинисту электровоза.
С момента передачи ключа отопления машинисту электровоза высоковольтная магистраль поезда считается под высоким напряжением. Ключ отопления должен находиться у машиниста электровоза до возникновения необходимости отцепки электровоза, отцепки и прицепки вагонов, проверки исправности действия и ремонта высоковольтного электрооборудования вагонов.
4.16. Отцепка поездного локомотива от состава поезда, оборудованного электрическим отоплением, производится работником локомотивной бригады, а при обслуживании локомотива одним машинистом - осмотрщиком вагонов только после разъединения электромехаником высоковольтных междувагонных электрических соединителей. Выполнение операций по прицепке поездного локомотива к составу и отцепке его от состава поезда при обслуживании локомотива одним машинистом возлагается на осмотрщика вагонов, а на станциях, где не предусмотрены осмотрщики вагонов, и на перегонах - на начальника поезда.
4.17. В пути следования электромеханик совместно с членами поездной бригады должен осуществлять контроль за работой системы контроля нагрева букс, привода подвагонного генератора, систем водоснабжения и отопления, принудительной вентиляции, радиооборудования, установок кондиционирования воздуха, другого оборудования.
4.18. Мелкий ремонт оборудования вагона может производить только электромеханик.
Запрещается:
производить ремонт электрооборудования при наличии напряжения в ремонтируемой электрической цепи;
использовать нетиповые плавкие вставки, устанавливать в предохранители плавкие вставки, не отвечающие номинальным значениям защищаемой цепи;
использовать временно проложенные кабели (провода), сращенные скруткой или пайкой, как внутри вагона, так и из вагона в вагон;
производить соединение электрических межвагонных соединителей через открывающиеся фартуки переходных суфле.
4.19. В целях обеспечения пожарной безопасности запрещается:
включать под нагрузку силовую и осветительную сеть при наличии неисправного электрооборудования, при нагреве аппаратов или отдельных мест на пульте управления;
включать электроплитки и другие электроприборы, не предусмотренные электрической схемой вагона;
хранить посторонние предметы в нишах с электроаппаратурой, складывать горючие материалы вблизи приборов отопления, светильников и бытовых электроприборов, предусмотренных конструкцией вагона;
включать электрообогреватели водоналивных и сливных труб, не имеющие устройств автоматического отключения, более чем на 15 - 20 минут;
включ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстандарта РФ от 20.11.2002 n 420-ст О ПРИНЯТИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА  »
Постановления и Указы »
Читайте также