<ПИСЬМО> ЦБ РФ от 20.11.2002 n 155-Т ОБ УПЛАТЕ БАНКОМ РОССИИ НАЛОГОВ И СБОРОВ


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ
ПИСЬМО
от 20 ноября 2002 г. N 155-Т
ОБ УПЛАТЕ БАНКОМ РОССИИ НАЛОГОВ И СБОРОВ
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" налоги и сборы уплачиваются Банком России и его организациями в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
При этом Федеральным законом от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" были внесены изменения в ранее действовавший Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в соответствии с которыми исключены нормы, касающиеся освобождения Банка России от постановки на учет в налоговых органах и от уплаты налогов, сборов, пошлин и других платежей в соответствии с законодательными актами Российской Федерации о налогах.
Таким образом, Банк России и его территориальные учреждения и организации обязаны уплачивать налоги и сборы, установленные законодательством о налогах и сборах, к которому согласно определениям части первой Налогового кодекса Российской Федерации относятся Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая и вступившие в силу главы части второй), а также федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие в части, не противоречащей части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьями 83 и 84 Налогового кодекса Российской Федерации определен порядок постановки налогоплательщиков на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
Порядок постановки Банка России на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщика по месту своего нахождения и месту нахождения обособленных подразделений установлен совместным письмом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 22.05.2002 N БГ-15-09/399 и Центрального банка Российской Федерации от 29.05.2002 N 70-Т "Об особенностях оформления Банком России документов, необходимых для постановки на учет в налоговых органах".
Для обеспечения исчисления и уплаты налогов и сборов Банком России в соответствии с требованиями законодательства о налогах и сборах необходимо завершить постановку Банка России на налоговый учет по месту нахождения его обособленных подразделений в кратчайшие сроки.
Перечень налогов и сборов, установленных для уплаты в Российской Федерации, определен статьями 19, 20 и 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Освобождение от уплаты налогов и сборов может быть предоставлено лишь в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Так, Центральный банк Российской Федерации и его учреждения не являются плательщиками налога на имущество предприятий согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий", а также сбора за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 2 апреля 1993 г. N 4737-1 "О сборе за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний".
Согласно статье 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 120-ФЗ "О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте" Центральный банк Российской Федерации не является плательщиком указанного налога.
Поскольку законодательством о налогах и сборах не предусмотрено освобождение Банка России от уплаты других налогов и сборов, Банк России является плательщиком следующих налогов и сборов:
1) налога на прибыль организаций;
2) налога на добавленную стоимость;
3) единого социального налога;
4) налога на пользователей автомобильных дорог (отменяется с 1 января 2003 г.);
5) налога с владельцев транспортных средств (отменяется с 1 января 2003 г.);
6) транспортного налога (вводится с 1 января 2003 г.);
7) налога на операции с ценными бумагами;
8) платы за пользование водными объектами;
9) платежей за пользование природными ресурсами (в случаях, предусмотренных законодательством), в том числе платежей за сбросы, выбросы загрязняющих веществ и захоронение отходов;
10) государственной пошлины;
11) таможенных пошлин;
12) земельного налога;
13) налога с продаж;
14) единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
15) сбора на нужды образовательных учреждений, взимаемого с юридических лиц;
16) местных налогов и сборов.
Статус налогоплательщика обязывает и при отсутствии налоговой базы по налогу, наличии льгот по налогу, установленных законодательством, представлять налоговые декларации в налоговые органы.
Банк России также является налоговым агентом, обязанным исчислять, удерживать у налогоплательщиков и уплачивать налог на доходы физических лиц.
Территориальным учреждениям и организациям Банка России при исчислении и уплате налогов и сборов, установленных в соответствии с законодательством о налогах и сборах, с 1 января 2002 года необходимо руководствоваться следующими положениями.
Налог на прибыль организаций
Банк России является налогоплательщиком налога на прибыль организаций, установленного главой 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации.
Все основные элементы налогообложения (объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога) установлены названной выше главой Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 288 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - российские организации, имеющие обособленные подразделения, к которым относится и Банк России, исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода, производят по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям.
Уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества в целом по организации.
Таким образом, Банк России в централизованном порядке будет определять и сообщать каждому территориальному учреждению и организации Банка России сумму налога на прибыль организаций (сумму авансовых платежей по налогу), подлежащую уплате по месту нахождения его обособленных подразделений в соответствии с принятой Банком России учетной политикой для целей налогообложения.
Следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 5 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации прибыль, полученная Центральным банком Российской Федерации от осуществления деятельности, связанной с выполнением им функций, предусмотренных Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", облагается налогом на прибыль организаций по налоговой ставке 0 процентов.
Прибыль, полученная Центральным банком Российской Федерации от осуществления деятельности, не связанной с выполнением им функций, предусмотренных Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", облагается налогом по налоговой ставке, предусмотренной пунктом 1 статьи 284 Кодекса, то есть по ставке 24 процента, либо по ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 указанной статьи, к соответствующей налоговой базе.
Налоговым периодом по налогу признается календарный год, а отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, отчетными периодами признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.
Исчисление и уплата налога на прибыль организаций Банком России должна осуществляться с 1 января 2002 года в соответствии с положениями главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации на основании данных налогового учета.
Банк России в своей учетной политике для целей налогообложения, исходя из положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, определит способ исчисления и уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль, выберет показатель (среднесписочная численность работников или расходы на оплату труда), применяемый для определения сумм налога (сумм авансовых платежей по налогу), подлежащих уплате по месту нахождения обособленных подразделений Банка России, определит классификацию доходов и расходов, перечень амортизируемого имущества (для целей налогового учета), установит формы учетных регистров для ведения налогового учета.
Указания о принятой Банком России учетной политике для целей налогообложения, порядке ведения налогового учета, представления данных для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций и исчисления сумм налога (сумм авансовых платежей по налогу), подлежащих уплате Банком России по месту своего нахождения и месту нахождения его обособленных подразделений, будут направлены территориальным учреждениям и организациям Банка России дополнительно.
Согласно статье 289 Налогового кодекса Российской Федерации Банк России как организация, в состав которой входят обособленные подразделения, обязан представлять в налоговые органы налоговые декларации по налогу на прибыль организаций по месту своего нахождения и по месту нахождения каждого обособленного подразделения. При этом по месту нахождения организации налоговая декларация представляется в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям.
Налоговые декларации представляются не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. При исчислении сумм авансовых платежей по фактически полученной прибыли налоговые декларации представляют в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей.
Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Методические рекомендации по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации утверждены Приказом МНС России от 26 июня 2002 г. N БГ-3-02/98.
Приказом МНС России от 7 декабря 2001 г. N БГ-3-02/542 утверждена форма налоговой декларации по налогу на прибыль организаций.
Налог на добавленную стоимость
Банк России является налогоплательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии с нормами главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации.
Главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации установлены основные элементы налогообложения для исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость.
Статьей 149 Кодекса определен перечень операций, не подлежащих налогообложению.
Налоговым периодом по налогу на добавленную стоимость согласно статье 163 Налогового кодекса Российской Федерации для Банка России является календарный месяц, поскольку сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) в целом по Банку России в месяц превышает один миллион рублей.
Статьей 164 Налогового кодекса Российской Федерации установлены ставки налога на добавленную стоимость в зависимости от видов операций.
В связи с исключением статьи 175 из Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.05.2002 N 57-ФЗ) с 1 июля 2002 г. налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в централизованном порядке.
Методические рекомендации по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" части второй Налогового кодекса Российской Федерации утверждены Приказом МНС России от 20 декабря 2000 г. N БГ-3-03/447.
Приказом МНС России от 3 июля 2002 г. N БГ-3-03/338 утверждены форма налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и форма налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 процентов.
Для обеспечения выполнения Банком России своих обязанностей по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость необходимо централизованное ведение книги покупок и книги продаж по Банку России на основании книг покупок и книг продаж, оформляемых территориальными учреждениями и другими подразделениями и организациями Банка России, введение единой нумерации счетов - фактур, обеспечение сбора данных от территориальных учреждений и организаций Банка России для определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, а также установление порядка откредитования сумм налога на добавленную стоимость, полученных при реализации товаров (работ, услуг).
С этой целью Банком России будет разработано соответствующее программное обеспечение.
Территориальным учреждениям и организациям Банка России будут направлены соответствующие указания о ведении налогового учета, представлении данных Банку России для исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в соответствии с требованиями главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Единый социальный налог
Единый социальный налог установлен главой 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 236 Кодекса объектом налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско - правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
При этом в соответствии с пунктом 3 той же статьи указанные выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль

ПРИКАЗ ГТК РФ от 20.11.2002 n 1238 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ИНСТРУКЦИЮ О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ИНВАЛИДОВ ИЗ ЧИСЛА ПЕНСИОНЕРОВ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ДЕНЕЖНЫХ КОМПЕНСАЦИЙ РАСХОДОВ НА САНАТОРНО - КУРОРТНОЕ ЛЕЧЕНИЕ, УТВЕРЖДЕННУЮ ПРИКАЗОМ ГТК РОССИИ ОТ 28.02.2000 n 151  »
Постановления и Указы »
Читайте также