РАСПОРЯЖЕНИЕ МПР РФ от 14.11.2002 n 457-р О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ПОДГОТОВКЕ УСЛОВИЙ И ПОРЯДКУ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСОВ И АУКЦИОНОВ НА ПРАВО ПОЛЬЗОВАНИЯ УЧАСТКАМИ НЕДР


МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 14 ноября 2002 г. N 457-р
О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ПОДГОТОВКЕ
УСЛОВИЙ И ПОРЯДКУ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСОВ И АУКЦИОНОВ
НА ПРАВО ПОЛЬЗОВАНИЯ УЧАСТКАМИ НЕДР
В целях совершенствования государственной системы лицензирования пользования недрами, упорядочения подготовки и проведения конкурсов и аукционов на право пользования участками недр и обеспечения единообразного применения положений законодательства Российской Федерации о недрах:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по подготовке условий и порядку проведения конкурсов и аукционов на право пользования участками недр.
2. Структурным подразделениям центрального аппарата, территориальным органам и подведомственным организациям МПР России:
при подготовке условий и проведении конкурсов и аукционов руководствоваться настоящими Методическими рекомендациями;
направлять в Департамент организации лицензирования и СРП предложения по совершенствованию указанных Методических рекомендаций.
3. Департаменту организации лицензирования и СРП (Перепелкин) и Центру "СРП-Недра" (Стругов) обобщить практику применения указанных Методических рекомендаций и в срок до 1 сентября 2003 года внести предложения по их доработке.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Министра Садовника П.В.
Министр
В.Г.АРТЮХОВ



Утверждены
распоряжением МПР России
от 14 ноября 2002 г. N 457-р
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ УСЛОВИЙ И ПОРЯДКУ ПРОВЕДЕНИЯ
КОНКУРСОВ И АУКЦИОНОВ НА ПРАВО ПОЛЬЗОВАНИЯ
УЧАСТКАМИ НЕДР
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 г. N 27-ФЗ (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст. 823; 1999, N 7, ст. 879; 2000, N 2, ст. 141; 2001, N 21, ст. 2061, N 33 (часть I), ст. 3429; 2002, N 22, ст. 2026), Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 г. N 3314-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 33, ст. 1917), и содержат рекомендации по подготовке условий и проведению конкурсов и аукционов для целей разведки и добычи полезных ископаемых, а также для целей геологического изучения недр (поиск и оценка месторождений), разведки и добычи полезных ископаемых на территории Российской Федерации (по совмещенной лицензии).
Действие Методических рекомендаций не распространяется на проведение конкурсов и аукционов на право пользования участками недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации, участками недр, предоставляемыми в пользование на условиях раздела продукции, а также участками недр, содержащими общераспространенные полезные ископаемые или имеющими местное значение.
Настоящие Методические рекомендации направлены на оказание методической помощи территориальным органам министерства и подведомственным организациям при подготовке условий и проведении конкурсов и аукционов на право пользования участками недр в целях обеспечения единообразного применения положений законодательства Российской Федерации о недрах.
1.2. В соответствии со статьей 13.1 Закона Российской Федерации "О недрах" решение о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, определение условий их проведения в отношении каждого участка недр или группы участков недр, а также решение об утверждении результатов таких конкурсов или аукционов принимается МПР России или его территориальными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
1.3. В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации "О недрах" организационное обеспечение проведения конкурсов и аукционов возлагается на МПР России и его территориальные органы.
В целях реализации вышеуказанного Положения МПР России и его территориальные органы:
обеспечивают подготовку, согласование и утверждение документов, связанных с проведением конкурсов или аукционов;
комплектуют пакеты геологической и иной информации по выносимым на конкурс или аукцион участкам недр, включающие имеющиеся официальные данные и оценки по результатам ранее проведенных исследований;
подготавливают и обеспечивают своевременную публикацию в средствах массовой информации сведений о предстоящих конкурсах или аукционах;
организуют презентацию конкурсов или аукционов, подготавливают и выставляют обзорные геологические карты и другие материалы, характеризующие участки недр, которые выносятся на конкурс или аукцион, предоставляют на возмездной основе пакеты геологической информации потенциальным пользователям недр;
обеспечивают деятельность конкурсных или аукционных комиссий;
осуществляют оформление, комплектацию и ответственное хранение документации по проводимым конкурсам или аукционам;
обеспечивают реализацию условий конкурсов или аукционов при подготовке условий лицензии на пользование соответствующим участком недр.
1.4. Территориальные органы МПР России осуществляют полномочия, связанные с подготовкой условий, проведением конкурсов и аукционов на право пользования участками недр, в соответствии с компетенцией, определяемой МПР России.
2. Конкурсная и аукционная система предоставления
права пользования участками недр
2.1. На конкурс или аукцион выставляются участки недр, включенные в согласованный и утвержденный в соответствии с подпунктом 2.5 пункта 2 Положения о порядке лицензирования пользования недрами МПР России и органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации перечень объектов (программу) лицензирования.
2.2. В соответствии с подпунктом 10.2 пункта 10 Положения о порядке лицензирования пользования недрами способ предоставления участков недр в пользование (конкурс или аукцион) определяется МПР России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при формировании и утверждении перечня объектов лицензирования.
2.3. Предоставление права пользования участками недр рекомендуется осуществлять преимущественно на аукционной основе.
Выбор конкурсной системы предоставления права пользования участками недр в каждом конкретном случае рекомендуется осуществлять с учетом геолого-экономической оценки участков недр, интересов национальной безопасности Российской Федерации, а также в зависимости от технологии добычи и технологических свойств полезного ископаемого, социальных, экологических и иных факторов, наличие которых делает невозможным применение величины разового платежа как единственного критерия для определения недропользователя.
2.4. При проведении конкурсов и аукционов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, могут устанавливаться ограничения по участию в них отдельных категорий субъектов предпринимательской деятельности.
В соответствии с подпунктом 10.5 пункта 10 Положения о порядке лицензирования пользования недрами допускается проведение отдельных конкурсов и аукционов для субъектов малого предпринимательства типа старательских артелей, оборонных предприятий, осуществляющих программу конверсии, а также для субъектов предпринимательской деятельности Российской Федерации (граждане Российской Федерации, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и российские юридические лица, а также создаваемые ими простые товарищества).
2.5. В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации "О недрах" и подпунктом 10.6 пункта 10 Положения о порядке лицензирования пользования недрами к участию в конкурсах на право добычи радиоактивного сырья допускаются только юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации и имеющие разрешение (лицензию), выданную уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти на ведение работ по добыче и использованию радиоактивных материалов. Проведение аукционов в этих случаях не допускается.
2.6. В соответствии с подпунктом 10.8 пункта 10 Положения о порядке лицензирования пользования недрами аукционная система предоставления лицензий на право разработки месторождений подземных питьевых вод не допускается.
3. Содержание условий конкурса или аукциона
3.1. Условия конкурса или аукциона подготавливаются по каждому объекту лицензирования, они должны иметь однозначное толкование и способствовать созданию объективных условий для выявления победителя.
3.2. В соответствии с подпунктом 6.5 пункта 6 Положения о порядке лицензирования пользования недрами допускается одновременное предоставление нескольких лицензий на право добычи полезных ископаемых по группе близрасположенных месторождений одному заявителю, если экономически рентабельной является только общая разработка указанных месторождений одним предприятием. В связи с этим могут быть разработаны единые условия конкурса или аукциона для указанных объектов.
3.3. Для обоснования геологических, технологических, экономических, экологических и иных условий конкурсов или аукционов могут привлекаться научные или иные организации, а также независимые эксперты на платной основе за счет сборов, взимаемых за участие в конкурсе или аукционе.
3.4. Условия конкурсов или аукционов в зависимости от вида пользования недрами, степени изученности объекта лицензирования и других факторов в соответствии с законодательством о недрах включают:
ограничение на участие в конкурсе или в аукционе;
общие сведения об участке недр;
геологическую характеристику участка недр;
основные условия пользования участками недр;
требования к содержанию технико-экономических предложений, представляемых участниками конкурса;
требования к заявке на участие в конкурсе или аукционе;
порядок работы и принятия решений конкурсной или аукционной комиссией;
критерии определения победителя конкурса или аукциона;
порядок и условия признания конкурса или аукциона несостоявшимся;
меры по обеспечению уплаты участниками разового платежа.
3.5. В условиях конкурса или аукциона указываются органы, принимающие заявки, сроки и место принятия заявки, а также банковские реквизиты организации, принимающей заявку.
Ограничение на участие в конкурсе или в аукционе
3.6. В условиях конкурса или аукциона в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации "О недрах" и подпунктами 10.5 и 10.6 пункта 10 Положения о порядке лицензирования пользования недрами могут устанавливаться ограничения по участию в конкурсе или аукционе отдельных категорий субъектов предпринимательской деятельности.
Общие сведения об участке недр
3.7. В общие сведения об участке недр включаются данные о местонахождении участка недр, его удаленности от объектов инфраструктуры, наличии заповедников и иных особо охраняемых природных территорий, родовых угодий и т.д.
Геологическая характеристика участка недр
3.8. В случае, если участок недр предоставляется для геологического изучения, дается общая геологическая характеристика этого участка, его структурные и тектонические особенности, а также указывается степень его изученности предыдущими исследованиями с указанием видов и объемов выполненных работ. Если на участке недр имеются проявления полезных ископаемых, то приводится их краткая геолого-экономическая характеристика и указывается величина оцененных прогнозных ресурсов.
3.9. Участок недр, предоставляемый в пользование для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых по совмещенной лицензии, передается пользователю недр в соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации "О недрах" в виде геологического отвода, а также горного отвода (при наличии утвержденных запасов полезных ископаемых, пригодных для промышленного освоения).
Данные о геологическом и горном отводах содержат обозначение, номера и географические координаты угловых точек, указывающие их положение на карте или плане соответствующего масштаба, ограничения по глубине горного отвода и положение соседних участков недр, ранее переданных в пользование.
3.10. В случае если участок недр предоставляется для разведки и добычи полезного ископаемого, то приводится краткая характеристика его геологического строения с указанием геолого-промышленного типа месторождения, величины запасов полезных ископаемых по категориям разведанности, характеристики технологических типов руд, основных горно-геологических условий их разработки, краткой характеристикой геолого-экономических показателей месторождения.
3.11. Участок недр, предоставляемый в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых, передается пользователю недр в соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации "О недрах" в виде горного отвода с установлением предварительных границ.
При этом приводятся географические координаты угловых точек горного отвода, его глубина или положение определенного литологического или стратиграфического горизонта, характеризующего его глубину.
Окончательные границы горного отвода устанавливаются пользователю недр после разработки технического проекта.
Основные условия пользования участками недр
3.12. Условия пользования выставляемыми на конкурс или аукцион участками недр разрабатываются с учетом геолого-экономической и стоимостной оценки соответствующего участка недр и включают, как правило:
объемы и виды работ, необходимые для обеспечения геологического изучения недр, сроки их проведения и представления материалов с подсчетом запасов полезных ископаемых на государственную экспертизу;
сроки подготовки и утверждения технического (технологического) проекта разработки месторождения;
сроки ввода месторождений полезных ископаемых в разработку;
технико-экономические требования к освоению месторождения полезных ископаемых (уровни добычи полезных ископаемых, степень извлечения основных и попутных полезных ископаемых из недр и т.д.);
требования по срокам и условиям выполнения работ по ликвидации и консервации горных выработок и буровых скважин и рекультивации земель;
требования к охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами;
стартовые размеры разовых платежей при пользовании недрами (в том числе сроки их внесения), а также величина вносимого участниками задатка при проведении конкурса или аукциона. При проведении аукциона определяется величина шага аукциона, которую рекомендуется устанавливать в размере не менее 5% от стартового размера разового платежа;
осуществление социально-экономических и инвестиционных мероприятий на территории освоения участка недр, в том числе с учетом интересов коренных малочисленных народов;
участие российских организаций в освоении участка недр, в получении заказов на изготовление оборудования и оказание услуг, связанных с пользованием недрами;
обязательства недропользователя по обеспечению выполнения условий пользования недрами.
3.13. В условиях конкурса или аукциона могут быть предусмотрены дополнительные условия пользования недрами, не противоречащие законодательству Российской Федерации, с учетом особенностей предоставляемых в пользование участков недр.
Требования к содержанию технико-экономических
предложений, представляемых участниками конкурса
3.14. Технико-экономические предложения (далее - ТЭП), содержащие технико-экономические показатели ведения работ на участках недр, имеющих оцененные или разведанные запасы полезных ископаемых, рекомендуется составлять по имеющимся фактическим данным. При отсутствии таких запасов ТЭПы могут разрабатываться на основании прогнозных ресурсов с учетом сведений по участкам недр, находящимся в аналогичных условиях. В условиях конкурса указывается место и сроки приема ТЭПов и иных конкурсных предложений.
3.15. В ТЭПы целесообразно включать следующие данные:
предложения по проведению опережающего геологического изучения участка недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых, сроки, методы и объемы геологических исследований, а также объемы средств, выделяемых на их проведение;
сроки представления материалов с подсчетом запасов полезных ископаемых на государственную экспертизу;
обоснование применения технических проектов и технологических схем разработки месторождений, обеспечивающих оптимальный уровень добычи минерального сырья, экономически обоснованную полноту извлечения из недр запасов полезных ископаемых;
сроки начала добычи полезных ископаемых и выхода на проектную мощность;
экономические показатели инвестиционного проекта освоения месторождений;
намечаемый комплекс мероприятий по охране недр и рациональному использованию полезных ископаемых;
план мероприятий по консервации и ликвидации горных выработок, скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами;
мероприятия по охране окружающей природной среды;
другие мероприятия, связанные с особенностями освоения конкретного участка недр.
Отдельно к ТЭПу рекомендуется прилагать сводный перечень основных технико-экономических показателей разведки и разработки участка недр.
3.16. В случае если на конкурс выставляется участок недр для проведения поисков, оценки, разведки и добычи полезных ископаемых (на основании совмещенной лицензии), то в составе ТЭПа разрабатывается программа геологического изучения участка недр.
3.17. В программу геологического изучения участка недр, как правило, включаются:
краткая геологическая характеристика участка недр;
анализ результатов ранее выполненных геологоразведочных работ с указанием преимуществ и недостатков использовавшихся методов и методик;
оценка эффективности применявшегося комплекса прогнозных критериев и поисковых признаков промышленного оруденения;
выделенные недостаточно изученные площади участка недр, отдельные части геологического разреза, потенциально рудоносные или нефтеносные стратиграфические горизонты, фланги рудных полей и т.д.;
обоснование рационального комплекса поисковых и поисково-оценочных методов, обеспечивающих выполнение конкурсных условий пользования недрами;
обоснование объемов проектируемых геологоразведочных работ, достаточных для решения поставленных условиями конкурса задач на площади участка недр в установленные по условиям конкурса сроки;
план мероприятий по консервации и ликвидации горных выработок, скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами;
описание планируемых мероприятий в области охраны окружающей природной среды, техники безопасности проведения работ;
определение расчетной стоимости геологоразведочных работ, объемы инвестиций и их эффективность;
предложения по срокам представления материалов с подсчетом запасов полезных ископаемых на государственную экспертизу;
предложения по срокам и составу передаваемой геологической информации в федеральный и территориальные фонды геологической информации, эталонных коллекций образцов и других геологических материалов.
Требования к заявке на участие в конкурсе или аукционе
3.18. В соответствии с подпунктом 11.4 пункта 11 Положения о порядке лицензирования пользования недрами заявка на участие в конкурсе или аукционе и прилагаемые к ней документы должны содержать:
данные о заявителе, включая место его основной деятельности, его хозяйственные взаимоотношения с финансовыми и производственными партнерами (копии свидетельства о государственной регистрации, учредительных документов, свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, банковские реквизиты);
данные о руководителях или владельцах заявителя и лицах, которые представляют это предприятие при получении лицензии (в том числе данные о лицах, получивших право представлять заявителя при подготовке и проведении конкурса или аукциона и при получении лицензии, с приложением нотариально заверенных документов, подтверждающих полномочия на участие в конкурсе или аукционе в соответствии с гражданским законодательством и учредительными документами);
данные о финансовых возможностях предприятия-заявителя, необходимых для выполнения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами (данные последней аудиторской проверки, копия бухгалтерского баланса организации и приложений к нему за предыдущий и отчетный периоды текущего года с отметкой налогового органа о его принятии, документальные данные о наличии у заявителя собственных средств, необходимых для выполнения работ по освоению участка недр, а при необходимости - кредитные договоры или договоры займа, обеспечивающие финансовыми средствами участие заявителя в конкурсе или аукционе, в том числе уплату им разового платежа за пользование недрами, а также выполнение инвестиционных и социальных обязательств);
данные о технических и технологических возможностях предприятия-заявителя, а также других предприятий, привлекаемых им в качестве подрядчиков (данные о наличии у заявителя технологического оборудования, квалифицированных специалистов для ведения работ на участке недр, наличие у заявителя лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, наличие договоров со сторонними организациями, привлекаемых в качестве подрядчиков);
информацию о предыдущей деятельности предприятия-заявителя, включая список государств, в которых оно осуществляло свою деятельность в последние 5 лет (справка налоговых органов об отсутствии задолженности по платежам в бюджет, данные о наличии у заявителя ранее выданных лицензий на пользование другими участками недр и документы, выданные территориальными органами МПР России, подтверждающие выполнение условий этих лицензий);
предложения предприятия-заявителя по условиям пользования недрами (указывается участок недр, по которому заявитель будет принимать участие в конкурсе или аукционе, а также его согласие с объявленными условиями конкурса или аукциона).
Порядок работы и принятия решений конкурсной
или аукционной комиссией
3.19. В соответствии со статьей 13.1 Закона Российской Федерации "О недрах" в условиях конкурса или аукциона определяется порядок работы и принятия решений конкурсной или аукционной комиссий (регламент работы), в который рекомендуется включать следующие положения:
Заседания конкурсной или аукционной комиссии правомочны, если на них присутствуют более половины ее членов от списочного состава. На каждом заседании ведется протокол, который подписывается председателем (сопредседателями) и секретарем.
Решение об итогах проведения конкурса или аукциона в соответствии с их условиями может приниматься тайным или открытым голосованием.
Протокол об итогах деятельности конкурсной или аукционной комиссии подписывается принимавшими участие в голосовании членами комиссии. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство из принимавших участие в голосовании членов комиссии, но не менее половины от списочного состава комиссии.
Члены конкурсной или аукционной комиссии могут приложить к протоколу особое мнение о результатах проведенного конкурса или аукциона.
Критерии определения победителя конкурса
3.20. В условиях конкурса указываются критерии определения победителей.
Основными критериями для выявления победителя при проведении конкурса на право пользования участком недр, как правило, являются научно-технический уровень программ геологического изучения и использования участков недр, полнота извлечения полезных ископаемых, вклад в социально-экономическое развитие территории, сроки реализации соответствующих программ, эффективность мероприятий по охране недр и окружающей природной среды, учет интересов национальной безопасности Российской Федерации. Условиями конкурса могут предусматриваться и иные, дополнительные критерии для выявления победителя.
Условиями конкурса могут предусматриваться и иные, дополнительные критерии для выявления победителя, применяемые в случаях, если заявки двух и более участников признаны равными и лучшими по основным критериям.
3.21. В условиях конкурса рекомендуется указывать порядок определения победителя конкурса по дополнительным критериям в случае, если представленные двумя или более претендентами ТЭПы отвечают условиям конкурса и являются равноценными. В этом случае победителем конкурса рекомендуется признавать претендента, предложившего наибольший размер разового платежа за право пользования недрами.
Критерии определения победителя аукциона
3.22. В соответствии со статьей 13.1 Закона Российской Федерации "О недрах" при аукционной системе предоставления прав пользования недрами победителем признается претендент, предложивший наибольший размер разового платежа за право пользования недрами.
Порядок и условия признания конкурса несостоявшимся
3.23. В условиях конкурса рекомендуется указывать основания признания конкурса несостоявшимся.
В соответствии со статьей 13.1 Закона Российской Федерации "О недрах" и подпунктом 10.3 пункта 10 Положения о порядке лицензирования пользования недрами конкурс может быть признан несостоявшимся в следующих случаях:
при отсутствии заявок на участие в конкурсе или в случае, если ни одна из поданных заявок не отвечает условиям конкурса;
на участие в конкурсе подана одна заявка. В этом случае лицензия на пользование участком недр может быть выдана этому участнику на условиях объявленного конкурса с учетом его технико-экономических предложений по освоению участка недр и предложений по величине разового платежа за пользование недрами;
ни одно из конкурсных предложений участников не отвечает условиям конкурса.
3.24. Решение о признании конкурса несостоявшимся в соответствии со статьей 13.1 Закона Российской Федерации "О недрах" принимается органами, предоставляющими право пользования участками недр, в соответствии со статьей 10.1 указанного Закона.
Порядок и условия признания аукциона несостоявшимся
3.25. В условия аукциона рекомендуется включать основания признания аукциона несостоявшимся.
К таким основаниям могут относиться:
отсутствие заявок на участие в аукционе;
на участие в аукционе подана одна заявка;
участниками аукциона не предложена величина разового платежа выше стартового размера.
3.26. Решение о признании аукциона несостоявшимся в соответствии со статьей 13.1 Закона Российской Федерации "О недрах" принимается органами, предоставляющими право пользования участками недр, в соответствии со статьей 10.1 указанного Закона.
Меры по обеспечению уплаты участниками разового платежа
3.27. Условия конкурса или аукциона могут содержать меры по обеспечению уплаты его участниками разового платежа, включающие представление заявителем банковской гарантии, обеспечивающей выплату им в установленные сроки разового платежа, и (или) внесения им задатка в размере, определяемом в условиях конкурса или аукциона, а также иные меры.
4. Формирование и утверждение состава
конкурсной и аукционной комиссии
4.1. Состав конкурсной или аукционной комиссии рекомендуется формировать для проведения конкурса или аукциона по участку недр или группе участков недр.
При формировании состава конкурсных или аукционных комиссий рекомендуется предусматривать участие в них полномочных представителей заинтересованных органов государственной власти, а также специалистов в области пользования недрами.
4.2. В соответствии со статьей 13.1 Закона Российской Федерации "О недрах" состав конкурсной или аукционной комиссии определяется МПР России или его территориальным органом и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, представители которых включаются в состав указанных комиссий.
До начала рассмотрения конкурсных предложений или непосредственного проведения аукционов допускается внесение изменений в состав комиссии в порядке, предусмотренном для утверждения состава комиссии.
5. Подготовка условий конкурсов и аукционов
5.1. К подготовке условий конкурсов или аукционов по крупным объектам и объектам, имеющим сложную геолого-экономическую или экологическую характеристику, рекомендуется привлекать специализированные организации.
В комплекс подготовительных работ по подготовке условий конкурса или аукциона включается:
определение предварительных границ участков недр;
согласование возможности предоставления земельных отводов, участков лесных угодий, водных объектов;
согласование возможности и условий пользования участками недр с местными органами охраны окружающей природной среды;
предварительную разработку условий пользования недрами;
обоснование расчетов сборов и платежей при пользовании недрами (сбор за участие в конкурсе или аукционе, размер платы за пользование геологической информацией, сбор за выдачу лицензии, платежи за пользование недрами);
подготовку пакета геологической и иной информации;
подбор кандидатур для включения в состав конкурсной или аукционной комиссии.
6. Согласование и утверждение условий
конкурсов и аукционов
6.1. МПР России после рассмотрения представленных его территориальными органами условий конкурсов или аукционов в соответствии со статьей 13.1 Закона Российской Федерации "О недрах" осуществляет их согласование с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
6.2. В соответствии со статьей 13.1 Закона Российской Федерации "О недрах" согласованные условия конкурсов или аукционов утверждаются органами, предоставляющими право пользования участками недр, в соответствии со статьей 10.1 Закона Российской Федерации "О недрах".
6.3. При утверждении условий конкурсов или аукционов может определяться специализированная организация, которой поручается организационное обеспечение проведения конкурсов или аукционов.
7. Объявление о проводимых конкурсах и аукционах
в средствах массовой информации
7.1. В соответствии с подпунктом 11.2 пункта 11 Положения о порядке лицензирования пользования недрами МПР России или его территориальные органы обеспечивают опубликование информации о выносимых на конкурс или аукцион участках недр в общероссийских и издаваемых на территории соответствующих субъектов Российской Федерации средствах массовой информации.
Требование об извещении в печати считается выполненным при наличии одной публикации в общероссийских средствах массовой информации и одной публикации в издаваемых на территории соответствующего субъекта Российской Федерации средствах массовой информации.
Информация о выносимых на конкурс или аукцион участках недр может быть опубликована в издаваемом МПР России бюллетене "Экономические и правовые вопросы недропользования в России" бесплатно.
7.2. В соответствии с подпунктом 11.3 пункта 11 Положения о порядке лицензирования пользования недрами в извещениях в печати указываются местонахождение участков недр, которые намечаются предоставить в пользование, основные условия, определяющие выбор недропользователя, время и место проведения конкурсов и аукционов, сроки подачи заявок.
В извещении также указываются стартовые размеры платежей за пользование недрами, размер платы за пользование геологической информацией, предоставляемой претендентам, а также размер сбора за участие в конкурсе или аукционе.
Кроме этого в извещении, как правило, указывается место ознакомления и способ получения претендентом полного текста условий конкурса или аукциона, а также возможность их получения по почте или в электронном виде, место представления ТЭПов, а также наименование и адрес организации, по которому они должны представляться.
7.3. В соответствии с подпунктом 11.2 пункта 11 Положения о порядке лицензирования пользования недрами конкурсы и аукционы проводятся не ранее чем за 3 месяца, а для крупных объектов - не ранее чем за 6 месяцев со дня публикации информации об их проведении в средствах массой информации.
В случае если сведения о проведении конкурса или аукциона опубликованы в общероссийских и в издаваемых на территории соответствующего субъекта Российской Федерации средствах массовой информации в разные сроки, то устанавливаемые в части первой настоящего пункта сроки исчисляются со дня последней публикации.
8. Презентация конкурсов и аукционов
В соответствии с подпунктом 11.3 пункта 11 Положения о порядке лицензирования пользования недрами после опубликования информации о проведении конкурса или аукциона МПР России (его территориальный орган) и (или) специализированная организация, которой поручается организационное обеспечение проведения конкурса или аукциона, могут проводить их презентацию, на которой проводят демонстрацию обзорных геологических карт, знакомят потенциальных претендентов с геологическими, экономическими и иными данными, характеризующими выносимый на конкурс или аукцион участок недр, условиями проводимого конкурса или аукциона, порядком принятия по нему решения. На презентации потенциальный претендент может приобрести пакет геологической информации по участку недр. Презентацию рекомендуется проводить, прежде всего, для конкурса или аукциона по крупному объекту. Презентацию конкурса или аукциона рекомендуется проводить до окончания срока приема заявок на участие в конкурсе или аукционе.
9. Прием заявок на участие в конкурсе или аукционе
9.1. В соответствии со статьей 14 Закона Российской Федерации "О недрах" и подпунктами 11.2 и 11.4 пункта 11 Положения о порядке лицензирования пользования недрами МПР России или его территориальный орган принимают заявки на участие в конкурсе или аукционе от заявителей.
9.2. В соответствии с пунктом 1 статьи 1044 Гражданского кодекса Российской Федерации любой участник договора простого товарищества вправе подать заявку на участие в конкурсе от имени всех товарищей, если договором простого товарищества не установлено, что ведение дел товарищества осуществляется отдельными участниками либо совместно всеми участниками договора простого товарищества. К заявке на участие в конкурсе предъявляются все требования, указанные в части первой настоящего пункта, включая представление заключенного договора простого товарищества. При этом заявителем предоставляется информация обо всех участниках простого товарищества, а также копия самого договора простого товарищества в подтверждение соответствия факта подачи заявки целям простого товарищества.
9.3. В соответствии со статьей 42 Закона Российской Федерации "О недрах" заявка считается поданной после оплаты заявителем сбора за участие в конкурсе или аукционе на право пользования участками недр и регистрации заявки в МПР России или его территориальном органе до истечения объявленного срока приема заявок.
9.4. В соответствии с подпунктами 11.5 и 11.6 пункта 11 Положения о порядке лицензирования пользования недрами МПР России (или его территориальный орган) официально извещают заявителя о приеме заявки на участие в конкурсе или аукционе в месячный срок со дня ее поступления. В случае отказа в приеме заявки сбор за участие в конкурсе или аукционе на право пользования участками недр возвращается заявителю.
9.5. В соответствии со статьей 42 Закона Российской Федерации "О недрах" сумма сбора за участие в конкурсе или аукционе определяется исходя из затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса или аукциона, подготовку пакета геологической информации по участку недр, оплату труда привлекаемых экспертов.
9.6. Отказ в приеме заявки на участие в конкурсе или аукционе на право пользования участками недр может последовать в соответствии со статьей 14 Закона Российской Федерации "О недрах" в следующих случаях:
заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований, в том числе, если ее содержание не соответствует объявленным условиям конкурса или аукциона;
заявитель умышленно представил о себе неверные сведения;
заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ;
если в случае предоставления права пользования недрами данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования.
10. Прием от участников конкурса технико-экономических
предложений по освоению участков недр
10.1. После направления соискателям извещения о принятии заявки на участие в конкурсе МПР России или его территориальный орган принимают от участников конкурса в установленные сроки ТЭПы по освоению участка недр.
10.2. ТЭПы от участников конкурса рекомендуется принимать в запечатанном виде. После окончания срока приемки ТЭПов рабочая группа в составе не менее трех человек, сформированная председателем (сопредседателями) конкурсной комиссии из числа членов конкурсной комиссии, осуществляет одновременное вскрытие запечатанных пакетов с содержащимися в них ТЭПами и заносит в протокол данные из сводного перечня основных технико-экономических показателей геологического изучения и разработки участка недр, наличие которых предусмотрено пунктами 3.14 - 3.17 настоящих Методических рекомендаций. На процедуру вскрытия конвертов приглашаются уполномоченные представители участников конкурса.
10.3. До окончания срока принятия ТЭПов допускается прием от участников конкурса дополнительных документов по освоению участка недр.
10.4. Предложения по размерам разового платежа за пользование недрами рекомендуется принимать председателю (сопредседателям) конкурсной комиссии в день итогового заседания в запечатанном конверте.
11. Рекомендуемая процедура проведения конкурсов
11.1. Конкурсная комиссия на своих заседаниях рассматривает представленные претендентами заявочные материалы, ТЭПы и иные конкурсные предложения, заключения экспертизы, заслушивает доклады участников конкурса и определяет участников конкурса, чьи конкурсные предложения отвечают условиям проводимого конкурса, что фиксируется в протоколе комиссии. Решение о признании ТЭПов и иных конкурсных предложений не соответствующими условиям конкурса должно быть мотивировано и отражено в протоколе конкурсной комиссии.
11.2. В соответствии с подпунктом 11.9 пункта 11 Положения о порядке лицензирования пользования недрами оценка соответствия представленных ТЭПов условиям конкурса производится экспертной комиссией, которая формируется МПР России совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Решение о соответствии ТЭПов условиям конкурса оформляется протоколом.
11.3. В случае если ТЭПы и иные конкурсные предложения, представленные двумя и более участниками конкурса, признаны конкурсной комиссией равноценными, то победителем следует признавать участника конкурса, предложившего наилучшие предложения по дополнительному критерию, которым, как правило, устанавливается размер разового платежа.
В этом случае конкурсная комиссия в присутствии участников конкурса вскрывает запечатанные конверты, в которые вложены обязательства по выплате определенной суммы разового платежа, и объявляет победителем конкурса участника, предложившего наибольшую сумму платежа.
11.4. Подведение итогов конкурсов на право пользования участками недр осуществляется в сроки, установленные условиями конкурса.
11.5. Конкурсная комиссия в течение пяти дней представляет материалы подведения итогов конкурса в МПР России (территориальный орган МПР России) и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для принятия решения.
12. Рекомендуемая процедура проведении аукционов
12.1. При аукционной системе выбора недропользователя вместе с заявкой на участие в аукционе, как правило, запрашиваются письменные обязательства претендентов по выполнению утвержденных условий аукциона (основных условий пользования недрами). Представление ТЭПов по освоению участков недр при проведении аукциона не предусматривается.
Документы, подтверждающие полномочия лица на участие в аукционе, и заявление суммы разового платежа проверяются в процессе проведения аукциона.
12.2. В соответствии со статьей 13.1 Закона Российской Федерации "О недрах" победителем аукциона признается его участник, предложивший наибольшую величину разового платежа за право пользования недрами.
12.3. Аукцион рекомендуется проводить в следующем порядке:
участникам аукциона выдаются таблички с присвоенными регистрационными номерами, которые участники поднимают после оглашения очередной величины размера платежа в случае, если они готовы заявить эту сумму;
аукцион начинается с объявления стартового размера разового платежа, и каждая последующая сумма, объявляемая на аукционе, должна определяться величиной шага аукциона, установленного в условиях аукциона;
если после троекратного объявления начальной величины разового платежа ни один из участников аукциона не поднял табличку со своим регистрационным номером, аукцион по участку считается несостоявшимся и объект снимается с аукциона;
если после троекратного объявления очередной величины разового платежа ни один из участников не поднял табличку со своим регистрационным номером, аукцион завершается и его победителем признается участник, номер которого был назван последним.
12.4. Участие в аукционе может обусловливаться внесением задатка, который возвращается всем участникам аукциона, за исключением победителя, в течение срока, установленного в условиях аукциона. Задаток победителю аукциона не возвращается, а учитывается при выплате им разового платежа за право пользования недрами.
Если победитель аукциона заявит о своем отказе от права пользования участком недр, задаток ему не возвращается.
12.5. Аукционная комиссия в течение пяти дней представляет материалы подведения итогов аукциона в МПР России (территориальный орган МПР России) и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для принятия решения.
13. Принятие решений по результатам
конкурсов и аукционов
13.1. В соответствии со статьей 13.1 Закона Российской Федерации "О недрах" решение об утверждении результатов конкурса или аукциона на право пользования участком недр принимается органами, предоставляющими право пользования участком недр, в соответствии со статьей 10.1 Закона Российской Федерации "О недрах". Решение принимается в течение 30 дней с момента проведения конкурса или аукциона. Решение может быть принято:
об утверждении результатов конкурса или аукциона и признании победителей указанного конкурса или аукциона с наделением их правом пользования соответствующими участками недр;
о признании конкурса или аукциона несостоявшимися по основаниям, указанным соответственно в пунктах 3.23 и 3.25 настоящих Методических рекомендаций;
об отмене конкурса или аукциона, если выявлены нарушения законодательства (в том числе нарушения условий конкурса или аукциона) при их проведении.
13.2. Территориальные органы МПР России осуществляют полномочия, связанные с подготовкой условий, проведением и принятием решений по итогам конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, в соответствии с компетенцией, определяемой МПР России.
13.3. В соответствии с подпунктом 11.12 пункта 11 Положения о порядке лицензирования пользования недрами МПР России или его территориальный орган обеспечивают опубликование информации о результатах проведения конкурса или аукциона в средствах массовой информации не позднее 30 дней со дня принятия решения об утверждении результатов конкурса или аукциона.
13.4. Оформление и выдача лицензии по итогам проведенного конкурса или аукциона производятся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о недрах.

<ТЕЛЕГРАММА> ЦБ РФ от 14.11.2002 n 33-1-7/6707 <О ЗАКРЫТИИ ФИЛИАЛА ОАО МОСКОВСКОГО АКЦИОНЕРНОГО КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА ВОЗРОЖДЕНИЕ (Г. МОСКВА)>  »
Постановления и Указы »
Читайте также