ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 0512 ЖИВОПИСЬ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ). КВАЛИФИКАЦИЯ - ХУДОЖНИК-ЖИВОПИСЕЦ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, ХУДОЖНИК ТЕАТРА (утв. Минобразованием РФ 11.11.2002)


Утвержден
Минобразованием России
11 ноября 2002 года
Регистрационный N 03-0512-Б
Вводится в действие
с 1 сентября 2002 года
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ВЫПУСКНИКОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
0512 ЖИВОПИСЬ
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
КВАЛИФИКАЦИЯ - ХУДОЖНИК-ЖИВОПИСЕЦ,
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, ХУДОЖНИК ТЕАТРА
1. Общая характеристика специальности
0512 Живопись
1.1. Специальность 0512 Живопись утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.07.2001 N 2572 "Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования - Классификатора специальностей среднего профессионального образования".
1.2. Форма освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0512 Живопись очная.
1.3. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности при очной форме обучения, образовательная база приема.
Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения как на базе основного общего образования <1>, так и на базе среднего (полного) общего образования:
- по специализации 0512.01 Станковая живопись - 4 года 10 месяцев;
- по специализации 0512.02 Театрально-декорационная живопись - 3 года 10 месяцев.
--------------------------------
<1> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют основную образовательную программу среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого среднего профессионального образования.
Абитуриент при поступлении должен иметь один из документов: аттестат о среднем (полном) общем образовании;
- аттестат об основном общем образовании;
- диплом о начальном профессиональном образовании с указанием о полученном уровне общего образования и оценками по дисциплинам Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений;
- документ об образовании более высокого уровня.
1.4. Квалификация выпускника:
- художник-живописец, преподаватель (для специализации 0512.01 Станковая живопись);
- художник театра (для специализации 0512.02 Театрально-декорационная живопись).
1.5. Квалификационная характеристика выпускника
Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности по созданию произведений живописи в соответствии со специализацией (станковая картина, театральная декорация и др.), а по станковой композиции в детских художественных школах, детских школах искусств, студиях и других учреждениях дополнительного образования.
Основные виды деятельности выпускника:
художественно-творческая и исполнительская - осуществление процесса, направленного на создание художественно-образной формы;
культурно-просветительская - формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов разных социальных и возрастных групп населения, приобщение широкой аудитории к достижениям отечественной и мировой художественной культуры, шедеврам классического и современного изобразительного искусства;
преподавательская (для специализации 0512.01 Станковая живопись) - социально-педагогическое и учебно-методическое осуществление учебного процесса в учреждениях дополнительного профессионального образования.
Выпускник должен уметь: профессионально изображать человека и окружающую предметно-пространственную среду; творчески использовать средства рисунка и живописи, их изобразительно-выразительные возможности, разнообразные техники и технологии; проводить работу по сбору, анализу и обобщению подготовительного материала; находить новые живописно-пластические решения для каждой творческой задачи.
Выпускник должен знать: закономерности построения художественной формы и особенности ее восприятия; свойства живописных материалов, их возможности и эстетические качества; значение художественного наследия для современности; принципы сбора и систематизации подготовительного материала и способы его применения для воплощения творческого замысла.
1.6. Возможности продолжения образования выпускника
Выпускник, освоивший основную профессиональную программу среднего профессионального образования по специальности 0512 Живопись, подготовлен:
- к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования;
- к освоению родственной основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования соответствующего профиля.
2. Требования к уровню подготовки выпускника
по специальности 0512 Живопись
2.1. Общие требования к образованности выпускника
Выпускник должен:
- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
- иметь представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности; сознавать себя и свое место в современном обществе;
- знать основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу и природе, уметь учитывать их при решении профессиональных задач;
- обладать экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой, элементарными умениями общения на иностранном языке;
- владеть широким кругозором; быть готовым к осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей;
- быть способным к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, к самостоятельным действиям в условиях неопределенности;
- проявлять ответственность за выполняемую работу, самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности;
- быть готовым к практической деятельности по решению профессиональных задач в организации различных организационно-правовых форм, владеть профессиональной лексикой;
- знать принципы научной организации своего труда, быть готовым к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;
- быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;
- обладать устойчивым стремлением к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний, к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию), стремиться к творческой самореализации;
- знать основы предпринимательской деятельности и особенности предпринимательства в профессиональной сфере;
- иметь научное представление о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического совершенствования.
2.2. Требования к уровню подготовки выпускника по дисциплинам
По общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам выпускник должен:
в области философии:
- иметь представление о философских, научных, художественных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;
- иметь представление о роли науки и научного познания, его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии;
- иметь представление о биологическом и социальном, телесном и духовном началах в человеке, о сущности сознания, сознательного и бессознательного в его поведении;
- иметь представление об условиях формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды;
- иметь представление об этических и эстетических ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни;
- понимать роль искусства в развитии цивилизации и современного общества, закономерности освоения человеком среды обитания;
в области права:
- знать основные положения Конституции Российской Федерации;
- иметь представление об основных отраслях права Российской Федерации;
- знать права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;
- уметь использовать необходимые нормативно-правовые документы;
в области русского языка и культуры речи:
- знать различия между языком и речью, функции языка как средство формирования и трансляции мысли;
- знать нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов разных деловых жанров;
- уметь строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;
- уметь анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;
- уметь пользоваться словарями русского языка;
в области иностранного языка:
- владеть лексическим (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматическим минимумом, необходимым для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;
- обладать элементарными умениями общения на иностранном языке;
в области физической культуры:
- иметь представление о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; знать основы здорового образа жизни;
- уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, самоопределения в физической культуре;
в области социальной психологии <2>:
- знать закономерности общения, социально-психологические феномены группы и обществ, пути социальной адаптации личности;
- уметь пользоваться простейшими приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
--------------------------------
<2> Требования к уровню подготовки выпускника по дисциплинам в области социальной психологии, экономики, социологии и политологии являются обязательными для выполнения только в случае освоения соответствующих дисциплин.
в области экономики:
- знать общие положения экономической теории;
- иметь представление об основах микро- и макроэкономики, экономической ситуации в стране и за рубежом, о денежно-кредитной и налоговой политике;
- уметь находить и использовать необходимую экономическую информацию;
в области социологии и политологии:
- иметь представление о социологическом подходе в понимании закономерностей функционирования и развития общества и личности;
- иметь представление о социальной структуре, социальном расслоении, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах общества;
- иметь представление о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития;
- иметь представление о сущности власти, субъектах политики, политических отношениях и процессах (в России и в мире в целом).
По общепрофессиональным дисциплинам выпускник должен:
иметь представление:
- о разнообразных техниках живописи и истории их развития, условиях хранения произведений изобразительного искусства;
- об основных методах пространственных построений на плоскости;
- о свете и цвете с точки зрения различных научных дисциплин;
- об основных этапах развития изобразительного искусства;
знать:
- законы линейной перспективы;
- свойства живописных материалов;
- методы ведения живописных работ;
- художественные и эстетические свойства цвета, основные закономерности создания цветового строя;
- основы пластической анатомии человека и методы анатомических зарисовок;
- основные факты и закономерности историко-художественного процесса, принципы анализа конкретных произведений искусства и явлений художественной практики;
уметь:
- использовать основные изобразительные техники и материалы;
- проводить анализ цветового строя произведений живописи;
- осуществлять процесс изучения и профессионального изображения натуры, ее художественной интерпретации средствами рисунка и живописи;
в области информационного обеспечения профессиональной деятельности:
- знать состав функций и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
- уметь использовать программное обеспечение в профессиональной деятельности;
- уметь применять компьютеры и телекоммуникационные средства;
в области правового обеспечения профессиональной деятельности:
- иметь представление об основах государственной политики и права в области социально-культурной деятельности и художественного творчества;
- знать историю и современное состояние законодательства о культуре;
- знать основные законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие трудовые отношения;
- знать права и обязанности работников социально-культурной сферы;
- уметь защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством;
в области безопасности жизнедеятельности:
- знать принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;
- уметь организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
- знать основы военной службы и обороны государства;
- иметь представление о медицинских знаниях;
- уметь оказывать первую медицинскую помощь.
По специальным дисциплинам выпускник должен:
знать:
- теоретические основы композиции, закономерности построения художественной формы и особенности ее восприятия;
- основные технические разновидности, функции и возможности живописи;
- профессиональную терминологию;
- опыт классического художественного наследия и современной художественной практики;
- традиции художественного образования в России; методы планирования и проведения учебной работы в учреждениях художественного образования (для специализации 0512.01 Станковая живопись);
- историю театра и костюма; сценическое оборудование, устройство сцены; технологию оформления спектакля; особенности творческой работы в составе постановочного коллектива (для специализации 0512.02 Театрально-декорационная живопись);
уметь:
- осуществлять целевой сбор и анализ подготовительного материала, выбор художественных и изобразительных средств в соответствии с творческой задачей,

ПРИКАЗ МПР РФ от 11.11.2002 n 742 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТА ГХК. ОБЪЕКТ 100. СКЛАД ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ (РАСШИРЕНИЕ)  »
Постановления и Указы »
Читайте также