ПОЛОЖЕНИЕ О ТЕХНИКЕ ПО РАСШИФРОВКЕ ЛЕНТ СКОРОСТЕМЕРОВ (утв. МПС РФ 06.11.2002 n ЦТ-922) (вместе с ПОРЯДКОМ ВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНОГО ФОРМУЛЯРА ТЕХНИКА-РАСШИФРОВЩИКА ЛЕНТ СКОРОСТЕМЕРОВ)


Утверждаю
Заместитель Министра путей
сообщения Российской Федерации
В.Н.ПУСТОВОЙ
6 ноября 2002 г. N ЦТ-922
ПОЛОЖЕНИЕ
О ТЕХНИКЕ ПО РАСШИФРОВКЕ ЛЕНТ СКОРОСТЕМЕРОВ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о технике по расшифровке лент скоростемеров (далее - Положение) разработано в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденными Министром путей сообщения Российской Федерации 26 мая 2000 г., N ЦРБ-756 (далее - ПТЭ), и другими нормативными актами МПС России.
1.2. В своей работе техник по расшифровке лент скоростемеров (далее - расшифровщик) руководствуется инструкциями, приказами и другими актами МПС России, железной дороги, отделения железной дороги, начальника локомотивного депо и настоящим Положением.
1.3. Скоростемерная (диаграммная) лента является документом, в котором регистрируются основные параметры режима ведения поезда и локомотива, а также работа устройств автоматической локомотивной сигнализации (АЛСН), дополнительных приборов безопасности. Работа машинистов в пути следования наиболее эффективно, объективно и полно контролируется по скоростемерным (диаграммным) лентам в результате их расшифровки. Постоянный контроль за работой локомотивных бригад по результатам расшифровки скоростемерных (диаграммных) лент со стороны машинистов-инструкторов и командного состава локомотивного депо имеет важное значение для обеспечения безопасности движения поездов. Результаты расшифровки скоростемерных (диаграммных) лент используются для контроля за работой работников локомотивных бригад и для профилактики нарушений безопасности движения поездов.
1.4. Расшифровщик осуществляет расшифровку скоростемерных (диаграммных) лент скоростемеров 3СЛ-2М и комплексов средств сбора и регистрации данных КПД-3 (далее - КПД), а также модулей памяти разных систем безопасности - КПД, КЛУБ-У, САУТ.
1.5. Расшифровка скоростемерных (диаграммных) лент, модулей памяти КПД и других систем безопасности должна производиться в суточный срок после их поступления на расшифровку и в срок, не превышающий трех суток с момента снятия со скоростемера, КПД или другой системы безопасности локомотива (МВПС).
1.6. Порядок расшифровки скоростемерных (диаграммных) лент определяется Инструкцией по эксплуатации локомотивных скоростемеров 3СЛ-2М, приводов к ним и по расшифровке скоростемерных лент, утвержденной МПС России 17 ноября 1998 г., N ЦТ-613, и другими нормативными документами МПС России.
1.7. При заступлении на работу расшифровщики знакомятся с поступившими приказами, телеграфными указаниями по безопасности движения поездов, изменениями установленных скоростей движения, особенностями следования поездов в условиях проведения путевых работ и другими нормативными документами.
1.8. Расшифровщики находятся в непосредственном подчинении заместителя начальника локомотивного депо по эксплуатации. Число расшифровщиков определяется из расчета расшифровки скоростемерных (диаграммных) лент за одну смену одним расшифровщиком лент с суммарным пробегом локомотива (МВПС) согласно табл. 1.
Таблица 1
--------------T-----------------T--------------------------------¬
¦Вид движения ¦Продолжительность¦ Суммарный пробег локомотива ¦
¦ ¦ рабочего дня ¦ (МВПС), записанный на ¦
¦ ¦ расшифровщика ¦ диаграммных лентах, подлежащих ¦
¦ ¦ (часов) ¦расшифровке одним расшифровщиком¦
¦ ¦ ¦ за смену (км) ¦
+-------------+-----------------+--------------------------------+
¦Грузовое ¦ 7 ¦ 4000 ¦
¦ ¦ 11 ¦ 7000 ¦
+-------------+-----------------+--------------------------------+
¦Пассажирское ¦ 7 ¦ 6000 ¦
¦ ¦ 11 ¦ 10000 ¦
+-------------+-----------------+--------------------------------+
¦Пригородное ¦ 7 ¦ 4000 ¦
¦(МВПС) ¦ 11 ¦ 6000 ¦
+-------------+-----------------+--------------------------------+
¦Маневровое ¦ 7 ¦ 3000 ¦
¦движение ¦ 11 ¦ 4000 ¦
+-------------+-----------------+--------------------------------+
¦Вывозное и ¦ 7 ¦ 4000 ¦
¦хозяйственное¦ 11 ¦ 7000 ¦
L-------------+-----------------+---------------------------------
1.9. При наличии в штате локомотивного депо пяти и более расшифровщиков один из них, как правило имеющий более высокую квалификацию (стаж, разряд), назначается старшим техником-расшифровщиком. В локомотивных депо при наличии в штате депо менее пяти расшифровщиков, а также в отсутствие старшего техника-расшифровщика в праздничные и выходные дни начальником депо в каждой смене определяется ответственный из числа расшифровщиков, имеющий наибольший стаж работы в должности или более высокий разряд.
1.10. Контроль за организацией рабочих мест расшифровщиков, обеспечение их необходимыми инструментами и приспособлениями возлагается на главных инженеров локомотивных депо.
1.11. В локомотивном депо участок расшифровки скоростемерных (диаграммных) лент должен иметь отдельные помещения:
для работы техников-расшифровщиков (с ограничением доступа посторонних лиц);
для работы со скоростемерными (диаграммными) лентами машинистов-инструкторов;
для старшего техника-расшифровщика и машиниста-инструктора по тормозам;
для хранения скоростемерных (диаграммных) лент;
бытовая комната.
Помещения для работы расшифровщиков и машинистов-инструкторов должны быть оборудованы специальными столами для расшифровки скоростемерных (диаграммных) лент по количеству рабочих мест, столами для работы старшего техника-расшифровщика и машинистов-инструкторов, столами для автоматизированной расшифровки (АРМ расшифровщика) модулей КПД-3, кассет регистрации КЛУБ-У, САУТ по количеству рабочих мест, шкафами с ячейками для длительного и текущего хранения скоростемерных (диаграммных) лент. В комнате для работы расшифровщиков должны находиться схемы путей станции обслуживаемых участков, линейки, кронциркуль, увеличительное стекло, утвержденные номограммы для расшифровки скоростемерных (диаграммных) лент, шаблоны, схемы продольного профиля пути обслуживаемых участков, образцы записей на скоростемерной (диаграммной) ленте неправильного ведения поезда, управления автотормозами, другая необходимая справочная информация.
1.12. Своевременное обновление справочной информации для расшифровщиков возлагается на машиниста-инструктора локомотивных бригад, специализирующегося по автотормозам. Для автоматизированного изготовления номограмм, ведения программы учета и анализа нарушений и выдачи информации на основе анализа результатов расшифровки машинист-инструктор локомотивных бригад, специализирующийся по автотормозам, должен обеспечиваться необходимой вычислительной техникой.
2. Назначение на должность и освобождение
от должности расшифровщика
2.1. На должность расшифровщика принимаются лица с образованием не ниже среднего профессионального (технического).
2.2. Перед назначением на должность расшифровщик в установленном порядке проходит медицинское освидетельствование и обучение в специализированном учебном центре по программе, разработанной с учетом специфики будущей работы, сдает испытания в комиссии локомотивного депо по проверке знаний нормативных актов в соответствии с Приказом МПС России от 17.11.2000 N 28Ц "О порядке проверки знаний Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ), других нормативных актов МПС России и Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации".
2.3. Назначение на должность и освобождение от должности расшифровщика осуществляет начальник локомотивного депо по представлению заместителя начальника депо по эксплуатации. Назначение на должность и освобождение от должности старшего техника по расшифровке скоростемерных лент осуществляет начальник локомотивного депо после согласования с начальником службы локомотивного хозяйства.
3. Обязанности и права расшифровщика
3.1. Расшифровщик обязан:
обеспечить качественную расшифровку скоростемерных (диаграммных) лент скоростемеров 3СЛ-2М и комплексов средств сбора и регистрации данных КПД, а также модулей памяти разных систем безопасности в соответствии с действующими инструкциями;
выявлять допущенные машинистами нарушения по ведению поезда и управлению автотормозами и работой приборов безопасности, а также неисправности оборудования в соответствии с действующими инструкциями;
вести журналы формы ТУ-133 в соответствии с действующими инструкциями. При вводе автоматизированных рабочих мест, позволяющих вести журналы формы ТУ-133 с использованием вычислительной техники, ручное ведение журналов формы ТУ-133 отменяется;
участвовать в расследовании случаев брака в поездной и маневровой работе, нарушений технологической дисциплины, графика движения, режимов ведения поездов и управления автотормозами, выявленных при расшифровке диаграммных лент и модулей памяти КПД (КЛУБ-У, САУТ);
участвовать в выпуске технических бюллетеней и разработке мер по предотвращению нарушений безопасности движения.
3.2. Расшифровщик имеет право:
пользоваться в установленном порядке служебной телефонной и телеграфной связью;
бесплатно обеспечиваться необходимой для работы и обучения технической литературой и нормативной документацией.
4. Обязанности старшего техника-расшифровщика
Старший техник-расшифровщик обязан:
4.1. Осуществлять контроль за выполнением расшифровщиками своих должностных обязанностей, сроками расследования нарушений, выявленных на скоростемерных (диаграммных) лентах и записанных в журналы формы ТУ-133.
4.2. Оказывать помощь расшифровщикам в расшифровке скоростемерных (диаграммных) лент, в ведении журналов формы ТУ-133.
4.3. Вести учет задержек поездов у входных сигналов с запрещающим показанием по каждому виду движения и участку обслуживания.
4.4. Совместно с заместителем начальника локомотивного депо по эксплуатации и машинистом-инструктором локомотивных бригад, специализирующимся по автотормозам, организовывать и проводить проверки качества расшифровки скоростемерных (диаграммных) лент.
4.5. Ежемесячно по установленной форме составлять анализ расшифровки скоростемерных (диаграммных) лент и модулей памяти КПД, устройств КЛУБ-У и САУТ за прошедший месяц и не позднее второго вторника текущего месяца представлять его начальнику локомотивного депо и в службу локомотивного хозяйства железной дороги.
4.6. Присутствовать на каждом производственном совещании локомотивных бригад с докладом о замечаниях, выявленных расшифровщиками за неделю.
4.7. Старший техник по расшифровке является ответственным за своевременную расшифровку скоростемерных (диаграммных) лент, их хранение и учет, осуществляемый в соответствии с приказом начальника депо с учетом конкретных условий.
4.8. В целях сохранения оригинала ленты с нарушениями в необходимых случаях снимать копию по указанию начальника локомотивного депо. Нанесение дополнительных записей и линий на таких лентах не допускается.
4.9. При автоматизированной расшифровке скоростемерных (диаграммных) лент информацию о расшифрованных поездках дополнительно сохранять на архивных носителях в срок, установленный начальником локомотивного депо.
4.10. Вести учет табеля рабочего времени расшифровщиков, составлять график их отпусков, составлять графики выезда на линию расшифровщиков (не реже одного раза в год), контролировать выполнение графика выезда расшифровщиков на участки обслуживания поездов локомотивными бригадами этого локомотивного депо.
4.11. Ежедневно докладывать начальнику локомотивного депо или его заместителю по эксплуатации о нарушениях, выявленных на скоростемерных (диаграммных) лентах.
4.12. Присутствовать у начальника локомотивного депо на отчетах машинистов-инструкторов с анализом работы машинистов за месяц с разбивкой по колоннам.
4.13. Постоянно повышать свою квалификацию и обучать расшифровщиков установленным приемам и методам работы, предъявляемым к расшифровке скоростемерных (диаграммных) лент.
5. Автоматизация процессов расшифровки
скоростемерных (диаграммных) лент и изготовления
номограмм для их расшифровки
5.1. Для расшифровки скоростемерных (диаграммных) лент в соответствии с Инструкцией по эксплуатации локомотивных скоростемеров 3СЛ-2М, приводов к ним и по расшифровке скоростемерных лент, утвержденной МПС России 17.11.1998, N ЦТ-613, расшифровщикам ежегодно в течение первого квартала должны передаваться уточненные номограммы всех обслуживаемых участков. Уточненные номограммы должны утверждаться начальником локомотивного депо.
5.2. Номограммы для расшифровки скоростемерных (диаграммных) лент должны изготавливаться на основе компьютерных технологий с разработкой программного обеспечения и должны отвечать следующим требованиям:
номограммы должны быть четкими, читаемыми и не утомлять зрение расшифровщиков;
содержать максимум точной и отслеживаемой информации, для чего должен быть создан банк исходных данных (профиля пути, обрывных мест, ординат светофоров, стрелочных переводов, ПОНАБов, УКСПС, охраняемых и неохраняемых железнодорожных переездов);
иметь возможность мобильного внесения изменений и нового изготовления номограмм при изменении исходных данных.
5.3. По мере внедрения компьютерных технологий должна осуществляться автоматизированная расшифровка скоростемерных (диаграммных) лент механических скоростемеров. При автоматизированной расшифровке с использованием системы компьютерного анализа скоростемерных (диаграммных) лент ручная расшифровка скоростемерных (диаграммных) лент не производится. Скоростемерные (диаграммные) ленты хранятся в депо в течение сроков, установленных пунктом 3.12 Инструкции по эксплуатации комплексов средств сбора и регистрации данных КПД-3 и расшифровке диаграммных лент, утвержденной МПС России 15.06.1996, N ЦТ-397. На этих лентах расшифровщик не должен делать записи вручную.
6. Подготовка и повышение квалификации расшифровщика
6.1. Подготовка и повышение квалификации расшифровщика осуществляется с отрывом от производства в специализированном учебном центре железной дороги по программе, разработанной с учетом специфики будущей работы и утверждаемой руководством службы локомотивного хозяйства.
6.2. Ежегодно в одном из локомотивных депо проводится краткосрочное целевое обучение расшифровщиков по программе, утверждаемой начальником службы локомотивного хозяйства.
6.3. Расшифровщик не реже одного раза в три года направляется на курсы повышения квалификации в отраслевые средние специальные или высшие учебные заведения.
6.4. Один раз в три года расшифровщик проходит очередную аттестацию в комиссии локомотивного депо на соответствие занимаемой должности. По решению аттестационной комиссии приказом начальника локомотивного депо квалификационная категория (разряд) расшифровщика должна быть подтверждена или повышена.
6.5. В целях повышения эффективности, качества работы, производительности труда и технического уровня расшифровщиков с ними проводится техническая учеба. Ответственность за проведение технической учебы возлагается на главного инженера локомотивного депо, заместителя начальника депо по эксплуатации, машиниста-инструктора по автотормозам, старшего техника-расшифровщика. Обучение организуется в технических кабинетах с использованием тренажеров, схем, плакатов, обучающих программ для ПЭВМ и других наглядных пособий. Для закрепления теоретических и практических навыков используется специально создаваемая учебная база данных скоростемерных (диаграммных) лент с характерными нарушениями. Технические занятия проводятся в рабочее время по плану, утвержденному начальником локомотивного депо. Планы технического обучения составляются инженером по подготовке кадров и техническому обучению. К проведению занятий привлекаются машинисты-инструкторы, мастера, технологи и другие специалисты.
6.6. Проведение обучения, испытаний, а также работа расшифровщика отражается в формуляре расшифровщика.
Порядок ведения служебного формуляра техника-расшифровщика лент скоростемеров приведен в Приложении к настоящему Положению.


Приложение
к Положению
о технике по расшифровке
лент скоростемеров
ПОРЯДОК
ВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНОГО ФОРМУЛЯРА ТЕХНИКА-РАСШИФРОВЩИКА
ЛЕНТ СКОРОСТЕМЕРОВ
Формуляр является документом, отражающим проведение специального обучения, сдачи теоретических и практических испытаний, работу расшифровщика по выполнению своих должностных обязанностей, качественной расшифровки скоростемерных (диаграммных) лент, посещения технических занятий и инструктажей по безопасности движения.
Формуляр хранится у расшифровщика и предъявляется им по требованию лиц, имеющих право производить проверку работы расшифровщика и делать записи в формуляре. К этим лицам относятся руководители службы локомотивного хозяйства дороги, отделения дороги, ревизоры по безопасности движения, начальник депо и его заместители.
Руководители депо должны периодически (не реже одного раза в квартал) проверять записи в формулярах и делать свои замечания и указания расшифровщикам.
Формуляр выдается расшифровщику заместителем начальника депо по эксплуатации и по мере его использования заменяется новым. При выдаче формуляра все страницы должны быть пронумерованы. Старые формуляры должны храниться в течение двух лет в отделе кадров депо.
Формуляр состоит из трех частей. В первой части формуляра в разделе "Выполнение должностных обязанностей" должны заноситься замечания руководителей локомотивного депо по качеству расшифровки скоростемерных (диаграммных) лент.
Во второй части формуляра в разделе "Работа, проведенная с расшифровщиком, кроме выполнения должностных обязанностей" должны делаться записи о проведении с расшифровщиками инструктажей по безопасности движения, технических занятий и т.д.
В третью часть формуляра в раздел "Работа, проведенная с расшифровщиком" должны быть занесены:
дата и результаты проведения испытаний расшифровщика при назначении на должность;
дата, причины и результаты проведения аттестации расшифровщика;
дата, причины и результаты проведения испытаний расшифровщика в соответствии с Приказом МПС России от 17 ноября 2000 г. N 28Ц;
дата и результаты повышения профессиональной подготовки расшифровщика в учебных центрах дороги и МПС России;
дата, причины и результаты проведения испытаний расшифровщика в соответствии с приказами и указаниями МПС России и приказами железной дороги;
дата приказа и вид поощрения, награждения, присвоения категории квалификации.

ПРИКАЗ МПР РФ от 06.11.2002 n 735 О СОЗДАНИИ СЛУЖБ НАДЗОРА ЗА БЕЗОПАСНОСТЬЮ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОТИВОПАВОДКОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ  »
Постановления и Указы »
Читайте также