<ИНФОРМАЦИЯ> ЦБ РФ ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС И ВНЕШНИЙ ДОЛГ РОССИИ В i ПОЛУГОДИИ 2002 ГОДА


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ
ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС И ВНЕШНИЙ ДОЛГ РОССИИ
В I ПОЛУГОДИИ 2002 ГОДА
I. ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС
СЧЕТ ТЕКУЩИХ ОПЕРАЦИЙ
Профицит счета текущих операций составил 14,9 млрд. долларов США и уменьшился по сравнению с I полугодием 2001 года на 29%. Со странами дальнего зарубежья активный баланс равнялся 14 млрд. долларов, СНГ - 0,9 млрд. долларов.
СООТНОШЕНИЕ БАЗОВЫХ ПАРАМЕТРОВ СЧЕТА ТЕКУЩИХ
ОПЕРАЦИЙ В ПЛАТЕЖНЫХ БАЛАНСАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В I ПОЛУГОДИЯХ 1995 - 2002 ГГ. <*>
--------------------------------
<*> Диаграмма не приводится.
Внешнеторговый оборот оценивался в 75,1 млрд. долларов, т.е. был лишь на 2% меньше показателя базисного периода. Экспорт снизился на 7%, импорт увеличился на 9%. В итоге положительное сальдо торгового баланса уменьшилось на 21% (с 26,5 до 20,9 млрд. долларов).
В целом внешнеэкономическая конъюнктура была менее благоприятной, чем в сопоставимом периоде прошлого года. По всем товарным позициям российского экспорта было зафиксировано ощутимое снижение цен, а индекс средних экспортных цен (по кругу учета ГТК России) составил 84%. В результате, несмотря на то что контрактные цены на импортируемые товары также уменьшились (в среднем на 9,4%), условия торговли для России ухудшились.
За счет увеличения физических объемов вывоза ценовые потери экспортеров были частично компенсированы. Импорт товаров в количественном выражении также вырос.
ИЗМЕНЕНИЕ ЭКСПОРТА И ИМПОРТА ТОВАРОВ В I ПОЛУГОДИИ
2002 ГОДА ПО СРАВНЕНИЮ С I ПОЛУГОДИЕМ 2001 ГОДА
(млрд. долларов США)
----------------------T--------------T---------------------------¬
¦ ¦ Всего ¦ В том числе за счет ¦
¦ ¦ (прирост (+),¦ изменения: ¦
¦ ¦ снижение (-))+------------------T--------+
¦ ¦ ¦физических объемов¦ цен ¦
+---------------------+--------------+------------------+--------+
¦Экспорт товаров ¦ -3,4 ¦ +5,6 ¦ -9,0 ¦
+---------------------+--------------+------------------+--------+
¦Импорт товаров ¦ +2,2 ¦ +5,0 ¦ -2,8 ¦
+---------------------+--------------+------------------+--------+
¦Внешнеторговый оборот¦ -1,2 ¦ +10,6 ¦ -11,8 ¦
+---------------------+--------------+------------------+--------+
¦Сальдо торгового ¦ -5,6 ¦ +0,6 ¦ -6,2 ¦
¦баланса ¦ ¦ ¦ ¦
L---------------------+--------------+------------------+---------
Экспорт товаров составил 48 млрд. долларов. Вывоз товаров в страны дальнего зарубежья уменьшился на 7% и составил 40,9 млрд. долларов, в страны СНГ - на 5% (7,1 млрд. долларов).
Более двух третей сокращения всего экспорта (2,4 млрд. долларов) пришлось на основные топливно - энергетические товары: нефть, нефтепродукты, природный газ.
По продукции металлургии отмечено уменьшение стоимости экспорта в размере 0,6 млрд. долларов, что определялось главным образом ценовым фактором. По этой же причине сократился вывоз продукции химической промышленности (на 0,4 млрд. долларов). Вместе с тем за счет интенсивного наращивания физических объемов поставок увеличился экспорт машин и оборудования (на 0,2 млрд. долларов), а их доля в структуре экспорта составила 9,4%.
Наиболее крупными потребителями российских товаров были Германия (8%), Италия и Нидерланды (по 7%), Китай (6%), а также Украина и Белоруссия (по 5%).
Импорт товаров оценивался в 27,1 млрд. долларов и увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 2,2 млрд. долларов. Заметное снижение темпов роста показателя в значительной степени было связано с более умеренной по сравнению с прошлым годом динамикой укрепления рубля в реальном эффективном выражении. В целом за полугодие оно оценивается в 5% против 22,4% в январе - июне 2001 года.
Рост стоимости импорта был обеспечен увеличением ввоза на 20% товаров из стран дальнего зарубежья, составившего за отчетный период 21,5 млрд. долларов (17,9 млрд. долларов). В физическом выражении поставки товаров, зарегистрированные таможенными органами, увеличились почти на треть, в то время как средние цены на продукцию, ввозимую из данной группы стран, снизились на 7%.
Импорт из стран СНГ оценивался в 5,6 млрд. долларов (7 млрд. долларов). На его динамику прежде всего повлияли изменения, связанные с введением со II полугодия прошлого года нового порядка взимания косвенных налогов во взаимной торговле стран Содружества. От взимания налогов по принципу страны производства Россия перешла на их взимание по принципу страны назначения. В результате стоимость ввозимой из стран СНГ продукции, несмотря на ощутимое снижение контрактных цен (на 17%), уменьшилась в количественном выражении на 11%.
В структуре импорта возросла доля инвестиционных товаров. Так, поставки машин и оборудования выросли на 1,1 млрд. долларов, а удельный вес данной группы - с 31 до 35%.
На 0,2 млрд. долларов увеличился ввоз продукции химической промышленности, ее доля в импорте также возросла (с 16 до 18%). Вместе с тем поставки продовольственных товаров (включая сырье для их производства), составляющих еще одну весомую группу, сократились на 0,4 млрд. долларов при одновременном снижении удельного веса с 24 до 23%.
Наиболее крупными поставщиками товаров в Россию были Германия (14%), Белоруссия (9%), Украина (7%) и США (6%).
Баланс услуг сведен с отрицательным сальдо -4,2 млрд. долларов, его абсолютная величина выросла на 14%, при этом со странами СНГ отрицательное сальдо увеличилось более чем вдвое.
Экспорт вырос на 22% (на 1,1 млрд. долларов). В 4,4 млрд. долларов (на 23% больше, чем годом ранее) оценивались услуги, предоставленные странам дальнего зарубежья. Стоимость услуг, оказанных странам СНГ, составила 1,4 млрд. долларов и выросла по сравнению с базисным периодом на 19%.
Традиционно более 70% оборота в международной торговле услугами приходилось на категории "Транспорт" и "Поездки".
Экспорт услуг транспорта, включая страхование, увеличился на 17%. Стоимость услуг, предоставляемых странам дальнего зарубежья, выросла на 20%, на их долю приходилось 82% общего объема экспорта по данной статье. По странам СНГ зафиксирована более умеренная динамика показателя - увеличение на 4%, удельный вес составил, соответственно, 18%. Существенный рост экспорта отмечен по всем видам транспорта. Наибольшие его темпы зафиксированы по воздушному транспорту (на 24%).
После некоторого спада, отмеченного в I полугодии 2001 года, вновь существенно увеличился (на 23%) объем предоставляемых нерезидентам услуг, связанных с туризмом, частными и деловыми поездками, - до 1,9 млрд. долларов. Динамика показателя была обусловлена как ростом численности въехавших нерезидентов (на 6%), так и увеличением средних расходов на одного человека (на 15%).
Дальнейшее наращивание импорта услуг, более половины которого приходилось на статью "Поездки", было обусловлено расширением платежеспособного спроса населения, чьи реальные располагаемые доходы в отчетном периоде росли значительно быстрее, чем в I полугодии 2001 года (на 7,5% по сравнению с 4,5%).
Расходы резидентов на поездки за рубеж по сравнению с сопоставимым периодом возросли на 33% и составили 5,7 млрд. долларов. В странах дальнего зарубежья на товары и услуги было потрачено 4,4 млрд. долларов (или 78% общего импорта услуг, связанных с зарубежными поездками), в странах СНГ - 1,3 млрд. долларов (22%). Наиболее значимым фактором столь интенсивного роста стоимости импорта было увеличение на 22% средних расходов, приходящихся на одного резидента, выезжающего за границу. В значительной мере это объяснялось увеличением официально устанавливаемых Минфином России нормативов расходов на командировки за границу, а во II квартале - удешевлением доллара США относительно основных мировых валют.
Импорт транспортных услуг по сравнению с базисным периодом снизился на 7% и составил 1,3 млрд. долларов.
Объем полученных и выплаченных доходов в форме заработной платы изменился незначительно. В итоге баланс оплаты труда, как и годом ранее, равнялся 0,1 млрд. долларов.
Дефицит баланса инвестиционных доходов составил -1,5 млрд. долларов против -1,7 млрд. долларов в соответствующем периоде прошлого года.
Ожидаемые к получению доходы оценивались в 3,1 млрд. долларов (на 19% ниже уровня базисного периода).
Сумма доходов, подлежащих выплате нерезидентам, составила 4,6 млрд. долларов и уменьшилась на 16%, в основном за счет сокращения процентов, начисляемых по государственному внешнему долгу.
Тем не менее основная нагрузка по текущему обслуживанию внешнедолговых обязательств приходилась на сектор государственного управления: всего было выплачено процентов 2,6 млрд. долларов, в том числе 1,5 млрд. долларов - по новому российскому долгу, 1,1 млрд. долларов - по долгу бывшего СССР.
Почти вполовину сократились ожидаемые процентные доходы по иностранным активам банковской системы, что было связано с продолжавшимся выводом капитала из иностранных активов, в значительной степени обусловленным снижением процентных ставок на международном финансовом рынке. Напротив, выплаты по обязательствам банков в результате интенсивного наращивания последних в предшествующие периоды возросли (на 51%).
Объем и соотношение выплачиваемых и получаемых нефинансовыми предприятиями доходов изменились несущественно, а отрицательный баланс уменьшился с -0,9 до -0,8 млрд. долларов.
По текущим трансфертам зафиксировано отрицательное сальдо -0,3 млрд. долларов. Размер полученных средств увеличился более чем на две трети, выплаченных - на 21%.
СЧЕТ ОПЕРАЦИЙ С КАПИТАЛОМ И ФИНАНСОВЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ
Счет операций с капиталом
Отрицательное сальдо капитальных трансфертов равнялось -1,2 млрд. долларов и почти полностью определялось операциями, связанными с прощением внешней задолженности. В результате ее реструктуризации перед бывшей ГДР объем обязательств был уменьшен на 5,9 млрд. долларов. Одновременно была прощена задолженность беднейших стран перед Россией на сумму 6,9 млрд. долларов.
Дефицит баланса капитальных трансфертов, связанных с международной миграцией, оценивался в -0,2 млрд. долларов (-0,3 млрд. долларов годом ранее). Показатели, характеризующие объем вывозимых и ввозимых в страну материальных и финансовых активов, по сравнению с I полугодием прошлого года изменились незначительно, размер выплаченных трансфертов почти вдвое превышал сумму полученных.
Финансовый счет
Отрицательное сальдо финансового счета в аналитическом представлении (без учета операций, связанных с прощением долга) составило -6,7 млрд. долларов и по сравнению с сопоставимым периодом (-9,7 млрд. долларов) сократилось на 30%.
В целом иностранные обязательства экономики увеличились на 2,1 млрд. долларов (в базисном периоде - на 0,9 млрд. долларов). Их снижение (на 3,2 млрд. долларов) по сектору государственного управления было компенсировано более интенсивным, чем годом ранее, притоком иностранного капитала в частный сектор - за отчетный период его прирост составил 5,3 млрд. долларов.
СТРУКТУРА
ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ
В I ПОЛУГОДИЯХ 1996 - 2002 ГГ. <*>
--------------------------------
<*> Нетто - прирост обязательств перед нерезидентами.
(млрд. долларов США)
------------T-------T-------T-------T-------T-------T-------T-------¬
¦ Вид ¦1996 г.¦1997 г.¦1998 г.¦1999 г.¦2000 г.¦2001 г.¦2002 г.¦
¦инвестиций ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Прямые ¦ 0,7 ¦ 1,8 ¦ 1,1 ¦ 1,4 ¦ 1,0 ¦ 1,2 ¦ 1,3 ¦
+-----------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Портфельные¦ 2,7 ¦ 14,0 ¦ 8,7 ¦ -0,2 ¦ -0,9 ¦ -0,1 ¦ -0,5 ¦
+-----------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Прочие ¦ 10,3 ¦ 7,5 ¦ 6,8 ¦ 0,2 ¦ -1,0 ¦ -0,2 ¦ 1,4 ¦
+-----------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Всего ¦ 13,7 ¦ 23,3 ¦ 16,6 ¦ 1,4 ¦ -0,9 ¦ 0,9 ¦ 2,1 ¦
L-----------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+--------
Примечание. Знак "-" означает нетто - снижение обязательств перед нерезидентами.
Объем задолженности федеральных органов управления уменьшился на 3,1 млрд. долларов. По основному долгу фактически погашено 2,9 млрд. долларов. Из них выплаты по новому российскому долгу, который обслуживался своевременно и в полном объеме, составили 1,8 млрд. долларов. По кредитам международных финансовых организаций было выплачено 0,8 млрд. долларов, по двусторонним межправительственным кредитам - 0,9 млрд. долларов.
Субъекты Российской Федерации погасили задолженность в размере 0,1 млрд. долларов.
ДВИЖЕНИЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ РОССИИ ПЕРЕД МЕЖДУНАРОДНЫМИ
ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В ЯНВАРЕ - ИЮНЕ 2002 ГОДА
(млрд. долларов США)
---------------------T----------T-------T-------T-----T----------¬
¦ Механизм ¦Задолжен- ¦Исполь-¦Пога- ¦Кур- ¦Задолжен- ¦
¦ кредитования ¦ность на ¦зовано ¦шено в ¦совая¦ность на ¦
¦ ¦01.01.2002¦в от- ¦отчет- ¦пере-¦01.07.2002¦
¦ ¦ ¦четном ¦ном ¦оцен-¦ ¦
¦ ¦ ¦периоде¦периоде¦ка ¦ ¦
+--------------------+----------+-------+-------+-----+----------+
¦Кредиты МФО ¦ 14,3 ¦ 0,1 ¦ 0,7 ¦ 0,4 ¦ 14,1 ¦
+--------------------+----------+-------+-------+-----+----------+
¦ Кредиты МВФ ¦ 7,4 ¦ 0,0 ¦ 0,5 ¦ 0,3 ¦ 7,2 ¦
+--------------------+----------+-------+-------+-----+----------+
¦ Кредит системной ¦ 1,0 ¦ 0,0 ¦ 0,2 ¦ 0,0 ¦ 0,8 ¦
¦ трансформации, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 1993 - 1994 гг. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+----------+-------+-------+-----+----------+
¦ Расширенное креди-¦ 5,8 ¦ 0,0 ¦ 0,3 ¦ 0,3 ¦ 5,8 ¦
¦ тование, 1996 - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 1998 гг. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+----------+-------+-------+-----+----------+
¦ Резервный кредит, ¦ 0,6 ¦ 0,0 ¦ 0,0 ¦ 0,0 ¦ 0,6 ¦
¦ 1999 г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+----------+-------+-------+-----+----------+

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстандарта РФ от 05.11.2002 n 404-ст О ПРИНЯТИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также