ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ, ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ, РЕМОНТУ И МЕТРОЛОГИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ МАССЫ ГРУЗОВ, ПЕРЕВОЗИМЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (утв. МПС РФ 28.10.2002 n ЦМ-921)


Утверждаю
Заместитель Министра
путей сообщения
Российской Федерации
Х.Ш.ЗЯБИРОВ
28 октября 2002 г. N ЦМ-921
Согласовано
Заместитель Председателя
Государственного комитета
Российской Федерации
по стандартизации
и метрологии
В.Н.КРУТИКОВ
31 июля 2002 года
Начальник
Управления метрологии
Госстандарта России
В.М.ЛАХОВ
Руководитель
Департамента технической
политики МПС России
В.С.НАГОВИЦЫН
Заместитель Руководителя
Департамента грузовой
и коммерческой работы
МПС России
Ю.М.КОСОВ
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ, ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ,
РЕМОНТУ И МЕТРОЛОГИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ
МАССЫ ГРУЗОВ, ПЕРЕВОЗИМЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Предисловие
1. Разработана Государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" (ГУП ВНИИЖТ МПС России).
Внесена Департаментом грузовой и коммерческой работы МПС России взамен Инструкции о порядке и технологии взвешивания грузов, содержании и техническом обслуживании весовых приборов на железных дорогах Союза ССР от 9 ноября 1989 г. N ЦМ-4729.
1. Общие положения
1.1. Инструкция по эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и метрологическому обеспечению средств измерений массы грузов, перевозимых железнодорожным транспортом Российской Федерации (далее - Инструкция), определяет структуру управления, организацию метрологического контроля и надзора, монтажа, технического содержания и ремонта средств измерений массы, используемых в хозяйстве грузовой и коммерческой работы Министерства путей сообщения Российской Федерации (МПС России).
В состав обслуживаемых средств измерений массы в хозяйстве грузовой и коммерческой работы МПС России входят собственные и приписные, т.е. принадлежащие юридическим лицам.
1.2. Требования к взвешиванию по родам грузов определяются "Правилами приема грузов к перевозке на железнодорожном транспорте", утвержденными Приказом МПС России от 9 декабря 1999 г. N 42Ц и зарегистрированными в Минюсте России 16 мая 2000 г. N 2224.
1.3. Для взвешивания грузов в хозяйстве грузовой и коммерческой работы МПС России применяются средства измерений массы следующих типов: весы вагонные, автомобильные и товарные, а также гири.
1.4. Все применяемые и обслуживаемые средства измерений массы, в соответствии с требованиями действующего законодательства и правил по метрологии ПР 50.2.009-94 "ГСИ. Порядок проведения испытаний и утверждения типа средств измерений", должны быть утвержденного типа (удостоверены сертификатом об утверждении типа средств измерений).
В соответствии с правилами по метрологии ПР 32.82-2000 "Метрологическое обеспечение. Система автоматизированного ведения отраслевого Реестра средств измерений, допущенных к применению в отрасли. Порядок ведения Реестра", утвержденными и введенными в действие Указанием МПС России от 18 января 2001 г. N М-63у, начиная с 1 июля 2001 г. все приобретенные средства измерений массы должны пройти регистрацию в Реестре средств измерений, допущенных к применению в отрасли.
Согласно правилам по метрологии ПР 50.2.006-94 "ГСИ. Порядок проведения поверки средств измерений" они должны иметь действующие поверительные клейма и "Свидетельства о поверке", подлежать государственному метрологическому контролю и надзору.
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений", Положением о метрологической службе федерального железнодорожного транспорта (ПР 32.06-2001), согласованным Госстандартом России и утвержденным МПС России (N Цтех-865 от 11 декабря 2001 г.), метрологический контроль и надзор за средствами измерений массы осуществляются путем:
калибровки средств измерений массы;
надзора за состоянием и применением средств измерений массы, аттестованными методиками выполнения измерений массы, эталонами единиц величин, применяемых для калибровки средств измерений массы, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений;
выдачи обязательных предписаний, направленных на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм;
проверки своевременности представления средств измерений массы на испытания в целях утверждения типа средств измерений массы, а также на поверку и калибровку.
У владельцев средств измерений массы должна быть эксплуатационная документация, утвержденная методика поверки (калибровки), в которой указывается межповерочный интервал и условия ее проведения при помощи гирь.
В методику поверки, при необходимости, включается порядок проведения поверки (калибровки) весов (для взвешивания вагонов в статике и в движении) методом замещения, регламентированным ГОСТ 8.453 "Весы для статического действия. Методы и средства поверки".
1.5. Работа по осуществлению контроля за средствами измерений массы в хозяйстве грузовой и коммерческой работы МПС России организуется не позднее 15 календарных дней до дня истечения срока действия их предыдущей поверки.
1.6. В порядке государственного метрологического контроля и надзора средства измерений массы подвергаются первичной, периодической, внеочередной, инспекционной и экспертной поверкам.
Согласно Р 32-110-98 "Руководство по установлению номенклатуры контролируемых параметров и средств измерений на железнодорожном транспорте, подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору" периодичность межповерочных интервалов для всех используемых весов, в зависимости от взвешиваемых групп грузов, приведена в табл. 1.
Таблица 1
---------------------T-------------------------------------------¬
¦ Назначение весов ¦ Периодичность мероприятий ¦
¦ ¦ по метрологическому надзору и контролю ¦
¦ +------------------------T------------------+
¦ ¦поверка (проводится ор- ¦калибровка (прово-¦
¦ ¦ганами Государственного ¦дится ответствен- ¦
¦ ¦метрологического контро-¦ными за метрологи-¦
¦ ¦ля и надзора или аккре- ¦ческое обеспечение¦
¦ ¦дитованными в установ- ¦в хозяйстве грузо-¦
¦ ¦ленном порядке метроло- ¦вой и коммерческой¦
¦ ¦гическими службам по ¦работы МПС России)¦
¦ ¦этому виду деятельности)¦ ¦
+--------------------+------------------------+------------------+
¦Для хлебопродуктовых¦1 раз в 6 месяцев ¦1 раз в 2 месяца ¦
¦грузов ¦ ¦ ¦
+--------------------+------------------------+------------------+
¦Для остальных грузов¦В соответствии с уста- ¦1 раз в 3 месяца ¦
¦ ¦новленным межповерочным ¦ ¦
¦ ¦интервалом ¦ ¦
L--------------------+------------------------+-------------------
1.7. Для участия в поверке средств измерений массы, проведения их калибровки, монтажа и технического обслуживания в хозяйстве грузовой и коммерческой работы МПС России организуются весовые бригады, работники которых должны соответствовать квалификационным требованиям, определенным в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, утвержденном Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 ноября 1999 г. N 45.
Обучение машинистов весоповерочных вагонов и слесарей КИПиА проводится в соответствии с учебными планами и программами, утвержденными Департаментом кадров МПС России соответственно от 19 сентября 2000 г. и 30 декабря 2001 г. Кроме того, они должны иметь соответствующие удостоверения, выдаваемые органом Государственной метрологической службы в установленном порядке.
При производстве работ по ремонту средств измерений массы весовые бригады согласно Положению о лицензировании деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2002 г. N 349, должны иметь лицензию.
1.8. Деятельность весовых бригад организуется в пределах границ весовых участков. Границы весовых участков устанавливаются руководством железных дорог МПС России исходя из наличия весов и объема грузов, подлежащих взвешиванию. В числе обслуживаемых весовыми бригадами находятся как собственные, так и приписные средства измерений массы.
1.9. За весовыми бригадами закрепляются весоповерочные вагоны с набором гирь класса точности М1 по 2000 кг (ГОСТ 7328 "Гири. Общие технические условия") и весовыми тележками массой по 2000 кг, вагоны - весовые мастерские с необходимым оборудованием, вагоны - весоизмерительные лаборатории с набором весов и гирь, стационарные весовые мастерские.
1.10. В процессе работы весы и гири должны содержаться в надлежащей чистоте и порядке. Вагонные и автомобильные весы необходимо очищать от снега, грязи и посторонних предметов, контролироваться в части зазоров (разд. 7 Инструкции) и состояния грузоприемного устройства.
1.11. Контроль за состоянием электрооборудования на месте нахождения весов (рубильников, освещения, электрощитов, заземления и др.), стационарных весовых мастерских, весоповерочных вагонов, вагонов - весовых мастерских и вагонов - весоизмерительных лабораторий должен осуществляться в соответствии с межотраслевыми Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок ПОТ РМ-016-2001.
2. Структура управления весовым хозяйством
и метрологического контроля и надзора
за средствами измерений массы
2.1. Управление весовым хозяйством осуществляется:
в Министерстве путей сообщения Российской Федерации - Департаментом грузовой и коммерческой работы, на железных дорогах - службами грузовой и коммерческой работы, в отделениях железных дорог - отделами грузовой и коммерческой работы. Весовые бригады находятся в непосредственном подчинении механизированных дистанций погрузочно-разгрузочных работ (МЧ) или механических дорожных мастерских (МДМ), являющихся линейными предприятиями хозяйства грузовой и коммерческой работы.
Эксплуатация весов в хозяйстве грузовой и коммерческой работы МПС России возлагается на приемосдатчиков, находящихся в штате грузовых станций.
Штатным расписанием МЧ и МДМ, отделов грузовой и коммерческой работы предусматриваются должности ревизоров весового хозяйства, а службы грузовой и коммерческой работы - старшего ревизора весового хозяйства. Согласно Положению о метрологической службе федерального железнодорожного транспорта старший ревизор весового хозяйства и ревизоры весового хозяйства являются ответственными за метрологическое обеспечение в хозяйстве грузовой и коммерческой работы МПС России. Их права и обязанности в этой части регламентируются п. 7 указанного Положения.
По вопросам, изложенным в п. 1.4 Инструкции, ревизоры весового хозяйства взаимодействуют с аккредитованной метрологической службой отделения железной дороги, старший ревизор весового хозяйства - с дорожным центром стандартизации и метрологии (ДЦСМ).
2.2. На Департамент грузовой и коммерческой работы МПС России возлагается:
взаимодействие с Госстандартом России по вопросам стандартизации, метрологии и сертификации технических средств весового хозяйства;
взаимодействие с Департаментом технической политики МПС России по вопросам, изложенным в п. п. 6, 7 Положения о метрологической службе федерального железнодорожного транспорта (ПР 32.06-2001);
контроль за осуществлением мероприятий, обеспечивающих выполнение годовых и перспективных планов капитального строительства, реконструкции, модернизации, ремонтных и поверочных работ по весовому хозяйству;
разработка нормативной и технической документации по вопросам весового хозяйства, метрологического контроля и надзора за средствами измерений массы;
участие в разработке технических условий и заданий на проектирование и изготовление весов и средств их поверки и калибровки, в испытаниях опытных образцов и внедрении новых средств измерений массы;
разработка и проведение на железных дорогах мероприятий по реконструкции и модернизации весов, средств их поверки и ремонта, улучшению качества метрологического контроля и надзора;
разработка и проведение мероприятий по рациональному размещению и эффективному использованию на железных дорогах средств измерений массы;
организация и проведение конференций по вопросам совершенствования работы весового хозяйства и школ по обмену опытом;
разработка годовых и перспективных планов подготовки и повышения квалификации работников весового хозяйства;
рассмотрение рационализаторских и изобретательских предложений по весовому хозяйству и реализация принятых предложений;
обобщение и анализ отчетности по средствам измерений массы грузового хозяйства железных дорог;
организация капитального ремонта специализированных вагонов весового хозяйства железных дорог.
2.3. Департаменту грузовой и коммерческой работы МПС России предоставляется право проводить ревизии и проверки технического состояния, использования средств измерений массы в хозяйстве.
2.4. На службу грузовой и коммерческой работы железной дороги возлагается:
взаимодействие с Дорожным центром стандартизации и метрологии по вопросам в части п. 10 Положения о метрологической службе федерального железнодорожного транспорта (ПР 32.06-2001);
разработка годовых и перспективных планов развития весового хозяйства железной дороги;
контроль за деятельностью работников весового хозяйства и выполнением требований нормативных актов МПС России и Госстандарта России;
разработка и выполнение мероприятий по рациональному размещению и эффективному использованию средств измерений массы на железной дороге;
ведение учета и отчетности, анализ отчетов отделений железной дороги о выполнении производственных планов и разработка мероприятий по развитию весового хозяйства;
разработка и осуществление мероприятий по совершенствованию технологии работ в весовом хозяйстве; организация и проведение дорожных совещаний, семинаров и школ по обмену опытом работников весового хозяйства;
внедрение передовых методов труда и совершенствование организации метрологического контроля и надзора за средствами измерений массы;
организация своевременной и качественной подготовки средств измерений массы к началу перевозок сельскохозяйственной продукции, а также к работе в зимних условиях;
подготовка и повышение квалификации персонала.

ПРИКАЗ Госкомспорта РФ от 28.10.2002 n 426 ОБ ОТМЕНЕ ПРИКАЗОВ  »
Постановления и Указы »
Читайте также