<ПИСЬМО> Минобразования РФ от 22.10.2002 n 14-52-876ин/16 <О ПРИМЕРНОМ СОДЕРЖАНИИ ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА>


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 октября 2002 г. N 14-52-876ин/16
Министерство образования доводит до сведения примерное содержание образования по учебному предмету "Православная культура" (см. Приложение на 31 с.; текст размещен на сайте Минобразования России по адресу: http:/www.informika.ru).
Указанный материал предназначен для оказания методической помощи работникам органов управления образованием, руководителям образовательных учреждений, методических центров, разработчикам учебно - методического обеспечения учебных курсов, преподаваемых в рамках регионального (национально - регионального) компонента образования и компонента образовательного учреждения.
Министр образования
Российской Федерации
В.М.ФИЛИППОВ



Приложение
к письму
Министерства образования
Российской Федерации
от 22 октября 2002 г. N 14-52-876ин/16
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ "ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА"
ПРЕДИСЛОВИЕ
В последние годы во многих регионах Российской Федерации широкое распространение получило преподавание в государственных и муниципальных образовательных учреждениях специальных учебных предметов и курсов православной культурологической направленности ("Основы православной культуры", "Православная традиция", "Основы православия", "Традиционная русская культура", "Православная этика", "Православное искусство" и др.). Этот процесс обусловлен объективными обстоятельствами, выдающимся значением православной христианской религии в истории и современной жизни российского общества и государства, местом православной культуры в отечественном историческом и культурном наследии. Росту интереса существенной части учащихся и их родителей к изучению православной культуры способствуют также новые социальные условия - открытость, приверженность демократическим институтам и принципам, отказ от односторонней идеологизации светского образования, наметившаяся в последние годы тенденция ориентации российской школы на ценности традиционной духовной культуры в обучении и воспитании, восстановление в системе образования, особенно в практике преподавания социально - гуманитарных дисциплин, исторической и культурной преемственности.
Примерное содержание образования по учебному предмету "Православная культура" подготовлено на основе анализа сложившейся в регионах России практики преподавания учебных предметов и курсов православной культурологической направленности, с учетом правовых норм деятельности светской школы, существующей практики стандартизации образовательных программ. Проведено научно - педагогическое обоснование преподавания православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (средней школе, учреждениях начального и среднего профессионального образования), определено содержание образования, которое предъявляется учащимся и осваивается ими.
Примерное содержание образования по учебному предмету "Православная культура" предназначено для ориентации в вопросах содержания и организации изучения православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях руководителей образования, работников методических центров, разработчиков учебных программ и пособий, учителей, учащихся и их родителей, является основой для создания соответствующей системы учебно - методического обеспечения (учебных программ, учебников, учебных и методических пособий, хрестоматий, практикумов и рабочих тетрадей для учащихся, наглядных средств обучения и др.), подготовки преподавателей в учреждениях профессионального образования, центрах повышения квалификации педагогических кадров.
Примерное содержание образования по учебному предмету "Православная культура" разработано с учетом основных положений государственных программных документов о модернизации и развитии образования в Российской Федерации, соответствует нормативно - правовым требованиям российского законодательства об образовании.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность изучения православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях обусловлена насущной социально - педагогической потребностью обновления содержания социально - гуманитарного образования, развития воспитательных функций светской школы в новых социокультурных условиях. Эта потребность находит выражение в педагогической практике интеграции знаний о православной культуре в учебно - воспитательную деятельность образовательных учреждений, которая получила широкое распространение во многих регионах России и свидетельствует о тенденции восстановления культуросообразности российского образования, духовно - нравственных основ обучения и воспитания детей и молодежи в нашей стране.
Особенностью развития российской системы образования в настоящий период является ее модернизация и реформирование, которые вызваны большими изменениями в духовной, социально - политической и экономической сферах жизни общества в последнее десятилетие. Одним из направлений модернизации и реформирования светской школы является обновление содержания общего социально - гуманитарного образования, направленное, в частности, на преодоление негативных последствий отказа государства и светской школы в предшествующий период от опоры на ценности традиционной духовной культуры. Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, и все ее сферы глубоко связаны с Православием. Поэтому православная культура - одна из важнейших для России областей социально - гуманитарного знания. Являясь исторически ядром традиционной российской культуры, православная культура тесно связана с национальными культурами многих народов России в их историческом развитии и современном состоянии. Без знания основ православной культуры адекватное освоение ценностей российской культуры, особенно в ее гуманитарном аспекте, невозможно, а приобщение к ним затруднено. Это обусловливает познавательную значимость православной культуры для всех учащихся российской школы вне зависимости от их отношения к православной религии и Церкви, мировоззренческого, этнического или конфессионального самоопределения их самих или их родителей (законных представителей).
Приобщение школьников к духовным и культурным ценностям традиционных религиозных конфессий осуществляется в образовательной практике всех цивилизованных государств, эта образовательная область традиционно была представлена и в российской школе. В современной России во всех слоях общества растет интерес к духовно - нравственному, культурно - историческому наследию и православной культуре как его существенной части. Этот интерес формирует устойчивый социальный заказ на изучение православной культуры в системе светского образования. Социальный заказ на образование, сложившийся в обществе, фиксируется в форме соответствующего содержания образования (образовательного стандарта), который определяет содержание образования того или иного типа, уровня и направленности, условия и формы его получения.
Формы и способы реализации образовательного запроса населения определяются законодательством Российской Федерации об образовании и правовыми условиями деятельности государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений. Это, прежде всего, принципы государственной политики в сфере образования и требования к содержанию образования.
Требования российского законодательства к содержанию образования устанавливают, что оно должно быть ориентировано, в частности, на:
"обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
развитие общества;
укрепление и совершенствование правового государства",
должно обеспечивать:
"адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества..." (Закон Российской Федерации "Об образовании", статья 14 "Общие требования к содержанию образования").
Изучение православной культуры способствует реализации практически всех этих требований к содержанию образования. Особенно - требований обеспечения самоопределения личности в системе образования, создания условий для ее самореализации, формирования у обучающегося адекватной современному уровню знаний картины мира, интеграции личности в национальную и мировую культуру. Последнее требование, выражающее одну из основных задач деятельности российской общеобразовательной школы - задачу социализации учащихся в современном российском обществе и интеграции в пространство российской культуры, не может быть адекватно реализовано без изучения православной культуры. Приобщение детей и молодежи к православным культурным ценностям, имеющим общенациональную культурную значимость, является необходимым условием формирования человека и гражданина, интегрированного в современное российское общество, нацеленного на его совершенствование и развитие.
Принципами государственной политики в сфере образования (Закон Российской Федерации "Об образовании", статья 2 "Принципы государственной политики в области образования") провозглашены:
"1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
5) свобода и плюрализм в образовании;
6) демократический, государственно - общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений".
Все эти принципы также не только не препятствуют изучению православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации, но и обосновывают его значимость и актуальность в современных условиях.
Демократический, государственно - общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений, их самостоятельность в разработке и реализации своей образовательной программы (Закон Российской Федерации "Об образовании", статья 14.5) позволяют органам управления образованием на федеральном и региональном уровне, общеобразовательным учреждениям на местах своевременно и адекватно удовлетворять социальный заказ населения на образовательные услуги. В том числе - на изучение православной культуры. Свобода и плюрализм в образовании не допускают насильственной унификации всех аспектов образовательной деятельности, обеспечивают свободу педагогического творчества и мировоззренческого самоопределения в обучении.
Определяющее значение изучение православной культуры имеет для реализации принципов государственной политики в сфере образования, особенно актуальных для общеобразовательной школы. В системе задач общего образования задачи воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье ныне выступают в ряд первоочередных.
Приобщение учащихся к духовно - нравственным ценностям и культуре традиционной (национальной) религии как неотъемлемой части национальной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях является формой реализации прав учащихся и их родителей (законных представителей) на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, что обеспечивается как российским законодательством, так и признанными Российской Федерацией нормами и положениями международного гуманитарного права.
Изучение православной культуры в светской школе будет способствовать защите и развитию национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального российского государства, содействовать сохранению и укреплению единства федерального культурного и образовательного пространства, социальной и культурной интеграции российского общества. Православное культурологическое образование учитывает фактическое положение православной религии в Российской Федерации как традиционной религии русского народа, о принадлежности или предпочтительном отношении к которой заявляют большинство россиян. Православие наложило яркий отпечаток на специфику просвещения и культуры как русского народа, так и всех других народов в составе Российского государства. В содержании настоящего примерного содержания образования по учебному предмету "Православная культура" предусматривается учет региональных этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации. Это обеспечивается выделением специального раздела, состав которого формируется на региональном уровне и обеспечивает изучение региональных аспектов и особенностей православной культуры, а также учет социокультурных и этноконфессиональных особенностей истории и населения субъектов Российской Федерации.
Одним из важнейших принципов деятельности государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, особенно значимым для организации изучения православной культуры, выделяется принцип светского характера образования. Изучение православной культуры в рамках настоящего примерного содержания является светским образованием, типом религиоведческого образования конкретной этнокультурной, этноконфессиональной и цивилизационной направленности (православная культура русского народа и российского общества в целом, культура православных стран и народов в прошлом и в современности). Реализация принципа светского характера образования при изучении православной культуры в государственных и муниципальных учреждениях в соответствии с настоящим примерным содержанием обеспечивается:
1) культурологическим, неиндоктринальным содержанием предъявляемых знаний и соответствующей методикой изучения православной культуры;
2) правом свободного выбора изучения курсов православной культуры учащимися или их родителями (законными представителями), образовательными учреждениями (их органами самоуправления), местными и региональными органами управления образованием в соответствии с конкретными параметрами социального заказа на православное культурологическое образование;
3) организационно - правовой независимостью государственных и муниципальных образовательных учреждений от организаций религиозных конфессий;

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстандарта РФ от 22.10.2002 n 387-ст О ПРИНЯТИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА  »
Постановления и Указы »
Читайте также