ПОСТАНОВЛЕНИЕ Минтруда РФ от 17.05.1999 n 8 О КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЯХ (ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ) К ОСНОВНЫМ ДОЛЖНОСТЯМ РАБОТНИКОВ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ


МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 мая 1999 г. N 8
О КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЯХ
(ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ) К ОСНОВНЫМ ДОЛЖНОСТЯМ
РАБОТНИКОВ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ
В целях совершенствования работы организаций туристской индустрии и качества оказания туристских услуг, в соответствии с Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 49, ст. 5491) Министерство труда и социального развития Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников туристской индустрии согласно Приложению.
2. Установить срок действия Квалификационных требований (профессиональных стандартов) к основным должностям работников туристской индустрии до 31 декабря 2001 года.
Министр труда
и социального развития
Российской Федерации
С.В.КАЛАШНИКОВ



Приложение
к Постановлению
Министерства труда
и социального развития
Российской Федерации
от 17 мая 1999 г. N 8
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
(ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ) К ОСНОВНЫМ ДОЛЖНОСТЯМ
РАБОТНИКОВ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ
Общие положения
1. Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников туристской индустрии (далее - Квалификационные требования) предназначены для решения вопросов, связанных с обеспечением эффективной системы управления персоналом и качеством труда, регулированием трудовых отношений в организациях независимо от форм собственности и организационно - правовых форм деятельности.
Квалификационные требования являются нормативными документами, предназначенными для определения должностных обязанностей работников, планирования их профессионального роста, организации профессиональной подготовки и повышения квалификации соответственно развитию требований к качеству и продуктивности услуг, подбору, расстановке и использованию кадров, а также обоснованию принимаемых решений при проведении аттестации руководителей и специалистов.
2. Квалификационные требования разработаны применительно к соответствующим секторам и подсекторам туристской индустрии. Поскольку Квалификационные требования распространяются на работников организаций независимо от форм собственности и организационно - правовых форм деятельности, они отражают минимально необходимые требования к профессиональному уровню работников с учетом обеспечения качества и производительности выполняемых работ в указанной сфере деятельности. При разработке должностных инструкций допускается расширение и уточнение перечня должностных обязанностей работников, основных навыков и знаний, необходимых для их выполнения, с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их прав и ответственности.
3. Квалификационные требования содержат три части.
В первой части приводится наименование сектора и подсектора туристской индустрии, номер квалификационных требований, направление деятельности работников, наименования должностей работников и требуемые уровни их образования.
Должности работников, включенные в Квалификационные требования, сгруппированы по трем квалификационным уровням в зависимости от направления деятельности работников, сложности и объемов выполняемых должностных обязанностей, степени самостоятельности и ответственности в принятии и реализации решений. При этом должности работников первого и второго уровней объединены в общее направление деятельности, учитывая единство в содержании их основных навыков и знаний, а также последовательность и преемственность в профессиональном и должностном развитии. Квалификационные требования для должностей работников третьего квалификационного уровня приведены в каждых Квалификационных требованиях после описания требований для работников первого и второго квалификационного уровня.
Требуемые уровни образования работников приведены в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании".
Во второй части приведен перечень должностных обязанностей для работников соответствующего квалификационного уровня.
В третьей части приведен перечень основных навыков и знаний, необходимых для выполнения должностных обязанностей, указанных во второй части Квалификационных требований.
Должностные обязанности представлены в виде перечня конкретных должностных задач, выполнение которых позволяет работнику реализовать трудовые функции в границах его компетенции.
Для решения каждой конкретной должностной задачи установлен набор основных навыков, представляющих собой доведенное до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи, а также перечень необходимых основных знаний, отражающих содержание программ обучения работников в соответствующей профессиональной области.
4. В Квалификационные требования не включены наименования производных должностей (старших и ведущих специалистов, а также заместителей руководителей подразделений). Должностные обязанности этих работников, требования к знаниям, навыкам и уровню образования определяются применительно к соответствующим базовым должностям.
5. С введением настоящих Квалификационных требований не отменяются действующие в туристской индустрии на соответствующие виды работ тарифно - квалификационные характеристики профессий рабочих и квалификационные характеристики должностей специалистов и служащих, включенные в Единый тарифно - квалификационный справочник работ и профессий рабочих и Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, так как приведенные квалификационные требования отражают более высокие стандарты качества, продуктивности услуг и требуют внедрения принципиально иных организационно - технических условий, чем приведенные в ЕТКС и КС.
6. При введении в действие в организациях организационно - распорядительных документов, разработанных на основе настоящих Квалификационных требований, необходимо организовать профессиональное обучение работников и привести организационно - технические условия работы в соответствие с требованиями, приведенными в настоящем документе.
7. Срок действия Квалификационных требований установлен до 31 декабря 2001 года. За год до истечения указанного срока действия Квалификационные требования подлежат проверке, по результатам которой будет принято в установленном порядке решение о продлении их действия либо внесении в них необходимых изменений и дополнений.
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
(ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ) К ОСНОВНЫМ ДОЛЖНОСТЯМ
РАБОТНИКОВ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ
------------------------T----------------------------------------¬
¦Сектор ¦Туристская деятельность ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Подсектор ¦Турагентство ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Номер квалификационных ¦1.1 ¦
¦требований ¦ ¦
L-----------------------+-----------------------------------------

---------------T-------------------------------------------------¬
¦Направление ¦Предоставление информации клиентам, работа с ¦
¦деятельности ¦клиентами, бронирование и оформление билетов, ¦
¦работников ¦продажа тура, маркетинг и реклама, работа с тур- ¦
¦ ¦операторами, выполнение административных функций ¦
+--------------+-----------------------T-------------------------+
¦Наименование ¦Первый квалификационный¦ Второй квалификационный ¦
¦должностей ¦ уровень ¦ уровень ¦
¦ +-----------------------+-------------------------+
¦ ¦Агент по бронированию ¦Менеджер по направлению ¦
¦ ¦Агент по продажам ¦Менеджер по бронированию ¦
¦ ¦Агент по выездному ¦и продажам ¦
¦ ¦туризму ¦Менеджер по маркетингу и ¦
¦ ¦Агент по въездному и ¦рекламе ¦
¦ ¦внутреннему туризму ¦Менеджер по работе с ¦
¦ ¦Ассистент по формирова-¦клиентами ¦
¦ ¦нию тургрупп ¦Менеджер по связям с ¦
¦ ¦Референт ¦общественностью ¦
¦ ¦Секретарь ¦Менеджер по кадрам ¦
¦ ¦Кассир ¦Руководитель тургруппы ¦
¦ ¦Стажер ¦Бухгалтер ¦
¦ ¦Курьер ¦ ¦
+--------------+-----------------------+-------------------------+
¦Требуемый уро-¦Первый квалификационный¦Второй квалификационный ¦
¦вень образова-¦ уровень ¦ уровень ¦
¦ния +-----------------------+-------------------------+
¦ ¦Квалификация бакалавра ¦Квалификация "дипломиро- ¦
¦ ¦Среднее специальное ¦ванный специалист" ¦
¦ ¦образование ¦Квалификация бакалавра ¦
¦ ¦Профессиональные курсы ¦Среднее специальное ¦
¦ ¦ ¦образование ¦
L--------------+-----------------------+--------------------------

-----------------------------------------------------------------¬
¦Перечень должностных обязанностей для первого и второго ¦
¦квалификационных уровней ¦
+---T---------------------------------------T--------------------+
¦ ¦ Должностные обязанности ¦ Квалификационный ¦
¦ ¦ ¦ уровень ¦
+---+---------------------------------------+--------------------+
¦1. ¦Работа с российской и иностранной кли- ¦ 1 и 2 ¦
¦ ¦ентурой (на языке основной клиентуры) ¦ ¦
+---+---------------------------------------+--------------------+
¦2. ¦Подготовка и организация работы офиса ¦ 1 и 2 ¦
+---+---------------------------------------+--------------------+
¦3. ¦Обеспечение канцтоварами и расходными ¦ 1 ¦
¦ ¦материалами ¦ ¦
+---+---------------------------------------+--------------------+
¦4. ¦Ведение делопроизводства (работа с ¦ 1 и 2 ¦
¦ ¦файловой системой) ¦ ¦
+---+---------------------------------------+--------------------+
¦5. ¦Использование в работе офисной оргтех- ¦ 1 и 2 ¦
¦ ¦ники (телефон, факс, ксерокс, персо- ¦ ¦
¦ ¦нальный компьютер) ¦ ¦
+---+---------------------------------------+--------------------+
¦6. ¦Ведение деловой корреспонденции ¦ 1 и 2 ¦
+---+---------------------------------------+--------------------+
¦7. ¦Использование специализированной ¦ 1 и 2 ¦
¦ ¦справочной литературы ¦ ¦
+---+---------------------------------------+--------------------+
¦8. ¦Предоставление информации клиентам ¦ 1 и 2 ¦
+---+---------------------------------------+--------------------+
¦9. ¦Оформление турпакета ¦ 1 <*> и 2 ¦
+---+---------------------------------------+--------------------+
¦10.¦Бронирование услуг, их подтверждение ¦ 1 <*> и 2 ¦
¦ ¦и оформление ¦ ¦
+---+---------------------------------------+--------------------+
¦11.¦Ведение отчетности ¦ 1 и 2 ¦
+---+---------------------------------------+--------------------+
¦12.¦Сбор и обработка статистики ¦ 1 <*> и 2 ¦
+---+---------------------------------------+--------------------+
¦13.¦Маркетинг и реклама ¦ 2 ¦
+---+---------------------------------------+--------------------+
¦14.¦Продажа туристского продукта ¦ 2 ¦
+---+---------------------------------------+--------------------+
¦15.¦Работа с жалобами клиентов ¦ 2 ¦
+---+---------------------------------------+--------------------+
¦16.¦Завершение работы и подготовка к новому¦ 1 и 2 ¦
¦ ¦рабочему дню в офисе ¦ ¦
L---+---------------------------------------+---------------------
--------------------------------
<*> Кроме должностей секретаря, кассира и курьера.
---------------------------------------------------------------------¬
¦Перечень основных навыков и знаний, требуемых для выполнения ¦
¦должностных обязанностей ¦
+----------------T--------------------------T------------------------+
¦ Должностные ¦Основные навыки, необходи-¦Основные знания, необхо-¦
¦ обязанности ¦мые для выполнения долж- ¦димые для выполнения ¦
¦ ¦ностных обязанностей ¦должностных обязанностей¦
+---T------------+--------------------------+------------------------+
¦1. ¦Работа с ¦Владение иностранным язы- ¦Основы грамматики, ¦
¦ ¦российской и¦ком основной клиентуры ¦лексики и фонетики ¦
¦ ¦иностранной ¦Устное общение с клиентом,¦Словарный запас по ¦
¦ ¦клиентурой ¦включая телефонные перего-¦тематике туристской ¦
¦ ¦(на языке ¦воры ¦индустрии ¦
¦ ¦основной ¦Ведение деловой переписки ¦Аббревиатуры, принятые в¦
¦ ¦клиентуры) ¦Владение техникой приема и¦туристской индустрии ¦
¦ ¦ ¦переговоров с клиентом ¦Коммерческая корреспон- ¦
¦ ¦ ¦Соблюдение протокола и ¦денция ¦
¦ ¦ ¦этикета ¦Теория межличностного ¦
¦ ¦ ¦Культура межличностного ¦общения ¦
¦ ¦ ¦общения ¦ ¦
+---+------------+--------------------------+------------------------+

ПРОДУКТЫ ПИЩЕВЫЕ. ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ. ГОСТ Р 51074-97 (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 17.07.1997 n 255) (ред. от 10.10.2002)  »
Постановления и Указы »
Читайте также