ПРОДУКТЫ ПИЩЕВЫЕ. ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ. ГОСТ Р 51074-97 (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 17.07.1997 n 255) (ред. от 10.10.2002)


Утвержден
Постановлением
Госстандарта России
от 17 июля 1997 г. N 255
Дата введения -
1 января 1998 года
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРОДУКТЫ ПИЩЕВЫЕ
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
FOOD PRODUCTS. INFORMATION FOR CONSUMER.
GENERAL REQUIREMENTS
ГОСТ Р 51074-97
(в ред. Изменения N 1 с поправками
от 19.06.2002 и от 10.10.2002)
1. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на пищевые продукты отечественного и зарубежного производства, фасованные в потребительскую тару, реализуемые на территории Российской Федерации в оптовой и розничной торговле, поставляемые предприятиям общественного питания, школам, детским, лечебным учреждениям и другим предприятиям, непосредственно связанным с обслуживанием потребителей, и устанавливает общие требования к информации о них для потребителя.
Настоящий стандарт предназначен для использования при производстве, оптовой и розничной торговле, хранении и сертификации (идентификации) пищевых продуктов.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Законом Российской Федерации "О стандартизации" требования настоящего стандарта являются обязательными.
Требования к маркировке пищевых продуктов, фасованных в потребительскую тару, установленные в действующих в Российской Федерации межгосударственных стандартах, государственных стандартах Российской Федерации, стандартах отраслей, стандартах предприятий и технических условиях, применяются в части, не противоречащей требованиям настоящего стандарта.
При реализации потребителям нефасованных пищевых продуктов или при фасовании и упаковывании их для продажи непосредственно в розничной торговой сети вся предусмотренная настоящим стандартом информация для потребителя должна быть представлена продавцом.
(Измененная редакция, Изм. N 1.)
2. Определения
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями.
2.1. Потребитель: гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий пищевые продукты исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с извлечением прибыли.
(Поправка, ИУС 9-2002.)
2.2. Изготовитель: организация любой формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, производящие пищевые продукты для реализации потребителям.
2.3. Продавец: организация, независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, реализующие пищевые продукты потребителям по договору купли-продажи.
2.4. Пищевой продукт: продукт в натуральном или переработанном виде, употребляемый человеком в пищу (в том числе продукты детского и диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво, безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также продовольственное сырье, пищевые добавки и биологически активные добавки.
(Измененная редакция, Изм. N 1.)
2.4.1. Продукт детского питания: пищевой продукт, предназначенный для питания детей в возрасте до 14 лет и отвечающий физиологическим потребностям детского организма.
2.4.2. Продукт диетического питания: пищевой продукт, предназначенный для лечебного и профилактического питания.
2.4.1, 2.4.2. (Введены дополнительно, Изм. N 1.)
2.5. Пищевая добавка: природное или искусственное вещество и их соединение, специально вводимое в пищевые продукты в процессе их изготовления в целях придания пищевым продуктам определенных свойств и/или сохранения качества пищевых продуктов.
(Измененная редакция, Изм. N 1.)
2.5.1. Биологически активная добавка: природное (идентичное природному) биологически активное вещество, предназначенное для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов.
(Введен дополнительно, Изм. N 1.)
2.6. Ингредиент: вещество животного, растительного, микробиологического или минерального происхождения, а также природные или синтезированные пищевые добавки, используемые при подготовке или производстве пищевого продукта и присутствующие в готовом продукте в исходном или измененном виде.
2.7. Этикетка: любая красочная или описательная характеристика продукта и его изготовителя, представленная в виде трафарета, штампа, надписи, рельефа на единице потребительской тары, а также листе-вкладыше или ярлыке, прилагаемых или прикрепляемых к каждой единице товара.
(Измененная редакция, Изм. N 1.)
2.8. Товарный знак: обозначение, позволяющее отличать пищевые продукты одних юридических или физических лиц от однородных пищевых продуктов других юридических или физических лиц.
2.9. Дата изготовления: дата, проставляемая изготовителем и информирующая о моменте окончания технологического процесса изготовления пищевого продукта.
2.10. Дата упаковывания (дата розлива для жидких продуктов): дата размещения пищевого продукта в потребительскую тару.
2.11. Срок хранения: период, в течение которого пищевой продукт при соблюдении установленных условий хранения сохраняет свойства, указанные в нормативном или техническом документе. Истечение срока хранения не означает, что продукт не пригоден для использования по назначению.
2.9 - 2.11. (Измененная редакция, Изм. N 1.)
2.12. Срок годности: период, по истечении которого пищевой продукт считается непригодным для использования по назначению.
2.13. Срок реализации: период, в течение которого пищевой продукт может предлагаться потребителю.
2.12, 2.13. (Измененная редакция, Изм. N 1.)
2.14. (Исключен, Изм. N 1.)
3. Общие требования к информации для потребителя
3.1. Изготовитель (продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о пищевых продуктах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
3.2. Информацию для потребителя представляют непосредственно с пищевым продуктом в виде текста, условными обозначениями и рисунками на потребительской таре, этикетке, контрэтикетке, кольеретке, ярлыке, пробке, листе-вкладыше способом, принятым для отдельных видов пищевых продуктов.
3.3. Текст на потребительской таре, этикетке, кольеретке, контрэтикетке, ярлыке, листе-вкладыше наносят на русском языке, а дополнительно по требованию заказчика на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации. Текст и надписи могут быть продублированы на иностранных языках. Текст и надписи должны соответствовать нормам русского или иного языка, на котором дается информация о продукте.
3.4. Информация, приводимая в тексте на потребительской таре, этикетке, кольеретке, контрэтикетке, ярлыке или листе-вкладыше, должна быть однозначно понимаемой, полной и достоверной, чтобы потребитель не мог быть обманут или введен в заблуждение относительно состава, свойств, пищевой ценности, природы, происхождения, способа изготовления и употребления, а также других сведений, характеризующих прямо или косвенно качество и безопасность пищевого продукта, и не мог ошибочно принять данный продукт за другой, близкий к нему по внешнему виду или органолептическим показателям.
3.5. Информация о пищевых продуктах должна содержать следующие данные:
3.5.1. Наименование продукта.
3.2 - 3.5.1. (Измененная редакция, Изм. N 1.)
3.5.1.1. Наименование должно состоять, как правило, из нескольких слов, быть понятным потребителю, конкретно и достоверно характеризовать продукт, раскрывать его природу, происхождение, позволять отличать данный продукт от других. Все слова в наименовании пищевого продукта наносят на потребительскую тару, этикетку, контрэтикетку, ярлык, лист-вкладыш четко различаемым шрифтом, выделяющимся на любом фоне.
(Измененная редакция, Изм. N 1, поправка, ИУС 12-2002.)
3.5.1.2. В наименовании продукта обязательна информация об отличительных качествах, состояниях и специальной обработке продукта ("концентрированный", "восстановленный", "сухой", "сублимированный", "пастеризованный", "стерилизованный", "термизированный", "УВТ-обработанный", "охлажденный", "мороженый", "генетически модифицированный" и других), которую включают в основное наименование продукта или располагают в непосредственной близости от наименования.
(Введен дополнительно, Изм. N 1.)
3.5.1.3. Наименования конкретных пищевых продуктов должны соответствовать наименованиям, применяемым в государственных стандартах Российской Федерации, межгосударственных стандартах, а также стандартам, включенным в Приложение А, и наименованиям по Приложению Б.
Пищевые продукты, не являющиеся традиционными для России (джин, виски, лечо и другие), поступающие по импорту, должны иметь наименования, соответствующие международным, зарубежным региональным и национальным стандартам и регламентам. Информация об этом должна содержаться в контрактах.
Если в государственных стандартах Российской Федерации, межгосударственных стандартах, международных, зарубежных, региональных и национальных стандартах и регламентах, Приложении Б конкретные наименования пищевых продуктов не установлены, их устанавливает изготовитель с учетом требований, изложенных выше.
(Поправка, ИУС 9-2002.)
3.5.1.4. Не допускается:
- в наименованиях пищевых продуктов указывать, что они являются продуктами типа другого известного продукта (например: вино типа Ркацители, Киндзмараули или Хванчкара, минеральная вода типа Боржоми, Нарзана и т.п.);
- давать пищевым продуктам наименования, вводящие потребителей в заблуждение относительно природы, идентичности, состава, количества, срока годности или срока хранения, происхождения, метода изготовления пищевого продукта, приписывать особые свойства, в том числе лечебные, которые присутствуют у всех аналогичных продуктов или которыми продукт не обладает (промышленно вырабатываемым аналогам натуральных продуктов давать наименования, близкие к наименованиям натуральных продуктов, например белковой икре - "Икра зернистая осетровая", палочкам, вырабатываемым из рыбы или другого сырья, - "Крабовые палочки"), использовать в наименованиях пищевых продуктов названия натуральных продуктов - мяса, рыбы, молока, масла, плодов, ягод, овощей и других, - если они в той или иной форме не входят в их состав. (При включении в состав таких продуктов вкусоароматических добавок, имитирующих наличие в них натуральных пищевых продуктов (ингредиентов), в их наименовании указывают, что эти продукты являются продуктами со вкусом и/или ароматом мяса, рыбы, фруктов, овощей или другого продукта, в зависимости от того, вкус и/или аромат какого натурального продукта он имеет.) Для продуктов с ароматом, не присущим конкретному натуральному продукту, или с комплексным ароматом указывают, что они являются ароматизированными (без указания конкретного аромата);
изготовлять под одним наименованием несколько разных видов пищевых продуктов, включать полностью или частично традиционные наименования в наименования вновь разработанных видов продуктов.
(Поправка, ИУС 12-2002.)
3.5.1.5. Информация о таких свойствах продукта, как "Выращенный с использованием только органических удобрений", "Выращенный без применения пестицидов", "Выращенный без применения минеральных удобрений", "Витаминизированный", "Без консервантов" и других, допускается только при наличии у изготовителя подтверждения указанной информации уполномоченными в установленном порядке учреждениями Госсанэпидслужбы Минздрава России и/или Минсельхоза России.
3.5.1.6. Нанесение на пищевые продукты надписи "Экологически чистый" не допускается.
3.5.1.7. Допускается дополнительно к наименованию по 3.5.1.1 использовать присвоенные разработчиками наименования по месту изготовления, по названию изготовителя продукта и другие при условии, что они не противоречат требованиям 3.5.1.1 - 3.5.1.6 и не вводят в заблуждение потребителя относительно природы, состава или других свойств продукта, указанных в 3.5.1.4.
(Поправка, ИУС 12-2002.)
3.5.1.8. Дочерние предприятия компаний и фирм - владельцев товарных знаков, а также другие предприятия и организации, получившие в установленном порядке право (лицензию) на изготовление и реализацию пищевых продуктов с товарным знаком этих компаний и фирм, наносят на пищевые продукты наименования, установленные компаниями и фирмами - владельцами товарных знаков.
Наименование продукта, сформированное в соответствии с изложенными выше требованиями, может быть дополнено фирменным названием, в том числе написанным буквами латинского алфавита, нанесением фирменной марки (знака).
3.5.2. Наименование и местонахождение изготовителя (юридический адрес, включая страну, и, при несовпадении с юридическим адресом, адрес предприятия) и организации в Российской Федерации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей на ее территории (при наличии). Наименование места происхождения (может включаться в наименование пищевого продукта). Юридический адрес изготовителя указывают на русском языке и дополнительно, по усмотрению изготовителя, на языке страны местонахождения изготовителя.
Когда сырье, полуфабрикаты, пищевые продукты (например, чай, кофе, скот и птица для убоя или мясо для переработки, молоко, растительное масло, крупа, мука и т.п.) поставляются многочисленными изготовителями на предприятия, осуществляющие технологическую обработку, которая изменяет их свойства и/или превращает их в пищевые продукты, готовые (в т.ч. фасованные) для реализации потребителям, вследствие чего невозможно указать изготовителя каждой конкретной партии, изготовителем и упаковщиком таких пищевых продуктов считают указанные предприятия.
Наименование изготовителя и экспортера пищевого продукта может быть написано буквами латинского алфавита.
Наименование места происхождения - это название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта (далее - географический объект), используемое для обозначения пищевого продукта, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами либо природными условиями и людскими факторами одновременно.
Наименованием места происхождения товара может являться историческое название географического объекта.
Не признается наименованием места происхождения пищевых продуктов обозначение, хотя и представляющее собой или содержащее название географического объекта, но вошедшее в Российской Федерации во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его изготовления.
Не допускается использование зарегистрированного наименования места происхождения пищевого продукта юридическими и физическими лицами, не имеющими свидетельства на право пользования наименованием

ПРОДУКТЫ ПИЩЕВЫЕ. ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ. ГОСТ Р 51074-97 (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 17.07.1997 n 255) (ред. от 30.11.2001)  »
Постановления и Указы »
Читайте также