ПРОДУКТЫ ПИЩЕВЫЕ. ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ. ГОСТ Р 51074-97 (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 17.07.1997 n 255) (ред. от 30.11.2001)


Утвержден
Постановлением
Госстандарта России
от 17 июля 1997 г. N 255
Дата введения -
1 января 1998 года
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРОДУКТЫ ПИЩЕВЫЕ
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
ГОСТ Р 51074-97
FOOD PRODUCTS. INFORMATION FOR CONSUMER.
GENERAL REQUIREMENTS
(в ред. Изменения N 1, введенного в действие
Постановлением Госстандарта РФ от 30.11.2001 N 502-ст)
Предисловие
1. Разработан рабочей группой, образованной распоряжением Госстандарта России от 27 марта 1997 г. N 21, Всероссийским научно - исследовательским центром стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ (ВНИЦСМВ), Российским центром испытаний и сертификации Госстандарта России "РОСТЕСТ - Москва" с участием членов Технических комитетов по стандартизации продукции АПК: ТК 2, ТК 3, ТК 91, ТК 93, ТК 116, ТК 149, ТК 152, ТК 176, ТК 186, ТК 226, ТК 238, ТК 300.
2. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 17 июля 1997 г. N 255.
3. Введен впервые.
4. Издание (декабрь 2001 г.) с Изменением N 1, принятым в ноябре 2001 г. (ИУС 2-2002).
1. Область применения
(в ред. Изменения N 1, введенного в действие
Постановлением Госстандарта РФ от 30.11.2001 N 502-ст)
Настоящий стандарт распространяется на пищевые продукты отечественного и зарубежного производства, фасованные в потребительскую тару, реализуемые на территории Российской Федерации в оптовой и розничной торговле, поставляемые предприятиям общественного питания, школам, детским, лечебным учреждениям и другим предприятиям, непосредственно связанным с обслуживанием потребителей, и устанавливает общие требования к информации о них для потребителя.
Настоящий стандарт предназначен для использования при производстве, оптовой и розничной торговле, хранении и сертификации (идентификации) пищевых продуктов.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Законом Российской Федерации "О стандартизации" требования настоящего стандарта являются обязательными.
Требования к маркировке пищевых продуктов, фасованных в потребительскую тару, установленные в действующих в Российской Федерации межгосударственных стандартах, государственных стандартах Российской Федерации, стандартах отраслей, стандартах предприятий и технических условиях применяются в части, не противоречащей требованиям настоящего стандарта.
При реализации потребителям нефасованных пищевых продуктов или при фасовании и упаковывании их для продажи непосредственно в розничной торговой сети вся предусмотренная настоящим стандартом информация для потребителя должна быть представлена продавцом.
2. Определения
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
2.1. Потребитель: гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий пищевые продукты исключительно для личных нужд, не связанных с извлечением прибыли.
2.2. Изготовитель: организация любой формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, производящие пищевые продукты для реализации потребителям.
2.3. Продавец: организация, независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, реализующие пищевые продукты потребителям по договору купли - продажи.
2.4. Пищевой продукт: продукт в натуральном или переработанном виде, употребляемый человеком в пищу (в том числе продукты детского и диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво, безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также продовольственное сырье, пищевые добавки и биологически активные добавки.
(п. 2.4 в ред. Изменения N 1, введенного в действие Постановлением Госстандарта РФ от 30.11.2001 N 502-ст)
2.4.1. Продукт детского питания: пищевой продукт, предназначенный для питания детей в возрасте до 14 лет и отвечающий физиологическим потребностям детского организма.
(п. 2.4.1 введен Изменением N 1, введенным в действие Постановлением Госстандарта РФ от 30.11.2001 N 502-ст)
2.4.2. Продукт диетического питания: пищевой продукт, предназначенный для лечебного и профилактического питания.
(п. 2.4.2 введен Изменением N 1, введенным в действие Постановлением Госстандарта РФ от 30.11.2001 N 502-ст)
2.5. Пищевая добавка: природное или искусственное вещество и их соединение, специально вводимое в пищевые продукты в процессе их изготовления в целях придания пищевым продуктам определенных свойств и/или сохранения качества пищевых продуктов.
(п. 2.5 в ред. Изменения N 1, введенного в действие Постановлением Госстандарта РФ от 30.11.2001 N 502-ст)
2.5.1. Биологически активная добавка: природное (идентичное природному) биологически активное вещество, предназначенное для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов.
(п. 2.5.1 введен Изменением N 1, введенным в действие Постановлением Госстандарта РФ от 30.11.2001 N 502-ст)
2.6. Ингредиент: вещество животного, растительного, микробиологического или минерального происхождения, а также природные или синтезированные пищевые добавки, используемые при подготовке или производстве пищевого продукта и присутствующие в готовом продукте в исходном или измененном виде.
2.7. Этикетка: любая красочная или описательная характеристика продукта и его изготовителя, представленная в виде трафарета, штампа, надписи, рельефа на единице потребительской тары, а также листе - вкладыше или ярлыке, прилагаемых или прикрепляемых к каждой единице товара.
(п. 2.7 в ред. Изменения N 1, введенного в действие Постановлением Госстандарта РФ от 30.11.2001 N 502-ст)
2.8. Товарный знак: обозначение, позволяющее отличать пищевые продукты одних юридических или физических лиц от однородных пищевых продуктов других юридических или физических лиц.
2.9. Дата изготовления: дата, проставляемая изготовителем и информирующая о моменте окончания технологического процесса изготовления пищевого продукта.
(п. 2.9 в ред. Изменения N 1, введенного в действие Постановлением Госстандарта РФ от 30.11.2001 N 502-ст)
2.10. Дата упаковывания (дата розлива для жидких продуктов): дата размещения пищевого продукта в потребительскую тару.
(п. 2.10 в ред. Изменения N 1, введенного в действие Постановлением Госстандарта РФ от 30.11.2001 N 502-ст)
2.11. Срок хранения: период, в течение которого пищевой продукт при соблюдении установленных условий хранения сохраняет свойства, указанные в нормативном или техническом документе. Истечение срока хранения не означает, что продукт не пригоден для использования по назначению.
(п. 2.11 в ред. Изменения N 1, введенного в действие Постановлением Госстандарта РФ от 30.11.2001 N 502-ст)
2.12. Срок годности: период, по истечении которого пищевой продукт считается непригодным для использования по назначению.
(п. 2.12 в ред. Изменения N 1, введенного в действие Постановлением Госстандарта РФ от 30.11.2001 N 502-ст)
2.13. Срок реализации: период, в течение которого пищевой продукт может предлагаться потребителю.
(п. 2.13 в ред. Изменения N 1, введенного в действие Постановлением Госстандарта РФ от 30.11.2001 N 502-ст)
2.14. Исключен. - Изменение N 1, введенное в действие Постановлением Госстандарта РФ от 30.11.2001 N 502-ст.
3. Общие требования к информации для потребителя
3.1. Изготовитель (продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о пищевых продуктах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
3.2. Информацию для потребителя представляют непосредственно с пищевым продуктом в виде текста, условными обозначениями и рисунками на потребительской таре, этикетке, контрэтикетке, кольеретке, ярлыке, пробке, листе - вкладыше способом, принятым для отдельных видов пищевых продуктов.
(п. 3.2 в ред. Изменения N 1, введенного в действие Постановлением Госстандарта РФ от 30.11.2001 N 502-ст)
3.3. Текст на потребительской таре, этикетке, кольеретке, контрэтикетке, ярлыке, листе - вкладыше наносят на русском языке, а дополнительно, по требованию заказчика, на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации. Текст и надписи могут быть продублированы на иностранных языках. Текст и надписи должны соответствовать нормам русского или иного языка, на котором дается информация о продукте. (п. 3.3 в ред. Изменения N 1, введенного в действие Постановлением Госстандарта РФ от 30.11.2001 N 502-ст)
3.4. Информация, приводимая в тексте на потребительской таре, этикетке, кольеретке, контрэтикетке, ярлыке или листе - вкладыше, должна быть однозначно понимаемой, полной и достоверной, чтобы потребитель не мог быть обманут или введен в заблуждение относительно состава, свойств, пищевой ценности, природы, происхождения, способа изготовления и употребления, а также других сведений, характеризующих прямо или косвенно качество и безопасность пищевого продукта, и не мог ошибочно принять данный продукт за другой, близкий к нему по внешнему виду или органолептическим показателям.
(п. 3.4 в ред. Изменения N 1, введенного в действие Постановлением Госстандарта РФ от 30.11.2001 N 502-ст)
3.5. Информация о пищевых продуктах должна содержать следующие данные:
3.5.1. Наименование продукта
3.5.1.1. Наименование должно состоять, как правило, из нескольких слов, быть понятным потребителю, конкретно и достоверно характеризовать продукт, раскрывать его природу, происхождение, позволять отличать данный продукт от других. Все слова в наименовании пищевого продукта наносят на потребительскую тару, этикетку, контрэтикетку, ярлык, лист - вкладыш одинаковым по размеру и цвету шрифтом.
3.5.1.2. В наименовании продукта обязательна информация об отличительных качествах, состояниях и специальной обработке продукта ("концентрированный", "восстановленный", "сухой", "сублимированный", "пастеризованный", "стерилизованный", "термизированный", "УВТ-обработанный", "охлажденный", "мороженый", "генетически модифицированный" и других), которую включают в основное наименование продукта или располагают в непосредственной близости от наименования.
3.5.1.3. Наименования конкретных пищевых продуктов должны соответствовать наименованиям, применяемым в государственных стандартах Российской Федерации, межгосударственных стандартах, а также стандартам, включенным в Приложения А и Б.
Пищевые продукты, не являющиеся традиционными для России (джин, виски, лечо и другие), поступающие по импорту, должны иметь наименования, соответствующие международным, зарубежным, региональным и национальным стандартам и регламентам. Информация об этом должна содержаться в контрактах.
Если в государственных стандартах Российской Федерации, межгосударственных стандартах, международных, зарубежных, региональных и национальных стандартах и регламентах, Приложении Б конкретные наименования пищевых продуктов не установлены, их устанавливает изготовитель с учетом требований, изложенных выше.
3.5.1.4. Не допускается:
- в наименованиях пищевых продуктов указывать, что они являются продуктами типа другого известного продукта (например, вино типа Ркацители, Киндзмараули или Хванчкара, минеральная вода типа Боржоми, Нарзана и т.п.);
- давать пищевым продуктам наименования, вводящие потребителей в заблуждение относительно природы пищевого продукта (промышленно вырабатываемым аналогам натуральных продуктов давать наименования, близкие к наименованиям натуральных продуктов, например, белковой икре - "Икра зернистая черная", палочкам, вырабатываемым из рыбы или другого сырья, - "Крабовые палочки"), использовать в наименованиях пищевых продуктов названия натуральных продуктов - мяса, рыбы, молока, масла, плодов, ягод, овощей и других, - если они в той или иной форме не входят в их состав. (При включении в состав таких продуктов ароматизаторов, имитирующих наличие в них натуральных пищевых продуктов (ингредиентов), в их наименовании указывают, что эти продукты являются продуктами с ароматом мяса, рыбы, фруктов, овощей или другого продукта в зависимости от того, аромат какого натурального продукта он имеет.);
- изготовлять под одним наименованием несколько разных видов пищевых продуктов, включать полностью или частично традиционные наименования в наименования вновь разработанных видов продуктов;
- наносить на потребительскую тару, этикетку, контрэтикетку, кольеретку, ярлык, лист - вкладыш изображения продуктов, сырьевых компонентов (а также изображения животных и растений), которые не были использованы при изготовлении упакованных в потребительскую (для развесных - в транспортную) тару пищевых продуктов.
3.5.1.5. Информация о таких свойствах продукта, как "Выращенный с использованием только органических удобрений", "Выращенный без применения пестицидов", "Выращенный без применения минеральных удобрений", "Витаминизированный", "Без консервантов" и других допускается только при наличии у изготовителя подтверждения указанной информации уполномоченными в установленном порядке учреждениями Госсанэпидслужбы Минздрава России и Минсельхоза России.
3.5.1.6. Нанесение на пищевые продукты надписи "Экологически чистый" не допускается.
3.5.1.7. Допускается использовать присвоенные разработчиками фантазийные наименования, наименования по месту изготовления или по названию изготовителя продукта при условии, что они не противоречат требованиям 3.5.1.1 - 3.5.1.6.
3.5.1.8. Дочерние предприятия компаний и фирм - владельцев товарных знаков, а также другие предприятия и организации, получившие в установленном порядке право (лицензию) на изготовление и реализацию пищевых продуктов с товарным знаком этих компаний и фирм, наносят на пищевые продукты наименования, установленные компаниями и фирмами - владельцами товарных знаков.
Наименование продукта, сформированное в соответствии с изложенными выше требованиями, может быть дополнено фирменным названием, в том числе написанным буквами латинского алфавита, нанесением фирменной марки (знака).
3.5.2. Наименование и местонахождение (юридический адрес, включая страну) изготовителя, упаковщика, экспортера и импортера продукта, а также лицензиара (если пищевые продукты изготовлены по лицензии). Наименование места происхождения (может включаться в наименование пищевого продукта). Юридический адрес изготовителя указывают на русском языке и дополнительно, по усмотрению изготовителя, на языке страны местонахождения изготовителя.
Когда сырье, полуфабрикаты, пищевые продукты (например, чай, кофе, скот и птица для убоя или мясо для переработки, молоко, растительное масло, крупа, мука и т.п.) поставляются многочисленными изготовителями на предприятия, осуществляющие

ПРОДУКТЫ ПИЩЕВЫЕ. ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ. ГОСТ Р 51074-97 (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 17.07.1997 n 255) (Дата введения 01.01.1998)  »
Постановления и Указы »
Читайте также