РАСПОРЯЖЕНИЕ Минтранса РФ от 09.10.2002 n ОС-860-р ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РЕМОНТУ ЦЕМЕНТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ


МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 9 октября 2002 г. N ОС-860-р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
"МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РЕМОНТУ
ЦЕМЕНТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ"
В целях обеспечения эффективного использования средств федерального бюджета, направляемых на ремонт цементобетонных покрытий на автомобильных дорогах:
1. Ввести в действие и рекомендовать к применению с 1 ноября 2002 г. "Методические рекомендации по ремонту цементобетонных покрытий автомобильных дорог" (далее - Рекомендации).
2. Федеральным управлениям автомобильных дорог, управлениям автомобильных магистралей организовать исполнение Рекомендаций, упомянутых в п. 1 настоящего распоряжения, и осуществление комплекса необходимых мероприятий, направленных на их внедрение.
3. Территориальным органам управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации рекомендовать использование Рекомендаций, упомянутых в п. 1 настоящего распоряжения, и их внедрение.
4. Управлению инноваций и технического нормирования в дорожном хозяйстве Росавтодора (Чванов В.В.) с участием Информавтодора (Мепуришвили Д.Г.) в установленном порядке организовать распространение Рекомендаций, упомянутых в пункте 1 настоящего распоряжения.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
Заместитель Министра
О.В.СКВОРЦОВ



ОДМ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РЕМОНТУ ЦЕМЕНТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Предисловие
"Методические рекомендации по ремонту цементобетонных покрытий автомобильных дорог" разработаны по заданию Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ специалистами Московского автомобильно-дорожного института (государственного технического университета): докт. техн. наук, проф. Ушаковым В.В. и канд. техн. наук, доц. Шведенко С.В.
В настоящих "Методических рекомендациях" обобщен накопленный опыт применения новых материалов, конструкций и технологий при ремонте цементобетонных покрытий отечественными организациями ЗАО "Ирмаст-Холдинг", НПО "Прогресстех", 26-й ЦНИИ МО РФ и др.
При разработке отраслевой дорожной методики учтен положительный опыт зарубежных стран, где за счет своевременного выполнения ремонтных работ значительно продлевается эксплуатационный ресурс жестких покрытий.
В документе детально изложена технология работ по консервации трещин, ремонту деформационных швов и поверхностного слоя покрытий. Рассмотрены современные способы замены разрушенных участков плит, выравнивания поверхности покрытий, устранения усадочных трещин и укрепления поверхностного слоя бетона специальными составами. Отдельный раздел "Методических рекомендаций" посвящен вопросам контроля качества ремонта цементобетонных покрытий автомобильных дорог.
Замечания и предложения по данной работе просим направлять по адресу: 125319, Москва, Ленинградский проспект, 64, МАДИ (ГТУ), кафедра "Строительство и эксплуатация дорог".
1. Общие положения
1.1. Настоящие "Методические рекомендации" разработаны в развитие "Технических правил ремонта и содержания автомобильных дорог" и предназначены для использования при ремонте цементобетонных покрытий автомобильных дорог.
1.2. Цементобетонные покрытия автомобильных дорог в процессе эксплуатации под воздействием транспортных нагрузок и природно-климатических факторов постепенно изнашиваются. Разрушение покрытий, как правило, имеет место в случаях, когда напряжения и деформации, возникающие в плитах, превышают допустимые значения. К характерным деформациям и разрушениям цементобетонных покрытий относят: образование трещин, отколы углов и краев плит, шелушение поверхностного слоя бетона, появление выбоин и раковин, вертикальные смещения плит и их коробление, разрушение стыковых соединений и заполнителей швов. Наиболее распространенные деформации и разрушения цементобетонных покрытий и вероятные причины их возникновения представлены в Приложении.
1.3. Для обеспечения необходимого транспортно-эксплуатационного состояния цементобетонных покрытий организуют дорожную службу, оснащенную специальными машинами, механизмами и инструментами.
Ремонт покрытий состоит из подготовительных и основных работ.
Подготовительные работы включают подвоз и складирование ремонтных материалов, обеспечение необходимым комплектом инструментов, машин и механизмов, подготовку участка покрытия к ремонту.
К основным работам относят приготовление ремонтных материалов, их распределение и окончательную обработку, отделку и уход за отремонтированными участками покрытия, контроль качества работ.
Виды и состав работ, выполняемых дорожной службой, определены действующей классификацией работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог.
2. Очередность выполнения ремонтных работ
2.1. Оптимально выбранная последовательность ремонтных работ и оперативное устранение причин, вызывающих образование дефектов, минимизируют затраты по поддержанию в работоспособном состоянии цементобетонных покрытий и уменьшают объем повреждений, требующих больших капитальных вложений.
Очередность ликвидации дефектов устанавливают на основе обследования состояния покрытий, выявления причин их образования и в зависимости от значимости (весомости) различных видов повреждений покрытий.
2.2. Для каждой отдельной автомобильной дороги разрабатывают индивидуальную программу ремонта.
В первую очередь назначают те ремонтные работы, которые позволяют устранить причины образования дефектов на покрытии.
Рекомендуемая (базовая) очередность проведения ремонтных работ:
1) устройство швов расширения (при их отсутствии) или устройство дополнительных швов при неработоспособности существующих;
2) разделка, очистка, восстановление геометрии деформационных швов и их герметизация;
3) консервация трещин;
4) замена разрушенных участков плит на всю толщину;
5) выравнивание поверхности покрытия;
6) устранение сколов кромок плит и выбоин;
7) устранение разрушения поверхности бетона;
8) устранение усадочных трещин;
9) укрепление поверхности бетона специальными составами.
3. Ремонт деформационных швов и консервация трещин
3.1. Устройство компенсационных швов
3.1.1. Компенсационные швы устраивают по типу швов расширения для исключения дальнейшего образования сколов, трещин и обеспечения продольной устойчивости покрытия.
Такие швы предназначены для восприятия перемещений плит при их расширении под воздействием высоких температур.
Нарезка компенсационных швов возможна как по имеющимся швам сжатия, так и в средней части плиты.
При устройстве компенсационных швов по имеющимся швам сжатия выполняют работу по извлечению старого герметика шва.
3.1.2. Для устройства компенсационных швов предпочтительно применение алмазного режущего инструмента, позволяющего получить безупречные кромки.
Нарезают цементобетонные покрытия на всю толщину при ширине шва 30 мм. Тщательно очищают сквозной шов сжатым воздухом, просушивают и заполняют его нижнюю часть пенополиуретаном. Снимают фаски 2 мм на кромках шва под углом 45°, осуществляют грунтовку стенок шва и герметизацию верхней части шва на глубину 30 мм.
При полном закрытии шва после разрезки плиты дополнительно устраивают паз шириной 8 - 10 мм и глубиной 25 - 30 мм, укладывают уплотнительный шнур и осуществляют герметизацию.
3.1.3. В тех случаях, когда в ремонтируемом покрытии имеются штыревые или иные соединения для передачи нагрузки с плиты на плиту, для обеспечения совместной работы разрезанных плит устанавливают стыковые соединения после "срабатывания" швов.
Для размещения штырей производят устройство скважин диаметром 24 мм путем сверления бетона под углом 30° сверлильным станком с поворотным лафетом. После очистки пробуренного отверстия его заполняют вяжущим составом на основе акриловой смолы и вводят в скважину стальной анкер вращательным движением.
3.2. Восстановление герметизации деформационных швов и консервация трещин
3.2.1. Восстановление герметизации деформированных швов включает в себя следующие операции: очистку швов от старой мастики, разделку шва нарезчиком швов, очистку шва металлическими щетками, продувку сжатым воздухом, просушивание горячим воздухом при влажном бетоне, запрессовку уплотнительного шнура, обработку стенок шва подгрунтовочным составом, герметизацию.
3.2.2. Удаление существующего герметика производят с помощью мини-трактора, оборудованного специальным шовным плугом с металлическими зубом переменной ширины или нарезчиком швов с набором дисков толщиной 9 мм для получения паза шириной не менее 10 мм, а также с помощью ручного инструмента. В случае, если по краям шва имеются остатки старой массы герметика, их удаляют с поверхности при помощи скребка-ножа.
3.2.3. В швах плохого качества, с неровными боковыми гранями, а также при ширине шва менее 8 мм проведение разделки шва осуществляют с использованием нарезчика швов.
Рекомендуется использовать нарезчики швов, оборудованные алмазными дисковыми пилами.
3.2.4. Очистку швов выполняют щеточной машиной, переоборудованной из нарезчика швов. Вращение щетки осуществляется против движения. Такое вращение щетки наиболее эффективно очищает шов.
При необходимости для очистки швов от грязи применяют водоструйную очистку под высоким давлением. После промывки пазы швов продувают и сушат горячим воздухом. Период между сушкой и нанесением грунтовочного состава не должен превышать 15 мин.
3.2.5. Для предотвращения обламывания кромок шва под нагрузкой и разгерметизации швов рекомендуется снятие фасок 2 мм у швов под углом 45° специальным алмазным диском.
3.2.6. Операция по грунтовке швов должна выполняться в обязательном порядке с применением специальных грунтовочных составов. Нанесение грунтовочного состава на подготовленную поверхность швов осуществляется шприц-распылителем.
3.2.7. До начала консервации трещин они должны быть разделаны и тщательно очищены от каменной мелочи, пыли, грязи и других посторонних предметов, препятствующих хорошему сцеплению материалов с бетоном.
Разделку трещин распиливанием на глубину 30 мм осуществляют фрезой, рабочий орган которой выполнен в виде звездочек из твердосплавных металлов, или машинами с дисковыми пилами небольшого диаметра. Очистку трещин производят щеточной машиной или стальными щетками. Трещину следует продуть сжатым воздухом, а при влажном бетоне продувку осуществить горячим воздухом, запрессовать уплотнительный шнур или засыпать в трещину резиновую крошку, обработать стенки трещин подгрунтовочным составом и выполнить герметизацию.
Уплотнительный шнур применяют с целью экономии мастики и формирования оптимального поперечного сечения герметика в шве. Отношение глубины к ширине шва может изменяться от 1:1 до 1:2.
3.2.8. При выборе типа герметика следует учитывать возможные максимальные отрицательные и положительные температуры воздуха региона, где расположено покрытие. Большую роль на эффективность работы герметика в швах и его срок службы оказывает деформативность герметизирующих материалов.
Основные показатели некоторых герметизирующих мастик представлены в табл. 1. Требования к относительному удлинению герметизирующих мастик представлены в табл. 2.
Таблица 1
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ НЕКОТОРЫХ ГЕРМЕТИЗИРУЮЩИХ МАСТИК
--------------T-------------------T-----------T-------T----T-----¬
¦Наименование ¦Новомаст (Россия) ¦ CRAFCO ¦Битек-А¦МБРМ¦МС ¦
¦ показателей ¦(ТУ 5775-001- ¦ (США) ¦ ¦ ¦nafu-¦
¦ ¦18893843-99) ¦ ¦ ¦ ¦tekt ¦
¦ +----T----T----T----+-----T-----+ ¦ ¦plus ¦
¦ ¦ 65 ¦ 75 ¦ 90 ¦100 ¦ RS ¦ RS ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦34231¦34221¦ ¦ ¦ ¦
+-------------+----+----+----+----+-----+-----+-------+----+-----+
¦Температура ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦размягчения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦по КиШ, °C, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦не ниже ¦ 65 ¦ 75 ¦ 90 ¦100 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 70 ¦ 91 ¦
+-------------+----+----+----+----+-----+-----+-------+----+-----+
¦Температура ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦хрупкости по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Фраасу, °C, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦не выше ¦-25 ¦-45 ¦-40 ¦-35 ¦ -40 ¦ -30 ¦ -50 ¦-40 ¦ -48 ¦
+-------------+----+----+----+----+-----+-----+-------+----+-----+
¦Относительное¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦удлинение при¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦растяжении на¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦разрыв, %, не¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦менее: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦при 20 °C ¦100 ¦450 ¦450 ¦350 ¦ - ¦ - ¦ 400 ¦450 ¦ 160 ¦
¦при -20 °C ¦ 50 ¦150 ¦100 ¦ 50 ¦ 200 ¦ 50 ¦ 50 ¦ - ¦ 90 ¦
L-------------+----+----+----+----+-----+-----+-------+----+------
Таблица 2
ТРЕБУЕМОЕ ОТНОСИТЕЛЬНОЕ УДЛИНЕНИЕ
ГЕРМЕТИЗИРУЮЩИХ МАСТИК
------T-------------------T--------------------------------------¬
¦Длина¦Средняя ширина паза¦ Требуемое относительное удлинение ¦
¦плит,¦ деформационных ¦ мастики, % ¦
¦ м ¦ швов, мм +-------------------T------------------+
¦ ¦ ¦умеренные климати- ¦суровые климатиче-¦
¦ ¦ ¦ческие условия ¦ские условия ¦
¦ ¦ ¦(+20 °C...-20 °C) ¦(+30 °C...-50 °C) ¦
+-----+-------------------+-------------------+------------------+
¦ 5 ¦ 5 ¦ 80 ¦ 160 ¦
¦ ¦ 10 ¦ 40 ¦ 80 ¦
¦ ¦ 20 ¦ 20 ¦ 40 ¦
¦ ¦ 30 ¦ 13 ¦ 27 ¦
+-----+-------------------+-------------------+------------------+
¦ 10 ¦ 5 ¦ 160 ¦ 320 ¦
¦ ¦ 10 ¦ 80 ¦ 160 ¦
¦ ¦ 20 ¦ 40 ¦ 80 ¦
¦ ¦ 30 ¦ 27 ¦ 53 ¦
+-----+-------------------+-------------------+------------------+
¦ 20 ¦ 5 ¦ 320 ¦ 640 ¦

РАСПОРЯЖЕНИЕ Минтранса РФ от 09.10.2002 n ОС-859-р ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА СОДЕРЖАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ  »
Постановления и Указы »
Читайте также