ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 10.11.1996 n 1345 (с изм. от 24.08.2002) ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ДОБЫЧА, ПРОИЗВОДСТВО И ПОТРЕБЛЕНИЕ ЛИТИЯ И БЕРИЛЛИЯ. РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА ТАНТАЛА, НИОБИЯ И ОЛОВА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 ноября 1996 г. N 1345
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ДОБЫЧА, ПРОИЗВОДСТВО И ПОТРЕБЛЕНИЕ ЛИТИЯ И БЕРИЛЛИЯ.
РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА ТАНТАЛА, НИОБИЯ И ОЛОВА
НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ"
(с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ
от 24.08.2002 N 630)
В целях создания промышленного комплекса по производству продукции из редких металлов, призванного удовлетворить потребности развития отечественных высокотехнологичных производств в литии, бериллии, тантале, ниобии и олове, и решения социальных проблем Читинской области Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу "Добыча, производство и потребление лития и бериллия. Развитие производства тантала, ниобия и олова на предприятиях Министерства Российской Федерации по атомной энергии" (далее именуется - Программа).
2. Утвердить Министерство Российской Федерации по атомной энергии государственным заказчиком Программы. Действие пункта 3 приостановлено в 2002 году Постановлением Правительства РФ от 24.08.2002 N 630. 3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета, и начиная с бюджета 1997 года предусматривать, исходя из реальных возможностей федерального бюджета, средства для ее финансирования.
4. Министерству Российской Федерации по атомной энергии:
с учетом выполнения первого этапа Программы (1997 - 2001 годы), темпов структурной перестройки промышленности и потребностей внутреннего и внешнего рынка уточнить с участием администрации Читинской области и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти мероприятия второго этапа Программы на период до 2012 года;
проводить работу по привлечению к финансированию Программы отечественных и иностранных инвесторов.
5. Рекомендовать администрации Читинской области использовать средства областного бюджета и внебюджетные средства в качестве одного из источников финансирования мероприятий Программы.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН



Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 10 ноября 1996 г. N 1345
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ДОБЫЧА, ПРОИЗВОДСТВО И ПОТРЕБЛЕНИЕ ЛИТИЯ
И БЕРИЛЛИЯ. РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА ТАНТАЛА, НИОБИЯ
И ОЛОВА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ"
ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ДОБЫЧА, ПРОИЗВОДСТВО И ПОТРЕБЛЕНИЕ ЛИТИЯ
И БЕРИЛЛИЯ. РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА ТАНТАЛА, НИОБИЯ
И ОЛОВА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ"
Наименование Программы - Федеральная целевая программа "Добыча,
производство и потребление лития и
бериллия. Развитие производства
тантала, ниобия и олова на предприятиях
Министерства Российской Федерации по
атомной энергии"
Дата принятия решения - Указ Президента Российской Федерации от
о разработке Программы 29 января 1992 г. N 61
(наименование "О Министерстве Российской Федерации
соответствующего по атомной энергии"
нормативного акта)
Государственный заказчик - Министерство Российской Федерации
по атомной энергии
Цели и задачи Программы, - развитие минерально-сырьевой базы и
важнейшие целевые создание на Забайкальском
показатели горно-обогатительном комбинате новых
производств по выпуску металлов и
соединений лития, бериллия, тантала,
ниобия и олова, а также обеспечение их
производства в объемах, необходимых для
государственных нужд
Сроки и этапы реализации - 1997 - 2012 годы.
Программы I этап - 1997 - 2001 годы (ввод в
промышленную эксплуатацию пускового
комплекса промышленного узла
Забайкальского горно-обогатительного
комбината);
II этап - 2002 - 2012 годы (полное
развитие промышленного узла
Забайкальского горно-обогатительного
комбината)
Исполнители Программы - Министерство Российской Федерации по
атомной энергии,
администрация Читинской области
Объемы и источники - затраты на реализацию I этапа
финансирования Программы - 457,3 млрд. рублей,
в том числе:
капитальные вложения -
454,7 млрд. рублей;
затраты на научно -
исследовательские и опытно -
конструкторские работы -
2,6 млрд. рублей.
Источники финансирования Программы:
федеральный бюджет -
91,5 млрд. рублей (20 процентов);
бюджеты субъектов Российской
Федерации - 36,6 млрд. рублей
(8 процентов);
внебюджетные источники -
329,2 млрд. рублей (72 процента),
в том числе:
средства Министерства Российской
Федерации по атомной энергии -
98,6 млрд. рублей;
кредиты банков - 230,6 млрд. рублей
Ожидаемые результаты - создание крупномасштабного
реализации Программы промышленного комплекса по добыче и
производству лития, бериллия, тантала,
ниобия и олова на базе Забайкальского
горно-обогатительного комбината и
обеспечение потребностей государства в
стратегически важной продукции;
сохранение существующих и создание
новых рабочих мест; обеспечение
сохранности окружающей среды и
экологической безопасности
Система организации - контроль за выполнением мероприятий
контроля за выполнением Программы осуществляется в порядке,
Программы установленном для контроля за
реализацией федеральных целевых
программ
СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО
СТАТУСА ПРОГРАММЫ
Федеральная целевая программа "Добыча, производство и потребление лития и бериллия. Развитие производства тантала, ниобия и олова на предприятиях Министерства Российской Федерации по атомной энергии" (Федеральная целевая программа "ЛИБТОН") (далее именуется - Программа) разработана на основании Указа Президента Российской Федерации от 29 января 1992 г. N 61 "О Министерстве Российской Федерации по атомной энергии" в части разработки программы создания в Российской Федерации замещающих производств, обеспечивающих независимое функционирование ядерного комплекса России.
Проблема создания в Российской Федерации крупномасштабного промышленного комплекса по добыче и производству лития, бериллия, тантала, ниобия и олова возникла в результате того, что ряд промышленных предприятий, традиционно производивших указанную продукцию, остался за пределами России.
Данные металлы широко используются в оборонной промышленности, атомной энергетике, а также при производстве товаров народного потребления:
литий - при производстве ядерных боеприпасов, легких сплавов, химволокна, электровакуумного стекла, керамики, синтетических каучуков и термопластов, химических источников тока;
бериллий - при производстве ядерных боеприпасов, систем наведения ракетной и космической техники, легких сплавов для авиационной и космической техники, керамических материалов для электронной промышленности, бериллиевой бронзы;
тантал - при производстве оборонной продукции, высокоэффективных конденсаторов;
ниобий - при производстве высококачественных низколегированных сплавов, сверхпроводящих материалов;
олово - в электротехнике и при производстве товаров народного потребления.
Литий, бериллий, тантал и ниобий распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 января 1996 г. N 50-р отнесены к стратегическим металлам. В связи с этим возникает проблема сохранения в России источника сырья для производства литиевого и бериллиевого концентратов.
Отсутствие собственного бериллиевого производства ставит Россию в зависимость от импорта этой продукции. Для обеспечения отечественных потребителей данной продукцией за счет импорта потребуется более 800 млрд. рублей (в ценах 1995 года) в год.
Руды основных российских месторождений содержат, как правило, в своем составе несколько элементов из рассматриваемой группы металлов, что приводит к необходимости комплексного подхода к решению задач их добычи и переработки (литий является в ряде случаев попутным продуктом при обогащении тантал- и ниобийсодержащих руд; олово является попутным продуктом при производстве почти всех остальных элементов и т.д.). Поэтому в основу выбора региона размещения "замещающих" производств положен принцип комплексного использования добываемых руд.
Забайкальский регион является единственной в России разрабатываемой рудной базой по производству литиевых и бериллиевых концентратов. Разведанные рудные запасы Забайкалья позволяют рассматривать его в качестве базы для организации производства лития и бериллия, а также тантала и ниобия при комплексной переработке руд.
Программа является основой стратегического развития Забайкальского региона от горнорудного до горно-металлургического комплекса предприятий редкометалльной промышленности, замещающего аналогичные производства, расположенные в Восточно-Казахстанской области, имеет общегосударственное значение и нуждается в государственной поддержке, так как создание в России новых производств, в частности бериллиевого завода, потребует значительных инвестиций.
Создание рудно-металлургического производства в Забайкалье откроет перспективу освоения разведанных сырьевых ресурсов Сибирского региона, даст возможность возобновить эксплуатацию ряда узкопрофильных рудников, прекративших свою работу из-за истощения запасов месторождений, в которых добывался только один вид сырья. Появится возможность привлечения высвобождающихся трудовых ресурсов России, русскоязычных переселенцев из ближнего зарубежья, сокращаемых из армии военнослужащих.
Реализация данной Программы в составе федеральных целевых программ положительно скажется на перспективе развития горнорудной промышленности не только Читинской области, но и Республики Бурятия. Будут разморожены значительные средства, вложенные Министерством Российской Федерации по атомной энергии в развитие Забайкальского горно-обогатительного комбината, - более 550 млрд. рублей (в ценах 1995 года), а также осуществлена расконсервация ряда узкопрофильных рудников, благодаря организации комплексной переработки сырьевых ресурсов Сибири, предусмотренной Программой.
Наряду с развитием сырьевой базы Программой в перспективе (после 2000 года) предусматривается реконструкция действующих передельных металлургических мощностей Министерства Российской Федерации по атомной энергии, ориентированных на использование уникальных наукоемких технологий как для переработки комплексных руд и полупродуктов, так и для производства конечных продуктов, полупродуктов и изделий.
Базовым предприятием Забайкальского рудно-металлургического региона выбран Забайкальский горно-обогатительный комбинат, располагающий разведанной минерально-сырьевой базой лития, бериллия, тантала и ниобия как минимум на двадцатилетний период, а также горно-обогатительными производствами. У комбината имеются жилые поселки, автомобильные и железные дороги, водопровод, база стройиндустрии и высококвалифицированные кадры.
Государственная поддержка и дальнейшее развитие комбината в рамках Программы определит судьбу не только производственного персонала комбината, но и 32 тыс. жителей прилегающих рабочих поселков, так как в случае его остановки на создание альтернативных рабочих мест в условиях Забайкалья только для занятого в настоящее время промышленно-производственного персонала потребуется около 25 млрд. рублей (в ценах 1995 года).
Кроме того, затраты на консервацию действующих производств Забайкальского горно-обогатительного комбината составят 230 млрд. рублей (в ценах 1995 года), на содержание объектов жизнеобеспечения трех поселков (ТЭЦ, котельные, инженерные сооружения), остающихся в эксплуатации после закрытия комбината, - 640 млрд. рублей (в ценах 1995 года) в год.
Таким образом, общая оценка прямых экономических потерь составит 3445 млрд. рублей.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Основными целями Программы являются развитие минерально - сырьевой базы и создание новых производств по выпуску металлов и соединений лития, бериллия, тантала, ниобия, олова, а также обеспечение производства этих видов продукции в объемах, необходимых для государственных нужд.
Для достижения поставленных целей Программой предусматривается решение следующих основных задач:
создание на Забайкальском горно-обогатительном комбинате производства по выпуску металлов и соединений лития, бериллия, тантала, ниобия и олова;
разработка действующих и освоение новых месторождений с целью устойчивого обеспечения сырьем производства лития, бериллия, тантала, ниобия и олова;
совершенствование существующих и создание новых технологических процессов по переработке и производству чистых металлов и соединений;
обеспечение экологической безопасности производства;
развитие социальной инфраструктуры Забайкальского региона.
Решение указанных задач предусматривается осуществить в два этапа:
I этап (1997 - 2001 годы) - обеспечение ввода в промышленную эксплуатацию пускового комплекса промышленного узла Забайкальского горно-обогатительного комбината;
II этап (2002 - 2012 годы) - полное развитие промышленного узла Забайкальского горно-обогатительного комбината, предусматривающее ввод в эксплуатацию производственных мощностей по выпуску продукции, инженерного обеспечения, жилья и объектов социально-бытового и культурного назначения.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ
I ЭТАПА ПРОГРАММЫ
В целях реализации I этапа Программы предусматривается осуществить комплекс мероприятий по 6 направлениям согласно Приложению N 1.
Совершенствование и создание новых
технологических процессов по переработке сырья
и производству чистых металлов и соединений
бериллия, тантала, ниобия и олова
Планируется разработать:
технологию непрерывного получения металлического бериллия из фторида бериллия и гидрооксида бериллия методом электролиза;
узел упаривания нетехнологических бериллийсодержащих отходов;
методику и оборудование экспресс-контроля за загрязнением воздуха рабочих помещений и атмосферного воздуха бериллием;
пирометаллургические процессы получения тантала, ниобия и олова;
гидрометаллургическую технологию передела тантала, ниобия и олова;
технологию получения танталовых порошков;
процесс рафинировочного переплава тантала и ниобия.
Восстановление и развитие производства лития
Единственный в Российской Федерации источник литиевого сырья - Завитинское месторождение (Читинская область), разрабатываемое открытым способом Забайкальским горно-обогатительным комбинатом, в настоящее время не эксплуатируется. Для восстановления и развития производства литиевого концентрата в количестве 20 тыс. тонн в год и выполнения современных экологических требований Программой предусматривается строительство цеха очистки оборотных вод производительностью 920 куб. м в час для обеспечения работы обогатительной фабрики очищенной водой.
Создание производства бериллия
Источником бериллиевого сырья в Российской Федерации являются Завитинское и Ермаковское месторождения, которые разрабатывались Забайкальским горно-обогатительным комбинатом. Завитинское месторождение не эксплуатируется, а Ермаковское месторождение (Республика Бурятия) законсервировано.
Программой предусматривается восстановление производства бериллиевого концентрата из руд Завитинского месторождения, расконсервация Ермаковского месторождения и строительство бериллиевого завода на базе Забайкальского горно-обогатительного комбината мощностью 30 тонн в год по металлу в готовой продукции. Этим будет достигнуто максимальное приближение производства к сырьевой базе, что обеспечит решение вопросов экологии и снизит транспортные расходы.
Основные показатели пускового комплекса по производству бериллиевой продукции:
производительность по металлу в
готовой продукции - всего 30 т/год
в том числе:
бериллий металлический 7,5 т/год
бериллий в лигатурах 15 т/год
бериллий в сплаве БА-70 7,5 т/год
годовой объем выпуска
в стоимостном выражении 62,8 млрд. рублей
себестоимость годового выпуска 40,6 млрд. рублей
балансовая прибыль 22,2 млрд. рублей
рентабельность продукции 54,7 процента
рентабельность производства 13 процентов
срок окупаемости капитальных вложений 7,5 года
фондоотдача 0,4 руб./руб.
Развитие производства тантала, ниобия и олова
В настоящее время значительная часть металлургической промышленности, способной выпускать конечную тантал-ниобиевую продукцию, оказалась за пределами Российской Федерации, хотя вся ее сырьевая база находится в России.
Для удовлетворения потребности народного хозяйства в танталовой продукции Программой предусмотрено продолжение строительства нового производства на базе коренных тантал-ниобий-оловянных руд Этыкинского месторождения - крупнейшего месторождения редкометалльных руд в России, обеспеченного запасами по танталу, ниобию, олову более чем на 40 лет (при переработке 2,5 млн. тонн руды в год). Его руды имеют благоприятное залегание, позволяющее вести открытую добычу.
Основные технико-экономические показатели производства:
годовая производительность:
тантал в порошках 40 т
пятиокись ниобия 60 т
олово в концентрате 100 т
годовой выпуск продукции
в стоимостном выражении 54,3 млрд. рублей
себестоимость годового выпуска 32,8 млрд. рублей
балансовая прибыль 21,5 млрд. рублей
рентабельность продукции 65,5 процента
рентабельность производства 25 процентов
срок окупаемости капитальных вложений 5 лет
фондоотдача 0,51 руб./руб.
Инженерное обеспечение пускового комплекса
Планируется:
реконструировать теплоэлектроцентраль для обеспечения пускового комплекса промышленного узла электроэнергией и теплом;
строительство хранилища радиоактивных отходов для обеспечения экологической безопасности производственного персонала промышленных объектов и населения жилых поселков.
Жилищно-гражданское строительство
Предусматривается построить два 60-квартирных дома для обеспечения жильем вновь набираемых работников.
ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
Общая сумма затрат на ввод в эксплуатацию пускового комплекса составит 457,3 млрд. рублей, в том числе:
капитальные вложения в строительство - 454,7 млрд. рублей
затраты на научно-исследовательские
и опытно-конструкторские работы - 2,6 млрд. рублей.
Необходимые затраты
по направлениям Программы:
производство лития - 29,3 млрд. рублей
производство бериллия - всего - 166,8 млрд. рублей
в том числе:
затраты на научно -
исследовательские и опытно -
конструкторские работы - 0,5 млрд. рублей
капитальные вложения
в строительство - 166,3 млрд. рублей
производство тантала,
ниобия, олова - всего - 156,1 млрд. рублей
в том числе:
затраты на научно -
исследовательские и опытно -
конструкторские работы - 2,1 млрд. рублей
капитальные вложения
в строительство - 154 млрд. рублей
инженерное обеспечение
пускового комплекса - 100,2 млрд. рублей
жилищное строительство
в поселках Забайкалья - 4,9 млрд. рублей.
Источники финансирования Программы:
федеральный бюджет - 91,5 млрд. рублей
(20 процентов)
бюджеты субъектов
Российской Федерации - 36,6 млрд. рублей
(8 процентов)
внебюджетные источники - всего - 329,2 млрд. рублей
(72 процента)
в том числе:
средства Министерства
Российской Федерации по
атомной энергии - 98,6 млрд. рублей
кредиты банков - 230,6 млрд. рублей.
Объемы финансирования по направлениям Программы представлены в Приложении N 2.
УПРАВЛЕНИЕ, КОНТРОЛЬ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Основой для научно-исследовательской, строительно-монтажной и производственной базы реализации Программы являются научные и проектные институты, промышленные предприятия и комбинаты Министерства Российской Федерации по атомной энергии.
В целях наиболее эффективной реализации Программы в условиях перехода к рыночным отношениям, четкой координации деятельности разработчиков и производителей продукции, сроков выполнения программных мероприятий, заданий и работ, использования имеющихся производственных мощностей разработана соответствующая схема управления реализацией Программы.
Для оперативного и текущего управления реализацией Программы создается дирекция, возглавляемая первым заместителем министра Российской Федерации по атомной энергии. Основные цели, задачи, функции и состав определяются соответствующим положением о дирекции Программы, которое наряду с директором Программы утверждается государственным заказчиком. С целью оперативного анализа хода реализации Программы, ее ежегодной корректировки, подготовки необходимой информации и других работ в рамках дирекции создается группа анализа и управления. Основные цели, задачи, функции и состав данной группы определяются положением о группе анализа и управления Федеральной целевой программы "ЛИБТОН", которое утверждается директором Программы.
Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции для государственных нужд, заключаемых Министерством Российской Федерации по атомной энергии со всеми исполнителями Программы.
Министерство Российской Федерации по атомной энергии сообщает в Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономики Российской Федерации о финансировании из бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников заключенных государственных контрактов (договоров), включая контракты на закупку и поставку продукции для государственных нужд.
При формировании ежегодной бюджетной заявки по Программе Министерство Российской Федерации по атомной энергии представляет бизнес-планы по проектам, к финансированию которых привлекаются инвесторы.
С учетом выделяемых для реализации Программы средств Министерство Российской Федерации по атомной энергии ежегодно уточняет целевые показатели и затраты на Программу, а также механизм ее реализации и исполнителей.
При необходимости Министерство Российской Федерации по атомной энергии вносит в Министерство экономики Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации предложения о продлении срока реализации мероприятий Программы, срок исполнения которых истекает в отчетном году. Министерство экономики Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации готовит заключение по данным предложениям и направляет его в Правительство Российской Федерации для принятия решения.
Контроль за ходом выполнения Программы предусматривается осуществлять в следующих формах:
на этапе заключения государственных контрактов (договоров), в которых предусмотрен контроль Министерства Российской Федерации по атомной энергии за ходом работ по выполнению государственного контракта (договора);
при необходимости Министерство экономики Российской Федерации с участием Министерства финансов Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по атомной энергии и заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации организует экспертные проверки хода реализации Программы;
Государственный комитет Российской Федерации по статистике и Министерство Российской Федерации по атомной энергии организуют ежеквартальную статистическую отчетность по реализации Программы по перечню показателей, согласованных с Министерством экономики Российской Федерации;
Министерство Российской Федерации по атомной энергии направляет:
в Министерство экономики Российской Федерации - статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы;
в Министерство экономики Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации - ежегодно до 1 февраля доклад о ходе работ по Программе и об эффективности использования финансовых средств.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Эффективность и ожидаемые результаты реализации
Программы
Программа предназначена главным образом для обеспечения потребности ядерного комплекса и промышленности России в металлах и соединениях лития, бериллия, тантала, ниобия и олова. Спад производства и потребительского спроса на некоторые виды продукции носит временный характер и связан с общим кризисным процессом структурной перестройки экономики России, резкой ломкой старых производственно-экономических и становлением рыночных отношений, разрывом налаженных производственно-технологических связей между предприятиями и отраслями промышленности, а также другими факторами. В ближайшей перспективе прогнозируется рост потребительского спроса на указанную продукцию в развитых странах мира.
Программой предусматривается годовой выпуск продукции в следующих объемах:
бериллий металлический 7,5 т
бериллий в лигатурах 15 т
бериллий в сплаве БА-70 7,5 т
тантал в порошках 40 т
пятиокись ниобия 60 т
олово в концентрате 100 т.
Выпуск указанной продукции в год в стоимостном выражении
составит 131,3 млрд. рублей, в том числе:
литиевая продукция 14,2 млрд. рублей
бериллиевая продукция 62,8 млрд. рублей
тантал-ниобиевая и оловянная продукция 54,3 млрд. рублей.
Показатели эффективности капитальных вложений:
фондоотдача 0,36 руб./руб.
удельные капитальные вложения 2,75 рубля
уровень рентабельности:
производства 13,5 процента
продукции 59,5 процента
срок окупаемости капитальных вложений 7,4 года.
Реализация Программы позволит:
создать в Российской Федерации крупномасштабный комплекс по добыче и производству лития, бериллия, а также тантала и ниобия, замещающий ряд промышленных предприятий, традиционно производивших указанную продукцию и оказавшихся за пределами России (в Казахстане и Эстонии);
обеспечить развитие Забайкальского региона от горнорудного до горно-металлургического комплекса предприятий редкометалльной промышленности России, а в перспективе - использовать другие сырьевые ресурсы Читинской области;
освоить более глубокую и комплексную переработку сырьевых ресурсов Сибири, возобновить эксплуатацию ряда узкопрофильных рудников, прекративших свою работу из-за истощения запасов месторождений, реконструировать действующие передельные металлургические мощности и создать новые производственные мощности многопланового назначения, которые найдут применение при производстве других видов продукции;
использовать средства, вложенные Министерством Российской Федерации по атомной энергии в развитие Забайкальского горно-обогатительного комбината, для обеспечения литием и бериллием оборонного, атомного и народно-хозяйственного комплексов страны;
удовлетворить стратегические потребности оборонного комплекса и народного хозяйства в остродефицитной продукции, изделиях и сырьевых компонентах, повысить эффективность развития регионов, осуществить импортозамещение продукции и создать компенсирующие мощности, обеспечить экологическую безопасность и рациональное природопользование;
решить задачу обеспечения потребности внутреннего рынка и поставки на экспорт лития, бериллия, тантала, ниобия; существенно поднять технический уровень и конкурентоспособность создаваемых материалов, машин и оборудования за счет широкого применения этих металлов в промышленности;
улучшить социальную структуру стратегически важного региона России, снять социальное напряжение в поселках Забайкальского горно-обогатительного комбината, сохранить и создать новые рабочие места для русскоязычных переселенцев, сокращаемых военнослужащих, поддержать социально-культурную и коммунально-бытовую сферы рабочих поселков.
Экологические последствия реализации Программы
Охрана атмосферного воздуха
Для уменьшения вредного воздействия на атмосферный воздух в Программе предусмотрены мероприятия по снижению выделения и выброса загрязняющих веществ, включающие в себя установку герметичного технологического оборудования и организацию систем местной вентиляции с очисткой газов.
Расчет приземных концентраций показывает, что превышение предельно допустимых концентраций для всех ингредиентов и групп суммации в производственной зоне и за пределами санитарно-защитной зоны не ожидается.
В соответствии с санитарной классификацией (СН-245-71) проектируемое производство бериллия относится к 1 классу с нормативной санитарно-защитной зоной шириной 1000 м.
Производство тантала и ниобия относится ко 2 классу с нормативной санитарно-защитной зоной шириной 500 м.
Оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха выбросами создаваемого производства с учетом выбросов существующих на промышленной площадке объектов и производств показывает, что превышения предельно допустимых концентраций в производственной и жилой зонах не ожидается.
Оценка загрязнения атмосферного воздуха выбросами бериллия при аварийной ситуации, выполненная Научно-исследовательским институтом промышленной и морской медицины, показывает, что превышения в жилой зоне допустимых норм не ожидается. На основании этого можно рекомендовать санитарно-защитную зону для нового производства в размере нормативной - 1000 м, что также подтверждается выводами специально выполненной научно-исследовательской работы. На последующих стадиях проектирования граница санитарно-защитной зоны может быть уточнена.
Охрана и рациональное использование водных ресурсов
Для снабжения вновь проектируемых объектов питьевой водой принята существующая система питьевого водоснабжения поселка и промышленных объектов. Снабжение технической водой будет производиться от существующего технического водопровода. Вода технического качества используется для производственных целей на предприятиях, а также для приготовления пара и горячей воды на теплоэлектроцентрали.
Для экономии использования технической воды предусмотрено:
оборотное водоснабжение в системах охлаждения промышленного узла;
использование очищенных ливневых вод на подпитку системы охлаждения;
возвращение дистиллята греющего пара на теплоэлектроцентрали.
На вновь проектируемых объектах образуются хозяйственно - бытовые, производственные и ливневые стоки.
Хозяйственно-бытовые стоки промышленного узла отводятся на очистные сооружения поселка, где вместе со стоками поселка пройдут цикл полной биологической очистки с доочисткой.
Производственные стоки от вновь проектируемых объектов представляют собой продувочные воды систем водоснабжения промышленного узла, которые будут отводиться в хвостохранилище существующей обогатительной фабрики.
Ливневые воды предполагается собирать с территории промышленного узла и направлять на очистные сооружения усредненных сточных вод. После очистки ливневые воды будут использованы для подпитки системы оборотного водоснабжения.
Анализ поведения объектов промышленного узла при запроектной аварии, связанной с выбросами бериллия, показал возможность размещения промышленного узла на промышленной площадке. Имеющийся разрыв в 4 километра до жилой зоны достаточен и обеспечивает безопасность населения в экстремальной ситуации.
Производительность строящихся очистных сооружений позволит принять бытовые стоки промышленного узла с обеспечением ранее установленных величин предельно допустимых стоков.
Таким образом, строительство предприятий по производству предусмотренной Программой продукции не оказывает сколько-нибудь существенного влияния на ухудшение экологической обстановки, а мероприятия Программы обеспечивают безопасность здоровья производственного персонала и населения жилых поселков как при нормальных условиях, так и в экстремальной ситуации, а также исключают загрязнение р. Ингода.
КОНЦЕПЦИЯ ПОЛНОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО УЗЛА
ЗАБАЙКАЛЬСКОГО ГОРНО-ОБОГАТИТЕЛЬНОГО КОМБИНАТА
(II ЭТАП ПРОГРАММЫ)
Полное развитие промышленного узла и рудной базы предусматривает строительство, реконструкцию, техническое перевооружение и расконсервацию промышленно-производственных объектов и сырьевых источников Забайкальского горно - обогатительного комбината и других предприятий Министерства Российской Федерации по атомной энергии с учетом развития и использования мощностей по добыче и производству тантал-ниобиевых концентратов и продукции их переработки на предприятиях Министерства промышленности Российской Федерации. Кроме того, в полное развитие включаются капитальные затраты на его инженерное обеспечение и строительство жилья для вновь набираемых работников.
Общие затраты на введение в эксплуатацию промышленного узла и рудной базы комбината и достижение проектной мощности создаваемых производств за 1997 - 2012 годы составят 6677,3 млрд. рублей, в том числе по направлениям:
восстановление и развитие
производства лития - 488,5 млрд. рублей
создание производства
бериллия - 1274,4 млрд. рублей
развитие производства
тантала, ниобия и олова - 2178,4 млрд. рублей
инженерное обеспечение
промышленного узла и рудной базы - 1750 млрд. рублей
жилищно-гражданское строительство - 986 млрд. рублей.
При этом затраты на научно-исследовательские и опытно - конструкторские работы составят 10,3 млрд. рублей, в том числе по направлениям:
литий - 1,5 млрд. рублей
бериллий - 3,4 млрд. рублей
тантал, ниобий и олово - 5,4 млрд. рублей.
Выпуск продукции по Программе в год в стоимостном выражении
составит 801 млрд. рублей, в том числе:
литиевой продукции - 101 млрд. рублей
бериллиевой продукции - 430 млрд. рублей
тантал-ниобиевой и оловянной
продукции - 270 млрд. рублей.
Показатели эффективности
капитальных вложений:
фондоотдача - 0,2 руб./руб.
удельные капитальные вложения - 4,9 рубля.



Приложение N 1
к Федеральной целевой программе
"Добыча, производство и потребление
лития и бериллия. Развитие производства
тантала, ниобия и олова на предприятиях
Министерства Российской Федерации
по атомной энергии"
МЕРОПРИЯТИЯ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ДОБЫЧА, ПРОИЗВОДСТВО И ПОТРЕБЛЕНИЕ ЛИТИЯ И БЕРИЛЛИЯ.
РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА ТАНТАЛА, НИОБИЯ И ОЛОВА
НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ"
(млрд. рублей, в ценах 1995 года)
--------------------------------T------T---------T------------T--------------------------¬
¦ Мероприятия ¦Срок ¦Затраты -¦В том числе ¦ Исполнители ¦
¦ ¦испол-¦всего +-----T------+ ¦
¦ ¦нения ¦ ¦1997 ¦1998 -¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦год ¦2001 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦годы ¦ ¦
+-------------------------------+------+---------+-----+------+--------------------------+
¦1. Совершенствование и создание¦1997 -¦ 2,6 ¦ 1,8¦ 0,8¦ ¦
¦ новых технологических ¦2001 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ процессов по переработке ¦годы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ сырья и производству чистых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ металлов и соединений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ бериллия, тантала, ниобия и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ олова ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ пирометаллургические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Забайкальский горно - ¦
¦ процессы получения тантала, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обогатительный комбинат ¦
¦ ниобия и олова; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Всероссийский проектно - ¦
¦ гидрометаллургическая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦изыскательский и научно - ¦
¦ технология передела тантала;¦ ¦ ¦ ¦ ¦исследовательский институт¦
¦ технология получения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦промышленной технологии ¦
¦ танталовых порошков; процесс¦ ¦ ¦ ¦ ¦Всероссийский научно - ¦
¦ рафинировочного переплава ¦ ¦ ¦ ¦ ¦исследовательский институт¦
¦ тантала и ниобия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦химической технологии ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Всероссийский научно - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦исследовательский институт¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦неорганических материалов ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Государственный научный ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦центр Российской Федерации¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦"Гиредмет" ¦
¦ технология непрерывного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ получения металлического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ бериллия из фторида ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ бериллия, гидрооксида ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ бериллия методом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ электролиза; узел упаривания¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ нетехнологических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ бериллийсодержащих отходов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ экспресс-контроль за ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ загрязнением воздуха рабочих¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ помещений и атмосферного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ воздуха бериллием ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2. Восстановление и развитие ¦1997 -¦ 29,3 ¦ 12,8¦ 16,5¦ ¦
¦ производства лития ¦1998 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦годы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ строительство цеха очистки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Забайкальский горно - ¦
¦ промышленных стоков ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обогатительный комбинат ¦
¦ литиевого производства и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Всероссийский проектно - ¦
¦ восстановление ¦ ¦ ¦ ¦ ¦изыскательский и научно - ¦
¦ производства литиевого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦исследовательский институт¦
¦ концентрата ¦ ¦ ¦ ¦ ¦промышленной технологии ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3. Создание производства ¦1997 -¦ 166,3 ¦ 41,9¦ 124,4¦ ¦
¦ бериллия ¦2001 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦годы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ восстановление производства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Забайкальский горно - ¦
¦ бериллиевого концентрата ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обогатительный комбинат ¦
¦ из руды Завитинского ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Всероссийский проектно - ¦
¦ месторождения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦изыскательский и научно - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦исследовательский институт¦
¦ расконсервация карьера и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦промышленной технологии ¦
¦ модернизация обогатительной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Всероссийский научно - ¦
¦ фабрики Ермаковского ¦ ¦ ¦ ¦ ¦исследовательский институт¦
¦ месторождения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦химической технологии ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Всероссийский научно - ¦
¦ строительство бериллиевого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦исследовательский институт¦
¦ завода ¦ ¦ ¦ ¦ ¦неорганических материалов ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Государственный ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦специализированный ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦проектный институт ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4. Развитие производства ¦1997 -¦ 154 ¦ 27 ¦ 127 ¦ ¦
¦ тантала, ниобия и олова ¦2001 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦годы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ строительство карьера на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Забайкальский горно - ¦
¦ Этыкинском месторождении и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обогатительный комбинат ¦
¦ сезонной обогатительной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Всероссийский проектно - ¦
¦ фабрики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦изыскательский и научно - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦исследовательский институт¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦промышленной технологии ¦
¦ строительство производства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Всероссийский научно - ¦
¦ по получению тантала в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦исследовательский институт¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦промышленной технологии ¦
¦ порошках, пятиокиси ниобия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Государственный ¦
¦ и оловянного концентрата ¦ ¦ ¦ ¦ ¦специализированный ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦проектный институт ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Государственный научный ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦центр Российской Федерации¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦"Гиредмет" ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦5. Инженерное обеспечение ¦1997 -¦ 100,2 ¦ 15 ¦ 85,2¦ ¦
¦ пускового комплекса ¦2000 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦годы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ реконструкция ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Забайкальский горно - ¦
¦ теплоэлектроцентрали ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обогатительный комбинат ¦
¦ строительство хранилища ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Всероссийский проектно - ¦
¦ радиоактивных отходов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦изыскательский и научно - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦исследовательский институт¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦промышленной технологии ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Сибирский научно - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦исследовательский и ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦проектный институт ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦энергетической ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦промышленности ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦6. Жилищно-гражданское ¦1998 -¦ 4,9 ¦ - ¦ 4,9¦Забайкальский горно - ¦
¦ строительство ¦1999 ¦ ¦ ¦ ¦обогатительный комбинат ¦
¦ ¦годы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ Всего по Программе ¦ ¦ 457,3 ¦ 98,5¦ 358,8¦ ¦
¦ в том числе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ из федерального бюджета ¦ ¦ 91,5 ¦ 18,3¦ 73,2¦ ¦
L-------------------------------+------+---------+-----+------+---------------------------



Приложение N 2
к Федеральной целевой программе
"Добыча, производство и потребление
лития и бериллия. Развитие производства
тантала, ниобия и олова на предприятиях
Министерства Российской Федерации
по атомной энергии"
ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ДОБЫЧА, ПРОИЗВОДСТВО
И ПОТРЕБЛЕНИЕ ЛИТИЯ И БЕРИЛЛИЯ. РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА
ТАНТАЛА, НИОБИЯ И ОЛОВА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МИНИСТЕРСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ"
(млрд. рублей, в ценах 1995 года)
----------------------------T-------------------T-----------------T-----¬
¦ Мероприятия ¦ Научно-исследова- ¦ Капитальные ¦За- ¦
¦ ¦тельские и опытно -¦ вложения ¦траты¦
¦ ¦ конструкторские +------T----------+ - ¦
¦ ¦ работы ¦1997 -¦ в том ¦всего¦
¦ +------T------------+2001 ¦ числе ¦ ¦
¦ ¦1997 -¦ в том числе¦годы -+----T-----+ ¦
¦ ¦2001 +-----T------+всего ¦1997¦1998 ¦ ¦
¦ ¦годы -¦ 1997¦1998 -¦ ¦год ¦ - ¦ ¦
¦ ¦всего ¦ год ¦2001 ¦ ¦ ¦2001 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦годы ¦ ¦ ¦годы ¦ ¦
+---------------------------+------+-----+------+------+----+-----+-----+
¦1. Совершенствование и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ создание новых ¦ 2,6 ¦ 1,8 ¦ 0,8 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 2,6¦
¦ технологических процес- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ сов по переработке сырья¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ и производству чистых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ металлов и соединений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ бериллия, тантала, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ниобия и олова ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ бериллиевая продукция ¦ 0,5 ¦ 0,3 ¦ 0,2 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 0,5¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ тантал-ниобиевая и ¦ 2,1 ¦ 1,5 ¦ 0,6 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 2,1¦
¦ оловянная продукция ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2. Восстановление и ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 29,3 ¦12,8¦ 16,5¦ 29,3¦
¦ развитие производства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ лития ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3. Создание производства ¦ - ¦ - ¦ - ¦166,3 ¦41,9¦124,4¦166,3¦
¦ бериллия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4. Развитие производства ¦ - ¦ - ¦ - ¦154 ¦27 ¦127 ¦154 ¦
¦ тантала, ниобия, олова ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦5. Инженерное обеспечение ¦ - ¦ - ¦ - ¦100,2 ¦15 ¦ 85,2¦100,2¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦6. Жилищно-гражданское ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 4,9 ¦ - ¦ 4,9¦ 4,9¦
¦ строительство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ Всего по Программе ¦ 2,6 ¦ 1,8 ¦ 0,8 ¦454,7 ¦96,7¦358 ¦457,3¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---------------------------+------+-----+------+------+----+-----+------

-------------------------------------------------------------------------
--------------------

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 27.11.1995 n 1178 (ред. от 31.12.1999, с изм. от 24.08.2002) О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ СОЗДАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ СВЯЗИ, ТЕЛЕВИДЕНИЯ И РАДИОВЕЩАНИЯ  »
Постановления и Указы »
Читайте также