ОТРАСЛЕВОЕ ТАРИФНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2002 - 2004 ГОДЫ (Зарегистрировано Минтрудом РФ 19.08.2002 n 5633-ВЯ) (вместе с ПОРЯДКОМ РАЗРЕШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СПЕЦСТРОЯ РОССИИ)


ОТРАСЛЕВОЕ ТАРИФНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
ПО СПЕЦИАЛЬНОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА 2002 - 2004 ГОДЫ
I. Общие положения
1.1. Настоящее Отраслевое тарифное соглашение (далее именуемое Соглашением) заключено между Советом профсоюза работников специального строительства России (далее именуемым Советом профсоюза) и Федеральной службой специального строительства Российской Федерации (далее именуемой Спецстроем России) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
1.2. Соглашение разработано и заключено сторонами на основе соблюдения норм законодательства Российской Федерации, полномочности представителей сторон, свободы выбора и обсуждения вопросов, составляющих его содержание.
Сторонами Соглашения являются:
работники в лице их представителей - Профсоюза работников специального строительства России;
работодатели в лице их представителей - Федеральной службы специального строительства Российской Федерации.
1.3. Соглашение - правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально - трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на отраслевом уровне.
Действие Соглашения распространяется на работников и работодателей, которые уполномочили соответствующих представителей сторон на коллективных переговорах разработать и заключить его от их имени, на органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств, а также на работников и работодателей, присоединившихся к Соглашению после его заключения.
Условия Соглашения являются обязательными для всех и должны быть учтены при заключении коллективных договоров.
1.4. Соглашение устанавливает обязательные для применения минимальные экономические и социальные гарантии работникам отрасли, которые реализуются за счет средств организаций отрасли и не ограничивают права работодателей и работников в расширении этих гарантий.
Законы и другие нормативные правовые акты, принятые в период действия Соглашения и улучшающие социально - правовое и социально - экономическое положение работников, расширяют действие соответствующих пунктов Соглашения с момента вступления их в силу. В случае, если законами или иными нормативными актами положение работников ухудшается, действуют условия Соглашения.
1.5. Стороны доводят настоящее Соглашение до сведения организаций отрасли и соответствующих территориальных комитетов профсоюза, а в необходимых случаях - заказчиков строительства.
1.6. Стороны признают, что нормой для оценки их деятельности является повышение уровня жизни работников, заработная плата которых не должна быть ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующих регионах Российской Федерации.
1.7. В системе специального строительства России в зависимости от сферы регулируемых социально - трудовых отношений в соответствии с Трудовым кодексом заключаются:
- отраслевое соглашение;
- территориальные соглашения;
- коллективные договоры.
1.8. В случае реорганизации представителя стороны Соглашения его права и обязанности по Соглашению переходят к его правоприемнику (правоприемникам) и сохраняются до заключения нового соглашения или внесения изменений и дополнений в настоящее Соглашение.
II. Обязательства сторон
2.1. Сторона работодателя обязуется:
2.1.1. Своевременно доводить до организаций отрасли задания по государственному заказу, не допускать в течение года необоснованной корректировки утвержденных заданий в сторону их снижения.
2.1.2. Ежеквартально информировать трудовые коллективы о выполнении производственных и финансовых показателей.
Предоставлять Совету профсоюза и профсоюзным органам установленную статистическую отчетность (данные о размерах прибыли, рентабельности, количестве работающих, средней зарплате за отчетный период по категориям работающих), а также любую другую информацию, затрагивающую интересы работников по социально - экономическим вопросам.
2.1.3. Осуществлять передачу учреждений здравоохранения и объектов социально - культурного назначения системы Спецстроя России сторонним организациям по согласованию с Советом профсоюза в установленном порядке.
2.1.4. Установить контроль за финансированием и содержанием объектов соцкультбыта, спортивных сооружений и учреждений здравоохранения системы Спецстроя России.
2.1.5. Обеспечить выполнение запланированных объемов строительно - монтажных работ по собственному капитальному строительству и вводу жилых домов в соответствии с утвержденными плановыми заданиями.
Совместно с Советом профсоюза добиваться в соответствующих государственных и местных исполнительных органах власти разрешения на использование жилья, построенного за счет прибыли организаций отрасли, по усмотрению трудовых коллективов.
2.1.6. Совместно с Советом профсоюза участвовать в соответствии с действующим законодательством в подготовке проектов нормативных актов, касающихся прав и интересов работников отрасли.
2.1.7. Систематически анализировать положение с обеспечением занятости работников в регионах со сложной ситуацией на рынке труда и совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами и организациями принимать все возможные меры по предупреждению массового высвобождения работников.
2.1.8. Осуществлять необходимые мероприятия по прогнозированию массового высвобождения работников и разрабатывать предложения и мероприятия, направленные на оздоровление финансово - экономического положения организаций.
2.1.9. Организовать методическое и информационное обеспечение служб охраны труда организаций отрасли.
2.1.10. Информировать Совет профсоюза об изменениях организационной структуры Спецстроя России и организаций отрасли.
2.1.11. Проводить анализ обстоятельств и причин несчастных случаев на производстве и на его основе осуществлять меры, направленные на снижение производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
2.1.12. Обеспечить организацию надлежащего санитарно - бытового и лечебно - профилактического обслуживания работников. Особое внимание обратить на периодические медицинские обследования работников, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда.
2.1.13. Проводить работу с органами заказчиков строительства по реализации условий настоящего Соглашения.
2.1.14. Обеспечить заключение коллективных договоров в организациях отрасли в соответствии с действующим законодательством и настоящим Соглашением.
2.1.15. Осуществлять награждение работников отрасли принятыми в Спецстрое России видами поощрений и наград (благодарностью, Почетной грамотой, наградными знаками и другими видами наград); поддерживать ходатайства руководителей организаций отрасли о награждении работников государственными наградами Российской Федерации и иными наградами министерств и ведомств Российской Федерации, установленными для работников соответствующей сферы деятельности. Поощрения и награждения всеми видами наград производить с учетом мнения Совета профсоюза и территориальных органов профсоюза.
2.2. Сторона работников обязуется:
2.2.1. Проводить работу по защите прав и интересов членов профсоюза по вопросам труда и социально - экономическим вопросам за счет средств предприятий и профсоюза.
2.2.2. Осуществлять постоянный контроль:
- за условиями труда и санитарно - бытовым обслуживанием работников отрасли;
- проведением аттестации рабочих мест по условиям труда;
- за состоянием охраны труда через техническую инспекцию профсоюза по охране труда, действующую на основании положения, утвержденного профсоюзным органом.
2.2.3. Осуществлять защиту законных прав и интересов членов профсоюза в государственных органах власти.
2.2.4. Осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, трудового договора, рабочего времени, оплаты труда, предоставлении гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим вопросам в области трудовых отношений работников отрасли.
Совместно со Спецстроем России принимать меры, предупреждающие возникновение забастовок. Оказывать помощь организациям отрасли в реализации настоящего Соглашения, способствовать снижению социальной напряженности и укреплению трудовой дисциплины в трудовых коллективах.
2.2.5. Обеспечивать участие своих представителей в работе собраний и комиссий, создаваемых в Спецстрое России, по проблемам трудовых коллективов организаций отрасли.
2.2.6. Добиваться отмены решений работодателя, нарушающих права и интересы работников.
2.2.7. Содействовать расширению сети санаторно - курортных учреждений, развитию семейного отдыха.
2.2.8. Оказывать:
- помощь работникам отрасли в изучении и правильном применении законодательства о труде, гражданского и жилищного законодательства;
- консультативную помощь работникам по вопросам условий и охраны труда в целях защиты их интересов по предоставлению льгот и компенсаций за работу с вредными и тяжелыми условиями труда, при получении травм и увечий в результате несчастных случаев на производстве.
2.2.9. Совместно со Спецстроем России вносить предложения в государственные органы по вопросам экономической и социальной защиты работников отрасли и другим вопросам, направленным на повышение эффективности производства.
2.2.10. Информировать Спецстрой России об изменении структуры профсоюзных органов и направлении их деятельности.
2.2.11. Принимать участие в разработке, пересмотре и согласовании разрабатываемых Спецстроем России программ, отраслевых нормативных актов, правил и инструкций по улучшению условий и охраны труда, быта и здоровья работников.
2.2.12. Совместно со Спецстроем России осуществлять учет и анализ производственного травматизма, общей и профессиональной заболеваемости работников отрасли.
2.2.13. Своей деятельностью способствовать созданию благоприятных трудовых отношений в коллективах, сотрудничеству между работодателями и работниками по вопросам, представляющим взаимный интерес, укреплению трудовой дисциплины, внедрению новых методов управления и хозяйственной деятельности.
2.2.14. Совместно с профсоюзными органами (территориальными комитетами профсоюза и профсоюзными комитетами) активизировать работу по осуществлению общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников, отраженных в коллективных договорах и настоящем Соглашении.
2.3. Стороны обязуются при осуществлении процессов акционирования, ликвидации и реорганизации организаций отрасли проводить совместные переговоры для достижения приемлемых решений с целью соблюдения прав и интересов работников отрасли.
2.4. В случаях возникновения коллективных трудовых споров разрешение этих споров производится в соответствии с Порядком разрешения коллективных трудовых споров (в Приложении N 1).
Указанный порядок разрешения коллективных трудовых споров обязателен для всех организаций отрасли и должен быть предусмотрен в заключаемых коллективных договорах.
2.5. В целях повышения престижности профессий работников отрасли стороны обязуются совместно отмечать профессиональный праздник "День строителя".
2.6. Работодатели отрасли:
- обеспечивают получение прибыли в размерах, необходимых для выполнения установленных данным Соглашением минимальных гарантий и льгот работникам;
- при заключении коллективных договоров предусматривают реализацию права работников в управлении организациями отрасли в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и с их учредительными документами;
- способствуют сохранению и укреплению системы здравниц, специально созданных для работников отрасли, путем приобретения в них части путевок, предназначенных для санаторно - курортного оздоровления работников.
III. Гарантии занятости
Стороны с целью сохранения трудовых коллективов и улучшения использования рабочей силы контролируют и направляют деятельность организаций отрасли по сохранению и закреплению кадров, имея в виду:
3.1. Массовое высвобождение работников (более 10 процентов списочного состава), связанное с рационализацией производства, совершенствованием организации труда, реорганизацией и ликвидацией, перепрофилированием организаций отрасли, полной или частичной приостановкой производства по инициативе органов управления, может осуществляться лишь при условии предварительного (не менее чем за 3 месяца) письменного уведомления органов службы занятости и соответствующих профсоюзных органов о возможных массовых увольнениях трудящихся, числе и категориях работников, которых они могут коснуться, и сроке, в течение которого их намечено осуществить.
3.2. При массовом высвобождении производить увольнение в строгом соответствии с действующим законодательством и с учетом мер социальной защиты работников, разрабатывая с участием органов службы занятости для обеспечения занятости и сохранения квалифицированного кадрового потенциала план мероприятий по проведению опережающего обучения граждан, высвобождаемых из организаций отрасли (за исключением случаев ликвидации организаций), в целях обеспечения их занятости, а также другие действия, направленные на социальную защиту работников.
При сокращении штатов или численности работников преимущественное право при равной производительности труда и квалификации на оставление на работе предоставляется:
- лицам предпенсионного возраста (женщинам - 53 года, мужчинам - 58 лет);
- женщинам, имеющим детей в возрасте до 3-х лет, кроме случаев увольнения работников при передислокации воинских частей;
- одиноким матерям, воспитывающим детей в возрасте до 14 лет (ребенка - инвалида до 18 лет), и другим лицам, воспитывающим ребенка без матери;
- родителям, имеющим 3-х и более несовершеннолетних детей;
- работающим инвалидам;
- работникам, повышающим свою квалификацию без отрыва от производства по направлению работодателя.
3.3. За работниками, обучающимися другой профессии с отрывом от производства, в связи с изменением структуры работ, выполняемых организациями отрасли, сохраняется средняя заработная плата на весь срок обучения.
3.4. О предстоящем высвобождении из организаций отрасли в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата работники предупреждаются под расписку не менее чем за два месяца.
3.5. С целью смягчения социальных последствий вследствие несостоятельности (банкротства) в соответствии с законодательством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами стороны будут всемерно способствовать:
3.5.1. Созданию новых рабочих мест.
3.5.2. Информированию организаций отрасли о рынке труда в отрасли, в том

<ПИСЬМО> Госкомстата РФ от 19.08.2002 n ВГ-03-23/3781 <О РАЗРАБОТКЕ ДАННЫХ ПО СУБЪЕКТАМ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ>  »
Постановления и Указы »
Читайте также