ПОЛОЖЕНИЕ О МАШИНИСТЕ-ИНСТРУКТОРЕ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД (утв. МПС РФ 01.08.2002 n ЦТ-912) (вместе с ПОРЯДКОМ ВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНОГО ФОРМУЛЯРА МАШИНИСТА (ПОМОЩНИКА МАШИНИСТА) ЛОКОМОТИВА (МВПС))


Утверждаю
Заместитель Министра
путей сообщения
Российской Федерации
С.Н.ГАПЕЕВ
1 августа 2002 г. N ЦТ-912
ПОЛОЖЕНИЕ
О МАШИНИСТЕ-ИНСТРУКТОРЕ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о машинисте-инструкторе локомотивных бригад (далее - Положение) разработано в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации от 26 мая 2000 г. N ЦРБ-756 (далее - ПТЭ) и другими нормативными актами МПС России.
1.2. В своей работе машинист-инструктор локомотивных бригад (далее - машинист-инструктор) руководствуется инструкциями, приказами и другими актами МПС России, железной дороги, отделения железной дороги, начальника локомотивного депо, а также личными месячными планами, утверждаемыми начальником локомотивного депо.
1.3. Машинист-инструктор проводит в колонне локомотивных бригад работу по подготовке и повышению квалификации работников локомотивных бригад, предупреждению нарушений безопасности движения и осуществляет контроль за выполнением работниками локомотивных бригад своих должностных обязанностей.
1.4. Машинист-инструктор в зависимости от характера работы может специализироваться по:
видам тяги (электровозы, тепловозы, паровозы, моторвагонный подвижной состав (далее - МВПС)) и видам движения (пассажирское, скоростное, грузопассажирское, пригородное, грузовое, маневровое, хозяйственное);
подготовке и обучению работников локомотивных бригад;
автотормозам;
теплотехнике.
1.5. Машинист-инструктор руководит закрепленной за ним колонной локомотивных бригад. Количество локомотивных бригад в колонне каждого машиниста-инструктора устанавливается приказом начальника локомотивного депо с учетом специфики работы депо, местных условий (протяженности участков обслуживания, вида движения, количества машинистов со стажем работы менее 1 года), при этом количество локомотивных бригад в колонне не должно превышать:
при длине плеч обслуживания до 250 км - согласно Методике определения численности мастеров, электромехаников, машинистов-инструкторов локомотивных бригад, машинистов-инструкторов бригад путевых машин и моторельсового транспорта, утвержденной указанием МПС России от 26 января 1998 г. N Б-78у;
при длине плеч обслуживания от 250 до 450 км и более - на 10 - 20% менее рассчитанной по указанной Методике.
Количество локомотивных бригад, закрепленных за машинистами-инструкторами локомотивных бригад, специализирующимися на подготовке и обучении локомотивных бригад, автотормозах, теплотехнике, снижается в зависимости от местных условий.
1.6. Машинист-инструктор находится в непосредственном подчинении заместителя начальника локомотивного депо по эксплуатации.
2. Назначение (освобождение) на должность
машиниста-инструктора
2.1. Машинист-инструктор назначается из числа наиболее квалифицированных машинистов локомотивов (МВПС), имеющих высшее или среднее специальное образование по специальностям "Электрический транспорт (железнодорожный транспорт), электроснабжение (железнодорожный транспорт)" и квалификацию машиниста 1 - 2 класса, обладающих организаторскими способностями и умением работать с людьми.
2.2. Перед назначением на должность машинист-инструктор в установленном порядке проходит медицинское освидетельствование, психофизиологический отбор, обучение в специализированном учебном центре по программе, разработанной с учетом специфики будущей работы, испытания в комиссии отделения железной дороги, а при отсутствии в составе железной дороги отделений - в комиссии службы локомотивного хозяйства железной дороги в проверке знаний нормативных актов в соответствии с Приказом МПС России от 17 ноября 2000 г. N 28Ц "О порядке проверки знаний Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, других нормативных актов МПС России и Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации".
2.3. Назначение (освобождение) машиниста-инструктора производится по представлению начальника локомотивного депо и согласованию с руководством службы локомотивного хозяйства железной дороги приказом начальника отделения железной дороги, а при отсутствии в составе железной дороги отделений - приказом заместителя начальника железной дороги.
Перечень документов, необходимых при назначении на должность машиниста-инструктора, приведен в Приложении N 1 к настоящему Положению.
2.4. В отсутствие машиниста-инструктора его обязанности могут возлагаться на наиболее опытного машиниста в соответствии с приказом начальника локомотивного депо.
В локомотивном депо ведется список кандидатов на должность машиниста-инструктора.
3. Организация работы машиниста-инструктора
3.1. Работа машиниста-инструктора осуществляется по плану и графику работы на месяц.
3.2. План работы на месяц должен предусматривать:
равномерную загрузку машиниста-инструктора по дням недели, на всех участках обслуживания в соответствии с месячной нормой рабочих часов;
выполнение контрольно-инструкторских поездок (далее - КИП), целевых поездок и внезапных проверок работы локомотивных бригад;
работу в локомотивном депо по техническому и практическому обучению работников локомотивных бригад;
проведение периодических инструктажей работников локомотивных бригад по вопросам безопасности движения и соблюдению техники безопасности;
участие в расследовании случаев брака в поездной и маневровой работе, допущенных по вине работников локомотивного депо, разработке рекомендаций и мероприятий по их предупреждению;
индивидуальные беседы с работниками локомотивных бригад по вопросам безопасности движения, технике безопасности;
проведение проверок технического состояния локомотивов (МВПС) и участие в их приемке с пункта технического обслуживания локомотивов (далее - ПТОЛ);
работу с общественными инспекторами по безопасности движения.
3.3. Перед наступлением зимнего периода времени машинист-инструктор в плане работы на месяц должен предусматривать КИП с каждым малоопытным машинистом. При этом обращать особое внимание на особенности управления автотормозами и уход за ними при низкой температуре окружающего воздуха, предупреждение случаев замораживания автотормозного оборудования локомотивов (МВПС); знание работниками локомотивных бригад рекомендаций по предупреждению обрывов поездов, заклинивания колесных пар железнодорожного подвижного состава, растяжек поезда и умение их применять в практической работе машиниста.
Малоопытными машинистами считаются машинисты, назначаемые для работы на локомотиве (МВПС) впервые и имеющие стаж работы машинистом менее одного года, а также перерыв в работе машинистом более трех лет.
3.4. Машинист-инструктор для составления плана работы на месяц использует графики проведения с локомотивными бригадами КИП и целевых поездок, организационно-технические мероприятия по выполнению Приказов МПС России от 8 января 1994 г. N 1Ц "О мерах по обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте", 16 июня 1994 г. N 1ЦЗ "О планово-предупредительной системе обеспечения безопасности движения в локомотивном хозяйстве", планы технической учебы, графики проведения испытаний работников локомотивных бригад и индивидуальных собеседований, планы подготовки и повышения квалификации работников локомотивных бригад, графики проведения комиссионных осмотров локомотивов, анализ работы прикрепленных локомотивных бригад.
3.5. План работы на месяц машинистом-инструктором составляется до первого числа каждого месяца, согласовывается с заместителем начальника локомотивного депо по эксплуатации и утверждается начальником локомотивного депо. Изменение плана работы машиниста-инструктора допускается в исключительных случаях по разрешению начальника локомотивного депо.
Типовой план работы машиниста-инструктора на месяц и типовой отчет машиниста-инструктора по итогам работы прикрепленной колонны локомотивных бригад за месяц, а также форма журнала по учету работы машиниста-инструктора приведены в Приложении N 2 к настоящему Положению.
3.6. График работы машинистов-инструкторов на месяц составляется инженером по организации работы цеха эксплуатации, согласовывается с заместителем начальника локомотивного депо по эксплуатации, председателем профсоюзного комитета локомотивного депо, утверждается начальником локомотивного депо и должен предусматривать предоставление машинисту-инструктору еженедельных выходных дней в соответствии с законодательством Российской Федерации.
График работы машинистов-инструкторов на месяц должен постоянно находиться у инженера по организации работы цеха эксплуатации, заместителя начальника локомотивного депо по эксплуатации, начальника локомотивного депо и машиниста-инструктора.
Изменения графика работы машинистов-инструкторов на месяц допускаются в исключительных случаях по разрешению начальника локомотивного депо.
3.7. Машинист-инструктор ведет личный журнал учета работы (далее - личный журнал), в котором отмечаются КИП, целевые поездки, внезапные проверки, результаты проверки скоростемерных лент и технического состояния локомотивов (МВПС), а также следующие данные на каждого прикрепленного машиниста и помощника машиниста: год рождения, стаж работы на железнодорожном транспорте и машинистом (помощником машиниста) локомотива (МВПС), наличие прав управления по видам тяги, классность, образование, группа по профессиональной пригодности, домашний адрес, телефон, состав семьи и другие необходимые сведения.
4. Общие обязанности машиниста-инструктора
4.1. Обучать работников локомотивных бригад устройству локомотивов (МВПС) обслуживаемых серий, рациональным режимам вождения поездов и маневровой работы, выполнению графика движения поездов при безусловном обеспечении безопасности движения, правилам производства технического обслуживания и содержания локомотивов в эксплуатации, безопасным приемам труда.
4.2. Осуществлять профилактические меры по укреплению трудовой, производственной и технологической дисциплины среди работников локомотивных бригад путем проведения КИП с работниками локомотивных бригад, внезапных проверок выполнения работниками локомотивных бригад должностных обязанностей, состояния их работоспособности, выполнения регламента переговоров с ежемесячным прослушиванием регистраторов на железнодорожных станциях (далее - станции), содержания локомотивов в эксплуатации.
4.3. Контролировать у машинистов, помощников машинистов наличие формуляров (служебного, технического) и предупредительного талона, при отсутствии у них указанных документов допуск к работе на одну поездку (смену) осуществляется по разрешению заместителя начальника локомотивного депо по эксплуатации, в ночное время - дежурного по локомотивному депо (подменному пункту) с отметкой об этом в разделе "Замечания" маршрута машиниста.
Форма технического формуляра машиниста, помощника машиниста приведена в Приложении N 3 к настоящему Положению.
4.4. Контролировать соблюдение работниками локомотивных бригад требований техники безопасности, режима отдыха в пунктах оборота.
4.5. Записывать в служебные формуляры машинистов и помощников машинистов все выявляемые нарушения в работе работников локомотивных бригад, представлять руководству локомотивного депо предложения по привлечению к ответственности работников локомотивных бригад за допущенные ими нарушения.
4.6. При выявлении нарушений в обеспечении безопасности движения поездов докладывать о них руководству локомотивного депо.
4.7. Участвовать в расследовании случаев брака в поездной и маневровой работе, допущенных по вине работников локомотивных бригад, нарушений трудовой и технологической дисциплины, графика движения, режимов ведения поездов и управления автотормозами.
4.8. Организовывать выпуск технических бюллетеней, разрабатывать меры по предотвращению нарушений безопасности движения, проводить собеседования и внеочередные инструктажи с работниками локомотивных бригад.
4.9. Проверять прохождение работниками локомотивных бригад предрейсового инструктажа по безопасности движения, при необходимости лично инструктировать локомотивные бригады, а также проверять организацию проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра работников локомотивных бригад.
4.10. Производить запись при выезде на обслуживаемые участки в "Журнале учета выездов машинистов-инструкторов", хранящемся у дежурного по локомотивному депо, о времени и цели выезда (лично или через дежурного по локомотивному депо с использованием средств связи).
4.11. Контролировать выборочно состояние локомотивов после технического обслуживания (далее - ТО-2).
4.12. Вести учет работы в личном журнале, заполняя его не позднее трех суток после выполненной работы, в конце месяца подводить итоги.
4.13. Формировать и представлять заместителю начальника локомотивного депо по эксплуатации на утверждение списки закрепления машинистов и помощников машинистов для постоянной совместной работы в летний и зимний периоды времени; ежегодно - списки помощников машинистов, закрепляемых за опытными машинистами для последующей подготовки к работе машинистами.
4.14. Контролировать в колонне локомотивных бригад посещение работниками локомотивных бригад совещаний по безопасности движения, технических занятий, выработку месячной и квартальной нормы часов работы работниками локомотивных бригад, результаты работы по экономному расходованию топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР), выполнение технической скорости машинистами, своевременность повышения и подтверждения квалификации машинистами (помощниками машинистов).
4.15. Организовывать участие в проведении комиссионного осмотра тягового подвижного состава (далее - ТПС) работников локомотивных бригад, контролировать качество подготовки и проведения такого осмотра, принимать участие в разборе результатов комиссионного осмотра, давать оценку техническому, в том числе по внешнему виду, состоянию локомотивов (МВПС) и заключение об их готовности к работе.
4.16. Проводить практическое обучение прикрепленных работников локомотивных бригад особенностям технической эксплуатации обслуживаемых локомотивов (МВПС), рациональным режимам управления ТПС, а также обучать работников локомотивных бригад особенностям работы в зимних условиях.
4.17. Оказывать помощь работникам локомотивных бригад в усвоении порядка действий в нестандартных и аварийных ситуациях, возникающих в процессе вождения поездов и при маневровой работе.
4.18. Осуществлять проверки знаний работников локомотивных бригад техническо-распорядительных актов (далее - ТРА) станций обслуживаемых участков, выполнения ими регламента переговоров с работниками смежных служб.
4.19. Контролировать содержание ТПС в эксплуатации локомотивными бригадами.

РАСПОРЯЖЕНИЕ Минтранса РФ от 01.08.2002 n НА-280-р О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ И ПРОЦЕДУРАХ ЗАКЛЮЧЕНИЯ СОГЛАШЕНИЙ МЕЖДУ РОССИЙСКИМИ АВИАЦИОННЫМИ ВЛАСТЯМИ И АВИАЦИОННЫМИ ВЛАСТЯМИ ДРУГИХ СТРАН О ПЕРЕДАЧЕ ГОСУДАРСТВУ ЭКСПЛУАТАНТА ВСЕХ ИЛИ ЧАСТИ ФУНКЦИЙ И ОБЯЗАННОСТЕЙ ГОСУДАРСТВА РЕГИСТРАЦИИ В ОБЛАСТИ ПОДДЕРЖАНИЯ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 83bis КОНВЕНЦИИ О МЕЖДУНАРОДНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ 1944 ГОДА  »
Постановления и Указы »
Читайте также