ИНСТРУКЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ РЕЛЬСОВЫХ НАПОЧВЕННЫХ ДОРОГ В УГОЛЬНЫХ ШАХТАХ. РД 05-324-99 (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 10.11.1999 n 83)


Утверждена
Постановлением
Госгортехнадзора России
от 10 ноября 1999 г. N 83
Введена в действие
с 1 ноября 2000 года
ИНСТРУКЦИЯ
ПО БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ РЕЛЬСОВЫХ НАПОЧВЕННЫХ
ДОРОГ В УГОЛЬНЫХ ШАХТАХ
РД 05-324-99
1. Общие положения
1.1. Настоящая Инструкция распространяется на грузовые и грузолюдские (людские) рельсовые напочвенные дороги с канатным замкнутым тяговым органом, предназначенные для перевозки материалов, оборудования и людей платформами, вагонетками и другими колесными средствами по горизонтальным и наклонным (до 25°) подземным выработкам, в том числе искривленным в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
Условия безопасного применения напочвенных дорог определяются наличием и конструкцией аварийной тормозной (парашютной) системы, которая может быть рассредоточенной (расположенной на двух или нескольких тормозных тележках). Функции тормозных тележек могут выполнять буксировочные тележки и пассажирские вагонетки с парашютами.
На грузовых напочвенных дорогах в специальных кабинах допускается перевозка сопровождающих груз лиц.
1.2. Эксплуатация дорог должна осуществляться в соответствии с положениями Правил безопасности в угольных шахтах, Правил технической эксплуатации угольных и сланцевых шахт, настоящей Инструкции и эксплуатационной документации.
1.3. Рельсовые напочвенные дороги могут применяться в шахтах при наличии соответствующего разрешения Госгортехнадзора России.
Право выдачи сертификатов на напочвенные дороги имеют аккредитованные в установленном порядке органы сертификации, в область аккредитации которых входит это оборудование.
1.4. Право на изготовление напочвенных дорог имеют организации, получившие лицензию Госгортехнадзора России на данный вид оборудования шахтного транспорта.
1.5. Перед вводом в эксплуатацию каждая напочвенная дорога должна быть обкатана и испытана в соответствии с требованиями эксплуатационной документации.
Прием в эксплуатацию напочвенной дороги оформляется актом комиссии, назначенной директором шахты. В состав комиссии должны включаться (по согласованию) представители местных органов Госгортехнадзора России и технической инспекции профсоюза.
1.6. Требования настоящей Инструкции являются обязательными для:
субъектов предпринимательской деятельности и организаций (независимо от организационно-правовой формы), включая иностранных физических и юридических лиц, разрабатывающих, модернизирующих, изготовляющих, реализующих и использующих рельсовые напочвенные дороги, предназначенные для применения в угольных шахтах;
органов по сертификации и испытательных лабораторий, в область аккредитации которых входит горнотранспортное оборудование.
2. Оборудование горных выработок
2.1. Оборудование горных выработок напочвенными дорогами должно производиться по проекту, утвержденному главным инженером шахты и выполненному в соответствии с требованиями Правил безопасности и настоящей Инструкции в объеме, указанном в Приложении.
2.2. Горнотехнические условия применения напочвенных дорог должны выбираться в соответствии с требованиями эксплуатационной документации.
2.3. Напочвенные дороги могут располагаться в отдельных выработках или в выработках с конвейерами.
В отдельных случаях по согласованию с местными органами Госгортехнадзора России допускается параллельная установка в одной выработке двух напочвенных дорог. Параллельная установка дорог разрешается только в выработках с уклоном до 0,050.
Требования настоящего пункта не распространяются на узлы сопряжений и пересечений напочвенных дорог друг с другом или другими средствами транспорта, а также на перегрузочные пункты.
2.4. Зазоры в выработках, оборудованных напочвенными дорогами, должны приниматься в соответствии с требованиями Правил безопасности для рельсового транспорта. При этом проходы для людей в конвейеризированных выработках должны устраиваться между подвижным составом и крепью выработки.
Запрещается располагать тяговый канат в проходах, предназначенных для передвижения людей.
В оборудованных напочвенными дорогами конвейеризированных выработках допускается местное уменьшение зазоров между наиболее выступающими кромками габаритов подвижного состава дороги и конвейера до 0,25 м в местах перегрузки горной массы с конвейера на конвейер, расположения промежуточных приводов и площадок посадки и схода людей (на грузолюдских конвейерах). Указанные места должны ограждаться предупреждающими знаками.
2.5. На двухпутных участках выработок, а также при оборудовании перегрузочных пунктов в узлах сопряжения напочвенных дорог между собой или с другими средствами транспорта проходы для людей должны устраиваться с обеих сторон выработки.
2.6. В выработках, имеющих уклон пути более 0,005, могут устанавливаться только дороги, оснащенные парашютной системой.
В выработках со знакопеременным профилем, имеющих участки с обратным уклоном протяженностью более двух длин состава, должны применяться дороги, оборудованные парашютной системой двустороннего действия.
2.7. Наклонные выработки, в которых установлены напочвенные дороги с сосредоточенной парашютной системой, должны оборудоваться предохранительными барьерами в соответствии с требованиями Правил безопасности для концевой канатной откатки.
В выработках с односторонним уклоном при расположении тормозной тележки ниже грузовых единиц состава установка предохранительных барьеров не требуется.
2.8. Места установки приводной станции и натяжного устройства должны быть ограждены.
2.9. В местах посадки людей на подвижной состав грузолюдских дорог должны устраиваться посадочные площадки с проходом шириной не менее 1 м со стороны посадки.
Для посадочных площадок, периодически переносимых в процессе эксплуатации, допускается уменьшение ширины прохода до 0,7 м.
Посадочные площадки должны оборудоваться настилом. Длина настила должна быть не менее длины пассажирской части состава.
2.10. Посадочные площадки и выработки, оборудованные грузолюдскими напочвенными дорогами, должны быть освещены в соответствии с нормами ПТЭ.
2.11. Стационарные посадочные площадки, приемно-отправительные площадки и приводные станции дорог должны оборудоваться переговорной связью.
2.12. Тип рельсов и способ настилки рельсовых путей в выработке, оснащенной напочвенной дорогой, должны соответствовать типу парашютной системы напочвенной дороги.
2.13. Конструкция рельсового пути должна исключать смещение рельсов вниз и увеличение стыковых зазоров при установке дороги в наклонной выработке, в том числе при срабатывании парашютов.
2.14. Конструкция стрелочного перевода для напочвенных дорог должна исключать повреждение тягового каната.
3. Перевозка людей и грузов
3.1. К управлению напочвенной дорогой допускаются лица, прошедшие специальное обучение, имеющие удостоверение на право управления дорогой и назначенные приказом по шахте.
3.2. Перевозимые дорогой люди, в том числе управляющие ею и сопровождающие груз, должны находиться в специальных пассажирских кабинах, расположение которых в составе и способ установки на грузонесущих тележках определяются эксплуатационной документацией и проектом установки дороги.
Пешее сопровождение груза не допускается.
3.3. Управлять напочвенной дорогой разрешается из состава или с привода по сигналам из состава. При этом лицо, управляющее дорогой или подающее сигналы из состава, должно находиться в передней части первой по ходу движения пассажирской кабины.
Допускается управлять грузовой дорогой с привода по сигналам с конечных пунктов откатки.
3.4. При работе грузолюдской дороги в режиме перевозки грузов количество людей, находящихся в составе, не должно превышать трех человек.
Количество людей в составе грузовой дороги не должно превышать двух человек.
В любом случае в их число могут входить только лица, управляющие дорогой и сопровождающие груз.
3.5. Допускается перевозка ручного инструмента в пассажирских кабинах. При этом инструмент не должен выступать за габариты кабины.
3.6. Перевозка людей и грузов напочвенными дорогами в конвейеризированных выработках во время работы конвейера допускается при углах наклона выработки не более 10°. При условии оборудования конвейера ловителями ленты или устройствами контроля целостности тросов (для резинотросовых лент) допускается перевозка грузов при работающем конвейере в выработках с углом наклона до 18°.
Во всех остальных случаях одновременная работа дороги и конвейера не допускается. При этом должна предусматриваться блокировка, предотвращающая возможность такой работы.
Запрещается устройство в конвейеризированных выработках приемно-отправительных площадок для грузов, не связанных с обслуживанием этих выработок (ремонт, проходка) и расположенного в них оборудования.
3.7. При перевозке людей конвейером, а также при обслуживании и ремонте конвейера находящаяся рядом с ним напочвенная дорога должна быть остановлена, а линия управления ею - заблокирована.
3.8. Формирование составов напочвенных дорог должно производиться в соответствии с эксплуатационной документацией с принятием мер безопасности против случайного скатывания грузовых вагонеток (платформ) в наклонную часть выработки.
Состав напочвенной дороги должен быть сформирован таким образом, чтобы человек, управляющий дорогой, всегда находился лицом по направлению движения.
При формировании составов напочвенных дорог с рассредоточенной парашютной системой пассажирские и грузовые вагонетки и платформы должны располагаться между тормозными тележками.
При формировании составов напочвенных дорог с сосредоточенной парашютной системой (с одной тормозной тележкой) должны выполняться следующие правила:
а) в выработках с односторонним уклоном пассажирские кабины должны располагаться выше тормозной тележки;
б) в выработках со знакопеременным профилем пассажирские кабины должны соединяться с тормозной тележкой, а также между собой не менее чем двумя соединительными элементами. Элементы соединения должны быть заводского изготовления (или изготовления ремонтных предприятий производственных объединений) и иметь не менее чем 10-кратный запас прочности по отношению к максимальной статической нагрузке в режиме перевозки людей и 6-кратный запас в режиме перевозки грузов;
в) в выработках со знакопеременным профилем запрещается в процессе эксплуатации производить отцепку пассажирских элементов состава от тормозной тележки;
г) грузовая часть состава должна оборудоваться средствами, препятствующими самопроизвольному скатыванию вагонеток, в соответствии с требованиями Правил безопасности для концевой канатной откатки;
д) сцепки и контрсцепки должны заменяться новыми не позже чем через пять лет после навески.
3.9. На посадочных площадках грузолюдских дорог должны быть вывешены объявления с указанием кода применяемых сигналов, общего количества посадочных мест в составе, фамилии и должности лица, ответственного за перевозку людей.
3.10. Выработки и подвижной состав напочвенных дорог должны быть оснащены средствами сигнализации и знаками безопасности в соответствии с Едиными требованиями к сигналам и знакам в подземных выработках и на шахтном транспорте угольных и сланцевых шахт.
3.11. Запрещается:
перевозить людей в составе с грузом, за исключением лиц, управляющих дорогой и сопровождающих груз;
управлять дорогой другим лицам, кроме указанных в п. 3.1 настоящей Инструкции;
езда людей на грузовых тележках (вагонетках);
эксплуатировать напочвенные дороги в выработках с неисправной крепью и при отсутствии требуемых зазоров по сечению выработки, а также при неисправности пути, подвижного состава, тормозных систем, аппаратуры управления и сигнализации и средств связи;
перевозить крупногабаритное оборудование без участия лица технического надзора;
прицеплять платформы с длинномерными материалами или с крупногабаритным оборудованием непосредственно за или перед кабиной, в которой находятся люди;
передвижение людей по наклонной выработке во время работы напочвенной дороги.
4. Механизмы и устройства напочвенных дорог
4.1. На грузолюдских напочвенных дорогах в качестве тяговых должны применяться круглопрядные грузолюдские канаты диаметром не менее 15 мм с проволокой не ниже марки "В" (ГОСТ 2688-80; ГОСТ 7655-80), изготовленные из оцинкованной проволоки по группе "Ж".
На грузовых дорогах допускается использование канатов из светлой проволоки и канатов из проволоки марки I.
Разрешается применение других канатов, допущенных Госгортехнадзором России к применению на напочвенных дорогах.
4.2. Тяговые канаты грузолюдских напочвенных дорог должны иметь при навеске запас прочности не ниже:
6-кратного в режиме перевозки людей;
5-кратного в режиме перевозки грузов.
Запас прочности канатов грузовых напочвенных дорог должен быть не менее 5-кратного.
Запас прочности каната определяется относительно статической нагрузки, рассчитанной по формулам:
для нижнего расположения привода:
S = Q (sin альфа + 0,02 cos альфа) +
+ 0,3q x 2Lк cos бета + 0,5Qн + 0,2Lк, кгс;
для верхнего расположения привода:
S = Q (sin альфа + 0,02 cos альфа) +
+ qLк (sin бета + 0,3 cos бета) + 0,1Lк, кгс,
где:
Q - максимальный вес грузового (пассажирского) состава, кгс;
альфа - наибольший угол наклона выработки, град.;
бета - средневзвешенный угол наклона, град.;
Lк - длина одной ветви тягового каната (длина дороги), м;
q - погонный вес каната, кгс/м;
Qн - вес натяжного груза в сбегающей со шкива ветви каната, кгс;
0,02 - коэффициент сопротивления движению состава;
0,3 - коэффициент сопротивления перемещению каната;
0,1 и 0,2 - коэффициенты, учитывающие сопротивление вращению блоков и роликов на трассе дороги, кгс/м.
4.3. Счалка канатов должна производиться в соответствии с "Инструкцией по эксплуатации стальных канатов в шахтных стволах". Допустимое число счалок (n) по длине тягового каната определяется (с округлением до ближайшего большего целого числа) выражением:
n = L / Lб,
где:
L - длина тягового каната, м;
Lб - >= 600 м - емкость аккумулирующего устройства для запаса каната (канатоемкость барабана приводной тележки).
Расстояние между счалками должно быть не менее трех длин счалок.
4.4. Для ориентирования тягового каната по трассе должны применяться поддерживающие и направляющие устройства, расстояние между которыми определяется эксплуатационной документацией и проектом установки дороги

ВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ МОНОРЕЛЬСОВЫХ ДОРОГ В УГОЛЬНЫХ ШАХТАХ. РД 05-323-99 (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 10.11.1999 n 83) (ред. от 23.07.2002)  »
Постановления и Указы »
Читайте также