ИНСТРУКЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ РЕЛЬСОВЫХ НАПОЧВЕННЫХ ДОРОГ В УГОЛЬНЫХ ШАХТАХ. РД 05-324-99 (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 10.11.1999 n 83)


Утверждена
Постановлением
Госгортехнадзора России
от 10 ноября 1999 г. N 83
Введена в действие
с 1 ноября 2000 года
ИНСТРУКЦИЯ
ПО БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ РЕЛЬСОВЫХ НАПОЧВЕННЫХ
ДОРОГ В УГОЛЬНЫХ ШАХТАХ
РД 05-324-99
1. Общие положения
1.1. Настоящая Инструкция распространяется на грузовые и грузолюдские (людские) рельсовые напочвенные дороги с канатным замкнутым тяговым органом, предназначенные для перевозки материалов, оборудования и людей платформами, вагонетками и другими колесными средствами по горизонтальным и наклонным (до 25°) подземным выработкам, в том числе искривленным в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
Условия безопасного применения напочвенных дорог определяются наличием и конструкцией аварийной тормозной (парашютной) системы, которая может быть рассредоточенной (расположенной на двух или нескольких тормозных тележках). Функции тормозных тележек могут выполнять буксировочные тележки и пассажирские вагонетки с парашютами.
На грузовых напочвенных дорогах в специальных кабинах допускается перевозка сопровождающих груз лиц.
1.2. Эксплуатация дорог должна осуществляться в соответствии с положениями Правил безопасности в угольных шахтах, Правил технической эксплуатации угольных и сланцевых шахт, настоящей Инструкции и эксплуатационной документации.
1.3. Рельсовые напочвенные дороги могут применяться в шахтах при наличии соответствующего разрешения Госгортехнадзора России.
Право выдачи сертификатов на напочвенные дороги имеют аккредитованные в установленном порядке органы сертификации, в область аккредитации которых входит это оборудование.
1.4. Право на изготовление напочвенных дорог имеют организации, получившие лицензию Госгортехнадзора России на данный вид оборудования шахтного транспорта.
1.5. Перед вводом в эксплуатацию каждая напочвенная дорога должна быть обкатана и испытана в соответствии с требованиями эксплуатационной документации.
Прием в эксплуатацию напочвенной дороги оформляется актом комиссии, назначенной директором шахты. В состав комиссии должны включаться (по согласованию) представители местных органов Госгортехнадзора России и технической инспекции профсоюза.
1.6. Требования настоящей Инструкции являются обязательными для:
субъектов предпринимательской деятельности и организаций (независимо от организационно-правовой формы), включая иностранных физических и юридических лиц, разрабатывающих, модернизирующих, изготовляющих, реализующих и использующих рельсовые напочвенные дороги, предназначенные для применения в угольных шахтах;
органов по сертификации и испытательных лабораторий, в область аккредитации которых входит горнотранспортное оборудование.
2. Оборудование горных выработок
2.1. Оборудование горных выработок напочвенными дорогами должно производиться по проекту, утвержденному главным инженером шахты и выполненному в соответствии с требованиями Правил безопасности и настоящей Инструкции в объеме, указанном в Приложении.
2.2. Горнотехнические условия применения напочвенных дорог должны выбираться в соответствии с требованиями эксплуатационной документации.
2.3. Напочвенные дороги могут располагаться в отдельных выработках или в выработках с конвейерами.
В отдельных случаях по согласованию с местными органами Госгортехнадзора России допускается параллельная установка в одной выработке двух напочвенных дорог. Параллельная установка дорог разрешается только в выработках с уклоном до 0,050.
Требования настоящего пункта не распространяются на узлы сопряжений и пересечений напочвенных дорог друг с другом или другими средствами транспорта, а также на перегрузочные пункты.
2.4. Зазоры в выработках, оборудованных напочвенными дорогами, должны приниматься в соответствии с требованиями Правил безопасности для рельсового транспорта. При этом проходы для людей в конвейеризированных выработках должны устраиваться между подвижным составом и крепью выработки.
Запрещается располагать тяговый канат в проходах, предназначенных для передвижения людей.
В оборудованных напочвенными дорогами конвейеризированных выработках допускается местное уменьшение зазоров между наиболее выступающими кромками габаритов подвижного состава дороги и конвейера до 0,25 м в местах перегрузки горной массы с конвейера на конвейер, расположения промежуточных приводов и площадок посадки и схода людей (на грузолюдских конвейерах). Указанные места должны ограждаться предупреждающими знаками.
2.5. На двухпутных участках выработок, а также при оборудовании перегрузочных пунктов в узлах сопряжения напочвенных дорог между собой или с другими средствами транспорта проходы для людей должны устраиваться с обеих сторон выработки.
2.6. В выработках, имеющих уклон пути более 0,005, могут устанавливаться только дороги, оснащенные парашютной системой.
В выработках со знакопеременным профилем, имеющих участки с обратным уклоном протяженностью более двух длин состава, должны применяться дороги, оборудованные парашютной системой двустороннего действия.
2.7. Наклонные выработки, в которых установлены напочвенные дороги с сосредоточенной парашютной системой, должны оборудоваться предохранительными барьерами в соответствии с требованиями Правил безопасности для концевой канатной откатки.
В выработках с односторонним уклоном при расположении тормозной тележки ниже грузовых единиц состава установка предохранительных барьеров не требуется.
2.8. Места установки приводной станции и натяжного устройства должны быть ограждены.
2.9. В местах посадки людей на подвижной состав грузолюдских дорог должны устраиваться посадочные площадки с проходом шириной не менее 1 м со стороны посадки.
Для посадочных площадок, периодически переносимых в процессе эксплуатации, допускается уменьшение ширины прохода до 0,7 м.
Посадочные площадки должны оборудоваться настилом. Длина настила должна быть не менее длины пассажирской части состава.
2.10. Посадочные площадки и выработки, оборудованные грузолюдскими напочвенными дорогами, должны быть освещены в соответствии с нормами ПТЭ.
2.11. Стационарные посадочные площадки, приемно-отправительные площадки и приводные станции дорог должны оборудоваться переговорной связью.
2.12. Тип рельсов и способ настилки рельсовых путей в выработке, оснащенной напочвенной дорогой, должны соответствовать типу парашютной системы напочвенной дороги.
2.13. Конструкция рельсового пути должна исключать смещение рельсов вниз и увеличение стыковых зазоров при установке дороги в наклонной выработке, в том числе при срабатывании парашютов.
2.14. Конструкция стрелочного перевода для напочвенных дорог должна исключать повреждение тягового каната.
3. Перевозка людей и грузов
3.1. К управлению напочвенной дорогой допускаются лица, прошедшие специальное обучение, имеющие удостоверение на право управления дорогой и назначенные приказом по шахте.
3.2. Перевозимые дорогой люди, в том числе управляющие ею и сопровождающие груз, должны находиться в специальных пассажирских кабинах, расположение которых в составе и способ установки на грузонесущих тележках определяются эксплуатационной документацией и проектом установки дороги.
Пешее сопровождение груза не допускается.
3.3. Управлять напочвенной дорогой разрешается из состава или с привода по сигналам из состава. При этом лицо, управляющее дорогой или подающее сигналы из состава, должно находиться в передней части первой по ходу движения пассажирской кабины.
Допускается управлять грузовой дорогой с привода по сигналам с конечных пунктов откатки.
3.4. При работе грузолюдской дороги в режиме перевозки грузов количество людей, находящихся в составе, не должно превышать трех человек.
Количество людей в составе грузовой дороги не должно превышать двух человек.
В любом случае в их число могут входить только лица, управляющие дорогой и сопровождающие груз.
3.5. Допускается перевозка ручного инструмента в пассажирских кабинах. При этом инструмент не должен выступать за габариты кабины.
3.6. Перевозка людей и грузов напочвенными дорогами в конвейеризированных выработках во время работы конвейера допускается при углах наклона выработки не более 10°. При условии оборудования конвейера ловителями ленты или устройствами контроля целостности тросов (для резинотросовых лент) допускается перевозка грузов при работающем конвейере в выработках с углом наклона до 18°.
Во всех остальных случаях одновременная работа дороги и конвейера не допускается. При этом должна предусматриваться блокировка, предотвращающая возможность такой работы.
Запрещается устройство в конвейеризированных выработках приемно-отправительных площадок для грузов, не связанных с обслуживанием этих выработок (ремонт, проходка) и расположенного в них оборудования.
3.7. При перевозке людей конвейером, а также при обслуживании и ремонте конвейера находящаяся рядом с ним напочвенная дорога должна быть остановлена, а линия управления ею - заблокирована.
3.8. Формирование составов напочвенных дорог должно производиться в соответствии с эксплуатационной документацией с принятием мер безопасности против случайного скатывания грузовых вагонеток (платформ) в наклонную часть выработки.
Состав напочвенной дороги должен быть сформирован таким образом, чтобы человек, управляющий дорогой, всегда находился лицом по направлению движения.
При формировании составов напочвенных дорог с рассредоточенной парашютной системой пассажирские и грузовые вагонетки и платформы должны располагаться между тормозными тележками.
При формировании составов напочвенных дорог с сосредоточенной парашютной системой (с одной тормозной тележкой) должны выполняться следующие правила:
а) в выработках с односторонним уклоном пассажирские кабины должны располагаться выше тормозной тележки;
б) в выработках со знакопеременным профилем пассажирские кабины должны соединяться с тормозной тележкой, а также между собой не менее чем двумя соединительными элементами. Элементы соединения должны быть заводского изготовления (или изготовления ремонтных предприятий производственных объединений) и иметь не менее чем 10-кратный запас прочности по отношению к максимальной статической нагрузке в режиме перевозки людей и 6-кратный запас в режиме перевозки грузов;
в) в выработках со знакопеременным профилем запрещается в процессе эксплуатации производить отцепку пассажирских элементов состава от тормозной тележки;
г) грузовая часть состава должна оборудоваться средствами, препятствующими самопроизвольному скатыванию вагонеток, в соответствии с требованиями Правил безопасности для концевой канатной откатки;
д) сцепки и контрсцепки должны заменяться новыми не позже чем через пять лет после навески.
3.9. На посадочных площадках грузолюдских дорог должны быть вывешены объявления с указанием кода применяемых сигналов, общего количества посадочных мест в составе, фамилии и должности лица, ответственного за перевозку людей.
3.10. Выработки и подвижной состав напочвенных дорог должны быть оснащены средствами сигнализации и знаками безопасности в соответствии с Едиными требованиями к сигналам и знакам в подземных выработках и на шахтном транспорте угольных и сланцевых шахт.
3.11. Запрещается:
перевозить людей в составе с грузом, за исключением лиц, управляющих дорогой и сопровождающих груз;
управлять дорогой другим лицам, кроме указанных в п. 3.1 настоящей Инструкции;
езда людей на грузовых тележках (вагонетках);
эксплуатировать напочвенные дороги в выработках с неисправной крепью и при отсутствии требуемых зазоров по сечению выработки, а также при неисправности пути, подвижного состава, тормозных систем, аппаратуры управления и сигнализации и средств связи;
перевозить крупногабаритное оборудование без участия лица технического надзора;
прицеплять платформы с длинномерными материалами или с крупногабаритным оборудованием непосредственно за или перед кабиной, в которой находятся люди;
передвижение людей по наклонной выработке во время работы напочвенной дороги.
4. Механизмы и устройства напочвенных дорог
4.1. На грузолюдских напочвенных дорогах в качестве тяговых должны применяться круглопрядные грузолюдские канаты диаметром не менее 15 мм с проволокой не ниже марки "В" (ГОСТ 2688-80; ГОСТ 7655-80), изготовленные из оцинкованной проволоки по группе "Ж".
На грузовых дорогах допускается использование канатов из светлой проволоки и канатов из проволоки марки I.
Разрешается применение других канатов, допущенных Госгортехнадзором России к применению на напочвенных дорогах.
4.2. Тяговые канаты грузолюдских напочвенных дорог должны иметь при навеске запас прочности не ниже:
6-кратного в режиме перевозки людей;
5-кратного в режиме перевозки грузов.
Запас прочности канатов грузовых напочвенных дорог должен быть не менее 5-кратного.
Запас прочности каната определяется относительно статической нагрузки, рассчитанной по формулам:
для нижнего расположения привода:
S = Q (sin альфа + 0,02 cos альфа) +
+ 0,3q x 2Lк cos бета + 0,5Qн + 0,2Lк, кгс;
для верхнего расположения привода:
S = Q (sin альфа + 0,02 cos альфа) +
+ qLк (sin бета + 0,3 cos бета) + 0,1Lк, кгс,
где:
Q - максимальный вес грузового (пассажирского) состава, кгс;
альфа - наибольший угол наклона выработки, град.;
бета - средневзвешенный угол наклона, град.;
Lк - длина одной ветви тягового каната (длина дороги), м;
q - погонный вес каната, кгс/м;
Qн - вес натяжного груза в сбегающей со шкива ветви каната, кгс;
0,02 - коэффициент сопротивления движению состава;
0,3 - коэффициент сопротивления перемещению каната;
0,1 и 0,2 - коэффициенты, учитывающие сопротивление вращению блоков и роликов на трассе дороги, кгс/м.
4.3. Счалка канатов должна производиться в соответствии с "Инструкцией по эксплуатации стальных канатов в шахтных стволах". Допустимое число счалок (n) по длине тягового каната определяется (с округлением до ближайшего большего целого числа) выражением:
n = L / Lб,
где:
L - длина тягового каната, м;
Lб - >= 600 м - емкость аккумулирующего устройства для запаса каната (канатоемкость барабана приводной тележки).
Расстояние между счалками должно быть не менее трех длин счалок.
4.4. Для ориентирования тягового каната по трассе должны применяться поддерживающие и направляющие устройства, расстояние между которыми определяется эксплуатационной документацией и проектом установки дороги в горной выработке. При этом угол перегиба каната на блоках и роликах поддерживающих и направляющих устройств не должен превышать 6°.
Направляющие и поддерживающие устройства должны быть выполнены так, чтобы при работе дороги исключалась возможность выпадения тягового каната, выхода его за установленные проектом габариты и соприкосновения с элементами конструкции дороги, расположенными в выработке, оборудованием или крепью выработок.
4.5. Приводная станция напочвенной дороги должна быть оборудована двумя тормозами: рабочим и предохранительным.
Предохранительный тормоз должен быть колодочного или дискового типа, иметь грузовой или пружинный привод и воздействовать на канатоведущий (приводной) шкив. На грузовых дорогах в качестве предохранительного допускается применение ленточного тормоза с грузовым или пружинным приводом.
В приводных станциях с гидрообъемной передачей роль рабочего тормоза может выполнять гидропередача.
Отношение величины момента, развиваемого предохранительным тормозом, к статическому моменту должно быть не менее указанного в таблице.
-----------------------T-------------T-------------T-------------¬
¦Угол наклона, град. ¦ До 15 ¦ 20 ¦ 25 ¦
+----------------------+-------------+-------------+-------------+
¦ Мтор ¦ 1,8 ¦ 2,0 ¦ 2,6 ¦
¦К = ----- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ Мстат ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------------+-------------+-------------+--------------
Для выработок с переменным углом наклона величина тормозного момента устанавливается по наибольшему углу наклона выработки.
Значения кратности тормозного момента для промежуточных углов наклона, не указанных в таблице, определяются путем линейной интерполяции.
Замедление как при рабочем, так и при предохранительном торможении не должно превышать величины, обусловленной возможностью проскальзывания каната по шкиву.
4.6. Наибольшая рабочая скорость напочвенных дорог не должна превышать 1,0 м/с, если привод не обеспечивает плавного регулирования скорости.
4.7. Натяжение тягового каната должно осуществляться устройствами, обеспечивающими постоянную величину его натяжения.
4.8. Средства крепления приводной станции, натяжного устройства и концевого блока должны обеспечивать их надежное удержание от сдвига, опрокидывания и разворота, иметь не менее чем 6-кратный запас прочности по отношению к расчетной максимальной статической нагрузке и соответствовать технической документации на дорогу.
4.9. Парашютная система напочвенных дорог должна включаться автоматически при превышении допустимой скорости движения не более чем на 25% и вручную с мест расположения в составе лиц, управляющих дорогой.
На грузовых дорогах, имеющих рабочую скорость не более 1 м/с, допускается производить включение парашютов при скорости 2 м/с.
Остановка состава парашютами должна происходить на пути не более 10 м.
4.10. Для управления напочвенными дорогами и сигнализации должна использоваться специально предназначенная аппаратура заводского изготовления.
Аппаратура управления должна обеспечивать:
дистанционное управление приводом дороги кондуктором из состава с любой точки трассы;
местное управление приводом дороги с места установки приводной станции по сигналам кондуктора;
экстренную остановку привода любым лицом с трассы дороги и с поста местного управления, с выключением привода и наложением тормозов;
возможность подачи кодовых сигналов с любой точки трассы;
автоматическую остановку привода при проезде составом конечных пунктов откатки, опускании натяжного груза ниже допустимого уровня, превышении скорости тягового каната на 25% от номинальной, снижении скорости (пробуксовке) тягового каната относительно приводного шкива на 25%, неисправности цепей управления или цепей экстренной остановки, срабатывании тормозных устройств.
4.11. Требование о контроле превышения скорости распространяется только на максимальное значение рабочей паспортной скорости дороги.
4.12. Аппаратура управления должна исключать возможность:
одновременного дистанционного и местного управления приводом дороги;
пуска привода дороги без подачи предпускового предупредительного сигнала;
повторного пуска привода при срабатывании защиты от снижения (пробуксовки) или превышения скорости каната;
повторного пуска привода до тех пор, пока не будет снят сигнал "Стоп" с места остановки дороги при экстренном отключении;
повторного пуска привода в сторону переподъема при наезде состава на концевой выключатель в конечных пунктах откатки.
5. Надзор и контроль
5.1. Обслуживающий персонал должен ежесменно перед началом работы осматривать подвижной состав, приводную станцию, натяжное устройство, сцепные и сигнальные устройства, а парашютные устройства опробовать включением вручную.
Выработка, привод, парашютные устройства и электрооборудование не реже одного раза в сутки должны осматриваться ответственным лицом, назначенным приказом по шахте.
Контроль состояния оборудования напочвенной дороги должен осуществляться еженедельно механиком участка, в ведении которого находится дорога, а грузолюдской - также ежеквартально главным (старшим) механиком шахты или назначенным им лицом из числа ИТР.
Результаты осмотра заносятся в книгу осмотра подъемной установки, форма которой имеется в Правилах безопасности угольных шахт (п. п. 1, 2, 4, 12, 15, 16).
5.2. На дорогах, установленных в выработках с углом наклона более 5°, ежемесячно под руководством механика участка должны производиться испытания ограничителей скорости парашютных устройств.
5.3. Парашютные устройства дорог должны испытываться не реже одного раза в шесть месяцев в соответствии с требованиями эксплуатационной документации под руководством главного (старшего) механика шахты.
Результаты испытаний должны заноситься в книгу осмотра подъемной установки.
5.4. Тяговые канаты напочвенных дорог должны быть испытаны перед навеской согласно требованиям Правил безопасности. Канат должен браковаться, если в нем при испытании по проволокам суммарная площадь поперечного сечения проволок, не выдержавших испытаний на перегиб и разрыв, составляет 6%.
5.5. В процессе эксплуатации тяговые канаты должны испытываться повторно через каждые шесть месяцев. Если суммарная площадь поперечных сечений проволок, не выдержавших испытаний на перегиб и разрыв, достигает 25% общей площади поперечного сечения всех проволок каната, канат должен быть снят.
На повторные испытания представляется рабочий участок тягового каната, примыкающий к месту его закрепления на раме приводной тележки.
При предоставлении на испытания канатов грузолюдских дорог в заявлении должны указываться два значения нагрузки: в режиме перевозки людей и в режиме перевозки грузов.
5.6. Осмотр тягового каната должен проводиться ежесуточно специально назначенным и обученным лицом.
Еженедельный осмотр каната проводится механиком участка.
Не реже одного раза в шесть месяцев осмотр каната должен проводиться с участием главного (старшего) механика шахты.
Осмотр канатов должен проводиться по всей длине при скорости не более 0,3 м/с. Для дорог длиной более 500 м допускается производить осмотр каната поэтапно в течение нескольких смен, не превышая установленной периодичности.
Осмотр канатов на грузовых дорогах, не имеющих специальной смотровой скорости до 0,3 м/с и установленных в выработках с углом наклона менее 10°, допускается производить при остановленном канате путем его обхода.
Допускается также проводить ежесуточный осмотр каната, у которого число оборванных проволок не превышает 2% от общего числа проволок на длине шага свивки, при скорости движения до 1 м/с.
Результаты осмотров должны заноситься в книгу осмотра подъемных канатов и их расхода, форма которой имеется в Правилах безопасности.
5.7. Запрещается эксплуатация канатов:
а) при наличии порванных, выпученных или запавших прядей, узлов, "жучков" и других повреждений;
б) если на каком-либо участке, равном шагу свивки, число оборванных проволок достигает 5% от общего числа в канате;
в) при утонении более чем на 10% от номинального диаметра.
5.8. В случае экстренного нагружения каната работа напочвенной дороги должна быть немедленно остановлена для осмотра каната.



Приложение
ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА УСТАНОВКИ НАПОЧВЕННОЙ ДОРОГИ
Проект установки напочвенной дороги, выполняемой в соответствии с п. 2.1 Инструкции, должен содержать:
описание и схему транспортной выработки с указанием ее длины, профиля, положения в плане и зазоров в местах, оговоренных Инструкцией;
схемы размещения основного и вспомогательного оборудования, в том числе по п. 2.7, и схему формирования состава с учетом требований п. п. 3.2 и 3.8;
схемы оборудования перегрузочных пунктов, а также посадочных площадок и узлов сопряжений и пересечений с другими транспортными средствами;
расчет закрепления приводной станции, натяжного устройства и концевого блока в соответствии с требованиями п. 4.6;
схему установки поддерживающих и направляющих устройств тягового каната (по п. 4.4);
указания по организации и порядку выполнения работ по перевозке людей и грузов;
монтажную электрическую схему, схему сигнализации и схему выполнения блокировок в соответствии с требованиями п. п. 3.6, 4.12;
указания мер безопасности.
Утвержденный проект должен находиться на том участке (службе), в ведении которого находится дорога.

ВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ МОНОРЕЛЬСОВЫХ ДОРОГ В УГОЛЬНЫХ ШАХТАХ. РД 05-323-99 (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 10.11.1999 n 83) (ред. от 23.07.2002)  »
Постановления и Указы »
Читайте также