ВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ МОНОРЕЛЬСОВЫХ ДОРОГ В УГОЛЬНЫХ ШАХТАХ. РД 05-323-99 (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 10.11.1999 n 83) (ред. от 23.07.2002)


Утверждены
Постановлением
Госгортехнадзора России
от 10 ноября 1999 г. N 83
Введены в действие
с 1 ноября 2000 года
ВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ МОНОРЕЛЬСОВЫХ ДОРОГ
В УГОЛЬНЫХ ШАХТАХ
РД 05-323-99
(в ред. Постановления Госгортехнадзора РФ
от 23.07.2002 N 46)
1. Общие положения
1.1. Настоящие Временные требования распространяются на эксплуатацию подземных грузолюдских и грузовых монорельсовых дорог с канатным тяговым органом <*>.
--------------------------------
<*> Правила эксплуатации монорельсовых дорог с дизельным приводом изложены в Технических требованиях по безопасной эксплуатации транспортных машин с дизельным приводом в угольных шахтах.
1.2. Эксплуатация монорельсовых дорог должна осуществляться в соответствии с положениями Правил безопасности в угольных шахтах, Правил технической эксплуатации угольных и сланцевых шахт, настоящих Временных требований и заводской эксплуатационной документации.
1.3. Прием в эксплуатацию монорельсовой дороги производится после ее обкатки и оформляется актом комиссии, назначенной директором шахты.
1.4. Монорельсовые дороги должны быть сертифицированы и иметь разрешение Госгортехнадзора России на их применение в угольных шахтах.
Право выдачи сертификатов на монорельсовые дороги имеют аккредитованные в установленном порядке органы по сертификации, в область аккредитации которых входит это оборудование.
1.5. Исключен. - Постановление Госгортехнадзора РФ от 23.07.2002 N 46.
1.6. Положения настоящих Временных требований являются обязательными для:
субъектов предпринимательской деятельности и организаций (независимо от организационно-правовой формы), включая иностранных физических и юридических лиц, разрабатывающих, модернизирующих, изготовляющих, реализующих и использующих монорельсовые дороги, предназначенные для применения в угольных шахтах;
органов по сертификации и испытательных лабораторий, в область аккредитации которых входит горнотранспортное оборудование.
2. Правила оборудования горных выработок
2.1. Оборудование горных выработок монорельсовыми дорогами должно производиться по проекту, утвержденному главным инженером шахты и выполненному в соответствии с требованиями Правил безопасности и настоящих Временных требований (см. Приложение).
2.2. Максимальные углы наклона и радиусы поворота выработок, в которых монтируются дороги, не должны превышать значений, указанных в технической документации на дорогу.
2.3. Зазор между наиболее выступающей частью габарита подвижного состава монорельсовой дороги или перевозимого груза и крепью выработки должен быть не менее 0,3 м и для прохода людей не менее 0,7 м на всем протяжении трассы дороги.
2.4. В горизонтальных и наклонных выработках, оборудованных конвейерным и монорельсовым транспортом, проход для людей должен устраиваться между подвижным составом и крепью выработки, а зазор между подвижным составом и конвейером должен быть не менее 0,4 м.
В местах перегрузки горной массы с конвейера на конвейер и расположения промежуточных приводов допускается местное уменьшение зазоров между наиболее выступающими кромками габаритов подвижного состава монорельсовой дороги и конвейера до 0,25 м. Указанные места должны ограждаться предупредительными знаками и проезжаться на пониженной скорости с подачей звукового предупредительного сигнала.
2.5. Запрещается размещение в одной наклонной выработке средств монорельсового и рельсового транспорта.
В наклонных выработках, оборудованных монорельсовыми дорогами и рельсовым транспортом до выхода настоящих Временных требований, должны предусматриваться блокировки, исключающие возможность их одновременной работы.
При размещении в одной выработке средств монорельсового и самоходного транспорта проезжая часть выработки, предназначенная для передвижения самоходных машин, должна ограждаться устройствами (бордюрами, отбойными брусьями и т.п.), исключающими возможность сближения самоходных машин с наиболее выступающей частью габарита подвижного состава монорельсовой дороги менее чем на 0,4 м.
Указанные в настоящем пункте требования не распространяются на узлы сопряжения и пересечения монорельсовых дорог с другими средствами транспорта, а также на перегрузочные пункты.
2.6. Зазор между габаритами подвижного состава двух монорельсовых дорог (в выработках с двухпутным монорельсовым транспортом) должен быть не менее 0,4 м.
2.7. При оборудовании перегрузочных пунктов в узлах сопряжения монорельсовых дорог между собой или с другими видами транспорта проходы для людей должны устраиваться с обеих сторон выработки.
2.8. Величина зазора на закруглениях и примыкающих к ним прямых участках выработок должна приниматься не менее указанной в таблице.
--------------------------------T--------------------------------¬
¦ Место расположения ¦ Величина зазора, м ¦
¦ зазора +---------------T----------------+
¦ ¦ V <= 1 м/с ¦ V > 1 м/с ¦
+-------------------------------+---------------+----------------+
¦Со стороны прохода для людей ¦ 0,7 + H ¦ 0,85 + H ¦
+-------------------------------+---------------+----------------+
¦С неходовой стороны ¦ 0,2 + H ¦ 0,3 + H ¦
L-------------------------------+---------------+-----------------
Здесь:
V - скорость движения по закруглению и примыкающим прямым участкам, м/с;
H = 0,34V2/R - величина уширения выработки, м;
R - радиус закругления выработки, м.
Длины примыкающих к закруглениям прямых участков принимаются в зависимости от радиуса закруглений выработки.
-----------------------T-----T-----T-----T-------T-------T-------¬
¦Радиус закругления, м ¦ 4 ¦ 6 ¦ 8 ¦10 - 14¦16 - 20¦20 - 25¦
¦Длина примыкающих ¦ 30 ¦ 25 ¦ 20 ¦ 15 ¦ 10 ¦ 5 ¦
¦участков, м ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------------+-----+-----+-----+-------+-------+--------
Достаточность полученных значений зазоров на закруглениях должна проверяться по фактору вписывания длинномерных грузов.
2.9. Расстояние между днищами подвижного состава и почвой выработки или расположенным на почве оборудованием должно быть не менее 0,4 м.
При перевозках крупногабаритного оборудования допускается с письменного разрешения главного инженера шахты уменьшение зазора между нижней кромкой перевозимого груза и почвой выработки или расположенным на почве оборудованием до 0,2 м при выполнении следующих условий:
сопровождение груза лицом технического надзора;
выключение конвейера и механическая блокировка его пускателя при доставке по конвейеризированным выработкам.
2.10. В местах посадки людей на подвижной состав монорельсовых дорог должен быть проход шириной не менее 1 м со стороны посадки.
Для посадочных площадок, периодически переносимых в процессе эксплуатации, допускается уменьшение ширины прохода до 0,7 м.
2.11. Посадочные площадки должны оборудоваться настилами с таким расчетом, чтобы расстояние между днищем пассажирской кабины (платформы) и настилом составляло от 0,2 до 0,4 м. Длина настила должна быть не менее длины пассажирской части состава.
2.12. Места пересечения монорельсовых дорог с кабелями, трубопроводами, контактным проводом и т.п. должны быть выполнены в соответствии с проектом установки дороги таким образом, чтобы исключалась возможность их соприкосновения.
2.13. Посадочные площадки и выработки для монорельсовых дорог должны быть освещены в соответствии с нормами, приведенными в ПТЭ.
2.14. Стационарные посадочные площадки и приводная станция должны оборудоваться телефонной связью, включенной в общешахтную сеть.
3. Правила перевозки людей
3.1. Управление монорельсовой дорогой с канатным тяговым органом должно осуществляться кондуктором, прошедшим специальное обучение, имеющим удостоверение на право управления дорогой и назначенным приказом по шахте.
Допускается управление дорогой с канатным тяговым органом обученным лицом непосредственно с приводной станции по сигналам кондуктора. Управлять дорогой другим лицам запрещается.
3.2. В составах монорельсовых дорог кондуктор должен находиться в передней части первой по ходу движения пассажирской кабины.
3.3. Подвижной состав монорельсовой дороги должен оснащаться жесткими сцепками, обеспечивающими возможность работы дорог в горизонтальных и наклонных выработках, безопасность сцепления, а также исключающими возможность самопроизвольного расцепления.
Пассажирская часть состава монорельсовой дороги и кабины для сопровождающих состав лиц должны соединяться между собой и приводной тележкой двойными сцепками.
3.4. Состав монорельсовой дороги должен быть оборудован автоматическими аварийными тормозными (парашютными) системами таким образом, чтобы при разрыве сцепных устройств состава, превышении нормальной скорости его движения на 25%, обрыве тягового каната или ручном включении аварийной тормозной системы происходила остановка всех единиц подвижного состава на длине тормозного пути, не превышающей 10 м.
Ручное включение аварийной тормозной системы должно обеспечиваться из мест расположения кондуктора в голове и хвосте пассажирской части состава.
3.5. Сцепные устройства дорог должны иметь 10-кратный запас прочности по отношению к максимальной статической нагрузке в режиме перевозки людей и 6-кратный запас при перевозке грузов.
3.6. Пассажирская часть состава должна оснащаться средствами для подачи сигнала кондуктору.
3.7. Конструкция сидений для пассажиров должна обеспечивать удобное положение тела человека независимо от угла наклона выработки.
3.8. Пассажирские кабины и кабины для лиц, сопровождающих состав, могут быть выполнены легкосъемными и подвешиваться к кареткам по мере необходимости.
Узлы крепления съемных кабин должны обеспечивать не менее чем 6-кратный запас прочности по отношению к максимальной статической нагрузке.
3.9. Конструкция кабины для сопровождающего, а также устройство и расположение мест посадки сопровождающего в пассажирской кабине должны обеспечивать обзор трассы и возможность посадки сопровождающего лицом в направлении движения.
3.10. При работе дороги в режиме перевозки грузов количество людей, находящихся в составе, не должно превышать трех человек. В это число могут входить только лица, сопровождающие груз, и кондуктор.
Перевозка людей должна производиться пассажирскими кабинами (платформами), количество и расположение которых в составе определяются проектом в зависимости от назначения дороги, характера и количества перевозимых грузов и количества перевозимых людей.
При выполнении пассажирских рейсов допускается использование грузовых тележек состава для перевозки ручного инструмента.
Запрещается езда людей на грузовых тележках.
3.11. Выполнение пассажирских рейсов в конвейеризированных выработках с углами наклона свыше 10° до 18° включительно допускается при условии оборудования конвейера ловителями ленты или устройствами контроля целостности тросов (для резинотросовых лент).
3.12. Скорость движения составов монорельсовых дорог должна определяться конструкцией и паспортом дороги.
Перевозка длинномерных и крупногабаритных грузов должна осуществляться при скорости не более 1 м/с.
3.13. В выработках со знакопеременным профилем, имеющих участки с обратным уклоном протяженностью более длины двух составов, должны применяться дороги, оборудованные аварийными тормозными устройствами (парашютами) двустороннего действия.
3.14. На посадочных площадках должны быть вывешены объявления с указанием кода применяемых сигналов, общего количества посадочных мест в составе, фамилии и должности лица, ответственного за перевозку людей.
3.15. Выработки с монорельсовым транспортом и подвижной состав монорельсовых дорог должны быть оснащены средствами сигнализации и знаками безопасности в соответствии с Едиными требованиями к сигналам и знакам в подземных выработках и на шахтном транспорте угольных и сланцевых шахт.
3.16. Формирование составов монорельсовых дорог должно производиться в строгом соответствии с руководством или инструкцией по эксплуатации с принятием мер безопасности против случайного скатывания подвижного состава в наклонную часть выработки.
Если грузовая часть состава не оснащена аварийной тормозной (парашютной) системой, то грузовые тележки должны соединяться с улавливаемой (оборудованной парашютами) частью состава, а также между собой, кроме сцепки, также контрсцепками.
3.17. Сцепки и контрсцепки должны быть заводского изготовления и заменяться новыми не позже чем через пять лет после навески.
3.18. Состав монорельсовой дороги должен быть загружен таким образом, чтобы между находящимися на смежных тележках грузами выдерживалось расстояние, обеспечивающее прохождение состава на закруглениях и перегибах пути, но не менее 0,3 м. При этом на всем протяжении трассы дороги зазор между верхней кромкой перевозимого груза и нижней кромкой монорельсового пути должен быть не менее 50 мм.
Боковые отклонения перевозимых грузов не должны превышать в процессе движения 0,2 м.
3.19. Эксплуатация монорельсовых дорог запрещается:
в выработках с неисправной крепью и при отсутствии требуемых при установке дороги зазоров по сечению выработки;
при неисправности монорельсового пути, подвижного состава, тормозной системы, аппаратуры управления, сигнализации и средств связи.
4. Требования к монорельсовому пути
4.1. Несущий орган монорельсовой дороги (монорельсовый путь) должен собираться из стандартных секций заводского изготовления.
Устройства для подвески монорельсового пути должны быть заводского изготовления и соответствовать типу крепи выработки.
Допускается применение элементов монорельсового пути, изготовленных на ремонтных предприятиях по технической документации завода - изготовителя дорог.
Конструкция монорельсового пути должна предусматривать возможность установки специальных устройств (растяжек), предотвращающих раскачивание монорельсового пути в плоскости поперечного сечения выработки.
4.2. Устройства для подвески монорельсового пути должны иметь не менее чем 3-кратный запас прочности по отношению к максимальной статической нагрузке, обеспечивать возможность регулировки положения монорельса по высоте и быть приспособленными для подвески к соответствующим видам крепи выработки.
При использовании для подвески монорельса цепей последние должны иметь не менее чем 5-кратный запас прочности по отношению к максимальной статической

ВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ МОНОРЕЛЬСОВЫХ ДОРОГ В УГОЛЬНЫХ ШАХТАХ. РД 05-323-99 (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 10.11.1999 n 83)  »
Постановления и Указы »
Читайте также