НОРМЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТРАНСПОРТНЫЕ МАШИНЫ С ДИЗЕЛЬНЫМ ПРИВОДОМ ДЛЯ УГОЛЬНЫХ ШАХТ. РД 05-311-99 (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 30.09.1999 n 71) (ред. от 23.07.2002)


Утверждены
Постановлением
Госгортехнадзора России
от 30 сентября 1999 г. N 71
Введены в действие
с 1 сентября 2000 года
НОРМЫ БЕЗОПАСНОСТИ
НА ТРАНСПОРТНЫЕ МАШИНЫ С ДИЗЕЛЬНЫМ
ПРИВОДОМ ДЛЯ УГОЛЬНЫХ ШАХТ
РД 05-311-99
(в ред. Постановления Госгортехнадзора РФ
от 23.07.2002 N 46)
Разработка норм безопасности осуществлена ННЦ ГП-ИГД им. А.А. Скочинского и НТЦ "Промышленная безопасность" Госгортехнадзора РФ на основании обобщения накопленного опыта конструирования, изготовления и эксплуатации транспортных машин с дизельным приводом в угольных шахтах, результатов проведенных исследований, предложений ВостНИИ (А.В. Лебедев, Р.И. Чернов, А.В. Ещеркин) и других предприятий и организаций.
В разработке настоящих норм безопасности принимали участие Л.А. Чубаров, В.П. Степаненко, И.П. Ремизов, И.В. Сергеев, Е.Ф. Карпов, Ю.А. Верхутов, Л.А. Беляк, М.П. Васильчук.
С вводом в действие настоящих норм безопасности на транспортные машины с дизельным приводом для угольных шахт, составленных в соответствии с § 320 Правил безопасности в угольных шахтах (РД 05-94-95), отменяются Правила изготовления транспортных средств с дизельным приводом угольных и сланцевых шахт (МакНИИ, 1974).
1. Общие требования
1.1. Настоящие нормы безопасности распространяются на конструирование и изготовление транспортных машин с дизельным приводом (напочвенных дизелевозов и подвесных монорельсовых дорог) в исполнении РВ для угольных шахт, опасных по газу или пыли.
Абзац исключен. - Постановление Госгортехнадзора РФ от 23.07.2002 N 46.
1.2. Транспортные машины с дизельным приводом и комплектующее оборудование должны соответствовать требованиям, предъявляемым к оборудованию в рудничном взрывозащищенном исполнении. На транспортных машинах с дизельным приводом должны устанавливаться малотоксичные взрывозащищенные дизельные двигатели.
1.3. Для привода должны использоваться взрывозащищенные четырехтактные дизельные двигатели с двухступенчатой камерой сгорания и минимально возможным количеством выделяемых при работе газов.
1.4. Рекомендуется при конструировании машин отдавать предпочтение дизельным двигателям с отключением части цилиндров, т.е. тем конструкциям двигателя и топливной аппаратуры, которые на холостом ходу двигателя и при низкой нагрузке обеспечивают работу только части цилиндров двигателя в целях достижения меньшего объема выхлопных газов и их меньшей токсичности.
1.5. Дизельные машины должны нормально функционировать при следующих условиях эксплуатации:
В части воздействия климатических факторов для исполнения У категории V (ГОСТ 15510-69).
Относительная влажность:
среднемесячное значение при 293 К (20 °C) 90%;
верхнее значение при 298 К (25 °C) до 100%.
Запыленность окружающей среды до 100 мг/куб. м.
Высота над уровнем моря не более 2000 м.
Верхнее значение температуры окружающей среды - плюс 40 °C, нижнее - минус 35 °C.
1.6. Транспортные машины с дизельным приводом должны, как правило, оборудоваться двухступенчатой системой очистки выхлопных газов - каталитическим и жидкостным нейтрализаторами.
1.7. Всасывающий коллектор дизельного двигателя должен снабжаться управляемой из кабины машиниста заслонкой, перекрывающей доступ воздуха в цилиндры для аварийной остановки (за время не более 5 с) двигателя при работе его в метановоздушной среде.
1.8. Температура поверхности наиболее нагреваемой части дизельного двигателя транспортной машины не должна превышать 150 °C, а температура выхлопных газов после очистки и охлаждения на выходе в рудничную атмосферу должна быть не более 70 °C. Температура рабочей жидкости гидропередачи не должна превышать 85 °C, воды системы охлаждения - 95 °C, моторного масла - 115 °C.
1.9. Допускается по согласованию с Госгортехнадзором России изготовление и применение транспортных машин с дизельным приводом с одноступенчатой очисткой или без очистки выхлопных газов, а также без устройств контроля температуры рабочей жидкости гидропередачи и применение в качестве рабочей жидкости минеральных масел при условии, что на всех режимах работы машины концентрация вредных компонентов в выхлопных газах не превышает допустимых значений и приняты конструктивные меры, исключающие перегрев рабочей жидкости.
1.10. Содержание в выхлопных газах оксида углерода и оксидов азота в пересчете на диоксид азота NO2 работы при эксплуатации транспортной машины не должно превышать значений, приведенных в таблице.
-----------------------T-----------------------------------------¬
¦ Наименование ¦ Содержание по объему, % (ppm) ¦
¦ +-------------------T---------------------+
¦ ¦ до газоочистки ¦ после газоочистки ¦
+----------------------+-------------------+---------------------+
¦Оксид углерода ¦ 0,2 (2000) ¦ 0,08 (800) ¦
¦Оксиды азота в пере- ¦ 0,07 (700) ¦ 0,07 (700) ¦
¦счете на NO2 ¦ ¦ ¦
L----------------------+-------------------+----------------------
В выхлопных газах новых дизельных двигателей после газоочистки содержание оксида углерода не должно превышать 0,05% (500 ppm) по объему.
1.11. Выхлопные отверстия машин должны располагаться так, чтобы исключалась возможность попадания неразбавленных выхлопных газов в кабину машиниста и в зону дыхания людей, находящихся рядом с машиной. Направление и скорость струи выхлопных газов не должны приводить к завихрению пыли в выработках.
1.12. Водяной бак системы орошения выхлопных газов должен быть расположен выше уровня насоса, подающего воду в выхлопную трубу. Вода, поступающая к насосу, должна очищаться фильтром от механических примесей.
1.13. Пуск взрывозащищенного дизельного двигателя должен производиться автономным взрывозащищенным пусковым устройством, устанавливаемым на транспортной машине.
При ручном пуске дизельного двигателя после окончания пуска пусковая рукоятка должна автоматически возвращаться в исходное положение.
Для пуска холодного дизельного двигателя допускается применение стационарного взрывозащищенного пускового устройства.
1.14. Применение топлива, не рекомендованного изготовителем двигателя, не допускается.
1.15. Исполнение механизмов регулировки подачи топлива и угла впрыска топлива на дизельных двигателях должно исключать самопроизвольное нарушение регулировки, а также должны предусматриваться пломбы и маркировки, гарантирующие сохранение регулировки, обеспечивающей наименьшую токсичность выхлопных газов дизельного двигателя.
1.16. Для обеспечения пламегашения вдоль клапанного штока направляющие клапанов дизельного двигателя должны иметь длину не менее 13 мм.
Соединение между головками цилиндров и выхлопным коллектором дизельного двигателя должно уплотняться металлическими или железоасбестовыми прокладками толщиной не менее 1,5 мм. При этом ширина прокладок должна быть не менее 10 мм.
1.17. На дизельном двигателе количество вентиляционных отверстий, соединяющих картер со всасывающей системой, должно быть минимальным. Эти отверстия и пробки во всасывающей и выхлопной системах должны иметь пламегасители.
1.18. Для удаления воздуха из топливной системы двигателя должны предусматриваться ручной подкачивающий насос и магистраль для сброса топлива с воздухом в топливный бак.
1.19. Для обеспечения взрывобезопасности всасывающая и выхлопная системы транспортной машины с дизельным приводом должны ограждаться пламегасительными устройствами. Живое сечение пламегасительного устройства на входе должно быть не менее площади отверстия всасывающей трубы, а на выходе - не менее удвоенной площади отверстия выхлопного патрубка двигателя.
1.20. При применении пластинчатых пламегасителей ширина пластин (длина щели между пластинами) должна быть не менее 50 мм, их толщина - не менее 1,5 мм, расстояние между пластинами (ширина щели) должно быть не более 0,5 мм - для пламегасителей всасывающей системы; 0,8 мм - для пламегасителей выхлопной системы.
В случае применения пламегасителей из гранулированных материалов диаметр гранул должен быть не более 4 мм, а высота взрывозащитного слоя гранул должна быть не менее 18 мм.
Пламегасительные устройства должны быть легкосъемными для обеспечения регулярности очистки и надежно защищены от механических повреждений.
1.21. Конструкция пламегасительных устройств должна обеспечивать возможность работы транспортной машины с дизельным приводом с полной нагрузкой в течение 8 ч без их замены.
Корпуса пламегасителей, их взрывозащитные фланцы, выхлопной коллектор и выхлопная труба, части устройства, образующие пламегасящие зазоры и каналы, должны быть изготовлены из материала, не подвергающегося активной коррозии, выдерживающего тепловое, химическое и другие воздействия, которые могут возникать при эксплуатации.
1.22. Всасывающие и выхлопные трубопроводы должны быть рассчитаны на давление не менее 0,8 МПа и подвергнуты гидравлическим испытаниям на давление, в 1,5 раза превышающее расчетное.
На детали и сборочные единицы, прошедшие испытания, должна быть нанесена маркировка, содержащая буквы "ГИ". О проведении гидравлических испытаний должно иметься свидетельство.
1.23. Объемы жидкостного водяного нейтрализатора и топливного бака должны обеспечивать возможность непрерывной работы транспортной машины с дизельным приводом с номинальной нагрузкой двигателя в течение 6 ч.
1.24. Кабины машинистов транспортных средств, их количество (одна или две) и конструктивное оформление должны проектироваться исходя из условий безопасности и удобства для машиниста и обеспечения необходимого обзора при движении машины в любом направлении.
1.25. Крыша кабины должна изготовляться из стального листа толщиной не менее 5 мм, ширина крыши должна быть не более ширины машины по раме и не менее ширины по верхней (капотной) части и должна закрывать всю кабину по длине.
Лобовые проемы кабины должны быть закрыты прозрачным материалом, не дающим при повреждении острых осколков.
1.26. В кабине машиниста должны быть установлены приборы, контролирующие давление и температуру масла в системе смазки двигателя, температуру в системе охлаждения двигателя, уровень топлива, скорость движения, количество моточасов работы дизельного двигателя и пройденный путь. Приборы должны быть снабжены соответствующими табличками.
При гидравлической передаче должны быть установлены приборы контроля давления и температуры рабочей жидкости.
При наличии пневматического оборудования должен быть прибор контроля давления воздуха.
Допускается установка приборов для визуального контроля уровня топлива, масла и воды непосредственно на баках.
В кабинах транспортных машин с дизельным приводом, предназначенных для работы в выработках с исходящей струей воздуха и подготовительных выработках, проветриваемых ВМП, шахт III категории, сверхкатегорных по газу и опасных по внезапным выбросам, должны предусматриваться места для размещения автоматических приборов контроля содержания метана, а также возможность размещения и подключения к источнику питания аппаратуры связи машиниста дизелевоза с диспетчером и управления стрелками из кабины движущегося локомотива.
1.27. На машине должны находиться органы управления:
пуском двигателя;
частотой вращения дизельного двигателя (акселератор);
регулированием скорости и движением локомотива "вперед", "назад", "нейтраль" (реверсор);
системой рабочего и экстренного торможения;
освещением;
песочной системой (только для напочвенных рельсовых дизелевозов);
системой пожаротушения;
стояночным механическим тормозом;
звуковым сигналом;
подачей дополнительного топлива при пуске;
прекращением подачи топлива.
1.28. Все контрольные приборы должны находиться в поле зрения машиниста. Рычаги управления должны быть удобно расположены и легкодоступны. Конструкция и расположение органов управления должны быть такими, чтобы управление движением невозможно было осуществить машинистом, находящимся вне кабины. При наличии второй кабины оснащение обеих кабин средствами управления и контроля за движением дизелевоза должно быть одинаковым.
1.29. Управляющий рычаг частоты вращения дизельного двигателя (рычаг акселератора), а также рычаг, управляющий направлением движения локомотива (реверсор), должны быть съемными.
Конструкция должна позволять снять реверсор только в нейтральном положении. Транспортная машина в этом случае должна быть заторможена стояночным механическим тормозом независимо от того, работает дизельный двигатель или находится в покое.
1.30. Транспортные машины с дизельным приводом должны оборудоваться устройствами защиты, автоматически останавливающими дизельный двигатель при превышении температуры 150 °C наиболее нагреваемой поверхности дизельного двигателя, 75 °C - температуры выхлопных газов на выходе в рудничную атмосферу, 115 °C - температуры масла двигателя, при снижении уровня воды в жидкостном нейтрализаторе и рабочей жидкости в гидросистеме, а также снижении давления масла двигателя и рабочей жидкости гидросистемы ниже допустимого уровня. В топливной системе двигателя должно быть устройство аварийной остановки, закрывающее подвод топлива в впрыскивающий насос, причем остановка двигателя должна происходить за время не более 100 с с момента подачи сигнала на отключение.
1.31. Конструкция устройства тепловой защиты должна обеспечивать возможность контроля ее срабатывания.
1.32. Трубопроводы, сообщающиеся со всасывающей и выхлопной системами дизельного двигателя, должны подсоединяться с помощью накидных гаек с резьбой, выполненной по 3 классу точности, число ниток должно быть не менее 5, шаг резьбы - не менее 0,7 мм. Должны предусматриваться приспособления, препятствующие самоотвинчиванию гаек вследствие тряски и вибрации.
1.33. Вводы для подачи огнегасительной смеси или воды в выхлопную и всасывающую системы, а также штуцеры для отбора проб выхлопных газов должны иметь пламегасители в виде каналов диаметром не более 1 мм при длине не менее 13 мм или диаметром не более 0,8 мм при длине не менее 5 мм.
1.34. Конструкция и качество уплотнений топливной системы должны исключать возможность подтекания топлива. Топливные магистрали должны быть защищены от повреждений и вибрации и отстоять не менее чем на 25 мм от поверхностей выхлопного коллектора, выхлопной трубы двигателя и от неохлаждаемых и вращающихся частей дизельного двигателя. Топливопроводы должны быть защищены от повреждения и расположены так, чтобы топливо, вытекающее в результате появившихся неплотностей или деаэрации, не могло попадать

НОРМЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТРАНСПОРТНЫЕ МАШИНЫ С ДИЗЕЛЬНЫМ ПРИВОДОМ ДЛЯ УГОЛЬНЫХ ШАХТ. РД 05-311-99 (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 30.09.1999 n 71)  »
Постановления и Указы »
Читайте также