ПОСТАНОВЛЕНИЕ Минтранса РФ от 18.07.2002 n 5 О МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ


МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СОВЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июля 2002 г. N 5
О МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА
В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Совет государственной службы гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации отмечает, что в гражданской авиации проводится определенная работа, направленная на улучшение условий и обеспечение безопасности труда работников в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации".
Так, в большинстве авиапредприятий и организаций гражданской авиации разрабатываются и выполняются планы мероприятий по предупреждению производственного травматизма, соглашения по охране труда и колдоговорные мероприятия по улучшению условий труда работников и реализации их трудовых прав в области охраны труда, установленных законодательством об охране труда. За последние шесть лет в среднем по отрасли расходы на охрану труда в расчете на одного работника возросли почти в шесть раз.
Обеспечивается проведение всех видов инструктажа по безопасности труда, организованы обучение и проверка знаний по охране труда руководителей и специалистов авиапредприятий и организаций гражданской авиации.
Принимаются меры по укреплению служб охраны труда, созданию кабинетов охраны труда, проведению аттестации рабочих мест по условиям труда и контролю за состоянием производственной среды. Как правило, работники обеспечиваются спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами.
Налаживается сотрудничество в работе по охране труда с комитетами профсоюзов авиапредприятий и организаций гражданской авиации, создаются совместные комиссии по охране труда. Вопросы улучшения условий и охраны труда находят отражение в отраслевых тарифных соглашениях.
Проводится работа по совершенствованию отраслевой нормативной базы по охране труда, разработке правил, типовых инструкций и методических документов по охране труда.
Организовано повышение квалификации инженеров по охране труда, начата подготовка экспертов Системы сертификации в гражданской авиации Российской Федерации по сертификации организаций гражданской авиации (по оценке организации охраны труда).
На авиапредприятия и в организации гражданской авиации регулярно направляются ежегодные анализы состояния охраны труда в гражданской авиации и ежеквартальные информации о производственном травматизме с указанием мер по предупреждению несчастных случаев на производстве.
В результате проводимой работы по охране труда в течение ряда лет в гражданской авиации отмечалась тенденция к снижению уровня производственного травматизма и сокращению численности работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям.
Вместе с тем вопросам охраны труда еще не уделяется должного внимания. Они не стали предметом систематического специального обсуждения в территориальных органах воздушного транспорта Минтранса России, а также на совещаниях по итогам работы.
В ряде территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России, в том числе таких крупных, как Красноярское МТУ ВТ Минтранса России, Западно-Сибирское и Уральское ОМТУ ВТ Минтранса России, функции специалиста по охране труда выполняются по совмещению.
Из-за скудного финансирования, малочисленности научных подразделений, занимающихся вопросами охраны труда, научно-техническая поддержка при решении проблем охраны труда в гражданской авиации недостаточна, в том числе не соблюдаются сроки пересмотра отраслевых нормативных документов по охране труда, не ведется работа по созданию видео- и печатной продукции по отраслевым вопросам безопасности труда.
Еще на многих авиапредприятиях и в организациях гражданской авиации недостаточно укомплектованы службы охраны труда (в целом по отрасли укомплектованность служб охраны труда составляет 50 процентов от нормативной). Руководители ряда авиапредприятий (16 процентов) не соблюдают требование Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" по обязательному введению должности специалиста по охране труда в организациях с численностью более 100 работников. Среди специалистов по охране труда велика текучесть кадров в основном из-за меньшей заработной платы относительно специалистов других подразделений.
Медленными темпами проводится аттестация рабочих мест по условиям труда. Количество рабочих мест, на которых проведена аттестация, составляет 37 процентов, а признано аттестованными - 27 процентов рабочих мест.
В гражданской авиации не в полной мере осуществляется внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов в области охраны труда, в том числе недостаточно используются для этого возможности Системы сертификации в гражданской авиации Российской Федерации.
В 2001 году по сравнению с 2000 годом общее число несчастных случаев на производстве возросло на 20 процентов, а несчастных случаев со смертельным исходом - в 2,3 раза (в основном из-за большого количества пострадавших в результате авиационных происшествий). Почти на 40 процентов возросло количество лиц с выявленным профессиональным заболеванием.
Среди причин практически всех несчастных случаев (без учета авиационных происшествий) отмечен "личностный фактор", в том числе неосторожность и невнимательность пострадавших при выполнении работ и нахождении на территории (свыше 45 процентов от всех несчастных случаев), пренебрежение опасностью пострадавшими, нарушение ими трудовой и технологической дисциплины, правил и инструкций по охране труда (более 40 процентов от всех несчастных случаев); 23,5 процента всех смертельных случаев произошло при нахождении пострадавших в состоянии алкогольного опьянения.
Во многом указанные причины обусловлены недостатками в организации производства и охраны труда на авиапредприятиях и в организациях гражданской авиации, в том числе формальным отношением к обучению и инструктажу по безопасности труда, отсутствием надзора со стороны должностных лиц за ходом выполнения работ и соблюдением требований охраны труда, за исправностью производственного оборудования и содержанием территории и рабочих мест, а также недостаточной требовательностью за соблюдением трудовой дисциплины.
Отмеченные недостатки, приведшие к несчастным случаям на производстве в 2001 году, также являлись основными причинами производственного травматизма и в прошлые годы.
Наиболее неблагополучное состояние производственного травматизма в течение ряда лет отмечалось на авиапредприятиях и в организациях гражданской авиации, подконтрольных Восточно-Сибирскому, Красноярскому и Приобскому МТУ, Саха (Якутскому) ТУ, Западно-Сибирскому и Дальневосточному ОМТУ воздушного транспорта Минтранса России, а также ФУП "Госкорпорация по ОВД".
В целях улучшения условий, охраны труда, снижения производственного травматизма в гражданской авиации и во исполнение Постановления коллегии Министерства транспорта Российской Федерации от 31 января 2002 г. N 1 "О мерах по улучшению условий и охраны труда на предприятиях транспортного комплекса" Совет государственной службы гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации постановляет:
1. Руководителям департаментов, начальникам управлений и самостоятельных отделов государственной службы гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации, руководителям территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России, генеральному директору ФУП "Госкорпорация по ОВД":
1.1. Обеспечить реализацию государственной политики в области охраны труда, отдавая приоритет при решении любой производственной задачи сохранению жизни и здоровья работников, выполнению требований охраны труда.
1.2. Оказывать действенную помощь и принимать своевременные меры при обращении авиапредприятий и организаций гражданской авиации по решению возникающих проблем в области безопасности труда.
1.3. Готовить предложения и участвовать в работе по пересмотру устаревших и разработке новых нормативных правовых актов по охране труда. Считать работу по обновлению нормативной и методической документации по вопросам охраны труда одним из приоритетных направлений проводимых научно-исследовательских работ.
1.4. Обеспечить участие специалистов по охране труда при подготовке и согласовании нормативных правовых и нормативно-технических актов, касающихся вопросов безопасности труда работников.
1.5. Оценивать деятельность авиапредприятий и организаций гражданской авиации с учетом состояния условий и выполнения работ по охране труда. Считать основным видом внутриведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства в области охраны труда оценку работы по охране труда на авиапредприятиях и в организациях гражданской авиации на соответствие установленным требованиям при их сертификации в Системе сертификации в гражданской авиации Российской Федерации (ССГА) в соответствии со стандартом отрасли "Организационное обеспечение охраны труда в авиационных организациях гражданской авиации" (ОСТ 54-3-2622.75-2000).
2. Руководителям территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России:
2.1. Принять дополнительные меры по созданию, укомплектованию и укреплению службы охраны труда (в пределах утвержденной численности), имея в виду выполнение ею функций как организационно-методического руководства работой по охране труда на подконтрольных авиапредприятиях и в организациях гражданской авиации, так и осуществление внутриведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства в области охраны труда (как правило, не реже двух раз в год в каждой организации).
О принятых мерах сообщить в ГСГА Минтранса России до 01.12.02.
2.2. Обеспечить систематическое рассмотрение результатов работы по охране труда на совещаниях с руководителями подконтрольных авиапредприятий и организаций гражданской авиации, в том числе по итогам работы за год, а также проведение региональных совещаний-семинаров по охране труда.
2.3. Укреплять взаимодействие с органами исполнительной власти, ведающими вопросами охраны труда, и государственными инспекциями труда субъектов Российской Федерации, региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации, органами местного самоуправления, территориальными организациями профсоюзов работников гражданской авиации в работе по предупреждению производственного травматизма и улучшению условий труда.
3. Должностным лицам, уполномоченным проводить в установленном порядке сертификацию авиационных организаций в ССГА, рекомендовать:
3.1. При сертификации авиапредприятий и организаций гражданской авиации проводить оценку состояния и организации работы по охране труда на соответствие установленным требованиям согласно стандарту отрасли "Организационное обеспечение охраны труда в авиационных организациях гражданской авиации" (ОСТ 54-3-2622.75-2000).
3.2. В целях организации дополнительного набора на обучение кандидатов в эксперты ССГА по сертификации организаций гражданской авиации (по оценке организации охраны труда) сообщить до 01.09.02 в Управление персонала и учебных заведений гражданской авиации предложения по их количеству и кандидатурам.
4. Руководителю Департамента поддержания летной годности гражданских воздушных судов Российской Федерации и технического развития гражданской авиации:
4.1. Ежегодно предусматривать целевое финансирование научно-исследовательских работ по охране труда, в том числе по обновлению нормативной и методической документации по вопросам охраны труда.
4.2. Совместно с заместителем руководителя Департамента финансов - начальником отдела государственной поддержки гражданской авиации предусмотреть финансирование разработки отраслевой программы улучшения условий и охраны труда в гражданской авиации на 2003 - 2005 годы и ее основных мероприятий.
4.3. Совместно с генеральным директором ФГУП ГосНИИ ГА до 01.11.02 проработать вопрос об исполнении функций по научно-технической поддержке при решении проблем обеспечения работников гражданской авиации спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты производственно-внедренческим ООО "Фирма "Техноавиа".
5. Начальнику Управления персонала и учебных заведений гражданской авиации:
5.1. Совместно с ФГУП ГосНИИ ГА до 01.06.03 разработать и представить на утверждение проект отраслевой программы улучшения условий и охраны труда в гражданской авиации на 2003 - 2005 годы (на основе предложений департаментов, управлений и самостоятельных отделов ГСГА Минтранса России, территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России, авиапредприятий и организаций гражданской авиации, а также отраслевых профсоюзов).
5.2. В рамках отраслевой программы по улучшению условий и охраны труда в гражданской авиации на 2003 - 2005 годы совместно с ЦКБ ГА и ФГУП ГосНИИ ГА разработать научно обоснованные рекомендации по снижению и профилактике профессиональных заболеваний у членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации.
5.3. Обеспечить участие в разработке системы управления охраной труда в транспортном комплексе, проводимой Департаментом социального развития и кадров Минтранса России; до 20.05.03 совместно с ФГУП ГосНИИ ГА подготовить предложения по системе управления охраной труда в гражданской авиации.
5.4. Принимать меры по наиболее полному обновлению нормативной и методической документации по вопросам охраны труда в соответствии с перечнем основных отраслевых нормативных правовых и нормативно-технических актов по охране труда, требующих пересмотра (приложение к плану мероприятий, утвержденному Постановлением коллегии Минтранса России от 31.01.02 N 1).
5.5. При аттестации в установленном порядке руководителей территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России, руководителей авиапредприятий и организаций гражданской авиации проверять их знания требований законодательства об охране труда и основных отраслевых документов по обеспечению безопасности труда в гражданской авиации.
5.6. До 10.10.02 совместно с Центром переподготовки и повышения квалификации кадров воздушного транспорта Российской Федерации (Центр ППКК ВТ РФ) МГТУ ГА подготовить предложения по организации дополнительного набора для обучения кандидатов в эксперты ССГА по сертификации организаций гражданской авиации (по оценке организации охраны труда), исходя из потребности органов по сертификации ССГА, их региональных представительств и центров по сертификации ССГА.
5.7. Практиковать совместно с МГТУ ГА и ФГУП ГосНИИ ГА проведение совещаний-семинаров по обмену передовым опытом работы по охране труда с представителями территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России, руководителями и специалистами по охране труда авиапредприятий и организаций гражданской авиации.
5.8. До 20.01.03 подготовить предложения по образованию отраслевого координационного совета по охране труда в гражданской авиации с целью рассмотрения научно-технических проблем, связанных с улучшением и оздоровлением условий труда, обеспечением безопасности технологических процессов, совершенствованием средств индивидуальной и коллективной защиты и координации их решений.
5.9. До 01.04.03 принять необходимые меры по организации подготовки инженеров по охране труда по специальности "Безопасность технологических процессов и производств" в высших учебных заведениях гражданской авиации.
5.10. До 01.07.03 совместно с ФГУП ГосНИИ ГА проработать вопрос об организации обеспечения авиапредприятий и организаций гражданской авиации плакатами и видеофильмами по охране труда при выполнении работ, характерных для гражданской авиации (на основе предложений департаментов, управлений и самостоятельных отделов ГСГА Минтранса России, территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России, авиапредприятий и организаций гражданской авиации).
5.11. До 01.08.03 совместно с ФГУП ГосНИИ ГА проработать вопрос создания отраслевой информационной системы в области охраны труда и ее использования для доведения правовых и нормативных актов и методических документов по охране труда до авиапредприятий и организаций гражданской авиации.
6. Генеральному директору ФГУП ГосНИИ ГА:
6.1. В течение 2002 года совместно с УП и УЗ ГА внести изменения и дополнения в стандарт отрасли "Организационное обеспечение охраны труда в авиационных организациях гражданской авиации" (ОСТ 54-3-2622.75-2000) с учетом произошедших изменений в составе нормативных правовых актов и отраслевых документов по охране труда, а также практики применения указанного стандарта.
6.2. В течение 2002 - 2003 годов совместно с УП и УЗ ГА и по согласованию с Минтрудом России подготовить нормативную базу для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда членов экипажей воздушных судов гражданской авиации (п. 3.6 плана мероприятий, утвержденного Постановлением коллегии Минтранса России от 31.01.02 N 1).
6.3. Активизировать работу базового кабинета охраны труда гражданской авиации как отраслевого центра по методическому руководству работой кабинетов охраны труда на авиапредприятиях и в организациях гражданской авиации по обобщению и распространению передового опыта по охране труда.
7. Рекомендовать ректору МГТУ ГА поручить руководителю Центра ППКК ВТ РФ:
7.1. В соответствии с установленным порядком подготовки экспертов в ССГА и согласно распоряжению Минтранса России от 13.06.01 N НА-238-р в течение 2002 года совместно с органами по сертификации ССГА, их региональными представительствами и центрами по сертификации ССГА представить на аттестацию кандидатов в эксперты ССГА по сертификации организаций гражданской авиации (по оценке организации охраны труда), прошедших соответствующее обучение в 2001 году и необходимую стажировку по направлениям деятельности.
7.2. Обеспечить проведение учебной работы по подготовке экспертов ССГА по сертификации организаций гражданской авиации (по оценке организации охраны труда), исходя из потребности органов по сертификации ССГА, их региональных представительств и центров по сертификации ССГА, проводящих обязательную сертификацию авиапредприятий и организаций гражданской авиации.
8. Рекомендовать руководителям авиапредприятий и организаций гражданской авиации:
8.1. Принять дополнительные меры по совершенствованию работы по охране труда в соответствии с требованиями стандарта отрасли "Организационное обеспечение охраны труда в авиационных организациях гражданской авиации" (ОСТ 54-3-2622.75-2000), разработке и внедрению системы управления охраной труда в организации, а также по проведению аттестации всех рабочих мест по условиям труда.
8.2. Повысить требовательность к работникам по соблюдению дисциплины труда, создавать в организации обстановку нетерпимости к нарушителям трудовой и технологической дисциплины, правил и инструкций по охране труда.
8.3. Поощрять руководителей и специалистов структурных подразделений за работу по улучшению условий, охраны труда и предупреждению производственного травматизма, а также работников за соблюдение инструкций по охране труда и работу без травм и аварий.
8.4. Рассматривать каждый несчастный случай, произошедший на производстве, как чрезвычайное происшествие, тщательно его расследовать, принимать меры по исключению повторения аналогичных случаев и наказанию виновных.
8.5. Обеспечить системный контроль за состоянием охраны труда в подразделениях организации как должностными лицами, в том числе руководителями, так и представителями профсоюзных комитетов и уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда (административно-общественный контроль, трехступенчатый контроль и т.п.).
8.6. Планировать и финансировать мероприятия по улучшению условий и охраны труда в не менее чем определенных в статье 19 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" размерах.
8.7. В соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" комплектовать службы охраны труда в соответствии с Межотраслевыми нормативами численности работников службы охраны труда в организации, утвержденными Постановлением Минтруда России от 22.01.01 N 10 (объявлены распоряжением Минтранса России от 10 мая 2001 г. N НА-191-р); в организациях с численностью более 100 работников вводить должность специалиста по охране труда; заработную плату инженеров по охране труда устанавливать не ниже заработной платы специалистов основных подразделений организации.
8.8. Повышать уровень знаний должностных лиц по вопросам охраны труда в соответствии с установленным порядком обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов, а также обучение уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда и общественных инспекторов по охране труда, в том числе за счет средств Фонда социального страхования в соответствующих обучающих организациях, определенных Минтрудом России на проведение обучения по охране труда отдельных категорий работников организаций. Практиковать обучение и повышение квалификации специалистов по охране труда, как правило, на базе Центра ППКК ВТ РФ МГТУ ГА, а также Академии гражданской авиации.
8.9. Расширять взаимодействие с комитетами профсоюзов в работе по созданию безопасных и нормальных условий труда, способствовать деятельности комитета (комиссии) по охране труда и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда. Практиковать проведение совместных совещаний и семинаров с профсоюзным активом по вопросам улучшения условий и обеспечения безопасности труда.
8.10. Укреплять и развивать партнерство по вопросам охраны труда с местными органами самоуправления и их межведомственными комиссиями по охране труда.
9. Предложить отраслевым профсоюзам подготовить согласованные рекомендации по созданию на авиапредприятиях и в организациях гражданской авиации института общественных инспекторов по охране труда.
10. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Министра транспорта Российской Федерации П.В. Рожкова.
Председатель Совета,
Первый заместитель
Министра транспорта
Российской Федерации
А.В.НЕРАДЬКО

ПРИКАЗ Минтранса РФ от 18.07.2002 n 95 О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМ СИЛУ ПРИКАЗА ФЕДЕРАЛЬНОЙ АВИАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ ОТ 14 СЕНТЯБРЯ 1998 Г. n 285  »
Постановления и Указы »
Читайте также