РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 16.07.2002 n 978-р <О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ>


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 16 июля 2002 г. N 978-р
1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития автомобильной промышленности России, разработанную Минпромнауки России совместно с Минэкономразвития России и согласованную с Минфином России, Минтрансом России, Минобороны России, МВД России, МЧС России, МПР России, Минэнерго России, Минобразованием России, Минюстом России, ГТК России и Госстандартом России.
2. Минпромнауки России и Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработать план мероприятий по реализации Концепции развития автомобильной промышленности России на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы) и представить его в 2-месячный срок в Правительство Российской Федерации.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации учитывать положения Концепции развития автомобильной промышленности России при формировании программ развития регионов.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ



Одобрена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 16 июля 2002 г. N 978-р
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ
Концепция развития автомобильной промышленности России (далее именуется - Концепция) определяет цели, задачи и приоритеты развития этой отрасли промышленности для удовлетворения потребностей внутреннего рынка, развития производительных сил, увеличения экспорта автомобильной техники и обеспечения национальной безопасности. Концепция учитывает накопленный опыт стран, осуществляющих проведение активной государственной политики в области развития автомобилестроения.
Концепция рассчитана на период до 2010 года.
I. Цели, задачи и приоритеты Концепции
Целями Концепции являются создание условий, обеспечивающих развитие российской автомобильной промышленности, ее интеграцию в мировое автомобилестроение, а также повышение эффективности производства современной конкурентоспособной автомобильной техники, удовлетворяющей потребности населения, государства и субъектов хозяйствования.
Указанные цели предполагают решение следующих задач с учетом реализации основных положений программы социально - экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы):
насыщение транспортного комплекса страны современной автомобильной техникой, соответствующей международным требованиям по экологии и безопасности;
совершенствование экономической и социальной инфраструктуры автомобильной промышленности;
создание благоприятных условий для ввода в действие и эффективной эксплуатации новых мощностей по производству автомобильной техники;
развитие конкуренции в сфере изготовления автомобильной техники, ее сбыта и оказания сервисных услуг;
обеспечение финансовой прозрачности деятельности предприятий и организаций автомобильной промышленности;
повышение производительности труда;
проведение эффективной таможенно - тарифной политики, направленной на оптимизацию таможенных пошлин на автомобильную технику и автомобильные компоненты;
поэтапная интеграция России в мировой автомобильный рынок;
организация с участием стратегических инвесторов, в том числе иностранных, новых производств по выпуску автомобильной техники и комплектующих изделий;
повышение уровня обороноспособности государства за счет разработки и выпуска военной автомобильной техники нового поколения, в том числе двойного назначения.
Приоритетными направлениями развития производства автомобильной техники и автомобильных компонентов являются:
организация выпуска конкурентоспособной автомобильной техники, отвечающей перспективным международным требованиям;
увеличение производства легковых автомобилей особо малого и малого классов;
обновление парка автобусов общественного пользования за счет выпуска автотранспортных средств с улучшенными потребительскими свойствами, а также автотранспортных средств, приспособленных для перевозки инвалидов;
расширение производства автомобильных компонентов высокого технического уровня;
углубление производственной кооперации в автомобилестроении и смежных отраслях;
повышение доли высокотехнологичных и наукоемких производств в отечественной автомобильной промышленности.
II. Современное состояние автомобильной
промышленности России
Автомобильная промышленность - ведущая отрасль машиностроения, влияющая на процессы экономического и социального развития Российской Федерации. Наличие развитой автомобильной промышленности является важным элементом обеспечения национальной безопасности государства. В отрасли объединено около 250 крупных и средних предприятий и организаций, занято более 800 тыс. человек.
Производство автомобильной техники осуществляется в тесной кооперации с предприятиями электротехнической, металлургической, химической, электронной, легкой и других отраслей промышленности, что обеспечивает занятость около 5 млн. человек из числа трудоспособного населения.
В 1999 - 2001 годах предприятия отрасли достигли устойчивого роста объемов производства. В 2001 году произведено более 1 млн. легковых автомобилей, 57 тыс. автобусов, свыше 172 тыс. грузовых автомобилей. Объем товарной продукции превысил 200 млрд. рублей, доля экспорта составила 12 процентов общего объема производства. Мощности по производству легковых автомобилей были использованы на 78,7 процента, автобусов - на 77,1 процента, грузовых автомобилей - на 38 процентов.
Потребности внутреннего рынка автотранспортных средств удовлетворяются отечественными предприятиями автомобилестроения по легковым автомобилям на 70 - 75 процентов, по грузовым автомобилям и автобусам - на 85 - 90 процентов.
Главным фактором, обеспечивающим привлекательность отечественной автомобильной техники, является ее сравнительно низкая цена. Однако ввозимая из-за границы в значительных объемах бывшая в эксплуатации автомобильная техника составляет серьезную конкуренцию отечественной продукции.
В российской автомобильной промышленности активно происходят процессы интеграции автомобильных заводов, а также производителей автомобильных компонентов в укрупненные бизнес - группы.
С участием ведущих мировых автомобильных фирм создаются новые мощности по производству автомобилей и совместные предприятия по изготовлению современных агрегатов, узлов и компонентов автомобилей.
Развернуты производства по сборке отечественных автомобилей в ряде иностранных государств.
Действует гармонизированная с европейскими требованиями обязательная сертификация автотранспортных средств и комплектующих изделий в соответствии с принятыми Российской Федерацией международными обязательствами в этой сфере.
Автомобильная промышленность обладает необходимым научным потенциалом, квалифицированными инженерными кадрами и специалистами для создания и внедрения перспективных технологий. Широко используются для нужд автомобилестроения возможности предприятий оборонно - промышленного комплекса.
Производство военной автомобильной техники базируется на широкой унификации грузовых полноприводных автомобилей гражданского назначения.
Одной из основных проблем, сдерживающих дальнейшее развитие автомобильной промышленности, является недостаточная активность потенциальных инвесторов и автомобильных компаний. Это в значительной мере определяет отставание отечественной автомобильной техники от современных требований по техническому уровню, надежности, безопасности, экологии и комфорту.
III. Прогноз развития автомобильного рынка
России на период до 2010 года
В 2001 году на внутреннем рынке было реализовано около 1,4 млн. легковых автомобилей, в том числе более 900 тыс. автомобилей отечественного производства, около 450 тыс. автомобилей поступили из-за границы, в том числе 90 тыс. новых автомобилей.
К 2010 году прогнозируется увеличение рынка легковых автомобилей до 2,2 - 2,5 млн. штук.
Парк легковых автомобилей возрастет к 2010 году с 21,2 до 30 - 33 млн. штук, в том числе иностранного производства с 4,6 до 7 - 8 млн. штук. При этом число легковых автомобилей на 1 тыс. жителей увеличится со 140 до 245 штук.
Объем продажи автобусов в 2001 году составил около 60 тыс. штук, из них около 8 тыс. автобусов поставлено из-за границы.
К 2010 году прогнозируется увеличение рынка автобусов до 67 - 70 тыс. штук, при этом доля продажи автобусов большого и особо большого классов возрастет с 8 процентов до 16 - 17 процентов.
Парк автобусов в России в 2001 году составил более 660 тыс. штук, в том числе около 140 тыс. автобусов общественного пользования. Ожидается его незначительное увеличение.
Объем продажи грузовых автомобилей на внутреннем рынке в 2001 году составил более 200 тыс. штук.
К 2010 году прогнозируется увеличение рынка грузовых автомобилей не менее чем в 1,5 раза.
Парк грузовых автомобилей к 2010 году увеличится с 4,5 до 5,1 - 5,4 млн. штук.
IV. Стратегия деятельности предприятий автомобильной
промышленности на внутреннем и внешнем рынках
Стратегия деятельности автомобильных компаний на внутреннем и внешнем автомобильных рынках заключается в укреплении и расширении позиций при реализации автомобильной техники за счет повышения ее конкурентоспособности, развития сервисного обслуживания, совершенствования системы продажи.
Этому будет способствовать принятие российскими производителями мер по обеспечению устойчивости цен на реализуемую автомобильную технику, в том числе путем снижения издержек, развития кооперационных связей с поставщиками материалов и комплектующих изделий.
Увеличению спроса на внутреннем рынке на грузовые автомобили и автобусы будут способствовать такие факторы, как совершенствование форм торговли и оплаты продаваемой техники, развитие фермерских хозяйств, рост объемов жилищного строительства, увеличение грузопотоков при магистральных перевозках.
Спрос на муниципальный транспорт (особо большие, большие и малые городские автобусы) во многом определяется финансовыми возможностями местных органов власти и степенью износа парка автобусов.
Одним из направлений развития внутреннего рынка автомобильной техники является создание сети компаний по лизингу автотранспортных средств.
Для повышения эффективности лизинга необходимо обеспечить ценовую стабильность, рыночную конкуренцию, доступность среднесрочных банковских кредитов. Не менее важным условием является наличие стабильной нормативно - правовой базы, регламентирующей эту сферу деятельности.
Учитывая низкую рентабельность автотранспортных предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки, необходимо разработать механизм предоставления администрациями регионов гарантий по обеспечению лизинговых платежей, в том числе в рамках региональных программ обновления подвижного состава.
Использование механизма финансового лизинга будет одним из важных факторов проведения рыночной реформы городского пассажирского транспорта, предусмотренной Федеральной целевой программой "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)".
Экспортные возможности российских производителей автомобилей сдерживаются не только из-за недостаточного технического уровня готовой продукции, но и из-за слабо развитой сети сбыта, технического обслуживания и ремонта. Кроме того, продвижение на новые рынки, занятые передовыми зарубежными компаниями, требует длительной подготовительной работы и значительных финансовых ресурсов.
Стратегия российского экспорта на начальном этапе должна базироваться на возможности продажи автомобильной техники (сравнительно недорогой и простой) в развивающиеся страны и организации там сервисной сети.
V. Повышение конкурентоспособности автомобильной техники
Повышение конкурентоспособности автомобильной техники достигается путем проведения институциональных преобразований, развития производства высокотехнологичных автомобильных компонентов и материалов, применения государственных стандартов, отвечающих международным требованиям, совершенствования научно - технического и кадрового обеспечения.
Подтверждение соответствия автомобильной техники, комплектующих изделий и запасных частей действующим стандартам осуществляется в форме обязательной их сертификации или декларирования изготовителями или продавцами.
Необходима разработка соответствующих международным нормам отечественных стандартов, устанавливающих требования к автотранспортным средствам и их компонентам.
Добровольная сертификация продукции автомобилестроения будет способствовать повышению показателей качества, надежности, приспособленности к условиям эксплуатации, других потребительских свойств автомобильной техники.
Предусматриваются следующие основные направления развития автомобильной промышленности:
реформирование существующих автомобильных комплексов путем их разделения на отдельные виды производств с сохранением технологической специализации по изготовлению агрегатов, узлов, деталей, технологической оснастки и заготовок и расширением кооперационных связей;
передача объектов социальной сферы, находящихся на балансе предприятий, в ведение муниципальных органов власти;
организация широкопрофильных корпоративных холдинговых структур и ассоциаций с целью концентрации финансовых, производственных, кадровых и интеллектуальных ресурсов, а также диверсификации производства.
Создание сборочных производств с участием ведущих автомобильных компаний обеспечит применение передовых технологий производства автомобильной техники и сокращение технологического отставания российской автомобильной промышленности при минимальных инвестиционных затратах. Это позволит организовать выпуск перспективных конкурентоспособных автомобилей для внутреннего и внешнего рынков.
Одной из стратегических целей таких производств является освоение выпуска современных автомобильных компонентов и материалов на отечественных заводах. При этом будут созданы дополнительные рабочие места в ряде отраслей промышленности, в том числе с использованием потенциала предприятий оборонно - промышленного комплекса.
Степень государственного стимулирования и поддержки должна быть дифференцированной в зависимости от объемов инвестиций, направленных на создание производства, и доли затрат, произведенных на территории Российской Федерации при изготовлении автомобильной техники.
Особое внимание должно быть уделено развитию производства автомобильных компонентов, определяющих технический уровень и качество автомобильной техники, в том числе двигателей, агрегатов трансмиссии, тормозных систем, рулевого управления, элементов подвески, систем нейтрализации отработавших газов, электронных систем управления

РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 16.07.2002 n 977-р <О ПЕРЕДАЧЕ В МУНИЦИПАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ ЗАКРЫТОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЗНАМЕНСК ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО И КОММУНАЛЬНО-БЫТОВОГО НАЗНАЧЕНИЯ>  »
Постановления и Указы »
Читайте также