ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госкомстата РФ от 11.07.2002 n 153 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ О ПРОВЕДЕНИИ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА КАДРАМИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТАТИСТИКЕ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июля 2002 г. N 153
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ
О ПРОВЕДЕНИИ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА КАДРАМИ
ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Государственный комитет Российской Федерации по статистике постановляет:
Утвердить прилагаемые Методологические положения статистического наблюдения за кадрами органов государственной власти и местного самоуправления и ввести их в действие с июля 2002 года.
Председатель
В.Л.СОКОЛИН



Утверждены
Постановлением
Госкомстата России
от 11 июля 2002 г. N 153
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
О ПРОВЕДЕНИИ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ
ЗА КАДРАМИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Цель и периодичность проведения статистического
наблюдения
Целью проведения государственного статистического наблюдения за кадрами органов государственной власти и местного самоуправления является получение информации о качественном составе работников, замещающих государственные и муниципальные должности (по полу, возрасту, уровню образования, стажу работы в государственных органах и муниципальной службе), о профессиональной переподготовке и повышении квалификации государственных и муниципальных служащих.
Федеральное государственное статистическое наблюдение за качественным составом государственных служащих проводится Госкомстатом России с 1995 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.09.95 N 900 "О первоочередных мерах по улучшению работы с кадрами государственной службы".
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Указ Президента РФ N 900 от 06.09.1995, а не от 15.09.1995. Разработка статистической информации о профессиональной переподготовке и повышении квалификации федеральных государственных служащих осуществляется с 1999 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.02.95 N 103 "О государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих" (с изм. и доп. от 09.08.95, 17.09.98, 26.11.01) и Постановлениями Правительства Российской Федерации от 13.09.94 N 1047 "Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти" (с изм. и доп. от 20.04.95, 19.09.97, 23.10.01) и от 14.02.01 N 109 "Об утверждении Положения о государственном заказе на профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти" (с изм. и доп. от 20.05.02).
В связи с введением в действие законодательства о государственной и муниципальной службе в субъектах Российской Федерации разработка сведений о составе работников, замещающих государственные и муниципальные должности, с 1999 г. осуществляется по полному кругу органов государственной власти и местного самоуправления.
Для разработки в 2002 г. Постановлением Госкомстата России от 21.09.01 N 71 были утверждены следующие формы единовременного государственного статистического наблюдения: N 1-ГС "Сведения о составе работников, замещающих государственные должности, по полу, возрасту, образованию и стажу работы", N 1-МС "Сведения о составе работников, замещающих муниципальные должности, по полу, возрасту, образованию и стажу работы" и годовая форма N 2-ГС "Сведения о дополнительном профессиональном образовании федеральных государственных служащих".
Программа единовременного государственного статистического наблюдения за составом работников, замещающих государственные и муниципальные должности на 1 января 2002 года (по формам N 1-ГС и 1-МС), была дополнена разделом о профессиональной переподготовке и повышении квалификации государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих.
Единицы наблюдения
В совокупность объектов государственного статистического наблюдения, обследуемых по форме N 1-ГС, включены федеральные государственные органы на федеральном и региональном (республиканском, краевом, областном, окружном, районном) уровнях; государственные органы субъектов Российской Федерации всех уровней, работники которых в соответствии с Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации", законодательными актами о государственной службе субъектов Российской Федерации и перечнями государственных должностей, утвержденными соответствующими нормативно - правовыми актами, замещали на отчетную дату государственные должности и являлись государственными служащими.
К ним отнесены:
органы законодательной власти Российской Федерации:
- федеральные (аппараты палат Федерального Собрания Российской Федерации: Государственной Думы и Совета Федерации);
- законодательные органы субъектов Российской Федерации;
органы исполнительной власти Российской Федерации:
- федеральные: Аппарат Правительства Российской Федерации, федеральные министерства и ведомства, их территориальные органы, органы при Правительстве Российской Федерации, министерствах и ведомствах, осуществляющие функции государственного регулирования в соответствующей сфере деятельности (в группировку "федеральные органы исполнительной власти" включены Администрация Президента Российской Федерации и аппараты полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, до 2000 г. - представительства Президента Российской Федерации в субъектах Российской Федерации);
- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
органы судебной власти и прокуратуры Российской Федерации:
- федеральные: Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции в субъектах Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и арбитражные суды в субъектах Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации и органы прокуратуры в субъектах Российской Федерации (включая транспортные и специализированные), Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и его территориальные управления (отделы);
- органы судебной власти субъектов Российской Федерации: конституционные суды субъектов Российской Федерации, с 2000 г. - мировые судьи и аппараты, обеспечивающие их деятельность;
"другие" государственные органы Российской Федерации (образованные в соответствии с Конституцией Российской Федерации):
- федеральные: Счетная палата Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, с 1998 г. - Аппарат Уполномоченного по правам человека;
- аналогичные органы субъектов Российской Федерации.
Объектами государственного статистического наблюдения по форме N 1-МС являются выборные и иные органы местного самоуправления, образованные в субъектах Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями от 22 апреля, 26 ноября 1996 г., 17 марта 1997 г., 4 августа 2000 г., 21 марта 2002 г.) и соответствующими нормативно - правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Объектами статистического наблюдения по форме N 2-ГС определены федеральные органы государственной власти и "другие" государственные органы на федеральном уровне, осуществлявшие в отчетном году обучение федеральных государственных служащих по программам дополнительного профессионального образования в соответствии с Государственным образовательным стандартом, утвержденным Приказом Министерства образования Российской Федерации от 31.07.2000 N 2370.
СОСТАВ КАДРОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Показатели
Форма N 1-ГС для разработки статистических данных на 1 января 2002 г. включает три раздела, содержащие показатели, характеризующие качественный состав работников, замещавших государственные должности на дату обследования, а также общую численность работников, занятых в государственном органе, по категориям персонала.
К ним относятся показатели:
- число по штату государственных должностей на отчетную дату (единиц), по категориям и группам государственных должностей;
- численность работников на государственных должностях, фактически на отчетную дату (человек), по категориям и группам государственных должностей, полу, возрасту, стажу работы в государственных органах, уровню образования и направлениям подготовки высшего профессионального образования;
- численность работников, замещавших государственные должности, имевших квалификационный разряд, классный чин, дипломатический ранг, фактически на отчетную дату, человек;
- численность работников, замещавших государственные должности, имеющих 2 и более высших образования, человек;
- число по штату (должностей, ставок), всего (без внешних совместителей и персонала по охране и обслуживанию зданий), единиц;
- численность работников (без внешних совместителей и персонала по охране и обслуживанию зданий), фактически на отчетную дату, человек;
- число по штату должностей служащих, не отнесенных к государственным, единиц;
- численность работников на должностях служащих, не отнесенных к государственным, фактически на отчетную дату, человек;
- число по штату (должностей, ставок) персонала по охране и обслуживанию зданий, единиц;
- численность персонала по охране и обслуживанию зданий, фактически на отчетную дату, человек.
Методология заполнения показателей по составу
кадров государственной службы
Заполнение показателей о составе работников, замещающих государственные должности, осуществляется на основе карточки первичного учета персонала. Постановлением Госкомстата России от 06.04.01 N 26 утверждена Личная карточка государственного служащего, содержащая всю необходимую информацию о государственном служащем для разработки данных статистического наблюдения.
Заполнение показателей раздела 1 формы N 1-ГС "Распределение работников, замещающих государственные должности, по полу и возрасту" осуществляется исходя из данных штатного расписания органа государственной власти и фактической численности работников на отчетную дату.
Показатель "численность работников на государственных должностях, фактически на отчетную дату" разрабатывается по категориям и группам государственных должностей, полу, возрасту, стажу работы, образованию.
По всем строкам (категориям и группам должностей) показывается число штатных единиц и физических лиц списочного состава. Работавшие по гражданским договорам в отчет не включаются.
В соответствии с Инструкцией по заполнению сведений о численности работников и использовании рабочего времени, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 07.12.98 N 121, в списочную численность включаются работники, работавшие по трудовому договору (контракту) и выполнявшие постоянную или временную работу (один день и более), как фактически работавшие, так и отсутствовавшие на работе по каким-либо причинам (находившиеся в ежегодных, дополнительных, учебных отпусках; не явившиеся на работу по болезни; женщины, находящиеся в отпусках по беременности, родам, по уходу за ребенком и др.). Работники, принятые на работу на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, а также принятые на половину ставки (оклада) в соответствии со штатным расписанием, учитываются в списочном составе за каждый календарный день как целые единицы, включая нерабочие дни недели, обусловленные при приеме на работу.
В случае наличия на штатных должностях двух работников учитываются данные о работнике, фактически работающем взамен отсутствующего ввиду продолжительной болезни, отпуска по беременности и родам или по уходу за ребенком.
Работник, оформленный в организации как внутренний совместитель или на 1/2 должностного оклада, учитывается как один человек. При наличии на одной должности двух работников, оформленных на 1/2 должностного оклада, учитываются 2 лица.
В случае изменения структуры государственного органа численность работников, еще не перемещенных на отчетную дату на другие должности в соответствии с новым штатным расписанием, учитывается по старому наименованию должности. Работники, замещающие должности, исключенные из штатного расписания и подлежащие сокращению, в списочную численность не включаются.
Распределение работников по категориям и группам государственных должностей производится в соответствии с Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" и перечнями государственных должностей, утвержденными указами Президента Российской Федерации, а также перечнями государственных должностей государственных служащих субъектов Российской Федерации, утвержденными соответствующими нормативно - правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Если наименование категорий и групп государственных должностей субъектов Российской Федерации отличается от приведенных в форме, или в действующем реестре государственных должностей отсутствуют отдельные категории или группы должностей, заполнение формы производится по соответствию с категориями и группами государственных должностей федеральной государственной службы.
Перечни государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей федеральной государственной службы категорий "А", "Б" и "В" утверждены Указами Президента Российской Федерации:
от 11 января 1995 г. N 32 "О государственных должностях Российской Федерации" (с изменениями от 20 декабря 1996 г., 23 октября 1998 г.);
от 12 апреля 1996 г. N 529 "О перечнях государственных должностей федеральной государственной службы категорий "Б" и "В" в Администрации Президента Российской Федерации и аппарате Совета Безопасности Российской Федерации" (с изменениями от 19 июня, 14 августа 1996 г., 30 октября, 5 ноября 1997 г., 28 марта, 2 декабря 1998 г., 30 января, 25 сентября, 14 декабря, 22 декабря 1999 г., 25 января, 25 мая, 21 июня, 17 августа, 1 сентября, 23 октября 2000 г., 29 ноября 2001 г.);
от 12 апреля 1996 г. N 530 "О перечнях государственных должностей федеральной государственной службы категорий "Б" и "В" в Управлении делами Президента Российской Федерации" (с изм. и доп. от 12 января, 19 апреля 2001 г.);
от 15 апреля 1996 г. N 551 "О перечне государственных должностей федеральной государственной службы категории "В", учреждаемых в Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации для обеспечения его деятельности";
от 4 ноября 1996 г. N 1533 "О перечне государственных должностей федеральной государственной службы категории "В" в Медицинском центре Управления делами Президента Российской Федерации" (с изменениями от 12 января 2001 г.);
от 20 декабря 1996 г. N 1748 "О внесении дополнений в сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. N 32, и об утверждении перечня государственных должностей федеральной государственной службы категории "В" в Министерстве иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации";
от 16 мая 1997 г. N 493 "О перечнях государственных должностей категорий "Б" и "В" федеральной государственной службы в Аппарате Правительства Российской Федерации" (с изм. и доп. от 14 января 2002 г.);
от 3 сентября 1997 г. N 981 "Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы" (с изм. и доп. от 29 января, 6 марта, 28 апреля, 19 июля 1998 г., 2 марта 1999 г., 3 апреля, 25 июля, 10 ноября 2000 г., 12 апреля 2001 г.);
от 23 октября 1998 г. N 1298 "О внесении дополнения в сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. N 32, и об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации и управлениях (отделах) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации" (с изм. и доп. от 12 апреля 2001 г.);
Для разработки показателей формы N 1-ГС определены следующие категории и группы государственных должностей:
государственные должности категории "А"
государственные должности государственных служащих - всего
в том числе:
категории "Б" - всего
категории "В" - всего
в том числе по группам:
высшие
главные
ведущие
старшие
младшие
государственные должности прокуроров и следователей
итого на государственных должностях.
В соответствии с Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" и действующими перечнями государственных должностей и должностей государственных служащих:
на государственных должностях категории "А" учитываются лица, замещавшие государственные должности, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами (федеральные государственные должности), конституциями, уставами субъектов Российской Федерации (государственные должности субъектов Российской Федерации) для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Это должности руководителей (первых лиц) высших государственных органов Российской Федерации и государственных органов субъектов Российской Федерации (по органам законодательной власти - должности председателей палат, комитетов (комиссий) палат Федерального Собрания Российской Федерации и их заместителей, членов комитетов (комиссий) палат Федерального Собрания Российской Федерации, аналогичные должности в законодательных органах субъектов Российской Федерации; по органам исполнительной власти - должности федеральных министров, руководителей высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации; по органам судебной власти и прокуратуры - должности председателей судов всех уровней и их заместителей, Генерального прокурора Российской Федерации, судей; по другим государственным органам - должности председателей и их заместителей Счетной палаты и Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека, аудиторов Счетной палаты Российской Федерации, членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (на постоянной основе), аналогичные должности в государственных органах субъектов Российской Федерации и другие должности);
на государственных должностях категории "Б" учитываются лица, замещавшие государственные должности, учреждаемые в установленном законодательством Российской Федерации и законодательными актами субъектов Российской Федерации порядке, для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории "А". Это должности руководителей Администрации Президента Российской Федерации, аппаратов Правительства Российской Федерации, палат Федерального Собрания Российской Федерации; руководителей и их заместителей Канцелярии Президента Российской Федерации; руководителей секретариатов председателей Правительства, Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов, Счетной палаты Российской Федерации, федеральных арбитражных судов в субъектах Российской Федерации, секретариатов аудиторов Счетной палаты Российской Федерации и их заместителей; помощников, советников, референтов Президента и председателей Правительства, Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов, Счетной палаты Российской Федерации, Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, федеральных министров, судей, аудиторов и другие должности, а также аналогичные государственные должности субъектов Российской Федерации;
на государственных должностях категории "В" учитываются лица, замещавшие государственные должности, учреждаемые государственными органами Российской Федерации и государственными органами субъектов Российской Федерации для исполнения и обеспечения их полномочий. Это должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (кроме министров), других государственных органов Российской Федерации, органов исполнительной власти и других государственных органов субъектов Российской Федерации, руководителей структурных подразделений государственных органов, их заместителей, специалистов всех категорий.
Государственные должности прокуроров и следователей органов прокуратуры включаются в сводные итоги по должностям федеральных государственных служащих и представляются в статистических материалах отдельной строкой.
Показатель "численность работников, имевших квалификационный разряд, классный чин, дипломатический ранг" определяется по итогам аттестации государственных служащих федеральной государственной службы и государственной службы субъектов Российской Федерации, проводимой в соответствии с "Положением о порядке присвоения и сохранения квалификационных разрядов федеральным государственным служащим", утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. N 578 (с изменениями от 27 октября 1997 г.) и соответствующими нормативными документами субъектов Российской Федерации.
В Справке к разделу 1 формы N 1-ГС приводятся сведения о лицах, относящихся в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94 издание официальное, Москва 1995) к категории "другие служащие". Это лица, осуществляющие техническое обеспечение деятельности государственного органа, не относящиеся к государственным служащим (инспекторы по делопроизводству, другие канцелярские работники).
При этом не учитываются: специалисты государственных органов, на которых не распространяются нормативно - правовые акты о государственной службе, а также работники рабочих профессий (водители, электрики, сантехники, дворники, уборщицы, вахтеры и т.д.).
Персонал по охране и обслуживанию зданий, входящий в списочный состав численности работников государственного органа, а не юридически самостоятельного хозяйственного подразделения, показывается отдельной строкой.
Не учитываются работники вневедомственной охраны системы МВД, а также организаций, охраняющих объекты по договорам.
Для разработки показателей раздела 1 приняты следующие группировки по возрасту:
до 30 лет
от 30 до 40 лет
от 40 до 50 лет
от 50 до 60 лет
в том числе от 55 до 60 лет (женщины)
60 лет и старше.
Сведения о численности работников, замещающих государственные должности, по возрастным группам, категориям и группам должностей в разделе 1 приводятся по всему персоналу государственного органа и отдельно по женщинам.
При заполнении показателей раздела 2 формы N 1-ГС "Распределение работников, замещающих государственные должности, по стажу работы в государственных органах" в стаж работы в государственных органах включается период работы на государственных должностях и должностях государственных служащих, исчисляемый для установления надбавок за выслугу лет в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. N 982 "О периодах работы (службы), включаемых в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет" и соответствующими нормативными документами субъектов Российской Федерации.
В стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, включаются периоды работы (службы) на должностях (в том числе выборных) в государственных органах, на государственных должностях Российской Федерации, на государственных должностях субъектов Российской Федерации, на должностях в органах местного самоуправления, на государственных должностях государственной службы согласно Приложению к Указу от 3 сентября 1997 г. N 982.
Кроме того, включаются в установленном законодательством Российской Федерации порядке периоды военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, федеральных органах налоговой полиции, таможенных органах Российской Федерации, работы в интеграционных межгосударственных органах, созданных Российской Стороной совместно с государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в международных организациях, в которых граждане Российской Федерации представляли интересы государства, иные периоды работы, учитываемые в соответствии с федеральными законами при исчислении указанного стажа федеральных государственных служащих, а также время их обучения в учебных заведениях с отрывом от работы (службы) в связи с направлением соответствующим государственным органом для получения дополнительного профессионального образования, повышения квалификации или переподготовки.
Периоды работы (службы), включаемые в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, суммируются.
Для разработки приняты следующие группировки по стажу работы:
до 1 года (впервые поступившие на государственную службу)
от 1 года до 5 лет
от 5 до 10 лет
от 10 до 15 лет
15 лет и свыше.
Заполнение показателей раздела 3 формы N 1-ГС "Распределение работников, замещающих государственные должности по образованию" осуществляется на основании сведений в соответствии с документом о базовом профессиональном образовании - высшем или среднем (техникум, колледж). В случае, если работник имеет 2 и более высших образования, он учитывается в справке к разделу 3, а в сведениях о направлениях профессиональной подготовки показывается высшее профильное образование для данного органа или занимаемой должности.
Для разработки сведений об образовании определены следующие группировки уровней профессионального образования и направлений высшего профессионального образования:
Высшее профессиональное образование
в том числе по направлениям подготовки:
естественные науки и математика
гуманитарные и социально - экономические науки
из них:
по специальности "юриспруденция"
по группе специальностей экономики и управления
из нее по специальности "государственное и муниципальное управление"
педагогические науки
технические науки
сельскохозяйственные науки
медицинские специалисты.
Среднее профессиональное образование.
Послевузовское образование.
Имели ученую степень.
В соответствии с Перечнем направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования, утвержденным Приказом Минобразования России от 08.11.00 N 3200, относятся:
к направлению подготовки "Естественные науки и математика" - группы специальностей: математика; прикладная математика и информатика; механика; физика; химия; биология; почвоведение; география; гидрометеорология; геология; экология и природопользование; математика (прикладная математика); механика (прикладная математика); география и картография; радиофизика; прикладные математика и физика; математика (компьютерные науки);
к направлению подготовки "Гуманитарные и социально - экономические науки" - группы специальностей: культурология; теология; филология; философия; лингвистика; журналистика; книжное дело; история; политология; психология; социальная работа; социология; регионоведение; юриспруденция; менеджмент; экономика; архитектура; искусствоведение (по видам); физическая культура; коммерция; статистика; религиоведение; искусство (по видам); востоковедение; африканистика;
из него к группе специальностей экономики и управления - специальности: экономическая теория; экономика труда; финансы и кредит; бухгалтерский учет; анализ и аудит; мировая экономика; национальная экономика; экономика и управление на предприятии (по отраслям); государственное и муниципальное управление; менеджмент организации; маркетинг; статистика; математические методы в экономике; управление персоналом;
к направлению подготовки "Педагогические науки" - группы специальностей: естественнонаучное образование; физико - математическое образование; филологическое образование; социально - экономическое образование; технологическое образование; педагогика; художественное образование;
к направлению подготовки "Технические науки" - группы специальностей: строительство; автоматизация и управление; полиграфия; телекоммуникации; металлургия; горное дело; электроника и микроэлектроника; химическая технология и биотехнология; теплоэнергетика; авиа- и ракетостроение; проектирование и технология электронных средств; технология и проектирование текстильных изделий; электротехника, электромеханика и электротехнологии; наземные транспортные системы; приборостроение; материаловедение и технология новых материалов; электроэнергетика; технологические машины и оборудование; оптотехника; эксплуатация авиационной и космической техники; эксплуатация транспортных средств; метрология, стандартизация и сертификация; геодезия; технология продуктов питания; радиотехника; кораблестроение и океанотехника; энергомашиностроение; информатика и вычислительная техника; технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств; системный анализ и управление; техническая физика; геология и разведка полезных ископаемых; прикладная механика; биомедицинская инженерия; защита окружающей среды; нефтегазовое дело; технология и оборудование лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств; технология, конструирование изделий и материалы легкой промышленности; землеустройство и земельный кадастр; природообустройство; лесное дело;
к направлению подготовки "Сельскохозяйственные науки" - группы специальностей: агрохимия и агропочвоведение; агрономия; зоотехния; агроинженерия; рыболовство; водные биоресурсы и аквакультура;
к группе специальностей "Медицинские специалисты" - лечебное дело; педиатрия; медико - профилактическое дело; стоматология; фармация; сестринское дело; медицинская биохимия; медицинская биофизика; медицинская кибернетика.
В случае отсутствия какой-либо специальности в указанном Перечне ее относят в группу специальностей по соответствию.
В группировку уровней образования включено послевузовское профессиональное образование, которое может быть получено в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре, создаваемых при образовательных учреждениях высшего образования или научных учреждениях. Отдельно учитываются имеющие ученую степень кандидата или доктора наук (включаются лица, которые не обучались в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре и не имеют послевузовского образования).
Расчетные показатели и разрезы разработки
Для характеристики состава работников, замещающих государственные должности, в выходных публикационных таблицах содержатся следующие расчетные показатели:
- численность работников, замещавших государственные должности, по полу, в % от их общей численности по соответствующим категориям и группам государственных должностей;
- численность мужчин и женщин, замещавших государственные должности по категориям и группам государственных должностей, в % от их общей численности по соответствующему полу;
- отношение фактической численности работников, замещавших государственные должности, к штатной (укомплектованность) по соответствующим категориям и группам государственных должностей, в %;
- численность работников (мужчин и женщин), замещавших государственные должности, по возрастным группам, в % от их общей численности по соответствующим категориям и группам государственных должностей;
- численность работников (мужчин и женщин), замещавших государственные должности, по возрастным группам, категориям и группам государственных должностей, в % от их общей численности в соответствующих возрастных группах;
- удельный вес лиц пенсионного возраста (мужчин и женщин), в % от общей численности работников, замещавших государственные должности;
- средний возраст лиц (мужчин и женщин), замещавших государственные должности, лет;
формула для расчета:
25 x Ч1 + 35 x Ч2 + 45 x Ч3 + 55 x Ч4 + 62,5 x Ч5
-------------------------------------------------,
Ч0
где:
25, 35, 45, 55, 62,5 - середина соответствующего возрастного интервала;
Ч1, Ч2, Ч3, Ч4, Ч5 - численность работников (мужчин и женщин), замещавших государственные должности в соответствующем возрастном интервале;
Ч0 - общая численность работников (мужчин и женщин), замещавших государственные должности;
- численность работников, замещавших государственные должности, по стажу работы в государственных органах, в % от их общей численности по соответствующим категориям и группам государственных должностей;
- численность работников, замещавших государственные должности, по стажу работы в государственных органах, категориям и группам государственных должностей, в % от их общей численности в соответствующих группах по стажу работы в государственных органах;
- численность работников, замещавших государственные должности, по уровню образования, в % от их общей численности по соответствующим категориям и группам государственных должностей;
- численность работников, замещавших государственные должности, по уровню образования, категориям и группам государственных должностей, в % от их общей численности в группах с соответствующим уровнем образования;
- численность работников, замещавших государственные должности, имевших высшее профессиональное образование, по направлениям подготовки, в % от общей численности имевших высшее профессиональное образование по соответствующим категориям и группам государственных должностей;
- численность работников, замещавших государственные должности, имевших высшее профессиональное образование, по направлениям подготовки, категориям и группам государственных должностей, в % от их общей численности по соответствующим направлениям подготовки.
Сводные данные по итогам государственного статистического наблюдения за составом работников, замещающих государственные должности, разрабатываются в следующих разрезах:
- в целом по России, федеральным округам и субъектам Российской Федерации;
- федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации (отраслям и уровням управления);
- ветвям государственной власти;
- федеральным министерствам (ведомствам).
СОСТАВ КАДРОВ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
Показатели
Состав показателей в форме N 1-МС для разработки статистических данных на 1 января 2002 г., характеризующих качественный состав работников, замещавших муниципальные должности на дату обследования, и общую численность работников органа местного самоуправления, аналогичен показателям формы N 1-ГС.
К ним относятся:
число по штату (должностей, ставок) на отчетную дату, единиц
- муниципальных должностей;
- всего должностей (без внешних совместителей и персонала по охране и обслуживанию зданий);
- должностей служащих, не отнесенных к муниципальным;
- персонала по охране и обслуживанию зданий;
численность работников фактически на отчетную дату, человек
- на муниципальных должностях;
- всего работников (без внешних совместителей и персонала по охране и обслуживанию зданий);
- служащих, не отнесенных к муниципальным;
- персонала по охране и обслуживанию зданий;
численность работников, замещавших муниципальные должности, имевших квалификационный разряд, фактически на отчетную дату, человек;
численность работников, замещавших муниципальные должности, имеющих 2 и более высших образования, человек.
Методология заполнения показателей по составу
кадров муниципальной службы
Заполнение показателей о составе работников, замещающих муниципальные должности, осуществляется на основе личных дел и карточек первичного учета персонала.
Методологические принципы заполнения показателей списочной численности по категориям персонала (кроме муниципальных должностей) в форме N 1-МС аналогичны описанным в разделе "Методология заполнения показателей по составу работников, замещающих государственные должности" (по форме N 1-ГС).
Распределение работников по категориям и группам муниципальных должностей производится в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" (с изменениями от 13 апреля 1999 г., 19 апреля 2002 г.) и перечнями должностей муниципальных служащих, утвержденными соответствующими нормативными актами субъекта Российской Федерации и муниципального образования. Если наименование групп муниципальных должностей отличается от приведенных в форме или в действующем реестре муниципальных должностей отсутствуют отдельные категории или группы муниципальных должностей, заполнение формы производится по соответствию с группами должностей, приведенными в форме, с пояснением в примечании.
Например, в Реестре муниципальных должностей не выделена категория "Выборные муниципальные должности (категория "А")", а должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты, выборные должностные лица, члены выборного органа местного самоуправления), отнесены к группе "высшие" муниципальные должности. Работники, замещающие эти должности, показываются по строке "Выборные муниципальные должности (категория "А")".
Показатель "численность работников на муниципальных должностях, фактически на отчетную дату" разрабатывается по категориям и группам муниципальных должностей, полу, возрасту, стажу работы, уровню образования и направлениям подготовки высшего профессионального образования.
Для разработки установлены следующие категории и группы муниципальных должностей:
выборные муниципальные должности
(муниципальные должности категории "А")
должности муниципальной службы - всего
в том числе:
категории "Б" - всего
категории "В" - всего
в том числе по группам:
высшие
главные
ведущие
старшие
младшие
итого на муниципальных должностях и должностях муниципальной службы.
Заполнение показателей, характеризующих распределение численности работников, замещающих муниципальные должности, по полу, возрастным группам, образованию и стажу работы аналогично форме N 1-ГС и осуществляется по соответствующим группировкам, описанным в разделе "Методология заполнения показателей по составу работников, замещающих государственные должности".
При заполнении сведений о стаже муниципальной службы в соответствии со статьей 19 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" в стаж муниципальной службы включается время работы на муниципальных должностях муниципальной службы, выборных муниципальных должностях и государственных должностях. Стаж муниципальной службы муниципального служащего приравнивается к стажу государственной службы государственного служащего.
Время работы на муниципальных должностях муниципальной службы засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе, а именно для установления надбавок за выслугу лет.
Расчетные показатели и разрезы разработки
Для характеристики состава работников, замещающих муниципальные должности, в выходных публикационных таблицах содержатся следующие расчетные показатели:
- численность работников, замещавших муниципальные должности, по полу, в % от их общей численности по соответствующим категориям и группам муниципальных должностей;
- численность мужчин и женщин, замещавших муниципальные должности, по категориям и группам государственных должностей, в % от их общей численности по соответствующему полу;
- отношение фактической численности работников, замещавших муниципальные должности, к штатной (укомплектованность) по соответствующим категориям и группам муниципальных должностей, в %;
- численность работников, замещавших муниципальные должности, по возрастным группам, в % от их общей численности по соответствующим категориям и группам муниципальных должностей;
- численность работников, замещавших муниципальные должности, по возрастным группам, категориям и группам муниципальных должностей, в % от их общей численности в соответствующих возрастных группах;
- удельный вес лиц пенсионного возраста (мужчин и женщин), в % от общей численности работников, замещавших муниципальные должности;
- средний возраст лиц (мужчин и женщин), замещавших муниципальные должности, лет;
- численность работников, замещавших муниципальные должности, по стажу муниципальной службы, в % от их общей численности по соответствующим категориям и группам муниципальных должностей;
- численность работников, замещавших муниципальные должности, по стажу муниципальной службы, категориям и группам государственных должностей, в % от их общей численности в соответствующих группах по стажу муниципальной службы;
- численность работников, замещавших муниципальные должности, по уровню образования, в % от их общей численности по соответствующим категориям и группам муниципальных должностей;
- численность работников, замещавших муниципальные должности, по уровню образования, категориям и группам муниципальных должностей, в % от их общей численности в группах с соответствующим уровнем образования;
- численность работников, замещавших муниципальные должности, имевших высшее профессиональное образование, по направлениям подготовки, в % от общей численности имевших высшее профессиональное образование по соответствующим категориям и группам муниципальных должностей;
- численность работников, замещавших муниципальные должности, имевших высшее профессиональное образование, по направлениям подготовки, категориям и группам муниципальных должностей, в % от их общей численности по соответствующим направлениям подготовки.
Сводные данные по итогам государственного статистического наблюдения за составом работников, замещающих муниципальные должности, разрабатываются в целом по России, федеральным округам и субъектам Российской Федерации.
ОБУЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ
Состав показателей
Показатели, характеризующие обучение государственных и муниципальных служащих по программам дополнительного профессионального образования, разрабатываются по федеральным государственным органам (центральному аппарату и региональному уровню) на основе годовой формы N 2-ГС, состоящей из 3-х разделов; по государственным органам субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления - на основании раздела "А" в формах N 1-ГС и 1-МС.
К ним относятся:
- численность государственных (муниципальных) служащих, получивших дополнительное профессиональное образование, по категориям и группам государственных и муниципальных должностей, полу, видам дополнительного профессионального образования, источникам финансирования, направлениям обучения, учебным заведениям;
- численность лиц, впервые поступивших на государственную (муниципальную) службу и получивших дополнительное профессиональное образование, по видам дополнительного профессионального образования;
- численность государственных (муниципальных) служащих, окончивших обучение в отчетном году и получивших диплом о высшем образовании;
из них численность государственных (муниципальных) служащих, окончивших обучение в отчетном году и получивших диплом о втором высшем образовании;
- численность государственных (муниципальных) служащих переходящего на следующий за отчетным год контингента обучаемых по программам дополнительного профессионального образования;
- численность выбывших государственных служащих из числа лиц, обученных в отчетном году.
Методология заполнения показателей об обучении
государственных и муниципальных служащих
Показатель "численность федеральных государственных служащих (федерального и регионального уровней - раздел 1 формы N 2-ГС), государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих (раздел "А" форм N 1-ГС и 1-МС, соответственно), получивших дополнительное профессиональное образование" (независимо от источников финансирования) разрабатывается по следующим категориям и группам государственных (муниципальных) должностей государственных (муниципальных) служащих:
государственные (муниципальные) должности
государственных (муниципальных) служащих - всего
в том числе:
государственные (муниципальные) должности категории "Б" - всего
государственные (муниципальные) должности категории "В" - всего
в том числе по группам:
высшие
главные
ведущие
старшие
младшие
государственные должности прокуроров и следователей.
Сведения об обучении государственных и муниципальных служащих формируются по результатам итоговой аттестации специалистов, обученных по направлению государственного или муниципального органа, после освоения ими программы дополнительного профессионального образования при наличии документов государственного образца: о повышении квалификации - удостоверения (для лиц, прошедших обучение по краткосрочным программам) или свидетельства (для лиц, прошедших обучение по среднесрочным программам), о профессиональной переподготовке и дополнительном к высшему профессиональном образовании - диплома (о видах образовательных программ см. ниже).
В численность государственных и муниципальных служащих, прошедших стажировку за границей, включаются обученные за рубежом (включая страны СНГ) и получившие сертификат (диплом).
Для разработки информации о численности государственных и муниципальных служащих, обученных в отчетном году, определены следующие группировки видов дополнительного профессионального образования:
получили дополнительное профессиональное образование - всего
профессиональная переподготовка
повышение квалификации
стажировка за рубежом.
Из общей численности государственных и муниципальных служащих, получивших дополнительное профессиональное образование, отдельно приводятся сведения об обучении по видам дополнительного профессионального образования (профессиональная переподготовка, повышение квалификации, стажировка за границей) женщин и лиц, впервые поступивших на государственную службу (имевших стаж работы в государственных органах до 1 года).
Сведения о численности государственных и муниципальных служащих, получивших высшее и второе высшее образование (обученных по направлению государственного органа за счет бюджетных и внебюджетных источников финансирования), а также переходящего контингента обучаемых по программам дополнительного профессионального образования на следующий за отчетным год и выбывших из числа обученных, т.е. уволившихся после окончания обучения, приводятся справочно.
Разработка сведений о численности государственных и муниципальных служащих, получивших дополнительное профессиональное образование (в том числе прошедших профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку за границей), осуществляется по следующим источникам финансирования обучения государственных и муниципальных служащих:
за счет средств:
- федерального бюджета - всего
из него:
по государственному заказу
по плану подготовки
- бюджета субъекта Российской Федерации
- местного бюджета
- внебюджетных источников.
Отдельными строками в форме N 2-ГС показываются сведения о численности государственных служащих федеральных органов исполнительной власти, обученных за счет средств федерального бюджета: по государственному заказу - в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.02.95 N 103 "О государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих" (с изм. и доп. от 9 августа 1995 г., 17 сентября 1998 г., 26 ноября 2001 г.), Постановлениями Правительства Российской Федерации от 13.09.94 N 1047 "Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти" (с изм. и доп. от 20 апреля 1995 г., 19 сентября 1997 г., 23 октября 2001 г.) и от 14.02.2001 N 109 "Об утверждении Положения о государственном заказе на профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти" (с изм. и доп. от 20 мая 2002 г.) и по плану подготовки - в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 03.09.97 N 983 "О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих" (с изм. и доп. от 16 апреля, 8 августа 2001 г.).
В разделе 2 формы N 2-ГС и разделе "А" форм N 1-ГС и 1-МС содержатся сведения о распределении численности государственных и муниципальных служащих, получивших дополнительное профессиональное образование в отчетном году, по направлениям программ дополнительного профессионального образования.
Для повышения квалификации и профессиональной переподготовки государственных служащих Министерством образования Российской Федерации установлены образовательные программы четырех видов:
краткосрочные программы повышения квалификации объемом от 72 до 100 учебных часов, направленные на повышение квалификации по отдельным видам профессиональной деятельности и решение соответствующих профессиональных задач;
среднесрочные программы повышения квалификации объемом от 100 до 500 учебных часов, направленные на комплексное повышение квалификации со специализацией по должности;
программы профессиональной переподготовки объемом от 500 до 1000 учебных часов, осуществляемые с целью адаптации государственных служащих к новым экономическим условиям и ведению новой профессиональной деятельности;
программы дополнительного к высшему профессионального образования, осуществляемые в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки лиц для присвоения дополнительной квалификации, формируемые по заказам министерств, ведомств и органов управления образованием, в том числе с учетом международных требований и стандартов, и утверждаемые Министерством образования Российской Федерации, объемом свыше 1000 учебных часов.
В целях реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования государственных служащих установлены следующие сроки непрерывного обучения:
при повышении квалификации - от двух до шести недель с полным или частичным отрывом от государственной службы и от шести недель до шести месяцев без отрыва от государственной службы;
при профессиональной переподготовке - от трех до шести месяцев с отрывом от государственной службы и от шести месяцев до одного года без отрыва от государственной службы.
В соответствии с действующим Государственным образовательным стандартом дополнительного профессионального образования, утвержденным Приказом Минобразования России от 31.07.2000 N 2370, определены девять направлений обучения:
1. Управленческое ("Государственное строительство и управление", "Управление государственной собственностью", "Управление персоналом", "Управление образованием, наукой", "Государственное и муниципальное управление", "Антикризисное управление", "Социология и психология" и др.).
2. Организационно - экономическое ("Государственная служба в Российской Федерации", "Экономическая и социальная политика", "Организация торгов на закупку продукции для государственных нужд", "Военно - экономическая безопасность государства", "Государственное регулирование рыночной экономики", "Мировая экономика", "Международные экономические отношения" и др.).
3. Планово - финансовое ("Финансы и кредит", "Финансовое управление", "Бюджетный учет", "Бухгалтерский учет" и др.).
4. Информационно - аналитическое ("Информационные технологии в управлении", "Документоведение" и др.).
5. Инновационное ("Анализ и управление инновационными проектами" и др.).
6. Правовое ("Юриспруденция", "Правовое обеспечение государственной службы", "Политология").
7. Экологическое ("Экология", "Экологическая безопасность").
8. Маркетинговое ("Кадровый маркетинг", "Кадровый мониторинг" и др.).
9. Языковое ("Деловой иностранный язык").
В программу разработки сведений об обучении государственных и муниципальных служащих включены следующие направления дополнительного профессионального образования:
управленческое
организационно - экономическое
планово - финансовое
информационно - аналитическое
правовое
другие.
В разделе 3 формы N 2-ГС и разделе "А" форм N 1-ГС и 1-МС численность обученных государственных и муниципальных служащих распределяется по видам лицензированных учебных заведений (включая негосударственные), осуществлявших в отчетном году обучение по программам дополнительного профессионального образования.
Перечень образовательных учреждений для реализации программ дополнительного профессионального образования государственных служащих утверждается постановлением Правительства Российской Федерации.
Для разработки определены следующие группировки учебных заведений, осуществляющих обучение по программам дополнительного профессионального образования:
государственные учебные заведения
из них:
РАГС, АНХ, Финансовая академия и их филиалы
иные
негосударственные учебные заведения.
Расчетные показатели и разрезы разработки
Для анализа статистической информации об обучении государственных и муниципальных служащих, в выходных публикационных таблицах содержатся следующие расчетные показатели:
- численность государственных (муниципальных) служащих, получивших дополнительное профессиональное образование, в % от их общей численности по соответствующим категориям и группам государственных (муниципальных) должностей;
- численность государственных (муниципальных) служащих, получивших дополнительное профессиональное образование
по категориям и группам государственных (муниципальных) должностей и видам дополнительного профессионального образования,
по полу и видам дополнительного профессионального образования,
по категориям и группам государственных (муниципальных) должностей и направлениям подготовки,
по категориям и группам государственных (муниципальных) должностей и учебным заведениям
в % от общей численности государственных (муниципальных) служащих, получивших дополнительное профессиональное образование, по соответствующим категориям и группам государственных (муниципальных) должностей;
- численность лиц, впервые поступивших на государственную (муниципальную) службу и получивших дополнительное профессиональное образование, в % от их общей численности,
в том числе по видам дополнительного профессионального образования, в % от численности лиц, впервые поступивших на государственную (муниципальную) службу и получивших дополнительное профессиональное образование;
- численность государственных (муниципальных) служащих, окончивших обучение в отчетном году и получивших диплом о высшем образовании, в % от общей численности государственных (муниципальных) служащих;
- численность государственных (муниципальных) служащих, окончивших обучение в отчетном году и получивших диплом о втором высшем образовании, в % от общей численности государственных (муниципальных) служащих;
- численность государственных (муниципальных) служащих переходящего на следующий за отчетным год контингента обучаемых, в % от общей численности государственных (муниципальных) служащих;
- численность выбывших государственных (муниципальных) служащих из числа лиц, обученных в отчетном году, в % от численности государственных (муниципальных) служащих, получивших дополнительное профессиональное образование.
Разработка статистической информации об обучении государственных и муниципальных служащих осуществляется в следующих разрезах:
- по отраслям (федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления);
- по уровням управления (федеральные органы государственной власти);
- по ветвям власти;
- по министерствам и ведомствам (федеральные органы государственной власти).
Статистическая информация по итогам проводимых статистических наблюдений за состоянием кадров государственной службы представлена в официальных публикациях Госкомстата России: "Российском статистическом ежегоднике", "Россия в цифрах", "Труд и занятость в России", "Женщины и мужчины России", в которые, начиная с 1998 г., введен раздел "Государственное устройство России".

<ПИСЬМО> Минздрава РФ от 11.07.2002 n 2510/6956-02-32 ОБ АТТЕСТАЦИИ ХИМИКОВ - ЭКСПЕРТОВ  »
Постановления и Указы »
Читайте также