ПИСЬМО ГТК РФ от 02.10.1996 n 06-10/17626 О НАПРАВЛЕНИИ МАТЕРИАЛОВ (вместе с ПИСЬМОМ Западно - Сибирского таможенного управления от 01.07.1996 n 21-03/1600)


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 октября 1996 г. N 06-10/17626
О НАПРАВЛЕНИИ МАТЕРИАЛОВ
Направляю для сведения и использования в работе лучший из представленных таможенными органами отчет о правовой деятельности Омской таможни за I полугодие 1996 года и ежемесячную отчетную информацию данной таможни по теме: "Статус, функции, права и обязанности юридической службы таможенного органа".
Начальник Правового
управления ГТК РФ
В.А.ГАЛДИН



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАПАДНО-СИБИРСКОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ОМСКАЯ ТАМОЖНЯ
ПИСЬМО
от 1 июля 1996 г. N 21-03/1600
ОТЧЕТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОМСКОЙ ТАМОЖНИ ЗА I ПОЛУГОДИЕ
1996 ГОДА, В ТОМ ЧИСЛЕ ЗА ИЮНЬ МЕСЯЦ
СТАТУС, ФУНКЦИИ, ПРАВА
И ОБЯЗАННОСТИ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА.
ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ТАМОЖЕННЫЙ
КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Судебными органами (Куйбышевским районным судом г. Омска и Арбитражным судом Омской области) за II квартал 1996 года было рассмотрено 10 материалов, из них 7 жалоб на постановления о наложении взысканий за нарушение таможенных правил, 1 исковое заявление о признании сделки купли - продажи автомобиля недействительной, 1 исковое заявление о восстановлении на работе и 1 исковое заявление о взыскании задолженности по договору комиссии в пользу Омской таможни.
Таблица 1
--------T------------------------------------------T-------------¬
¦ ¦ Народный суд ¦ Арбитражный ¦
¦ ¦ ¦ суд ¦
¦ +-------------T----------------T-----------+-------------+
¦ ¦ Обжалование ¦ О признании ¦ Исковое ¦ О взыскании ¦
¦ ¦постановлений¦ сделки купли - ¦заявление о¦задолженности¦
¦ ¦ по делам ¦ продажи ¦ восстанов-¦ в пользу ¦
¦ ¦ о НТП ¦ автомобиля ¦ лении на ¦ Омской ¦
¦ ¦ ¦недействительной¦ работу ¦ таможни ¦
+-------+-------------+----------------+-----------+-------------+
¦ II ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦квартал¦ 7 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦
¦1996 г.¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-------+-------------+----------------+-----------+--------------
По квалификации:
Таблица 2
------------------------------------T----------------------------¬
¦ Статья ТК РФ ¦ II квартал 1996 г. ¦
+-----------------------------------+----------------------------+
¦ 279 ч.1 ¦ 2 ¦
¦ 279 ч.1, 284 ¦ 2 ¦
¦ 280 ¦ 2 ¦
¦ 281 ¦ 1 ¦
L-----------------------------------+-----------------------------
Из 7 рассмотренных районным судом дел о нарушении таможенных правил было оставлено без изменений 1 постановление о наложении взыскания, что составляет 14% от общего количества, отменено 4 постановления (57%), в одном случае суд принял решение о снижении размера штрафа, согласившись с правомерностью привлечения к административной ответственности (14%), и в одном случае постановление таможенного органа изменено в части квалификации (14%).
РЕШЕНИЯ, ПРИНЯТЫЕ СУДЕБНЫМИ ОРГАНАМИ
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ НА ПОСТАНОВЛЕНИЯ
О НАЛОЖЕНИИ ВЗЫСКАНИЯ ЗА НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ
ПРАВИЛ ВО II КВАРТАЛЕ 1996 ГОДА
Таблица 3
----------------T---------------------------------T--------------¬
¦ Постановление ¦ Решение судебного органа ¦ Решения ¦
¦ по делу о НТП ¦ ¦ судебного ¦
+--------T------+---------T---------T-------------+ органа, ¦
¦ Статья ¦Кол-во¦Постанов-¦Постанов-¦Постановление¦ обжалованные ¦
¦ ТК РФ ¦жалоб ¦ление без¦ ление ¦ изменить в ¦ Омской ¦
¦ ¦ ¦изменения¦отменить ¦части наложе-¦ таможней в ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ния взыскания¦ вышестоящий ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (снижение) ¦судебный орган¦
+--------+------+---------+---------+-------------+--------------+
¦279 ч. 1¦ 2 ¦ - ¦ 2 ¦ - ¦ - ¦
¦279 ¦ 2 ¦ - ¦ - ¦ 2 ¦ - ¦
¦ч. 1, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦284 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦280 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 1 ¦ - ¦ - ¦
¦281 ¦ 1 ¦ - ¦ 1 ¦ - ¦ - ¦
+--------+------+---------+---------+-------------+--------------+
¦ ¦ 7 ¦ 1 ¦ 4 ¦ 2 ¦ - ¦
+--------+------+---------+---------+-------------+--------------+
¦ % к общему количеству рассмотренных жалоб ¦
+--------T------T---------T---------T-------------T--------------+
¦ ¦ ¦ 14 ¦ 57 ¦ 28 ¦ - ¦
L--------+------+---------+---------+-------------+---------------
За истекший период изменился качественный состав рассмотренных судами дел. Резко сократилось число рассмотренных судами дел о нарушении таможенных правил по жалобам привлекаемых к ответственности лиц с квалификацией по ст. ст. 280, 281 ТК РФ (с 14 дел в I квартале 1996 г. до 3 - во II квартале 1996 г.). Что можно объяснить сложившейся и устоявшейся позицией судебных органов по факту рассмотрения в суде жалоб о привлечении к административной ответственности за нарушение таможенных правил по ст. ст. 280, 281 ТК РФ, с одной стороны, и лояльностью таможенного органа в части размера налагаемого взыскания за нарушение таможенных правил, вызванной зачастую невозможностью практически взыскать с виновных лиц (а это, в основном, - физические лица) штрафов из-за астрономических сумм, с другой стороны.
Вместе с тем, актуальным становится такое нарушение таможенных правил, как недекларирование товаров и транспортных средств - ст. 279 ч. 1 ТК РФ (4 дела - 57%), сопряженное с неуплатой таможенных платежей (в т.ч. 2 дела или 28%) - ст. 284 ТК РФ.
Юридическим отделом таможни за истекший период жалоб в порядке надзора в вышестоящий судебный орган не подавалось.
Таким образом, процент отменяемости решений таможенного органа за II квартал 1996 года составил 57%.
Все основания состоявшихся отмен можно разделить на две группы:
формальные (процессуальные - ст. 374 п. 3 ТК РФ) и
по существу (материально-правовые).
Причиной отмены по формальным основаниям явилось нарушение требований ст. 247 ТК РФ (истечение сроков для наложения взыскания в виде штрафа к моменту рассмотрения дел о нарушении таможенных правил).
Эта проблема уже поднималась юридическим отделом в отчете о правовой деятельности Омской таможни за I квартал 1996 года, где указывалось, что позиция Омской таможни разошлась с мнением районного суда в определении дня обнаружения нарушения таможенных правил - день составления протокола о нарушении таможенных правил (позиция таможенного органа) или день обнаружения (позиция районного суда). 15.03.96 исх. N 21 в адрес ЗСТУ был направлен запрос по этому вопросу. Ответа пока не получено, а проблема требует своего разрешения. По указанному основанию за истекший период было отменено 2 постановления о нарушении таможенных правил в отношении Абинова и Абулгазина. К сожалению, намеченная тенденция подтвердилась.
Так, о факте нарушения таможенных правил гр. Абиновым сотрудникам таможенного органа стало известно в момент задержания автомобиля под управлением гр. Красильникова, который предъявил технический паспорт на автомобиль с отметками об ограничении пользования и распоряжения данным автомобилем в течение двух лет и доверенность, выданную ему Абиновым. Т.о., по мнению суда, уже в момент задержания автомобиля под управлением Красильникова - 29.11.95 - имелись все основания утверждать, что Абиновым совершено нарушение таможенных правил, предусмотренное ст. 281 ТК РФ - нарушение порядка пользования и распоряжения условно выпущенным транспортным средством. Однако протокол о нарушении таможенных правил в отношении Абинова был составлен 09.02.96, т.е. уже по истечении двух месяцев со дня обнаружения нарушения таможенных правил. Постановление по делу о нарушении таможенных правил в отношении Абинова было вынесено 20.03.96, т.е. тоже по истечении двухмесячного срока для наложения взыскания.
Дело о нарушении таможенных правил в отношении Абулгазина. О факте совершения нарушения таможенных правил Абулгазиным должностным лицам таможенных органов стало известно 29.11.95 - в момент задержания автомобиля под управлением Абулгазина. По данному факту был подан рапорт. Однако, протокол о нарушении таможенных правил в отношении Абулгазина был составлен только спустя 2 дня - 01.12.95 - без каких-либо оснований для этого. Таким образом, нарушение требований ст. 294 ч. 1 ТК РФ должностными лицами таможенных органов повлекло отмену постановления.
По результатам судебного рассмотрения были поданы рапорта с указанием причин отмен судом постановлений о наложении взыскания, на основании которых было проведено служебное расследование и издан приказ по Омской таможне.
Причиной отмены постановлений таможенного органа о наложении взысканий, по существу, явилось утверждение суда о невозможности применения дополнительного взыскания без наложения основного, в т.ч. и в связи с истечением сроков для наложения основного взыскания в виде штрафа.
Примером могут служить дела о нарушении таможенных правил в отношении Ванюкова (ст. 279 ч. 1 ТК РФ) и Жирнова (ст. 280 ТК РФ), когда в качестве санкции было применено взыскание стоимости товара и транспортного средства без определения размера штрафа.
Суд, проанализировав санкции ст. 279 ч. 1 и 280 ТК РФ, пришел к выводу, что штраф является основным наказанием, а взыскание стоимости товара и транспортного средства и его конфискация - дополнительными, а потому посчитал неверным применение дополнительного взыскания без наложения основного, тем более, что двухмесячный срок для наложения основного взыскания в виде штрафа к моменту рассмотрения дела истек.
Более того, по ранее рассмотренному в суде делу по жалобе Ильина Куйбышевский районный суд направил в адрес Западно - Сибирского таможенного управления частное определение по данному факту. В своем ответе ЗСТУ еще раз подтвердило позицию таможенных органов, изложенную в ст. 247 ТК РФ относительно возможности применения дополнительного взыскания без наложения основного. Однако, несмотря на то, что ответ ЗСТУ датирован 20.03.96, Куйбышевский районный суд 09.04.96 вновь выносит аналогичное решение по делу Ванюкова и 29.04.96 - по делу Жирнова.
Учитывая проблематичность данного вопроса, отсутствие позиции высших судебных органов по данной категории дел и будучи несогласной с позицией Омского областного суда, Омская таможня обратилась за разъяснением в вопросах толкования этой проблемы к ученым Омского юридического института МВД России. Ответа пока не получено.
В приведенном анализе судебной практики Омской таможни отражены проблемы, актуальные для таможенного органа на сегодняшний день, решение по которым крайне важно для правоприменительной деятельности таможенных органов в целом. Решение этих проблем выходит на уровень высших судебных органов и ГТК РФ, т.к. в пределах области и ЗСТУ все этапы пройдены.
СТАТУС, ФУНКЦИИ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЮРИДИЧЕСКОЙ
СЛУЖБЫ ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА
В ноябре 1993 года в соответствии с Приказом ГТК РФ N 498 в региональных таможенных управлениях и нижестоящих таможнях началась работа по подбору специалистов для вновь создаваемых в таможенных органах юридических служб.
Эта работа завершилась в мае 1994 года (Приказ ГТК РФ N 189) созданием в таможенных органах Российской Федерации юридических отделов. Методическое и общее руководство их деятельностью осуществляет Правовое управление ГТК России. В Омской таможне юридический отдел был организован в июне 1994 года (Приказ по Омской таможне от 06.06.94 N 149-к). Согласно требованиям вышеназванных Приказов, юридическая служба Омской таможни подчиняется непосредственно начальнику таможни, а в методическом плане - вышестоящей юридической службе, т.е. юридическому отделу Западно-Сибирского таможенного управления.
В соответствии с Положением об информировании и консультировании граждан и юридических лиц по таможенным вопросам, утвержденному Приказом ГТК РФ от 15.05.95 N 318, на сотрудников юридического отдела возложена обязанность консультирования заинтересованных лиц не менее 40 часов в неделю (п. 6.2 Положения об информировании и консультировании по таможенным вопросам). Распределение этой обязанности среди всех сотрудников отдела создавало бы определенные трудности в их работе, отвлекая от аналитической работы и подготовки к судебным спорам. Поэтому в Омской таможне было решено за счет штатной численности юридического отдела организовать группу по информированию и консультированию (Приказ по Омской таможне от 01.09.95 N 263-к). К работе в группе привлечены сотрудники других отделов, практически непосредственно осуществлявшие таможенное оформление. Подобная организация, как показал результат почти 10 месяцев работы, себя полностью оправдала. Так, за 1995 год предоставлено консультаций на общую сумму 28605694 рубля, а за истекший период 1996 г. на сумму свыше 29584000 рублей. Всего группой консультирования было предоставлено 1521 консультация.
Руководство таможни, понимая необходимость и важность работы юридического отдела, а также выполняя требования вышеуказанных приказов, обеспечило юридический отдел обособленным помещением, факсом, ксероксом, двумя телефонными номерами и тремя компьютерами.
На основании Приказа ГТК РФ от 23.09.94 N 485 в Омской таможне разработано положение о юридической службе Омской таможни (таможенного поста), которое определило основные задачи, функции, права и обязанности юридической службы таможни и таможенного поста. Положение состоит из восьми разделов, которые включают в себя:
I - Общие положения
II - Система юридической службы Омской таможни
III - Основные задачи юридической службы
IV - Функции юридической службы
V - Права юридической службы
VI - Права и обязанности руководителя юридической службы
VII - Сотрудники юридической службы
VIII - Заключительные положения.
Первый раздел содержит определение юридической службы как специализированного структурного подразделения таможенного органа, создаваемого и утверждаемого в целях организации и непосредственного осуществления правовой работы в таможенных органах, включая правовое обеспечение функционирования этих органов и контроль за соблюдением законности в их деятельности. Юридическая служба организует и непосредственно осуществляет правовую работу в интересах таможенного органа в целом и его структурных подразделений. В своей деятельности юридическая служба руководствуется прежде всего Конституцией Российской Федерации и Таможенным кодексом Российской Федерации, а также Федеральным законом "О таможенном тарифе" и другими законодательными актами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами Государственного таможенного комитета, указаниями Западно - Сибирского таможенного управления, методическими рекомендациями Министерства юстиции Российской Федерации, а также настоящим Положением.
Систему юридической службы Омской таможни составляют: в таможне - юридический отдел, штатная численность которого составляет 11 человек, согласно Приказа ГТК РФ от 11 мая 1994 г. N 189. Тогда как методическими рекомендациями о структуре, штатной численности и характере работы юридических служб таможенных органов Российской Федерации предусмотрено, что при штатной численности таможенного органа свыше 500 человек необходимое количество юристов должно составлять 15 человек. На таможенных постах - юрисконсульт (ведущий инспектор). В настоящее время только на Черлакском таможенном посту юрисконсульт осуществляет свою деятельность.
На сегодняшний день значительно увеличился объем решаемых юридической службой задач, которые, в свою очередь, тесно связаны с функциями юридической службы.
Так, одной из них является обеспечение правовыми средствами реализации законодательства Российской Федерации о таможенном деле и нормативных актов ГТК РФ. С этой целью юридический отдел обеспечивает правовыми средствами единообразное применение таможенного законодательства таможенным органом, разрабатывает самостоятельно или совместно с другими подразделениями таможни проекты правовых актов общего характера, а также наиболее важных правовых актов индивидуального характера. Осуществляя эти функции, юридический отдел информирует подразделения Омской таможни о вступивших в силу законодательных актах. Готовит разъяснения на запросы подразделений Омской таможни по наиболее сложным вопросам применения таможенного законодательства. Эта работа ведется со дня создания юридического отдела. В 1994 г. было рассмотрено 26 запросов; в 1995 г. их количество составило 32, а за I полугодие 1996 г. юридический отдел ответил более чем на 27 запросов структурных подразделений. Используя эти показатели, можно проследить динамику роста количества запросов.
График
60+ 54
Количество 50+ T
запросов 40+ 32 ¦
30+ 26 T 27 ¦
20+ T ¦ T ¦
10+ ¦ ¦ ¦ ¦
0L----+--------+--------+--------+--------
1994 г. 1995 г. I квартал 1996 г. -
1996 г. ожидаемое
количество
Это объясняется, с одной стороны, трудностями, связанными с тем, что еще не завершен процесс формирования принципиально новой отрасли права - таможенного законодательства, и как следствие этого, увеличивающийся с каждым годом объем издаваемых нормативных и ненормативных правовых актов, требующих внимательного и детального изучения. С другой стороны - наличием пробелов в таможенном законодательстве, отсутствием официального толкования Таможенного кодекса Российской Федерации. Как показал анализ поступивших в юридический отдел запросов за 1994 г. - I полугодие 1996 г., наибольшее количество затруднений вызывают положения Приказа ГТК РФ от 15.08.94 N 416, который касается порядка перемещения через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами автотранспортных средств.
Из 26 запросов, поступивших в юридический отдел в 1994 г.:
- 8 касались порядка оформления автотранспортных средств (31%);
- 13 - вопросы трудового права (вопросы оплаты труда, вопросы приема, увольнения и предоставления отпусков) (49%);
- 1 - вопросы порядка предоставления жилья (4%);
- 2 - вопросы, связанные с доставкой товаров (8%);
- 2 запроса связаны с осуществлением валютного контроля (8%).
В 1995 году эти показатели составили:
- по автотранспорту - 22 (70%);
- вопросы, касающиеся порядка регистрации иностранных предприятий - 1 (3%);
- вопросы таможенного оформления товаров - 3 (9%);
- порядок безналичных расчетов - 2 (6%);
- вопросы взимания платежей - 1 (3%);
- вопросы, касающиеся социальных прав и льгот сотрудников Омской таможни - 2 (6%);
- вопросы, касающиеся трудового права - 1 (3%).
За 6 месяцев 1996 года поступило:
- 9 запросов по автотранспорту (49%);
- 1 запрос по оформлению товаров, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами (6%);
- 1 запрос по порядку взыскания таможенных платежей (6%);
- 5 запросов по разъяснению положений таможенного кодекса (27%);
- 1 запрос по предоставлению льгот совместным предприятиям с иностранными инвестициями (6%);
- 5 запросов касались положений приказов ГТК РФ, ЗСТУ (27%).
Таким образом, кроме количественного роста запросов наблюдается их качественное разнообразие. Небольшое увеличение запросов по трудовому законодательству вызвано приемом на работу в таможенные органы большого количества сотрудников, однако после разъяснения юридическим отделом наиболее сложных вопросов трудового законодательства, количество запросов заметно сократилось (с 13 в 1994 г. до 1 запроса в 1995 г.). Тогда как вопросы, связанные с оформлением автотранспорта продолжают лидировать среди других запросов, поступающих в юридический отдел (1994 г. - 8, 1995 г. - 22, 1996 г. - 9). Наряду с таможенным законодательством сотрудник юридического отдела должен владеть и трудовым, гражданским, семейным, уголовным, финансовым, аграрным и др. Нередко для того чтобы ответить на один запрос необходимо применить множество законодательных актов различных отраслей права. По вопросам, требующим разъяснения вышестоящих органов, юридический отдел направляет запрос в вышестоящий юридический отдел Западно-Сибирского таможенного управления. При получении ответа из ЗСТУ доводит его до сведения начальников структурных подразделений Омской таможни. Например, 29.01.96 юридическим отделом Омской таможни в адрес юридического отдела ЗСТУ был направлен запрос с просьбой разъяснить противоречия другим действующим нормативным актам ГТК РФ некоторых пунктов Приказа ЗСТУ от 26.01.96 N 44 "О введении в действие "Временных правил таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу России в несопровождаемом багаже" (исх. N 21-21/9), 28.05.96 ответ из ЗСТУ был получен и на его основании в экономический блок и отдел таможенного оформления были направлены разъяснения ранее возникших вопросов.
Решая задачу по реализации законодательства Российской Федерации о таможенном деле, юридический отдел использует такую форму работы, как направление информационных писем в подразделения Омской таможни с указанием на дату опубликования правовых актов и внесение изменений в уже существующие (например, 14.09.95 в Омской таможне в связи с внесением изменений в ст. 173 ТК РФ было подписано распоряжение N 126).
Кроме того, юридический отдел совместно с другими подразделениями таможни на основании приказов и указаний ГТК РФ и ЗСТУ готовит приказы по Омской таможне разъясняющие технологию таможенного оформления товаров и транспортных средств. Так, 17.11.94 в целях единой трактовки "Общих правил перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации", утвержденных Приказом ГТК РФ N 408 от 15.08.94, в Омской таможне был издан Приказ, устанавливающий порядок таможенного оформления товаров.
15.05.95 юридическим отделом совместно с оперативным отделом Омской таможни подготовлено распоряжение N 64 "О таможенном оформлении автомобильного транспорта в упрощенном льготном порядке". Данное распоряжение было подготовлено в целях реализации положений Таможенного кодекса Российской Федерации, Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.12.93; на основании Приказа ГТК РФ от 15.08.94 N 416; указания ГТК РФ от 25.04.94 N 01-12.328 и разъяснения ГТК РФ от 10.04.95 N 01-13.4974.
Для обеспечения соблюдения законности при издании таможенным органом приказов, распоряжений и других правовых актов, а также в целях обеспечения внутренней их согласованности правовых актов в Омской таможне разработан регламент работы аппарата Омской таможни, который утвержден Приказом начальника Омской таможни N 137 от 10.08.94. В соответствии с п. 5 данного регламента практически все приказы должны согласовываться (визироваться) в юридическом отделе. За отчетный период на согласование в юридический отдел поступали приказы о дисциплинарном взыскании; приказы на прием, увольнение, поощрение; приказы, утверждающие положения об отделах, группах, правила внутреннего трудового распорядка, правила по хранению, получению и применению огнестрельного оружия и т.д. Если в ходе проверки представляемого на подпись руководителю таможни документа обнаруживается его несоответствие действующему законодательству, юридический отдел вносит предложения об изменении или дополнении правовых актов таможенного органа.
Необходимо отметить, что в процессе осуществления функции по обеспечению соблюдения законности в деятельности таможенного органа, а также выявления причин и условий, способствующих нарушению законности, возникают определенные трудности. Выполнить данную работу в полном объеме соответствия всем предъявляемым на сегодняшний день требованиям ГТК РФ не представляется возможным физически. Для осуществления этой функции в полном объеме необходимо проводить проверки соблюдения законности на каждом этапе таможенного оформления товаров и транспортных средств, в связи с чем необходимо осуществлять комплексные целевые проверки работы структурных подразделений, непосредственно осуществляющих таможенное оформление и начисление таможенных платежей. Кроме того необходимо осуществлять своего рода прокурорскую проверку всех имеющихся в Омской таможне материалов и дел, заведенных по фактам нарушения таможенных правил, что при нынешнем объеме судебной практики и общем количестве дел о нарушении таможенных правил существующая численность сотрудников юридического отдела сделать не в состоянии (в 1994 г. в Омской таможне было заведено 626 дел о нарушении таможенных правил, в 1995 г. - 2427, а за I полугодие 1996 г. - 1352). Контроль, осуществляемый сегодня юридическим отделом за соблюдением законности, является выборочным, последующим, а не перспективным (упреждающим). В нем можно выделить три направления.
Первое - контроль за соблюдением законности в деятельности таможенного органа при подготовке целевой части отчетной информации, когда в процессе анализа нормативных актов по предлагаемым темам и обобщения практики применения этих правовых актов структурными подразделениями таможенного органа выявляются нарушения законодательства.
Второе - контроль путем проведения выборочных целевых проверок работы отдельных отделов Омской таможни. Так, в апреле 1995 г. и феврале 1996 г. были проведены проверки работы отдела кадров, в ходе которых обращалось внимание на соблюдение регламента согласования юридическим отделом приказов, распоряжений, издаваемых в Омской таможне, на соблюдение порядка проведения аттестаций сотрудников Омской таможни, на соответствие перевода сотрудников таможни, на соблюдение порядка ознакомления сотрудников с приказом, на соблюдение сроков наложения дисциплинарных взысканий и соответствие их требованиям КЗоТ. По результатам обеих проверок были составлены справки и направлены руководству таможни.
Третье - выявление нарушений законодательства и внесение предложений по устранению причин и условий, способствовавших их совершению, при подготовке материалов по жалобам на постановления о наложении взыскания за НТП к судебному разбирательству. Проверяя представленные к судебному рассмотрению дела, юридический отдел составляет по материалам дела свое заключение либо рапорт (если имеются нарушения законодательства) с предложениями по устранению выявленных нарушений и недопустимости их впредь. За I полугодие 1996 г. таких заключений и рапортов подготовлено 18 из 42 рассмотренным судом дел о нарушении таможенных правил.
Учитывая, что таможенным законодательством право отмены постановления по делу о нарушении таможенных правил предоставлено лишь вышестоящему таможенному органу, считаем, что было бы целесообразно возложить контрольные функции по контролю за соблюдением таможенного законодательства в полном объеме, включая этап таможенного оформления, на отделы по надзору за законностью при производстве по делам о нарушении таможенных правил региональных таможенных управлений. Это позволило бы избежать излишних проволочек при устранении нарушений таможенного законодательства, которые могут возникнуть из-за формальностей при пересылке дел для принятия решений, поскольку, как уже отмечалось, самостоятельно изменять свое решение таможни не имеют права. Кроме того, исключить возможную заинтересованность и необъективность в оценке законности и правомерности принятых решений со стороны таможенного органа, принявшего эти решения.
Выполняя профилактическую функцию по искоренению нарушений законности сотрудниками таможенных органов, юридический отдел участвует в подготовке мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения актов законодательства, приказов, указаний ГТК РФ, ЗСТУ. Так, юридический отдел принимает активное участие в подготовке служебных совещаний о состоянии служебной дисциплины в Омской таможне. Подобные совещания в Омской таможне проводятся дважды в год. В I квартале 1996 г. было проведено два совещания о состоянии служебной дисциплины в Омской таможне - 17.04.96 (Приказ по Омской таможне от 17.04.96 N 87) и 23.05.96. На совещаниях были затронуты не только вопросы трудовой и служебной дисциплины сотрудников таможенного органа, но и вопросы, связанные с дисциплиной соблюдения законодательных документов. В частности, на совещании от 23.05.96 отмечалось, что наряду с трудовой дисциплиной существует другая категория нарушений служебной дисциплины, которая в целом для таможенного органа не менее значима, чем любое опоздание, прогул либо появление в нетрезвом виде, так как таможенный орган несет от несоблюдения этой дисциплины огромные негативные материальные последствия. Словом, на служебном совещании обсуждалась проблема отмен решений таможенного органа (постановлений о наложении взысканий за нарушение таможенных правил) и анализировались причины отмен. Особо были выделены формальные причины отмен, когда неквалифицированными действиями сотрудников таможни причиняется не только материальный урон таможенному органу, но и моральный, так как подрывается уважение и доверие к таможенным органам со стороны граждан.
В рамках решения задачи использования правовых средств для обеспечения соблюдения законности таможенными органами и его должностными лицами юридический отдел Омской таможни ведет учет подписанных договоров, соглашений и контрактов, подготавливает при необходимости аналитические материалы по выявленным недостаткам. Количество договоров и виды наиболее часто встречающихся договоров можно проследить, построив сравнительную таблицу (см. табл. 7).
Таблица 7
----------------------T--------------T-------------T-------------¬
¦ Виды договоров ¦ 1994 г. ¦ 1995 г. ¦ I полугодие ¦
¦ ¦ ¦ ¦ 1996 г. ¦
+---------------------+--------------+-------------+-------------+
¦Аренда ¦ 8 ¦ 37 ¦ 8 ¦
+---------------------+--------------+-------------+-------------+
¦Комиссия ¦ 54 ¦ 3 ¦ 37 ¦
+---------------------+--------------+-------------+-------------+
¦Подряд ¦ 24 ¦ 97 ¦ 26 ¦
+---------------------+--------------+-------------+-------------+
¦Залог ¦ - ¦ - ¦ 2 ¦
L---------------------+--------------+-------------+--------------
В 1995 г. был разработан типовой договор комиссии, который используется в работе с предприятиями и организациями по реализации конфискованных товаров. В 1996 г. юридическим отделом разработаны типовые договоры подряда, аренды и залога.
В области пропаганды и разъяснения законодательства, оказания юридической помощи юридический отдел разъясняет сотрудникам таможни и сотрудникам нижестоящей юридической службы положения правовых актов по таможенному делу; осуществляет консультирование сотрудников таможни по правовым вопросам, относящимся к иным отраслям права; разрабатывает мероприятия по пропаганде таможенного законодательства и участвует в их реализации. Юридическим отделом, как уже отмечалось выше, каждый год разрабатываются планы проведения занятий и семинаров по правовым вопросам.
Эта работа ведется с 1994 г. В этом году было проведено служебное совещание "О мерах по борьбе с коррупцией, должностными преступлениями в системе таможенных органов Российской Федерации и задачах по обеспечению собственной безопасности таможни", где затрагивались вопросы служебной дисциплины. На основании решений этого совещания юридический отдел в декабре 1994 г. разработал программу повышения правовой квалификации, юридических знаний и навыков сотрудников таможни на 1995 г.; подготовил на 1995 г. план проведения занятий и семинаров по правовым вопросам в системе повышения квалификации. Были затронуты темы: "Дисциплинарная ответственность. Понятие. Виды дисциплинарных взысканий. Порядок наложения" и "Должностные преступления. Понятие. Виды. Ответственность в соответствии с УК РФ". Эта работа юридическим отделом была успешно проведена. Лекции и семинары проходили во всех отделах согласно графика. Всего за 1995 год проведено 48 лекций. В 1996 году эта работа была не только продолжена (за I полугодие 1996 г. - 24 лекции), но и поднялась на качественно новый уровень.
Сотрудниками юридического отдела были подготовлены и прочитаны лекции на курсах подготовки кадров и повышения квалификации, организованных в Омской таможне в количестве 32 часов в 1995 г. и 9 часов в I полугодии 1996 г. При этом были затронуты темы: "Регулирование трудовых правоотношений в таможенных органах Российской Федерации", "Дисциплинарная ответственность сотрудников таможни", "Материальная ответственность сотрудников таможенных органов".
Кроме того, на юридический отдел возложена одна из важнейших задач в области пропаганды и разъяснения таможенного законодательства - информирование и консультирование заинтересованных лиц. То, как организована эта работа в Омской таможне, было описано выше. Права и обязанности группы информирования и консультирования определены Приказом ГТК РФ от 15.05.95 N 318 и изданным в целях его реализации Приказом начальника Омской таможни от 01.09.95 N 263-к. Согласно этих Приказов количество часов приема посетителей не должно быть менее сорока часов в неделю. Сотрудники, ведущие прием граждан, освобождены от выполнения других функций. За период с 1995 г. по июнь 1996 г. предоставлена 1521 консультация на общую сумму 58459951 рубль. Практика показала, что при обращении в таможенный орган наиболее часто задаваемыми вопросами являются: таможенное оформление автотранспортных средств, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами; таможенное оформление грузов, перемещаемых через российско-казахстанскую границу (ввоз товаров из Казахстана, вывоз в Казахстан, транзит через Казахстан).
В целях упорядочения работы с нормативными актами, касающимися таможенного дела, и нормативными актами общего законодательства в Омской таможне налажен учет и систематизация указанных актов. Все нормативные акты, поступающие в юридический отдел, заносятся в специальные журналы (см. табл. 8) и на специальные карточки, где указываются номер документа, дата его принятия, кем он подписан, название документа и номер дела, где находится документ. Карточки помещаются в картотеку в соответствии с классификатором. Сейчас на учете в юридическом отделе находится 458 писем ГТК РФ, ЗСТУ; 305 приказов, указаний ГТК РФ, ЗСТУ.
Таблица 8
----T--------T--------T--------T----T-----T----------T------T----¬
¦ N ¦N и дата¦N и дата¦N и дата¦Кем ¦Крат-¦ Кол-во ¦N дела¦При-¦
¦п/п¦входяще-¦регист- ¦докумен-¦под-¦ кое ¦ листов ¦в юри-¦ме- ¦
¦ ¦го доку-¦рации в ¦ та в ¦пи- ¦ со- +----T-----+дичес-¦ча- ¦
¦ ¦ мента ¦ общем ¦ юриди- ¦сан ¦дер- ¦ос- ¦допо-¦ ком ¦ния ¦
¦ ¦ ¦ отделе ¦ ческом ¦до- ¦жание¦нов-¦лни- ¦отделе¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ отделе ¦ку- ¦ ¦ные ¦тель-¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦мент¦ ¦ ¦ные ¦ ¦ ¦
+---+--------+--------+--------+----+-----+----+-----+------+----+
¦ 1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------+--------+--------+----+-----+----+-----+------+----+
¦ 2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------+--------+--------+----+-----+----+-----+------+----+
¦...¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+--------+--------+--------+----+-----+----+-----+------+-----
Кроме того, в юридическом отделе ведется учет нормативных актов по правовым вопросам. В соответствии с номенклатурой в юридическом отделе заведено 25 дел. Каждое дело соответствует самостоятельной области таможенного дела (номенклатура прилагается - см. табл. 9).
Таблица 9
------T------------------------------------------T----------------¬
¦ Ин- ¦ Заголовок дела ¦ Сроки ¦
¦декс ¦ (тома, части) ¦ хранения и ¦
¦дела ¦ ¦ ст. перечня ¦
+-----+------------------------------------------+----------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+-----+------------------------------------------+----------------+
¦21-01¦Приказы, указания ГТК РФ по вопросам ¦1 год после ¦
¦ ¦работы юридического отдела ¦замены новыми ¦
¦21-02¦Приказы и распоряжения по таможне. Копии ¦ДМН ¦
¦21-03¦Положение о юридическом отделе ¦3 года ст. 38 тп¦
¦21-04¦Должностные обязанности сотрудников ¦3 года ст. 38 тп¦
¦ ¦юридического отдела ¦ ¦
¦21-05¦Планы работы юридического отдела ¦5 лет ст. 294 ¦
¦21-06¦Ежеквартальные отчеты по деятельности ¦5 лет ст. 294 ¦
¦ ¦юридического отдела ¦ ¦
¦21-07¦Переписка с ГТК РФ, ЗСТУ по вопросам ¦5 лет ст. 73 ¦
¦ ¦работы юридического отдела ¦ ¦
¦21-08¦Переписка с ГТК РФ, ЗСТУ по вопросам ¦ДМН ст. 19 тп ¦
¦ ¦пропуска и декларирования товаров ¦ ¦
¦21-09¦Переписка с ГТК РФ, ЗСТУ по вопросам ¦ДМН ст. 19 тп ¦
¦ ¦уплаты таможенных платежей ¦ ¦
¦21-10¦Переписка с ГТК РФ, ЗСТУ по вопросам ввоза¦ДМН ст. 19 тп ¦
¦ ¦в РФ и вывоза из РФ товаров и транспортных¦ ¦
¦ ¦средств физическими лицами ¦ ¦
¦21-11¦Переписка с ГТК РФ, ЗСТУ по вопросам ¦ДМН ст. 19 тп ¦
¦ ¦валютного регулирования ¦ ¦
¦21-12¦Переписка с ГТК РФ, ЗСТУ по вопросам ¦ДМН ст. 19 тп ¦
¦ ¦работы отдела по борьбе с КН и НТП ¦ ¦
¦21-13¦Переписка с ГТК РФ, ЗСТУ по предоставлению¦ДМН ст. 19 тп ¦
¦ ¦социальных льгот ¦ ¦
¦21-14¦Переписка с ГТК РФ, ЗСТУ, регламентирующая¦ДМН ст. 19 тп ¦
¦ ¦работу отдела бухгалтерского учета и ¦ ¦
¦ ¦конфискатов ¦ ¦
¦21-15¦Копии хозяйственных договоров, ¦5 лет ст. 76 тп ¦
¦ ¦завизированных юридическим отделом ¦ ¦
¦21-16¦Копии жалоб и исковых заявлений граждан и ¦5 лет ст. 76 тп ¦
¦ ¦юридических лиц на действия должностных ¦ ¦
¦ ¦лиц таможни и постановления о НТП ¦ ¦
¦21-17¦Запросы структурных подразделений таможни ¦3 года ¦
¦ ¦и ответы по ним ¦ст. 106 "Б" ¦
¦21-18¦Переписка юридического отдела с ¦3 года ст. 76 тп¦
¦ ¦предприятиями, организациями, ГТК РФ, ЗСТУ¦ ¦
¦ ¦Том 1 - ГТК РФ, ЗСТУ. Том 2 - организации ¦ ¦
¦ ¦и т.п. ¦ ¦
¦21-19¦Переписка с ГТК РФ, ЗСТУ по работе с ¦3 года ст. 79 тп¦
¦ ¦личным составом ¦ ¦
¦21-20¦Переписка с ГТК РФ, ЗСТУ по ¦3 года ст. 79 тп¦
¦ ¦организационным вопросам ¦ ¦
¦21-21¦Переписка юридического отдела по ¦3 года ст. 79 тп¦
¦ ¦внутренним вопросам ¦ ¦
¦21-22¦Вопросы профессиональной подготовки, ¦3 года ст. 79 тп¦
¦ ¦повышения правовой квалификации ¦ ¦
¦21-23¦Копии исковых заявлений, предъявленных ¦3 года ст. 79 тп¦
¦ ¦Омской таможней, к предприятиям, ¦ ¦
¦ ¦организациям, учреждениям ¦ ¦
¦21-24¦Материалы по обмену опытом юридических ¦ДМН ¦
¦ ¦служб ¦ ¦
¦21-25¦Материалы судебной практики таможен ГТК ¦ДМН ¦
¦21-30¦Журнал регистрации входящей ¦5 лет ст. 294 тп¦
¦ ¦корреспонденции ¦ ¦
¦21-31¦Журнал регистрации рассмотренных судом ¦3 года ст. 82 ¦
¦ ¦жалоб и исковых заявлений граждан и ¦ ¦
¦ ¦юридических лиц на действия должностных ¦ ¦
¦ ¦лиц таможни и постановления о НТП ¦ ¦
¦21-32¦Журнал регистрации приказов, указаний ГТК ¦3 года ¦
¦ ¦РФ, ЗСТУ, поступающих в юридический отдел ¦ст. 106 "Б" ¦
¦21-33¦Журнал регистрации переписки по вопросам ¦3 года ¦
¦ ¦деятельности таможни с ГТК РФ, ЗСТУ ¦ст. 106 "Б" ¦
¦21-34¦Журнал регистрации приема граждан ¦1 год ст. 617 тп¦
¦21-35¦Журнал регистрации переписки юридического ¦3 года ¦
¦ ¦отдела с гражданами, предприятиями и ¦ст. 106 "Б" ¦
¦ ¦организациями ¦ ¦
¦21-36¦Кодификационная картотека ¦До ликвидации ¦
¦ ¦ ¦организации ¦
L-----+------------------------------------------+-----------------
В дополнение к этому в юридическом отделе используются справочно-информационные программы системы "Гарант", "", "Юрист-2".
Юридический отдел, кроме "Российской газеты" и "Российских вестей", ведет подписку на еженедельное издание "Собрание законодательства Российской Федерации" с 1994 года, ежемесячное издание "Бюллетень международных договоров", ежемесячное издание "Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации" и "Вестник Высшего Арбитражного Суда". Централизовано получает "Таможенный вестник" и "Таможенные ведомости". Все эти издания регулярно изучаются, нормативные акты, содержащиеся в них, систематизируются и ставятся на учет путем заполнения на них карточек, которые заносятся в картотеку (см. табл. 10).
Таблица 10 (а)
-----------------T------------------------------¬
¦ ¦ Указ Президента РФ ¦
¦ ¦ N _____ от _________ г. ¦
+----------------- ¦
+----------------T--------------T---------------+
+----------------+--------------+---------------+
+----------------+--------------+---------------+
L----------------+--------------+----------------
Таблица 10 (б)
-----------------T------------------------------¬
¦ ¦ Приказ ГТК РФ ¦
¦ ¦ N _____ от _________ г. ¦
+----------------- ¦
+----------------T--------------T---------------+
+----------------+--------------+---------------+
+----------------+--------------+---------------+
L----------------+--------------+----------------

Юридический отдел активно комплектует библиотеку юридической литературы. На сегодняшний день ее фонд насчитывает 47 сборников нормативных актов. Среди них УПК РФ, ГПК РФ, ГК часть I и II, Комментарий к Конституции Российской Федерации, Сборник Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации 1961 - 1993 гг., Сборник Постановлений Пленума Верховного Суда РФ и СССР по гражданским делам, О налогах России, Комментарий судебно - арбитражной практики. Библиотека юридической литературы содержит большое количество сборников, касающихся трудовых вопросов, и другие.
В целях защиты законных прав и интересов таможенного органа юридический отдел таможни ведет претензионную и исковую работу.
1994 г. - была подана претензия (исх. N 01-21/2176 от 25.07.94) Омскому заводу технического углерода о неисполнении им условий договора о долевом участии в строительстве жилого дома, по которому завод технического углерода взял на себя обязательство осуществлять роль заказчика по строительству жилого дома, а по окончании строительства передать Омской таможне одну двухкомнатную квартиру. Согласившись с претензией, завод технического углерода предоставил Омской таможне квартиру.
27.07.95 в Кировский районный народный суд г. Омска было подано исковое заявление о возмещении ущерба, причиненного Омской таможне в результате дорожно-транспортного происшествия. Сумма иска составляла 1004302 рубля. Решением суда данная сумма взыскана в пользу Омской таможни.
- в марте 1996 года Омской таможней к ТОО ТПФ "Интерсервис" подано исковое заявление о взыскании задолженности по обязательствам договора комиссии на сумму 87066766 рублей. Решением арбитражного суда от 15.05.96 сумма ущерба, причиненного ТОО ТПФ "Интерсервис" Омской таможне, определена к 100% взысканию в пользу Омской таможни.
Кроме того, юридический отдел совместно с отделом бухгалтерского учета и контроля принимает меры по возмещению материального ущерба, причиненного таможенному органу его сотрудниками. 7 марта 1995 года по Омской таможне был издан Приказ N 67 по факту разукомплектования конфискованного автомобиля и причинения Омской таможне материального ущерба в сумме 441993 руб. Служебным расследованием было установлено, что данный факт стал возможным в результате бездействия инспектора группы конфискатов Мелкозеровой О.Б. Данным Приказом ей был объявлен выговор и в соответствии со ст. ст. 124 - 125 КЗоТ РФ главному бухгалтеру Омской таможне было предписано удержать из заработной платы Мелкозеровой О.Б. средний месячный заработок. 19.12.95 в Омской таможне издается Приказ N 322 "О пожаре на автопереходе Черлакского таможенного поста". В результате низкой исполнительской дисциплины и нарушения должностной инструкции главным инспектором Урбан П.П. и старшим инспектором Томчуком Е.С. Черлакскому таможенному посту Омской таможни был причинен материальный ущерб, который в соответствии со ст. ст. 118 - 121 КЗоТ РФ был с них взыскан.
С 1995 г. в практике применения таможенного законодательства Омской таможни наметилось, а в настоящий момент стало одним из ведущих направление по защите правовыми средствами законных прав и интересов таможенного органа путем представления интересов таможни в судебных органах в результате обжалований гражданами и предприятиями постановлений по делам о нарушении таможенных правил.
Как показывает анализ судебной практики, судебными органами (Куйбышевским районным судом г. Омска и Арбитражным судом Омской области) за период 1994 - 1996 гг. было рассмотрено 131 жалоба на постановления о наложении взыскания за нарушение таможенных правил и 10 жалоб на действия должностных лиц таможенных органов (см. таблицы 11, 12). В 1994 году Куйбышевским районным судом г. Омска было рассмотрено только 5 жалоб на постановления Омской таможни по делам о нарушении таможенных правил и арбитражным судом - 1 жалоба. При этом: из 6 рассмотренных судами жалоб 6 оставлены без удовлетворения, а постановления о наложении взысканий оставлены без изменения, т.е. правомерность принятых решений таможенных органов была подтверждена в 100% случаев. В течение 1994 года судами было рассмотрено 4 жалобы на действия должностных лиц таможенных органов, во всех случаях действия были признаны законными.
Из них по подсудности:
Таблица 11
----------T--------------------------T---------------------T-----¬
¦ N ¦ Обжалование постановлений¦Обжалование действий ¦Всего¦
¦ п/п ¦ по делам о НТП ¦ должностных лиц ¦ ¦
¦ ¦ ¦ таможенных органов ¦ ¦
¦ +------------T-------------+--------T------------+ ¦
¦ ¦ народный ¦ арбитражный ¦народный¦арбитражный ¦ ¦
¦ ¦ суд ¦ суд ¦ суд ¦ суд ¦ ¦
+---------+------------+-------------+--------+------------+-----+
¦1994 год ¦ 5 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 3 ¦ 10 ¦
+---------+------------+-------------+--------+------------+-----+
¦1995 год ¦ 71 ¦ 5 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 79 ¦
+---------+------------+-------------+--------+------------+-----+
¦I полу- ¦ 28 ¦ 4 ¦ 10 ¦ - ¦ 42 ¦
¦годие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1996 года¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------+------------+-------------+--------+------------+-----+
¦ Итого: ¦ 104 ¦ 10 ¦ 13 ¦ 4 ¦ 131 ¦
L---------+------------+-------------+--------+------------+------
Таблица 12
I полугодие 1996 года
-------------------T-------¬
¦ Количество жалоб ¦ 76% ¦
¦ о НТП - 32 ¦ ¦
¦ Количество жалоб ¦ 24% ¦
¦ на действия - 10 ¦ ¦
L------------------+--------
Наиболее показательным для анализа судебно-правовой защиты интересов государства является 1995 год. В этом году количество поданных в судебные органы жалоб на постановления о наложении взысканий за НТП и на действия должностных лиц таможенных органов возросло в 7,9 раза, с 10 в 1994 г. до 79 дел в 1995 году.
Тенденция к росту обжалуемых решений таможенных органов сохранена и в 1996 г. Об этом свидетельствуют показатели I полугодия 1996 г., согласно которым уже выполнено более 1/2 части от объема прошлого года. С учетом динамики роста ожидаемое количество судебных дел в 1996 г. может составить более 100 дел.
В I полугодии 1996 г. судебными органами было рассмотрено 42 жалобы: 32 - на постановления о наложении взысканий по делам о нарушении таможенных правил и 10 - на действия должностных лиц таможенных органов. По сравнению с этим же периодом 1995 года количество жалоб по делам о нарушениях таможенных правил возросло в 9 раз, а жалоб на действия должностных лиц в 3 раза.
Наглядно прослеживаются как количественные (с 6 до 42), так и качественные изменения, а именно: наметилась тенденция к росту жалоб на действия должностных лиц таможенных органов, а также изменения по квалификации обжалуемых постановлений по делам о нарушении таможенных правил (ст. ст. 279, 254, 266 ТК РФ), кроме того, наблюдается увеличение трудовых споров.
Для успешного решения поставленных перед юридической службой задач она наделена рядом прав, которые юридический отдел использует в своей работе: получать в первоочередном порядке поступающие в таможенный орган законодательные и иные нормативные документы; запрашивать и получать от должностных лиц таможенного органа документы правового характера и другие сведения, необходимые для выполнения возложенных на юридическую службу функций; участвовать в оперативных совещаниях таможенного органа; привлекать с согласия руководителя структурного подразделения таможенного органа и таможенного поста их сотрудников для подготовки проектов правовых документов и осуществления иных мероприятий, связанных с нормотворческой деятельностью и организацией правовой работы; возвращать исполнителям на доработку некачественные и противоречащие действующему законодательству проекты нормативных актов и других документов, составлять по ним необходимые заключения и устранять выявленные нарушения; участвовать в распределении средств фондов материального поощрения и социально-культурных мероприятий; получать необходимую консультативную помощь в суде, юридических фирмах, других учреждениях, организациях; взаимодействовать с судебно-правовыми учреждениями по вопросам, входящим в компетенцию юридической службы.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что уже сейчас задачи, поставленные перед юридическим отделом, отличаются масштабностью. С учетом этого, для того чтобы юридические отделы обеспечивали 100-процентное выполнение возложенных на них задач, необходимо повышать статус и значение юридических служб в таможенных органах, для чего было бы целесообразно привести штатную численность юридического отдела в соответствие с методическими указаниями (Приказ ГТК РФ N 498 от 22.11.93).
Форма 1
--------T-------------T-----------T------------T-------------T--------T-----------¬
¦ Наиме-¦ Количество ¦ Цена ¦ Количество ¦ Количество ¦Процент-¦Количество ¦
¦нование¦ судебных ¦ исков, ¦ исков и ¦ исков ¦ ное со-¦ исков ¦
¦ тамо- ¦ исков ¦ предъяв- ¦жалоб, цена ¦ и жалоб, ¦отноше- ¦ и жалоб, ¦
¦женного¦ и жалоб, ¦ ленных ¦исков, удов-¦ цена исков, ¦ние про-¦цена исков,¦
¦органа ¦предъявленных¦таможенному¦летворенных ¦не удовлетво-¦игранных¦по которым ¦
¦ ¦ таможенному ¦ органу, ¦ судом, ¦ренных судом,¦ дел ¦решение не ¦
¦ ¦ органу ¦ млн. руб. ¦ млн. руб. ¦ млн. руб. ¦к общему¦ принято ¦
¦ ¦(включая дела¦(по делам о¦(по делам о ¦ (по делам о ¦ количе-¦(по делам о¦
¦ ¦о НТП / иные)¦НТП / иные)¦НТП / иные) ¦ НТП / иные) ¦ству дел¦НТП / иные)¦
+-------+-------------+-----------+------------+-------------+--------+-----------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦
+-------+-------------+-----------+------------+-------------+--------+-----------+
¦Омская ¦ 38 (28 / 10)¦ 1533,9 ¦13 - 536,6 /¦ 15 - 310,5 ¦ 42% ¦ 0 - 0 / ¦
¦таможня¦ ¦ (808,4 / ¦ 3 - 1,5 ¦(14 - 165,3 /¦ (46% / ¦ 3 - 537,4 ¦
¦ ¦ ¦ 725,5) ¦ ¦ 1 - 145,2) ¦ 30%) ¦ ¦
L-------+-------------+-----------+------------+-------------+--------+------------
Примечание. Подано 5 жалоб в порядке надзора в обл. суд, 1 апелляционная жалоба в Арбитражный суд Омской области. Меры, предпринятые после судебного решения, описаны в приведенных в отчете характеристиках.
Форма 2
--------T-----------T-----------T-------------T----------T-------T-----------¬
¦ Наиме-¦ Количество¦ Цена ¦ Количество ¦Количество¦ Про- ¦Количество ¦
¦нование¦ исков в ¦ исков, ¦и цена исков,¦и цена ис-¦центное¦ и ¦
¦ тамо- ¦арбитражном¦ предъяв- ¦ удовлетво- ¦ ков, не ¦ соот- ¦цена исков,¦
¦женного¦ суде, ¦ ленных ¦ ренных ¦удовлетво-¦ношение¦по которым ¦
¦ органа¦ предъяв- ¦таможенному¦ арбитражным ¦ ренных ¦проиг- ¦решение не ¦
¦ ¦ ленных ¦ органу ¦ судом ¦ судом ¦ранных ¦ принято, ¦
¦ ¦таможенному¦(по делам о¦ (по делам о ¦(по делам ¦ дел к ¦(по делам о¦
¦ ¦ органу ¦НТП / иные)¦ НТП / иные) ¦ о НТП / ¦общему ¦НТП / иные)¦
¦ ¦(включая по¦ ¦ ¦ иные) ¦ коли- ¦ ¦
¦ ¦ делам о ¦ ¦ ¦ ¦честву ¦ ¦
¦ ¦НТП / иные)¦ ¦ ¦ ¦ дел ¦ ¦
+-------+-----------+-----------+-------------+----------+-------+-----------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦
+-------+-----------+-----------+-------------+----------+-------+-----------+
¦Омская ¦ 5 (5 / 0) ¦ 729,3 ¦1 - 0 / 0 - 0¦ 3-331,5 /¦ 25% ¦1 - 397,8 /¦
¦таможня¦ ¦(331,5 / 0)¦ ¦ 0 - 0 ¦ ¦ 0 - 0 ¦
L-------+-----------+-----------+-------------+----------+-------+------------
Примечание. Подана апелляционная жалоба в Арбитражный суд Омской области.
Форма 3
--------T----------T----------T----------T------------T-----------T----------¬
¦ Наиме-¦Количество¦Количество¦Количество¦Количество и¦ Процентное¦Количество¦
¦нование¦ и цена ¦ и цена ¦ и цена ¦ цена исков,¦соотношение¦ и цена ¦
¦ тамо- ¦ исков, ¦ исков, ¦ исков, ¦ не удовлет-¦проигранных¦ исков, ¦
¦женного¦ поданных ¦ поданных ¦ удовлет- ¦ воренных ¦ дел к об- ¦по которым¦
¦органа ¦таможенным¦таможенным¦ воренных ¦ судом. ¦щему коли- ¦решение не¦
¦ ¦ органом ¦ органом в¦ судом ¦ Аргументы ¦честву дел ¦ принято ¦
¦ ¦ в суд ¦ арбитраж-¦(арбитраж-¦таможенного ¦ (в суде / ¦ (в суде /¦
¦ ¦ ¦ ный суд ¦ным судом)¦ органа ¦арбитражном¦ арбитраж-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ суде) ¦ ном суде)¦
+-------+----------+----------+----------+------------+-----------+----------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦
+-------+----------+----------+----------+------------+-----------+----------+
¦Омская ¦ 0 / 0 ¦ 1 / 87,1 ¦ 0 - 0 / ¦ 0 - 0 / ¦ 0 / 0 ¦ 0 - 0 / ¦
¦таможня¦ ¦ ¦ 1 - 87,1 ¦ 0 - 0 ¦ ¦ 0 - 0 ¦
L-------+----------+----------+----------+------------+-----------+-----------
Форма 4
СВЕДЕНИЯ О ЧИСЛЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
ОМСКОЙ ТАМОЖНИ
по состоянию на 30 июня 1996 года
----------T------------------------------------------------------¬
¦Таможен- ¦ Численность ¦
¦ный орган+--------------T----------T-----------T----------T-----+
¦ ¦положенная (по¦выделенная¦фактическая¦заполнено,¦ ва- ¦
¦ ¦ Методическим ¦ГТК России¦численность¦ в том ¦ кан-¦
¦ ¦рекомендациям)¦ ¦ (в т.ч. ¦числе в % ¦ сии ¦
¦ ¦ ¦ ¦измененная ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ РТУ, ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ таможней) ¦ ¦ ¦
+---------+--------------+----------+-----------+----------+-----+
¦Омская ¦ 15 при ¦ 11 ¦ 11 ¦ 100% ¦ - ¦
¦таможня ¦ численности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ 528 чел. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---------+--------------+----------+-----------+----------+------
Форма 5
СВЕДЕНИЯ ОБ ОСНАЩЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
ОМСКОЙ ТАМОЖНИ
по состоянию на 30 июня 1996 года
--------T----------------------------------------------------------------¬
¦ Тамо- ¦ Оснащенность ¦
¦женный +-------------T----------T---------------------T----------T------+
¦ орган ¦ помещение ¦ вычисли- ¦ средства связи ¦ копиро- ¦другие¦
¦ ¦(обособленное¦ тельная +----------T----------+ вальная ¦техни-¦
¦ ¦ или нет), ¦ техника ¦ телефон ¦ факс ¦ техника ¦ческие¦
¦ ¦ кв. м на +-----T----+-----T----+-----T----+-----T----+ сред-¦
¦ ¦1 сотрудника ¦поло-¦име-¦поло-¦име-¦поло-¦име-¦поло-¦име-¦ ства ¦
¦ ¦ ¦жено ¦ется¦жено ¦ется¦жено ¦ется¦жено ¦ется¦ ¦
+-------+-------------+-----+----+-----+----+-----+----+-----+----+------+
¦Омская ¦ помещение ¦ не ¦ ¦ не ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦таможня¦обособленное,¦менее¦ 3 ¦менее¦ 2 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ - ¦
¦ ¦ 6,7 кв. м ¦ 3 ¦ ¦ 2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-------+-------------+-----+----+-----+----+-----+----+-----+----+-------

ОТЧЕТ
О ПРОВЕДЕНИИ РАБОТЫ ПО ИНФОРМИРОВАНИЮ
И КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ ПО ТАМОЖЕННЫМ ВОПРОСАМ
ЗА II КВАРТАЛ 1996 ГОДА
1. Консультирование:
Предоставлено консультаций
всего: 391
на сумму 13681868
в том числе:
устные консультации 390
сумма 13583988
письменные консультации 1
сумма 97880
Заключено договоров на абонементное
обслуживание -
предоставлено консультаций
по договорам всего -
на сумму
в том числе:
устные консультации -
сумма
письменные консультации -
сумма
2. Предоставлено текстов правовых актов:
количество 16
на сумму 853026
Заключено договоров на абонементное
обслуживание
предоставлено текстов
на сумму -
3. Основные вопросы консультирования:
- таможенное оформление автотранспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ;
- таможенное оформление подакцизных товаров;
- таможенное оформление товаров, происходящих из стран СНГ.

ПРИКАЗ Госкомрыболовства РФ от 28.06.2002 n 253 ОБ ОТМЕНЕ ПРИКАЗА ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЫБОЛОВСТВУ ОТ 14.01.2002 n 16  »
Постановления и Указы »
Читайте также