<ПИСЬМО> ГТК РФ от 13.12.2001 n 17-12/49359 (ред. от 28.06.2002) О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ПОДГОТОВКЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЗАПРОСОВ ПО ДЕЛАМ О НАРУШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 декабря 2001 г. N 17-12/49359
О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ
ПО ПОДГОТОВКЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЗАПРОСОВ ПО ДЕЛАМ
О НАРУШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ
(в ред. Приказа ГТК РФ от 28.06.2002 N 675)
В целях повышения эффективности взаимодействия с таможенными службами иностранных государств в правоохранительной сфере и упорядочения информационно - методической базы международного сотрудничества направляем для использования в работе Методические рекомендации по подготовке международных запросов по делам о нарушении таможенных правил (далее - Методические рекомендации).
Подготовленные международные запросы по делам о НТП, направляемые в УТРД ГТК России для последующей передачи на исполнение в таможенные службы зарубежных стран и не учитывающие либо допускающие отклонения от изложенных правил по их составлению, будут возвращаться для приведения в соответствие по форме и содержанию Методическим рекомендациям.
Прошу довести положения указанного документа до подчиненных подразделений правоохранительного блока и обеспечить контроль за неукоснительным соблюдением изложенных в документе рекомендаций при подготовке направляемых таможенным службам зарубежных стран международных запросов.
Все предшествующие инструктивные письма ГУБК и УТРД ГТК России о порядке подготовки и составления международных запросов по делам о НТП не подлежат применению.
Начальник Управления
таможенных расследований
и дознания,
генерал - майор
таможенной службы
А.В.КОНСТАНТИНОВ



Приложение
к письму ГТК России
от 13 декабря 2001 г. N 17-12/49359
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЗАПРОСОВ ПО ДЕЛАМ
О НАРУШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ
(в ред. Приказа ГТК РФ от 28.06.2002 N 675)
Правовой базой сотрудничества с таможенными службами зарубежных стран являются межправительственные Соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах (Перечень прилагается), Протокол N 2 "О взаимном административном содействии в целях надлежащего применения таможенного законодательства" между ГТК России и Европейским бюро по борьбе с мошенничеством (ОЛАФ) Европейской Комиссии, Международная Конвенция Всемирной таможенной организации "О взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений" (приложение X "Помощь в борьбе с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ"), "Единый порядок обмена информацией по запросам таможенных служб государств - участников СНГ в связи с производством по делам о нарушении таможенных правил и проведением проверок", а также Инструкция о порядке исполнения международных запросов по правоохранительной деятельности, утвержденная Приказом ГТК России от 11.05.2001 N 429.
По состоянию на 01.11.2001 Соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах заключены с 41 страной. В целях повышения оперативности работы и эффективности международного таможенного сотрудничества таможенными службами США, Великобритании, Швеции, КНР, Финляндии, Индии в Москве аккредитованы таможенные атташе указанных стран. По отдельным направлениям правоохранительной деятельности при посольствах иностранных государств в Москве имеются сотрудники, занимающиеся вопросами борьбы с контрабандой наркотиков и организованной преступностью. ГТК России установлены и поддерживаются регулярные контакты с этой категорией представителей иностранных государств, в том числе Бельгии, Италии, Канады, Норвегии и др.
Для обеспечения работы по направлению "международное сотрудничество" в составе Управления таможенных расследований и дознания (УТРД) ГТК России создан отдел международных поручений, главной задачей которого является подготовка и направление в компетентные органы иностранных государств международных запросов российских таможенных органов по делам о нарушении таможенных правил.
Практика международного сотрудничества показала, что запросы территориальных таможенных органов Российской Федерации исполняются за рубежом при условии, если они по содержанию и форме соответствуют положениям официальных нормативных документов. Это обстоятельство необходимо учитывать исполнителям международных запросов.
В связи с этим полагаем целесообразным при подготовке международных запросов руководствоваться следующими рекомендациями.
I. Общие положения
1.1. Международный запрос направляется таможенной службе иностранного государства в случае, если имеется дело о нарушении таможенных правил. В целях экономии времени рекомендуем направлять запрос непосредственно после возбуждения дела о НТП, а не перед истечением срока наложения взыскания за НТП.
(в ред. Приказа ГТК РФ от 28.06.2002 N 675)
1.2. В одном международном запросе следует обращаться с просьбой об оказании содействия в его исполнении к конкретной таможенной службе иностранного государства. Некорректно направлять в УТРД ГТК России письма с требованием об ускорении исполнения запроса, так как в соглашениях о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах указано, что запросы исполняются в возможно короткое время.
1.3. Опыт работы с таможенными службами зарубежных стран показал, что международные запросы по делам о НТП, связанные с невозвратом валютной выручки либо производством процессуальных действий (опросы иностранных физических лиц), ими не исполняются.
1.4. В международных запросах по делам о НТП нецелесообразно обращаться с просьбой о предоставлении контрактов, оригиналов документов, банковских документов. В зарубежных странах контракт не является документом, обязательным для представления таможне. Как правило, таможенные службы иностранных государств предоставляют заверенные копии документов.
1.5. Полагаем некорректным обращаться с запросами за рубеж по делам о НТП, возможные штрафные санкции по которым не превышают нескольких тысяч долларов США.
1.6. Запросы, связанные с нарушением таможенного законодательства международными перевозчиками, следует направлять в соответствии с Приказом ГТК России от 5 октября 2001 г. N 970.
II. Содержание и форма запроса
2.1. В запросе кратко и четко излагается содержание просьбы таможенного органа. Должно быть указано, какой таможенный орган обращается с просьбой; что послужило основанием для запроса (существо таможенного правонарушения); какие документы или информацию необходимо предоставить. Необходимо запрашивать только наиболее важную, существенную информацию; не следует загружать запрос второстепенными деталями.
2.2. В запросе обязательно должны быть указаны названия контрагентов внешнеторговой сделки: продавца, покупателя, грузоотправителя, грузополучателя, перевозчика; их адреса, телефоны, факсы. Названия и адреса зарубежных контрагентов необходимо указывать на иностранном языке.
2.3. К запросу обязательно должны быть приложены имеющие отношение к сделке документы (копии таможенных деклараций, счетов (инвойсов), транспортных документов, контрактов), так как большинство таможенных служб не принимает к рассмотрению запросы без документов.
III. Особенности работы с таможенными службами
зарубежных стран
Существующая правовая база международного сотрудничества в целом позволяет получать необходимую для разрешения дела по существу документальную и иную информацию по делам о НТП от таможенных служб зарубежных стран. Вместе с тем практика поддержания с ними деловых связей определила некоторые особенности в двусторонних взаимоотношениях с рядом иностранных государств, которые необходимо учитывать.
Соединенные Штаты Америки
Деловые контакты поддерживаются только через аппарат таможенного атташе США в Москве. Международные запросы в США должны быть исполнены строго по форме, установленной американской стороной (прилагается). Американские коллеги представляют ограниченный объем информации по запросам о фирмах, находящихся в оффшорной зоне Делавэр, оффшорном центре Нью - Йорк (регистрация фирмы, ее учредители).
При постановке вопроса о проверке существования фирмы следует учитывать, что в США ведется база данных участников внешнеэкономической деятельности. Компания попадает в эту базу данных при проведении хотя бы одной внешнеторговой операции при условии, если товар пересек границу США.
Целесообразнее ставить вопрос о физическом существовании фирмы в США. Проверка компаний по указанному адресу может быть проведена также через базу компаний - правонарушителей, ранее проходивших или проходящих по административным / уголовным делам, а также через физическую установку компании.
В случае необходимости получения оперативного ответа в возможно короткий срок рекомендуется предоставлять обоснование срочности запроса (задержание груза и т.д.).
В случае, если контрактодержателем по внешнеторговой сделке является американская фирма, а товар отправлялся поставщиками из других стран, сначала необходимо запрашивать копии документов из стран происхождения товара.
При проведении проверки / расследования подлежат выяснению обстоятельства заключения контракта с американской фирмой: время, место, известные им руководящие лица американской фирмы (Ф.И.О.), что значительно облегчает установление фирмы через конкретных физических лиц.
Великобритания
Международные запросы в таможенную службу Великобритании также направляются через аппарат таможенного атташе в Москве. В отдельных случаях используются и прямые связи с отделом международных операций непосредственно в Лондоне. Таможенная служба Великобритании особое внимание уделяет борьбе с контрабандой наркотиков и таможенным правонарушениям при проведении внешнеторговых сделок с подакцизными товарами (сигареты, спиртные напитки и т.д.).
При необходимости срочного получения информации в запросе указывается обоснование срочности и желательный срок его исполнения. На таможенной территории Великобритании имеется ряд оффшорных зон и центров, объем предоставляемой информации из которых ограничен.
Федеративная Республика Германия
Таможенная служба ФРГ предъявляет наиболее жесткие требования к выполнению всех условий, определенных Договором между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германией о сотрудничестве и взаимопомощи таможенных служб. При несоблюдении какого-либо пункта или статьи данного договора российские запросы возвращаются неисполненными.
Итальянская Республика
С таможенной службой Италии сотрудничество по делам о НТП осуществляется на основе Протокола N 2 "О взаимном административном содействии в целях надлежащего применения таможенного законодательства" между ГТК России и Европейским бюро по борьбе с мошенничеством (ОЛАФ) Европейской Комиссии, т.к. подписанное Соглашение о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах пока не ратифицировано Парламентом Италии.
Законодательство Италии не позволяет проводить опросы своих граждан по делам о НТП, возбужденным зарубежными таможенными службами.
(в ред. Приказа ГТК РФ от 28.06.2002 N 675)
В практике российско - итальянского таможенного сотрудничества имеют место деловые контакты как с таможенной службой Италии, так и с Финансовой Гвардией Италии. Однако Финансовая Гвардия, как правило, исполняет запросы при наличии возбужденного уголовного дела.
IV. Оффшорные юрисдикции
В последние годы возросло количество обращений территориальных таможенных органов о направлении международных запросов по делам о НТП в оффшорные юрисдикции (оффшорные зоны и центры), в частности, на Кипр, острова Мэн, Джерси, Гернси, Британские Виргинские острова (Великобритания), штат Делавэр (США), в Ирландию, на Багамские острова и т.д.
Основой запроса служат контракты, инвойсы, таможенные декларации, в которых указаны зарегистрированные в оффшорных зонах фирмы, выступающие в качестве контрагентов российских участников внешнеэкономической деятельности.
Практика исполнения оффшорными юрисдикциями российских международных запросов позволяет сделать заключение о том, что в настоящее время из оффшорных зон и центров может быть получена информация только о регистрации фирм и учредителях компаний. Получение документов, иной информации о финансово - хозяйственной и внешнеэкономической деятельности фирм / организаций не представляется возможным.
Оффшорные компании заключают международные контракты, по которым грузоотправители и грузополучатели находятся за пределами границ оффшорной юрисдикции. Компаниям не разрешается перемещать товар через границу оффшорной зоны или центра. Оффшорная фирма не может быть фактическим отправителем или получателем товара. Поэтому инициаторам международных запросов перед их направлением в оффшорную зону целесообразно подготовить запрос в третью страну, где находится фактический отправитель / получатель товара.
Оффшорные компании часто используются недобросовестными российскими участниками внешнеэкономической деятельности при осуществлении ими незаконных внешнеторговых операций для того, чтобы затруднить проведение правоохранительными органами таможенных расследований.
Перечень приложений
1. Типовое межправительственное соглашение о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах <*>.
2. Перечень стран, с которыми имеются соглашения о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах.
3. Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах государств - участников СНГ.
4. Единый порядок обмена информацией по запросам таможенных служб государств - участников СНГ в связи с производством по делам о нарушении таможенных правил и проведением проверок <*>.
5. Список адресов и руководителей таможенных служб государств - участников СНГ.
6. Список региональных таможен и таможен центрального подчинения Украины.
7. Представительства таможенной службы Российской Федерации при таможенных службах государств - участников СНГ.
8. Договор между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германией о сотрудничестве и взаимопомощи таможенных служб <*>.
9. Протокол N 2 "О взаимном административном содействии в целях надлежащего применения таможенного законодательства" между Государственным таможенным комитетом Российской Федерации и Европейским бюро по борьбе с мошенничеством (ОЛАФ) Европейской Комиссии <*>.
--------------------------------
<*> Не приводятся.
10. Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений, 1977 год (г. Найроби).
11. Форма запроса в соответствии с российско - американским соглашением о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах.



Приложение 2
ПЕРЕЧЕНЬ
СТРАН, С КОТОРЫМИ ИМЕЮТСЯ СОГЛАШЕНИЯ
О СОТРУДНИЧЕСТВЕ И ВЗАИМОПОМОЩИ В ТАМОЖЕННЫХ ДЕЛАХ
(ПО СОСТОЯНИЮ

<ПИСЬМО> ГТК РФ от 13.12.2001 n 17-12/49359 О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ПОДГОТОВКЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЗАПРОСОВ ПО ДЕЛАМ О НАРУШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ  »
Постановления и Указы »
Читайте также