ПРИКАЗ Минсельхоза РФ n 584, Россельхозакадемии n 44 от 27.06.2002 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ НАУЧНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ АПК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2010 Г.


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 584
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ НАУК
N 44
ПРИКАЗ
от 27 июня 2002 года
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ НАУЧНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ
АПК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2010 Г.
1. Утвердить Концепцию научного обеспечения развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2010 года.
2. Во исполнение решения совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации, президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям по вопросу "Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу" департаментам и управлениям Минсельхоза России, отраслевым отделениям и региональным структурам Россельхозакадемии обеспечить реализацию Концепции научного обеспечения развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2010 года.
3. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра сельского хозяйства Российской Федерации Н.К. Долгушкина и Главного ученого секретаря Россельхозакадемии А.П. Огаркова.
Заместитель Председателя
Правительства
Российской Федерации,
Министр сельского хозяйства
Российской Федерации
А.В.ГОРДЕЕВ
Президент
Российской академии
сельскохозяйственных наук
Г.А.РОМАНЕНКО



КОНЦЕПЦИЯ
НАУЧНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО
КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2010 Г.
1. ВВЕДЕНИЕ
В Концепции изложены принципы и основные направления развития системы научного обеспечения агропромышленного производства Российской Федерации на период до 2010 г. Целью Концепции является анализ состояния и определение основных направлений укрепления научно-методической базы, формирование принципов и механизмов системы научного обеспечения развития агропромышленного производства Российской Федерации в условиях перехода страны к социально ориентированной рыночной экономике.
При подготовке Концепции учтены положения Федерального закона от 23.08.96 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (с изменениями и дополнениями), Указов Президента Российской Федерации от 13.06.96 N 884 "О доктрине развития российской науки" (с изменениями и дополнениями), от 30.01.92 N 84 "О Российской академии сельскохозяйственных наук" (с изменениями и дополнениями), утвержденных Правительственной комиссией по научно-технической политике от 21.07.96 N 2727П-П8 "Приоритетных направлений развития науки и техники", Федерального закона от 14.07.97 N 100-ФЗ "О государственном регулировании агропромышленного производства" и "Основных направлений агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001 - 2010 гг.", одобренных на заседании Правительства Российской Федерации 27.06.00 (протокол N 25), Основных направлений государственной научно-технической политики Российской Федерации на среднесрочный и долгосрочный периоды (Минпромнауки России, 2000 г.), Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и на дальнейшую перспективу, одобренных решением совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям от 30.03.02.
2. СОВРЕМЕННОЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО
И РОЛЬ НАУКИ В ЕГО РАЗВИТИИ
Современное состояние агропромышленного комплекса характеризуется продолжением кризисных процессов, происходящих в аграрном секторе страны с начала девяностых годов. В годы реформ оставалась неблагоприятной макроэкономическая ситуация, происходило ухудшение межотраслевых экономических отношений, крайне медленно и локально развивались процессы интеграции и кооперации, происходило устойчивое сокращение и качественное ухудшение основных фондов сельского хозяйства, снижение плодородия почв, генетического потенциала, сокращение посевных площадей, поголовья продуктивных животных. Сельское хозяйство не имело приоритета в бюджетной сфере. Законодательные акты без достаточного финансового обеспечения отрасли, реальных механизмов исполнения и политической воли не срабатывали.
Удельный вес сельского хозяйства в валовом внутреннем продукте страны сократился за десятилетие в 2,4 раза, на 37% произошло снижение валовой продукции сельского хозяйства. Противоречивость происшедших за 90-е годы преобразований состояла в провозглашении многоукладности в аграрном секторе, что определялось объективной необходимостью, но при практически полном устранении государства от регулирования экономических отношений; в переходе к рыночным принципам производства продукции, что предоставило сельским товаропроизводителям свободу выбора каналов и условий ее реализации и в то же время лишило их гарантий сбыта и защиты от импорта, привело к вытеснению отечественной продукции с внутреннего рынка; во введении свободного рынка материально-технических ресурсов.
Однако ориентация государства на мировые цены на энергоносители и другие средства производства, отказ от эффективного регулирования рынка и монополизм производителей ресурсов вызвали малоуправляемый рост внутренних цен на них, многократный диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию (услуги), резкое падение покупательной способности сельских товаропроизводителей. Это послужило одной из главных причин разрушения производственного потенциала сельского хозяйства, промышленности и сферы услуг, работающих на АПК.
В агропромышленном комплексе России в настоящее время занято около 30% всех работающих в сфере материального производства, сосредоточено более четверти основных фондов страны. В ходе реформ в АПК происходят глубокие социально-экономические изменения. Осуществлена земельная реформа, сформирован многоукладный сектор экономики с различными формами собственности и хозяйствования. Укрепляется рыночная инфраструктура, вырабатываются новые методы организации производства и управления.
Однако реформирование аграрного сектора не сопровождается повышением эффективности производства. В связи с резким снижением производства собственных продуктов российский рынок заполняется импортными товарами. За годы реформ значительно снизились производственный потенциал и его материально-техническая база. Сведены к минимуму работы по сохранению и повышению плодородия почв, мелиорации земель, социальному развитию и обустройству сельских поселений и территорий. Капитальные вложения в агропромышленный комплекс резко сокращены, что ведет к его разрушению и усилению социальной напряженности в сельской местности.
Кризисная ситуация в аграрном секторе в значительной степени обусловила низкую востребованность научно-технических достижений в производстве, снизила влияние научно-технического прогресса на его развитие. Бюджетное финансирование научных учреждений на крайне низком уровне привело к резкому сокращению численности научных работников, ослаблению материально-технической базы НИУ, опытных хозяйств, свертыванию исследований по целому ряду важнейших научных направлений в АПК. Тяжелым финансовым бременем лежат затраты на коммунальное хозяйство и социальные объекты. Крайне отрицательно сказывается низкий уровень государственного регулирования в сельском хозяйстве, характерного для всех государств с рыночной экономикой, а также ослабление роли Минсельхоза России в регламентации и координации работ в области карантина, семеноводства, сортоиспытания.
В условиях острой кризисной ситуации, сложившейся в агропромышленном комплексе, и перехода к рыночной экономике исключительно большое значение имеет разработка мер, реализация которых позволит вначале стабилизировать, а затем обеспечить развитие этой жизненно важной для общества сферы производства. Правительством Российской Федерации 27 июля 2000 г. одобрены "Основные направления агропродовольственной политики на 2001 - 2010 гг." с целью вывода аграрной экономики из кризисного состояния, увеличения выпуска сельскохозяйственной продукции и продовольствия, повышения экономической эффективности агропромышленного производства, социального обновления сельских поселений. Решение этих сложных задач должно осуществляться на основе широкого привлечения научного потенциала, созданного в аграрной сфере, использования новейших достижений науки в производстве.
Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что наука, наукоемкие технологии, активная инновационная деятельность являются исходной движущей силой всей хозяйственной жизни, и преимущественный прирост сельскохозяйственного производства обеспечивается за счет реализации научно-технических достижений. Специфика и объективные трудности в научном обеспечении АПК России связаны с необычайным разнообразием и сложностью сельской демографической ситуации в стране, почвенно-климатических условий в основных земледельческих зонах, а также значительными деформациями в размещении производительных сил, сельскохозяйственных культур, необоснованной распашкой сенокосов и пастбищ, резким сокращением государственной поддержки АПК.
Научное обеспечение стабилизации и развития АПК в рыночных условиях - это выработка и реализация приоритетных направлений исследований и повышение роли науки, сохранение и развитие научно-технического потенциала страны, переориентация агропромышленного производства на инновационный, наукоемкий путь. Роль науки в сложившихся кризисных условиях заключается в выявлении и выработке мер по устранению негативных тенденций в функционировании отрасли, выработке государственной стратегии развития агропромышленного комплекса и мер по активизации аграрной политики государства, получении результатов научных исследований в соответствии с потребностями производства, инновационной деятельности на основе научно-технических достижений. Наука является важнейшим ресурсом национальной и продовольственной безопасности, фактором влияния на технологический уровень развития агропромышленного производства.
3. СОСТОЯНИЕ ПОТЕНЦИАЛА АГРАРНОЙ НАУКИ
Научное обеспечение агропромышленного производства Российской Федерации осуществляют свыше 300 научно-исследовательских учреждений Россельхозакадемии, Минсельхоза России, других министерств и ведомств, а также 13 научно-исследовательских институтов, один научно-производственный центр и 62 научно-исследовательские части высших учебных заведений. В научных учреждениях Россельхозакадемии и Минсельхоза России около 20 тыс. научных работников, в том числе свыше 8 тыс. докторов и кандидатов наук. В вузах занято более 20 тыс. научно-педагогических работников, из них свыше 11 тыс. докторов и кандидатов наук, более 1,8 тыс. штатных сотрудников, работающих непосредственно в научно-исследовательских учреждениях и других научных формированиях вузов. Наиболее квалифицированное ядро аграрной науки составляют действительные члены (академики) и члены-корреспонденты Россельхозакадемии.
Для производственной проверки эффективности научных разработок, выращивания семян сельскохозяйственных культур высших репродукций, высококлассных племенных животных и птицы различных пород, создания и выпуска промышленной продукции в системе Россельхозакадемии действуют 398 опытно-производственных хозяйств, производственных подразделений и 61 экспериментально-промышленное предприятие. В этих же целях и для обучения студентов прогрессивным методам ведения сельского хозяйства в высших учебных заведениях Минсельхоза России имеется 62 учебных хозяйства.
За 1997 - 2001 гг. научными учреждениями Россельхозакадемии, учеными сельскохозяйственных вузов по заказам Минсельхоза России на контрактно-договорной основе создано и передано для освоения в производстве 1392 новых сорта и гибрида различных сельскохозяйственных культур; 71 порода, тип и линия животных, кроссов птицы; 325 видов вакцин, сывороток, лечебных препаратов; 975 наименований машин, приборов, различного оборудования; 2180 технологий, отраслевых стандартов, регламентов и технических условий.
В порядке законодательной инициативы подготовлены и представлены в Госдуму, Совет Федерации и Правительство России 14 проектов законов Российской Федерации, а также другие нормативные и методические материалы. В ходе реализации Федеральной целевой программы "Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997 - 2000 гг." достигнуты определенные успехи в интеграции академической, отраслевой, вузовской науки и агропромышленного производства.
Наряду с этим, оценивая состояние аграрной науки в целом, следует отметить имеющиеся существенные недостатки. Определенное отставание от требований эффективного развития АПК допущено в исследованиях в области экономики и земельных отношений по проблемам формирования и развития социально ориентированных рыночных отношений в АПК России, разработке механизма паритетных экономических отношений сельского хозяйства с другими отраслями экономики, эквивалентных межотраслевых связей, бюджетно-налогового регулирования рынка, формирования финансово-кредитного рынка, социального развития и комплексного обустройства сельских поселений и территорий.
В исследованиях по земледелию не обеспечивается комплексность с мелиорацией, агролесомелиорацией и другими смежными науками, недостаточно решаются научные проблемы борьбы с деградацией почв и повышения их плодородия, совершенствования технологий обработки почвы и возделывания сельскохозяйственных культур, разработки систем земледелия нового поколения с учетом многоукладности производства и местных почвенно-климатических условий (агроландшафтов). В области научного обеспечения земледелия слабым звеном по-прежнему является отсутствие необходимой интеграции достижений смежных аграрных наук при создании современных агротехнологий, проектов землеустройства на ландшафтной основе, не создана система подтверждения соответствия (сертификация, декларация) инновационных разработок современным требованиям сельскохозяйственного производства; снижается уровень теоретических разработок ввиду слабой материальной и аналитической базы НИУ; необходимо формирование работ в области создания единой базовой методики моделирования адаптивно-ландшафтных систем земледелия, методик природно-хозяйственного районирования, инвентаризации сельхозугодий и организации агроландшафтов, решение проблемы деградации почв и почвенного покрова России на основе проведения комплексных мероприятий.
Необходимым условием эффективной инновационной деятельности в области мелиорации, водного и лесного хозяйства является обеспечение четкой координации работ по формированию государственной агротехнологической политики, законодательной базы, концепций освоения достижений научно-технического прогресса на основе экспериментальной базы Россельхозакадемии и научно-исследовательских организаций Минсельхоза

<ПИСЬМО> Минкультуры РФ от 27.06.2002 n 01-85/16-14 ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ СТОИМОСТИ НАУЧНО-ПРОЕКТНЫХ РАБОТ НА ПАМЯТНИКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ  »
Постановления и Указы »
Читайте также