ПРИКАЗ Госгортехнадзора РФ от 06.07.1998 n 149 (ред. от 20.06.2002) ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ (вместе с МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ... РД 15-218-98)


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ И ПРОМЫШЛЕННЫЙ НАДЗОР РОССИИ
ПРИКАЗ
от 6 июля 1998 г. N 149
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ
ОПАСНЫХ ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ"
(в ред. Постановления Госгортехнадзора РФ
от 20.06.2002 N 29)
1. Утвердить "Методические указания по организации и осуществлению государственного надзора при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом" и ввести в действие с 01.08.98.
2. Руководителям территориальных органов организовать изучение данных "Методических указаний..." и принять к руководству в практической деятельности.
Начальник
Госгортехнадзора России
В.Д.ЛОЗОВОЙ



Утверждены
Приказом
Госгортехнадзора России
от 6 июля 1998 г. N 149
Срок введения в действие -
1 августа 1998 года
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО
НАДЗОРА ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ
РД 15-218-98
(в ред. Постановления Госгортехнадзора РФ
от 20.06.2002 N 29)
Внесены отделом по надзору на железнодорожном транспорте.
1. Общие положения
Абзац исключен. - Постановление Госгортехнадзора РФ от 20.06.2002 N 29.
Методические указания устанавливают единые цели и принципы организации и осуществления государственного надзора, а также методы и формы надзора, соответствующие целям и принципам.
Под перевозкой опасных грузов понимается совокупность операций, которым подвергается груз в процессе его доставки от грузоотправителя к грузополучателю, и включает в себя подготовку груза и транспортного средства к перевозке, прием груза к перевозке, его погрузку в транспортное средство, оформление перевозочных документов, транспортирование груза, транзитное хранение груза, перегрузку (перевалку) груза в пути следования, сопровождение и охрану груза в пути следования, подачу его грузополучателю и его выгрузку.
Под требованием обеспечения безопасности перевозки опасных грузов понимается весь комплекс требований (правил и норм) по безопасности перевозки опасных грузов, устройству, ремонту, эксплуатации технических систем, устройств, подвижного состава, подъездных путей, а также других требований, установление которых отнесено к компетенции органов Госгортехнадзора России.
Под понятием участников перевозки опасных грузов понимаются предприятия, организации, физические лица, осуществляющие подготовку опасных грузов и транспортных средств к перевозке, обеспечивающие погрузку (выгрузку) опасных грузов, оформление перевозочных документов, сопровождение и охрану опасных грузов в пути следования, а также обеспечивающие безопасное их транспортирование (грузоотправители, грузополучатели, транспортно-экспедиционные, охранные организации, железные дороги, отделения железных дорог и т.п.).
К поднадзорным предприятиям относятся юридические лица, осуществляющие погрузку (выгрузку) опасных грузов, оформление перевозочных документов, владельцы подвижного состава, предназначенного для перевозки опасных грузов, транспортно-экспедиционные фирмы, а также организации, осуществляющие охрану и сопровождение опасных грузов, не входящие в структуру железнодорожного транспорта, железные дороги и отделения железных дорог.
К поднадзорным объектам относятся структурные подразделения железных дорог и отделений железных дорог (станции, осуществляющие операции с опасными грузами, дистанции пути, вагонные депо, дистанции энергоснабжения, сигнализации и связи, промывочно-пропарочные станции, пункты подготовки вагонов и т.п.), на промышленных предприятиях: цеха предприятий (железнодорожные, транспортные цеха), цеха налива, слива, пункты подготовки вагонов, сливо-наливные эстакады, места погрузки и выгрузки опасных грузов и т.п.).
Кроме вышеуказанного, под надзором находятся вагоны, предназначенные для перевозки опасных грузов, железнодорожные пути и стрелочные переводы, другие сооружения, устройства железнодорожного транспорта, а также устройства, обеспечивающие безопасность перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом (ПОНАБ, ДИСК, устройства сигнализации и т.п.).
Государственный надзор за перевозкой опасных грузов железнодорожным транспортом в структуре Госгортехнадзора России осуществляет отдел по надзору на железнодорожном транспорте через созданные территориальные органы Госгортехнадзора России (Управления округов и управления Госгортехнадзора России далее - Управление округа), в составе которых находятся отделы по надзору за перевозкой опасных грузов на соответствующей дороге (далее - железнодорожный отдел).
Структуру территориальных органов, занимающихся надзором на железнодорожном транспорте, размещение железнодорожных отелов и их численность определяет Госгортехнадзор России исходя из объемов перевозки опасных грузов, количества поднадзорных предприятий и объектов, количества станций массовой погрузки особо опасных грузов и других критериев.
Железнодорожный отдел осуществляет свою надзорную деятельность на предприятиях и объектах, обслуживаемых одной из железных дорог России, располагается по месту расположения Управления железной дороги и структурно входит в состав соответствующего Управления округа Госгортехнадзора России (далее - базовое Управление округа).
Начальник железнодорожного отдела, как правило, является заместителем начальника базового Управления округа и осуществляет свою деятельность во взаимодействии с начальниками Управлений округов Госгортехнадзора России, на территории которых железнодорожный отдел осуществляет свою деятельность.
Государственный надзор и контроль, являясь неотъемлемой частью государственного регулирования безопасности перевозки опасных грузов, осуществляется посредством:
надзора за соблюдением требований безопасности при перевозке опасных грузов;
контроля за выполнением мероприятий по результатам расследований обстоятельств и причин инцидентов, аварий и случаев травмирования, а также контроля соблюдения порядка указанных расследований;
контроля за выполнением программ, планов и мероприятий, связанных с обеспечением безопасности перевозок опасных грузов;
контроля за выполнением условий действия лицензий;
контроля за соответствием требованиям правил, норм, стандартов соответствующих изделий, оборудования, подвижного состава и т.п.;
надзора за готовностью восстановительных и пожарных поездов железных дорог, других аварийно-спасательных служб к локализации и ликвидации аварий;
контроля за порядком подготовки и проверки знаний руководящих работников и персонала, непосредственно связанного с перевозкой опасных грузов.
2. Планирование работы железнодорожных
отделов Управления округа (Управления)
Госгортехнадзора России
Деятельность органов Госгортехнадзора России осуществляется на основе планирования и контроля за выполнением планируемых работ и мероприятий.
Годовые планы железнодорожного отдела составляются на основе годового плана работы Госгортехнадзора России, годового плана работы Управления округа (базового) и с учетом годовых планов работы Управлений округов, на территории которых железнодорожный отдел осуществляет свою надзорную деятельность.
Годовой план работы железнодорожного отдела составляется в соответствии с разделами годового плана работы Управления округа, с учетом анализа состояния безопасности, аварийности и травматизма на поднадзорных предприятиях и объектах за истекший год, необходимости решения конкретных вопросов, связанных с обеспечением безопасности перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом, других вопросов, которые необходимо решить в планируемом году.
При составлении годовых планов работы железнодорожных отделов необходимо учитывать, что Управления железных дорог, отделения железных дорог, решающие сортировочные станции на сети железных дорог, а также крупные промышленные предприятия, отгружающие опасные грузы в объеме свыше 1000 вагонов в месяц, вагоноремонтные предприятия, осуществляющие ремонт вагонов-цистерн (в полном объеме), предназначенных для перевозки опасных грузов, должны быть охвачены комплексными обследованиями не реже 1 раза в 2 года.
Периодичность обследования других поднадзорных предприятий и объектов устанавливает начальник железнодорожного отдела исходя из местных условий, штатной численности железнодорожного отдела, состояния безопасности перевозки опасных грузов на предприятии и объекте, анализа состояния аварийности и травматизма.
При этом необходимо учитывать, что каждое поднадзорное предприятие или объект должны обследоваться не реже 1 раза в 5 лет.
Годовой план работы железнодорожного отдела согласовывается с начальниками Управлений округов, на территории которых железнодорожный отдел осуществляет свою поднадзорную деятельность, и утверждается начальником базового Управления за месяц до начала планируемого года.
На основе годового плана работы железнодорожного отдела составляется квартальный план работы с целью уточнения сроков проведения запланированных мероприятий и их конкретизации, а также с учетом анализа текущего состояния безопасности, аварийности и травматизма на поднадзорных предприятиях и объектах.
Квартальный план работы утверждается начальником железнодорожного отдела за 15 дней до начала планируемого квартала.
3. Планирование работы государственных инспекторов
Работа государственных инспекторов осуществляется на основе месячных и квартальных планов работы в зависимости от характера работы и специализации инспектора.
Для равномерного охвата действенным государственным надзором всех поднадзорных предприятий и объектов начальник железнодорожного отдела или его заместитель разрабатывают и утверждают для каждого государственного инспектора годовой план-график проведения обследований (проверок).
Месячный или квартальный план работы инспектора составляется на основе квартального плана работы железнодорожного отдела, утвержденных графиков обследований предприятий и объектов, а также с учетом текущего состояния безопасности, аварийности и травматизма и утверждается начальником железнодорожного отдела.
В планах работы государственного инспектора, утверждаемых начальником железнодорожного отдела, должны отражаться вопросы контроля за выполнением ранее выданных предписаний, контроля за выполнением мероприятий по улучшению технической безопасности поднадзорных производств и объектов, контроля за выполнением мероприятий, по результатам расследования аварий и случаев травматизма, контроля за выполнением условий действия лицензий.
В планах работы железнодорожного отдела и государственных инспекторов необходимо предусматривать резерв для выполнения внеплановых работ, расследования аварий и случаев травматизма, а также для выполнения анализов, составления справок, обобщения результатов проверок и повышения квалификации.
При составлении планов работы государственных инспекторов, а также годовых планов-графиков проведения обследований (проверок) поднадзорных предприятий и объектов необходимо исходить из того, что государственный инспектор должен проводить на поднадзорных предприятиях и объектах 70% рабочего времени.
Это время складывается из времени следования инспектора на предприятие или объект и времени нахождения на предприятии с момента прибытия до момента выезда.
Также при составлении месячных и квартальных планов работы государственного инспектора необходимо учитывать, что ежегодно должны обследоваться места массовой погрузки (выгрузки) нефтепродуктов и станции их примыкания, места погрузки (выгрузки) опасных грузов 1; 2; 6 классов опасности по ГОСТ 19433-88, пункты подготовки вагонов-цистерн под погрузку, сортировочные и участковые станции с большим объемом переработки вагонов.
4. Контроль за выполнением планов работы
железнодорожных отделов Управлений округов
(Управлений) и государственных инспекторов
Контроль за выполнением годовых планов работы железнодорожных отделов осуществляется: начальником Управления округа, утвердившим план работы, начальником железнодорожного отдела.
Контроль за выполнением квартальных планов работы железнодорожного отдела, квартальных и месячных планов работы государственных инспекторов осуществляет начальник отдела или заместитель начальника Управления округа, курирующий данное направление надзора.
Порядок представления материалов о ходе выполнения годового плана работы железнодорожного отдела и периодичность их представления в Управление округа устанавливает начальник Управления округа.
Рассмотрение хода выполнения планов работы железнодорожного отдела и отчеты государственных инспекторов о ходе выполнения месячных и квартальных планов проводится на ежемесячных совещаниях в железнодорожном отделе.
Порядок отчета инспекторов, осуществляющих надзор на значительном отделении от базового Управления округа (Приамурский округ (Сахалинская железная дорога, БАМ), Читинский округ, Иркутский (Северобайкальское отделение дороги, Братское отделение дороги), Северо-Западный (Калининградская железная дорога, Мурманское отделение) и др.), устанавливает начальник Управления округа по представлению начальника отдела.
Изменения и дополнения в годовой план работы железнодорожного отдела вносятся по представлению начальника железнодорожного отдела и при необходимости согласовываются с начальниками Управлений округов, на территории которых отдел осуществляет свою деятельность.
Решения о внесении изменений и дополнений в годовой план работы железнодорожного отдела принимает должностное лицо, утвердившее соответствующий план.
5. Организация и осуществление надзорной деятельности
5.1. Общие положения
Основой организации и осуществления надзорной деятельности являются систематические обследования (проверки) состояния безопасности подконтрольных предприятий, производств, объектов и работ.
Результаты обследований (проверок) должны позволять охарактеризовать состояние безопасности перевозок опасных грузов, технологической дисциплины, уровень профилактической работы на предприятиях и объектах, эффективность работы лиц командного состава, работников ведомственного контроля, уровень подготовленности специалистов и персонала, связанного с перевозкой опасных грузов, других вопросов, связанных с обеспечением безопасности перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом.
При проведении обследований и проверок должны вскрываться не только нарушения правил и норм безопасности, но и причины и условия, приводящие к этим нарушениям, а также недостатки работы служб ведомственного контроля на предприятиях.
При обследованиях (проверках) должностные лица органов Госгортехнадзора России должны строго руководствоваться Положением

ПРИКАЗ Госгортехнадзора РФ от 06.07.1998 n 149 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ (вместе с МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ... РД 15-218-98)  »
Постановления и Указы »
Читайте также