МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОБСЛЕДОВАНИЙ ПОДКОНТРОЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОБЪЕКТОВ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ. РД 15-217-98 (утв. Приказом Госгортехнадзора РФ от 02.07.1998 n 143) (ред. от 20.06.2002)


Утверждены
Приказом
Госгортехнадзора России
от 2 июля 1998 г. N 143
Срок введения в действие -
1 августа 1998 года
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОБСЛЕДОВАНИЙ ПОДКОНТРОЛЬНЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ И ОБЪЕКТОВ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ
РД 15-217-98
(в ред. Постановления Госгортехнадзора РФ от 20.06.2002 N 29)
Внесено отделом по надзору на железнодорожном транспорте.
Настоящие Методические рекомендации определяют вопросы и порядок проведения обследований предприятий, организаций (независимо от форм собственности) и объектов по выполнению ими требований безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом.
В целях определения безопасности этих критериев в практике надзорной деятельности применяются обследования: комплексные, целевые и оперативные.
Комплексному обследованию, как правило, подлежат: управления и отделения железных дорог, транспортные компании, крупные предприятия, фирмы и другие организации, занимающиеся или участвующие в процессе перевозки опасных грузов.
При комплексном обследовании проверяют выполнение руководителями и персоналом предприятия или организации требований правил и норм безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, профилактическую работу служб, отделов, их взаимодействие между собой, компетентность специалистов и работников, непосредственно связанных с вопросами обеспечения безопасности при перевозке опасных грузов, а также организаторскую и координационную работу руководителей по вопросам обеспечения безопасности.
Целевое обследование проводится для детального изучения отдельных вопросов, связанных с обеспечением безопасности перевозок опасных грузов.
Как правило, оно проводится для оценки основных критериев, определяющих безопасность перевозок опасных грузов, но вместе с тем целевые обследования могут организовываться для выявления нарушений безопасности при перевозке опасных грузов отдельных классов или наименований (перевозка хлора, аммиака, сжиженных газов, взрывчатых материалов и т.д.).
В первом случае при оценке основных критериев рассматриваются вопросы эффективности влияния управленческих структур на непосредственных исполнителей, а также их взаимодействие между собой.
При этом проверяются предприятия, относящиеся к одной отрасли или одному направлению отрасли железнодорожного транспорта, начиная с вышестоящих и заканчивая исполнителями на местах.
Во втором случае при проверке перевозочного процесса в первую очередь оцениваются критерий безопасности каждого предприятия, участвующего в перевозке, а также их взаимодействие в едином транспортом процессе.
При этом в обязательном порядке на предприятиях должны проверяться их организационные и технические мероприятия по снижению степени риска от воздействия опасных факторов при возникновении аварийной ситуации на персонал, население, окружающую среду, а также осуществляться контроль за выполнением условий действия лицензий.
Оперативное обследование проводится с целью плановой проверки состояния безопасности на закрепленном за государственным инспектором предприятии, производстве или объекте и принятия оперативных мер по ликвидации нарушений требований безопасности.
Основной целью проведения обследований поднадзорных предприятий и объектов является оценка работы руководителей предприятий и организаций, а также служб ведомственного контроля, направленной на обеспечение безопасности перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом. При этом на предприятиях и организациях должны проверяться следующие вопросы:
- организация и эффективность осуществления ведомственного надзора за безопасностью перевозок опасных грузов;
- организация обучения, аттестации и проведение проверки знаний персонала, занятого перевозкой опасных грузов, проведение проверки знаний у руководящих работников и специалистов предприятия правил, норм и инструкций по технике безопасности;
- выполнение постановлений, приказов, указаний и директив вышестоящих органов, Госгортехнадзора России и их территориальных органов, а также выданных ранее актов - предписаний.
Для проверки организации и эффективности осуществления ведомственного контроля за безопасностью перевозок опасных грузов на предприятиях магистрального и промышленного железнодорожного транспорта проверяется:
- наличие и выполнение ведомственного положения или другого документа (приказа руководителя предприятия), определяющего порядок организации и осуществления ведомственного контроля за безопасностью перевозок опасных грузов;
- наличие лиц, ответственных за организацию и проведение профилактической работы по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов в службах управления дороги и отделах отделений железной дороги и предприятиях магистрального и промышленного железнодорожного транспорта;
- выполнение годовых планов или графиков ведомственной проверки руководителями предприятий и работниками служб ведомственного контроля структурных подразделений железных дорог, предприятий магистрального железнодорожного транспорта, а также производственных цехов предприятия, занятых перевозкой опасных грузов, а также железнодорожных (транспортных) цехов и отделов по соблюдению требований безопасности перевозок опасных грузов. Количество и качество проверок, анализ выявленных недостатков и выводы по результатам проверок;
- разработка мероприятий организационного и технического характера, направленных на повышение безопасности перевозок опасных грузов. Отражение их в планах работы. Контроль за выполнением разработанных мероприятий;
- проведение расследований и анализа произошедших аварийных ситуаций с опасными грузами, их учет, контроль за выполнением мероприятий, разработанных по результатам расследования аварийных ситуаций;
- работа служб ведомственного контроля на предприятиях. Частота и конкретность ревизорских указаний. Отражение этих вопросов при проведении ревизий и проверок (для ведомственного контроля МПС России);
- работа, проводимая комиссиями по чрезвычайным ситуациям по обеспечению безопасности перевозок опасных грузов. Наличие и выполнение планов работы, качество подготовки материалов к заседанию комиссии. Причины невыполнения планов (управления и отделения железных дорог).
Для оценки эффективности работы руководителей предприятий и служб ведомственного контроля предприятий, полноты отражения состояния безопасности перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом в выдаваемых работникам служб ведомственного контроля актах и предписаниях, контроля за устранением выявленных нарушений требований безопасности необходимо проводить выборочные натурные проверки состояния безопасности перевозки опасных грузов на предприятии.
При проведении выборочных натурных проверок необходимо обращать внимание на следующие вопросы:
При проверках состояния путевого хозяйства магистрального железнодорожного транспорта:
- состояние безопасности движения в путевом хозяйстве, количество сходов подвижного состава из-за неудовлетворительного содержания путей на перегонах и станциях, в поездах и при маневровой работе (в том числе вагонов с опасными грузами). Сопоставить с соответствующим периодом предыдущего года;
- техническое состояние главных путей, а также станционных, по маршрутам перемещения опасных грузов. Балльная оценка. Повторяемость на отдельных участках неудовлетворительной балльной оценки, причина этого;
- протяженность участков главных путей, эксплуатируемых с превышением сроков капитального ремонта. Их удельный вес от общей протяженности главных путей. Количество километров путей, на которых ограничены по этим причинам скорости движения поездов. Данные сопоставить с соответствующим периодом предыдущего года;
- общее количество действующих предупреждений по ограничению скоростей движения поездов на проверяемом отделении дороги, направлении, участке, в том числе предусмотренных графиком. Сроки их действия. Выполнение графика их отмены;
- наличие неудовлетворительных, по балльной оценке, километров главного пути, повторяемость неудовлетворительных километров;
- проведение натурного осмотра пути (полнота осмотра и его качество, соблюдение установленных сроков), проведение осмотров согласно указаниям телеграмм Министерства путей сообщения, начальника дороги, начальника отделения дороги, участие в осмотрах руководителей дистанции пути, отделения дороги, службы пути;
- применение технических средств при осмотре пути (соблюдение периодичности проверок вагонами - путеизмерителями, вагонами - дефектоскопами, съемными дефектоскопными средствами) в соответствии с нормативными документами, участие в этих проверках руководителей дистанций пути, отделения дороги, службы пути;
- контроль со стороны руководителей и ревизорского аппарата за устранением выявленных в ходе осмотра пути неисправностей, причины неустранения;
- техническое содержание переездов (в том числе сигнализации) на участках с большими размерами движения поездов с опасными грузами. Наличие случаев наездов на автотранспортные средства;
- состояние путей в подгорочных парках сортировочных станций. Особое внимание при проверках уделять соответствию их профиля проектной документации;
- внедрение технических средств, повышающих безопасность перевозок опасных грузов.
При проверках состояния путевого хозяйства промышленного железнодорожного транспорта:
- наличие технического паспорта подъездного пути;
- наличие продольного профиля подъездного пути;
- графики осмотра подъездного пути и их выполнение;
- организация ремонтных и профилактических работ при содержании подъездных путей;
- наличие инструкций, мероприятий и журналов по осмотру, содержанию и ремонту пути, стрелочных переводов и переездов;
- проведение натурного осмотра пути, стрелочных переводов и переездов (полнота осмотра и его качество, соблюдение установленных сроков). Участие в проведении осмотра пути руководителей предприятий и работников служб ведомственного контроля;
- наличие и применение технических средств при проведении натурных осмотров подъездных путей.
При проверках обеспечения безопасности при эксплуатации подвижного состава, предназначенного для перевозки опасных грузов, проверяется:
- наличие приказа о назначении ответственного за контроль технического состояния и безопасной эксплуатации специализированных вагонов, а также ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию специализированных вагонов;
- наличие и техническое состояние собственного (арендованного) подвижного состава и специальных контейнеров для перевозок опасных грузов: перечень собственных (арендованных) вагонов с указанием модели вагона, рода груза, под который они предназначены, разрешения на курсирование по путям общего пользования, года постройки, сроков производства плановых видов ремонта, наличие паспортов;
- наличие ремонтной базы для проведения технического обслуживания и ремонта подвижного состава и специальных контейнеров, а также для производства планово - предупредительных работ, предотвращающих утечки опасных грузов в процессе перевозок (или договора на выполнение указанных работ);
- наличие паспортов на вагоны с отметкой о прохождении периодических видов ремонта;
- наличие актов на ревизию, ремонт и регулировку предохранительных клапанов, паспорта клапанов;
- наличие журналов ремонтов, осмотров, ревизий котлов, технических освидетельствований (гидро- и пневмоиспытаний котлов) оборудования и проверки клапанов;
- наличие технологических процессов очистки, обмывки, дезинфекции и дегазации вагонов, согласованных с органами санэпиднадзора;
- наличие книги учета технического освидетельствования вагонов;
- наличие технологического процесса подготовки вагонов к погрузке опасных грузов;
- технологические процессы ремонта котлов (кузовов), освидетельствования, проверки арматуры и клапанов;
- договора вагонного депо на выполнение плановых видов ремонта экипажной части вагонов;
- наличие удостоверения о производстве капитального, деповского ремонта, технического освидетельствования котла (кузова), рабочего и конструктивного оборудования вагона для опасных грузов (приложение... Правил безопасности при перевозке опасных грузов);
- соблюдается ли установленный порядок предъявления к техническому осмотру вагонов под перевозку опасных грузов. Ведется ли отдельный журнал формы ВУ-14 для осмотра вагонов под погрузку этих грузов. Наличие на ПТО (пункт технического осмотра) закрепленного персонала для определения пригодности этого подвижного состава;
- кем и когда дается оценка пригодности для перевозки опасных грузов специального подвижного состава - собственности грузоотправителя или грузополучателя. Где осматриваются эти вагоны.
Необходимо провести выборочный осмотр вагонов, находящихся под погрузкой или загруженных опасными грузами, при этом необходимо обратить внимание на:
- наличие четких знаков, надписей, отличительных полос, наружной окраски котлов (кузовов) вагонов и их соответствие требованиям ГОСТ;
- наличие на котле цистерны надписи разрешенного рабочего давления и срока (дата, месяц, год) следующего гидравлического испытания котла цистерны на прочность;
- состояние изоляции котлов цистерн. При обнаружении промокания или вздутия изоляции необходимо выяснить их причину;
- исправность лазов, люков, крышек и их креплений, лестниц, помостов;
- техническое состояние экипажной части вагонов.
При проверках вагоноремонтных предприятий необходимо обратить внимание на:
- соблюдение требований руководств при выполнении капитального и деповского ремонта вагонов для перевозки опасных грузов. Порядок производства проверочных работ на отремонтированных кузовах вагонов, предназначенных для перевозки опасных грузов. Выполняются ли операции по проверке котлов цистерн на герметичность. Кто несет ответственность за качество этих работ. Наличие необходимого оборудования для этих целей, соответствие обученности и квалификации персонала выполняемым работам;
- наличие и состояние технической базы (стендов) для освидетельствования и испытания котлов и арматуры цистерн на герметичность и прочность;
- применение неразрушающих методов контроля узлов и деталей вагонов (ходовых частей, рамы, боковых тележек и т.п.);
- организация приемки в плановые виды ремонтов вагонов от предприятий - владельцев. Наличие от них актов, справок установленной формы на проведение пропарки, дегазации и очистки цистерн, нейтрализации котлов снаружи и изнутри;
- проведение анализа газовоздушной смеси в котле вагона - цистерны непосредственно перед началом

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОБСЛЕДОВАНИЙ ПОДКОНТРОЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОБЪЕКТОВ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ. РД 15-217-98 (утв. Приказом Госгортехнадзора РФ от 02.07.1998 n 143)  »
Постановления и Указы »
Читайте также