ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ (ДЛЯ РУКОВОДЯЩЕГО СОСТАВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ) ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ МЕНЕДЖЕР ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ (ПО ВИДАМ ПОДГОТОВКИ) (утв. Минобразованием РФ 18.06.2002)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Ю.В.ШЛЕНОВ
18 июня 2002 года
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ "МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ"
(ДЛЯ РУКОВОДЯЩЕГО СОСТАВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ) ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ "МЕНЕДЖЕР ОБРАЗОВАНИЯ
ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ" (ПО ВИДАМ ПОДГОТОВКИ)
1. Общая характеристика подготовки
"Менеджера образования высшей школы"
(по видам подготовки)
1.1. Назначением дополнительной профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации "Менеджер образования высшей школы" (по видам подготовки) <*> (далее - Государственные требования) является подготовка и переподготовка руководящего кадрового состава высшей школы в области управления.
--------------------------------
<*> Перечень видов подготовки "Менеджера образования высшей школы" (по видам подготовки) является открытым и может быть дополнен Минобразованием России в установленном порядке. Ниже ограничимся рассмотрением двух видов подготовки:
- организация учебного процесса, воспитательной и научно-исследовательской работы в вузе;
- стратегическое планирование в сфере высшего и послевузовского профессионального образования.
1.2. Программа рассчитана для использования при обучении лиц, имеющих высшее профессиональное образование различного профиля, но не имеющих профессиональной подготовки в области менеджмента, для их квалифицированного участия в управлении различными подразделениями вузов.
1.3. Квалификация "Менеджер образования высшей школы" (по видам подготовки) является дополнительной к основной, получаемой после окончания вуза, и удостоверяется дипломом о дополнительном (к высшему) образовании.
1.4. Нормативная трудоемкость дополнительной профессиональной образовательной программы составляет 1080 часов.
1.5. Целью данной программы является подготовка к следующим видам деятельности:
- организация учебного процесса, воспитательной и научно-исследовательской работы в вузе;
- стратегическое планирование в сфере высшего и послевузовского профессионального образования;
- применение и развитие новых информационных технологий в высшей школе;
- управление инновационными процессами в сфере образования.
1.6. Реализация программы может производиться образовательными учреждениями высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования на модульной основе с перезачетом дисциплин, освоенных на более ранних этапах профессиональной подготовки и переподготовки специалистов.
2. Требования к уровню подготовки лиц,
желающих освоить Государственные требования
для получения дополнительной квалификации
"Менеджер образования высшей школы"
(по видам подготовки)
2.1. Предшествующий уровень образования - высшее профессиональное образование.
2.2. Для зачисления на программу "Менеджер образования высшей школы" (стратегическое планирование) необходимо иметь стаж работы.
3. Обязательный минимум содержания
дополнительной образовательной программы
для получения квалификации "Менеджер"
(по видам подготовки)
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.00 ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦ 540¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.01 ¦Основы менеджмента. ¦ 60¦
¦ ¦История управленческой мысли и практики ¦ ¦
¦ ¦менеджмента. Основы общей теории управления. ¦ ¦
¦ ¦Закономерности управления различными системами. ¦ ¦
¦ ¦Концепция менеджмента. Научные школы менеджмента.¦ ¦
¦ ¦Виды менеджмента. Национально-культурные ¦ ¦
¦ ¦особенности современного менеджмента. ¦ ¦
¦ ¦Функции менеджмента (анализ, планирование, ¦ ¦
¦ ¦организация, мотивация, контроль). Структура ¦ ¦
¦ ¦систем менеджмента. Особенности менеджмента ¦ ¦
¦ ¦в системе высшего профессионального образования. ¦ ¦
¦ ¦Связующие процессы в менеджменте. Человек ¦ ¦
¦ ¦в системе менеджмента. Роли менеджера. Управление¦ ¦
¦ ¦организационными изменениями в вузе. ¦ ¦
¦ ¦Эффективность и качество управления учебной, ¦ ¦
¦ ¦воспитательной, научно-исследовательской ¦ ¦
¦ ¦и другими видами работы в вузе ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.02 ¦Социология и психология управления в высшей ¦ 60¦
¦ ¦школе. ¦ ¦
¦ ¦Предмет социологии и психологии управления. ¦ ¦
¦ ¦Целеполагание и планирование в высшем учебном ¦ ¦
¦ ¦заведении. Процесс принятия управленческих ¦ ¦
¦ ¦решений. Мотивация как функция управления, в том ¦ ¦
¦ ¦числе учебным процессом. Особенности формирования¦ ¦
¦ ¦учебной мотивации и профессионально ¦ ¦
¦ ¦ориентированной мотивации. Координация и контроль¦ ¦
¦ ¦в деятельности вуза. Руководство и лидерство ¦ ¦
¦ ¦в системе высшей школы. Группы в системе ¦ ¦
¦ ¦управления высшей школой и групповая динамика. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие личности и группы. Управленческая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в экстремальной ситуации. ¦ ¦
¦ ¦Профессиональные характеристики менеджера. ¦ ¦
¦ ¦Особенности профессиональной характеристики ¦ ¦
¦ ¦менеджера высшей школы. Организационная культура.¦ ¦
¦ ¦Организационное поведение и национальная ¦ ¦
¦ ¦культура. ¦ ¦
¦ ¦Практикум по решению коммуникативных задач, ¦ ¦
¦ ¦навыкам делового общения, приемам ведения научных¦ ¦
¦ ¦и научно-методических совещаний, деловых бесед, ¦ ¦
¦ ¦переговоров, использованию средств предупреждения¦ ¦
¦ ¦и разрешения конфликтов в коллективе ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.03 ¦Экономика высшей школы. ¦ 60¦
¦ ¦Экономические основы функционирования российской ¦ ¦
¦ ¦системы образования; экономика вуза и его ¦ ¦
¦ ¦подразделений; интеграция и диверсификация ¦ ¦
¦ ¦образовательных учреждений; конкуренция различных¦ ¦
¦ ¦видов подготовки и переподготовки специалистов; ¦ ¦
¦ ¦структура рынка образовательных услуг ¦ ¦
¦ ¦и разнообразие образовательных траекторий; ¦ ¦
¦ ¦координация деятельности образовательных ¦ ¦
¦ ¦учреждений и взаимозависимых с образованием ¦ ¦
¦ ¦отраслей хозяйства; проблемы эффективности ¦ ¦
¦ ¦функционирования системы профессионального ¦ ¦
¦ ¦образования. ¦ ¦
¦ ¦Вуз как объект функционирования; объект изучения ¦ ¦
¦ ¦и субъект рыночного хозяйства. Организационно- ¦ ¦
¦ ¦правовые формы образовательных учреждений системы¦ ¦
¦ ¦профессионального образования. Внутренняя ¦ ¦
¦ ¦и внешняя среда. Виды подготовки специалистов, ¦ ¦
¦ ¦роль и виды маркетинговых исследований в системе ¦ ¦
¦ ¦образования. ¦ ¦
¦ ¦Ресурсы вуза; материальные ресурсы, кадровое ¦ ¦
¦ ¦обеспечение; налогообложение; затраты ¦ ¦
¦ ¦на подготовку различных категорий обучающихся, ¦ ¦
¦ ¦научные и прикладные разработки, дополнительные ¦ ¦
¦ ¦образовательные услуги; ценообразование в системе¦ ¦
¦ ¦высшего и послевузовского профессионального ¦ ¦
¦ ¦образования; результаты хозяйственной ¦ ¦
¦ ¦деятельности вуза; баланс образовательного ¦ ¦
¦ ¦учреждения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.04 ¦Организационные основы системы профессионального ¦ 60¦
¦ ¦образования Российской Федерации. ¦ ¦
¦ ¦Система профессионального образования Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации. ¦ ¦
¦ ¦Структура высшего профессионального образования ¦ ¦
¦ ¦и его связи с другими уровнями профессионального ¦ ¦
¦ ¦образования. ¦ ¦
¦ ¦Нормативно-правовые основы функционирования ¦ ¦
¦ ¦системы высшего профессионального образования. ¦ ¦
¦ ¦Закон РФ "Об образовании", Закон РФ "О высшем ¦ ¦
¦ ¦и послевузовском профессиональном образовании". ¦ ¦
¦ ¦Другие законы, содержание которых затрагивает ¦ ¦
¦ ¦деятельность образовательных учреждений высшего ¦ ¦
¦ ¦профессионального образования. ¦ ¦
¦ ¦Государственные образовательные стандарты высшего¦ ¦
¦ ¦профессионального образования (ГОС ВПО) ¦ ¦
¦ ¦и послевузовского профессионального образования ¦ ¦
¦ ¦(ГОС ППО); их структура, содержание и роль ¦ ¦
¦ ¦в функционировании российской системы ¦ ¦
¦ ¦профессионального образования. Нормативное, ¦ ¦
¦ ¦научно-методическое и информационно- ¦ ¦
¦ ¦технологическое обеспечение функционирования ГОС ¦ ¦
¦ ¦ВПО и ГОС ППО. ¦ ¦
¦ ¦Дополнительное профессиональное образование, его ¦ ¦
¦ ¦структура, место в вузовской практике ¦ ¦
¦ ¦и нормативно-методическое обеспечение. ¦ ¦
¦ ¦Структурные подразделения вуза и их взаимные ¦ ¦
¦ ¦связи. Филиалы вузов и организация работы ¦ ¦
¦ ¦филиалов. ¦ ¦
¦ ¦Содержание и методы внутреннего и внешнего ¦ ¦
¦ ¦контроля результатов деятельности вуза (его ¦ ¦
¦ ¦подразделений). Процедуры лицензирования, ¦ ¦
¦ ¦аттестации и аккредитации. Другие виды проверок ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.05 ¦Основы гражданского, административно- ¦ 60¦
¦ ¦хозяйственного и трудового права. ¦ ¦
¦ ¦Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. Основные ¦ ¦
¦ ¦правовые системы современности. Источники ¦ ¦
¦ ¦российского права. Система российского права. ¦ ¦
¦ ¦Отрасли права. Иерархия законов Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации, федеральное и региональное ¦ ¦
¦ ¦законодательство. Закон и подзаконные акты. ¦ ¦
¦ ¦Элементы гражданского права. Субъекты и объекты ¦ ¦
¦ ¦гражданских прав. Гражданско-правовая ¦ ¦
¦ ¦(имущественная) ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Исключительные права (интеллектуальная ¦ ¦
¦ ¦собственность). Авторское право. Смежные права. ¦ ¦
¦ ¦Патентное право. Гражданско-правовой режим ¦ ¦
¦ ¦ноу-хау. ¦ ¦
¦ ¦Виды договоров. Обязательства и другие ¦ ¦
¦ ¦гражданские правоотношения по использованию ¦ ¦
¦ ¦исключительных прав и ноу-хау. ¦ ¦
¦ ¦Правовые вопросы трудовых отношений, занятости ¦ ¦
¦ ¦и безработицы. Анализ основных законодательных ¦ ¦
¦ ¦актов, регламентирующих управление человеческими ¦ ¦
¦ ¦ресурсами. Ценность человеческих ресурсов. ¦ ¦
¦ ¦Квалификация сотрудников. Дисциплинарная, ¦ ¦
¦ ¦материальная, административная и уголовная ¦ ¦
¦ ¦ответственность и трудовые отношения. Трудовые ¦ ¦
¦ ¦отношения и администрирование контрактов. ¦ ¦
¦ ¦Теоретические и практические проблемы при ¦ ¦
¦ ¦разрешении трудовых споров. Охрана здоровья и ¦ ¦
¦ ¦труда. Социальная защита. Страхование, нотариат. ¦ ¦
¦ ¦Стандартные ситуации правовых затруднений в ¦ ¦
¦ ¦вузовской практике. Разбор конкретной ситуации. ¦ ¦
¦ ¦Образовательное право в Российской Федерации. ¦ ¦
¦ ¦Законы и подзаконные акты в области образования. ¦ ¦
¦ ¦Особенности правового регулирования в области ¦ ¦
¦ ¦образования. ¦ ¦
¦ ¦Краткий обзор современного зарубежного опыта ¦ ¦
¦ ¦управления системой образования. ¦ ¦
¦ ¦Правовое регулирование внешнеполитической ¦ ¦
¦

РАСПОРЯЖЕНИЕ Минимущества РФ от 18.06.2002 n 1569-р О ПЕРЕДАЧЕ В МУНИЦИПАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ ОБЪЕКТОВ МИНЮСТА РОССИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также