ПРИКАЗ Минэкономразвития РФ от 17.06.2002 n 170 О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ РАЗРАБОТКИ, УТВЕРЖДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 17 июня 2002 г. N 170
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ РАЗРАБОТКИ,
УТВЕРЖДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 14 июня 2001 г. N 800-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 27, ст. 2774) приказываю:
1. Утвердить Порядок согласования с федеральными органами исполнительной власти мероприятий (объектов) программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации, имеющих федеральное значение и предлагаемых к финансированию с использованием средств федерального бюджета (Приложение 1).
2. Утвердить типовой макет программы экономического и социального развития субъекта Российской Федерации (Приложение 2).
Рекомендовать субъектам Российской Федерации руководствоваться типовым макетом при разработке региональных программ экономического и социального развития.
3. Департаменту региональной экономики (Ушаков А.К.) обеспечить регистрацию и учет программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации, включающих указанные мероприятия (объекты), и осуществлять координацию деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по их реализации.
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра Циканова М.М.
Первый заместитель Министра
И.С.МАТЕРОВ



Приложение 1
к Приказу
Минэкономразвития России
от 17 июня 2002 г. N 170
ПОРЯДОК
СОГЛАСОВАНИЯ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ МЕРОПРИЯТИЙ (ОБЪЕКТОВ)
ПРОГРАММ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Настоящий Порядок регламентирует вопросы согласования с федеральными органами исполнительной власти мероприятий (объектов) программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации (далее - региональные программы), имеющих федеральное значение и предлагаемых к финансированию с использованием средств федерального бюджета.
I. Общие положения
Региональные программы представляют собой комплекс мероприятий, инициируемых, разрабатываемых, утверждаемых и осуществляемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации на долгосрочный период в соответствии с типовым макетом программы социально - экономического развития субъекта Российской Федерации (далее - типовой макет) и обеспечивающих эффективное решение задач в области социально - экономического развития субъектов Российской Федерации.
II. Согласование региональных программ
Региональная программа и перечень мероприятий (объектов), имеющих федеральное значение и предлагаемых к финансированию с использованием средств федерального бюджета на весь период реализации программы, утвержденные высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации представляются в Департамент региональной экономики Минэкономразвития России.
Департамент региональной экономики Минэкономразвития России в 15-дневный срок рассматривает представленную региональную программу и перечень мероприятий (объектов), имеющих федеральное значение и предлагаемых к финансированию с использованием средств федерального бюджета, на предмет соответствия типовому макету и в случае несоответствия возвращает их государственному заказчику региональной программы с конкретными замечаниями на доработку.
После принятия решения о соответствии региональной программы типовому макету в 30-дневный срок государственным заказчиком региональной программы проводится согласование:
в Департаменте региональной экономики, Департаменте региональных программ, Департаменте федеральных целевых программ и государственных инвестиций, Департаменте инвестиционной политики, соответствующих отраслевых департаментах Минэкономразвития России перечня мероприятий (объектов), имеющих федеральное значение и предлагаемых к финансированию с использованием средств федерального бюджета по федеральным целевым программам, государственным заказчиком которых является Минэкономразвития России;
в заинтересованных министерствах и ведомствах перечня объектов и мероприятий, претендующих на финансирование за счет средств федерального бюджета по федеральным целевым программам, государственными заказчиками которых являются соответствующие министерства и ведомства.



Приложение 2
к Приказу
Минэкономразвития России
от 17 июня 2002 г. N 170
ТИПОВОЙ МАКЕТ
ПРОГРАММЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Главное назначение типового макета программы экономического и социального развития субъекта Российской Федерации (далее - типовой макет) - обеспечение методологического единства региональных программ и согласование их с государственной стратегией экономического и социального развития.
Программы экономического и социального развития субъектов Российской Федерации на долгосрочный период (далее - региональные программы) разрабатываются и реализуются субъектами Российской Федерации в соответствии с рекомендациями типового макета и включают паспорт программы согласно Приложению 1 к типовому макету.
Основной целью региональной программы является решение ключевых социально - экономических проблем региона и повышение на этой основе уровня жизни и обеспечения занятости населения региона, развития производственного, трудового и интеллектуального потенциала субъекта Российской Федерации.
Утверждение указанных программ осуществляется в соответствии с пп. "г" п. 2 ст. 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5005), распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2001 г. N 800-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 27, ст. 2774).
Решение региональных проблем основывается на программно - целевом методе с учетом основных направлений Программы социально - экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, прогнозов социально - экономического развития Российской Федерации и социально - экономического развития соответствующего субъекта Российской Федерации, а также основных положений Федеральной целевой программы "Сокращение различий в социально - экономическом развитии регионов Российской Федерации" на 2002 - 2010 годы и до 2015 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. N 717 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 43, ст. 4100).
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
1. Социально - экономическое положение
и основные направления развития субъекта
Российской Федерации
1.1. Социально - экономическое положение субъекта Российской Федерации
Характеристика социально - экономического положения региона включает:
1. Общую информацию о регионе с данными о географическом положении, особенностях природных условий, численности и национальном составе населения, крупных населенных пунктах, основных отраслях экономики, главных транспортных магистралях.
2. Анализ социально - экономического положения региона за предшествующий трехлетний период по следующим направлениям:
- демографическая ситуация (рождаемость, смертность, продолжительность жизни, состояние здоровья населения, миграционное движение);
- социальная сфера (образование, здравоохранение, наука, культура и т.д., занятость, уровень преступности);
- уровень жизни населения (среднедушевые доходы, заработная плата, прожиточный минимум и потребительская корзина);
- финансы (бюджет и налоги, внебюджетные фонды, межбюджетные отношения, финансовое положение предприятий);
- макроэкономика (объем и структура валового регионального продукта);
- отраслевая структура экономики (промышленность, сельское хозяйство, энергетика, транспорт, связь и информатизация и т.д.);
- внешнеэкономическая деятельность;
- инвестиции (факт, тенденции);
- торговля;
- жилищно - коммунальное хозяйство;
- состояние окружающей среды, природные ресурсы.
Анализ рекомендуется проводить с использованием таблиц 1.1 - 1.21 (Приложение 9 к типовому макету). Для объективной оценки социально - экономического положения набор анализируемых показателей целесообразно расширить, а их среднедушевые (удельные) значения сравнивать с показателями регионов - соседей или регионов, сходных с субъектом Российской Федерации по специализации и типу хозяйства, а также с показателями по федеральному округу и Российской Федерации в целом.
1.2. Основные проблемы социально - экономического развития субъекта Российской Федерации
Анализ современного социально - экономического положения субъекта Российской Федерации целесообразно завершить количественной характеристикой основных проблем, решение которых и составит основное содержание программы.
Перечень и характеристику проблем рекомендуется отражать в форме таблицы 1.21, форма которой приведена в Приложении 9 к настоящему типовому макету.
Особое внимание следует уделить институциональным и структурным проблемам, социальной сфере, межрегиональным связям с другими субъектами Российской Федерации. Для количественной характеристики основных проблем применяются оценки обеспеченности важнейшими ресурсами (финансовыми, трудовыми, топливно - энергетическими и т.д.).
Выявление основных проблем развития создает объективную основу для системного построения целей и задач программы и позволяет распределить их по этапам программы.
1.3. Оценка действующих мер по улучшению социально - экономического положения субъекта Российской Федерации
В данной части рассматриваются все действующие формы и методы управления со стороны федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления на социально - экономическое развитие субъекта и анализируется эффективность реализуемых мер исходя из оценки динамики социально - экономического развития региона.
По видам управления рассматриваются:
- действующие на территории субъекта Российской Федерации федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления, распоряжения Правительства Российской Федерации;
- договоры и соглашения о разграничении предметов ведения и полномочий, решения вышестоящих органов власти, уточняющие полномочия субъекта Российской Федерации;
- законы, указы, постановления, распоряжения и другие нормативные акты органов исполнительной и законодательной власти субъекта Российской Федерации.
Кроме того, целесообразно осуществить оценку степени воздействия реформ, осуществляемых на федеральном уровне, на социально - экономическое развитие субъекта Российской Федерации.
Оценка действующих форм и методов управления может быть сопоставлена с характеристикой основных проблем, определенных в п. 1.2.
В результате данной работы рекомендуется определить основные направления реформирования нормативно - правовой базы субъекта Российской Федерации.
2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации программы
Формируемые в данном разделе цели и задачи программы в целом определяются положениями Программы социально - экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, другими программными и прогнозными документами Правительства Российской Федерации, положениями основных направлений социально - экономического развития субъекта Российской Федерации. Способ достижения результатов целесообразно основывать на модельном (экономико - математическом) программном эксперименте, который позволит оценить необходимую величину затрат, необходимых для достижения поставленных целей, а также вероятность получения заданного результата <*>.
--------------------------------
<*> В качестве рекомендательной предлагается модель, разработанная и используемая в Минэкономразвития России.
Основные направления региональной программы могут быть ориентированы на долгосрочный период и направлены на улучшение инвестиционного климата, создание благоприятных условий для развития предпринимательства.
Для достижения указанных целей необходимо предусмотреть реализацию взаимосвязанных мероприятий:
- по проведению институциональных преобразований;
- по совершенствованию региональной нормативно - правовой базы;
- непосредственному финансированию за счет средств федерального бюджета объектов социальной и инженерной инфраструктуры.
Осуществление первых двух групп мероприятий в конечном итоге может обеспечить:
- создание необходимых механизмов и условий для развития предпринимательства;
- создание среды, обеспечивающей равную, добросовестную конкуренцию;
- устранение барьеров входа на рынок.
Типовыми задачами для большинства программ могут быть:
1. Создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата путем проведения институциональных преобразований:
- развитие финансовой инфрастуктуры, формирование инвестопроводящей системы субъекта Российской Федерации (создание региональных центров бизнес - проектирования, консалтинговых фирм, страховых компаний, залоговых фондов);
- упрощение процедуры регистрации и лицензирования (принцип одного окна);
- создание условий для развития малых и средних предприятий;
- развитие института банкротства;
- свободный оборот земли.
2. Нормативно - правовые преобразования:
- урегулирование специфики трудовых отношений;
- гарантии неизменности правовых условий и сроков действия принятых законов;
- создание прозрачных и стабильных правил осуществления экономической деятельности, стимулирующих развитие предпринимательской инициативы;
- защита прав кредиторов, собственности, в том числе интеллектуальной;
- выравнивание условий конкуренции и действенная антимонопольная политика;
- дебюрократизация экономики, которая заключается в упорядочении регулирующих, контрольно - ревизионных функций государства, сокращении административного вмешательства в предпринимательскую деятельность;
- повышение эффективности управления государственной собственностью.
3. Формирование благоприятного социального климата для деятельности и здорового образа жизни населения:
- осуществление комплекса мероприятий по упорядочиванию миграционных процессов;
- развитие и техническое переоснащение объектов здравоохранения, развитие службы охраны материнства

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Верховного Суда РФ от 17.06.2002 n 4Г02-9 <О ДЕЛЕ ПО КАССАЦИОННОЙ ЖАЛОБЕ СОБКО С.В.>  »
Постановления и Указы »
Читайте также