РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 07.06.2002 n 765-р <О СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СИБИРИ>


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 7 июня 2002 г. N 765-р
1. Утвердить прилагаемую Стратегию экономического развития Сибири.
2. Федеральным органам исполнительной власти при разработке нормативных правовых актов в сфере экономического развития Сибири руководствоваться положениями Стратегии экономического развития Сибири.
3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации, расположенных в Сибири, при разработке региональных программ социально - экономического развития руководствоваться положениями Стратегии экономического развития Сибири.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ



Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 7 июня 2002 г. N 765-р
СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СИБИРИ
Долгосрочные интересы Российской Федерации, состоящие в создании современной экономики инновационного типа, интегрированной в евро - азиатское экономическое пространство, определяют особую роль Сибири в силу ее географического положения и наличия значительного ресурсного, производственного, научно - технического, образовательного и кадрового потенциала. Между тем в последнее время наметилась тенденция оттока населения из Сибири и относительного замедления темпов экономического развития региона.
Целью настоящего документа является определение долгосрочных ориентиров экономического развития и принципов государственной экономической политики в отношении Сибири, которые позволили бы реализовать стратегические интересы России.
I. Потенциал экономического развития Сибири
Одним из основных факторов, определяющих перспективы экономического развития Сибири и ее место в российской экономике, является огромный ресурсный потенциал этого региона, в том числе месторождения полезных ископаемых. Извлекаемые разведанные запасы нефти в Сибири составляют 77 процентов российских запасов, природного газа - 85 процентов, угля - 80 процентов, меди - 70 процентов, никеля - 68 процентов, свинца - 85 процентов, цинка - 77 процентов, молибдена - 82 процента, золота - 41 процент и металлов платиновой группы - 99 процентов.
Гидроэнергетические ресурсы Сибири составляют 45 процентов гидроэлектроэнергетического потенциала России, биологические - около 9 процентов мировых запасов древесины и более 41 процента российских запасов.
Другим важным фактором экономического развития Сибири является ее сравнительно высокий производственный, научно - технический и научно - образовательный потенциал. В Сибири развиты такие отрасли, как топливная промышленность, энергетика, черная и цветная металлургия, машиностроение и металлообработка, лесная и деревообрабатывающая промышленность, работает более 200 научно - исследовательских и опытно - конструкторских центров сибирских отделений Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, министерств и ведомств, более 100 высших учебных заведений. Образовательный комплекс способен обеспечить потребности развивающейся экономики в высококвалифицированных кадрах. Принимая во внимание тот факт, что в стоимости наукоемкой продукции затраты на транспорт и энергию составляют относительно небольшую часть, сибирская наукоемкая продукция сможет конкурировать с продукцией других регионов.
II. Факторы, сдерживающие экономическое развитие Сибири
Экономика Сибири в современных условиях по многим видам продукции оказывается неконкурентоспособной. К числу основных факторов, сдерживающих экономическое развитие Сибири, относятся следующие:
качественное ухудшение сырьевой базы. Наиболее освоенные крупные нефтегазоносные месторождения Западной Сибири находятся на поздней стадии разработки, когда происходит падение уровня добычи нефти и газа. Доля трудноизвлекаемых запасов нефти составляет 55 - 60 процентов и продолжает расти. Некоторые месторождения практически исчерпаны;
высокие затраты на транспорт, обусловленные удаленностью Сибири от густонаселенной и более развитой европейской части России и промышленно развитых стран Европы и Азиатско - Тихоокеанского региона, низкой плотностью населения в самой Сибири и недостаточным уровнем развития транспортной инфраструктуры;
повышенный расход топливно - энергетических ресурсов на производственные и социальные нужды из-за суровых природно - климатических условий;
отсутствие эффективных мер привлечения инвестиций на региональном уровне.
III. Основные направления решения проблем
экономического развития Сибири
Приоритетами при реализации положений настоящего документа являются:
обеспечение развития сырьевых производств с целью их стабилизации на российском и внешних рынках природных ресурсов и притока финансовых средств. Важнейшими стратегическими ресурсами Сибири являются нефть, газ, частично уголь, цветные и благородные металлы;
развитие высокотехнологичных наукоемких отраслей и производств;
развитие транспортной инфраструктуры как основы сбалансированного социально - экономического развития Сибири, интеграции в мировое экономическое пространство и улучшения инвестиционного климата сибирских регионов;
повышение энергоэффективности экономики Сибири, сокращение издержек на удовлетворение потребностей общества в энергоресурсах в первую очередь за счет интенсификации энергосбережения;
оптимизация системы расселения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с целью снижения нерациональных расходов бюджетов всех уровней, предприятий и организаций.
Реализация положений настоящего документа предусматривает достижение следующих основных целей:
снижение негативного влияния неблагоприятных природно - климатических условий и экономико - географического положения на социально - экономическое развитие Сибири, в том числе за счет развития транспортной инфраструктуры и создания оптимальной системы расселения;
повышение инвестиционной привлекательности сибирских регионов;
обеспечение устойчивого развития "сырьевых" регионов;
повышение роли "несырьевого" сектора в экономике Сибири, развитие производства наукоемкой продукции;
повышение уровня жизни населения сибирских регионов;
обеспечение геополитических и экономических интересов России.
Достижение намеченных целей планируется осуществить в 3 этапа.
На первом этапе (2002 - 2004 годы) на основе Программы социально - экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы) и плана мероприятий по ее реализации будут созданы организационно - экономические и институциональные условия для осуществления глубоких преобразований в экономике Сибири. Стимулирование развития ведущих отраслей экономики будет проводиться в рамках федеральных целевых программ "Энергоэффективная экономика" на 2002 - 2005 годы и на перспективу до 2010 года, "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)", "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)", "Экология и природные ресурсы России (2002 - 2010 годы)" и других. Ресурсное обеспечение этих программ будет распределяться в зависимости от приоритетности конкретных направлений.
Ежегодно будет осуществляться подготовка предложений по отбору объектов для финансирования за счет средств федерального бюджета в рамках реализации Федеральной целевой программы "Сокращение различий в социально - экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002 - 2010 годы и до 2015 года)". В эти же годы в субъектах Российской Федерации должны быть приняты региональные программы социально - экономического развития.
На втором этапе (2005 - 2010 годы) будет обеспечено проведение реструктуризации и модернизации экономики Сибири, а также достижение оптимальных темпов экономического развития региона.
На третьем этапе (2011 - 2020 годы) исходя из общего улучшения экономической ситуации в стране, разработки новых инструментов федеральной экономической политики в отношении проблемных регионов предполагается достижение наибольших результатов в сокращении дифференциации отдельных регионов Сибири по уровню их экономического развития.
Эффективное освоение природных ресурсов - основа
развития сибирской экономики
Освоение природных ресурсов предполагает не только добычу, переработку и транспортировку ресурсов, но и проведение широкого комплекса природохозяйственных мероприятий, в том числе в области лесохозяйственной, водохозяйственной и природоохранной деятельности.
Эффективность использования природных ресурсов непосредственно связана с технологической модернизацией промышленности и внедрением новых технологий.
Основными целями в области освоения природных ресурсов являются:
увеличение нефтеотдачи пластов, повышение коэффициента извлечения газа и газового конденсата, добыча и использование низконапорного газа;
углубление переработки углеводородного сырья и производство высококачественных топлив и масел, современных полимерных материалов;
высокоэффективное и экологически чистое сжигание топлива при производстве тепло- и электроэнергии;
полное извлечение ценных химических компонентов (этансодержащие, гелийсодержащие газы и др.);
облагораживание углей, утилизация метана угольных пластов;
комплексное использование многокомпонентных руд цветных и редкоземельных металлов.
Основное место в природно - ресурсном потенциале Сибири принадлежит топливно - энергетическим ресурсам.
Одним из основных направлений оптимизации использования ресурсного потенциала должно стать совершенствование системы налогообложения предприятий минерально - сырьевого сектора экономики.
Ресурсный потенциал позволяет в перспективе (при условии осуществления инвестиций в соответствующих объемах) обеспечить ежегодную добычу нефти с газовым конденсатом на месторождениях в Западной Сибири в объемах до 255 - 270 млн. тонн (в том числе в Ханты - Мансийском автономном округе - до 200 - 220 млн. тонн, в Ямало - Ненецком автономном округе - до 40 - 50 млн. тонн, в Томской области - до 12 - 15 млн. тонн), освоение месторождений юга Тюменской области, Новосибирской и Омской областей, а также добычу газа - до 620 - 670 млрд. куб. метров (в том числе в Ямало - Ненецком автономном округе - до 580 - 635 млрд. куб. метров).
Ухудшение качества сырьевой базы Западной Сибири в перспективе потребует создания новых центров добычи нефти и газа в Восточной Сибири. Геологические условия позволяют довести добычу нефти и газового конденсата в Восточной Сибири до 40 - 50 млн. тонн в год, газа - до 70 - 80 млрд. куб. метров в год.
Потенциальные возможности добычи угля в Сибири составляют до 400 млн. тонн в год.
Уровень добычи топливно - энергетических ресурсов в перспективе будет определяться внутренним спросом, уровнем мировых цен, параметрами налогового режима, научно - техническими инновациями в разведке и разработке месторождений полезных ископаемых, а также объемом прироста запасов и качеством разведанной сырьевой базы.
Воспроизводство минерально - сырьевой базы - необходимое
условие для развития добывающей промышленности
Главными задачами геолого - разведочных работ являются:
расширенное воспроизводство минерально - сырьевой базы, обеспечивающее устойчивое развитие добывающих отраслей промышленности;
геолого - геофизическое изучение территорий и акваторий региона с целью выявления новых перспективных месторождений полезных ископаемых для формирования минерально - сырьевой базы на средне- и долгосрочную перспективу.
Основная часть геолого - разведочных работ будет проводиться компаниями - недропользователями в соответствии с действующими и уточненными условиями пользования недрами. Одновременно необходимо обеспечить проведение работ по геологическому изучению недр. Предполагается, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, расположенных в Сибири (при участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти), разработают и реализуют региональные программы проведения работ по геологическому изучению недр в районах приоритетного развития нефтяной и газовой промышленности на основе Федеральной целевой программы "Экология и природные ресурсы России (2002 - 2010 годы)".
Транспортное обеспечение освоения природных ресурсов
Для привлечения потенциальных инвесторов и освоения природных ресурсов Сибири необходимо:
строительство новых и продолжение имеющихся ответвлений от Транссиба, БАМа, автомагистралей "Байкал" и "Амур" к месторождениям полезных ископаемых;
развитие системы транспорта углеводородов и создание новых маршрутов;
развитие западного сектора Северного морского пути, работающего в режиме продленной навигации, восстановление и дальнейшее развитие ледокольного и транспортного флота, совершенствование навигационного и гидрометеорологического обеспечения на основе глобальных навигационных спутниковых систем;
оптимизация транспортной системы с использованием внутренних водных путей для обеспечения сообщения с отдаленными северными районами.
Сооружение магистральных нефте- и газопроводов "Запад - Восток" экспортного направления будет способствовать развитию топливно - энергетического комплекса в Восточно - Сибирском регионе и на Дальнем Востоке, позволит решить важнейшие стратегические задачи, связанные с выходом на перспективный рынок стран Азиатско - Тихоокеанского региона.
Совершенствование государственного регулирования
лесохозяйственной деятельности
Целями государственного регулирования лесохозяйственной деятельности являются охрана, защита и воспроизводство лесного фонда, позволяющие обеспечить устойчивое лесопользование, исключение возможности проведения незаконных лесозаготовок.
Совершенствование государственного регулирования лесохозяйственной деятельности должно проводиться по следующим направлениям:
развитие конкурентных методов предоставления участков лесного фонда Российской Федерации лесопользователям;
охрана, защита и воспроизводство лесного фонда.
Для достижения намеченных целей органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, расположенных в Сибири (при участии федеральных органов исполнительной власти), целесообразно разработать и реализовать комплекс мероприятий по перестройке лесопромышленного комплекса Сибири и коренному повышению эффективности его деятельности.
Развитие инфраструктуры
Развитие транспортных коридоров
В Сибири транспорт играет важную роль в обеспечении как перевозок внутри региона, включая обслуживание удаленных и труднодоступных районов, так и межрегиональных, а также транзитных международных перевозок по Транссибирской магистрали (транспортный коридор "Транссиб"). Северные районы в значительной мере зависят от функционирования Северного морского пути.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 07.06.2002 n 2828-iii ГД О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА n 178967-3 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ О ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ И ОБ ОРУЖИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также