КОНСЕРВАЦИЯ ДОКУМЕНТОВ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ. ГОСТ 7.50-2002 (введен Постановлением Госстандарта РФ от 05.06.2002 n 232-ст)


Введен
Постановлением
Госстандарта России
от 5 июня 2002 г. N 232-ст
Дата введения -
1 января 2003 года
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
КОНСЕРВАЦИЯ ДОКУМЕНТОВ
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
ГОСТ 7.50-2002
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к консервации документов, в том числе к режиму хранения, технологическим процессам стабилизации, реставрации, изготовлению копий и используемым при этом материалам.
Настоящий стандарт распространяется на документы, выполненные на бумаге, коже, пергамене.
Стандарт предназначен для библиотек всех типов и органов научно-технической информации.
2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 7.65-92. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Кинодокументы, фотодокументы и документы на микроформах. Общие требования к архивному хранению;
ГОСТ 12.1.004-91. Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования;
ГОСТ 12.1.008-76. Система стандартов безопасности труда. Биологическая безопасность. Общие требования;
ГОСТ 12.1.014-84. Система стандартов безопасности труда. Воздух рабочей зоны. Метод измерения концентраций вредных веществ индикаторными трубками;
ГОСТ 12.4.028-76. Система стандартов безопасности труда. Респираторы ШБ-1 "Лепесток". Технические условия;
ГОСТ 12.4.041-2001. Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующие. Общие технические требования;
ГОСТ 618-73. Фольга алюминиевая для технических целей. Технические условия;
ГОСТ 1562-69. Сыромять. Технические условия;
ГОСТ 2067-93. Клей костный. Технические условия;
ГОСТ 3252-80. Клей мездровый. Технические условия;
ГОСТ 4194-88. Картон электроизоляционный для трансформаторов и аппаратов с масляным заполнением. Технические условия;
ГОСТ 5773-90. Издания книжные и журнальные. Форматы;
ГОСТ 7933-89. Картон для потребительской тары. Общие технические условия;
ГОСТ 7950-77. Картон переплетный. Технические условия;
ГОСТ 9254-77. Газеты. Размеры;
ГОСТ 9347-74. Картон прокладочный и уплотнительные прокладки из него. Технические условия;
ГОСТ 9569-79. Бумага парафинированная. Технические условия;
ГОСТ 10354-82. Пленка полиэтиленовая. Технические условия;
ГОСТ 18992-80. Дисперсия поливинилацетатная гомополимерная грубодисперсная. Технические условия;
ГОСТ 20836-75. Кожа техническая. Технические условия;
ГОСТ 24311-80. Картон для радиозондов. Технические условия.
3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
3.1. Консервация документов обеспечивает их сохранность посредством режима хранения, стабилизации, реставрации и изготовления копий.
3.2. Консервацию документов выполняют, устанавливая приоритеты в соответствии с уникальностью, историко-культурной значимостью, состоянием и частотой использования документов.
3.3. Консервацию документов выполняют лица, имеющие специальную подготовку.
4. РЕЖИМ ХРАНЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ
4.1. Режим хранения документов обеспечивает поддержание нормативных параметров светового, температурно-влажностного и санитарно-гигиенического режимов (Приложения А - Г).
4.2. Световой режим
4.2.1. Документы хранят в темноте или при освещении рассеянным светом. Не допускается освещение документов прямыми солнечными лучами.
4.2.2. Норма освещенности на поверхности документов при хранении не более 75 лк, при экспонировании в момент осмотра - не более 150 лк.
4.2.3. Источники света должны обеспечивать оптическое излучение с длиной волны не менее 400 и не более 760 нм.
4.2.4. Соблюдение норм по 4.2.1 - 4.2.3 обеспечивают использованием светильников в закрытом исполнении и применением светозащитных устройств различных типов.
4.2.5. Для освещения следует использовать лампы с фильтром, защищающим от ультрафиолетового излучения и поглощающим тепло, или волоконно-оптические системы освещения.
4.2.6. Расстояние от светильников до поверхности документов не менее 0,5 м.
4.2.7. Конструкция светильников должна быть пожаробезопасной и предохранять лампы от выпадения и механического повреждения.
4.2.8. При экспонировании не допускается устанавливать световые приборы внутри витрин. В отсутствие посетителей витрины закрывают светонепроницаемыми шторами.
4.2.9. Для освещения двух соседних стандартных книжных стеллажей устанавливают отдельный выключатель.
4.2.10. Перед входом в помещение для хранения документов устанавливают выключатель с индикатором, показывающим, что все источники освещения и электрооборудование отключены.
4.3. Температурно-влажностный режим
4.3.1. В хранилище должна осуществляться свободная циркуляция воздуха, исключающая образование застойных зон.
4.3.2. В помещениях для хранения документов постоянно поддерживают температуру воздуха (18 +/- 2 °C), относительную влажность 55% +/- 5%; для документов, выполненных полностью на пергамене и коже, - относительная влажность воздуха 60% +/- 5%.
4.3.3. Температурно-влажностный режим регулируют с помощью систем кондиционирования воздуха или отопительно-вентиляционных средств. Кратность обмена воздуха в 1 ч: приток - 1,0; вытяжка - 1,0.
4.3.4. В помещениях, приспособленных под хранилища, но не оборудованных системами кондиционирования воздуха или приточно-вытяжной вентиляцией, температуру и влажность воздуха нормализуют рациональным проветриванием, отоплением и применением технических средств, руководствуясь показаниями контрольно-измерительных приборов.
4.3.5. Температуру и влажность воздуха контролируют и регистрируют два-три раза в неделю в одно и то же время суток, при нарушениях режима - ежедневно.
4.3.6. Измерительные приборы размещают в главных проходах в каждой комнате и на каждом ярусе, вдали от отопительных и вентиляционных систем на расстоянии (1,4 + 0,1) м от пола.
4.3.7. Закрытые шкафы и сейфы для хранения документов проветривают не реже одного раза в неделю.
4.3.8. Документы, перемещаемые из одного помещения в другое с отличающимися параметрами температуры и влажности, проходят акклиматизацию.
4.3.9. Измерительные приборы поверяют в соответствии с техническими требованиями к ним.
4.4. Санитарно-гигиенический режим
4.4.1. Концентрация вредных примесей в воздухе помещений для хранения документов должна соответствовать санитарным нормам, приведенным в таблице 1.
Таблица 1
ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ
ВРЕДНЫХ ПРИМЕСЕЙ В ВОЗДУХЕ
----------------------------------T------------------------------¬
¦ Наименование примеси ¦ Концентрация, мг/куб. м ¦
¦ +-------------T----------------+
¦ ¦ максимально ¦ среднесуточная ¦
¦ ¦ разовая ¦ ¦
+---------------------------------+-------------+----------------+
¦Сернистый ангидрид ¦ 0,500 ¦ 0,05 ¦
+---------------------------------+-------------+----------------+
¦Двуокись азота ¦ 0,085 ¦ 0,04 ¦
+---------------------------------+-------------+----------------+
¦Хлор ¦ 0,100 ¦ 0,03 ¦
+---------------------------------+-------------+----------------+
¦Пыль ¦ 0,500 ¦ 0,15 ¦
+---------------------------------+-------------+----------------+
¦Сажа ¦ 0,150 ¦ 0,05 ¦
+---------------------------------+-------------+----------------+
¦Взвешенные вещества ¦ 0,500 ¦ 0,05 ¦
L---------------------------------+-------------+-----------------
4.4.2. Качество воздуха в помещении для хранения документов проверяют регулярно. Методы оценки количества вредных примесей в воздухе помещения для хранения документов - по ГОСТ 12.1.014.
4.4.3. В помещениях для хранения документов не допускается наличие предметов, не имеющих отношения к работе с документами.
4.4.4. Вновь поступающие документы обследуют и при необходимости выполняют гигиеническую и (или) дезинфекционную обработку.
4.4.5. Обследование, очистку и временное хранение пораженных документов выполняют в изолированном помещении.
4.4.6. Гигиеническую обработку выполняют не реже одного раза в один-два года.
4.4.7. Микологический и энтомологический надзор осуществляют обследованием фондов два раза в год, а при необходимости - чаще.
4.4.8. Пораженные документы изолируют, подвергают дезинфекции и (или) дезинсекции в специальном помещении (Приложение Д).
4.4.9. Дезинфекцию и (или) дезинсекцию фонда выполняют при массовом биологическом поражении документов и (или) при поражении предметов интерьера и конструкционных элементов помещения (Приложение Д).
5. СТАБИЛИЗАЦИЯ И РЕСТАВРАЦИЯ ДОКУМЕНТОВ
5.1. Стабилизацию и реставрацию документов выполняют с учетом характера и степени повреждений, условий последующей эксплуатации, максимально сохраняя признаки подлинности документов и не создавая затруднений для использования.
5.2. Сведения о работах по стабилизации и реставрации документов фиксируют в реставрационном паспорте или технологическом журнале.
5.3. Методы и материалы, применяемые при стабилизации и реставрации, должны быть безвредны для документов, обеспечивать обратимость процессов, сохранение эксплуатационных свойств документов. Материалы должны иметь следующее значение pH: бумага - 6,0 - 8,5; кожа - 4,5 - 6,0; пергамен - 7,0 - 8,0; другие материалы - 6,0 - 8,0 (Приложение Е).
5.4. Стабилизация документов
5.4.1. Стабилизацию документов на бумаге по отношению к физико-химическим, биологическим и механическим факторам осуществляют индивидуальными и массовыми методами.
5.4.1.1. Стабилизацию документов по отношению к физико-химическим факторам выполняют блокированием ионов металлов комплексообразующими соединениями и нейтрализацией кислотности слабощелочными композициями в жидкой или газовой фазе до 6,0 - 8,5 pH в зависимости от свойств материалов, использованных для записи текста (изображения), создавая щелочной резерв 1,0% - 3,0%.
5.4.1.2. Стабилизацию документов по отношению к грибным поражениям выполняют, используя антигрибные соединения и обработку, обеспечивающую влагоемкость не более 10,0%.
5.4.2. Стабилизацию документов на коже и пергамене по отношению к физико-химическим, механическим и биологическим факторам осуществляют индивидуальными методами.
5.4.2.1. Стабилизацию документов на коже по отношению к физико-химическим и механическим факторам выполняют нейтрализацией кислотности слабощелочными композициями (в жидкой среде), блокированием ионов металлов комплексообразующими соединениями до 4,5 - 6,5 pH, обработкой жирующими композициями для снижения гигроскопичности до 5% - 6,0% и влагоотдачи до 4% - 5,0%.
5.4.2.2. Стабилизацию документов на пергамене по отношению к физико-химическим и механическим факторам выполняют, повышая влаго- и жиросодержание отдаленным увлажнением и обработкой жировыми эмульсиями.
5.4.2.3. Стабилизацию документов по отношению к грибным поражениям выполняют, используя антигрибные соединения.
5.4.3. Стабилизацию документов по отношению к механическим факторам осуществляют фазовым хранением, инкапсулированием и монтированием с предварительной обработкой по 5.4.1.1, 5.4.1.2, 5.4.2.1 - 5.4.2.3.
5.5. Реставрация документов
5.5.1. Документы реставрируют воссозданием первоначальной формы, очисткой и упрочнением, соблюдая принцип необходимости и достаточности.
5.5.2. Вставки должны соответствовать носителю информации по внешним признакам и материалу, а также должны обеспечивать долговечность документа.
5.5.3. Перед реставрацией методом ламинирования обязательна стабилизация документа по 5.4.1.1, 5.4.1.2.
5.5.4. Документы на пергамене реставрируют восстановлением его влагосодержания методом отдаленного увлажнения.
6. ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОПИЙ ДОКУМЕНТОВ
6.1. Изготовление копий документов осуществляют методами фото-, микро-, ксерокопирования и использованием электронных технологий. Количество экземпляров копий - в соответствии с ГОСТ 7.65.
6.2. Изготовление копий документов методами фото-, микро-, ксерокопирования - не более одного раза.
6.3. Последующее копирование выполняют с копии.
6.4. При копировании недопустимо механическое повреждение документов.



Приложение А
(рекомендуемое)
ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ
А.1. Место для строительства новых зданий библиотек, их оборудование, способ реконструкции и оборудование старых зданий выбирают в соответствии с действующими строительными нормами.
А.1.1. Порядок планово-предупредительного ремонта зданий и помещений для хранения документов должен соответствовать установленным правилам.
А.1.2. Помещения для хранения документов должны быть изолированы от бытовых, производственных, складских, лабораторных помещений и не должны иметь общих с ними вентиляционных ходов.
А.1.3. В помещениях для хранения документов не допускается наличие труб водоснабжения, канализации, а также технологических выводов воды.
А.1.4. Над помещениями для хранения документов, под ними и смежно с ними не допускается располагать помещения, предназначенные для установки вентиляционного оборудования, бойлерные с насосными установками, компрессоры, холодильные и другие машины, являющиеся источниками вибрации.
А.2. Документы хранят в помещениях, оборудованных техническими средствами, обеспечивающими режим хранения документов.
А.2.1. Для приема, временного хранения, акклиматизации и дезинфекции документов используют специально изолированные помещения.
А.3. Здания и помещения оснащают специальными средствами на случай возникновения чрезвычайных ситуаций по ГОСТ 12.1.004.
А.3.1. В каждом помещении для хранения документов следует иметь план оперативной эвакуации персонала и документов на случай чрезвычайных ситуаций.
А.3.2. Здания и помещения для хранения документов оборудуют пожарной и охранной сигнализацией и системой пожаротушения.
А.3.3. Для обеспечения пожарной безопасности должно быть предусмотрено автоматическое отключение системы приточно-вытяжной вентиляции, кондиционирования воздуха и включение системы дымоудаления.
А.3.4. Аварийные выходы должны легко открываться изнутри.
А.3.5. Каждое отделение помещения для хранения документов оснащают средствами связи.
А.4. Помещения для хранения документов

КОНСЕРВАЦИЯ ДОКУМЕНТОВ. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ. ГОСТ 7.48-2002 (введен Постановлением Госстандарта РФ от 05.06.2002 n 231-ст)  »
Постановления и Указы »
Читайте также