ОТРАСЛЕВОЕ СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ЦК ПРОФСОЮЗА ТРУДЯЩИХСЯ ВОЕННЫХ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СТРОИТЕЛЬНО-КВАРТИРНЫМИ ОРГАНАМИ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2002 - 2004 ГОДЫ (Заключено 12.04.2002) (Зарегистрировано Минтрудом РФ 29.05.2002 n 3457-ВЯ)


ОТРАСЛЕВОЕ СОГЛАШЕНИЕ
МЕЖДУ ЦК ПРОФСОЮЗА ТРУДЯЩИХСЯ ВОЕННЫХ
И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СТРОИТЕЛЬНО - КВАРТИРНЫМИ
ОРГАНАМИ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА 2002 - 2004 ГГ.
Настоящее Отраслевое соглашение (далее - Соглашение) является правовым актом, устанавливающим общие принципы регулирования социально - трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений между гражданским персоналом строительно - квартирных органов Министерства обороны Российской Федерации и работодателями, содержащим обязательные по установлению оплаты труда, условий и охраны труда, режима труда и отдыха, развития социального партнерства, занятости, социальных льгот и гарантий для гражданского персонала (далее - работника), работающего в федеральных государственных унитарных предприятиях (далее - организации и предприятия) строительно - квартирных органов Министерства обороны Российской Федерации.
1. Общие положения
1.1. Сторонами Соглашения являются:
работники в лице их представителя - ЦК профсоюза трудящихся военных и специализированных строительных организаций Российской Федерации (далее - ЦК профсоюза);
работодатели в лице их представителя - строительно - квартирных органов Министерства обороны Российской Федерации (далее - СКО МО РФ).
1.2. Настоящее Соглашение заключено на основании Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", Федеральных законов "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", "Об обороне", "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в сфере труда, занятости и социальных гарантий работников.
1.3. Соглашение вступает в силу с момента его подписания и действует до заключения нового, но не более трех лет.
1.4. Ни одна из сторон Соглашения в одностороннем порядке не может в течение установленного срока действия Соглашения прекратить выполнение принятых обязательств.
1.5. В случае реорганизации одной из сторон Соглашения ее обязательства переходят к правопреемнику.
1.6. Порядок, сроки разработки проекта Соглашения и его заключения определяются комиссией.
1.7. Положения и нормы Соглашения являются основанием при заключении коллективных договоров (соглашений), трудовых договоров в организациях и на предприятиях. Условия их не должны ухудшать положение работников по сравнению с действующим законодательством и Соглашением.
1.8. Действие Соглашения распространяется на работников и работодателей организаций и предприятий, подведомственных СКО МО РФ.
2. Совместные обязательства и ответственность сторон
2.1. Стороны признают Соглашение основным документом социального партнерства и взаимодействия, устанавливающим общие принципы проведения согласованной социально - экономической политики, направленной на повышение эффективности работы организаций и предприятий в целях укрепления обороноспособности страны, усиления защиты трудовых, социальных, экономических прав и законных интересов работников.
2.2. Стороны обязуются руководствоваться Соглашением, соблюдать все его условия и нести предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение или невыполнение его положений.
2.3. Стороны совместно решают общеотраслевые экономические и социальные проблемы. Обеспечивают участие своих представителей в работе собраний (конференций) по заключению и обсуждению выполнения коллективных договоров (соглашений), в работе согласительных комиссий по разрешению коллективных трудовых споров, возникающих в организациях и на предприятиях.
2.4. Изменения и дополнения в Соглашение вносятся по взаимному соглашению сторон; спорные вопросы по внесению изменений и дополнений в Соглашение решаются в порядке, определенном Трудовым кодексом Российской Федерации.
2.5. Для ведения коллективных переговоров по подготовке, заключению, внесению изменений и дополнений в Соглашение, подведению итогов его выполнения, а также для рассмотрения конфликтных ситуаций и разногласий по коллективным договорам, заключенным на его основе, создана отраслевая комиссия.
Стороны обязуются не реже одного раза в год рассматривать ход выполнения принятых на себя обязательств по Соглашению на заседании отраслевой комиссии.
2.6. Стороны в период действия Соглашения соблюдают порядок разрешения коллективных трудовых споров, установленный Трудовым кодексом Российской Федерации.
3. Занятость и переподготовка кадров
3.1. Стороны в целях смягчения негативных последствий от сокращения численности работников осуществляют эти мероприятия в первую очередь за счет внутренних резервов организаций и предприятий, а именно:
укомплектования свободных рабочих мест (с согласия работника);
упреждающей переподготовки кадров в пределах денежных средств, выделяемых на эти цели, перемещения работников, с их согласия, в другие организации и предприятия на освобождающиеся рабочие места;
применения других мер содействия занятости, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде.
3.2. Работодатели:
при ликвидации (расформировании) и реорганизации организаций и предприятий, изменении их форм собственности, полной или частичной приостановке производства (работы), влекущих за собой сокращение количества рабочих мест или ухудшение условий труда, а также при передислокации проводят мероприятия только после предварительного письменного уведомления (за три месяца) органов государственной службы занятости и соответствующего профсоюзного органа для проведения с ним переговоров о соблюдении прав и интересов работников;
производят расторжение трудового договора с работником - членом профсоюза в соответствии с пунктом 2 , подпунктом "б" пункта 3 и пунктом 5 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа;
предоставляют работникам, уволенным по сокращению штата или численности работников, при прочих равных условиях преимущественное право возвратиться на рабочее место при возникновении вакансий;
осуществляют меры по дальнейшему развитию и совершенствованию системы обучения, повышению профессионального уровня и переподготовки кадров;
организуют взаимодействие с органами службы занятости субъектов Российской Федерации в целях решения вопросов профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых работников;
предоставляют высвобождаемым работникам льготы, гарантии и компенсации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
3.3. Организации и предприятия за счет собственных средств и на условиях, предусмотренных коллективным договором, трудовым договором, могут предусматривать дополнительные меры социальной защиты бывшим работникам этих предприятий, ставшим безработными, и их семьям.
4. Режим труда и отдыха
4.1. Стороны обеспечивают работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации в организациях и на предприятиях:
нормальную продолжительность рабочего времени, не превышающую 40 часов в неделю, за исключением отдельных категорий работников, для которых законодательством Российской Федерации установлена сокращенная продолжительность рабочего времени;
строгое соблюдение порядка и условий привлечения работников к сверхурочным работам, которые могут производиться в случаях и порядке, установленных ст. 99 Трудового кодекса Российской Федерации. При суммированном учете рабочего времени работа сверх нормальной продолжительности в учетном периоде считается сверхурочной;
оплату сверхурочных работ в размерах, предусмотренных коллективными договорами, но не ниже установленных законодательством Российской Федерации;
режим труда в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, исходя из особенностей и условий деятельности организаций и предприятий СКО МО РФ;
предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков, предусмотренных действующим законодательством. Дополнительные отпуска присоединяются к основному отпуску продолжительностью не менее 28 календарных дней.
4.2. Работодатели:
не направляют работников без их согласия в командировки, связанные с риском для их жизни и здоровья, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
обеспечивают при отсутствии общественного транспорта (не считая такси) доставку работников к месту работы и обратно служебным транспортом.
Порядок и условия доставки работников к месту работы и обратно служебным транспортом в таких случаях устанавливаются в коллективных договорах.
5. Оплата труда
5.1. Работодатель обеспечивает оплату труда работников в организациях и на предприятиях в соответствии с законодательством.
Система оплаты и стимулирования труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных выплат, а также соотношение их размеров между отдельными категориями работников, в том числе повышение оплаты за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу и в других случаях, устанавливаются работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации и фиксируются в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных правовых актах.
Стороны рекомендуют этим организациям и предприятиям исходя из их финансово - экономических возможностей проводить мероприятия по приближению минимального размера оплаты труда и тарифной ставки первого разряда Единой тарифной сетки к величине прожиточного минимума.
5.2. Размеры надбавок и доплат компенсационного характера, а также условия их выплаты работникам определяются организациями и предприятиями в соответствии с законодательством Российской Федерации и предусматриваются в коллективных договорах или положениях с учетом мнения выборного профсоюзного органа.
5.3. Месячная оплата труда работников организаций и предприятий, отработавших полностью норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), не может быть ниже установленного действующим законодательством Российской Федерации минимального размера оплаты труда.
5.4. Пересмотр действующих и введение новых норм труда производятся в организациях и на предприятиях с учетом мнения представительного органа работников и извещением работников о введении новых норм труда не позднее чем за два месяца.
5.5. Оплата простоев не по вине работников в организациях и на предприятиях производится в размерах, установленных коллективными договорами, но не ниже предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
5.6. При нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Конкретный размер выплачиваемой работнику денежной компенсации определяется коллективным договором или трудовым договором (в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации).
6. Охрана труда
6.1. Стороны проводят реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда и обеспечивают:
соответствие условий труда на каждом рабочем месте требованиям охраны труда;
безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве сырья и материалов;
инструктаж по охране труда, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, стажировку работников на рабочих местах, проверку их знаний требований охраны труда, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке указанное обучение, инструктаж, проверку знаний по охране труда и стажировку, без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний;
проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации;
организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за обеспечением средствами индивидуальной, коллективной защиты и правильностью их применения;
выдачу работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств коллективной и индивидуальной защиты, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с нормами, утвержденными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
предоставление работникам компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда;
организацию и проведение расследования и учета несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве;
возмещение вреда, причиненного работнику увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей;
проведение анализа производственного травматизма и организацию разработки мероприятий по его профилактике и снижению;
информирование ЦК профсоюза об условиях и охране труда, а также о несчастных случаях на производстве с тяжелым и со смертельным исходом (в соответствии со ст. 22 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации").
6.2. Стороны рекомендуют при заключении коллективных договоров предусматривать:
финансирование мероприятий по охране труда в размере не менее 0,1% от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг) или в размере не менее 0,7% от суммы эксплуатационных расходов (в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации");
обеспечение обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний");
создание служб охраны труда в соответствии с требованиями Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации".
7. Обеспечение социальных льгот,
гарантий и компенсаций
7.1. Стороны через Центральное отраслевое отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Министерства обороны Российской Федерации и его исполнительные органы на местах, комиссии или уполномоченных по государственному социальному страхованию обеспечивают работников пособиями по государственному социальному страхованию и оказывают содействие в приобретении путевок на санаторно - курортное лечение и в детские оздоровительные лагеря.
7.2. Работодатели по согласованию с выборными профсоюзными органами могут оказывать различные виды социальной помощи, в том числе:
финансовую поддержку многодетным семьям и работникам с доходами ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, пенсионерам, получившим инвалидность в результате общего, профессионального заболевания или травмы на производстве, в виде частичной компенсации оплаты найма жилья и коммунальных услуг, лекарственных препаратов, а также расходов на детские дошкольные учреждения, медицинскую помощь и лечение;
установление доплат на питание;
компенсацию работникам расходов по оплате транспортных услуг, проживания в общежитиях и др.
Виды социально - бытового обслуживания, льготы, гарантии и компенсации определяются в коллективных договорах организаций и предприятий с учетом их финансовых и производственных возможностей, условий местонахождения, потребностей работников и др.
7.3. Работодатели:
могут производить выплату материальной помощи при выходе на пенсию работникам, имеющим особые заслуги перед трудовым коллективом, за счет собственных средств;
в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации отчисляют соответствующим выборным профсоюзным органам средства на проведение в трудовых коллективах культурно - массовой и физкультурной работы в размерах, предусмотренных коллективными договорами.
7.4. Распределение жилой площади, построенной либо приобретенной за счет собственных средств, осуществляется жилищными комиссиями организаций и предприятий в соответствии с условиями, принятыми в коллективных договорах.
8. Социальное партнерство и координация
деятельности сторон Соглашения
8.1. В целях дальнейшего развития системы социального партнерства по предложению сторон проводятся взаимные консультации по вопросам социально - трудовых отношений, оплаты труда, условий и охраны труда, занятости и медицинского обслуживания работников, производственно - экономической деятельности организаций и предприятий.
8.2. Работодатели признают ЦК профсоюза и входящие в него профсоюзные организации представителями работников в коллективных переговорах по подготовке и заключению коллективных договоров и соглашений.
8.3. Стороны обязуются содействовать:
заключению и реализации соглашений и коллективных договоров на всех уровнях управления;
улучшению информационного и организационного обеспечения социального партнерства.
8.4. Стороны обеспечивают участие своих полномочных представителей в работе собраний (конференций) по заключению и обсуждению выполнения коллективных договоров и соглашений.
8.5. Стороны принимают меры по урегулированию коллективных трудовых споров и конфликтов в организациях и на предприятиях, возникающих в области социально - трудовых и экономических отношений, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
9. Гарантии деятельности профсоюзных органов
9.1. СКО МО РФ осуществляет контроль за созданием работодателями условий для реализации основных прав профсоюзов.
9.2. Работодатели в соответствии со ст. 377 Трудового кодекса Российской Федерации и Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности":
предоставляют соответствующим профсоюзным органам в бесплатное пользование необходимые для их деятельности (кроме коммерческой) здания, помещения, сооружения, транспортные средства и средства связи. При этом хозяйственное содержание, ремонт, отопление, освещение, уборка, охрана, а также оборудование указанных объектов осуществляются организациями и предприятиями, если иное не предусмотрено в коллективных договорах;
предоставляют соответствующим профсоюзным комитетам необходимую для осуществления их уставной деятельности информацию по социально - трудовым вопросам работников, в том числе и о заработной плате;
обеспечивают при наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профсоюза, ежемесячное и бесплатное перечисление в установленные коллективными договорами сроки на счет выборного профсоюзного органа членских профсоюзных взносов из их заработной платы и не вправе задерживать перечисление этих средств.
9.3. Оплата труда руководителя выборного профсоюзного органа организаций и предприятий может производиться за счет средств организаций и предприятий в размерах, установленных коллективным договором.
9.4. Стороны рекомендуют предусматривать в коллективных договорах порядок сохранения освобожденным профсоюзным работникам прав, льгот и преимуществ, которыми они пользовались до избрания на работу в профсоюзные органы как члены трудовых коллективов организаций и предприятий.
10. Профсоюзы
10.1. Содействуют реализации настоящего Соглашения в трудовых коллективах, способствуют снижению в них напряженности и поддержанию здоровой моральной психологической атмосферы, укреплению трудовой дисциплины и созданию условий для повышения эффективности хозяйственной деятельности организаций и предприятий.
10.2. Проводят работу по защите экономических, социальных и профессиональных интересов работников организаций и предприятий, оказывают им при необходимости бесплатную юридическую помощь.
10.3. В соответствии с Федеральными законами "Об основах охраны труда в Российской Федерации", "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и Уставом профессионального союза осуществляют через техническую инспекцию труда, комиссии и уполномоченных выборных профсоюзных органов профсоюзный контроль за соблюдением работодателями законодательства Российской Федерации о труде и охране труда.
11. Контроль за выполнением Соглашения
и ответственность за его нарушение
или невыполнение
11.1. Контроль за ходом выполнения Соглашения осуществляется сторонами, их представителями и соответствующими органами по труду.
Ответственность за нарушение или невыполнение Соглашения устанавливается в соответствии со ст. 54 Трудового кодекса Российской Федерации.
Председатель профсоюза
трудящихся военных
и специализированных
строительных организаций
Российской Федерации
А.В.ФИЛИППОВ
12 апреля 2002 года
Заместитель Министра обороны
Российской Федерации,
генерал армии
А.Д.КОСОВАН
12 апреля 2002 года
Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Минтруде России. Регистрационный N 3457-ВЯ.
Первый заместитель Министра
труда и социального развития
Российской Федерации
В.А.ЯНВАРЕВ
29 мая 2002 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФЭК РФ от 15.05.2002 n 27/2 (с изм. от 29.05.2002) О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФЭК РОССИИ ОТ 13 МАРТА 2002 Г. n 14/1 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНОВЫХ БАЛАНСОВ ПРОИЗВОДСТВА И ПОСТАВОК ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ (ТЕПЛОВОЙ) ЭНЕРГИИ И ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МОЩНОСТИ В РАМКАХ ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ ПО СУБЪЕКТАМ ОПТОВОГО РЫНКА НА ii КВАРТАЛ 2002 ГОДА НА ИЮНЬ И ii КВАРТАЛ 2002 ГОДА  »
Постановления и Указы »
Читайте также