АВТОЗАПРАВОЧНЫЕ СТАНЦИИ. ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. НПБ 111-98* (утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 23.03.1998 n 25) (ред. от 23.05.2002)


Утверждены
Главным государственным
инспектором
Российской Федерации
по пожарному надзору,
Приказ ГУГПС МВД России
от 23 марта 1998 г. N 25
Согласованы
письмом Госстроя России
от 30 декабря 1997 г. N 13-831
Дата введения в действие -
1 мая 1998 года
НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
АВТОЗАПРАВОЧНЫЕ СТАНЦИИ.
ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
CAR REFUELING STATIONS.
FIRE SAFETY REQUIREMENTS
НПБ 111-98*
(в ред. Изменений
N 1, утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 02.07.1999 N 53,
N 2, утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 08.11.2000 N 66,
N 3, утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 20.07.2001 N 47,
N 4, утв. Приказом ГУГПС МЧС РФ от 23.05.2002 N 17)
Разработаны Всероссийским научно-исследовательским институтом противопожарной обороны (ВНИИПО) МВД России (А.Я. Корольченко, Ю.Н. Шебеко, В.Л. Малкин, И.М. Смолин, В.А. Колосов, Е.В. Смирнов, Д.М. Гордиенко), нормативно-техническим отделом Главного управления Государственной противопожарной службы (ГУГПС) МВД России (В.Е. Татаров, Ю.Д. Сергеев) и Московским институтом пожарной безопасности (МИПБ) МВД России (В.В. Рубцов, А.С. Андросов, В.П. Назаров).
Внесены и подготовлены к утверждению нормативно-техническим отделом ГУГПС МВД России.
Утверждены и введены в действие главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору.
Согласованы с Госстроем России (письмо от 30.12.1997 N 13-831).
Введены в действие Приказом ГУГПС МВД России от 23.03.1998 N 25.
Дата введения в действие - 01.05.1998.
Подготовлены с учетом Изменения N 1, утвержденного и введенного в действие с 01.11.1999 Приказом ГУГПС МВД России от 02.07.1999 N 53, согласованного с Госстроем России (письмо от 28.12.1998 N 09-689).
Вводятся взамен НПБ 102-95.
I. Общие положения
1*. Настоящие нормы устанавливают требования пожарной безопасности, предъявляемые к технологическому оборудованию, строительной части, размещению и генеральным планам автозаправочных станций (АЗС), ограниченных принятой в настоящих нормах классификацией и предназначенных для приема, хранения и заправки наземных транспортных средств моторным топливом. Нормы не распространяются на автомобильные газозаправочные станции, эксплуатирующиеся в качестве топливозаправочных пунктов газонаполнительных станций и пунктов, а также на автомобильные газонаполнительные компрессорные станции, эксплуатирующиеся в качестве топливозаправочных пунктов производственных предприятий газовой промышленности.
(п. 1* в ред. Изменения N 1, утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 02.07.1999 N 53, Изменения N 2, утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 08.11.2000 N 66, Изменения N 4, утв. Приказом ГУГПС МЧС РФ от 23.05.2002 N 17)
Примечание. Звездочкой помечены пункты, в которые внесены изменения.
2*. В настоящих нормах принята следующая классификация АЗС.
Многотопливная автозаправочная станция - АЗС, на территории которой предусмотрена заправка транспортных средств двумя или тремя видами топлива, среди которых допускается жидкое моторное топливо (бензин и дизельное топливо), сжиженный углеводородный газ (сжиженный пропан-бутан) и сжатый природный газ.
Топливозаправочный пункт - АЗС, размещаемая на территории предприятия и предназначенная для заправки только транспортных средств этого предприятия.
Традиционная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система <*> которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и их разнесением с топливораздаточными колонками (ТРК).
--------------------------------
<*> Термины и определения приведены в обязательном Приложении 1.
Блочная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и размещением ТРК над блоком хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие.
Модульная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и разнесением ТРК и контейнера хранения топлива, выполненного как единое заводское изделие.
Контейнерная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие.
Передвижная автозаправочная станция жидкого моторного топлива - АЗС, предназначенная для розничной продажи только жидкого моторного топлива, технологическая система которой установлена на автомобильном шасси, прицепе или полуприцепе и выполнена как единое заводское изделие.
(в ред. Изменения N 4, утв. Приказом ГУГПС МЧС РФ от 23.05.2002 N 17)
Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС) - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств сжатым природным газом.
Автомобильная газозаправочная станция (АГЗС) - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств сжиженным углеводородным газом.
(п. 2* в ред. Изменения N 2, утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 08.11.2000 N 66)
Передвижная автомобильная газонаполнительная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств компримированным природным газом, характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки и хранения компримированного природного газа, выполненного как единое заводское изделие, и конструкцией, не предусматривающей наполнение сосудов указанного блока топливом на территории этой АЗС.
(абзац введен Изменением N 4, утв. Приказом ГУГПС МЧС РФ от 23.05.2002 N 17)
Передвижная автомобильная газозаправочная станция - АГЗС, технологическая система которой характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки и хранения сжиженного углеводородного газа, выполненного как единое заводское изделие, и конструкцией, не предусматривающей наполнение резервуаров указанного блока топливом на территории АГЗС.
(абзац введен Изменением N 4, утв. Приказом ГУГПС МЧС РФ от 23.05.2002 N 17)
3*. При проектировании АЗС следует предусматривать применение серийно выпускаемых технологических систем для приема, хранения и выдачи топлива, имеющих технико-эксплуатационную документацию (ТЭД), согласованную в порядке, установленном НПБ 03-93.
(п. 3* в ред. Изменения N 3, утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 20.07.2001 N 47)
4. ТЭД должна содержать требования к зданиям и сооружениям АЗС, их пожаробезопасной эксплуатации (в том числе к проведению регламентных и ремонтных работ, действиям персонала в случае возникновения пожароопасных ситуаций и пожаров), а также сведения о конструкции технологической системы, технологических параметрах, сроке службы и гарантийных обязательствах завода-изготовителя. Требования должны быть сформулированы с учетом специфики используемого технологического оборудования.
5*. Требования пожарной безопасности, предъявляемые к топливозаправочным пунктам, следует уточнять в соответствии с обязательным Приложением 2, к передвижным АЗС жидкого моторного топлива - Приложением 3, к многотопливным АЗС, АГНКС и АГЗС - Приложением 6.
(абзац в ред. Изменения N 4, утв. Приказом ГУГПС МЧС РФ от 23.05.2002 N 17)
При проектировании, строительстве и реконструкции АЗС наряду с требованиями пожарной безопасности следует учитывать требования взрывобезопасности, газобезопасности, экологической безопасности и другие требования, регламентированные действующими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке.
(п. 5* в ред. Изменения N 1, утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 02.07.1999 N 53)
6. Исключен. - Изменение N 4, утв. Приказом ГУГПС МЧС РФ от 23.05.2002 N 17.
II. Требования к размещению
7. Выбор земельного участка (площадки) для строительства АЗС должен осуществляться с учетом положений НПБ 02-93.
8. АЗС должна располагаться преимущественно с подветренной стороны ветров преобладающего направления (по годовой "розе ветров") по отношению к жилым, производственным и общественным зданиям (сооружениям).
Не допускается размещение АЗС на путепроводах и под ними, а также на плавсредствах.
9. Планировка АЗС с учетом размещения на ее территории зданий и сооружений должна исключать возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы.
На въезде и выезде с территории АЗС необходимо выполнять пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС.
10*. При размещении АЗС минимальные расстояния следует определять:
от стенок резервуаров (сосудов) для хранения топлива и аварийных резервуаров, наземного и надземного оборудования, в котором обращается топливо и/или его пары, корпуса ТРК и раздаточных колонок СУГ или сжатого природного газа, границ площадок для автоцистерны (АЦ) и технологических колодцев, от стенок технологического оборудования очистных сооружений, от границ площадок для стоянки транспортных средств и от наружных стен и конструкций зданий АЗС. Расстояния от зданий (помещений) для персонала АЗС, сервисного обслуживания водителей, пассажиров и их транспортных средств до объектов, не относящихся к АЗС, настоящими нормами не регламентируются;
(абзац в ред. Изменения N 2, утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 08.11.2000 N 66)
до границ земельных участков детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, школ-интернатов, лечебных учреждений со стационаром, одноквартирных жилых зданий, а для жилых и общественных зданий другого назначения - до окон (дверей);
(абзац в ред. Изменения N 4, утв. Приказом ГУГПС МЧС РФ от 23.05.2002 N 17)
до ближайшей стены (перегородки) помещения (при расположении помещений различного функционального назначения в одном здании).
Минимальные расстояния до автомобильных дорог и улиц населенных пунктов определяются в зависимости от их категории по СНиП 2.07.01-89*, а именно:
до магистральных дорог и магистральных улиц общегородского значения - как для автомобильных дорог общей сети I, II и III категорий;
до поселковых дорог, магистральных улиц районного значения, главных улиц и основных улиц в жилой застройке сельских поселений - как для автомобильных дорог общей сети IV и V категорий;
до остальных дорог и улиц - не нормируются.
(абзац введен Изменением N 1, утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 02.07.1999 N 53)
11*. АЗС с надземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива подразделяют на два типа:
(абзац в ред. Изменения N 2, утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 08.11.2000 N 66)
тип А - общая вместимость резервуаров контейнерной АЗС более 20 куб. м;
тип Б - общая вместимость резервуаров контейнерной АЗС не более 20 куб. м.
Общая вместимость резервуаров контейнерной АЗС не должна превышать 40 куб. м при ее размещении на территории населенных пунктов и 60 куб. м - вне населенных пунктов.
Единичная емкость резервуаров или камер (при использовании многокамерного резервуара с двойными перегородками между камерами) АЗС, расположенных на территории населенных пунктов, не должна превышать 10 куб. м, а вне населенных пунктов - 20 куб. м.
Величины общей вместимости и единичной емкости резервуаров модульной АЗС (в том числе величина, разделяющая АЗС на тип А и Б) допускается увеличивать не более чем в 2 раза.
При использовании одностенных надземных резервуаров для хранения жидкого моноторного топлива указанные параметры вместимостей следует уточнять в соответствии с обязательным Приложением 4.
(в ред. Изменения N 2, утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 08.11.2000 N 66)
12*. Минимальные расстояния от АЗС жидкого моторного топлива до объектов, к ней не относящихся, принимаются в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1
----T-------------------------------T----------T-----------------¬
¦ N ¦ Наименование объектов, ¦Расстояние¦Расстояние от АЗС¦
¦п/п¦ до которых определяется ¦от АЗС с ¦ с надземными ¦
¦ ¦ расстояние ¦подземными¦ резервуарами, м ¦
¦ ¦ ¦резервуа- +--------T--------+
¦ ¦ ¦рами, м ¦ тип А ¦ тип Б ¦
+---+-------------------------------+----------+--------+--------+
¦1 ¦Производственные, складские и ¦ 15 ¦ 25 ¦
¦ ¦административно-бытовые зда- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ния и сооружения промышленных ¦ ¦ ¦
¦ ¦предприятий (за исключением ¦ ¦ ¦
¦ ¦указанных в строке 10) ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+----------+--------T--------+
¦2 ¦Лесные массивы: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ хвойных и смешанных пород ¦ 25 ¦ 40 ¦ 30 ¦
¦ ¦ лиственных пород ¦ 10 ¦ 15 ¦ 12 ¦
+---+-------------------------------+----------+--------+--------+
¦3 ¦Жилые и общественные здания ¦ 25 ¦ 50 ¦ 40 ¦
+---+-------------------------------+----------+--------+--------+
¦4 ¦Места массового пребывания ¦ 25 ¦ 50 ¦
¦ ¦людей ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+----------+--------T--------+
¦5 ¦Индивидуальные гаражи и откры- ¦ 18 ¦ 30 ¦ 20 ¦
¦ ¦тые стоянки для автомобилей ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+----------+--------+--------+
¦6 ¦Торговые киоски ¦ 20 ¦ 25 ¦
+---+-------------------------------+----------+--------T--------+
¦7 ¦Автомобильные дороги общей ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сети (край проезжей части): ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ I, II и III категории ¦ 12 ¦ 20 ¦ 15 ¦
¦ ¦ IV и V категории ¦ 9 ¦ 12 ¦ 9 ¦
¦ ¦Маршруты электрифицированного ¦ 15 ¦ 20 ¦ 20 ¦
¦ ¦городского транспорта (до ¦ ¦ ¦

АВТОЗАПРАВОЧНЫЕ СТАНЦИИ. ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. НПБ 111-98* (утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 23.03.1998 n 25) (ред. от 20.07.2001)  »
Постановления и Указы »
Читайте также