Статья 5. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.. Президент

Российской Федерации



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ"
Принятие Федерального закона от 8 декабря 1995 года "О сельскохозяйственной кооперации" (изменения от 07.03.1997 N 47-ФЗ, от 18.12.1999 N 34-ФЗ) позволило активизировать работу по созданию сельскохозяйственных кооперативов. По данным Госкомстата России, их численность в сравнении с 1995 годом возросла в 10 раз и составила в 2002 г. около 20 тысяч, или свыше 55% от общего числа сельскохозяйственных организаций. В 17 субъектах Российской Федерации кооперативные организации составляют более 40%, а в Кировской, Тульской, Тамбовской, Липецкой, Ульяновской, Тюменской областях, Мордовской и Кабардино - Балкарской Республиках и ряде других регионов - свыше 60% общего числа сельскохозяйственных организаций.
В соответствии с Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации" начался процесс организации аудиторских союзов сельскохозяйственных кооперативов, которые на сегодня функционируют в 22 регионах. Создан Российский аудиторский союз сельскохозяйственных кооперативов. В 2002 году ожидается создание таких союзов в большинстве регионов страны.
Широкая практика применения Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" (в дальнейшем - Закон) подтверждает его актуальность и жизненность. Однако за годы применения указанного Закона выявилась необходимость совершенствования ряда его норм путем внесения в него соответствующих изменений и дополнений, суть которых сводится к следующему.
I. Изменения и дополнения в части
управления кооперативом
В Законе нет четкого разграничения функций председателя кооператива и правления кооператива и порядка их избрания. Поэтому настоящим (п. 20) проектом Закона (в дальнейшем - Проект) предусматривается ряд уточнений, согласно которым в кооперативе в порядке, определенном его уставом, может избираться либо председатель кооператива (единоличный исполнительный орган), либо правление кооператива (коллегиальный исполнительный орган). Правление кооператива по Проекту возглавляет председатель правления, который, в отличие от председателя кооператива, действует не единолично, а на основании решения правления кооператива. При этом председатель правления избирается из числа членов правления в порядке, определенном уставом, либо членами правления, либо на общем собрании кооператива. В соответствии с Проектом (п. 15) уставом кооператива право избрания председателя кооператива или членов правления кооператива может быть предоставлено наблюдательному совету кооператива.
В настоящее время во многих кооперативах, где общие собрания членов кооператива осуществляются в форме собрания уполномоченных, члены кооператива избирают уполномоченных лишь один раз в несколько лет. На этом их участие в управлении кооперативом заканчивается. Проектом предусматривается (п. 17) избрание уполномоченных на каждое собрание уполномоченных, а не на какой-то срок. При этом члены кооператива должны быть заранее оповещены о повестке дня предстоящего собрания уполномоченных.
Проектом предлагается сократить перечень вопросов, отнесенных уставом кооператива (п. 15) к исключительной компетенции общего собрания членов кооператива, и исключить из Закона норму, согласно которой эти вопросы должны приниматься на общем собрании обязательно квалифицированным большинством. Вопрос о порядке принятия решений общим собранием по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции общего собрания, по Проекту должен определяться уставом кооператива.
Проектом (п. 16) предоставляется право инициировать созыв общего собрания кооператива наряду с членами кооператива и ассоциированным членам, если более половины их числа выдвинет это требование.
Дополнительно вводятся нормы, согласно которым правление кооператива несет ответственность (п. 21) за деятельность нанятой им исполнительной дирекции, а председатель кооператива несет ответственность, предусмотренную Законом для членов правления.
Предлагается (п. 20) дополнить Закон нормой, дающей право органу управления кооперативом, которому по Уставу кооператива предоставлено право выбора членов правления или председателя кооператива и прекращение их полномочий, в любое время отстранять их от исполнения своих обязанностей и в месячный срок избирать новых членов правления и председателя кооператива.
Уточняются нормы, регламентирующие деятельность наблюдательного совета кооператива в части порядка принятия им решений и его обязанности осуществлять ревизию деятельности кооператива (п. 22), а также права приостановления полномочий членов правления или председателя кооператива.
Дополняются нормы (п. 4), регламентирующие порядок управления союзом кооперативов.
II. Изменения и дополнения в части порядка
членства в кооперативе
Уточняются (п. 1) понятия "член кооператива" и "ассоциированный член кооператива". Согласно этим уточнениям одним из отличительных признаков члена кооператива является его участие в производственной либо хозяйственной деятельности кооператива и несение ответственности по обязательствам (убыткам) кооператива, в то время как ассоциированный член кооператива не участвует в производственной или хозяйственной деятельности кооператива и не несет ответственности по обязательствам (убыткам) кооператива.
В потребительском кооперативе Проектом предусматривается (п. 10) в соответствии с уставом кооператива возможность членства в кооперативе для физических и юридических лиц, не являющихся сельскохозяйственными товаропроизводителями. Однако их численность не должна превышать 25 процентов числа членов кооператива, являющихся сельскохозяйственными товаропроизводителями. Данная норма призвана облегчить вступление в перерабатывающие, сбытовые, снабженческие и иные обслуживающие село кооперативы предприятий, осуществляющих эти виды услуг, но не являющихся сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Предлагается (п. 11) сохранить за ассоциированным членом кооператива право голоса лишь в случае рассмотрения на общем собрании кооператива изменений в устав кооператива, связанных с условиями его членства в кооперативе, и дополнить закон нормами (п. п. 11 и 12), регламентирующими порядок приема и исключения из кооператива ассоциированных членов кооператива. В действующем Законе эти нормы отсутствуют.
III. Изменения и дополнения в части имущественных
отношений в кооперативе
Уточняется (п. 1) понятие паевого фонда и вводится понятие неделимого фонда кооператива, предусматривается возможность наличия в кооперативе как паевых, так и иных взносов, не являющихся паевыми. В частности, Проектом определяется, что взнос ассоциированного члена в производственном кооперативе является паевым, а в потребительском кооперативе не является паевым.
Различный подход к зачислению в паевой фонд взносов ассоциированных членов в производственном и потребительском кооперативах обусловлен их различной правовой природой. Производственный кооператив - коммерческая организация, осуществляющая деятельность в целях извлечения прибыли. И здесь вполне оправдан порядок, предусмотренный Законом, когда по взносам ассоциированных членов предусмотрена выплата дивидендов из прибыли кооператива, а поэтому нет необходимости подразделять взносы членов и ассоциированных членов на паевые и непаевые.
Потребительский же кооператив - это некоммерческая организация, где прибыль совершенно не обязательна. Ассоциированные члены кооператива не участвуют в хозяйственной деятельности такого кооператива. Они являются лишь "финансовыми участниками" и могут вносить свои взносы лишь при условии какой-то их компенсации, независимо от того, есть или нет прибыли в кооперативе. Поэтому Проектом (п. 11 и п. 1) для ассоциированных членов потребительских кооперативов предусматривается выплата процентов, осуществляемая за счет расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг).
В случае ликвидации кооператива Проектом предусматривается (п. 32) возможность для членов и ассоциированных членов кооператива возврата своих земельных участков, внесенных в качестве паевого взноса в кооператив, при условии, что они не позднее чем на стадии составления промежуточного ликвидационного баланса внесут дополнительные взносы в размере балансовой стоимости этих земельных участков.
Предусматривается возможность (п. 28) создания в кооперативе фондов премирования работников кооператива за счет прибыли кооператива.
IV. Иные изменения и дополнения
В целях уточнения норм, регулирующих порядок создания и деятельности аудиторских союзов сельскохозяйственных кооперативов, а также с учетом норм вступившего в сентябре 2001 года Федерального закона "Об аудиторской деятельности" Проектом предусматривается уточнить (п. п. 24, 25, 26) понятие и наименование аудиторского союза; порядок контроля за деятельностью аудиторского союза, а также предлагается заменить слово "ревизионный" на слово "аудиторский" в тех случаях, когда эти понятия не были учтены предыдущим Законом "О внесении изменений в Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации" (от 18.12.1999 N 34-ФЗ).
Проектом предлагается исключить ряд норм (п. 7 статьи 4; абзацы третий и четвертый пункта 1 статьи 9; пункты 1 и 2 статьи 10; подпункт 17 пункта 1 статьи 11; пункты 7, 9 и 10 статьи 18; пункт 2 статьи 23; пункт 6 статьи 48), как морально устаревшие или не соответствующие Гражданскому кодексу, привести пункт 5 статьи 35 Закона в соответствие с Федеральным законом "Об оценочной деятельности", а также внести дополнения в ряд норм Закона с целью уточнения - какие из них относятся только к производственному кооперативу, а какие - только к потребительскому кооперативу.
Принятие настоящего проекта Федерального закона будет способствовать устранению ряда неточностей в практике применения Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации", а следовательно повышению эффективности деятельности сельскохозяйственных кооперативов.



ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ"
Введение в действие Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации и статьей 96 Регламента Государственной Думы на указанный законопроект не требуется заключения Правительства Российской Федерации.



ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ
ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ,
ДОПОЛНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИИ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ЗАКОН "О СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ"
Введение в действие Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации" не потребует внесения изменений и дополнений в иные законодательные акты.

К тексту закона »
Читайте также