РАСПОРЯЖЕНИЕ МПС РФ от 17.04.2002 n 177р <О КОНЦЕПЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЛАТЫ ТРУДА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ НА 2002 - 2003 ГОДЫ>


МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 17 апреля 2002 г. N 177р
В целях совершенствования системы оплаты и мотивации труда в период формирования новой структуры управления на железнодорожном транспорте и реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте на 2001 - 2002 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 г. N 384:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию организации оплаты труда на железнодорожном транспорте на 2002 - 2003 годы (далее - Концепция), одобренную Постановлением коллегии МПС России 25 - 26 декабря 2001 г. N 20 и согласованную с Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей.
2. Первому заместителю Министра М.В. Иванкову, руководителям департаментов экономики Б.М. Лапидусу, кадров и учебных заведений Н.М. Бурносову подготовить и до 25 апреля 2002 г. утвердить план реализации Концепции.
3. Заместителям Министра, руководителям департаментов и управлений, начальникам железных дорог, начальникам отделений железных дорог, руководителям предприятий и обособленных структурных подразделений основной деятельности железных дорог осуществлять действенные меры по улучшению материального положения и повышению стимулирующей роли заработной платы работников, занятых в основной деятельности железных дорог, за счет усиления зависимости размера заработной платы от результатов труда, уровня квалификации и профессионализма работников, объемов и сложности выполняемых ими работ.
Министр
Г.М.ФАДЕЕВ



Приложение
к указанию МПС России
от 17 апреля 2002 г. N 177р
КОНЦЕПЦИЯ
ОРГАНИЗАЦИИ ОПЛАТЫ ТРУДА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ
ТРАНСПОРТЕ НА 2002 - 2003 ГОДЫ
Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте предусматривает, по мере интенсификации производственной деятельности, усиление мотивации труда железнодорожников в повышении эффективности и производительности труда, обеспечения социальной защищенности работников и стабильной работы трудовых коллективов.
Эффективный труд каждого работника повышает результативность деятельности всей отрасли, поэтому достойное материальное вознаграждение становится решающим элементом в мотивации труда.
Материальное стимулирование конкретного работника должно напрямую зависеть от результатов его труда. Оценка результатов труда может считаться объективной только в том случае, если основывается на нормировании труда, базирующемся на современном научно - методическом и информационном обеспечении.
В целях повышения престижности труда железнодорожников, создания возможностей и условий для привлечения к работе талантливых и добросовестных работников необходимо шире использовать индивидуальные и коллективные формы стимулирования труда за высокопроизводительный труд, обеспечивающие им существенное повышение заработной платы.
Настоящая Концепция разработана на 2002 - 2003 годы и направлена на совершенствование системы оплаты труда в период формирования новой структуры управления и трудовых отношений на железнодорожном транспорте, связанных с его реформированием. Введение новых условий оплаты труда должно предшествовать этим изменениям.
1. Ситуация в оплате труда
На железнодорожном транспорте исторически применяются единые условия оплаты труда. Это, в первую очередь, обусловлено единым технологическим процессом работы железнодорожного транспорта, в котором каждый работник вносит свой вклад в достижение конечного результата работы отрасли - обеспечения перевозок грузов и пассажиров. Организация труда и заработной платы является составной частью единого технологического процесса, от правильной разработки которой зависит не только обеспечение объемов и качества выполняемых работ, но и рациональное использование трудовых ресурсов и средств на содержание персонала.
Начиная с 1997 года оплата труда в отрасли осуществляется на основе Отраслевой единой тарифной сетки по оплате труда работников, занятых в основной деятельности железных дорог (ОЕТС). Эта система оплаты труда обеспечила единство подходов в регулировании тарифных условий оплаты с учетом отраслевых профессиональных особенностей производственных групп и категорий работников и установила обоснованные соотношения в уровнях заработной платы в зависимости от сложности и ответственности выполняемых работ и квалификации работников.
Так, соотношения в зарплате по категориям персонала до перехода на ОЕТС и после перехода изменились следующим образом:
-----------------------T-------T-----------T------------T--------¬
¦ Категории персонала ¦Рабочие¦Специалисты¦Руководители¦ Другие ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦служащие¦
+----------------------+-------+-----------+------------+--------+
¦До перехода на ОЕТС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(1996 год) ¦ 1 ¦ 1,28 ¦ 1,61 ¦ 0,71 ¦
+----------------------+-------+-----------+------------+--------+
¦После перехода на ОЕТС¦ 1 ¦ 1,47 ¦ 2,15 ¦ 0,86 ¦
L----------------------+-------+-----------+------------+---------
Некоторый отрыв в оплате труда специалистов и руководителей позволил частично решить проблему укомплектования и повышения квалификации этих категорий работников. Однако основная задача введения единой тарифной сетки - дифференциация оплаты труда в соответствии с его количеством, качеством и степенью сложности - до конца не была выполнена.
Низкий уровень минимального размера оплаты труда в отрасли, сложившийся в результате отставания роста заработной платы от роста потребительских цен (за период январь 1992 г. - июнь 2001 г. рост заработной платы к росту потребительских цен составил 64%), а также отсутствие достаточных средств для стимулирования труда привели к снижению материальной заинтересованности работников в его результатах.
Среди базовых отраслей экономики железнодорожный транспорт по уровню заработной платы - седьмое место, а со второго полугодия 2000 года железнодорожный транспорт переместился на восьмое место (после черной металлургии).
Заработная плата железнодорожников перестала обеспечивать весомые стимулы к повышению эффективности производства и закреплению высококвалифицированных кадров. Возрос отток специалистов и рабочих высокой квалификации в крупных промышленных центрах России.
Рабочие не удовлетворены низким уровнем заработной платы, не в полной мере обеспечивающей жизненные потребности семей железнодорожников, специалисты считают, что их знания и вклад в обеспечение работы отрасли должны оплачиваться значительно выше, а руководители претендуют на более высокую оплату труда, адекватную заработной плате руководителей акционированных и коммерческих организаций, за сложность и ответственность принимаемых ими решений, обеспечение стабильной работы трудовых коллективов.
Удовлетворение интересов всех категорий работников, а также повышенные требования к надежности и качеству перевозочного процесса, существенные изменения в технологии работы, внедрение и освоение новой техники и технологии требуют соответствующих изменений в оплате труда.
2. Цели и задачи Концепции по изменению
организации оплаты труда
Основной целью настоящей Концепции является создание эффективной модели повышения заработной платы железнодорожников, основанной на стимулировании вклада каждого работника в повышение результативности работы отрасли и повышении значимости заработной платы в обеспечении социальной защищенности работников.
Главная задача изменений в организации оплаты труда - установление тесной взаимосвязи между объемом выполняемых работ, качеством труда и суммами выплат, создание условий для адресного стимулирования работников всех категорий. В сочетании с разработкой механизма формирования фонда оплаты труда изменения в организации оплаты труда позволят повысить заработную плату к 2005 году не менее чем в два раза.
Пути повышения заработной платы:
поэтапное повышение минимального размера оплаты труда в отрасли до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения Российской Федерации. Исходя из среднесрочных прогнозов определены следующие этапы: в 2002 году повысить минимальный размер оплаты труда с учетом индексации заработной платы в зависимости от роста потребительских цен до уровня 0,75 прожиточного минимума трудоспособного населения Российской Федерации; в 2003 году соответственно - 0,9;
совершенствование Отраслевой единой тарифной сетки с учетом изменения структуры управления;
повышение стимулирующей роли премий, вознаграждений и других элементов мотивации труда;
усиление заинтересованности работников в конечных результатах труда, росте производительности труда, повышении уровня квалификации и профессионализма;
повышение значимости нормирования труда при определении уровня его оплаты;
совершенствование регионального регулирования заработной платы с учетом рынка труда.
3. Основные направления в формировании системы
оплаты труда на 2002 - 2003 годы
Основой формируемой системы оплаты труда должно стать установление справедливой оплаты труда в соответствии с уровнем квалификации работника, качеством, количеством и интенсивностью труда.
3.1. Совершенствование Отраслевой единой тарифной сетки по оплате труда
Повышение заработной платы железнодорожников обеспечивается, в первую очередь, за счет увеличения тарифной части оплаты труда, которая зависит от уровня квалификации, профессионализма работников и сложности выполняемых работ.
Учитывая, что оплата труда в отрасли по-прежнему будет основана на применении Отраслевой единой 18-разрядной тарифной сетки, базой которой является минимальный размер оплаты труда, соответствующий тарифной ставке рабочего первого разряда, реализация задачи повышения заработной платы, в первую очередь, будет осуществляться за счет поэтапного повышения минимального размера оплаты труда.
Правительством Российской Федерации за четвертый квартал 2001 года установлена величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации в расчете на душу населения - 1574 рубля, для трудоспособного населения - 1711 рублей. Минимальный размер оплаты труда (тарифная ставка первого разряда ОЕТС) установлен в отрасли с 1 февраля 2002 года в размере 1024 рубля, что составляет около 60% величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Повышение минимального размера оплаты труда предполагается проводить одновременно с индексацией заработной платы в зависимости от роста потребительских цен и повышения производительности труда, с учетом проводимой работы по высвобождению контингента и сокращения издержек производства.
При некоторой модернизации Отраслевой единой тарифной сетки предполагается сохранить: соотношение тарифных коэффициентов 18 и 1 разрядов - 10,07; дифференциацию тарифных коэффициентов по оплате труда специалистов и руководителей в зависимости от уровня управления; единый порядок компенсации за работу с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, за работу в ночное время и в условиях, отклоняющихся от нормальных.
Одновременно единая тарифная сетка претерпит изменения, направленные на упорядочение соотношений в оплате труда работников различных профессий и групп работников. Так, в целях усиления мотивации труда и закрепления кадров основных производственных групп рабочих будет увеличен разрыв между тарифными коэффициентами по оплате труда рабочих, связанных с движением поездов, ремонтом подвижного состава и технических средств, и остальных рабочих, увеличатся межразрядные коэффициенты между тарифными ставками рабочих первых шести разрядов.
При формировании особенностей оплаты труда отдельных категорий и групп работников будет учитываться повышение интенсивности труда, вызванное изменением технологии работы железнодорожного транспорта и отдельных его участков. В первую очередь это коснется локомотивных бригад с учетом удлинения плеч обслуживания, работников системы единого диспетчерского централизованного управления перевозочным процессом.
Предполагается разработать положение об оплате труда работников центрального аппарата ОАО "РЖД".
Особое внимание будет уделено созданию системы стимулирования и вознаграждения руководящих кадров, в основу которого будут положены их функции по достижению стратегических целей, прибыльности и рентабельности работы. Существенные изменения претерпят показатели отнесения должностей руководителей к группам по оплате труда, с учетом укрупнения и реорганизации подразделений железнодорожного транспорта.
Оплата труда руководителей высшего звена управления будет осуществляться на контрактной основе, с учетом их личного вклада в результаты работы подразделения, предприятия и при этом значительно увеличится переменная часть их заработной платы в зависимости от производственно - финансовых результатов работы подчиненных коллективов.
В контрактах предусматривается устанавливать: размеры должностных окладов, премиальных выплат за достижение оперативных (краткосрочных) результатов, за достижение стратегических задач, стимулирование профессионального и карьерного роста, социальный пакет, льготы и гарантии (медицинское и санаторное лечение, дополнительное пенсионное страхование, обеспечение служебным жильем и другие).
В качестве критериев определения размеров оплаты труда руководителей могут учитываться:
знания и управленческий опыт;
способности для исполнения возложенных обязанностей (в рамках занимаемой должности);
характер ответственности;
место должности в иерархии управления;
сфера деятельности (экономика, производство, маркетинг, финансы, многопрофильность предприятия и т.д.);
ситуация на рынке труда руководящих кадров и другие.
В дальнейшем предполагается перевод на контрактную основу организации оплаты труда отдельных должностей специалистов.
При этом материальное вознаграждение руководителей и специалистов должно повышаться в соответствии с уровнем ответственности и качеством принимаемых решений.
При формировании системы оплаты труда руководителей предполагается определить соотношение размеров оплаты их труда и среднемесячной заработной платы работников, находящихся в непосредственном подчинении руководителей.
3.2. Стимулирование роста производительности труда, повышения уровня квалификации и освоения новых и смежных профессий
В числе главных стратегических задач при реформировании отрасли определены направления повышения производительности труда и на этой основе увеличение реальной заработной платы. В целях решения этой задачи в отрасли разработан и действует механизм повышения реальной заработной платы в зависимости от темпов роста производительности труда (указание

ПИСЬМО Минобразования РФ от 17.04.2002 n 03-21ин/26-03 ОБ ИЗГОТОВЛЕНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПЕЧАТЕЙ С ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГЕРБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также