ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 n 123-О ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА АВАНОВА АЛЕКСАНДРА ЯКОВЛЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ ЧАСТИ 2 СТАТЬИ 11 ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ ОСНОВЫ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА МОСКВЫ


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 апреля 2002 г. N 123-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ
ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА АВАНОВА АЛЕКСАНДРА ЯКОВЛЕВИЧА
НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ
ЧАСТИ 2 СТАТЬИ 11 ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ "ОСНОВЫ
ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА МОСКВЫ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, С.М. Казанцева, В.О. Лучина, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи В.О. Лучина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина А.Я. Аванова,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.Я. Аванов оспаривает конституционность части 2 статьи 11 Закона города Москвы от 11 марта 1998 года "Основы жилищной политики города Москвы" (в редакции от 12 мая 1999 года), согласно которой граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на предоставление в пользование жилых помещений в жилищном фонде города по договорам социального или коммерческого найма, безвозмездного пользования, иным договорам в порядке и на условиях, установленных Положением о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в городе Москве.
Как следует из представленных материалов, департамент муниципального жилья и жилищной политики при правительстве города Москвы на основании Положения о порядке постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилья в городе Москве, утвержденного Постановлением Московской городской Думы от 24 декабря 1997 года, отказал А.Я. Аванову, зарегистрированному в городе Москве по месту пребывания, в постановке на учет. Пресненский межмуниципальный суд города Москвы 13 марта 2001 года отказал в удовлетворении его жалобы на указанное решение со ссылкой на то, что согласно нормативным правовым актам города Москвы граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий при наличии определенных оснований при условии проживания в городе Москве в общей сложности не менее 10 лет (и иное не предусмотрено законодательством), причем регистрация граждан в городе Москве по месту пребывания не дает основания для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий (пункты 13 и 17 Положения о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве, утвержденного Постановлением Московской городской Думы от 31 января 2001 года).
По мнению заявителя, часть 2 статьи 11 Закона города Москвы "Основы жилищной политики города Москвы" во взаимосвязи с Положением о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве, как нарушающая равенство граждан, конституционные права на свободу передвижения и на жилище, противоречит статьям 2, 6, 7, 15, 17 (часть 1), 18, 19, 27, 40 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
2. Конституционное право на жилище предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную цену из государственного и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации). Реализация этого права может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в законодательных нормах.
Согласно статье 72 (пункт "к" части 1) Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Статья 3 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" возлагает на органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления обязанность по обеспечению прав граждан на жилище, в том числе по осуществлению учета, установлению порядка распределения и предоставления гражданам жилых помещений.
Часть 2 статьи 11 Закона города Москвы "Основы жилищной политики города Москвы" имеет бланкетный характер. Из ее содержания следует, что законодатель города Москвы как субъекта Российской Федерации отнес установление оснований и порядка признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий к отношениям, регулируемым подзаконными нормативными правовыми актами, в данном случае - Положением о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве.
3. Нормативные положения, касающиеся регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, уже были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации в делах о проверке конституционности частей первой и третей статьи 8 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы, а также Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года.
В вынесенных по этим делам Постановлениях (от 4 апреля 1996 года, от 2 июля 1997 года, от 15 января 1998 года и от 2 февраля 1998 года) Конституционный Суд Российской Федерации пришел к следующим выводам.
Из статьи 71 (пункт "в") Конституции Российской Федерации следует, что регулирование конституционного права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства находится в ведении Российской Федерации. Регистрация граждан Российской Федерации, введенная Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", в ее конституционно - правовом смысле является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Регламентируя условия реализации конституционного права на жилище, включая порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, законодатель в целях исключения злоупотребления правом может предусмотреть в нормативных правовых актах определенные организационно - учетные правила. Введение условия о наличии у гражданина регистрации по месту жительства - поскольку оно направлено на обеспечение справедливого распределения жилья, на предотвращение возможных злоупотреблений со стороны граждан, обращающихся с заявлениями о постановке на учет по улучшению жилищных условий, и органов управления муниципальным жильем, а также на защиту прав и законных интересов собственников жилого фонда, иных граждан - не может рассматриваться как не согласующееся с предписаниями статей 17, 19, 27 и 40 Конституции Российской Федерации.
При этом место жительства гражданина, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 ноября 2000 года по жалобе гражданина А.М. Кушнарева на нарушение его конституционных прав положениями статьи 40.1 КЗоТ Российской Федерации и статьи 12 Закона Российской Федерации "О занятости населения", может быть установлено судом общей юрисдикции на основе юридических фактов, не обязательно связанных с видом регистрации; исследование таких фактических обстоятельств Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
Приведенные решения Конституционного Суда Российской Федерации, а значит и содержащиеся в них правовые позиции сохраняют свою силу. Вытекающий из этих решений и настоящего Определения конституционно - правовой смысл положений части 2 статьи 11 Закона города Москвы "Основы жилищной политики города Москвы" в соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" является общеобязательным для всех правоприменительных органов и должностных лиц.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 3 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Аванова Александра Яковлевича, поскольку разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно и поскольку по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее были вынесены решения, сохраняющие свою силу.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Собрании законодательства Российской Федерации", "Российской газете" и официальных изданиях органов государственной власти города Москвы, а также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
М.В.БАГЛАЙ
Судья - секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ

РАСПОРЯЖЕНИЕ Минтранса РФ от 08.04.2002 n НА-112-р ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПО СЕРТИФИКАЦИИ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНУ ПО СЕРТИФИКАЦИИ ОБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ (вместе с ПРАВИЛАМИ... ПР ССГА 04-02)  »
Постановления и Указы »
Читайте также