<ПИСЬМО> Минобразования РФ от 29.03.2002 n 483/28-5 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПЕРЕДАЧЕ ДЕТЕЙ НА ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬИ, ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ОПЕКИ (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА) НАД ДЕТЬМИ


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 марта 2002 г. N 483/28-5
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПЕРЕДАЧЕ
ДЕТЕЙ НА ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬИ, ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ОПЕКИ
(ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА) НАД ДЕТЬМИ
Во исполнение плана дополнительных неотложных мер Минобразования России по решению проблем детской беспризорности и безнадзорности просим обратить особое внимание на организацию работы органов опеки и попечительства по выявлению и устройству детей, оставшихся без родительского попечения и попавших в трудную жизненную ситуацию, защите их прав и законных интересов.
В настоящее время усиливается роль органов опеки и попечительства в процессе своевременного выявления детей, нуждающихся в государственной помощи и защите их прав. Это связано с тем, что сложные социально - экономические условия, криминализация общества, отсутствие мероприятий, популяризирующих роль семьи и семейного воспитания в обществе, приводят к постоянному росту численности всех категорий граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве. Среди них особое место занимают дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию или оставшиеся без родительского попечения. Для снижения количества беспризорных и безнадзорных детей, улучшения условий жизни детей, оставшихся без родительского попечения, Минобразование России рекомендует более активно проводить работу по выявлению и устройству этой категории детей, обратить внимание на координацию основных направлений деятельности органов опеки и попечительства и оказание им необходимой методической помощи.
Согласно статье 31 ГК РФ и статье 121 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) органы местного самоуправления должны осуществлять свою деятельность на основании устава муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ. В уставе муниципального образования, других документах, регламентирующих работу органов опеки и попечительства, обязательно должны быть отражены основные задачи и функции органа опеки и попечительства, круг вопросов, решение которых относится к его компетенции, закреплены полномочия, права и обязанности главы муниципального образования или его заместителя как руководителя органов опеки и попечительства, сотрудников соответствующего отдела, на который возложено выполнение работы по опеке и попечительству над детьми.
Положительно зарекомендовала себя практика создания при органах опеки и попечительства комиссий по защите прав детей, в состав которых рекомендуется включать заместителя главы муниципального образования по социальным вопросам для рассмотрения таких сложных или спорных вопросов по опеке и попечительству над детьми, как дача разрешений на сделки с жилыми помещениями и иным имуществом, споры о воспитании детей, осуществление родителем своих прав при раздельном проживании родителей и так далее.
Особое внимание следует обратить на работу органов опеки и попечительства по выявлению детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В настоящее время действует Федеральный закон от 24.07.98 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", в соответствии с которым органы местного самоуправления имеют возможность принимать превентивные меры в отношении детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, что в свою очередь сможет оказать влияние на снижение числа детей, оставшихся без родительского попечения.
Важным нововведением может стать совместная с органами управления образованием работа по организации системы социального патроната над детьми (семьей), находящимися в трудной жизненной ситуации. Правовым основанием для введения системы социального патроната над детьми является часть вторая статьи 64 СК РФ, в соответствии с которой "родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя по защите прав и интересов детей". Таким представителем может стать социальный работник, общественный инспектор, утвержденный в установленном порядке и полномочный оказать необходимую помощь.
Целесообразно рекомендовать органам опеки и попечительства в наиболее сложных случаях составлять план по защите прав ребенка, в котором органами опеки и попечительства устанавливаются перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка, оставшегося без попечения родителей, сроки их исполнения, четкое разграничение ответственности при выполнении плана между сторонами, участвующими в процессе воспитания и содержания ребенка.
В соответствии со статьями 32, 33, 34 ГК РФ, статьей 121 СК РФ необходимо тщательно проводить работу по сбору и обработке информации о детях, оставшихся без родительского попечения, учитывать нормы СК РФ и нормативных правовых актов субъектов РФ при принятии решений о наличии (отсутствии) над ребенком родительского попечения.
При решении вопроса о форме устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения, необходимо прежде всего принимать меры к его передаче на воспитание не в учреждение, а в семью.
Учитывая положения статьи 123 СК РФ, дающей право субъектам РФ предусматривать "иные формы устройства детей", рекомендуем организовывать работу по подготовке законодательных актов субъектов РФ об организации системы патронажного воспитания. При этом можно учесть опыт работы в этой области ряда регионов (Москва, Калининградская, Пермская, Новгородская области, Алтайский край), в которых аналогичные документы уже приняты.
Введение в регионах такой формы устройства детей, как патронажное воспитание, активизация работы по созданию приемных семей позволят значительно уменьшить число детей, направляемых в учреждения, дадут возможность поместить в семью любого ребенка и на любой срок, перепрофилировать детские дома (дома ребенка) в уполномоченные службы органов опеки и ввести в действие планирование попечения над ребенком. Система патронажного воспитания позволяет распределить обязанности по законному представительству интересов ребенка между уполномоченной службой (учреждением), кровными родителями (законными представителями ребенка) и патронажным воспитателем.
В целях осуществления эффективного учета детей, оставшихся без попечения родителей, и оказания содействия в устройстве их в семьи необходимо организовать работу в строгом соответствии с Федеральным законом от 16.04.2001 N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей".
Совместно с органами опеки и попечительства провести проверку соответствия количества детей, состоящих на учете в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, количеству детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в воспитательных, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях.
Для активизации деятельности по семейному устройству детей целесообразно доступную российским гражданам информацию о детях, подлежащих семейному устройству, размещать на специально создаваемых сайтах, в региональных СМИ (газеты, телевидение), в специализированных буклетах, бюллетенях и пр. Для проведения работы рекомендуем активно использовать бюджетные, внебюджетные и спонсорские средства.
Заместитель Министра
Е.Е.ЧЕПУРНЫХ

РАСПОРЯЖЕНИЕ Минимущества РФ от 29.03.2002 n 771-р <О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШЕЙ ЮРИДИЧЕСКУЮ СИЛУ ЛИЦЕНЗИИ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ>  »
Постановления и Указы »
Читайте также