ПРИКАЗ Госкомрыболовства РФ от 25.03.2002 n 141 О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ РУКОВОДСТВА ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЙ ПРАВИЛ 15 - 28 ГЛАВЫ v КОНВЕНЦИИ СОЛАС-74 К РЫБОЛОВНЫМ СУДАМ РОССИИ


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО РЫБОЛОВСТВУ
ПРИКАЗ
от 25 марта 2002 г. N 141
О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
РУКОВОДСТВА ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЙ ПРАВИЛ
15 - 28 ГЛАВЫ V КОНВЕНЦИИ СОЛАС-74
К РЫБОЛОВНЫМ СУДАМ РОССИИ
В 2000 году Международная морская организация (ИМО) приняла новую редакцию главы V "Безопасность мореплавания" Конвенции СОЛАС-74, которая вступит в силу с 1 июля 2002 года, предоставив администрациям стран право принятия решения по применению объема требований Правил 15 - 28 к рыболовным судам.
В целях выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Международной конвенции по охране человеческой жизни на море СОЛАС-74, и определения объема распространения новых требований этой главы на рыболовные суда по упомянутым Правилам приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 апреля 2002 года Руководство по применению положений Правил 15 - 28 новой главы V Конвенции СОЛАС-74 к рыболовным судам России (прилагается).
2. Внести Руководство в "Перечень нормативных и руководящих документов по безопасности мореплавания, ведения промысла и технической эксплуатации, обязательных для отходящих в рейс судов".
3. Управлению мореплавания (В.В. Соколову):
3.1. Довести до сведения судовладельцев настоящее Руководство.
3.2. Направить Руководство в Российский Морской Регистр Судоходства в качестве официальных требований Администрации Российской Федерации к рыболовным судам для проведения технического надзора за оснащением рыболовных судов.
4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя председателя комитета (Ю.И. Москальцова).
Председатель Комитета
Е.НАЗДРАТЕНКО



Утверждено
Приказом
Государственного комитета
Российской Федерации
по рыболовству
от 25 марта 2002 г. N 141
РУКОВОДСТВО
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЙ
ПРАВИЛ 15 - 28 НОВОЙ ГЛАВЫ V КОНВЕНЦИИ
СОЛАС-74 К РЫБОЛОВНЫМ СУДАМ РОССИИ
Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Применение
Настоящие требования распространяются на все новые, если не оговорено иное, рыболовные суда России, построенные 1 июля 2002 года и после этой даты, и определяют объем применения к ним положений Правил 15 - 28 новой главы V "Безопасность мореплавания" Конвенции СОЛАС-74.
Редакция национальных требований предусматривает освобождение рыболовных судов, в полном объеме, от выполнения Правил 19.2.1.8, 19.2.8.1, 19.2.9, 20 данной главы, а также частичное изменение требований Правил 17, 18, 19, 21, 22, 24 и 25, относящихся к процедурам, комплектации навигационным оборудованием в зависимости от валовой вместимости судна и конструкции мостика. При этом приняты следующие обозначения:
Правило 15 - правило применяется в полном объеме;
Правило 17* - изменена редакция правила;
Правило 20** - правило не применяется к рыболовным судам, текст правила не приводится.
1.2. Определения, пояснения и сокращения
В настоящих требованиях, если специально не предусмотрено иное, приняты следующие определения, пояснения и сокращения:
1.2.1. Администрация - федеральный орган исполнительной власти по рыболовству, осуществляющий государственное управление в области торгового мореплавания в пределах своей компетенции, определенной положениями Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.
1.2.2. Организация - Международная морская организация (ИМО).
1.2.3. Конвенция СОЛАС-74 - Международная конвенция по охране человеческой жизни на море, принятая ИМО на Международной конференции по охране человеческой жизни на море 1 ноября 1974 г., с Протоколами к ней 1978 и 1988 гг.
1.2.4. Построенное судно - означает стадию постройки, на которой:
1) заложен киль; или
2) начато строительство, которое можно отождествить с конкретным судном; или
3) начата сборка судна, причем масса использованного материала составляет по меньшей мере 50 тонн или 1% от расчетной массы всего конструктивного материала, в зависимости от того, что меньше.
1.2.5. Морская навигационная карта и морское навигационное пособие - означает специальную карту и пособие, или специально составленную базу данных, из которых такая карта или пособие могут быть получены, изданные официально Правительством РФ или по его поручению уполномоченной гидрографической службой или другим соответствующим правительственным учреждением и предназначенные отвечать требованиям морского судовождения.
1.2.6. Все суда - означает любое судно или плавсредство, независимо от типа и назначения.
1.2.7. Рыболовное судно - означает любое судно, используемое для промысла (добычи) или промысла и обработки изъятых им водных биологических ресурсов (рыбы, тюленей, моржей или других живых ресурсов моря).
1.2.8. Средство коррекции истинных пеленгов и курса в любое время суток - означает девиационные таблицы или кривую остаточной девиации.
1.2.9. Электронная картографическая навигационная информационная система (ЭКНИС) - устройство, которое при наличии средства дублирования может признаться эквивалентом бумажной карты и использоваться в качестве средства, заменяющего применение откорректированной бумажной морской навигационной карты.
1.2.10. Средство дублирования - средство, обеспечивающее наличие на судне морской навигационной карты и морских пособий, требуемых подпунктом 1.2.3, если эта функция частично или полностью выполняется электронными средствами. В качестве средства дублирования может использоваться соответствующий комплект бумажных морских навигационных карт и пособий или второй комплект ЭКНИС.
1.2.11. Приемник спутниковой навигационной или наземной радионавигационной системы (приемоиндикатор СНС или РНС) - устройство, обеспечивающее автоматический прием и преобразование сигналов, излучаемых космическими аппаратами спутниковых навигационных систем или наземными станциями радионавигационных систем, в географические координаты судна, а также автоматическое аналитическое счисление и решение других навигационных задач.
1.2.12. Лампа дневной сигнализации - сигнальное средство, обеспечивающее подачу световых сигналов днем и ночью с использованием источника электропитания, который не должен иметь исключительной зависимости от судового источника электроэнергии.
1.2.13. Эхолот - устройство, обеспечивающее измерение глубины под килем судна.
1.2.14. Лаг - устройство, обеспечивающее измерение скорости судна и пройденного им расстояния относительно воды или грунта.
1.2.15. Радиолокационная станция в полосе частот 9 ГГц - средство определения и отображения местоположения, дистанции и пеленга радиолокационных ответчиков для поиска и спасания, а также других плавсредств, препятствий, буев, береговой черты и навигационных знаков для оказания помощи в судовождении и предупреждения столкновения.
1.2.16. Радиолокационная станция в полосе частот 3 ГГц - средство определения и отображения местоположения, дистанции и пеленга плавсредств, препятствий, буев, береговой черты и навигационных знаков для оказания помощи в судовождении и предупреждения столкновения.
1.2.17. Средство электронной прокладки (СЭП) - средство, обеспечивающее прокладку электронным способом расстояния и пеленга целей для оценки опасности столкновения.
1.2.18. Средство автоматического сопровождения (САС) - средство, обеспечивающее автоматический учет изменений положения цели и параметров ее движения.
1.2.19. Средство автоматической радиолокационной прокладки (САРП) - средство, обеспечивающее полный процесс обнаружения цели, ее автоматическое сопровождение, вычисление параметров ее движения, соединенное с устройством измерения скорости и пройденного расстояния относительно воды для определения опасности столкновения и имитации маневра по расхождению.
1.2.20. Устройство передачи курса - надлежащим образом отрегулированное устройство трансляции курса для ввода в оборудование, упомянутое в пунктах 1.2.15 и 1.2.17.
1.2.21. Автоматическая идентификационная система (АИС) - аппаратура, обеспечивающая автоматическую идентификацию судов и передачу информации, связанной с безопасностью мореплавания и управлением движением судов.
1.2.22. Гирокомпас - средство, обеспечивающее определение и отображение курса немагнитными средствами, а также передачу упомянутой информации о курсе для ввода в оборудование, оговоренное в п. п. 1.2.15, 1.2.16, 1.2.17, 1.2.18, 1.2.19 и 1.2.21.
1.2.23. Репитер гирокомпаса - средство, обеспечивающее взятие пеленгов при использовании гирокомпаса и визуальное представление информации о курсе на аварийном посту управления рулем, если таковой имеется.
1.2.24. Индикаторы руля, гребного винта, упора, шага винта и индикаторы режима работы - средства, обеспечивающие определение и отображение угла кладки руля, оборотов винта, усилия и направления упора гребного винта и, если применяется подруливающее устройство, усилия и направления упора подруливающего устройства, шага и режима работы; все показания перечисленных приборов должны быть видны с места, откуда обычно управляется судно.
1.2.25. Система управления курсом - комплекс приборов, обеспечивающий автоматическое управление и удержание судна на заданном курсе с минимальной нагрузкой на рулевой привод по величине и количеству перекладок руля.
1.2.26. Прибрежное плавание - плавание у берегов стороны, как оно определено этой стороной.
Раздел 2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ МОРЕПЛАВАНИЯ
Правило 15
Принципы, связанные с конструкцией мостика, его оснащением, конструкцией навигационных систем и оборудования и организацией вахты
Все решения, принимаемые в целях применения положений Правил 19, 22, 24, 25, 27 и 28 данной главы и затрагивающие организацию вахты на ходовом мостике, конструкцию мостика и его оснащение навигационными системами и оборудованием, должны быть направлены на то, чтобы:
1. Облегчать решение задач, касающихся полной оценки ситуации и безопасного судовождения при любых условиях эксплуатации, поставленных перед персоналом вахты и лоцманом.
2. Способствовать эффективному и безопасному управлению имеющимися на мостике оборудованием, средствами и персоналом вахты.
3. Обеспечить возможности вахте на мостике и лоцману иметь удобный и непрерывный доступ к важнейшей информации, предоставляемой ясно и недвусмысленно, с использованием стандартных символов и условных обозначений для органов управления и отображения информации.
4. Индицировать рабочее состояние автоматизированных функций и интегрированных компонентов, систем и/или подсистем.
5. Способствовать быстрой, непрерывной и эффективной обработке информации и принятию решений вахтой на мостике и лоцманом.
6. Предотвращать или сводить к минимуму чрезмерную или не необходимую работу, или условия, или раздражители, которые могут быть причиной усталости или снижения бдительности вахты и лоцмана.
7. Сводить к минимуму риск ошибки человека и, с помощью систем мониторинга и аварийно - предупредительной сигнализации, своевременно обнаруживать ошибку, если она была допущена, чтобы вахта на мостике и лоцман приняли соответствующие меры.
Правило 16
Техническое обслуживание и ремонт оборудования
1. Администрация должна быть удовлетворена мероприятиями, проведенными для обеспечения того, чтобы оборудование, требуемое данной главой, проходило техническое обслуживание и ремонт.
2. За исключением случаев, предусмотренных Правилами 1/7 (b) (ii), 1/8 и 1/9, хотя и должны быть приняты все разумные меры к поддержанию требуемого данной главой оборудования в эффективном рабочем состоянии, неисправность этого оборудования не должна рассматриваться как основание считать судно немореходным или как основание задерживать его выход из портов, в которых отсутствуют возможности для быстрого осуществления ремонта, при условии, что капитаном судна приняты надлежащие меры, а при планировании и выполнении безопасного рейса в порт, где может быть произведен ремонт, он учитывает неработающее оборудование или отсутствие той или иной информации.
Правило 17*
Электромагнитная совместимость
1. Органы технического надзора за судами должны обеспечить, чтобы все электрическое и электронное оборудование, установленное на мостике или вблизи мостика на судах, построенных 1 июля 2002 г. и после этой даты, было проверено на электромагнитную совместимость, принимая во внимание рекомендации, выработанные Организацией.
2. Электрическое и электронное оборудование должно быть установлено так, чтобы электромагнитные помехи не влияли на надлежащую работу навигационных систем и оборудования.
3. Переносное электрическое и электронное оборудование не должно использоваться на мостике, если оно может отрицательно повлиять на надлежащую работу навигационных систем и оборудования.
Правило 18*
Одобрение, освидетельствования и эксплуатационные требования к навигационным системам и оборудованию
1. Системы и оборудование, необходимые для соблюдения Правила 19, должны быть одобренного Администрацией типа.
При этом процедура одобрения типа навигационного оборудования осуществляется Российским Морским Регистром Судоходства, действующим на основании поручения Госкомрыболовства России и с участием его экспертов.
2. Системы и оборудование, включая связанные с ними средства дублирования, где это применимо, необходимые для выполнения функциональных требований Правила 19, установленные 1 июля 2002 г. и после этой даты, должны отвечать эксплуатационным требованиям не ниже принятых Организацией.
3. Если системы и оборудование заменяются или устанавливаются в дополнение к существующим, на судах, построенных до 1 июля 2002 г., такие системы и оборудование должны, насколько это является обоснованным и практически возможным, отвечать требованиям пункта 2.
4. Системы и оборудование, установленные до принятия Организацией соответствующих эксплуатационных требований, должны быть освобождены, по усмотрению Администрации, от полного выполнения этих требований, принимая во внимание рекомендованные критерии, принятые Организацией. Однако, чтобы электронная картографическая навигационная информационная система (ЭКНИС) могла быть принята в качестве средства, обеспечивающего выполнение требования Правила 19.2.1.4 о наличии на судне карт, она должна отвечать соответствующим требованиям, не ниже принятых Организацией и действующих на дату установки системы, или для систем, установленных до 1 января 1999 г., не ниже эксплуатационных требований, принятых Организацией 23 ноября 1995 г.
5. Производители навигационного оборудования и систем, устанавливаемых на рыболовные суда Российской Федерации, должны иметь систему контроля качества в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001, прошедшую аудиторскую проверку Госстандарта

ПРИКАЗ Госкомрыболовства РФ от 25.03.2002 n 139 О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ В ПРИКАЗ ГОСКОМРЫБОЛОВСТВА РОССИИ ОТ 29.01.2002 n 51  »
Постановления и Указы »
Читайте также