ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ТРЕБОВАНИЙ К СПЕЦИАЛИСТАМ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ МЕНЕДЖЕР КУРОРТНОГО, ГОСТИНИЧНОГО ДЕЛА И ТУРИЗМА (утв. Минобразованием РФ 15.03.2002)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Ю.В.ШЛЕНОВ
15 марта 2002 года
Согласовано
Статс-секретарь - Первый
заместитель Председателя
Госкомспорта России
В.В.НЕЛЮБИН
13 марта 2002 года
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ТРЕБОВАНИЙ
К СПЕЦИАЛИСТАМ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
"МЕНЕДЖЕР КУРОРТНОГО, ГОСТИНИЧНОГО ДЕЛА И ТУРИЗМА"
1. Общая характеристика дополнительной
профессиональной образовательной программы для получения
дополнительной квалификации "Менеджер курортного,
гостиничного дела и туризма"
1.1. Дополнительная профессиональная образовательная программа для получения дополнительной квалификации "Менеджер курортного, гостиничного дела и туризма" реализуется в соответствии с настоящими Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для присвоения указанной дополнительной квалификации (Государственные требования).
1.2. Дополнительная квалификация "Менеджер курортного, гостиничного дела и туризма" присуждается лицам, имеющим высшее образование по направлениям и специальностям из нижеперечисленных:
230500 - социально-культурный сервис и туризм;
061100 - менеджер организаций;
060700 - государственное муниципальное управление;
231100 - юриспруденция;
510000 - естественные науки и математика;
520000 - гуманитарно-социальные науки;
550000 - технические науки;
040000 - лечебное дело и другие медицинские науки.
1.3. Целью данной дополнительной профессиональной образовательной программы является подготовка менеджеров к следующим видам деятельности:
- внедрению социального и отраслевого сервиса в санаторно-курортную сферу, туризм, гостиничное и ресторанное хозяйство;
- организации управленческого маркетинга, рекламы и логистики в туристско-курортном бизнесе;
- научным исследованиям по внедрению новых подходов к управлению персоналом курортных комплексов в условиях свободной конкуренции;
- образовательной по подготовке и переподготовке кадров для курортно-туристской отрасли.
1.4. Сферами профессиональной деятельности специалистов являются предприятия и организации санаторно-курортной, гостиничной и туристской отраслей, ресторанного бизнеса, функционирующие в условиях государственного и рыночного секторов отечественной экономики.
1.5. Нормативная трудоемкость образовательно-профессиональной программы - 1340 часов.
2. Требования к уровню подготовки,
необходимому для освоения дополнительной профессиональной
образовательной программы для получения дополнительной
квалификации "Менеджер курортного, гостиничного
дела и туризма"
2.1. Лица, желающие освоить дополнительную образовательную программу для получения дополнительной квалификации "Менеджер курортного, гостиничного дела и туризма", должны иметь высшее профессиональное образование по направлениям и специальностям, указанным в п. 1.2, подтвержденное документом государственного образца. Для всех лиц, желающих получить дополнительную квалификацию, проводятся собеседования с целью определения творческих способностей и коммуникабельности, необходимых для руководящих кадров, а также опыт работы не менее года по управлению коллективом или подразделением санаторно-курортного или туристско-гостиничного комплексов.
2.2. В случае, когда количество лиц, желающих получить дополнительную квалификацию, превышает количество мест, обеспечиваемых образовательным учреждением и необходимыми условиями для реализации программы, возможно объявление конкурсного отбора. Условия конкурсного отбора определяются образовательным учреждением в соответствии с решением ученого совета при учете подготовки слушателя по основной образовательной программе профессионального образования из числа, указанного в п. 1.2.
3. Требования к дополнительной профессиональной
образовательной программе для получения дополнительной
квалификации "Менеджер курортного, гостиничного
дела и туризма"
3.1. Дополнительная профессиональная образовательная программа для получения дополнительной квалификации "Менеджер курортного, гостиничного дела и туризма" включает настоящие Государственные требования, примерный учебный план, примерные программы по учебным дисциплинам.
3.2. Дополнительная профессиональная образовательная программа для получения дополнительной квалификации "Менеджер курортного, гостиничного дела и туризма" предусматривает следующие компоненты:
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
цикл ДС - дисциплины специализации;
ПП - практика и/или стажировка;
ИА - итоговая государственная аттестация.
4. Обязательный минимум содержания
образовательной программы для получения дополнительной
квалификации "Менеджер курортного, гостиничного
дела и туризма"
---------T-----------------------------------------------T-------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего ¦
¦ ¦ ¦часов ¦
¦ ¦ ¦трудо- ¦
¦ ¦ ¦емкости¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.00 ¦ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ ¦260 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.01 ¦Основы менеджмента ¦30 ¦
¦ ¦Понятие, сущность менеджмента, его функции в ¦ ¦
¦ ¦условиях совершенного и несовершенного рынка. ¦ ¦
¦ ¦Особенности менеджмента в России и использова- ¦ ¦
¦ ¦ние зарубежного опыта. Специфика менеджмента ¦ ¦
¦ ¦в различных секторах экономики и социальной ¦ ¦
¦ ¦сфере. Качество менеджмента, этика делового ¦ ¦
¦ ¦общения, психология менеджмента, инновационные ¦ ¦
¦ ¦программы менеджмента как основа реформирования¦ ¦
¦ ¦кадровой политики ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.02 ¦Иностранный язык ¦50 ¦
¦ ¦Области использования в курортном, гостиничном ¦ ¦
¦ ¦деле, туризме, ресторанном сервисе. Специфика ¦ ¦
¦ ¦артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ¦ ¦
¦ ¦ритма нейтральной речи в изучаемом языке; ос- ¦ ¦
¦ ¦новные особенности полного стиля произношения, ¦ ¦
¦ ¦характерные для сферы профессиональной коммуни-¦ ¦
¦ ¦кации; чтение транскрипции. Лексический минимум¦ ¦
¦ ¦в объеме 4000 учебных лексических единиц общего¦ ¦
¦ ¦и терминологического характера. Понятие ¦ ¦
¦ ¦дифференциации лексики по сферам применения ¦ ¦
¦ ¦(бытовая, терминологическая, общенаучная, ¦ ¦
¦ ¦официальная и другая). ¦ ¦
¦ ¦Понятие о свободных и устойчивых словосочета- ¦ ¦
¦ ¦ниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об основных способах словообразования. ¦ ¦
¦ ¦Грамматические навыки, обеспечивающие коммуни- ¦ ¦
¦ ¦кацию общего характера без искажения смысла при¦ ¦
¦ ¦письменном и устном общении; основные грам- ¦ ¦
¦ ¦матические явления, характерные для профес- ¦ ¦
¦ ¦сиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного ¦ ¦
¦ ¦стиля. ¦ ¦
¦ ¦Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦Говорение. Диалогическая и монологическая речь ¦ ¦
¦ ¦с использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦Аудирование. Понимание диалогической и моноло- ¦ ¦
¦ ¦гической речи в сфере бытовой и профессиональ- ¦ ¦
¦ ¦ной коммуникации. Чтение. ¦ ¦
¦ ¦Виды текстов: несложные прагматические тексты ¦ ¦
¦ ¦и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. ¦ ¦
¦ ¦Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.03 ¦Культурология и межкультурные коммуникации ¦30 ¦
¦ ¦Структура и состав современного культурологи- ¦ ¦
¦ ¦ческого знания. Культурология и философия ¦ ¦
¦ ¦культуры, социология культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦антропология. Культурология и история культуры.¦ ¦
¦ ¦Теоретическая и прикладная культурология. Ме- ¦ ¦
¦ ¦тоды культурологических исследований. Основные ¦ ¦
¦ ¦понятия культурологии: культура, цивилизация, ¦ ¦
¦ ¦морфология культуры, функции культуры, субъект ¦ ¦
¦ ¦культуры, культурогенез, динамика культуры, ¦ ¦
¦ ¦язык и символы культуры, культурные коды, ¦ ¦
¦ ¦межкультурные коммуникации, культурные ценности¦ ¦
¦ ¦и нормы, культурные традиции, культурная карти-¦ ¦
¦ ¦на мира, социальные институты культуры, куль- ¦ ¦
¦ ¦турная самоидентичность, культурная модерниза- ¦ ¦
¦ ¦ция. Типология культур. Этническая и националь-¦ ¦
¦ ¦ная, элитарная и массовая культуры. Восточные и¦ ¦
¦ ¦западные типы культур. Специфические и "сере- ¦ ¦
¦ ¦динные" культуры. Локальные культуры. Место и ¦ ¦
¦ ¦роль России в мировой культуре. Тенденции куль-¦ ¦
¦ ¦турной универсализации в мировом современном ¦ ¦
¦ ¦процессе. Культура и природа. Культура и ¦ ¦
¦ ¦общество. Культура и глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Культура и личность. ¦ ¦
¦ ¦Инкультурация и социализация ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.04 ¦Правоведение ¦40 ¦
¦ ¦Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. ¦ ¦
¦ ¦Основные правовые системы современности. ¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦Источники российского права. Закон и подзакон- ¦ ¦
¦ ¦ные акты. Система российского права. Отрасли ¦ ¦
¦ ¦права. Правонарушение и юридическая ответствен-¦ ¦
¦ ¦ность. Значение законности и правопорядка в ¦ ¦
¦ ¦современном обществе. Правовое государство. ¦ ¦
¦ ¦Конституция Российской Федерации - основной ¦ ¦
¦ ¦закон государства. Особенности федеративного ¦ ¦
¦ ¦устройства России. Система органов государст- ¦ ¦
¦ ¦венной власти в Российской Федерации. Понятие ¦ ¦
¦ ¦гражданского правоотношения. Физические и ¦ ¦
¦ ¦юридические лица. Право собственности. Обяза- ¦ ¦
¦ ¦тельства в гражданском праве и ответственность ¦ ¦
¦ ¦за их нарушение. Наследственное право. Брачно- ¦ ¦
¦ ¦семейные отношения. Взаимные права и обязаннос-¦ ¦
¦ ¦ти супругов, родителей и детей. Ответственность¦ ¦
¦ ¦по семейному праву. Трудовой договор (конт- ¦ ¦
¦ ¦ракт). Трудовая дисциплина и ответственность за¦ ¦
¦ ¦ее нарушение. Административные правонарушения и¦ ¦
¦ ¦административная ответственность. Понятие ¦ ¦
¦ ¦преступления. Уголовная ответственность за ¦ ¦
¦ ¦совершение преступлений. Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦Особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. Правовые основы ¦ ¦
¦ ¦защиты государственной тайны. Законодательные ¦ ¦
¦ ¦и нормативно-правовые акты в области защиты ¦ ¦
¦ ¦информации и государственной тайны ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.05 ¦Социальная психология ¦30 ¦
¦ ¦Психология: предмет, объект и методы психоло- ¦ ¦
¦ ¦гии. Место психологии в системе наук. История ¦ ¦
¦ ¦развития психологического знания и основные ¦ ¦
¦ ¦направления в психологии. Индивид, личность, ¦ ¦
¦ ¦субъект, индивидуальность. Психика и организм. ¦ ¦
¦ ¦Психика, поведение и деятельность. Основные ¦ ¦
¦ ¦функции психики. Развитие психики в процессе ¦ ¦
¦ ¦онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Струк-¦ ¦
¦ ¦тура психики. Соотношение сознания и бессоз- ¦ ¦

ПРИКАЗ Минобразования РФ от 15.03.2002 n 873 О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ И АТТЕСТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ  »
Постановления и Указы »
Читайте также