ПРИКАЗ ГТК РФ от 15.03.2002 n 249 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАСТАВЛЕНИЯ ПО БОРЬБЕ ЗА ЖИВУЧЕСТЬ МОРСКИХ (РЕЧНЫХ) ТАМОЖЕННЫХ СУДОВ (вместе с НАСТАВЛЕНИЕМ... НБЖ-ТС-2002)


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 15 марта 2002 г. N 249
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАСТАВЛЕНИЯ ПО БОРЬБЕ ЗА ЖИВУЧЕСТЬ
МОРСКИХ (РЕЧНЫХ) ТАМОЖЕННЫХ СУДОВ
Для организации проведения предупредительных мероприятий и подготовки экипажей по борьбе за живучесть в целях обеспечения постоянной технической готовности морских (речных) таможенных судов приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 мая 2002 года Наставление по борьбе за живучесть морских (речных) таможенных судов Российской Федерации - НБЖ-ТС-2002 (Приложение).
2. Начальникам морских и речных структурных подразделений таможенных органов, командирам и экипажам таможенных судов руководствоваться в своей деятельности указанным Наставлением.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа осуществлять заместителю председателя ГТК России И.А. Межакову.
Председатель Комитета,
генерал - полковник
таможенной службы
М.В.ВАНИН



Приложение
к Приказу ГТК России
от 15 марта 2002 г. N 249
Введено в действие
с 1 мая 2002 года
НАСТАВЛЕНИЕ
ПО БОРЬБЕ ЗА ЖИВУЧЕСТЬ МОРСКИХ (РЕЧНЫХ)
ТАМОЖЕННЫХ СУДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НБЖ-ТС-2002
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Наставление по борьбе за живучесть морских (речных) таможенных судов Российской Федерации (далее - Наставление) является основным документом, определяющим организационно - технические мероприятия и порядок проведения предупредительных мероприятий на таможенных судах Российской Федерации (далее - суда), подготовку и действия их экипажей по борьбе за живучесть.
1.2. В Наставлении развиты положения Устава службы на морских (речных) таможенных судах и курса боевой подготовки экипажей морских (речных) таможенных судов по обеспечению живучести судна, учтены ранее утвержденные нормативно - правовые акты ГТК России, касающиеся содержания и эксплуатации судов, соблюдения на них техники безопасности.
1.3. Требования Наставления обязательны для экипажей судов, сотрудников морских структурных подразделений таможенных органов Российской Федерации.
1.4. Борьба за живучесть судна является обязанностью всех членов экипажа, регламентированной Уставом службы на морских (речных) таможенных судах и курсом боевой подготовки экипажей морских (речных) таможенных судов.
1.5. Отработка организации борьбы за живучесть судна является составной частью повседневной службы, которая направлена на наиболее рациональное распределение членов экипажа для эффективного использования стационарных технических средств и аварийно - спасательного имущества при авариях, возникновении взрывов и пожаров.
1.6. В случае необходимости по команде командира судна к борьбе за живучесть могут привлекаться также лица, не входящие в состав штатного экипажа, но временно находящиеся на судне (члены досмотровой группы, СОБРа и др.).
1.7. Для герметизации судна, борьбы с водой, пожарами, дымом, для ликвидации повреждения технических средств и судовых постов, спасения людей на судне создаются аварийные группы.
Количество и численность аварийных групп определяются в зависимости от проекта судна, его конструктивных особенностей, технической оснащенности и численности экипажа.
1.8. На аварийные группы возлагаются следующие задачи: герметизация судна, эвакуация раненых, заделка пробоин в корпусе, удаление воды из затопленных помещений и воды, скопившейся при тушении пожаров и от фильтрации, борьба с пожарами и дымом, взаимодействие с береговыми пожарными командами, аварийно - спасательными подразделениями, экипажами других судов.
2. ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
2.1. Живучесть судна - его способность противостоять последствиям аварийных повреждений, возникновению и распространению пожаров, воздействию взрывов, сохраняя и восстанавливая при этом в достаточной мере мореходные качества и обеспечивая безопасность находящихся на борту людей, сохранность судового имущества.
Живучесть судна обеспечивается непотопляемостью, взрыво- и пожаробезопасностью, живучестью технических средств, подготовленностью экипажа к борьбе за живучесть судна, комплексом предупредительных мероприятий по обеспечению живучести судна.
2.2. Непотопляемость судна - его способность выдерживать аварийные повреждения, приводящие к затоплению одного или нескольких отсеков, сохраняя при этом достаточный запас плавучести и остойчивости.
2.3. Взрыво- и пожаробезопасность судна - его способность противостоять возникновению и распространению взрывов и пожаров и их воздействию на судно.
2.4. Живучесть технических средств означает их способность сохранять и восстанавливать свои свойства при аварийных повреждениях и обеспечивать постоянную готовность к действию.
2.5. Под борьбой за живучесть судна понимаются своевременные энергичные, инициативные и квалифицированные действия его экипажа по обеспечению водонепроницаемости корпуса, предупреждению возникновения и распространения взрывов и пожаров, по борьбе с водой, пожарами, дымом и по поддержанию в постоянной готовности к действию судовых постов и технических средств.
2.6. Под водогазонепроницаемыми закрытиями понимаются крышки люков и горловин, двери и другие закрытия, установленные на корпусных конструкциях, исключающие возможность затопления того или иного отсека или судового помещения забортной водой или распространения ее по судну, а также обеспечивающие газонепроницаемость помещения.
2.7. К аварийно - спасательному имуществу относятся: аварийный инвентарь и материалы, переносные водоотливные и противопожарные средства, спасательные средства коллективного и индивидуального пользования.
3. ОПОВЕЩЕНИЕ ПО ТРЕВОГАМ
3.1. Установлены следующие виды тревог:
"Аварийная" (25 - 30 коротких звуков, передается звонком один раз);
"Человек за бортом" (один короткий и один продолжительный звук, передается звонком 3 - 4 раза).
3.2. Тревога "Аварийная" объявляется в случаях:
необходимости заблаговременно подготовить судно к предотвращению какой-либо предполагаемой опасности;
поступления внутрь судна забортной воды;
возникновения на судне взрыва, пожара или обнаружения первых признаков пожара - дыма и запаха гари;
других аварийных ситуаций.
3.3. Тревогу "Человек за бортом" объявляют при падении человека за борт или обнаружении его в воде.
3.4. Сигналы тревог дублируют голосом по судовой трансляции с указанием вида тревоги. В случае пробоины или пожара по возможности указывают их место. При отсутствии трансляции вид тревоги, место пробоины или пожара объявляют любыми средствами.
При выходе из строя колоколов громкого боя сигналы тревог подают сиреной или тифоном.
Отбой тревог объявляют голосом по трансляции.
Связь между главным командным пунктом судна (далее - ГКП) и командиром аварийных групп должна осуществляться с помощью портативных УКВ-радиостанций, телефона, судовой трансляции, связных.
3.5. При объявлении учебных тревог вид тревоги должен предваряться словом "учебная".
4. ОБЯЗАННОСТИ ЭКИПАЖА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ЖИВУЧЕСТИ СУДНА
4.1. Командир судна отвечает за:
соблюдение на судне Устава службы на морских (речных) таможенных судах и курса боевой подготовки экипажей таможенных судов в части, касающейся обеспечения живучести и безопасности судна, настоящего Наставления, приказов и распоряжений руководства ГТК России, регионального таможенного управления, таможни;
выполнение требований Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года (далее - Конвенция СОЛАС-74);
организацию и контроль подготовки экипажа к борьбе за живучесть судна и действия по всем видам тревог.
4.2. Командир судна обязан:
знать в совершенстве устройство и конструктивные особенности судна, теоретические основы борьбы за живучесть судна, информацию о его посадке и остойчивости (в т.ч. аварийных);
уметь практически руководить борьбой за живучесть судна;
контролировать выполнение на судне предупредительных мероприятий по обеспечению живучести судна, подготовку экипажа к борьбе за живучесть судна и действия по тревогам;
руководить через помощника (на больших и средних таможенных судах) борьбой за живучесть судна;
осуществлять общее руководство экипажем при спасательной операции по тревоге "Человек за бортом".
4.3. Помощник командира отвечает за подготовку экипажа к борьбе за живучесть судна и действия по всем видам тревог.
4.4. Помощник командира обязан:
знать в совершенстве устройство и конструктивные особенности судна, теоретические основы борьбы за живучесть судна, информацию о его посадке и остойчивости (в т.ч. аварийных);
уметь практически руководить борьбой за живучесть судна;
составлять планы общесудовых учений по борьбе за живучесть судна;
комплектовать судно аварийно - спасательным имуществом, организовать контроль за его хранением, уходом за ним и постоянной готовностью к немедленному использованию;
контролировать укомплектованность спасательных средств согласно существующим нормам;
контролировать выполнение предупредительных мероприятий по обеспечению живучести судна;
укомплектовать ГКП необходимыми документами по борьбе за живучесть;
осуществлять постоянный контроль за поддержанием в надлежащем состоянии отличительной окраски аварийно - спасательного имущества, маркировки водогазонепроницаемых закрытий, знаков безопасности и предупредительных надписей;
лично проводить инструктаж вновь поступающих на судно членов экипажа по соблюдению предупредительных мероприятий по обеспечению живучести судна, об обязанностях и действиях по тревогам;
вести наблюдение за водонепроницаемостью корпуса судна и принимать меры к ее обеспечению; по "Аварийной" тревоге находиться на ГКП, принимать доклады, непосредственно руководить борьбой за живучесть;
оценивать размеры и характер аварий, взрывов, пожаров и повреждений технических средств, используя документацию по борьбе за живучесть, и докладывать обстановку и план действий командиру судна;
лично руководить по тревоге "Человек за бортом" спасательной операцией, осуществлять общее руководство спуском (сбрасыванием) на воду спасательных средств коллективного пользования и посадкой в них людей.
4.5. Начальник электромеханической службы (далее - ЭМС) отвечает за:
подготовку аварийной группы к борьбе за живучесть и руководство ее действиями;
противопожарный режим на судне;
готовность к действию судовых средств пожаротушения и водоотлива.
4.6. Начальник ЭМС обязан:
лично руководить подготовкой членов аварийной группы к борьбе за живучесть судна и действиям по всем видам тревог;
контролировать выполнение на судне предупредительных мероприятий по обеспечению живучести;
обеспечить поддержание в надлежащем состоянии знаков безопасности, предупредительных надписей, маркировки водогазонепроницаемых закрытий, отличительной окраски аварийно - спасательного имущества, маркировки трубопроводов, судовых систем и баллонов высокого давления по всему судну;
периодически проверять укомплектованность аварийно - спасательного имущества, исправность и готовность к действию судовых средств пожаротушения и водоотлива;
участвовать в составлении судового расписания по тревогам;
составлять совместно с помощником командира планы общесудовых учений по борьбе за живучесть судна;
находиться по "Аварийной" тревоге на посту управления механической установкой, осуществлять общее руководство ходовой вахтой и аварийной группой;
оценивать размеры и характер аварий, взрывов, пожаров и повреждений технических средств и докладывать на ГКП обстановку и свои соображения по плану действий, определять в соответствии с указаниями ГКП задачи аварийной группы, контролировать выполнение указаний ГКП;
обеспечить при необходимости выход из помещений всех людей к спасательным средствам.
4.7. Маркировка водогазонепроницаемых закрытий, знаки безопасности, предупредительные надписи, отличительная окраска аварийно - спасательного имущества, маркировка трубопроводов, судовых систем и баллонов высокого давления приведены в Приложениях 1, 2 и 3.
4.8. Начальник службы связи по тревогам находится в радиорубке и действует по указанию командира судна, отвечает за обеспечение спасательных средств переносными радиостанциями и аварийной группы - портативными УКВ-радиостанциями, проверяет готовность аварийного радиопередатчика.
4.9. Старший боцман (боцман) несет ответственность за техническое обслуживание корпуса, судовых устройств и спасательных средств.
Старший боцман (боцман) обязан:
обеспечивать готовность к действию аварийно - спасательного имущества судна;
отвечать за выполнение предупредительных мероприятий по обеспечению живучести судна в кладовых, провизионных и т.п. помещениях;
контролировать соблюдение противопожарного режима на открытых частях верхней палубы судна и в местах расположения спасательных средств;
обеспечивать поддержание в надлежащем состоянии отличительной окраски аварийно - спасательного имущества, маркировки водогазонепроницаемых закрытий, знаков безопасности и предупредительных надписей.
4.10. Обязанности остальных членов экипажа судна устанавливаются расписанием по тревогам.
4.11. Каждый член экипажа обязан:
строго соблюдать противопожарный режим и правила по обеспечению водонепроницаемости во всех судовых помещениях;
знать в совершенстве свои обязанности по обеспечению живучести судна, сигналы тревог и действия по ним;
немедленно доложить любыми средствами на ГКП обо всех случаях обнаружения повреждения корпуса, пожара или его признаков (дым, запах гари), повреждений технических средств или другой опасности;
одеться по сезону и, имея при себе спасательный жилет (нагрудник), немедленно выйти к установленным (или по указанию ГКП) местам сбора и действовать согласно расписанию при объявлении тревог.
5. РАСПИСАНИЕ ПО ТРЕВОГАМ
5.1. Расписание по тревогам определяет специальные обязанности всех членов экипажа судна и место их сбора по тревогам.
В зависимости от конструктивных особенностей судна и штатной численности экипажа допускаются уточнения и дополнения расписания по тревогам.
Расписание по тревогам составляют до начала навигации. Экземпляры расписания вывешивают в помещениях экипажа, а его копия должна храниться на ГКП в папке документов по борьбе за живучесть судна.
Расписание по тревогам должно постоянно совершенствоваться и корректироваться в части уточнения обязанностей отдельных членов экипажа по тревогам.
В расписании по тревогам должны быть указаны:
состав ходовых вахт;
основные обязанности и действия

РАСПОРЯЖЕНИЕ Минтранса РФ от 15.03.2002 n ВР-25-р О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМ СИЛУ РАСПОРЯЖЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 14 АВГУСТА 1998 Г. n МФ-34/808 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПРАВИЛ РАЗРАБОТКИ И ОБРАЩЕНИЯ ИНСТРУКЦИЙ, ПРАВИЛ, ПОЛОЖЕНИЙ И РЕКОМЕНДАЦИЙ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА (РД 31.2.03-98)  »
Постановления и Указы »
Читайте также