ДОКЛАД Уполномоченного по правам человека в РФ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2001 ГОДУ


ДОКЛАД
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2001 ГОДУ
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляется доклад о деятельности Уполномоченного в 2001 году.
Доклад содержит информацию о состоянии и проблемах прав человека в Российской Федерации, о мерах, которые были приняты Уполномоченным и сотрудниками его рабочего аппарата по восстановлению нарушенных прав граждан, по совершенствованию законодательства Российской Федерации в этой сфере и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права. Уделено внимание развитию образования, просвещения и сотрудничества в области прав человека, форм и методов их защиты.
Оценки, предложения и рекомендации Уполномоченного основываются на обобщенном анализе поступивших жалоб и обращений граждан, сведений, полученных в результате посещений Уполномоченным и сотрудниками рабочего аппарата детских домов, воинских частей, лагерей беженцев и вынужденных переселенцев, учреждений здравоохранения, социальной защиты населения, принудительного содержания лиц и других организаций.
При подготовке доклада использованы документы, предоставленные уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации, официальные данные государственных органов, аналитические материалы неправительственных правозащитных организаций, научных и других учреждений, сообщения средств массовой информации, информационные ресурсы сети Интернет.
В 2001 году граждане стали активнее обращаться за помощью к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, что, в частности, свидетельствует о возросшей информированности населения о деятельности этого конституционного института внесудебной защиты прав человека, о совершенствовании форм и методов его работы.
В течение 2001 года Уполномоченному поступило свыше 30 тыс. жалоб и обращений граждан о нарушениях их прав и свобод в результате решений или действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих.
Более 3,5 тыс. россиян обратились в приемную заявлений аппарата Уполномоченного в г. Москве, расположенную по адресу ул. Мясницкая, дом 47.
В Республиках Калмыкия, Коми и Марий Эл, Архангельской, Брянской, Волгоградской, Нижегородской, Свердловской и Тульской областях работали выездные приемные Уполномоченного. Во время выездов в субъекты Российской Федерации были проведены встречи с более чем 5300 гражданами - от них принято более 2350 заявлений, большинство из которых разрешены на месте.
Тематика дел, принятых Уполномоченным к производству в 2001 году, по сравнению с прошлым годом существенно не изменилась. Как и прежде, наибольшее число жалоб (50,1 процента) связано с уголовной проблематикой. В 23,3 процента обращений ставятся вопросы обеспечения гражданских прав и соблюдения жилищного законодательства. 7,6 процента обращений связаны с трудовыми отношениями, 6 процентов - с проблемами пенсионного обеспечения и социальной защиты, 3,7 процента касаются нарушений в области конституционных процедур и административного права. Обращения, в которых содержится информация о нарушениях прав военнослужащих, а также членов их семей, составляют 5,5 процента, беженцев и вынужденных переселенцев - 1,7 процента. 1,3 процента обращений посвящены вопросам международного права.
Обращения граждан рассматривались непосредственно Уполномоченным, сотрудниками аппарата, либо, по представлению Уполномоченного, компетентными государственными органами. Примерно по одной пятой от принятых в соответствии с Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" к производству жалоб нарушенные права граждан удалось восстановить немедленно. По остальным ведется работа.
В течение года Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, в министерства и ведомства Уполномоченным направлялась информация о случаях массового и грубого нарушения прав граждан, замечания и предложения по обеспечению прав человека, совершенствованию законодательства, правоприменительной практики и административных процедур. Многие из предложений Уполномоченного были поддержаны и реализованы на практике.
15 ноября 2001 года Уполномоченный выступил перед депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с докладом о состоянии прав человека в стране. Государственная Дума поддержала основные направления правозащитной деятельности Уполномоченного и поручила соответствующим комитетам активнее взаимодействовать с ним по вопросам законотворчества в области прав человека.
На заседании Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации был обсужден специальный доклад Уполномоченного "Права и возможности инвалидов в Российской Федерации".
Проблема обеспечения прав инвалидов является актуальной для России. Целесообразно провести парламентские слушания в Государственной Думе, специальное заседание Правительства Российской Федерации, коллегию Министерства труда и социального развития Российской Федерации, принять другие практические меры по улучшению положения этой категории граждан, которые не всегда имеют даже физические возможности самостоятельно защитить свои права. Специальный доклад "Права и возможности инвалидов в Российской Федерации" является приложением к представленному докладу о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2001 году.
Новой перспективной формой работы является организация совместных выездов Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в их избирательные округа. В 2001 году такая работа была проведена по предложению депутатов Государственной Думы А.М. Буратаевой (Республика Калмыкия) и В.И. Шандыбина (Брянская область).
Более эффективным стало взаимодействие Уполномоченного с неправительственными правозащитными организациями по защите и восстановлению прав граждан. В мае 2001 года Уполномоченный и Председатель Московской Хельсинкской группы Л.М. Алексеева совершили поездку в Республику Марий Эл. Правозащитники посетили следственный изолятор, республиканское Управление исполнения наказаний, детский дом, городскую больницу, провели прием граждан. На месте был принят ряд решений в защиту прав и законных интересов граждан.
В 2001 году аппаратом Уполномоченного проведены "горячие телефонные линии" по таким проблемам, как: социальная защита граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы; соблюдение и восстановление прав беженцев, вынужденных переселенцев и лиц, ищущих убежище в Российской Федерации; обеспечение жильем военнослужащих, уволенных с военной службы; защита прав и законных интересов детей.
Сотрудники аппарата Уполномоченного дали свыше 15 тыс. юридических консультаций по телефону, в ходе которых гражданам разъяснялись формы, методы и способы защиты прав человека, в частности, сообщалось, в какие административные, судебные и другие органы они вправе обращаться по тем или иным вопросам.
Осуществлялась также подготовка, издание и распространение периодических информационных материалов, просветительской литературы по проблемам прав и свобод человека и гражданина.
В 2001 году в Республике Калмыкия, в Амурской, Калининградской, Кемеровской, Липецкой, Московской, Пермской и Самарской областях были назначены и приступили к работе уполномоченные по правам человека. Таким образом, уже в 18 субъектах Российской Федерации учреждена эта должность.
Все уполномоченные по правам человека, действующие в настоящее время в России, обратились в ходе проведения в октябре 2001 года в г. Смоленске "круглого стола" к Президенту Российской Федерации В.В. Путину. Они подчеркнули, что видят смысл и назначение данного института в укреплении доверия граждан к государству, обеспечении цивилизованных методов решения проблем по защите прав человека. Новый правозащитный институт не противостоит государственным органам, а конструктивно сотрудничает с ними, способствует деятельности Президента как гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.
Вместе с тем в работе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации есть проблемы, которые невозможно решить без участия Президента. Необходима поддержка в вопросах законодательного обеспечения данного института, учреждение аналогичной должности во всех субъектах Федерации, более тесное взаимодействие Президента с Федеральным Уполномоченным.
Согласно статье 103 Конституции Российской Федерации лишь три руководителя федеральных структур назначаются на должность и освобождаются от нее палатой российского парламента - Государственной Думой. Это Председатель Центрального банка Российской Федерации, председатель Счетной палаты Российской Федерации и Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.
В России множество государственных структур. Но отношение к ним высоких властей различно. На одних обрушивается "золотой дождь", другие находятся в положении изгоев. К последним относится аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Четыре года нет отдельного здания, удобного для граждан и работы аппарата. Четыре года нет Указа Президента Российской Федерации о медицинском, социальном и ином обеспечении Уполномоченного и работников рабочего аппарата. Защищая граждан, мы тоже должны быть защищены.
Получили дальнейшее развитие деловые контакты Уполномоченного с российскими и международными правозащитными организациями, национальными омбудсманами государств - участников Содружества Независимых Государств, стран Балтии и дальнего зарубежья.
В 2001 году в российском правозащитном движении произошли три важных события.
В январе состоялся Всероссийский чрезвычайный съезд в защиту прав человека. В его работе приняли участие представители 350 крупнейших правозащитных организаций из разных регионов страны. Уполномоченный выступил перед участниками съезда, отметив необходимость государственной поддержки инициатив неправительственных правозащитных организаций.
Заметным событием стала международная конференция "5-летие России в Совете Европы и 25-летие Московской Хельсинкской группы", прошедшая 14 - 15 мая в г. Москве по предложению Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Председателя Московской Хельсинкской группы Л.М. Алексеевой.
19 - 21 ноября по инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина состоялся Гражданский форум, который стал знаковым событием для правозащитного движения, подтвердив курс России на строительство демократического правового государства и гражданского общества.
В 2001 году между Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и Защитником прав граждан Республики Польша подписан Меморандум о сотрудничестве. Соглашения заключены также с Национальной комиссией по правам человека Мексики, Центром по правам человека Республики Молдова, Региональным представительством Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев в Российской Федерации, с Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, рядом российских неправительственных правозащитных организаций.
Вместе с тем положение с правами человека в Российской Федерации вызывает глубокую озабоченность.
Обобщение итогов рассмотрения поступивших Уполномоченному в 2001 году жалоб и обращений граждан на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих свидетельствует о том, что в стране происходят нарушения экономических, социальных, культурных, гражданских и политических прав.
Положение с правами человека в Чеченской Республике в настоящее время остается крайне сложным. Проблема Чечни - это проблема всей России. Без ее решения, без экономического, социального, культурного и нравственного возрождения Чеченской Республики очаг противоречий будет тлеть на юге российского государства, угрожая безопасности и стабильности.
Россия оказалась в первых рядах борьбы с международным терроризмом. В Чеченской Республике погибают мирные жители, старики, женщины, дети, российские военнослужащие. Десятки тысяч беженцев вынуждены проводить уже третью зиму в палаточных городках.
Главное сегодня - это завершение контртеррористической операции, прекращение огня, бессмысленных действий боевиков, осуществление мер, направленных на обеспечение безопасности, доверия и стабильности в Чечне и окружающих ее регионах при безусловном привлечении к судебной ответственности всех лиц, совершивших преступления. Необходимо продолжить работу по восстановлению разрушенной войной экономики республики, широкомасштабному строительству жилья, медицинских, учебных, культурных учреждений. Должны охраняться и восстанавливаться мечети и храмы, принадлежащие различным конфессиям. Целесообразно введение специальных программ социальной реабилитации пострадавших от войны мирных жителей и, в первую очередь, молодежи.
Не менее важны целенаправленные усилия по строительству в Чечне институтов демократии, проведение выборов и создание представительного органа, который отражал бы интересы всех слоев чеченского общества и мог бы сформулировать в соответствии с Конституцией Российской Федерации основополагающие подходы к модели государственной власти в Чеченской Республике.
Осуществление этих действий невозможно без объединения усилий всех, кому дороги мир и порядок в Чечне и во всей России. Гуманистическая религия ислама не может являться предлогом для продолжения братоубийственной войны. Истинно верующим необходимо сплотиться и делать все возможное для страдающих и обездоленных. Для того чтобы на территории многострадальной Чеченской Республики восторжествовал конституционный порядок и права человека были защищены, необходимо осуществление неординарных мер, поддержанных мировым и европейским сообществом.
Согласно Конституции, Российская Федерация является социальным государством. Социальное государство - это государство, которое заботится о своих гражданах, создает им благоприятные условия для жизни. Но, к сожалению, Россия таковым пока не является. Около 40 процентов населения страны имеет доход ниже прожиточного минимума. Заработная плата и пенсии, даже если они и выплачиваются вовремя, настолько малы, что не обеспечивают нормальной жизни. Проблемы защиты экономических и социальных прав граждан России были ключевыми темами ежегодных докладов о деятельности Уполномоченного в 1998, 1999 и 2000 годах. Приходится констатировать, что многие вопросы обеспечения этих прав до сих пор не

РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 11.03.2002 n 280-р <О ПРОГРАММЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ КАТАСТРОФЫ В РАМКАХ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА НА 2002 - 2005 ГОДЫ>  »
Постановления и Указы »
Читайте также